Научная статья на тему 'Категория времени в теоретических концепциях архитекторов'

Категория времени в теоретических концепциях архитекторов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
217
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / АРХИТЕКТУРА / ФАКТОР ВРЕМЕНИ / ТЕОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / АРХИТЕКТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TIME / ARCHITECTURE / TEMPORAL FACTOR / ARCHITECTURE THEORY / ARCHITECTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Журавлев М. Ю.

Центральное место в исследовании отводится проблеме времени в архитектуре: формулируется парадокс почти полного его отсутствия в инструментарии архитектора и теоретических основаниях архитектуры. Рассматривается вопрос об участии категории времени в качестве фактора в архитектурной деятельности. Выявляются источники и пути проникновения понятия «время» в список объектов архитектурной теории. Восстанавливается хронология развития вопроса. Проводится анализ высказываний мастеров архитектуры на тему времени, тем самым определяется ряд возможных направлений исследований в данной области архитектурной науки. Выясняется глубина теоретического и практического освоения темы на современном этапе развития архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The category of time in theoretical conceptions of architects

The reason for choosing the topic of «time» in architecture for the study was the paradox of its absence among research subjects of architectural theory. Meanwhile such fundamental notions as space and time have great significance as categories and are attributes of Being. Space as the object of arrangement and as a factor influencing building construction has its place in the structure of architectural knowledge. As far as time is almost completely absent in it. The range of the scientific problems considered in the article is as follows. The source of knowledge about time in architectural science is explored. The chronological development of the aspect in question in theoretical and practical works is described. Through analysis of quotations of architects and people employed in correspondent fields the conclusion on the content of concepts and ideas relating to time in architectural activities is made. Possible directions for further studying are defined including urban development, design, perception and evaluation of architectural environment, history of architecture, architectural projection. Current condition in the field under consideration is analyzed and the depth of theoretical and practical elaboration of the question in modern science is determined.

Текст научной работы на тему «Категория времени в теоретических концепциях архитекторов»

7\ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ

И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 72.01

Журавлев М.Ю. - ассистент

E-mail: mihail zhuravlev@inbox.ru

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 443001, Россия, Самара, ул. Молодогвардейская, 194

Категория времени в теоретических концепциях архитекторов

Аннотация

Центральное место в исследовании отводится проблеме времени в архитектуре: формулируется парадокс почти полного его отсутствия в инструментарии архитектора и теоретических основаниях архитектуры. Рассматривается вопрос об участии категории времени в качестве фактора в архитектурной деятельности. Выявляются источники и пути проникновения понятия «время» в список объектов архитектурной теории.

Восстанавливается хронология развития вопроса. Проводится анализ высказываний мастеров архитектуры на тему времени, тем самым определяется ряд возможных направлений исследований в данной области архитектурной науки. Выясняется глубина теоретического и практического освоения темы на современном этапе развития архитектуры.

Ключевые слова: время, архитектура, фактор времени, теория архитектуры, архитектурная деятельность.

Такие понятия, как пространство и время, носят фундаментальный характер. Они являются атрибутами бытия и вследствие этого приобретают категориальный масштаб. Но из них только пространство из века в век находится среди предметов архитектурной деятельности. Такое состояние дел отражает и архитектурная наука - ею постулируется, что зодчий организует именно пространство. Но как обстоит дело с другой категорией -временем? Какое место занимает оно структуре архитектурного знания? И каковы общие тенденции в эволюции этого вопроса? Эти проблемы, безусловно, требуют своего изучения.

Прежде чем начать рассмотрение упоминаний мастеров архитектуры о проявлении времени в их профессиональной деятельности, стоит отметить, что не только время, но и вопрос о действии фактора времени на архитектуру не входил в число основных вопросов архитектурной науки. Более того, эта категория лишь изредка фигурирует в концепциях зодчих. Такие случаи единичны. Тем более необходимым представляется подобное исследование.

Также стоит сказать, что теории архитектуры перечисление упоминаний времени в трудах и высказываниях архитекторов послужит не только с точки зрения простой статистики. Эти высказывания отчасти зададут направление дальнейшего исследования. Подскажут, в каких областях следует искать феномены проявления фактора времени.

Если в случае такого способа получения знаний, как философия, категория времени постоянно на протяжении тысячелетий стоит среди важнейших тем, то в архитектуре этот вопрос стал изредка подниматься лишь в ХХ веке. Нужно сказать, что воззрения архитекторов на этот счет, как правило, не носили характер концепций и, тем более, научных теорий. Исходя из этого, здесь придется обращаться к отдельным высказываниям.

Наиболее вероятно, что обращение ко времени в архитектурной среде стало возможным вследствие обращений к нему в среде смежных наук. К началу XX века время стало учитываться в экономике, строительстве, искусствоведении и мн. др. В своей книге «The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators» один из ведущих британских специалистов в области городского менеджмента Чарльз Лэндри (Charles Landry) говорит о новом импульсе изучения времени именно в этот исторический период [1, с. 61-63]. Он связывает это с переходом от «цикличного» доиндустриального времени к «линейному» времени индустриального общества, отмечая, что и время XXI столетия разительно отличается от времени XX века. Поднимается вопрос: смогут ли эти модели времени, выработанные исходя из прежних потребностей, также хорошо послужить и в условиях подвижной и быстрой

постиндустриальной городской жизни. Именно во времени авторы сборника «The Time Squeeze», посвященного темпоральным проблемам современного общества, видят опорную, объединяющую, стабилизирующую функцию; здесь [2, с. 24-25] говорится:

«Нам всегда нужны надежные ритмы для поддержания в равновесии в переменчивом мире... »

Ч. Лэндри указывает на эффект уплотнения субъективно воспринимаемого времени вследствие повышения интенсивности городской жизни. Он так объясняет это явление [1, с. 61]: «Новая ментальная география неустойчива - слишком много информации упаковано на коротких отрезках времени. Мобильность все больше уплотняет время, заставляя переживать его физически... Далекие места кажутся ближе, так как нужно меньше времени, чтобы до них добраться».

Там же автор обращает внимание на то, что, как и к пространству, ко времени нужно подходить, принимая в расчет его ценность. Оно преподносится в суждениях британца в качестве ресурса, который можно тратить или экономить, а также как инструмент дифференциации:

«Время - это экономический предмет потребления, своеобразная форма капитала. Мы не можем себе позволить растрачивать его попусту, даже в городской толчее, по дороге на работу. Оно отражает и другие аспекты разделения общества: бедным приходится без конца убивать свободное время, а богатым, напротив, никак не хватает времени, чтобы в полной мере насладиться своим достатком. Умение использовать время, а не просто заполнять его имеет первостепенное значение... »

Намечая новое направление мысли - в сторону тематики устойчивого развития, Лэндри поддерживает тезис о стабилизирующей роли времени. Именно устойчивость он считает необходимым принять за одно из непременных условий развития общества [1, с. 61-62]:

« Устойчивое развитие - ключевая концепция нашей эпохи. Она создает нам новые возможности интерпретации всего происходящего в мире, заставляет нас думать о наследии, о справедливости по отношению к последующим поколениям. Эта концепция постулирует необходимость учитывать потребности будущих поколений при удовлетворении наших текущих потребностей».

Эволюция цивилизации, общества, история культуры и науки, история архитектуры - в таком опосредованном виде историческое время все же входило в круг интересов теоретиков архитектуры. И примеров обращения к этой стороне предмета, пожалуй, больше, чем к какой-либо другой. Тему исторического подхода поддерживает критик и историк архитектуры Зигфрид Гидион (Sigfried Giedion). В своей работе «Space, Time & Architecture» он пишет [3, с. 42]:

«Мы хотим узнать, каким образом мы пришли к пониманию современной нам архитектуры. Для этого надо иметь представление об архитектурном наследии прошлого».

Он же намечает еще одно направление, которое позволяет Гидиону, как и некоторым другим авторам, рассматривать архитектуру как своего рода знак времени, точнее говоря, как символ определенной исторической эпохи [3, с. 39]:

«Архитектура дает безошибочное представление о том, что действительно происходило в определенный период».

Первая заповедь величайшего архитектора своего времени, Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright) гласит [4]:

«Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своём роде и в своё время».

Тесная связь архитектуры и ее исторического контекста не подлежит сомнению. Итальянский архитектор Альдо Росси (Aldo Rossi), ставший лауреатом крупнейшей в области архитектуры Прицкеровской премии (1990), полагает, что не пространственная характеристика, не место, а именно временная (историческая) компонента характеризует архитектуру (в данном случае стиль). Однажды он с резкостью так высказался на этот счет [4]:

«Клевещущие критики глупы, потому что «фашистской архитектуры» не существует. Существует архитектура фашистского периода, итальянская или немецкая, точно так же, существует архитектура сталинского периода».

Основоположник абстракционизма, выдающийся российский теоретик изобразительного искусства, преподаватель немецкой школы «Bauhaus» Василий Кандинский добавляет о специфике взаимоотношений эпохи и искусства [5, с. 333]:

«Взаимосвязи истории искусства «с историей культуры» (куда входит и раздел о бескультурье) основаны, условно говоря, на трех положениях:

Искусство подчиняется времени -

Либо время обладает силой и полнотой содержания, и столь же сильное и полноправное искусство без принуждения идет в ногу со временем, или

Время сильно, но содержательно разобщено и слабое искусство подчиняется этой разобщенности.

Искусство по различным причинам противостоит и противоречит времени в своих проявлениях...

Искусство выходит за пределы, в которые его хотело бы втиснуть время, и выражает содержание будущего».

Поддерживая тему историзма и преемственности, доктор архитектуры, Ирина Антоновна Иодо подчеркивает [6, с. 26], что и «на любом уровне градостроительного проектирования необходимо учитывать устойчивость и изменяемость пространственных форм и материальных элементов среды, взаимодействие последовательных этапов их развития, что проявляется в преемственности». Этим высказыванием намечается очередной вектор возможных исследований в области проявления времени. И эта область - градостроительство.

Зигфрид Гидион дополняет идею внимательного изучения явления развития и устанавливает связь между историзмом и градостроительством [3, с. 44], считая несомненным, что «лишь весь организм города в целом дает представление об уровне архитектурных познаний в данный период». «Осознать с позиций не только настоящего, но и будущего такие сложные пространственные формы, как город или регион, можно только на основе глубокого и широкого изучения процесса становления во времени основных качественных и количественных характеристик пространства...», - продолжает эту тему И.А. Иодо [6, с. 25].

К упоминанию времени в своих творческих и научных идеях также прибегали те архитекторы, которые занимались проблематикой реконструкции и реставрации, сохранения и восстановления архитектурного наследия. Среди них американский градостроитель, теоретик архитектуры, автор таких знаменательных трудов, как «The Image of the City» (1960) и «What Time is This Place?» (1972), известный специалист по проблемам теории зрительного восприятия города, Кевин Линч (Kevin Lynch). С уверенностью можно сказать, что в области рассмотрения времени как фактора, оказывающего свое влияние на архитектуру, он достиг наибольшей глубины. В данном случае он пишет [7, с. 150-151, 153]:

«Коль скоро часть прошлого сохранена как нечто хорошее, есть надежда, что и будущее сохранит настоящее... Прошлое если это далекое прошлое может даже специально культивироваться как объяснение и оправдание настоящего... ».

Обращение к прошлому видится Линчем в качестве инструмента, архитектурного приема. «Покрываясь шрамами прошлого, - говорит он, - ландшафт набирает эмоциональную глубину.». Операции со вниманием пользователя, его направление в сторону прошлого или будущего, сосредоточение на определенном времени, отсылка к конкретному периоду, а значит, и к обстоятельствам, связанным с этим временем - таковы возможные формы участия времени в реконструкции и сохранении архитектурной среды. Набор этих приемов является мощным средством воздействия на восприятие искусственного ландшафта в широком смысле слова. Позже автор замечает [7, с. 200]:

«Возможности выражения времени через ландшафт почти не раскрыты, а соответствующие приемы малоизвестны».

Если заходит речь о приемах, то, следовательно, приходится говорить и об архитектурном проектировании, потому как этот род деятельности является той областью, где используются данные приемы. Действительно, суждения авторов на тему архитектурного проектирования редко, но содержат упоминания о таком факторе, как время. И снова Кевин Линч в этом отношении стоит в авангарде. В своих размышлениях [7, с. 169] он постепенно приходит к тому, что в творческой деятельности зодчего возможен, выражаясь современным языком, темпоральный подход:

«В отдельных случаях мы можем нуждаться в управлении или регулировании расписания фаз деятельности в качестве элемента проектного решения».

Критик подходит к этим соображениям вот с какой стороны. Сперва Линч отмечает, что до недавнего времени проектирование среды было сосредоточено на стабильных «устройствах»: земле, дорогах, зданиях. Но человеческая деятельность, протекающая среди этих устройств, имеет равную, если не большую по сравнению с ними, значимость в определении качества места. На основании этого умозаключения проектирование предметов было расширено и охватило проектирование форм поведения и вещей в пространстве, став пространственным проектированием [7, с. 168]. «Но если в игру включается поведение, - рассуждает автор, - то проектирование должно иметь дело не только с пространственным, но и с временным рисунком, превращаясь в искусство управления меняющейся формой предметов и устойчивыми рисунками поведения людей во времени и пространстве одновременно». И наконец предлагается вывод:

«Распределение действия во времени влияет на функционирование места и его стиль не менее, чем размещение этого действия»

Говоря о потребности применения временного проектирования, Линч также высказывается [7, с. 168] о современном состоянии дел в этом секторе методологии:

«В целом распределение во времени осуществляется все еще от случая к случаю». Своими суждениями он указывает на то, что это направление, безусловно, является актуальным, но остается неисследованным.

Существуют публикации, представляющие собой общий срез культурной мысли в конкретный период времени. К таким, например, относится журнал «Курьер ЮНЕСКО». В 1985 году один из его номеров был полностью посвящен архитектуре - современному на тот момент этапу ее развития. Крупнейшие архитекторы современности высказывали здесь свои идеи. Среди них: Оскар Нимейер [8], Хасан Фатхи [9], Кэндзо Тангэ [10]. Интересно, что почти каждый заголовок номера содержит информацию о времени: «Время жить.», «Жилище завтра», «Город 2000 года», «Меняющийся облик Каира», «ЮНЕСКО и сохранение старого Каира», «Бурный рост городов», «Возвращение к традициям». Во всех этих примерах налицо наличие временной компоненты, при этом именно на нее делается акцент. Но вместе с тем, изучение содержания работ позволяет заключить, что в данном случае время воспринимается архитекторами только «подсознательно» и оно - само по себе или во взаимодействии с архитектурой - не является предметом их научных концепций. Таким образом, можно говорить, что и к концу ХХ века этот вопрос не нашел своего внимательного исследователя.

Именно с недостатком научной проработки соглашаются и авторы книги, вышедшей в начале XXI века под названием «Time-based Architecture: Architecture Able to Withstand Changes Through Time» [11]. Она посвящена архитектурным сооружениям, способным к изменениям во времени - реагирующим на перемены в окружающих условиях. При этом способы реакции могут быть совершенно различны: от возможности перепланировки, до изменения светопропускания фасада в зависимости от времени суток.

В заглавии книги - термин, появившийся совсем недавно. Понятие «time-based architecture» можно перевести как «архитектура, основанная на времени», «повременная (изменяющаяся во времени) архитектура». В настоящее время в английском языке распространена аббревиатура «TBA», но первоначально (и в большинстве случаев теперь) это сокращение от «time-based arts». Термин, предложенный пионером видеоарта, британцем Дэвидом Холлом (David Hall) в 1972 году, обозначает виды современного искусства, основанные на изменениях во времени: саундарт, видеоарт, медиаперформанс и др. Вероятно, путем перефразирования из «time-based arts» (TBA) образовалось понятие «time-based architecture» (TbA). Таким образом, подтверждается высказанное ранее предположение о том, что знание о времени начало проникать в архитектуру из «соседних» областей знания.

По мнению одного из авторов, Бернара Люпэна (Bernard Leupen), то, чем для архитектора является линейка, для видеохудожника (режиссера, сценариста, монтажера и т. д.) - временная шкала. Она дает основное измерение для его работы. «Поскольку проектировщикам зданий - людям, которых принято называть архитекторами -приходится иметь дело с аспектами времени, временная ориентация также может стать актуальной для архитекторов», - пишет он, затем дополняя, что время становится важной составляющей процесса проектирования [11, с. 15].

Данная книга является, пожалуй, единственным в своем роде изданием. Его авторы рассматривают реализованные проекты. Они выступают в качестве эмпирического материала для исследований феноменов учета архитекторами фактора времени. Одним из первых

примеров использования такого подхода является жилой дом, построенный в 1930-х гг. по проекту голландского архитектора Джо ван ден Брука (Jo van den Broek). Использование дома проходило по разным режимам: днем и ночью. Другой же знаменитый голландский архитектор и дизайнер Март Стам (Mart Stam) разработал схемы, иллюстрирующие способы использования комнат этого дома отдельно в дневное и ночное время. Схема, разработанная в 1992 г. Рэмом Колхасом (Rem Koolhaas) для новой застройки в Йокогаме, была основана на том же принципе [12]. В этих примерах использован метод распределения процессов во времени для решения проблемы недостатка пространства. Иной подход, по мнению Б. Люпэна, был продемонстрирован в 1964 г. Седриком Прайсом (Cedric Price), влиятельным английским архитектором и теоретиком. Проект «Potteries Thinkbelt» предусматривал расположение места размещения высшего образования на участке бывших гончарных заводов [13]. Гибкость была обеспечена расположением классных комнат подобно железнодорожным вагонам. Работа, проделанная Прайсом в 1960-ых, вдохновила авторов целого ряда проектов, связанных с подвижными зданиями: например, один из проектов группы Archigram «Шагающий город» («Walking City»).

Так, по мнению составителей книги «Time-based Architecture», делались первые шаги в освоении времени в архитектуре.

Завершая описание источника, необходимо сказать, что это издание - самая целенаправленная попытка изучить данный вопрос. Анализ этой книги - а она вышла в 2005 г. - позволяет судить о современном состоянии дел в области исследования фактора времени в архитектуре.

Конечно, ставя своей задачей широкое и полное изучение характеристик отношения времени и архитектуры, следует иметь в виду весь научный путь, пройденный ранее. Он послужит методологической опорой будущим исследованиям. В результате анализа истории рассмотрения архитекторами понятия «время» и содержания их редких теоретических идей на этот счет, представляется возможным сделать выводы о том, какие стороны вопроса требуют изучения. В этой теме таковых - большинство. И перед исследователем открывается широкий простор для творчества.

На протяжении всей истории развития архитектурной науки время как самостоятельное понятие почти не фигурировало в ее тезисах. В XX веке, в силу изменения социокультурных условий, оно постепенно стало проникать в теоретические концепции все большего числа научных и творческих дисциплин. Этот процесс оказал влияние на появление такого понятия, как время, в некоторых высказываниях теоретиков; затем, к середине столетия, увидели свет единичные проекты, в работе над которыми время воспринималось сознательно; и лишь на рубеже веков стали предприниматься робкие попытки научного описания проявления времени как фактора проектирования. Редкие исследования на эту тему слабо систематизированы, ограничены отдельными узкими аспектами вопроса и носят скорее эвристический характер. Необходимо также отметить, что данная научная непроработанность не касается такого проявления времени в архитектуре, как историзм.

Список литературы

1. Landry Ch. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. - Milton Keynes: Earthscan Ltd., 2008. - 2nd Edition. - 300 p.

2. Wilkinson H. The Time Squeeze. - London: Demos Quarterly, 1995. - 191 p.

3. Гидион З. Пространство, время, архитектура / ред. Копелянский Д.Г. / пер. с нем. Леонене М.В., Чернь И.Л. Изд. 2-е, испр. - М.: Стройиздат, 1977.: - 567 с.

4. Прокуратов А.Ю. Архитектура и революция // Проектирование и строительство

гражданских зданий. Сайт Александра Прокуратова 2011. 8 ноября.

URL: http://konstr.narod.ru/A R.htm (дата обращения: 3.12.2011).

5. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2001. - 560 с.

6. Иодо И.А. Основы градостроительства (теория, методология). Мн.: Выш. школа, 1983.

7. Линч К. Образ города / ред. Иконников А.В. / пер. Глазычев В.Л. - М.: Стройиздат, 1982. - 328 с.

8. Немейер О. Город 2000 года // Курьер ЮНЕСКО, 1985, № 4.

9. Фатхи Х. Меняющийся облик Каира // Курьер ЮНЕСКО, 1985, № 4.

10. Тангэ К. Архитектура и город // Курьер ЮНЕСКО, 1985, № 4.

11. Leupen B. Time-based Architecture: Architecture Able to Withstand Changes Through Time. - Rotterdam: 010 Publishers, 2005. - 272 p.

12. Koolhaas R. Yokohama Masterplan // Веб-узел архитектурного бюро «OMA». - OMA. URL: http://oma.eu/projects/ 1992/yokohama-masterplan (дата обращения: 15.06. 2012).

13. Mathews S. Cedric Price and the architecture of 'calculated uncertainty': The Fun Palace and Potteries Thinkbelt (doctoral dissertation). - New York: Columbia University, 2001.

Zhuravlev M.Yu. - assistant E-mail: mihail zhuravlev@inbox.ru

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

The organization address: 443001, Russia, Samara, Molodogvardeyskaya St., 194

The category of time in theoretical conceptions of architects

Resume

The reason for choosing the topic of «time» in architecture for the study was the paradox of its absence among research subjects of architectural theory. Meanwhile such fundamental notions as space and time have great significance as categories and are attributes of Being. Space as the object of arrangement and as a factor influencing building construction has its place in the structure of architectural knowledge. As far as time is almost completely absent in it.

The range of the scientific problems considered in the article is as follows. The source of knowledge about time in architectural science is explored. The chronological development of the aspect in question in theoretical and practical works is described. Through analysis of quotations of architects and people employed in correspondent fields the conclusion on the content of concepts and ideas relating to time in architectural activities is made. Possible directions for further studying are defined including urban development, design, perception and evaluation of architectural environment, history of architecture, architectural projection. Current condition in the field under consideration is analyzed and the depth of theoretical and practical elaboration of the question in modern science is determined.

Keywords: time, architecture, temporal factor, architecture theory, architectural activity.

References

1. Landry Ch. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. - Milton Keynes: Earthscan Ltd., 2008. 2-nd Edition. - 300 p.

2. Wilkinson H. The Time Squeeze. - London: Demos Quarterly, 1995. - 191 p.

3. Giedion S. Space, time, architecture. - 2-nd Edition. - M.: Stroyizdat, 1977. - 567 p.

4. Prokuratov A.Yu. Architecture and Revolution // Civil building engineering. Website of Alexander Prokuratov 2011. 8 nov. URL: http://konstr.narod.ru/A R.htm (reference date: 3.12.2011).

5. Kandinsky W. Point and Line To Plane. - St. Petersburg: Azbuka, 2001. - 560 p.

6. Iodo I.A. Fundamentals of Urban Planning (theory, methodology). - Minsk: Vyshaya shkola, 1983. - 199 p.

7. Lynch K. The Image of the City. - M.: Stroyizdat, 1982. - 328 p.

8. Niemeyer O. City in 2000 // The UNESCO Courier, 1985, no. 4.

9. Fathy H. The Changing Face of Cairo // The UNESCO Courier, 1985, no. 4.

10. Tange K. Architecture and City // The UNESCO Courier, 1985, no. 4.

11. Leupen B. Time-based Architecture: Architecture Able to Withstand Changes Through Time. - Rotterdam: 010 Publishers, 2005. - 272 p.

12. Koolhaas R. Yokohama Masterplan // The Website of the architectural bureau «OMA». -OMA. URL: http://oma.eu/proj ects/1992/yokohama-masterplan (reference date: 15.06. 2012).

13. Mathews S. Cedric Price and the architecture of «calculated uncertainty»: The Fun Palace and Potteries Thinkbelt (doctoral dissertation). - New York: Columbia University, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.