Научная статья на тему 'Категория времени в художественных текстах А. Ахматовой'

Категория времени в художественных текстах А. Ахматовой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
274
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ / А. АХМАТОВА / СТИЛЬ / ВРЕМЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ / СТИХОТВОРЕНИЕ / ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / POETRY / A. AKHMATOVA / STYLE / TIME / ARTISTIC SPEECH / POEM / PHILOSOPHICAL CATEGORY / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тугаева Марина Анатольевна

Категория времени в художественных текстах А. Ахматовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Category of time in A. Akhmatova's artistic texts

The article is devoted to identifying the role of the philosophical category of time in the structure of the artistic texts of the poems of Anna Akhmatova. The purpose of the work is to compare the artistic speech with the everyday speech in order to give semantic and graphic characteristics of the temporal relations of the poetic text as a reflection of the artistic style of the author. The material of the study included verses and poems of Anna Akhmatova from different periods of creativity. The article is based on contextual, comparative and descriptive research methods. Some features of Akhmatova's poetic system of syntax are identified, associated with brevity and fragmentation of phrases, weakening of the verb, which gives the syntax conciseness and laconicism. The means of enhancing the expressiveness of A. Akhmatova's writing are repetitions, parallelisms, rhetorical questions, interstitial exclamations, expressive particles, repeating conjunctions, metaphors and other figures of poetic syntax that, in the artistic perception of man, transform ontological time as a form of physical reality in artistic time as a form of aesthetic reality. The results of the study are both of theoretical (the study of the individual manner of the author, the functioning of artistic speech) and practical significance, determined by the interrelation of the two branches of philology (literary criticism and linguistics) with the theory and practice of teaching national literature in secondary and higher education.

Текст научной работы на тему «Категория времени в художественных текстах А. Ахматовой»

УДК 821.161.1:115 ББК 83.3(2=Рус) Т 81

Тугаева М.А.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры, директор, главный редактор газеты «<Юг Times», e-mail: [email protected]

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ А. АХМАТОВОЙ

(Рецензирована)

Аннотация:

Анализируется роль философской категории времени в структуре художественных текстов стихотворений Анны Ахматовой с целью дать семантико-изобразительные характеристики временных соотношений поэтического текста как отражения художественного стиля автора, основываясь на сопоставлении художественной речи с речью обыденной. Материалом исследования послужили стихотворения и поэмы разных периодов творчества. Контекстуальный, сравнительно-описательный методы исследования позволили выявить некоторые особенности поэтического строя синтаксиса Ахматовой: краткость и дробность фраз, ослабление глагола, что придает синтаксису сжатость и лаконизм. Средствами усиления экспрессивной выразительности стиха А. Ахматовой становятся повторы, параллелизмы, риторические вопросы, междометные восклицания, экспрессивные частицы, повторяющиеся союзы, метафоры и другие фигуры поэтического синтаксиса, которые в художественном восприятии индивида преобразуют онтологическое время как форму физической реальности, а в художественное время как эстетическую форму. Результаты исследования имеют как теоретическую, так и практическую значимость, определяемую взаимосвязью двух отраслей филологии (литературоведения и лингвистики) с теорией и практикой преподавания отечественной словесности в среднем и высшем звеньях образования. Ключевые слова:

Поэзия, А. Ахматова, стиль, время, художественная речь, стихотворение, философская категория, интерпретация.

Tugaeva M.A.

Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Musicology, Composition and Methods of Music Education, Krasnodar State Institute of Culture, e-mail: [email protected]

CATEGORY OF TIME IN A. AKHMATOVA'S ARTISTIC TEXTS

Abstract:

The article is devoted to identifying the role of the philosophical category of time in the structure of the artistic texts of the poems of Anna Akhmatova. The

purpose of the work is to compare the artistic speech with the everyday speech in order to give semantic and graphic characteristics of the temporal relations of the poetic text as a reflection of the artistic style of the author. The material of the study included verses and poems of Anna Akhmatova from different periods of creativity. The article is based on contextual, comparative and descriptive research methods. Some features of Akhmatova's poetic system of syntax are identified, associated with brevity and fragmentation of phrases, weakening of the verb, which gives the syntax conciseness and laconicism. The means of enhancing the expressiveness of A. Akhmatova's writing are repetitions, parallelisms, rhetorical questions, interstitial exclamations, expressive particles, repeating conjunctions, metaphors and other figures of poetic syntax that, in the artistic perception of man, transform ontological time as a form of physical reality in artistic time as a form of aesthetic reality. The results of the study are both of theoretical (the study of the individual manner of the author, the functioning of artistic speech) and practical significance, determined by the interrelation of the two branches of philology (literary criticism and linguistics) with the theory and practice of teaching national literature in secondary and higher education.

Keywords:

Poetry, A. Akhmatova, style, time, artistic speech, poem, philosophical category, interpretation.

Одной из примечательных особенностей художественной речи является необходимость сотворчества читателя. Глубина и адекватность усвоения реципиентом художественного произведения зависят не только от талантливости автора и его творения, но и от подготовленности самого читателя, его знаний, переживаний, настроения, от обстоятельств получения сообщения. Оценивая то или иное произведение искусства, воспринимающий субъект должен домыслить, завершить для себя изображение, обнаружить скрытые в нем смыслы, иначе говоря, интерпретировать. Причем интерпретаций может быть столько же, сколько и читателей, поскольку восприятие индивидуально, кроме того, оно не всегда совпадает с восприятием самого автора. Отметим, что и А. Ахматова соглашается с неодинаковостью толкования разными реципиентами одного и того же произведения, которое, кроме того, в процессе своей исторической жизни может различно истолковываться разными поколениями читателей. Следует также подчеркнуть особую значимость читателя для бесконечной жизни художественного произведения.

Категория времени рассматривается в разных науках (философии, культурологии, истории, искусствоведении) и в преломлении к многообразным видам искусств: архитектуре [1], литературе [2,3], музыке [4,5,6]. Так, в музыкальной науке категория времени анализируется во взаимосвязи с категорией пространства. На это указывает С. Мозгот в статье, посвященной исследованию концептов пространства и времени в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане...». Определяя цель исследования как «...показать взаимодействие литературной и музыкальной составляющих в концептах Пространства и Времени», автор при помощи изучения интонационной драматургии оперы выявляет индивидуально-авторские концепты и средства их воплощения в музыке [6: 158].

Пространство и время - основные, фундаментальные формы бытия мате-рии - в поэтической (художественной) речи могут получать не совсем адек-ватное, а то и вовсе неадекватное выражение и отражение. Отчасти это объяс-няется спецификой отличия художественного мира от мира объективного. В

естественной, объективной своей сущности время, в отвлечении от субъективного его восприятия человеком, континуально, непрерывно, бесконечно протяженно и бесконечно длительно. Это и есть реальное (физическое) время. В художественной же речи время в эстетических целях может трансформироваться: сжиматься, расширяться или растягиваться, прерываться, останавливаться, замедляться, ускоряться, забегать вперед, возвращаться назад, то есть в искусстве может совершаться то, что невозможно во временных координатах реального физического мира.

Все это наблюдается (и воспринимается как должное по законам искусства) в художественной речи. Поэтому в искусствоведении существуют понятия художественного времени. «Так называемое художественное время с его свойством необычайной «спрессованности» событий или, наоборот, их «растянутости», с его скачками вперед или назад, прерывистостью, отставанием, параллелизмом, остановкой, с его способностью синхронизировать, свести в единую «временную точку» разные, весьма отдаленные эпохи и т.п. возможно лишь в художественной речи, в художественном произведении» [7: 93].

Покажем на примерах поэтической речи А. Ахматовой, как и в каких языковых и поэтических формах предстает и материализуется категория времени, трансформированная философско-поэтической рефлексией человеческого восприятия и понимания в словесно-художественные произведения.

А. Ахматова тонко использует игру с художественным временем. Иногда поэт останавливает время текущих событий, чтобы затем вновь максимально ускорить движение времени. В стихотворении «Где, высокая, твой цыганенок...», автор жонглирует последовательностью протекания разновременных событий: Доля матери - светлая

пытка,/ Я достойна ее не была./ В белый рай растворилась калитка,/ Магдалина сыночка взяла. Наблюдаем параллелизм пространства: земля - «белый рай». И далее Ахматова забегает вперед: Каждый день мой - веселый, хороший,/ Заблудилась я в длинной весне, и опять останавливается: Только руки тоскуют по ноше,/ Только плач его слышу во сне. Затем говорит о будущем: Станет сердце тревожным и томным,/ И не помню тогда ничего, и тут же в настоящем: Всё брожу я по комнатам тёмным,/ Всё ищу колыбельку его [8: 99-100].

Или например: Сегодня мне письма не принесли:/ Забыл он написать, или уехал;/ Весна как трель серебряного смеха,/ Качаются в заливе корабли/... [8: 21] - действие происходит в настоящем времени, на это указывает слово с семантикой конкретного значения - «сегодня». В следующей строфе время возвращается назад, в белую зиму, где Он был со мной еще совсем недавно. И в последних строках стихотворения героиня снова в настоящем: Я слышу: легкий трепетный смычок... и буквально через пару строк время перемещается в будущее: И страшно мне, что сердце разорвется,/ Не допишу я этих нежных строк. У читателя же создается иллюзия, что все сказанное происходит в настоящем времени. Как видим, художественное время дискретно и разнонаправленно.

В стихотворении «Падение Берлина» время ускоряется: Я в два часа четыре долгих года/ Вновь прожила, дыханье затая [8: 51]. А вот в стихотворении, посвященном Блоку, время, по воле автора, забегает вперед: Но годы страшные пройдут,/ Ты снова будешь молод,/ И сохраним мы тайный холод/ Тебе отсчитанных минут [8: 32].

Проследим, как ускоряется время в цикле «Библейские стихи»: И он согласился за деву служить / Семь лет пастухом у Лавана./Рахиль! Для того, кто во власти твоей

/ Семь лет - словно семь ослепительных дней [2: 152]. Иакову семь лет показались семью днями, потому что он любил Рахиль. В «Северных элегиях», наоборот, время долго тянется: Пятнадцать лет - пятнадцатью веками/Гранитными как будто притворились [8: 262].

На протяжении многих стихотворений заметен параллелизм между наблюдаемым и осмысляемым, между чувствами лирического героя и физическим временем: Он длится без конца - янтарный, тяжкий день! [8: 7]. Время растягивается, потому что невозможна грусть, как тщетно ожиданье! Действительно, счастливый день проходит незаметно, а «тяжкому», порою кажется, нет конца. Здесь следует говорить о субъективном чувстве времени, так называемом психологическом(перцептуальном) времени, которое связано с восприятием и переживанием времени индивидом: время то «бежит», то «замедляется» в зависимости от тех или иных конкретных ситуаций и эмоциональных состояний человека. Аналогичный пример находим в цикле «Pro domo mea»: Забудут? -вот чем удивили!/ Меня забывали сто раз,/ Сто раз я лежала в могиле,/ Где, может быть, я и сейчас [8: 206], - Ахматова гиперболизирует события своей жизни, которые связаны с ее личными переживаниями. И другой пример: Я тридцать лет молчу [8: 265].

В художественной речи время может сводиться и к одному мгновению, как, например, в стихотворении «Памяти первого дня войны 1914г.»: Мы на сто лет состарились и это/ Тогда случилось в час один [8: 10б]. А через сорок лет поэт скажет: Прошло пять лет, - и зале-чилараны,/Жестокой нанесен—ные войной [8: 59] - и эти пять лет станут в стихах одним мгновением.

Поэтесса напоминает о временной дистанции, хотя и излагает события таким образом, будто они происходят на глазах читателя:

Полстолетья прошло,/ Я в беспамятстве дней/ Забывала теченье годов [8: 283] или: Тридцать лет ждала... [8: 265], Десять лет и год твоя подруга/ Не слыхала, как поет гроза [8: 40]. Сказанному придается значение актуальности момента речи.

Герои Ахматовой способны перемещаться из настоящего времени в прошлое и наоборот. Строки из «Поэмы без героя»: Я грозила ей (поэме - М.Т.) Звездной палатой/ И гнала на родной чердак,// В темноту, под Манфредовы ели,/ И на берег, где мертвый Шелли,/ Прямо в небо глядя, лежал, -/ И все жаворонки всего мира/ Разрывали бездну эфира/ И факел Георг держал [8: 340]. Здесь следует пояснить, что «Звездная палата» - тайное судилище в Англии, которое помещалось в зале, где на потолке было изображено звездное небо; под именем Георга скрывается лорд Байрон. Ахматова гнала свою поэму из настоящего в прошлое, невзирая на пространство и время, начиная от родного чердака, заканчивая берегами далекой Англии.

На всем протяжении ахматов-ских стихов наблюдается эстетизи-рованная хаотичность повествования. Часто стихи бессюжетны, как бы вневременны или панхроничны, поскольку в них нет фиксации последовательного хода событий. Для них не важен порядок слов, главное - состояние мига: Ты опоздал на много лет,/ Но все-таки тебе я рада [8,: 110]. Здесь слово опоздал употреблено не в буквальном смысле, а в переносном: чувства, быть может, уже не те, хотя прости, прости, что за тебя я слишком многих принимала. Или: Из памяти твоей я выну этот день... [8: 111]. Нет точной даты, к которой стянут сюжет, главное - напряженность, любовные переживания героини.

Иногда художественное время в стихах может перемежаться с календарным, как, например, в этой строфе: Ждала его напрасно много

лет./ Похоже это время на дремоту./ Но воссиял неугасимый свет/ Тому три года в Вербную субботу [8: 140], - неясно, сколько именно «много лет» пришлось ждать героине своего суженого, но совершенно очевидно, что «жених» появился три года назад. И таких примеров различных трансформаций времени у Ахматовой немало.

Таким образом, А. Ахматова стирает границы между иллюзорным временем художественного произведения и реальным временем поступка героя, осуществляя сложнейшую игру с пространственно-временным континуумом. Поэт над историей и одновременно овладевает временем во всех его измерениях. Поэт и живет во времени и возвышается над ним: И время прочь, и пространство прочь,/ Я все разглядела сквозь белую ночь [8: 269], - говорит Ахматова. Художественное время влито, впаяно в поэтическое мировоззрение А. Ахматовой. Благодаря умелой игре поэта с художественным временем, ахматовская поэзия становится не только оригинальной и глубоко философичной в эстетическом и лингвистическом смысле, но и, что удивительно, остается при этом откровенной, интимно-личной, близкой читателю.

В художественной речи А. Ахматовой доминирует категория аспек-туальности (внутреннее время) с ее составляющими: категорией длительности, статальности, лимита-тивности. Активно функционирует категория темпоральности (внешнее время), которая характеризуется частым переплетением относительной

и абсолютной ориентации, сменами «точек отсчета», вневременностью. Ахматова стирает границы между иллюзорным временем художественного произведения и реальным временем поступка героя, виртуозно осуществляя сложнейшую игру с пространственно-временным континуумом.

В поэтической речи А. Ахматовой реализованы следующие типы эстетических метаморфоз временного континуума:

- перемещение героев из настоящего времени в прошлое и наоборот;

- трансформации времени, связанные с мотивами трансцендентности и лирико-философского космизма;

- замедление, ускорение, остановка, сжатие времени, забегание его вперед, возвращение назад, прерывание, сведение к одному мгновению, гиперболизация времени.

Самым субъективным восприятием времени является его отражение в художественном творчестве. Указанные его трансформации служат эстетическим целям. Для искусства совсем неважно: правда это или нет, так как правда факта и правда искусства - разные вещи. Правда искусства может быть ярче, острей и понятнее правды факта, правды самой жизни. В этом одно из главных назначений поэзии. Как видим, различие между объективным временем и рефлективным (в том числе и грамматическим) существенно. Но оба типа времени неразрывны: второй тип вторичен и был бы невозможен без первого.

Примечания:

1. Журавлев М.Ю. Категория времени в архитектуре: дис. ... канд. архитектуры. Самара, 2016. 229 с.

2. Булаева А.Е. Категория времени в произведениях научной фантастики на английском языке (на материале художественных произведений): дис. ... канд. филол. наук. Тула, 2008. 169 с.

3. Галышева М.П. Категория времени в художественной мире Ф.М. Достоевского: дис. . канд. филол. наук. М., 2008. 210 с.

4. Мозгот С.А. Категория пространства как смысловой феномен в музыкальном искусстве: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Новосибирск, 2018. 47 с.

5. Mozgot S., Mozgot V. Social Space and Its Varieties in Music: to the Problem of Archetypes // Mediterraneon Journal of Social Sciences. Rom: MCSER Publishing, 2015. September. Vol. 6, № 5. P. 553-559.

6. Мозгот С.А. Концепты пространства и времени в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2011. Вып. 2. С. 158-164.

7. Лыков А.Г. Введение в историю русского литературного языка. Ростов н/Д, 1992. 158 с.

8. Анна Ахматова. Сочинения: в 2 т. М., 1990. 880 с.

References:

1. Zhuravlyov M.Yu. Category of time in architecture. Diss. for the Cand. of Architecture degree. Samara., 2016. 229 pp.

2. Bulaeva A.E. The category of time in the works of science fiction in English (based on works of fiction): Diss. for the Cand. of Philology degree. Tula, 2008. 169 pp.

3. Galysheva M.P. The category of time in the fiction world of F.M. Dostoevsky. Diss. for the Cand. of Philology degree. M., 2008. 210 pp.

4. Mozgot S.A. The category of space as a semantic phenomenon in music: Diss. abstract for the Dr. of Art History degree. Novosibirsk., 2018. 47 pp.

5. Mozgot S. Mozgot S. Mozgot S. Social Mozgot / Mediterranean Journal of Social Sciences. Rom: MCSER Publishing, 2015. September. Vol. 6, No. 5. P. 553-559.

6. Mozgot S.A. Concepts of space and time in N.A. Rimsky-Korsakov's opera «A Fairy Tale on Tsar Saltan» // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2011. No. 2. P. 158-164.

7. Lykov A.G. Introduction to the history of the Russian literary language. Rostov-on-Don, 1992. 158 pp.

8. Anna Akhmatova. Works: in 2 vol. M., 1990. 880 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.