Научная статья на тему 'Категория виртуальности в истории философии от античности до нового времени'

Категория виртуальности в истории философии от античности до нового времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1185
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальность / история философии / философия виртуальности / виртуальный объект / иерархия реальностей. / virtuality / history of philosophy / philosophy of virtuality / virtual object / hierarchy of realities.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Егоров Н. С.

В статье рассматривается понятие «виртуальность» в историко-философском дискурсе. Автор обращает внимание на плюрализм мнений в определении понятия «виртуальность» и отсутствие точно сформулированной дефиниции виртуальности. Автор прослеживает историю становления и введения в научный оборот этого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY OF VIRTUALITY IN THE HISTORY OF PHILOSOPHY FROM ANTIQUITY TO NEW AGES

The article deals with the concept of «virtuality» in historical and philosophical discourse. The author draws attention to the pluralism of opinions in the definition of «virtuality» and the lack of a precisely formulated definition of virtuality. The author traces the history of formation and introduction of this concept into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «Категория виртуальности в истории философии от античности до нового времени»

УДК 101.3

Егоров Н.С.

ГБОУ ВО Белгородский государственный институт искусств и культуры

КАТЕГОРИЯ ВИРТУАЛЬНОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО

ВРЕМЕНИ

Egorov N.S.

Belgorod State Institute of Arts and Culture

CATEGORY OF VIRTUALITY IN THE HISTORY OF PHILOSOPHY FROM ANTIQUITY TO NEW

AGES

Аннотация

В статье рассматривается понятие «виртуальность» в историко-философском дискурсе. Автор обращает внимание на плюрализм мнений в определении понятия «виртуальность» и отсутствие точно сформулированной дефиниции виртуальности.

Автор прослеживает историю становления и введения в научный оборот этого понятия. Abstract

The article deals with the concept of «virtuality» in historical and philosophical discourse. The author draws attention to the pluralism of opinions in the definition of «virtuality» and the lack of a precisely form ulated definition of virtuality.

The author traces the history offormation and introduction of this concept into scientific circulation.

Ключевые слова: виртуальность, история философии, философия виртуальности, виртуальный объект, иерархия реальностей.

Key words: virtuality, history ofphilosophy, philosophy of virtuality, virtual object, hierarchy of realities.

Понятие «виртуальность» (от лат virtualis — возможный), используемое в нашей работе, проходит долгий путь становления в рамках истории философии.

Считается, что понятие виртуальности возникло у Платона. Емелин В. А. пишет: «Платон первым поставил вопрос о том, что в структуре бытия присутствуют объекты, которые сейчас мы назвали бы виртуальными» [10; с. 135]. Такой же позиции придерживается В. А. Гермашова: «Возникновение проблематики виртуальности в западноевропейской философии связано с формированием объективного идеализма Платона, согласно которому окружающая нас действительность - это всего лишь иллюзия, являющаяся проявлением Абсолюта, или истинной реальности, недоступной познанию» [6; с. 215]. Важно отметить, что платоновский мир идей не является виртуальным, так как он обладает подлинной реальностью. Если говорить о виртуальности, по Платону, то виртуальным можно считать мир вещей. Такой позиции придерживается П. В Рагин, В. А. Гермашова, Д. О. Усанова и Б. М. Галеев. В частности Б. М. Галеев пишет: «Платон объективной реальностью считает именно запредельный мир, мир «эйдосов», а «виртуальной» -саму ощущаемую нами материальную действительность» [5; с. 11].

Платон рассказывает в мифе о пещере: «Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?» [15; с. 295]. Тень можно понимать, как ощущаемый нами,

иллюзорный (виртуальный) объект, который противопоставляется реальному, существующему в качестве идеи.

Следует отметить, что у исследователей нет одного мнения по поводу автора идеи виртуальности. О. И. Немыкина начинает отсчёт истории философского анализа виртуальности не с Платона, а с Аристотеля: «Впервые идея о виртуальности возникает у Аристотеля» [13; с. 54].

Большинство исследователей склоняются ко второй точке зрения. Е. Е. Таратута, в книге «Философия виртуальной реальности» делает акцент на том, что семантическое ядро понятия «виртуальность» сформировал Аристотель и именно аристотелевская традиция имела влияние на понимание виртуального в средневековой философии: «Фома Аквинский считает, что в смеси присутствует только одна субстанциональная форма <...> то есть, здесь речь идет о некоей регрессивной потенциальности, обращенной в прошлое. Эта трактовка виртуального основана на работах Аристотеля в латинском переводе.» [16; с. 31].

Аристотель для раскрытия смысла виртуальности использовал понятия «dynamis» (возможность, потенция) и «энтелехия» (осуществлен-ность). Он оставлял за потенциальностью возможность не притворяться в реальность [13; с. 54]. В «Метафизике» он пишет: «.среди несуществующего что-то есть в возможности; но <...> оно не есть в действительности [2; с. 238].

«Виртуальность» этимологически происходит от «virtus», который в свою очередь отсылает нас к древнему индоевропейскому пракорню *wiH-ro, означающему «мужчину, человека» [20; с. 101].

PHILOSOPHICAL SCIENCES/ <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма[1>>#]](Ш1)),2(0]9

40

Римляне понимали под словом «virtus» состояние особого душевного подъема воина, мужество, храбрость, силу, доблесть, добродетель, нравственное совершенство и душевное благородство [7; с. 1084].

Мы можем найти понятие «virtus» у Марка Туллия Цицерона, который использовал его в значении «добродетель».

А. М. Брагова пишет о том, что Цицерон использовал «virtus» как понятие означающее любое положительное физическое или духовное качество, или умение, которое находит выражение в политическом действии (За Сестия, 86; 136-137; О законах, III, 3; Против Верреса, II, 181; О государстве I, 1-12, 33) [4].

В Средневековье понятие «virtus» исчезло из повседневной речи, однако осталось востребованным в области философии.

Августин рассматривал виртуальность как условие самосознания души, отделяющей себя от телесного, то есть ложного [3].

В философских концепциях Фомы Аквин-ского, Дунса Скота и Николая Кузанского категория «виртуальный» применятся в том числе и в том смысле, который является востребованным в современном словоупотреблении: виртуальность как возможность сосуществования реальностей разного уровня [13: с. 55].

Фома Аквинский применял «виртуальность» для описания души. Он полагал, что чувствующая и питательная души виртуально содержатся в мыслительной душе.

«После разрушения сочетания души и тела потенции второго рода, составляющие начато отправлений чувственной и вегетативной частей души не могут сохраняться, но остаются в душе виртуально, как в своем первоначале или корне» [17].

Дунс Скот, уточняя онтологическое понимание потенции Фомы Аквинского, ввел понятие «actus virtuales» (виртуальный акт), который находится между актом и потенцией [19].

По Дунсу Скоту, Бог содержит в Себе все возможные блага виртуально, но не сущностно. Следовательно, виртуальность - это возможность содержать в себе спектр возможностей, это возможность возможности [18].

С помощью термина «виртуальный» Дунс Скот описывает то, что противоположено естественному телесному пространству.

Мы видим в схоластической системе наличие двух реальностей. Обе эти реальности абсолютны, то есть иерархическое подчинение или единство между этими реальностями исключено, они находятся скорее в антагонистическом отношении друг к другу [17].

Н. Кузанский использует в своих работах слово «virtual», а не «virtus», что говорит о попытках адаптации термина к богословскому - контексту [16; с. 31]. В трактате «О видении Бога» он пишет о «виртуальном» как о потенции дерева в семени: «...я вижу, что то дерево пребывало в своем семени не так, как я сейчас его разглядываю, а виртуально; я обращаю внимание на дивную силу того

семени, в котором было заключено целиком и это дерево, и все его орехи, и вся сила орехового семени, и в силе семян все ореховые деревья» [14; с. 46].

Таким образом, Николай Кузанский рассматривает виртуальное в первую очередь как потенциальное. Но потенциальное не в античном понимании, а в христианском, то есть как истинность.

Рене Декарт, Готфрид Лейбниц и Джон Локк использовали понятие виртуального в философии Нового времени и эпохи Просвещения [1].

Декарт, рассуждая о сне, говорит: «Я буду рассматривать себя как существо, лишенное рук, глаз, плоти и крови, каких-либо чувств» [8; с. 20]. В этом описании сновидении мы видим природу человека, погруженного в виртуальность. И. А. Иванюшкин экстраполирует понимание сновидения Р. Декарта на виртуальность, продемонстрированную в фильме «Матрица» [11; с. 314].

В философском наследии Г. Лейбница понятие виртуального можно встретить в работе «Новые опыты о человеческом разумении». Этот труд основывается на осмыслении переписки с Локком, который был сторонником теории tabula rasa. Г. Лейбниц не признавал ни tabula rasa, ни платоновскую «теорию припоминания». Для того, чтобы найти нечто промежуточное между этими теориями Г. Лейбниц использует понятие виртуального:

Филарет: <...> Неужели можно утверждать, что самые сложные и глубокие науки врождены?

Теофил: Их актуальное знание не врождено, но врождено то, что можно назвать потенциальным (virtuelle) знанием, подобно тому, как фигура, намеченная прожилками мрамора, заключается в мраморе до того, как и открывают при обработке её [12].

Если мы попытаемся выделить у различных философов общую основу в понимании виртуальности, то получим виртуальность как некое отличное от реальности бытие. В остальном же виртуальность в истории философии интерпретировалась по-разному, иногда до противоположности смыслов.

Таким образом, мы находим, что устоявшейся дефиниции виртуальности не выработано, что представляет возможность для дальнейшей концептуализации понятия.

Список литературы

1. Алиева Н. З., Гармаш С.А, Якубенко А.С., Пригородова А.А. Концепции виртуальной реальности в мировой философской мысли. Успехи современного естествознания. - 2012. - № 6 - С. 195196

2. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч. в 4 т. / Москва. Мысль. 1975. - Т. 1. - 550 с.

3. Блаженный Августин. О граде Божием. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 1296 с.

4. Брагова А. М. Интерпретация Цицероном стоических понятий honestum, virtus, officium // Schole, СХОЛЭ. 2011. №1. С. 42-52.

5. Галеев Б. М. Виртуальная реальность и «тамошняя земля» Платона // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С. 9-12.

6. Гермашова В. А. Понятие «Виртуальная реальность» в философском знании // Наука. Инновации. Технологии. 2009. №5. С. 215-221.

7. Дворецкий И. X. Virtus // Латинско-рус-ский словарь (около 50 000 слов). — М., 1976.1096с.

8. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование бога и различие между человеческой душой и телом. Соч. в 2. т. Т.1. 2. М., Мысль, 1994. 640 с.

9. Дубовицкая Д. А. Семантика понятия виртуальности в рамках историко-философского аспекта // Культура и мировоззрение. 2012. № 3 (037). С. 177-182.

10. Емелин В. А. Симулякры: виртуальная реальность и инновации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009 №2. С.133-142.

11. Иванюшкин И. А. Историко-философские пролегомены к онтологии Интернета (природа Интернета в свете классической философской мысли) // Вестник МГТУ. 2013. №2. С. 312-317.

12. Лейбниц Г-В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Лейбниц Г-В. Соч. в 4-х томах. М., 1983. С. 88.

13. Немыкина О. И. Понятие виртуальности в философском контексте // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. №1. С. 53-62.

14. Николай Кузанский. Сочинения в 2 т. — М., 1980. — Т. 2. - 471 с.

15. Платон. Государство. Книга седьмая (в переводе А. Н. Егунова) // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. — М.: Мысль, 1994. - 654 с.

16. Таратута Е. Е. Философия виртуальной реальности. СПб., 2007. - 147 с.

17. Фома Аквинский. Summa theologika, I., q.77. Цитируется в переводе С.С.Аверинцева по Боргош Ю. Фома Аквинский - М.: Мысль, 1975

18. Heim M. The metaphysics of virtual reality // Virtual reality: theory, practice and promise. Westport; L., 1991. P. 39 // см. в ст. Д. А. Дубовицкая. Семантика понятия виртуальности в рамках историко-философского аспекта. // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 3. С. 177-182.

19. Scotus J. D, Wolter A. В, Frank W/ A. Duns Scotus on the will and morality. — The Catholic University of America Press, 1997 // см. в ст. Соловов Дмитрий Николаевич Понятие виртуальности в философии средневековья // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2010. №4. С. 72-76.

20. The American heritage dictionary of Indo-European roots / Revised and edited by Calvert Watkins. — Boston, 2000 // см. в ст. Соловов Д. Н. Понятие виртуальности в философии средневековья // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2010. №4. C. 72-76.

УДК 572

Коломоец Александр Александрович

магистрант 1-го курса Донской Государственный Технический Университет Положенкова Елена Юрьевна

доктор философских наук, профессор Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И РЕЛИГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Kolomoets A-А.

First-year graduate student Don State Technical University Polozhenkova El.Yr.

PhD in Philosophical sciences, Professor

RELATIONS BETWEEN SCIENCE AND RELIGION: HISTORICAL ASPECT

Аннотация:

В статье рассматривается соотношение и взаимосвязь науки и религии, которые не утрачивают своей актуальности на протяжении последних пяти столетий, со временен формирования классической новоевропейской науки. Взаимоотношения науки и религии, действительно, трудно назвать гладкими и безоблачными. То и дело мы слышим о том, что новые философские теории и научные открытия ставят под сомнение существование Бога.

Abstract:

The article discusses the relationship and interrelation of science and religion, which have not lost their relevance over the past five centuries, since the formation of the classical modern European science. The relationship between science and religion, indeed, can hardly be called smooth and cloudless. Every now and then we hear that new philosophies and scientific discoveries cast doubt on the existence of God.

Ключевые слова: гносеология, христианство, ирритация, божии откровения, коперниковский гелео-центризм, теории эволюции, библейское учение о творении, рационализм.

Key words: gnoseology, сhristianity, irrigation, divine revelations, Copernican geo-centrism, evolutionary theories, biblical teaching on creation, rationalism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.