УДК 316.305-057.175
Вяткина Наталья Владимировна Natal’a V. Vyatkina
аспирант кафедры социологии и graduate student. Department of
политологии Пермского национального sociology and political science,
исследовательского политехнического Perm National Research
университета Polytechnic University
[email protected] [email protected]
Категория Category of
СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА SOCIAL SUCCESS
В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ IN PERCEPTION OF
МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА MIDDLE MANAGERS
Аннотация. В статье рассматриваются исторически оформленные подходы и современные воззрения на формирование научной категории «социальный успех», частными вариантами которой являются категории «социальный успех профессиональной группы» и «социальный успех профессии», а также результаты авторского исследования понимания успеха представителями социально-профессиональной группы менеджеров среднего звена. Показано, что, в отличие от представлений о личном успехе, представления о социальном успехе обязательно включают не только оценку индивидуальных ощущений о степени успешности собственной активности, но и ответную оценку-реакцию внешней среды на активность отдельно взятого представителя социальной группы.
Ключевые слова: успех, успешность, социальный успех, социальный успех профессиональной группы, социально-профессиональная группа, менеджеры среднего звена, миддл-менеджеры.
Annotation. The article considers the historically decorated approaches and modern views on the formation of a scientific category of «social success», particular embodiments of which are the categories «social success professional group» and «social success profession», as well as the results of the author's study of understanding the success of representatives of socio-professional middle managers group. It is shown that, in contrast to the perceptions of personal success, the idea of social success doesn’t assess only the individual feelings about the degree of success of their own activity, but also the response assessment of the external environment on the activity of a single representative of a social group.
Keywords: success, social success, social success of professional groups, socio-professional group, middle managers.
Идея успеха - примета сегодняшнего времени, и речь идет об успехе не только в бизнесе, но и в творчестве, карьере, достижении благополучия и благосостояния, социальном престиже [7], об успехе как об ориентире социальной активности с точки зрения и индивидуальной, и общественной направленности социального действия [9]. Сегодня научная работа с категорией «успех» ведется очень активно, и, в частности, с категорией «социальный успех» [1, 2, 6, 7, 8].
Традиционно «успех» означает «успешное завершение». Категория успеха находится в поле научного интереса с самого начала зарождения научного знания. К настоящему времени выделились четыре базовых подхода к трактовке «успеха». В рамках этих подходов успех структурируется посредством таких коррелятов, как успешность, репутация, статус, эффективность, социальные ориентиры, социально-статусные ха р а кте р и стики, мотивационно-ценностные
установки (рис. 1).
Рисунок 1 - Структура категории «успех»
30
Философско-психологический подход понимает успех в координатах «индивидуальная экзистен-циальность - внешние обстоятельства» [5, 10]. Культурно-антропологический подход структурирует успех в координатах «ценности культуры -статусные достижения индивида» [4]. Социологический подход фокусируется на исследовании успеха как социального феномена, изучении его структуры, факторах формирования, проблемах. Социально-психологический подход, оформившийся только в 1960-е годы, понимает успех в координатах «индивид - индивид» и подразумевает как личное восприятие, так и референтные отношения между людьми [3].
В последние годы категория успеха изучается в рамках междисциплинарного подхода, делаются попытки объединить перечисленные выше подходы. При этом создаются новые точки зрения, к примеру, результаты работы психологов об успехе и успешности обусловили социальноэкономический интерес к категории успеха. В связи с наметившейся тенденцией к смешению понятий «успешность» (как характеристика процесса деятельности) и «успех» (как цель такого процесса), необходимо отметить, что разделение этих понятий всё же целесообразно для более четких эмпирических интерпретаций. В то же время, следует учитывать, что категория «успешность» изучается в рамках всех базовых подходов, о которых говорилось выше.
В отличие от категории «личного успеха», категория «социального успеха», в том числе «профессионального успеха», апеллирует не только к внутренней самооценке своей деятельности, но и к оценке ее и со стороны окружения (коллег, руководителей, контрагентов и т. п. - насколько эффективна моя деятельность с точки зрения достижения профессиональных или организационных норм и показателей, насколько инициативным меня считают, насколько я эффективен в
коммуникациях с точки зрения окружающих), и со стороны индивида «глазами окружения»
(насколько, как мне представляется, моя деятельность ощущается, переживается как успешная глазами окружающих) [7].
В поле категории «социальный успех» отмечается большое разнообразие синонимичной в определенном смысле терминологии - используются такие понятия, как «социальный успех профессиональной группы», «социальный успех профессии» как понятие, сходное с понятием «социальный образ профессии» [8].
С нашей точки зрения, понятие «социального успеха профессиональной группы» («социального успеха профессии») можно определить как интегральную характеристику результата совместной деятельности представителей профессионального сообщества (профессиональной группы), обращающую общую направленность составляющих это сообщество личностей. Одним из таких профессиональных сообществ является социально-профессиональная группа
менеджеров среднего звена (миддл-
менеджеров).
Представления менеджеров среднего звена о социальном успехе
Проведенное исследование выявило отношение миддл-менеджеров к категориям «успешность» и «успех». Вопросы анкеты формулировались с учетом представления о содержательном различии понятий успеха и успешности, с одной стороны, и о важности как внутреннего восприятия успеха каждым индивидом, так и внешних атрибутов успешности. В соответствии с данными методологическими принципами в представлениях менеджеров среднего звена были выявлены две группы формирующих понимание успеха факторов (рис. 2):
г Экзогенные факторы Гу^
(50,4%) Успешная карьера)— —► 7 с
(39,8%) Высокий материальный статус)— —► п
Е
(27,9%) Полезность обществу)— —►
л
Счастливая личная, семейная жизнь (74,8%)
Гармония с самим собой (49,8%)
Хорошие отношения, много друзей (34,0%)
Эндогенные факторы J
Рисунок 2 - Представления менеджеров среднего звена об успехе
а) эндогенные, или индивидуальные внутренние, когда успех воспринимается через призму личностных ощущений, состояний;
б) экзогенные, или внешние, когда успех воспринимается сквозь призму социального положения в группе, в обществе, в окружении.
лее с эндогенными факторами, нежели с экзогенными:
74,8 % - личное счастье, сложившаяся семейная жизнь
74,4 % - обеспечение хорошего достатка для себя и близких
По итогам исследования отмечено, что успех в представлениях миддл-менеджеров связан бо-
31
50,4 % - успешная карьера
49.8 % - наличие внутреннего ощущения целостности жизни, гармонии, наполненности жизни смыслом
46.9 % - трудолюбие, умение ставить перед собой цели и достигать их
39.8 % - высокий материальный статус
37.5 % - наивысшая степень самореализации
34.0 % - много хороших и верных друзей
27.9 % - полезность своей деятельности для окружающих, для общества
19.0 % - наличие своего дела
5,4 % - популярность, известность
С тем, что успех следует оценивать по размеру нажитого богатства, соглашаются 45 % менеджеров, а 87,1 % вообще не считают богатство критерием успеха. Критерий успеха - степень достигнутой внутренней гармонии, так считают
84.5 % опрошенных. Большинство менеджеров связывает успех с упорным, планомерным, общественно приемлемым (труд, учеба) движением к цели, а также с налаживанием семейного быта, рождением и воспитанием детей.
Скорость достижения успеха в России, по мнению миддл-менеджеров, зависит от ряда факторов. Успех будет достигнут быстрее, если менеджер: получил хорошее образование (на это указали 57,5 % респондентов); имеет полезные связи (56,0 %); обладает востребованной рынком профессией (32,7 %); материально успешен, имеет хороший
Литература:
1. Бушкова-Шиклина Э.В. Ценностиые ориентации менеджеров и процесс принятия управленческих решений: корреляционные связи : дис. ... канд. соц. Наук. Нижний Новгород, 2007. 203 с.
2. Дементий Л.И. Ответственность как детерминанта социальных представлений об успехе и условиях его достижения. Вестник Омского университета. 2012. № 3. С. 289-295.
3. Загородноеа ТВ. Понятие «успех» в теории социальных представлений. Проблемы современной науки, 2012. № 3. С. 70-77.
4. Колкутина В.П. Ценностный характер социального мифа ценность «успех» // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 3. С. 74-77.
5. Конюхова Е.Т. Установки личности в профессиональной деятельности. Новокузнецк : РИО КузГПА, 2007. 263 с.
6. Конюхова Т.В. Изучение проблемы успеха и успешности личности в контексте междисциплинарного подход. Известия Томского политехнического университета. Новокузнецк, 2009. Т. 314. № 6. С.112-116.
7. Корниенко О.Ю. Социальный успех в профессиональной деятельности руководителя в
достаток (31,5 %); успешен в карьерных амбициях (28,5 %); счастлив в семье (24,8 %); удачлив, везуч (21,9 %); имеет свой бизнес, свое дело (19,6 %)
Миддл-менеджеры разграничивают причины
(пути достижения) успеха, с одной стороны, и признаки (результаты, следствия) успеха, с другой. Так, семейное счастье большинство (75 %) менеджеров считают следствием успеха, а не его причиной. Полезные связи, как следствие наличия большого числа хороших друзей, является скорее причиной успеха (56%), но не его следствием (так полагают 34 %).
Около 20% миддл-менеджеров считают наличие собственного дела и активное занятие им следствием успеха, и столько же их коллег считают, что свой бизнес - это путь к достижению успеха. Можно предположить, что социально-профессиональная группа менеджеров среднего звена обладает значительным зарядом предпринимательского потенциала - часть миддл-менеджеров, с большой долей вероятности, со временем планирует оставить наемный труд и начать собственное дело.
Таким образом, для большинства менеджеров среднего звена успех - это личное счастье, достаток, успешно складывающаяся карьера и ощущение гармонии и наполненности жизни смыслом, а путь к успеху лежит, прежде всего, через трудолюбие, общественную полезность своей деятельности и устройство личного счастья - обретение семьи и детей. Меньшее количество миддл-менеджеров связывают понятие успеха с богатством и размером богатства, с наличием своего дела, с известностью и популярностью, с удачей и везением.
Literature:
1. Bushkova-Shiklina E.V. Value orientations of managers and managerial decision making process: correlations : dis. ... cand. sociol. Science. Nizhny Novgorod, 2007. 203 p.
2. Dementii L.I. Responsibility as a determinant of social perception of success and the conditions for its achievement // Bulletin of Omsk University. 2012. № 3. P. 289-295.
3. Zagorodnova T.V. The concept of «success» in the theory of social understandings // Problems of modern science. 2012. № 3. P. 70-77.
4. Kolkutina V.P. Evaluative nature of the social myth of «success» // Modern high technologies. 2007. № 3. P. 74-77.
5. Konyukhova E.T. Installation of the person in professional activities. Novokuznetsk : RIO Kuz-SPA, 2007. 263 p.
6. Konyukhova T. V. Study of the problem of success and the success of the individual in the context of a multidisciplinary approach // Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Novokuznetsk, 2009. V. 314. № 6. P. 112-116.
7. Kornienko O.Yu. Social success in the professional activity of the head in the Russian society :
32
российском обществе : дис. ... канд. соц наук. Ростов-на-Дону, 2011 210 с.
8. Любенко Д.П. Воздействие социального образа профессии на управленческую активность менеджера : дис. ... канд. соц. Наук. Саратов, 2003. 184 с.
9. Мулляр Л А. Триада «успех-удача-упадок»: опыт социально-онтологической формализации // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 28. С. 55-58.
10. Теплинских МД. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 92-97.
dis. ... cand. sociol Sciences. Rostov-on-Don, 2011.
210 p.
8. Lyubenko D.L. The impact of social image of the profession on the management activity of the manager : dis. ... cand. sociol. Sciences. Saratov, 2003. 184 p.
9. Mullyar L.A. The triad «success-fortune-decline»: the experience of the socio-ontological formalization // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2008. № 28. P. 55-58.
10. Teplinskii M.V. Conceptual approaches to the problem of determining the professional activity success of the social sphere specialists // Siberian psychological journal. 2007. № 25. P. 92-97.
33