НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА, ИННОВАЦИИ___
КАТЕГОРИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
В ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ1
В статье определяется место понятия социализации в проблемном поле современной отечественной науки. Проанализирован массив диссертационных и иных работ, касающихся проблем социализации. Рассматриваются следующие вопросы: какие из педагогических понятий относятся к разряду категорий; какие понятия считаются рядоположенными; к какому категориальному уровню можно отнести понятие социализации.
Научные категории обычно делятся на три группы: философские, общенаучные и частнонаучные. Отечественные педагоги используют понятия каждой из групп, постоянно пополняя терминологический багаж с помощью других наук. Любопытно, что в русскоязычной Википедии (14.03.2015) есть только статья «Категории педагогики», но нет статей о категориях иных наук. В ней отмечается, что в научной среде нет единства мнений о том, какие из понятий педагогики относятся к категориям, а какие - нет. И указывается, что многие ученые считают категориями: воспитание, обучение и образование - и часто к ним добавляют: дидактику, развитие, социализацию и формирование.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 15-06-10102-а
И.Г. Сухин
Ключевые слова:
категории, категориальнопонятийный аппарат, педагогика, понятия, социализация.
65
Категория «социализация» в понятийном аппарате отечественной науки I
Термин «социализация» возник в политэкономии как обобществление средств производства и земли. В России словосочетание «социализация земли» было использовано в аграрной программе партии эсеров. В. И. Ленин отмечал, что у них смешаны понятия социализации и буржуазной национализации. После февральской революции 1917 г. был издан документ «Социализация земли: Проект основных положений земельного закона» [17], а позднее - утвержден «Основной закон о социализации земли».
В современном понимании категория «социализация» вошла в научный лексикон примерно 80 лет назад в западных странах. Сегодня ее включили в свой понятийный аппарат антропология, история, культурология, педагогика, политология, психология, социология, философия, этнография и другие науки.
В отечественной науке «социализация» употребляется с 1960-х гг., сначала в социально-психологических и социально-философских трудах - с целью объяснить поведение детей и взрослых в различных ситуациях. В эти годы отечественные исследователи в основном трактовали социализацию как пассивный процесс, который приобщает и адаптирует человека к некоему социуму с помощью усвоения индивидом ряда социальных норм. Четверть века назад, в первую очередь, благодаря трудам И. С. Кона и А. В. Мудрика понятие «социализация» завоевало устойчивые позиции в отечественной педагогике, а ее понимание стало учитывать многогранность и многофункциональность этого процесса.
В 1999 г. А. В. Мудрик отмечал: «Для педагогики особое значение имеют работы, исследующие социализацию на междисциплинарном уровне (представленные в отечественной литературе лишь фундаментальной монографией И. С. Кона «Ребенок и общество», 1988)» [6, с. 360]. И в 2015 г. история рассматривает социализацию с позиций сравнительно-исторических исследований; педагогика - сквозь призму воспитания; психология - при изучении процессов деятельности; психология развития - в фокусе исследования когнитивных процессов взросления человека; социальная педагогика - как социальное воспитание; социология - в разрезе соотношения различных процессов в макросистеме того или иного общества; социальная психология - в объективе социализирующих функций непосредственного окружения индивида; этнография - в фарватере изучения этнических особенностей развития индивидуальных качеств человека.
С этих позиций интерес представляет изучение массива современных диссертаций, в которых в явном виде выражена проблематика социализации. На 30.01.2015 в «Электронной библиотеке диссертаций» Российской
66
I И.Г. Сухин
государственной библиотеки (РГБ) всего 1237 диссертаций и авторефератов диссертаций , в которых есть слово «социализация» . Примерно в половине случаев представлены автореферат и диссертация, а в остальных - только один из указанных компонентов. При этом 131 автор - это 211 работ - начинает свою работу со слова «социализация». По годам защиты диссертаций наблюдается такая картина: в период 1990-1998гг. есть работы 10 авторов; в 1999 г. - 5; в 2000 г. - 7; в 2001 г. - 4; в 2002 г. - 9; в 2003 г. - 6; в 2004 г. - 11; в 2005 г. - 11; в 2006 г. - 15; в 2007 г. - 13; в 2008 г. - 5; в 2009 г. - 11; в 2010г. - 9; в 2011 г. - 4; в 2012 г. - 5; в 2013 г. - 5; в 2014 г. - 1.
Указанные работы охватывают девять наук: социологию (55 работ), педагогику (44), философию (15), экономику (9), историю (5), политику (1), психологию (1), культурологию (1).
В названиях диссертаций слово «социализация» располагается после прилагательных: гендерная (6 работ), гендерно-ролевая (1), гражданская (2), духовная(1), идеологическая (1), информационная (1), коммуникативная (1), культурная (1), личностная и профессиональная (1), нормативная и реальная (1), нравственно-правовая (1), педагогическая (1), первичная профессиональная (1), политическая (37), полоролевая (2), посттрудовая (1), правовая (14), профессиональная (22), профессионально-педагогическая (1), ранняя (1), семейная (2), терциарная (1), трудовая (2), экономическая (1), этническая (3),а также здоровьесберегающая (4) и интернет-социализация (1).Чаще всего речь идет о политической (политические науки), профессиональной (социологические и педагогические науки) и правовой (педагогические, социологические, философские и юридические науки) социализации.
Еще два важных аспекта, которые обозначены в названиях указанных диссертаций: 1) где рассматривается социализация; 2) кого (чего) она касается.
Отвечая на вопрос «где?», социализация рассматривается в: военном вузе, воспитательной среде вуза, городской среде, образовании, образовательном пространстве, образовательном процессе, обществе Интернеткоммуникаций, различных типах общества, региональной экономике, семье, современной России, российской школе, СССР, трансформирующемся российском обществе и др. Преимущественно затрагиваются различные аспекты современной России, секторов образовательного пространства.
Отвечая на вопрос «кого (чего) касается социализация?», следует назвать: безнадзорных детей, представителей бизнеса, будущих специалистов, военнослужащих, государственных служащих России, детей, детей-инвали-
67
Категория «социализация» в понятийном аппарате отечественной науки I
дов, детей-сирот, дошкольников, индивидов,курсантов, личностей, людей с ограниченными возможностями, младших школьников, молодежь, молодых учителей, несовершеннолетних, подростков, пожилых людей, старшеклассников, студентов, судей, учительство, хакеров и др. В большинстве случаев речь идет о социализации личности (детей, младших школьников, подростков, студентов).
Чтобы оценить значимость понятия «социализация», рассмотрим массив современных учебников, учебных пособий, диссертационных работ и научных статей в области педагогики и смежных наук. Сложность этой задачи представляет тот факт, что только за последний год одних лишь учебников и пособий по педагогике издано в РФ не менее полусотни.
Так, в 2014 г. вышли следующие труды: Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов учреждений высшего образования; Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика; Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата; Джуринский А.Н. История педагогики и образования; Социальная педагогика: учебник для бакалавров» (Под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой); КоржуевА.В., Баксанский О.Е. Философская азбука педагогического исследования; Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров; Подымова Л.С., Дубицкая Е.А., Борисова Н.Ю., Духова Л.И. Педагогика; Тряпицына А.П. Педагогика: учебник для вузов; Мандель Б.Р. Педагогика и др.
В 2015 г. уже изданы такие работы: Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования; Подласый И.П. Педагогика: учебник для прикладного бакалавриата; Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата»; Крившенко Л.П. Педагогика: учебник для бакалавров; Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров; Столяренко Л.Д. Психология и педагогика; Симонов В.П. Педагогика и психология высшей школы: Инновационный курс для подготовки магистров; Э. В. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика; Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров; Психология и педагогика: учебник для бакалавров /Под ред. П. И. Пидкасистого); . Реан А.А., Бордовская Н.В .Педагогика; СуховаЕ.И. Социальная педагогика: учебник и практикум - и этот перечень постоянно увеличивается.
В. И. Загвязинский в параграфе «Категориально-понятийный аппарат педагогики» учебника «Педагогика» в неявном виде выстраивает следующую иерархию понятий: нижний уровень - понятия, средний уровень - ве-
68
I И.Г. Сухин
дущие понятия (по терминологии других исследователей - основные понятия), верхний уровень - категории (базовые, наиболее общие понятия) [1].
Рассмотрим с позиций данной рабочей конструкции: 1) к какому категориальному уровню относят «социализацию» российские ученые; 2) какие из понятий они относят к разряду категорий; 3) какие из них считают рядоположенными.
В. И. Загвязинский считает «социализацию» именно категорией, указывая, что чаще других к категориям педагогики относят шесть рядоположенных: «образование, воспитание, обучение, социализацию, педагогический процесс и педагогическую систему» [1, с. 14]. Также к категориям он добавляет «индивидуализацию» и «образовательную систему». К ведущим понятиям В. И. Загвязинский относит девять понятий: учебно-воспитательный процесс, педагогическую деятельность, педагогическую ситуацию, педагогическую задачу, самообразование, самовоспитание, непрерывное обучение, педагогическое взаимодействие и социальный заказ образованию [1].
В статье «Педагогика» Российской педагогической энциклопедии Н. Д. Никандров и Г. Б. Корнетов отмечают, что «поскольку среди теоретиков нет единого мнения ни относительно полного набора категорий педагогики, ни относительно их определения, некоторого сближения точек зрения можно было бы достичь констатацией положения и иерархии основных для педагогики понятий: образование, воспитание, обучение, развитие, социализация» [8, с. 111]. Таким образом, авторитетные исследователи указывают «социализацию» в числе пяти «основных для педагогики понятий» (далее в статье они обозначены как категории). Эти категории авторы считают наиболее общими для всей педагогической науки, замечая, что есть и другие понятия педагогики - не менее значимые, но менее общие, так как они преимущественно находятся в рамках отдельных отраслей педагогики, «например, «учебно-воспитательный процесс» - в теории воспитания, «содержание образования» - в дидактике» [8, с. 111]. Авторы поясняют, что данные соображения в некоторой степени условны, так как «например, категории образования и обучения принадлежат и дидактике, которая традиционно сохраняет статус теории образования и обучения» [8, с. 111]. Данные соображения приводим для подтверждения наличия большого проблемного поля современной отечественной педагогики, в котором находится и категория «социализация».
В работе В.В.Краевского «Общие основы педагогики» [4] рассматривается категориальный аппарат педагогической науки и характеризуются «философские категории в педагогике, ее собственные и общенаучные поня-
69
Категория «социализация» в понятийном аппарате отечественной науки I
тия» («система, структура, функции, системный подход»). К собственно педагогическим категориям отнесены: «педагогическая деятельность, педагогическая действительность, учебно-воспитательный процесс, образование, воспитание, обучение». В параграфе «Категориальный аппарат педагогики» В. В. Краевский пишет о «важнейших для понимания задач педагогики понятиях: «социализация», «воспитание», «образование» [4, с. 27]. «Социализация» здесь оказывается рядоположенной с «воспитанием» и «образованием», что подчеркивает значимость данного понятия. При этом в параграфе «Философские категории в педагогике» первой называется «социализация» и указывается, что без этой категории «нельзя рассуждать об объекте педагогики» [4, с. 27]. «Главными», собственно педагогическими категориями названы «воспитание», «образование» и «обучение».
Б. Т. Лихачев в работе «Педагогика: Курс лекций» выделяет семь собственно педагогических категорий, которые называет «основными и ведущими категориями» [5, с. 12]: воспитание, обучение, образование, цель, воспитательную ценность, педагогическую деятельность и целостный педагогический процесс. Ученый указывает, что в педагогике есть одна-един-ственная основополагающая, системо - и смыслообразующая, родовая категория - «воспитание». Вместе с тем он подчеркивает методологическую значимость категории «социализация», которая является одной из ключевых в социальных дисциплинах, но не представляет собой собственно педагогическую категорию, так как рождена в недрах социологии.
В параграфе «Категориальный аппарат педагогики» авторы учебника «Педагогика» (2015 г.) В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев и Е. Н. Шиянов разбивают научные понятия, которые использует педагогика, на две группы: междисциплинарные и педагогические [13]. К междисциплинарным отнесены: развитие, формирование личности и социализация. В аналогичном параграфе более ранней работы указанные авторы отмечали, что в понятийном аппарате педагогики существует одно центральное, стержневое понятие -«педагогический процесс» и рассматривали восемь понятий, но «социализации» в их числе не было [14].
В параграфе «Категории педагогической науки» учебника «Психология и педагогика» (2015 г.) Э. В. Островский и Л.И.Чернышова включают в состав категорий современной педагогики: социализацию, образование, обучение и воспитание, а затем добавляют к ним: образовательный менеджмент и компьютеризацию образования [10].
И. П. Подласый в параграфе «Основные категории педагогики» учебника «Педагогика» (2015 г.) указывает три «важнейшие педагогические ка-
70
I И.Г. Сухин
тегории: воспитание, обучение, образование» [11, с. 21]. И добавляет, что педагогика также широко оперирует общенаучными категориями «развитие» и «формирование». Вместе с тем большое внимание далее уделяется и «социализации».
В. М. Полонский в «Словаре по образованию и педагогике» в разделе «Общие понятия педагогики и смежных наук» характеризует 76 понятий, в том числе и «социализацию» [12]. А. М. Новиков в работе «Педагогика: словарь системы основных понятий» в числе основных приводит порядка 300 понятий (в том числе и «социализацию») [9]. В диссертации И. В. Кичевой к категориям педагогики отнесены: воспитание, образование и обучение [2]. Г.М. Коджаспирова в параграфе «Основные понятия и категории педагогики» учебника «Педагогика» (2015 г.) указывает семь категорий: «воспитание, образование, обучение, самовоспитание, самообразование, педагогическое взаимодействие, целостный педагогический процесс» [3, с. 39]. Важные аспекты социализации затрагиваются в работах Н. Л. Селивановой [15; 16], И.А. Тагуновой [7; 18], Т. Д. Шапошниковой [20] и многих других.
В целом большинство современных исследователей уделяют должное внимание социализации и в последние годы относят ее к разряду категорий, а не рядовых понятий. Как можно видеть, разные ученые относят социализацию как к общенаучным, так и к педагогическим категориям. При этом в последние годы «статусность» социализации в научных работах все повышается.
Вместе с тем, в ключевых документах, посвященных образованию, социализация, как ни странно, упоминается лишь вскользь. Так во второй статье первой главы Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая называется «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» приведены определения 34 понятий, но «социализации» в их числе нет. Более того, в этом основополагающем многостраничном документе, состоящем из 15 глав и 111 статей, социализация упоминается всего один раз - и то, лишь при определении понятия «воспитание»: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Лишь четыре раза упоминается социализация и в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» [19]. В разделе «Система базовых национальных ценностей» отмечено, что указанные
71
Категория «социализация» в понятийном аппарате отечественной науки I
ценности являются основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности. То есть, по мнению авторов документа, духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация личности - рядоположенные понятия. В документе обозначено ядро знаний, которые должен приобрести каждый учащийся общеобразовательной школы за годы учебы. В их числе знания по курсу «Обществоведение»: 1) пункт «Социализация личности» в параграфе «Основы социологии»; 2) пункт «Социализация индивида» в параграфе «Основы социальной психологии». Также о социализации речь идет при определении понятия «обществоведческое образование», которое характеризуется как необходимое условие оптимальной социализации личности.
Литература
1. Загвязинский В. И. Педагогика в структуре человекознания / В. И. Загвязинский // Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2008. - 576 с.
2. Кичева И. В. Формирование понятийно-терминологической системы педагогики в 90-е годы XX века: Дис. ... д-ра пед. наук / И. В. Кичева. Пятигорск, 2004. - 507 с.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. - 719 с.
4. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. В. Краевский. - 4-е изд., стер. М.: Академия, 2008. - 256 с.
5. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. М.: ВЛАДОС, 2010. - 647 с.
6. Мудрик А. В. Социализация / А. В. Мудрик // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.2. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - С. 359-361.
7. Мясников В. А., Найденова Н. Н., Тагунова И. А. Стандартизация общего образования в зарубежной педагогике / В. А. Мясников, Н. Н. Найденова, И. А. Тагунова. М.: ИТИП РАО, 2008. - 144 с.
8. Никандров Н. Д., Корнетов Г. Б. Педагогика / Н. Д. Никандров, Г. Б. Корнетов // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - С. 110-118.
9. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А. М.
72
I И.Г. Сухин
Новиков. М.: ЭГВЕС, 2013. - 268 с.
10. Островский Э. В., Чернышова Л. И. Психология и педагогика / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. М.: вузовский учебник; ИНФРА. М, 2015. -381 с.
11. Подласый И. П. Педагогика: учебник для прикладного бакалавриата / И. П. Подласый. - 3-е изд., перераб. и доп. Издательство «Юрайт», 2015. -576 с.
12. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
13. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 7-е изд., стер. М.: Академия, 2015. - 491 с.
14. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. - 576 с.
15. Селиванова Н. Л. Концептуальные основы оценки качества воспитания школьников / Н. Л. Селиванова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2013. - № 3. - С. 110-116.
16. Селиванова Н. Л. Теория и практика воспитания: развитие и реализация приоритетных идей / Н. Л. Селиванова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2011. - № 3. - С. 152-163.
17. Социализация земли: Проект основных положений земельного закона / Предисл. С. Л. Маслова. - Петроград: Революционная мысль, 1917. - 32 с.
18. Тагунова И. А. Основные цели и ведущие формы организации социализации в школе за рубежом / И. А. Тагунова // Известия Российской академии образования. - 2009. - № 4. - C. 102-114.
19. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 4-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
20. Шапошникова Т. Д., Костюкова Т. А. Теории социализации, обучения и воспитания в образовании республик бывшего Советского союза: ведущие категории и понятия / Т. Д. Шапошникова, Т. А. Костюкова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 3. - С. 55-65.
73