Научная статья на тему 'Категория региональной компании в экономической теории'

Категория региональной компании в экономической теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / REGIONAL ECONOMY / REGION / REGIONAL COMPANY / LOCALIZATION / TRANSACTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бричко Степан Сергеевич

Рассмотрены понятие и критерии региональной компании. Предложены показатели, с помощью которых можно определить степень регионализации компании. Описаны препятствия для развития региональной компании за пределами региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASS OF REGIONAL COMPANY IN ECONOMIC THEORY

The paper deals with the concept and criteria of a regional company. It proposes indicators enabling to determine the degree of company regionalization as well as describes the obstacles impeding the development of the regional company outside the region.

Текст научной работы на тему «Категория региональной компании в экономической теории»

Исходя из выше представленного материала, можно сделать вывод о неравномерности развития отраслей промышленности в России, что говорит о

системных ошибках, допущенных при расставлении приоритетов в развитии секторов экономики России.

Библиографический список

1. Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы. М.: Институт Гайдара, 2012. Вып.33. С. 612.

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. М.: Минэкономразвития РФ, 2011.

3. Нечаев А.С. Эффективность привлечения инвестиций в организацию производственных процессов промышленных предприятий // Вестник ИрГТУ. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. № 3 (62). С. 237-240.

УДК 332.1

КАТЕГОРИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПАНИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

© С.С. Бричко1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены понятие и критерии региональной компании. Предложены показатели, с помощью которых можно определить степень регионализации компании. Описаны препятствия для развития региональной компании за пределами региона. Ил. 4. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: региональная экономика; регион; региональная компания; локализация; трансакционные издержки.

CLASS OF REGIONAL COMPANY IN ECONOMIC THEORY S.S. Brichko

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The paper deals with the concept and criteria of a regional company. It proposes indicators enabling to determine the degree of company regionalization as well as describes the obstacles impeding the development of the regional company outside the region. 4 figures. 3 sources.

Key words: regional economy; region; regional company; localization; transaction costs.

Региональную компанию можно определить как связи внутри данного региона, чем за его пределами. компанию, имеющую более тесные экономические

----------► - межрегиональные связи

Рис. 1. Характер экономических связей региональной компании внутри данного региона и за его пределами

1 Бричко Степан Сергеевич, соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры мировой экономики, тел.: 89086635959, e-mail: pismostepan@mail.ru

Brichko Stepan, Competitor for a Degree of a Candidate of Economics of the Department of World Economy, tel.: 89086635959, email: pismostepan@mail.ru

Рис. 2. Локационный треугольник региональной компании

Очевидно, что предельным случаем для региональной компании будет ситуация, когда все ее экономические связи локализованы в рамках региона, т.е. поставщики, потребители и сервисные компании располагаются в данном регионе (рис. 2).

В данном случае на рис. 2 мы игнорировали отношения с государственными и местными органами власти, которые являются обязательными и могут проявляться в уплате налогов, получении льгот и т.п. Укрупненно более полный перечень экономических связей региональной компании включает:

1. Привлечение рабочей силы.

2. Закупку сырья, материалов.

3. Закупку оборудования.

4. Энергоснабжение.

5. Услуги коммерческих банков.

6. Коммунальные услуги.

7. Услуги безопасности.

8. Транспортные и другие сервисные услуги.

9. Уплату налогов и сборов.

10. Реализацию готовой продукции.

Исходя из этого, у региональной компании могут наблюдаться от 1 до 10 указанных связей. Следовательно, мы можем количественно оценить уровень локализации региональной компании как отклонение от единицы обобщенной оценки локализации:

I = С/10,

где I - уровень локализации; С - количество связей (от 1 до 10).

Кроме того, мы можем проанализировать региональные компании с помощью следующих показателей:

1. Предельная склонность к локализации - это стоимостное выражение дохода, получаемого от экономической активности внутри региона относительно дохода от межрегиональной активности (I).

(^ в результате прироста дохода:

Если предположить, что весь доход (У)

У = I + Я,

то мы можем количественно определить интенсивность локализации, характеризующую прирост дохода

ЛЯ ЛУ '

2. Интенсивность локализации - индивидуальная стоимость экономического акта, осуществляемого субъектом внутри региона в единицу времени. Вычисляется как отношение затрат, совершенных внутри

С

региона (Сг) за время V. —.

г

3. Трансакционная активность - это величина, фиксирующая частоту совершения трансакций определенного вида между анализируемыми субъектами (внутри- и межрегиональные). Определяется как отношение числа таких трансакций д к общему количе-

ству трансакций 0 за исследуемый период:

Я

4. Регулярность. Данный показатель характеризует «степень постоянства» взаимодействия изучаемого субъекта внутри и за пределами региона. Измеряет колеблемость трансакций в относительном выражении относительно среднего уровня с помощью коэффициента вариации.

5. Инициативность - количество трансакций, совершаемых по инициативе исследуемого субъекта. Определяется как отношение числа совершаемых по инициативе субъекта трансакций д8 к общему количеству трансакций 0 за исследуемый период: .

Препятствиями для развития региональной компании за пределами региона являются, на взгляд автора, следующие:

Рис. 3. Классификация видов трансакционных издержек [2]

I. Возрастание трансакционных издержек.

Внешнерегиональная активность компании неизбежно ведет к росту трансакционных издержек как в случае создания представительств, дочерних или зависимых обществ в другом регионе, так и в случае снабженче-ско-сбытовых отношений.

Существует несколько классификаций трансакционных издержек. В частности, П.А.Краснокутский предлагает классификацию, представленную нами на рис. 3.

При этом сам П.А.Краснокутский признает, что данную классификацию следует несколько расширить. В частности, необходимо включить издержки выявления альтернатив, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения и др. При этом следует помнить, что издержки оппортунистического поведения могут возникать как внутри фирмы, так и в результате ее взаимодействия с рыночными контрагентами. Вместе с тем, как показывают работы ряда исследователей, они играют исключительно важную роль в обеспечении эффективной работы фирмы на рынке.

Рассмотрев классификацию видов трансакционных издержек, уточним, как они препятствуют развитию региональной компании за пределы региона.

1. Внутренние трансакционные издержки. Межрегиональная экспансия компании через усложнение ее структуры предполагает снижение внешних трансакционных издержек, но они «...связаны с усложнением процесса управления вместе с увеличением масштаба фирмы, следовательно, с ростом издержек на управление...» [1].

2. Политические трансакционные издержки. Следует отметить, что в сфере предпринимательства органы власти играют достаточно специфическую роль. С одной стороны, роль органов власти как политических институтов в целом сводится к обеспечению

условий экономической деятельности на данной территории (развитие инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы и т.д.). С другой стороны, как показывает практика, в российских регионах достаточно высок риск оппортунистического поведения со стороны органов власти, что является серьезным препятствием для проведения эффективной экспансии региональных компаний. Оппортунизм при этом проявляется, прежде всего, именно в вопросах, касающихся непосредственного обеспечения необходимых условий.

3. Внешние издержки. Пространственная экспансия региональных компаний является причиной роста конкуренции на рынках других регионов. Очевидно, это может повлечь за собой такие расходы, как судебные и внесудебные разбирательства, антидемпинговые преследования, всевозможные последствия нечестной конкуренции.

Но даже при отсутствии указанных расходов региональные компании неизбежно несут расходы, связанные с информацией и ее поиском при подготовке контракта [3].

1. Издержки, связанные с «общением» сторон. Данный тип в каждой конкретной ситуации может варьироваться в очень больших пределах.

2. Издержки поиска информации о ценах различных поставщиков и покупателей того или иного продукта. Данный тип издержек может быть существенно уменьшен в случае долгосрочных отношений либо в случае той или иной формы кооперации, например в рамках кластера, где, как правило, объединяются не только производственные, но и сбытовые фирмы.

3. Расходы на тестирование и контроль качества. Данные расходы будут изменяться пропорционально издержкам поиска информации.

4. Издержки подбора квалифицированного персонала. Как подчеркивают многие исследователи, дан-

ная проблема является одной из главнейших. Подбор квалифицированного персонала - важная статья трансакционных расходов компаний, работающих в разных регионах.

5. Расходы на заключение контракта. По мнению В.В.Разумова, «...эти издержки возникают в том случае, когда суть сделки примерно ясна и стороны торгуются, пытаясь получить для себя наиболее выгодные условия... Это значительная категория расходов уже потому, что ведение переговоров и принятие решений - функция самых высокооплачиваемых сотрудников компании» [3].

6. Расходы на мониторинг и отстаивание своих интересов. Как отмечает В.В.Разумов, «...в условиях трения, присущего реальному рынку, невозможно полностью контролировать своего контрагента... вступая между собой в контрактные отношения, субъекты неизбежно теряют часть своих ресурсов в результате "оппортунизма" партнеров и несовершенства информации». Действительно, полностью устранить риски, связанные с данным видом издержек, в настоящий момент не представляется возможным.

II. Возрастание транспортных издержек. Внешние региональные экономические связи как в отношении снабжения, так и в отношении сбыта в большинстве случаев (исключением являются, напри-

внешнерегиональной экспансией, увеличиваются с удалением от местонахождения региональной компании, причем более или менее равномерно в любом направлении удаления. Поэтому в каждом направлении должны существовать такие пункты, для которых приросты транспортных затрат (или издержки отклонения) будут одинаковыми.

III. Конъюнктурные факторы. Уровень возможной прибыли при межрегиональных операциях определяется, в свою очередь, параметрами спроса и предложения в других регионах, особенностями государственного регулирования и т.п.

Рассмотренные три группы факторов позволяют нам сформулировать условие межрегиональной экспансии региональной компании: такая экспансия возможна при условии, что возрастание транспортных и трансакционных издержек (обозначим эту группу факторов «Trans») компенсируется ростом благоприятных конъюнктурных факторов (обозначим этот фактор «Con»). Математически это условие можно представить так:

ATrans I < ACon |.

Точки пространства, в которых выполняется данное равенство, можно обозначить как точки экспансии региональной компании (рис. 4).

Точки экспансии региональной компании

мер, интернет-услуги), очевидно ростом транспортных издержек.

Приросты транспортных затрат

Рис. 4. Модель экспансии региональной компании

сопровождаются

вызванные

Соответственно региональной можно назвать компанию, которая не имеет указанных точек экспансии.

Библиографический список

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации от- Философия хозяйства. 2011. № 6. С.139-147.

раслевых рынков. М., 1998. С.206. 3. Разумов В.В. Неоинституциональная экономическая тео-

2. Краснокутский П.А. Преимущества применения кластерно- рия. М., 2005. С.118. го подхода с позиций теории трансакционных издержек //

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.