Научная статья на тему 'Категория «Приобщение» в гуманитарно-целостных исследованиях'

Категория «Приобщение» в гуманитарно-целостных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОБЩЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ОБЩНОСТЬ / ПРИЧАСТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурова Наталья Владимировна

Определяется категориальный статус понятия «приобщение», выделяются его сущностные характеристики, отличительные черты и взаимосвязи с педагогическими категориями «воспитание», «развитие», «обучение». Статья адресована магистрантам, аспирантам, педагогам, исследователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория «Приобщение» в гуманитарно-целостных исследованиях»

РАЗДЕЛ 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

PART 3 PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 37.011

Н.В. Бурова

Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района

г. Волгоград

КАТЕГОРИЯ «ПРИОБЩЕНИЕ» В ГУМАНИТАРНО-ЦЕЛОСТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Определяется категориальный статус понятия «приобщение», выделяются его сущностные характеристики, отличительные черты и взаимосвязи с педагогическими категориями «воспитание», «развитие», «обучение». Статья адресована магистрантам, аспирантам, педагогам, исследователям.

Ключевые слова: приобщение, общение, общность, причастие, воспитание, развитие, обучение.

Современная педагогическая наука все больше пополняется новыми понятиями. Введение в категориальный аппарат педагогической науки новых понятий определяется разработкой новых подходов, одним их которых является гуманитарно-целостный. В Волгоградской научной педагогической школе гуманитарно-целостный подход представляют исследователи: Н.М. Борытко, Т.А. Затямина, В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, И.А. Соловцова и др. Основные положения данного подхода, на которые мы опираемся в исследовании, заключаются в следующем: 1) человек рассматривается во всей его целостности; 2) поднимаются проблемы выявления собственно «человеческого в человеке», его внутреннего мира, обретения смысла собственного бытия, вынесенности смыслов человеческой жизни за пределы индивидуального существования; 3) становление человека происходит в контексте национальной и общечеловеческой культуры. В данной статье рассматривается специфика понятия «приобщение» в рамках гуманитарно-целостного подхода в образовании.

Понятие «приобщение» прочно используется в образовательной практике. Данный вывод сделан на основе анализа предъявляемых требований к содержательному разделу программ воспитания и социализации, отраженных во ФГОС основного общего образования, анализа целевых ориентиров программ дополнительного образования детей, разработанных

педагогами дополнительного образования Волгограда, и программ, представленных в Интернете, а также результатов анкетирования учителей музыки и педагогов дополнительного образования. В ходе проведенного анализа обнаружено, что понятие «приобщение» используется наряду с понятиями «духовно-нравственные ценности», «общечеловеческие ценности», «традиции», «культура», «общественная деятельность».

Понятие «приобщение» применяется и в научных педагогических исследованиях, при этом подчеркивается его важность и значимость в образовании. Так, А.Г. Асмолов приобщение по отношению к культуре, традициям своего народа рассматривает как главную идею развития вариативного образования XXI в. (А.Г. Асмолов, 2001) [1]. Были проанализировали исследования в области педагогики (С.Н. Даньшов, Д.Н. Денисова, В.В. Игнатова, С.Д. Кириенко, А.А. Смирная), в результате чего обнаружено, что смысловое значение понятия приобщения связано с личностью, ее бытием в культуре, ценностями, мировоззренческими установками, духовным воспитанием и трактуется достаточно широко. В области педагогики исследователями раскрываются отдельные свойства категории приобщения. Данные исследования показывают, что приобщение - это особый процесс, имеющий свою специфику и связанный с внутренним духовным развитием человека, обращенный к его духовной сфере. При этом не удалось проследить единую ориентацию, раскрывающую суть категории приобщения, его смысловое содержание. Это позволило сделать вывод о том, что в педагогической науке данное понятие не стало еще объектом научного осмысления и требует определения его смыслового содержания, сущностных характеристик, категориального статуса, выявления отношений со сходными категориями.

Качество образовательной деятельности всецело связано с ясностью понимания смыслового содержания понятия «приобщение». Рассматривая понятие «приобщение» в области педагогического знания, мы обратились к областям, где это понятие наиболее разработано, -к философии, богословию, психологии. На основе анализа работ Н.А. Бердяева, С.Л. Брат-ченко, учения Василия Великого, Л. Леви-Брюль, В.И. Слободчикова, М. Хайдеггера выделим сущностные характеристики понятия «приобщение», в которых раскрывается его смысловое содержание.

Так, у Н.А. Бердяева особенностью приобщения является его познавательный смысл, приобщение рассматривается как необходимая ступень к познанию. Приобщение у Бердяева обращено к духовному миру человека, ведет к поиску сути идей, смыслов и акцентирует внимание на главных вопросах познания: познаваем ли мир и что познается в мире? Приобщение по Бердяеву призвано преодолевать объективацию и через нее погружаться в духовное, подсознательное, восходящее к сверхсознанию [2]. Сходны с мыслью Н.А. Бердяева и представления Василия Великого. По его мнению [3], суть приобщения в единении двух миров: материального и духовного. Как отмечает Л. Леви-Брюль, еще в ранних обществах единство материального и духовного составляло основу миропонимания человека, реальность здесь была окрашена особыми влияниями, отношениями, силами, значениями [4]. Таким образом, можно сделать вывод: приобщение связано с обращением человека к своему внутреннему миру, преодолением объективации и стремлением познать духовную сущность вещей, выстроить отношение к миру через понимание духовной сферы.

Морфологическая структура понятия «при-общение» позволяет выделить корневое ядро - «общение», являющееся основной психологической категорией. С.Л. Братченко обращает внимание на механизмы общения, запускающие жизнеизменяющие человеческие процессы. Он приходит к выводу, что общение может быть не только горизонтальным, но и глубинным, проходящим несколько уровней глубины общения, от уровня «формальных отношений» к уровню «интимности». В выводах С.Л. Братченко можно увидеть характер приобщения в его многомерном измерении, состоящем в единении внутренних и внешних процессов в человеке. Внешняя сфера связана с материальным, объектным миром и отношением человека к этому миру. Внутренняя сфера относится к личностному, индивидуальному в человеке. Погружение человека в мир духовный через материальный, предметно-объектный

мир позволяет настроить «интимное» общение с мировой духовной сферой окружающей реальности, взглянуть через мировое духовное знание на собственную материальную жизнь, на себя как целостность материальную и духовную. Таким образом, смысловое содержание понятия «приобщение» заключается в единении внешних и внутренних процессов в человеке, меняющих его жизнь. Приобщение - это общение человека через мир материальный с миром духовным, цель приобщения - развитие человека в его духовной сущности, его духовное изменение.

Рассматривая далее морфологическую структуру понятия приобщения, замечаем его двусоставность: смысловое корневое ядро «общение» и приставка «при». Приставка несет значение «добавления, сближения, скрепления в чем-нибудь» и образует существительное со значением примыкания к чему-нибудь, что позволяет соотнести его смысловое содержание с понятиями «часть» и «общее».

По М. Хайдеггеру (1995, с. 170), человек есть не только бытие в мире, но, главным образом, есть бытие с другими. На своем жизненном пути человек проходит множество форм общностей, оказывающих влияние на его становление как личности. Приобщение как этнографическая категория рассматривается как часть инициации молодых как полноправных членов общности с помощью различных действий (Р. Генон) [5], то есть служит механизмом, обеспечивающим отмеченное М. Хайдеггером бытие с другими.

По В.И. Слободчикову, общность - единение групп людей на уровне ценностей и смыслов, внутреннее духовное приятие людей (Слободчиков В.И., 1995). И, как отмечает Л. Леви-Брюль, представления людей в такой общности не зависят в своем бытии от отдельной личности, их невозможно осмыслить и понять путем рассмотрения индивида как такового, так как они присущи всем членам общности и передаются из поколения в поколение. Исходя из смыслового содержания понятия «общение», приобщение может рассматриваться как взаимодействие ныне живущих людей с людьми прошлого времени в рамках одного сообщества, воздействие прошлых поколений на людей настоящего времени, процесс установления и развития контактов между поколениями, направленный на выработку «единой программы взаимодействия». По этим основаниям смысловые характеристики приобщения связаны с изменением в личностном состоянии человека и направлены на выработку общего взаимодействия, единения с этнокультурным сообществом. Такую сущностную характеристику мы можем обозначить как осознание себя частью общего или своей сопричастности общему.

В словаре В.И. Даля понятие «приобщить» используется в значении «прилагать одно к другому в одно целое», что позволяет соотнести смысловое содержание данного понятия с понятием целостности как нераздельного соединения элементов или частей. В данном смысловом содержании понятие «приобщение» существует и в богословском знании. В богословской литературе понятия «приобщение» и «причастие» - синонимичны и рассматриваются как сознательное участие человека в соединении с миром духовным через мир естественный и обретение потребности в поддержании процесса с помощью причастия (1 Кор. 10. 15, 16). Иоанн Кассиан Римлянин говорит о частом приобщении: «еще более и более надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа». Следовательно, содержание приобщения включает в себя некое постоянство, или стремление к поддержанию определенного постоянства. Смысловое содержание понятия «приобщения», обладающего качеством постоянства на протяжении всей жизни человека, позволяет соотнести его с кругом более широких понятий, таких как человеческое бытие, то есть способность выбирать себя, основание человеческого существования (Ж.П. Сапр, М. Хайдеггер), или общественное бытие, то есть мир культуры и освоенной человеком природы (К. Маркс, Ф. Энгельс). Приобщение входит в содержание данных понятий. Анализируя соотношение данных понятий, можно отметить, что в содержании понятия «приобщение» общественное и человеческое бытие не разделены, а встраиваются в целое.

Целостность как смысловая составляющая понятия «приобщения» проявляется и в богословском учении о трихотомии. Соединение душевного, духовного и телесного в учении о трихотомии характерно для человека и характеризует его как некую целостность, единение в себе этих трех сфер (1 Сол. 5:23; Евр. 4:12; 1 Кор.15:44). Так же, как телесное существует на протяжении всей человеческой жизни, душевное и духовное одновременно должно существовать в человеке. Так же, как в течение жизни человек ощущает потребность в совершенствовании своих физических сил, поддержании их тонуса, поддержание тонуса и совершенствование необходимо духовным и душевным силам человека. В нераздельном и неслиянном единстве этих процессов достигается человеческая целостность. В Писании значение приобщения (причащения) понимается через постоянное насыщение духовной чистотой и здоровьем людей в течение всей жизни как духовное исцеление (Лк. 5: 31, 32). Итак, смысловое наполнение понятия «приобщения», с одной стороны, содержит в себе элемент постоянства, с другой стороны, во время приобщения происходит восполнение трихотомической целостности (тело, душа, дух) в составе человеческой природы, и в первую очередь ее высокодуховного начала - духа. Смысловые характеристики понятия «приобщения» связаны с единением в человеке духовного, душевного и материального в целое с точки зрения вечности. Исходя из вышесказанного, выделим такой признак, как экзистенциональное достраивание человеческой целостности.

Рассмотрим понятие «приобщения» в соотношении к основным категориям педагогики: «воспитание», «развитие», «обучение». Термин «приобщение» в некоторых педагогических определениях входит в категорию воспитания как деятельность воспитателя. Как в процессе воспитания, так и в ходе приобщения происходит соприкосновение человека с миром ценностей, норм, идей, смыслов, значений, что оказывает влияние на формирование его мировоззрения, на поведение человека и выстраивает определенные отношения человека с миром культуры, с обществом.

Одним из смысловых значений категории воспитания является вскармливание, питание. В ходе приобщения духовным питанием для человека, постоянно восполняющим его, становятся ценности и смыслы общества, сохраненные в культуре, традициях. Духовное питание в этом смысле происходит не одномоментно, а постоянно, отсюда целью приобщения является приучение к необходимости восполнять и поддерживать определенный уровень духовного состояния, получаемого от прикосновения к культуре. Содержание «приобщения» связано со знаниями, заложенными в культуре, в общественном опыте, но сами знания как некая информация, получаемая из реальной действительности, не обеспечивают стремления к постоянному соприкосновению с ними, они являются способом прорыва к значениям, сущностям, смыслам. Ценности и смыслы, скрытые в мире объективного, материального, проявляются не сразу - в результате смыслопоисковой деятельности, познания себя, нахождения повышенной личной значимости приобщения, познания материальной и духовной сторон интересующей реальности, объединения их в целостность. В результате внутренней «борьбы и метаний», прохождения кризисных состояний формируются взгляды и убеждения человека, осуществляется передача опыта подрастающему поколению, подготовка их к жизни, и при этом в самом человеке вырабатывается стремление к поддержанию такой деятельности. Можно заметить, что в содержании понятия приобщения заложена динамическая составляющая, связанная с «изменением», «достраиванием», «осознанием». Итак, динамическая структура понятия «приобщение» включает в себя разные состояния и может быть рассмотрена в широком и узком значениях. С одной стороны, приобщение проявляется как ступень к познанию, понимается как проникновение в ходе познания в ценностно-смысловую сферу объективной реальности. С другой стороны, приобщение может быть представлено как целостная динамическая система, проходящая не одномоментно и проявляющаяся в специфически человеческой необходимости в соединении, общении с миром сверх материального, с высшей духовной сферой, подсоединении к ценностно-смысловому опыту, накопленному в культуре, обществе, формирующая мировоззрение человека и оказывающая влияние

на его поведение, становление как личность. Стремление к постоянному общению со сферой духовного мира не присуще человеку изначально. И в этом «приобщение» сходно с педагогической категорией воспитания как деятельности, призванной формировать систему качеств личности, ее взглядов и убеждений.

Рассмотрим категории «приобщение» и «развитие» и выявим соотношение и связь между ними. И в приобщении, и в развитии происходят изменения уже заложенного в человеке. Человеческое самобытие [6] не может обойтись без стремления понять свою «самость», желания усмотреть осмысленную необходимость бытия, это единственно подлинный признак, отличающий человека от животного. Человек - великая загадка для самого себя, поэтому ему свойственно стремление к самопознанию и приобщение через познание сути вещей в мире. Это дает ребенку определиться в себе самом, понять соотношение индивидуального и личного внутри себя, определить свою сопричастность к общности, позволяет раскрыться как этнической индивидуальности. Нацеленность на свое самопознание в приобщении дает толчок к духовному развитию. Духовное развитие происходит от понимания своей самости через авторское прочтение норм жизни, выработки своего мировоззрения к свободному осознанному принятию социальной роли. На основании сказанного в приобщении мы можем видеть характеристики, присущие педагогической категории развития как процессу количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, осуществляемого под влиянием опыта прошлых поколений.

Приобщение связано и с обучением, так как в самом содержании приобщения изначально находятся конкретные знания реальной действительности, социальный, культурный, этнический опыт определенного сообщества. В ходе приобщения человек познает этот опыт, получает новую информацию, знания, умения и навыки. Как в педагогической категории «обучение», так и в приобщении присутствует деятельность по овладению определенными знаниями, умениями и навыками.

Итак, рассмотрев соотношение приобщения с такими основными педагогическими категориями, как воспитание, развитие и обучение человека, мы увидели, что приобщение совмещает в себе все эти категории, они существуют в неразрывности и неслиянности. Когда в качестве педагогической цели ставится приобщение, то учитель, педагог должен понимать, что здесь воспитание происходит одновременно с обучением, а развитие одновременно с воспитанием. Особенность приобщения составляет целостность и нераздельность значений этих категорий, нацеленность на приобретение духовного опыта и самопознание. Категория «приобщение» в рамках гуманитарно-целостного подхода обращена к развитию способности видения сути вещей реального материального мира, их нематериальной истины, формированию стремления человека как части культуры и общества восходить над своими индивидуализмом, абсолютизацией личных интересов. Для приобщения в образовании характерен анализ духовной сферы материального мира, постижение знаний, норм, деятельности, характеризующее человека как духовную личность, готовую воспринимать, анализировать и критически оценивать, осознавать материальный мир на уровне осмысления.

Понимание сущностных характеристик исследуемой категории позволило прийти к выводу, что приобщение развернуто во времени и имеет различные состояния, в «приобщении» заложена динамическая составляющая, сравнимая с духовным погружением и ведущая к необходимости восполняться духовно, нацеленная на приобретение человеком воплощенного духовного опыта. Изменения в личностной сфере человека происходят неравномерно, в результате внутренней «борьбы». Подобные характеристики соотносимы с такими характеристиками целостного педагогического процесса, как кризисность, нелинейность, стадийность. Это позволило определить «приобщение» как педагогический процесс, который имеет различные уровни развития.

В образовательной практике согласно Федеральному государственному образовательному стандарту приобщение ориентировано на достижение личностных результатов школьника, помогает обеспечению «воспитания способности к духовному развитию», пониманию

норм, правил, идеалов, хранимых в культуре. Приобщение к традициям культуры дает ребенку узнать себя самого, определить свое место в этнокультурном сообществе, раскрыться как этническая индивидуальность, вырасти духовно, выработать свой собственный способ гармоничного поведения в обществе на основе традиций.

Приобщение понимается как процесс внутреннего духовного движения человека к гармонии в жизни, к осознанию и принятию сверх материальной истины опыта, накопленного поколениями, к получению «живого знания» в виде внедрения опыта поколений в жизнь. Рассмотрено «приобщение» в отношении к традициям культуры.

Педагогическими характеристиками процесса приобщения являются направленность на духовное изменение в человеке, осознание себя частью общего или своей сопричастности общему, экзистенциональное достраивание человеческой целостности.

Определение содержания и категориального статуса понятия «приобщения» как процесса дает возможность дальнейшего выявления его логики и состояний.

Библиографический список

1. Асмолов, А.Г. Психология XXI века и рождение образовательного пространства в России / А.Г. Асмолов // Новое время, новая дидактика : сборник. - М., 2001. - С. 15-16.

2. Бердяев, Н.О. О назначении человека [Электронный ресурс] / Н.О. Бердяев. - Режим доступа: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_01 .html, свободный.

3. Василий Великий Святитель. Нравственные правила / Святитель Василий Великий. - М. : Сибирская Благозвонница, 2011. - 208 с.

4. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - С. 130-140.

5. Генон, Р. Царство количества и знамения времени. [Электронный ресурс] / Р. Генон. - Режим доступа: http://www.koob.ru/genon/tsarstvo_kolichestva. - Дата обращения: 08.08.2013.

6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека : Введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков., Е.И. Исаев. - М. : Школа-Пресс, 1995. -384 с.

N. V. Burova

Youth center Krasnooktyabr'skiy district

Volgograd

COMMUNION AS A PEDAGOGICAL CATEGORY

This article determines the categorical status of the concept "initiation", stand out its essential characteristics, interconnection and different traits pertaining the relationships with pedagogical categories of education, development and study. The article is addressed to undergraduates, graduate students and pedagogical researchers.

Key words: Initiation, communication, unity, communion, education, development, training.

References

1. Asmolov A.G. Psychology of the XXI century and the birth of the educational space in Russia. Novoe vremya novaya didaktika: sbornik, Moscow, 2011, pp. 15-16.

2. Berdyaev N.O. About the importance of human. Available at: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_01 .html.

3. Vasiliyj Velikiyj Svyatitelj Nravstvennihe pravila [Moral rules]. Moscow, Sibirskaya Blagozvonnica, 2011,

208 р.

4. Levi-Bryulj L. Primitive thought. Psikhologiya mihshleniya, Moscow, 1980, рр. 130-140.

5. Genon R. The Kingdom of the number and the signs of the times. Available at: http://www.koob.ru/genon/tsarstvo_kolichestva.

6. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology : an Introduction to the psychology of subjectivity. Moscow, Shkola-Press, 1995, 384 р.

© Бурова Н.В., 2014

Автор статьи - Наталья Владимировна Бурова, соискатель, Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района, г. Волгоград, e-mail: semya-burov@yandex.ru.

Рецензенты:

В.В. Путиловская, кандидат педагогических наук, доцент, Институт художественного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета;

Т.А. Затямина, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.

УДК 37

А.В. Кандаурова Тарский филиал Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина

СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются риски социального взаимодействия в педагогической деятельности, обусловленные социальными изменениями настоящего времени. К таким изменениям относятся открытие информационно-коммуникативного пространства, стратификация современного общества, развитие науки, техники и многие другие. Любые социальные изменения нарушают равновесие системы взаимодействия в педагогической деятельности.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, педагогическая деятельность, педагогические риски, социальные изменения, готовность педагогов к изменениям, готовность педагогов к рискам.

Неопределенность как показатель и следствие разномасштабных социальных изменений, происходящих в последние десятилетия, порождает перманентность риска в профессиональной деятельности педагога в целом и в социальном взаимодействии в педагогической деятельности в частности. Безусловно, риск как социальное явление сопровождает любое социальное изменение и, следовательно, имеет место в любом социальном обществе. Как отмечает в своем исследовании О.В. Яцук, «между риском и общественным развитием существует очевидная, хотя и неоднозначная связь: развитие не может быть свободным от риска, в то время как риск не обязательно стимулирует развитие в позитивном направлении» [1].

Под социальным взаимодействием в педагогической деятельности мы понимаем взаимонаправленные действия социальных субъектов образовательных отношений в рамках определенных социальных статусов, заинтересованных в достижении цели и взаимовыгодном результате своих действий, протекающие в определенном пространственно-временном формате, реализующие определенные социальные роли и функции в социальной ситуации. Характер социального взаимодействия определяется социальными ожиданиями (экспектация-ми); формирует определенные социальные нормы взаимодействия субъектов образовательных отношений, регулирующие их социальное поведение. Стабильность социального взаимодействия в регулятиве социальных норм формирует новые или укрепляет существующие социальные отношения. На всех уровнях социальных отношений имеет место инвариантная структура социального взаимодействия, включающая субъектов (как минимум - два, например, учитель - ученик; учитель - родители) в совокупности их характеристик, предмет взаимодействия, социальные действия, социальное пространство, социальную среду. Вариативная составляющая социального взаимодействия наполняется характеристиками всех компонентов, но в первую очередь - характеристикой интерсубъектного взаимодействия. В педагогической деятельности имеют место все возможные разновидности социального взаимодействия по всем параметрам классификаций. Социальное взаимодействие в педагогической деятельности определяется содержанием (опосредованное культурой социальное взаимодействие) и формой (непосредственное социальное взаимодействие субъектов в пространстве культуры). Опосредованное социальное взаимодействие реализуется в пространстве смысловых контекстов на уровне традиций, укладов, политики, культуры, экономики, на уровне со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.