Научная статья на тему 'Категория оценочности в аналитических медиажанрах (анализ статьи)'

Категория оценочности в аналитических медиажанрах (анализ статьи) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
708
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / МЕДИЙНЫЙ ТЕКСТ / КАТЕГОРИЯ ОЦЕНОЧНОСТИ / ОЦЕНКА / ЖАНР / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / СУБЪЕКТ/ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ / SUBJECT/OBJECT OF ESTIMATION / DISCOURSE / MEDIAL TEXT / THE CATEGORY OF ESTIMATING / ESTIMATION / GENRE / ANALYTICAL GENRES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартемьянова С. С.

Данная статья посвящена рассмотрению формирования и выражения оценки в немецком медиатексте. Категория оценочности, как неотъемлемый компонент любого медиатекста, представлена в реализации отношения субъекта оценки к описываемому событию, факту речи. Оценка это также авторское средство скрытой манипуляции общественным мнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORY OF ESTIMATING IN ANALYTICAL MEDIAL GENRES (ARTICLES ANALYSIS)

This article is devoted to the considering of creation and expression of estimation in german medial text. The category of estimating as an essential component of any medial texts is presented in the realization of attitude of estimations subject to the described event or to the fact of speech. Estimation is also considered as one of the authors means in hidden manipulation of social meaning.

Текст научной работы на тему «Категория оценочности в аналитических медиажанрах (анализ статьи)»

ФИЛОЛОГИЯ □Vr---—-——

С. С. МАРТЕМЬЯНОВА

аспирант кафедры английской филологии Орловского государственного университета Е-mail: [email protected] Тел. 8 920 089 42 90

КАТЕГОРИЯ ОЦЕНОЧНОСТИ В АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕДИАЖАНРАХ (АНАЛИЗ СТАТЬИ)

Данная статья посвящена рассмотрению формирования и выражения оценки в немецком медиатексте. Категория оценочности, как неотъемлемый компонент любого медиатекста, представлена в реализации отношения субъекта оценки к описываемому событию, факту речи. Оценка - это также авторское средство скрытой манипуляции общественным мнением.

Ключевые слова: дискурс, медийный текст, категория оценочности, оценка, жанр, аналитические жанры, субъект/объект оценки.

Введение. Одной из наиболее примечательных особенностей современных медиа традиционно является их нацеленность не столько на само сообщение, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов и ситуаций. В силу этого в некоторых медиа выработана достаточно эффективная система аналитических жанров.

Эта система постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Изменения в категориальном аппарате аналитических жанров открывают для медиа новые устойчивые типы текстов аналитических публикаций, целью которых является изучения положения дел или обсуждения проблем, их оценка [10].

В аналитических медиатекстах освещаются результаты и выводы исследования или оппониру-ются аргументы в пользу или против представленной точки зрения, оцениваются, интерпретируются данные, комментируются события. Так, медиа, ориентируя в действительности, сообщают оценку событий, происходящих или ожидаемых в обществе, наблюдаемых в настоящий момент, служат средством формирования мыслей, чувств и на их основе норм поведения [4]. Категория оценочности является основной общестилевой чертой текстов печатных медиа, она свойственна даже информационным жанрам для передачи эффективности сообщений. Оценка - неотъемлемый компонент любого медиатекста. Традиционно оценка понимается как общественно закреплённое отношение носителей языка к внеязыковому объекту и к фактам языка и речи [2]. В данной работе нами предпринята попытка проиллюстрировать специфику реализации категории оценочности в аналитических жанрах на основе анализа отдельной статьи, взятой из немецкоязычной газеты Badische Zeitung.

© С. С. Мартемьянова

1. Дискурсивное поле аналитических (медиа) жанров. Оценочность в аналитических жанрах. Дискурсивное поле аналитических медиажанров исследуется и оценивается журналистом с целью определения степени ценности обнаруженного в общественной жизни. Что принесет пользу, а что вред, что способствует социальному прогрессу, а что ему вредит, что этично, а что неэтично - решение этих вопросов является целью журналистского анализа, для отражения которого и формируется собственно категория оценки [4]. Аналитические жанры призваны передать журналистскую выработку оценки, осуществляемую в диалоге с иными мнениями. Развертывание оценки осуществляется в ответ на соответствующий коммуникативный запрос адресата и в ответ на уже высказанное мнение о предмете речи, поскольку оценивание в журналистике происходит в условиях множественности мнений по обсуждаемым вопросам. При этом замысел, цель и учёт ответной реакции адресата, т.е. диалог с ним, определяют выбор стилистических средств для осуществления оценки предмета речи аналитического жанра. Для организации взаимодействия с целью выработки общего с адресатом мнения журналист подбирает те лексические и стилистические средства, которые наиболее полно отвечают его замыслу. Осуществляя согласование с адресатом оценки предмета речи соответственно логике аналитической жанровой модели журналист учитывает возможность противодействия коммуникативных действий и стремится на каждом из этапов сформировать общую с читателем смысловую платформу, стимулировать когнитивную активность читателя, создать эмоциональную атмосферу вокруг предмета речи [8]. Таким образом, оценка предмета речи представляет собой своего рода коммуникативную интенцию диалога автора и читателя, где смысло-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

вая позиция адресата раскрывается сообщениями о предмете оценки. Категория оценочности в газетных текстах выступает как особый вид рассуждения, включающий в себя оценку предмета речи, отражаемую в композиционно-стилистической специфике печатных текстов.

Специфическими целеустановками, организующими категорию оценочности в аналитических жанрах, являются; оценка того, что происходило, происходит, будет происходить, того, что наблюдается, и оценка чужих высказываний. Исходя из этого принято выделять следующие виды оценочности в аналитических жанрах:

• оценка и прогноз общественных изменений;

• оценка последовательности и причин социальных действий, ведущих к изменениям;

• оценка явления;

• оценка ситуации;

• оценка чужого высказывания.

Автор выстраивает стратегию оценивания этих объектов таким образом, чтобы выработать общее с адресатом мнение о рассматриваемом объекте. Исходя из этого, фактором, определяющим дифференциацию аналитических жанров, является коммуникативная целеустановка диалога автора и адресата.

Субъектом оценки выступает журналист, выразитель интересов той или иной социальной группы, поэтому основанием оценки становятся интересы этой группы, тем самым позиция и интересы «заказчика» органически включаются в оценочную базу и в известной степени предопределяют направленность оценивания идей, действий и явлений (ср. с мнением Н.Д. Арутюновой, которая подчеркивает особую роль говорящего, чьими интересами, взглядами (социальными, этическими, эстетическими) оценка обусловлена, «и только по отношению к нему оценочное высказывание может рассматриваться как истинное или ложное. Оно лишено параметра объективной истинности»1. При таком положении дел, безусловно, есть опасность того, что журналист может стать как субъектом социального ориентирования, так и субъектом манипуляции, а следовательно, жанровые модели могут использоваться не только для достижения социально ответственных целей в журналистике, но и в манипулятивных целях [6, а 102], т.к. оценка является сильнейшим средством воздействия на ценностную картину социума, средством манипуляции общественным мнением. Положительная или отрицательная оценка чаще всего заложена в сообщении, но её присутствие в тексте незаметно,

1 Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых

жанров. Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2004. с.151.

как правило, она исподволь внушается адресату.

Адресат воспринимает заданную автором оценку

на подсознательном, эмоциональном уровне. Ему

может казаться, что он самостоятельно пришёл к

данному оценочному выводу. Так формирование

нужной оценки у адресата нередко играет огромную

_ 2

роль в идеологической ориентации последнего2.

В соответствии с тем, как именно (положительно

или отрицательно) читатель станет относиться к

описываемому событию, он и будет действовать в

современном мире.

В медиатексте оценка может быть выражена имплицитно, то есть она закладывается в сему слова, и эксплицитно, когда она присуща не конкретному слову, а его употреблению3. Имплицитные оценки в публицистике - это прежде всего оценочные метафоры, эвфемизмы, эллипсы, приёмы контраста при сравнении противоположных понятий. Наряду с ними существуют и такие языковые механизмы оценочности, как контекст, цитата, где оценка выражена эксплицитно.

2. Категоря оценочности на примере отдельной статьи. Перейдём непосредственно к рассмотрению практической реализации категории оценочности на примере статьи из немецкоязычной газеты Badische Zeitung4.

В самом заглавии статьи «Ihr Stuttgart-21-Zwist wird den Wahlsiegern zum Problem» журналист в открытой форме оценивает сложившуюся ситуацию в сочетании с императивным «провоцирующим», эмоциональноэкспрессивным характером лексических единиц.

В материале статьи журналист констатирует, оценивает, проводит анализ ситуации политического спора в вопросе о построении нового железнодорожного вокзала:

“Einig darin, dass wir uneins sind”: Stuttgart 21 bleibt das Streitthema zwischen Grunen undRoten. Nun allerdings haben sie einen Weg gefunden, den ersten grofien Koalitionskonflikt bis in den Sommer hinein zu verschieben.

Оценка ситуации о новостройке железнодорожного вокзала прослеживается в использовании журналистом эллиптических оборотов, слов и словосочетаний оценочного лексического пласта: повтора, оценочной метафоры, постановки риторического вопроса, ср.:

Allerdings hatte Bahnchef Rudiger Grube

2 Арутюнова Н.Д. Об объекте общей оценки. Вопр. языкознания. 1985. №3. С.13-24.

3 Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2004. с.154.

4 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М.,1984.

Шэй

ФИЛОЛОГИЯ

versichert, Stuttgart 21 werde, weil ohne Alternative, weitergebaut.

Offen bleibt, in welcherForm. Ob Volksabstimmung, Volksentscheid oder Volksbefragung: Man werde auf jeden Fall einen verfassungsgerechten Weg finden, so Kretschmann.

Volksabstimmung noch in diesem Jahr?

Оценочная оппозиция может создаваться в результате использования как собственно языковых антонимов, так и антонимов речевых, контекстуальных. В данном случае используется языковая антонимия в сочетании с речевой. Оценочное содержание создаётся за счет актуализации контекстуальных значений слов, а также в результате коннотативно-оценочных наслоений на семантику составляющих контраст лексем. В этом случае оценочность высказывания эксплицитно обусловлена за счёт антонимической ситуации и контекста. Приведём пример:

Das hohe Quorum mochten die Grunen zwar nied-riger ansetzen.

Контраст построен на противопоставлении качества высокого уровня кворума с его низкой степенью работы.

Определение оценки ситуации может складываться при помощи приёма контраста противоположности, на основе сравнения противоположных понятий, признаков, составляющих единое целое и соответствующих единому образу. В этом случае антитеза превращается в сложную, развёрнутую: „ Wir sind uns einig darin, dass wir uneins sind“: Stuttgart 21 bleibt das Streitthema zwischen Grunen undRoten.

Категория оценочности находит свою реализацию в статье в рамках способа изложения содержания, который складывается из таких логически последовательных действий, как констатация, обоснование, объяснение, доказательство, опровержение, выводы, сопровождаемые эмоциональной оценкой:

Rund 2,5 Millionen Baden-Wurttemberger mussten gegen den neuen Bahnhof stimmen, weit mehr, als bei der Landtagswahl fur die Grunen ge-stimmt haben. Gleichwohl sagt Kretschmann: „ Wir stehen Volksabstimmungen positiv gegenuber. “ Und in Umfragen war zuletzt eine Mehrheit im Land gegen das Projekt. Das hohe Quorum mochten die Grunen zwar niedriger ansetzen, brauchen zu dieser Verfassungsanderung aber eine Zweidrittelmehrheit im Landtag - also auch die Stimmen der Opposition. Kretschmann ist da eher unsicher: „Das ist die Frage, ob sich die CDU bewegt.“ Bei ahnlichen Vorstofien in der Vergangenheit hat sie das jedenfalls nicht getan. Es ist uberdies unwahrscheinlich, dass ausgerechnet jene Partei, die sich am konsequentesten fur Stuttgart 21

eingesetzt hat, es nun aus der Opposition heraus den Projektgegnern einfacher machen sollte.

Для категории оценочности характерно взаимопереплетение функций объяснения и убеждения, как умело завуалированного механизма манипулирования мнением читающего, что прослеживается в оценке рассуждения, которое передаётся довольно категоричным тоном:

Anders als alle bisherigen Koalitionsgesprachen dauerte die Verhandlung um Stuttgart 21 am Donnerstag weit langer als geplant. Ausgeraumt wurden die Gegensatze dabei nicht: Die SPD steht weiter hinter dem Bahnhofsneubau, die Grunen wollen ihn weiter verhindern. Der Dissens in der Sache istgeblieben, daran konnte auch die Gesprachsfuhrung durch die beiden Chefs nichts andern. „Das war unser schwierigster Punkt“, raumt der designierte Ministerprasident Winfried Kretschmann (Grune) ein, und sein kunftiger Vize Nils Schmid von den Sozialdemokraten nickt: «Wir sind uns einig darin, dass wir uneins sind.»

Оценочность в отдельных случаях выступает на фоне утверждающей интонации рассуждения в сочетании с формами конъюнктива, для передачи не реализованных в настоящем времени действий, при сопровождении иронической интонации (средства выражения оценочной позиции журналиста):

Denn anders als unter Schwarz-Gelb sei kunftig ja einer der beiden Regierungspartner gegen das Projekt. Ein von den Grunen mehrheitlich im Kabinett beschlossenes und dann vom Parlament abzulehnendes Ausstiegsgesetz als notwendige Basis des Volksentscheids ware dadurch glaubwurdiger. Die Abstimmung selbst konne noch in diesem Jahr stattfinden. Sie ware lediglich dann hinfallig, wenn sich die Bahn aus eigenen Stucken von Stuttgart 21 verabschieden wurde. Allerdings hatte Bahnchef Rudiger Grube versichert, Stuttgart 21 werde, weil ohne Alternative, weitergebaut.

Оценка конфликта журналистом происходит в условиях множественности мнений, что является также показательным фактором при рассмотрении категории оценочности:

«Das war unser schwierigster Punkt», raumt der designierte Ministerprasident Winfried Kretschmann (Grune) ein, und sein kunftiger Vize Nils Schmid von den Sozialdemokraten nickt: „Wir sind uns einig darin, dass wir uneins sind.“

Allerdings hatte Bahnchef Rudiger Grube ver-sichert, Stuttgart 21 werde, weil ohne Alternative, weitergebaut.

Итог автор подводит в констатирующей форме рассуждения, ссылаясь на экстралингвистические

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

факторы, опираясь на сложившуюся ситуацию, мнение лидирующей партии, оценочные ориентиры представителей власти, с последующей оценкой ситуации в сочетании с прогнозом проведённых дебатов:

Es ist uberdies unwahrscheinlich, dass ausge-rechnet jene Partei, die sich am konsequentesten fur Stuttgart 21 eingesetzt hat, es nun aus der Opposition heraus den Projektgegnern einfacher machen sollte. Allerdings hatte Bahnchef Rudiger Grube versichert, Stuttgart 21 werde, weil ohne Alternative,weitergebaut.

3. Вывод. Таким образом, на основе анализа статьи была сделана попытка проиллюстрировать специфику реализации категории оценочности в медиатексте, которая нашла своё выражение путём осуществления передачи целого ряда оценочных смыслов. Автор учитывает важную интерпретирующую позицию адресата, что отражается в стиле и композиции статьи, в пространстве которой, а следовательно, и в ходе авторской мысли, адресат может легко ориентироваться. Успешная коммуникация обеспечивается путём использования арсенала оценочных регулятивов, способствующих формированию соответствующей экспрессивности, побудительностью, активизирующей мыслитель-

ную деятельность читателя.

Постоянная ориентация журналиста на оценку событий и явлений действительности делает неизбежным употребление оценочных средств, среди многообразия которых прослеживаются приёмы лёгкого воздействия на мнение адресата.

Механизм развертывания категории оце-ночности в аналитических медиажанрах предстаёт следующим образом: смысловая позиция адресата, презентируемая оценочными сообщениями о предмете оценки, вступает во взаимодействие с оценочно-исследовательской активностью адресата, отношением к предмету речи. В аналитических жанрах категория оценочности выражается характером отношения журналиста к совершенным или еще не совершенным действиям, объяснением оценки происходящего в действительности, выражается оценка свойствам и состояниям явлений и объектов, даётся оценка чужого высказывания -формы выражения и содержательного наполнения чужой речи, а также способ сообщения и интерпретация. Всё это позволяет утверждать, что категория оценочности присуща аналитическим медиажанрам и находит своё широкое применение в текстах печатных медиа.

Библиографический список

1. Арутюнова Н.Д. Жанры общения. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейк-сис. М., 1992.

2. Арутюнова Н.Д. Об объекте общей оценки. Вопр. языкознания. 19В5. №3. С.13-24.

3. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Высшая школа, 19В5. 279 с.

4. Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2004. 276 с.

5. Провоторов В.И. Очерки по жанровой стилистике текста (на материале немецкого языка): Уч. пос. 2-е изд., испр. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2003. 140 с.

6. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М.,1984.

7. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Изд-во ВГУ 19В7. 252 с.

В. Funktional-kommunikative Sprachbeschreibung: Theoretisch-methodische Grundlegung \ von einem Autorenkollektiv unter Leitung von Schmidt W. Leipzig, 19В1. 275 S.

9. Badische Zeitung, April 07, 2011

10. http: //www.badische-zeitung.de/ihr-stutlgart-21-zwist-wird-den-wahlsiegern-zum-problem

S.S. MARTEMYANOVA THE CATEGORY OF ESTIMATING IN ANALYTICAL MEDIAL GENRES (ARTICLE’S ANALYSIS)

This article is devoted to the considering of creation and expression of estimation in german medial text. The category of estimating as an essential component of any medial texts is presented in the realization of attitude of estimation’s subject to the described event or to the fact of speech. Estimation is also considered as one of the author’s means in hidden manipulation of social meaning.

Key words: discourse, medial text, the category of estimating, estimation, genre, analytical genres, subject/object of estimation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.