Педагогика, психология
УДК 37.032 Г.Ш. Бибарсова*
Категория нормы в формировании гражданско-правового и морального сознания личности
В статье рассматриваются вопросы определения сущности, содержания гражданского воспитания, анализируются современные научные подходы к поиску эффективных способов, средств формирования гражданско-правового и морального сознания будущих граждан, включения их в активную деятельность, имеющую социальную направленность.
Ключевые слова: гражданское общество, правовое воспитание, гражданско-правовое сознание, правовые нормы, морально-этические нормы.
G.S. Bibarsova*. Norm category in formation of civil-law and moral consciousness of the person. In article questions of definition of essence, the maintenance of civil education are considered, modern scientific approaches to search of effective ways, means of formation of civil-law and moral consciousness of the future citizens, their inclusions in the vigorous activity having a social orientation are analyzed.
Keywords: civil society, legal education, civil-law consciousness, rules of law, morally-ethical standard.
Государство только тогда может быть стабильным, демократическим, социальноориентированным, когда в нем в развитом виде представлено гражданское общество. Гражданское общество — это совокупность негосударственных, неполитических организаций, движений, в которых граждане проявляют свою социальную активность, инициативу.
Основные функции гражданского общества — защита прав человека, контроль за государственными органами, недопущение их вмешательства в частную жизнь граждан, в деятельность общественных организаций, действующих в рамках законов. Успешность функционирования гражданского общества зависит не только от наличия в государстве благоприятных для полноценной общественной жизни условий, но и от степени готовности граждан к выражению гражданской позиции, к выполнению гражданских обязанностей. Вот почему проблема повышения эффективности гражданского воспитания в условиях современной России — одна из наиболее актуальных.
Время получения профессионального образования должно быть продуктивно использовано молодым человеком для осознания своих прав и обязанностей, интересов, для проверки тех жизненных установок, ориентиров, ценностей, которые культивируются в семье, среди родственников, друзей и знакомых, для осознания путей, способов реализации своих интересов, обеспечения прав.
Гражданин должен разбираться в государственном устройстве, в политических целях, общественных организаций, технологиях их достижения. Гражданин должен хорошо знать правовые нормы, регламентирующие деятельность государственных органов, знать правовые нормы, устанавливающие характер взаимоотношений между государством и обществом, быть готовым к их соблюдению.
Такая готовность находит выражение в имеющем интегративную природу понятии «гражданственность». В современном понимании гражданственность — это «активность в реализации в стране народовластия, предполагающего компетентное и заинтересованное участие каждого гражданина в управлении обществом, в конкретных социально ценных делах, в политической, социальной, экономической жизни государства, поддержании законопорядка, повышении готовности к организаторской, управленческо-исполнительской деятельности, к самостоятельным инициативным действиям в интересах страны и в целях достижения собственного жизненного успеха» [1, с. 102].
Таким образом, практика гражданского воспитания в современных условиях России выступает в качестве ценностно-деятельностного процесса и обеспечивает активизацию социального
* Бибарсова Гульнара Шихмуратовна, кандидат педагогических наук, доцент СГПИ (Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь). Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, 3. Тел. 8-981-854-19-75. E-mail, [email protected].
* Bibarsova Gulnara Shihmuratovna, senior lecturer SSPI (the Stavropol state pedagogical institute). St.-Petersburg, the Tihoretsky prospectus, 3. Ph. 89818541975. E-mail, [email protected].
Статья поступила в редакцию 16 марта 2011 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Педагогика, психология
функционирования личности. Цель гражданского воспитания — «формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к ее полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах их и собственного развития» [2, с. 56]. Становление и развитие личности происходит при условии ее активного взаимодействия со средой, деятельностного участия в изменении среды в процессе решения социально важных и духовно-творческих задач.
Успешность решения задач подобного уровня сложности зависит от глубины, достаточности, обоснованности концептуальных основ организации гражданского воспитания, а также «инновационных технологий и методик осуществления различных видов социально-педагогической деятельности, прежде всего на всех уровнях системы образования, по формированию такой гражданственности в современном российском обществе, которая соответствовала бы высоким критериям, параметрам и требованиям времени» [2, с. 57]. В таком случае гражданское воспитание представляет собой процесс организации и управления деятельностью формирующейся личности, направленной на овладение опытом социально-политических, правовых, экономических, моральноэтических отношений, на повышение уровня гражданского самоопределения личности [3, с. 100].
Гражданское воспитание предполагает создание условий для успешной адаптации молодого человека к социальной среде, его интеграции в общество.
В содержательном отношении гражданское воспитание включает в себя политическое, правовое, экономическое, трудовое, морально-этическое воспитание.
Гражданское воспитание направлено на главные сферы личности: ее сознание (представления, взгляды, убеждения); эмоционально-ценностную сферу личности (чувства, отношения, ценности); деятельностную сферу (поступки, участие в социально-важной деятельности).
Системообразующая роль в содержании гражданского воспитания принадлежит правовому и морально-этическому воспитанию. Право, мораль пронизывают все области социально-значимой деятельности, поэтому занимают ведущие позиции в структуре общественного сознания.
Правовое самосознание личности — это знание правовых норм (конституционное право России), убежденность в необходимости прочной правовой базы как основы демократического государства, отношение к законопослушности как к важнейшей социальной и нравственной ценности личности, понимание необходимости быть готовым к активной защите прав человека, к восстановлению справедливости правовыми нормами, готовность к защите правопорядка.
Моральное самосознание личности — усвоение национальных и общечеловеческих ценностей, соотнесение их с индивидуальными интересами, потребностями, убеждениями, на основе которых формируются нормы поведения, выбор между добром и злом, готовность к преодолению противоречия между нравственной свободой и долгом, готовность ответственно, самостоятельно совершать и оценивать моральные поступки, руководствуясь при этом не только правовыми нормами, но и совестью, достоинством и честью [3, с. 104].
Правовое воспитание прежде всего направлено на изучение прав и свобод человека, способов их защиты. Не только юрист, но и каждый выпускник вуза должен уметь предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, обладать принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты.
Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, другие важные документы рассматривают права человека как основную социальную ценность [4, с. 165].
В первую очередь необходимо, опираясь на личный опыт учащихся, на конкретные жизненные ситуации, разъяснять (с учетом возрастных особенностей) смысл, содержание, роль гражданских и политических прав человека.
Еще в школе необходимо разъяснять смысл, содержание, например, таких неотъемлемых прав человека, которые ему присущи как свободной личности: право на жизнь, право на личную неприкосновенность частной жизни, право на защиту чести и достоинства и др. Однако ограничения просветительской работы в области права только запоминанием и толкованием содержания прав — хотя и необходимое, но и малопродуктивное занятие: важно, чтобы учащиеся, выражая свои собственные суждения, оценки, умозаключения, проектировали ситуации, которые учат способности отстаивать суждения и умозаключения, аргументировано их защищать, проигрывать модели поведения в реальных жизненных ситуациях, требующих проявления правозащитных действий.
Анализируя конкретные правовые ситуации, важно обращать внимание при этом на принципы права, идею справедливости, на регулятивную функцию права, способы защиты прав, обеспечения справедливого правосудия и правопорядка.
Особенно близкими для учащихся, вызывающими у них живой интерес, являются вопросы, связанные с правом на образование, культурными правами, правом на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья. Острые дискуссии вызывают у учащихся не само наличие, содержание указанных прав, а реальные условия, механизмы их реализации, связанные с ними противоречия, т.е. интерес вызывает обсуждение тех факторов, которые влияют на оценку качества жизни (индекс развития человеческого потенциала).
Именно в дискуссиях, в диалоге наиболее интенсивно формируются представления о связи правовых и моральных норм. Наиболее выразительно эта связь подчеркивается посредством понятия «достоинство». Формирование личностного достоинства — одна из важнейших целей морально-
этического воспитания. И в то же время право на достоинство защищается с. 21 Конституцией РФ, где записано: «Ничто не может быть основанием для его (достоинства) умаления». Под достоинством понимается признание обществом социальной ценности каждой отдельной личности. «Сегодня гражданское воспитание осуществляется через ценности, внутренне, природно присущие человеку, — отмечают исследователи. — Вновь востребованы ключевые ценности, свойственные российскому менталитету, — патриотизм, достоинство, попранное достоинство — причина большинства отклонений в поведении людей, взрослых и еще только вступающих в жизнь» [1, с. 102].
Достоинство — это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе, причем важно не только то, что человек сам о себе думает, но и то, какова его репутация в обществе.
Содержание понятия «достоинство», будучи сложным по своей структуре, включает в себя достоинство политическое, экономическое, правовое, профессиональное, нравственное, национальное.
Политическое достоинство человека связано с убеждением в значимости своей роли в политической жизни государства, в убежденности, что он обладает возможностями для выражения своей политической воли, что в стране есть необходимые для этого условия.
Экономическое достоинство связано с уверенностью в прочности своего жизненного, материального положения, убежденностью, что действующие в стране экономические механизмы способны обеспечить мощь страны, процветание каждого ее гражданина. Это достоинство, основанное на обладании человеком материального достатка, уверенности в возможности обеспечить свои материальные и духовные потребности.
Правовое достоинство определяется степенью правовой защищенности гражданина, знанием своих прав, способов их защиты, убежденностью, что деятельность правоохранительных органов эффективна в поддержании правопорядка, что в государстве действительно реализуется принцип равенства всех перед законом, что существуют прочные гарантии прав и свобод личности.
Профессиональное достоинство определяется убежденностью человека в своей профессиональной значимости, наличием у индивида профессионально важных качеств, необходимых для достижения профессионального мастерства. Это гордость человека за то, что он профессионал в своем деле.
Нравственное достоинство основано на гордости человека за то, что он живет, работает в соответствии с моральными нормами, нравственными принципами, не делая никому (в том числе и себе) зла, поступая по совести. Нравственное достоинство предполагает наличие тех нравственных идеалов, следование которым делает человека счастливым.
Национальное достоинство определяется гордостью за принадлежность к своему народу, его культуре, традициям, осознанием своего личного вклада в культуру своего народа, в его будущее.
Общим понятием, определяющим единство правового и морально-этического воспитания, является понятие нормы: правовые нормы, морально-этические нормы.
Норма — это узаконенное установление, порядок, признанный обязательным. Основная функция нормы — регулирование отношений (правовых, моральных) между людьми, группами, между гражданином (группой) и государством, обществом.
Например, конституционное право, являясь ведущей отраслью российского права, регулирует основополагающие общественные отношения во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, духовной.
Моральная норма — наиболее простая форма нравственного требования, регулирующего нравственные отношения. Моральная норма — это норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности. Ее обязующая сила для каждого человека основывается на воздействии массового примера, общественного мнения, власти коллективных обычаев, традиций и других формах практически выраженной воли общества [5, с. 220].
Таким образом, понятие нормы выступает в двояком виде: как элемент отношений (правовых, моральных) и как форма сознания (правового, морального).
И правовые, и моральные нормы регламентируют отношения в форме предписаний, требований, равно обращенных ко всем людям, которые они должны выполнять неукоснительно в самых различных ситуациях.
Однако в нашей жизни существуют весьма глубокие противоречия, несоответствия, которые требуют объяснения, почему в жизни происходит не все так, как требуют того нормы морали и права.
Проектирование процесса формирования у учащихся правосознания не должно ставить цель максимального ознакомления со всеми отраслями законодательства. При рассмотрении конкретных правовых норм важно обращать внимание на верное толкование их смысла, на единство, тесную связь права и морали, на условия их реализации, которые должно обеспечить правовое государство. Целесообразно привлекать для анализа конкретные жизненные ситуации, показывать реальные способы защиты прав и свобод человека, выявлять подлинные противоречия, условия и факторы, влияющие на эффективность обеспечения правосудия и правопорядка.
То же будет справедливым и для проектирования процесса морально-этического воспитания. Мораль как форма общественного сознания раскрывается перед школьниками не через абстрактные нормы и теоретические, а порой и умозрительные построения, а посредством анализа, объяснения
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Педагогика, психология
конкретных жизненных проявлений, поступков людей, способствующих формированию опыта нравственных отношений, самоопределения в ситуациях нравственного выбора, собственного отношения к реальным проявлениям морали в поведении конкретных людей.
Цель правового и морально-этического воспитания, таким образом, заключается в формировании правосознания как ценности, законопослушности как жизненного принципа, в развитии у молодежи нравственной восприимчивости и разборчивости, в формировании мировоззрения, которое бы служило ориентиром в жизненном самоопределении.
Неопределенность жизненных и профессиональных интересов, неверные карьерные ожидания (непонимание целей профессионального развития, завышенные ожидания от работы, неумение контролировать неуемное стремление получить от жизни все и сразу), отсутствие практического опыта, профессиональной компетентности нередко становятся причинами совершения противоправных и аморальных поступков.
Учеба — основной вид деятельности школьников, студентов. Вот почему эффективное использование воспитательного потенциала учебных дисциплин (в первую очередь гуманитарных и социально-экономических) — главное средство в развитии правового и морально-этического сознания учащихся. В этой связи актуальной становится задача разработки научно-обоснованной и эффективной системы выявления, актуализации и творческой реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин, ориентации педагогического процесса на решение задач, направленных на формирование мировоззрения в целом и правового и морально-этического сознания, в частности. В свою очередь, успешность решения этой задачи в немалой степени зависит от уровня сформированное у учащихся так называемых когнитивных структур, эмоционально-ценностных представлений.
Важную роль в развитии когнитивных структур, эмоционально-ценностных представлений, стремлений играет работа по формированию у учащихся мировоззренческих понятий — правовых, морально-этических — жизненных смыслов. Одним из таких смыслов является неприятие правового нигилизма, уважение правопорядка, потребность в следовании принятым в обществе правилам. Трудность решения этой задачи заключается в том, что имеют место случаи возникновения противоречия между интересами индивида и установленными правилами. Там где возникает конфликт между интересами индивида и правилами, предписывающими поведение, появляется возможность действовать двояко: либо в соответствии с правилами, либо в соответствии с интересами. На этом основании можно различать два типа поведения людей в ситуациях, где есть заранее установленные правила: формальное и антиформальное. Формальное поведение — это внешние действия индивида, происходящие в соответствии с заданными правилами. Антиформальное поведение — это внешние действия индивида, не соответствующие заранее задуманным правилам [6, с. 10].
Правовые нормы — один из наиболее ярких примеров таких правил. Формальное поведение — это поведение, соответствующее законам. Цменно такого поведения требуют и государство, и гражданское общество. Право, таким образом, — это область формального поведения. Однако и в данной области может возникнуть конфликт, когда интересы людей вступают в противоречие с правом. Решая это противоречие, человек может выбрать правовое формальное поведение, но может и пренебречь нормами права, т.е. выбрать антиформальное поведение.
Список литературы1
1. Кузнецова,Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России // Педагогика. - 2006. - № 10.
2. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. — 2006. — № 5.
3. Беляев, Л. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. — Ставрополь, 1997.
4. Цашв, Л. «Права человека» — обязательный компонент высшего образования // Высшее образование в России. — 2007. — № 3.
5. Гусейнов, Л. Л. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова и Ц.С. Кока. — 6-е изд. — М., 1989.
6. Брюшинкин, В. Н. Практический курс логики для гуманитариев : учеб. пособие. — М, 1996. — С. 10.
Literature
1. Kuznecova, L. V. Retrospective show of development of ideas of civil education in Russia // Pedagogics. — 2006. — № 10.
2. Lutovinov, V. I. Civil-patriotic education today // Pedagogics. — 2006. — № 5.
3. Belyaev, Л. V. Socially of a basis of formation of civilization of studying youth. — Stavropol, 1997.
4. Cashev, Л. «Human rights» — an obligatory component of higher education // Higher education in Russia. — 2007. — № 3.
5. Gusejnov, Л. Л. Dictionary on ethics / Under the editorship of A. A. Gusejnov and I. S. Kock. — Moscow, 1989. — P 220.
6. Brjushinkin, V. N. The Practical course of logic for humanists. — Moscow, 1996.