Научная статья на тему 'Категория «Месторазвитие» в концепциях русских мыслителей начала XX века'

Категория «Месторазвитие» в концепциях русских мыслителей начала XX века Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
348
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТОРАЗВИТИЕ / ГЕОЛАНДШАФТ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА / PLACE DEVELOPMENT / GEOLANDSCAPE / CULTURAL ENVIRONMENT / CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лавринова Наталия Николаевна

Статья посвящена анализу категории «месторазвитие» в трудах русских мыслителей начала XX века. Рассматриваются основные положения евразийского мышления, основной категорией которого признавалось определение России как особого географического и исторического мира. Анализируются взгляды П. Савицкого, Г. Вернадского, Л. Гумилева о детерминации природных факторов в развитии культуры и делается вывод об историчности и преемственности географических идей и их развитии в наше время. Утверждается, что категорией «месторазвитие» обозначается один из основных природных факторов обусловленности в развитии культуры. Он выступает в качестве конструктивного механизма эволюции, состоящего из территории, ее обитателей и социально-исторической среды, которая здесь формируется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORY «PLACE DEVELOPMENT» IN CONCEPTS OF THE RUSSIAN THINKERS OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Article is devoted to the category «place development» analysis in works of the Russian thinkers of the beginning of the XX century. Basic provisions of the Euroasian thinking which main category was definition of Russia as the special geographical and historical world admitted are considered. P. Savitsky, G. Vernadsky, L. Gumilyov's views about determination of natural factors in cultural development are analyzed and the conclusion about historicity and continuity of geographical ideas and their development nowadays is drawn. It is claimed that the category «place development» is one of the major natural factors of conditionality in cultural development. It acts as the constructive mechanism of evolution consisting of the territory, its inhabitants and the sociohistorical environment which here is formed.

Текст научной работы на тему «Категория «Месторазвитие» в концепциях русских мыслителей начала XX века»

КАТЕГОРИЯ «МЕСТОРАЗВИТИЕ» В КОНЦЕПЦИЯХ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ НАЧАЛА XX ВЕКА

Н. Н. ЛАВРИНОВА

Статья посвящена анализу категории «месторазвитие» в трудах русских мыслителей начала XX века. Рассматриваются основные положения евразийского мышления, основной категорией которого признавалось определение России как особого географического и исторического мира. Анализируются взгляды П. Савицкого, Г. Вернадского, Л. Гумилева о детерминации природных факторов в развитии культуры и делается вывод об историчности и преемственности географических идей и их развитии в наше время. Утверждается, что категорией «месторазвитие» обозначается один из основных природных факторов обусловленности в развитии культуры. Он выступает в качестве конструктивного механизма эволюции, состоящего из территории, ее обитателей и социально-исторической среды, которая здесь формируется.

Ключевые слова: месторазвитие, геоландшафт, культурная среда, культура.

В начале двадцатых годов XX столетия в Софии возникло направление «евразийство». В движении принимали участие такие ученые, как

Н. Алексеев, Г. Вернадский, В. Ильин, Л. Карсавин и многие другие. Основной категорией евразийского мышления признавалось определение России как особого географического и исторического мира. В силу исключительного, феноменального географического положения, европейско-азиатской протяженности, а также природно-климатических условий она образует особый континент - Евразию, который состоит из «отломанной» от Европы европейской России и «исключенной» из Азии России азиатской и служит «месторазвитием» евразийского культурно-исторического типа. П. Савицкий в поэтической форме изложил одно из ключевых положений евразийской теории:

Месторазвитие.

Земли и неба чары,

И сила властная волны, воды, травы,

Тобой горят вечерних зорь опалы И дышат тайные преданья старины.

Энергий творческих тугой и крепкий слиток,

Всего сокрытого таинственный язык,

Хранишь в себе и сил земной избыток,

И пламенной души народный крик.

Всего живущего великое единство,

Живая общность жизни и борьбы, Нерасторжимый обруч триединства Природы, духа и судьбы, -Вот он - иероглиф месторазвития,

В нем мало знаков, много сил.

Гляди как на себе кипучий бег событий Его черты изобразил.

Такое своеобразное изложение понятия «месторазвитие» более чем полно раскрывает его сущность и дает некоторый простор мысли в его трактовке. Если подойти к рассмотрению подобного изложения с семиотических позиций, можно обнаружить «ряд компонентов, которые помогут создать целостный образ» [4]. Месторазвитие - это единство народа и земли, на которой он не просто обитает, а наполняет его продуктами творческой деятельности. Это «живое» образование, в котором уживаются и «преданья старины» и «жизнь и борьба», то есть месторазвитие сохраняет преемственность в своем развитии. Более того, оно, своими специфическими особенностями во всем определяет существование в нем, накладывая неповторимый отпечаток на все свои компоненты.

Геоландшафту отводилась исключительная роль в сравнении Европы и Евразии. Мозаичному и дробному ландшафту Европы противопоставлялась «периодическая система географических зон» Евразии. Параллельным и горизонтальным географическим зонам Евразии - пустыне, степи, лесу, тундре - соответствует особый «волновой» ритм исторического развития - «череда подъемов и депрессий». Евразийский мир уподоблялся пульсирующему сердцу [3].

Один из ярких представителей движения, Савицкий П., начинает свое исследование статьей «Миграции культуры», где рассматривает перемещения совершаемые культурами. В процессе исторической эволюции центры культуры постепенно переходили в области с более суровым климатом. Начав свою миграцию из стран,

приближающихся в своей средней годовой температуре к максимально известной (средняя годовая Египта +25, максимально известная +28), культура продвигалась в более холодные области стран центральной и северной Европы. По мнению ученого, определя-ющим фактором эволюции является холод. Вслед-ствие этого в третьем тысячелетии культурные центры мира будут находиться в климатических зонах со средним годовым около 0. К таким областям земного шара относятся территория Канады и примыкающие к ней районы США, территория частью северной и центральной - и полностью восточной России как Европейской, так и Сибири.

Основной работой ученого является труд «Географический обзор России - Евразии». В ней он широко использует термин «месторазвитие». Автор определяет это понятие по ряду ему подобных: месторождение полезных ископаемых; местоформирование почв; местопроизростанье растительных сообществ; местообитание животных сообществ; месторазвитие человеческих обществ. Этот ряд указывает на сходные моменты в различных явлениях неорганического и органического мира. Ученый пишет, что отдельные части социально-исторического мира надо воспринимать

как «общежитие....широкого порядка», созданные

на основе «генетических, вековечных связей» между растительными, животными и минеральными царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром с другой. Элементы таких «общежитий» взаимно приспособлены друг к другу и, находясь под влиянием внешней среды, в свою очередь, оказывают действие на нее. Такое приспособление живых существ друг к другу и взаимодействие с внешними географическими условиями создают свой устойчивый гармоничный порядок развития [2]. Именно такое «общежитие» и взаимосвязь определяются Савицким категорией «месторазвитие». Социально-историческая среда и ее территория объединяются в единое целое - в географический ландшафт. Таким образом, Россия - Евразия это «месторазвитие», единое целое, одновременно географический, этнический, хозяйственный, исторический ландшафт. Социально-историческая среда не может рассматриваться вне территории, так как, не зная ее свойств, невозможно понять явления, особенности и образ жизни в данной среде. «Месторазвитие» - это категория синтетическая, охватывающая одновременно и социально-историческую среду, и занятую ею местность.

В силу закономерностей, характерных строению земного лика, исследователь устанавливает

типы географической обстановки, к которым относится это развитие, и так как они связаны между собой - определяет типы месторазвитий. Каждый двор, город, поселок, парк можно считать месторазвитием. Каждые меньшие месторазвития сливаются в более большое по масштабу место-развитие. Так возникает их многочисленный ряд. Например, евразийская степь - месторазвитие большее в отношении к ее составляющим, но меньшее в отношении всей России - Евразии, которая в свою очередь не ограничивается степью, а сочетает ее с лесной, пустынной, тундровой зонами, подразумевает взаимодействие их всех с соседними странами. Завершает ряд - земной шар, как месторазвитие человеческого рода.

Каждому из них присущи определенные формы культуры независимо от «генетической близости» и расового смешения народов, которые населяли их прежде и населяют теперь. Помимо этого, элементы заимствования и подражания также должны относиться к данному месторазвитию. Так как культура является его принадлежностью, то каждая социальная среда, появляющаяся (в силу необходимости или свободного выбора) в его пределах, может испытать на себе его влияние и со своей стороны приспособить к себе и «слиться» с ним двумя путями:

1) путем непосредственного взаимодействия между социальной средой и внешней обстановкой;

2) путем того же взаимодействия, осложненного присутствием культуры, создавшейся здесь ранее.

Таким образом, ученый делает вывод, что культурные традиции оказываются как бы вросшими в географический ландшафт, отдельные месторазвития становятся «культурно-устойчивыми», приобретают особый, специально им свойственный «культурный тип».

Ландшафтное, пространственное видение любого народа и государства дополняет значимость духовного богатства, социального начала, помогает найти корни жизненности конкретного народа, который слился с естественным ландшафтом, приспособил его, своей деятельностью, к собственным нуждам, обустроил по своему образу, характерному складу души.

Г. Вернадский в своих трудах, вслед за Савицким, продолжает использовать термин «месторазвитие». Он определяет его как географическую среду, накладывающую свои особенности на человеческие сообщества, развивающиеся в ней. География страны является одной из трех сил, которые строят человеческое общество, поскольку она влияет на быт и духовный склад

людей. Основные две силы, по мнению исследователя, - человеческая личность, человеческое общество. Каждая народность оказывает психическое и физическое давление на окружающую этническую и географическую среду.

Своеобразие национального развития русского народа вызвано двумя комплексами причин: внешнего влияния на общество географических факторов и внутренним саморазвитием социального организма, создающего своеобразие окружающей его ноосферы.

Огромный вклад в решение проблемы обусловленности истории человечества и его «месторазвития» географическим фактором внес Л. Гумилев. Его теория основана на анализе и синтезе прошлого этносов и окружающей их среды. В своей работе «От Руси к России» он исследует своеобразный исторический путь России, исходя из особенностей ее географического положения, взаимодействия европейского и азиатского начал. Ученый объясняет историю как историю этносов. История - это постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся действительности. Взглянув в каждый отдельный момент на определенную территорию, мы видим относительно устойчивую систему из взаимосвязанных объектов: географических (ландшафтов), социально-политических (государств) и этнических (народов) [1]. Таким образом, автор выделяет три основных параметра, которые влияют на ход истории. Первый параметр - пространство. Каждый человек знает район своего обитания. Второй параметр - время. И, наконец, последний -ландшафт. Каждый этнос должен приспособиться (адаптироваться) к его условиям, за пределами которого ему жить трудно. Связи этноса с окружающей природой рождают его пространственные взаимоотношения. Объединяя географический фактор с историей народов (этносов), ученый строит свою теорию этногенеза.

Вид «хомо сапиенс» распространился по всей суше Земли и всю ее поверхность превратил в Ойкумену - место, где он живет, везде адаптируясь в ландшафте. Гумилев считает, что у человека есть особый дар к приспособлению. Это объясняется тем, что в нем существуют два начала: природное и социальное. Этнос нельзя рассматривать вне ландшафта. А так как ландшафты разнообразны, разнообразны и этносы. Автор рассматривает последний как географическое, ландшафтнобиологическое явление. Согласно его наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где неизбежна

интенсивная метисация. Одинаково благоприятствуют начальным моментам этногенеза сочетания разных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций. Общим моментом является принцип разнообразия.

Предположительно, механизм этих процессов выглядит так: взрыв пассионарности создает в значительном числе особей, обитающих на охваченной этим взрывом территории, особый нервно-психический настрой, что является поведенческим признаком. Возникший признак связан с повышенной активностью, но характер этой активности определяется местными условиями: в первую очередь - ландшафтом, а также этнокультурным окружением и уровнем социального развития. Поэтому все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы этногенеза сходны.

На них влияет пространство, ландшафт и время. Пространство - это окружение: ландшафтное и этническое. Ландшафтное окружение влияет на формы хозяйства, уклад данного этноса определяет его возможности, перспективы. На характер создаваемой культуры влияет этническое окружение, связи с соседями, дружеские или враждебные.

Время - это фаза этногенеза и этнического окружения, определяющая варианты этнических контактов с ним. Кроме того, уровень научнотехнического прогресса, свойственный данной эпохе, тоже оказывает свое влияние в рамках фактора времени, позволяя заимствовать уже имеющиеся технические достижения, при создании новой культурной традиции.

Другим немаловажным компонентом является энергия. В энергетическом аспекте этногенез является источником культуры. Энергия - пассио-нарность растрачивается в процессе этногенеза. Она уходит на создание культурных ценностей и политическую деятельность.

Итак, по Гумилеву, этническая история имеет два параметра: 1) соотношение каждого этноса с его вмещающим кормящим ландшафтом, причем потеря этого соотношения непоправима; 2) пассио-нарность - то есть диссипация биохими-ческой энергии живого вещества биосферы [1]. Теория этногенеза Л. Гумилева раскрывает глубочайшие связи характера, обычаев и культуры народа с его месторазвитием.

Развитие географических идей в мире (как в Европе, так и в России) возникало одновременно с возникновением общественных организаций с утверждением какой-либо идеологии. Так, в России это обусловилось наличием своеобразного умо-

настроения, направленного на доказательство исторического, этнического, культурного единства славянских народов, как особого геоприродного и социально-культурного мира.

Все приведенные примеры позволяют говорить об историчности и преемственности географических идей и их развитии в наше время. Более того, мы можем на этом основании выделять все новые аспекты проблемы влияния окружающей среды на развитие общества и конкретного человека. Можно рассматривать это в глобальном плане, то есть затрагивая мировые, космические масштабы или в более конкретном случае, рассматривая страну, регион, область, город, деревню и так далее. В настоящее время в науке возникла и развивается традиция соотносить становление целостного мира с наличием общемировых, глобальных проблем, оказывающих влияние на всю мировую общественную жизнь. По-видимому, возникновение таких проблем и можно рассматривать в качестве точки отсчета на шкале становления целостного мира и в качестве предпосылки формирования других его обликов. Иными словами, глобальные проблемы как бы стягивают противоречивый, многообразный мир в целостность.

Влияние географических факторов и их роль в формировании человека постоянно меняется, как и восприятие человеком географической среды. И те взаимоотношения природы и человека, которые были вчера, совсем не будут похожи на те, которые возникнут завтра.

Проанализировав развитие исторической мысли и ряд концепций о детерминизме природных факторов в развитии культуры, можно утверждать, что категорией «месторазвитие» обозначается один из основных факторов подобного рода. В то же время «месторазвитие» выступает в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как состоящее из следующих составных частей: территория, ее обитатели и социальноисторическая среда, которая здесь формируется.

Специфика каждого отдельного «место-развития» зависит, во-первых, от того, под влиянием каких внешних условий оно складывается; во-вторых, как эти условия влияют на народ, формируя у него определенные качества, способности; в-

третьих, какими будут взаимоотношения между всеми компонентами и их совокупностью. Чем разно-образнее вмещающее пространство, тем больше возможности для населения, чтобы проявить себя в различных областях жизнедеятельности, тем сложнее структура взаимоотношений, складывающихся в нем, тем своеобразней культурная среда.

Литература

1. Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 2008.

2. Лавринова Н. Н. Геоландшафт как культуроформирующий фактор российского населения: дис. ... канд. философ. наук. Тамбов, 2001. URL: http:// dlib.rsl.ru

3. Лавринова Н. Н. Культурфилософские взгляды на взаимодействие природной и культурной сред // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2012. № 4. С. 2-12.

4. Никольская Т. М. Особенности восприятия картины на основе ее философского анализа (на примере марин Айвазовского) // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12. С. 478-483.

* * *

THE CATEGORY «PLACE DEVELOPMENT» IN CONCEPTS OF THE RUSSIAN THINKERS OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

N. N. Lavrinova

Article is devoted to the category «place development» analysis in works of the Russian thinkers of the beginning of the XX century. Basic provisions of the Euroasian thinking which main category was definition of Russia as the special geographical and historical world admitted are considered. P. Savitsky, G. Vernadsky, L. Gumilyov's views about determination of natural factors in cultural development are analyzed and the conclusion about historicity and continuity of geographical ideas and their development nowadays is drawn. It is claimed that the category «place development» is one of the major natural factors of conditionality in cultural development. It acts as the constructive mechanism of evolution consisting of the territory, its inhabitants and the sociohistorical environment which here is formed.

Key words: place development, geolandscape, cultural environment, culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.