Научная статья на тему 'Категория количества имен существительных в андалальском диалекте аварского языка'

Категория количества имен существительных в андалальском диалекте аварского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТ / АНДАЛАЛЬСКИЙ / ЯЗЫК / АВАРСКИЙ / КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА / ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ / СЧИТАЕМОСТЬ / ЕДИНИЧНОСТЬ / КОНКРЕТНОСТЬ / АБСТРАКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Меджидов Магомед Гаджиевич

В статье на основе андалальского диалекта аварского языка рассматриваются основные категориальные значения числа у имен существительных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория количества имен существительных в андалальском диалекте аварского языка»

72

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2014

УДК 811. 351.12

КАТЕГОРИЯ КОЛИЧЕСТВА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В АНДАЛАЛЬСКОМ ДИАЛЕКТЕ АВАРСКОГО ЯЗЫКА

THE QUANTITY CATEGORY OF NOUNS IN THE ANDALAL

DIALECT OF THE AVAR LANGUAGE

© 2014 Меджидов М. Г. Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Medzhidov М. G. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье на основе андалалъского диалекта аварского языка рассматриваются основные категориальные значения числа у имен существительных.

Abstract. The author of the article on the basis of the Andalal dialect of the Avar language considers basic categorical values of the number of nouns.

Rezjume. V stat'e na osnove andalal'skogo dialekta avarskogo yazyka rassmatrivayutsya osnovnye kategori-al'nye znacheniya chisla u imen suschestvitel'nyh.

Ключевые слова: диалект, андалалъский, язык, аварский, категория числа, имена существительные, считаемостъ, единичность, конкретность, абстрактность.

Keywords: dialect, Andalal, language, Avar, category of number, nouns, countablitity, singleness, concreteness, abstractness.

Kljuchevyeslova: dialekt, andalal'skiy, yazyk, avarskiy, kategoriya chisla, imena suschestvitel'nye, schitaemost', edinichnost', konkretnost', abstraktnost'.

Категория числа имен существительных реализует количественную актуализацию обозначаемого именем понятия. С. Д. Кацнельсон рассматривает данную актуализацию как «основную содержательную функцию категории числа» и подчеркивает, что «противоположение форм единственного и множественного числа служит целям первичной квантитативной актуализации понятия при использовании его в речевой коммуникации» [2. C. 28-29].

Категория количества обозначаемого именем реалии является одной из понятийных категорий. Она отражает количественную определенность бытия. Поэтому количественные отношения имен существительных могут быть отнесены в разряд универсальных категорий, необходимых для познания объективной действительности. Количественная определенность в объективной реалии предстает с двух сторон: с одной стороны - это дискретное, прерывное количество, т. е. это выделение элемента из множества, из систем разных типов и уровней, а с другой стороны - недискретное, непрерывное количество. Первое из них определяется посредством считаемости, а второе -посредством измерения.

Ш. Ф. Биккулов отмечает: «Соответственно этому в мыслительной категории количества выделяются два основных момента - число и величина и, следовательно, содержание этой категории представляет собой единство этих двух моментов. Данная точка зрения развивалась еще Аристотелем, а затем Декартом, Кан-

том и Гегелем. Нашла она поддержку и в современных работах по философии, посвященных категориям мышления» [1. C. 19].

Так же, как и падеж, время, наклонение, категория количественных отношений относится к словоизменительным категориям. Но по сравнению с первыми категория количественных отношений является более открытой категорией, поскольку в ней отражаются различия, имеющие место в объективной действительности. В связи с этим традиционно семантику сущности категории количества определяют как противопоставление единственного и множественного чисел. Но здесь необходимо отметить, что категория числа представляет это значение лишь опосредованно, то есть посредством специальной информационно-знаковой системы. Проявляется это в том, что категориальные значения количественных форм соседствуют с рядом некатегориальных значений, создающих потенциальные семы, связанные с условиями коммуникации, целенаправленностью речевого акта. Кажущаяся простой, на первый взгляд, категория количества выявляет функционально-семантическую сложность.

Во всех современных языках категория количественных отношений выражается разнообразными грамматическими и лексическими средствами. Как правило, в большинстве современных языков грамматическая категория количества представлена корреляцией единственного и множественного чисел. В готском и

Общественные и гуманитарные науки

• ••

73

древнерусском языках, как известно, было представлено и двойственное число.

Основными функционально-

семантическими значениями количественных отношений у имен существительных являются единичность (один предмет) и множественность (больше чем один предмет). Форма единственного числа выступает немаркированным членом оппозиционных отношений. Как сильный (маркированный) член оппозиции, образуемый формой единственного числа, как правило, выступает форма множественного числа имен существительных.

Категория количественных отношений обнаруживает тесную связь с целой системой других категорий, как: единственность, считае-мость, единичность, конкретность, абстрактность, а также с понятийной категорией собирательности.

Количественные отношения с категорией единственности выражаются в том, что имеются определенные имена существительные, которые имеют только единственное число и не образуют противопоставительных форм множественного числа. Такие имена существительные называются «сингулярия тантум», т. е. имена существительные, употребляемые только в единственном числе: нагь «масло», г1акълу «ум, разум», сабур «терпение», х1ур «пыль», рахь «молоко», бакъ «солнце», моц1 «луна», рах1му «жалость», г1оди «плачь», маг1у «слезы». Например: Эбел якъа беч1ч1араб рахьдал нагь бахъде Ъвана. «Мама пошла сепарировать масло с надоенного сегодня молока». Эб ккена сабур гьеч1оли. «Это означает отсутствие терпения». «Щвалле щвараб г1акьлу гьеч1еб гьимаца гьабу-раб х1алт1и кинабилаха бук1леб, дир вас», - элан къварилуна эбел. «Какую работу может выполнить ребенок, у которого еще неполноценный ум, сынок», - сказав, расстроилась мать. Риидал маарухъ лъик1 бук1ина, гьал х1ур бахъарал къват1ал гьеч1ебехъ. «Летом в горах хорошо, где нет этих пыльных улиц». «Эс» х1арплун бо ц1ияб моц1 ц1идасан баккинеб хъах1илаб зодоб. Баркатаб, талих1аб батагиха, Хирияв Аллагь! «Буквой «эс» новая луна снова появляется в голубом небе. Инша Аллагь, пусть будет она изобильной и счастливой!».

Количественные отношения с категорией считаемости выявляются в том, что множественность образуют только те слова, которые могут подвергаться считаемости: къалам «карандаш» - къалмал «карандаши», нугь «дорога» - нугьал «дороги», къед «стена» - къадал «стены», огь «крыша» - огьал «крыши», кор «рука» -корал «руки», гъот1 «дерево» - гъут1би «деревья», белЪэр, (берЪэр) «голова» - булЪул «головы», росо «село» - росаби «села», гьоко «арба» -гьакал «арбы», бече «теленок» - бачал «телята», меэр «гора» - муЪрул «горы», ц1ц1е «коза» -ц1ц1ани «козы» и т. д.

Например: Нежер гьоболас де цо берценаб бече сайгъат гьабун кьуна. «Наш кунак подарил мне красивого теленка». Дир гьудуласул ро ра-дал-къаса цо-цо литрагин бащдаб рахьдал беч1ч1инел ц1ц1ани. У моего друга есть козы, которые утром и вечером дают по полтора лит-

ра молока. Дир пашманаб хабарги ч1алг1ун балъа, Исмаг1ил, дуда, дур берЪэрги унтде гьабун балъа дица, мун диласа аса лъугьаха, бегьине батаниланги абун Х1ажи рокъоса къват1еве Ъвана. «Мой печальный рассказ тоже надоел, наверное, тебе, Исмаил, у тебя голова тоже болит, наверное, от меня, если можно, ты прости меня», - сказал Гаджи и вышел из дома. Пабдула базаралъеги он, релЪарал

г1иялъажоялъул булЪулги росун, нежеда нахъ агьикье вегьана. «Абдула пошел на базар, купил вареные бараньи головы и пришел за нами в сад».

Количественные отношения с категорией единичности выражаются в том, что многие имена существительные в своей форме содержат указание на то, что обозначаемые ими реалии представляются как отдельные единицы действительности. Им противопоставляются подразумевающие по основному значению слова, которые обозначают целостность отдельных единиц: инсан «человек» - адамал «люди», г1олилав «молодой человек» - г1олохъаби «молодежь», ч1ижу «жена, женщина» - руччаби «женщины». Например: Мунго щив инсани кке-нев, Х1ажимурад, гьедег1ан малъараб босинарев, абуралъухъ г1енеккинаревелан васасе ягъинейоан Набисат. «Что ты за человек, Гаджимурад, такой непослушный!» - ругала сына Написат».

Ц1акъ лъик1ай, малъараб гьабиней, жендерго к1алдеялагьарай ч1ижу щвана Пабдусаламеелан гаргадинел роан мадугьаллиялъул руччаби къот1норахъунч1он. «Очень хорошую, послушную и покорную жену достал Абдусалам», - посплетничали соседские женщины, стоя на улице».

В семантике количественных отношений именами существительными конкретными выражаются субстанции как нечто осязаемое. Такие имена наиболее прозрачно и последовательно образуют взаимосвязь и соотношение форм единственного и множественного чисел.

Категория числа имеет наибольшую мотивированность у имен существительных конкретных, так как здесь почти всегда применяется корреляция «один предмет - много предметов».

А. А. Шахматов указывает: «... существительными конкретными выражаются субстанции как нечто осязаемое, в отличие от абстрактных существительных, которые выражают нечто неосязаемое» [5. С. 439]. Вот почему основной грамматической функцией категории числа является выражение количественных отношений в языке, что проявляется наиболее отчетливо у конкретных имен существительных.

Абстрактные имена существительные, которые выражают явления природы (пири «молния», г1азу «снег», горо «град», гьури «ветер» и др.); свойства-качества (ццин «зло», г1акълу «ум», ц1одорли «разумность», бихьинчили «мужество», бах1арчили «геройство», г1антли «глупость» и др.); действие-состояние (хъвай «писанина», рекьи «пахота», ц1али «учеба», х1алт1и «работа», хьвади «хождение», бет1и «срывание» и т. д.), как правило, не имеют форм множест-

74

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2014

венного числа, противопоставляемых единственному числу. В этом и выражается связь их количественных отношений с понятийной категорией абстрактности. Например: Исана г1азу г1емерабаялъ, ракъ жеги ц1орон ва регьелх1алго бо. «Из-за того, что в этом году выпало много снега, земля еще холодная и влажная». «Г1акълу цебе, ццин нахъе», - елан кици гурищ беб умумузул. «Ум вперед, зло назад» - такова же пословица предков». Дунялги хенлон, исана рекьи хеккого байбихъана росолъ. «Так как потеплело, в этом году пахота рано началась в селе». Ниж г1олохъанаб мехалъ ц1алиги х1алт1иги цадахъ гъабинаан шагъаралъа. «Когда мы были молодыми, учебу и работу совмещали в городе».

Категория количественных отношений непосредственно связана также с понятийной категорией собирательности, которая выражает представление некоторого множества как целостной, неразделимой и нечленимой совокупности однородных предметов.

В формальном плане собирательность отличается от категории количественных отношений как словообразовательная категория от словоизменительной. В историческом же плане множественное число вообще восходит к категории собирательности. Классифицирующий характер категории собирательности проявляется и при ее лексическом выражении. Например, исходя из общего значения синтаксической конструкции и категориального значения входящих в нее слов, отношения между такими словами, как: рехъен «отара (мелкого рогатого скота: козы, овцы бараны и т. д. )», рехъед «стадо (крупного рогатого скота: коровы, быки, телята и т. д.)», илхъи «табун (лошадей)», боц1и «скот (крупный рогатый)», которые, различаясь между собой типом группируемых денотатов, все вместе противополагаются как названия совокупностей животных названиям совокупностей людей, таких как бо «отряд», аскар «войско», халкъ «народ», къавм «племя», тухум «род» и т. д. Например: Анц1-анц1 рехъен г1иял эна нежер росолъан жиб-жиб риидал маарде, гъогъомараб бехъе. «Десятки отар овец проходят через наше село каждое лето в горы, где прохладно». Марк1ач1оде боц1ол рехьед жендерго къаволе буссана. «К вечеру стадо крупного рогатого скота вернулось на свое стойбище». Росдал чуязул илхъиги цебе къот1ун, Жах1бар жендерго кололе эневоан. «Погоняя табун сельских лошадей, Жахбар спешил на свой хутор». Азарго чия-саса аскарги данде гъабун, Пумахан Гъолодехун валагъун къват1еве вахъана. «Собрав войско из тысячи человек, Умахан отправился в сторону села Голода». Мун щиб къавмалъул чи ккенев, Гъашим? «Ты из какого племени, Гашим?».

В. 3. Панфилов, исследуя гносеологические аспекты философских проблем языкознания, отмечает в мыслительной категории количества два основных момента: «число и величину. Первое из них определяется при помощи счета, второе - при помощи измерения» [3. С. 227].

Образование в языке количественных и порядковых числительных и различных лексикограмматических обозначений числа явились

основными лингвистическими средствами выражения количественных отношений имен существительных.

Всю систему языка, его грамматику и лексику пронизывает категория количественных отношений и обладает всеми средствами своего выражения. Более того, помимо грамматической категории числа семантика количественных отношений выражается и самим лексическим значением существительного, например: собирательное множество: халкъ «народ», бо «отряд, войско» и т. д. Количественное представление в системе глагола выражается различными формами многократного действия, длительности и повторного действия: къот1-къот1изе «разрезать», ц1алдезе «длительно, много раз читать», ц1ц1а-ц1ц1азе «растягивать» и т. д.

Соотношение или взаимосвязь понятий «единственность» - «множественность» не отражает полностью все особенности грамматической категории числа. Как подчеркивает А. И. Смирницкий, «форма множественного числа у имен существительных не всегда является результатом сложения одного и того же, она предполагает и разнообразие. Множественность предметов лишь отчасти отражает специфику множественного числа. Содержание категории множественности значительно сложнее содержания категории единственности и состоит из трех уровней: 1) конкретизирующей множественности; 2) неопределенной количественной множественности; 3) грамматической множественности» [4. С. 56].

Первый уровень, конкретизирующая множе-ственностъ преобразовалась в некоторых (в основном - мертвых) языках в двойственное число. Конкретизирующая множественность отражает двойственный характер имени существительного, объединенного в одно неделимое целое, например: ц1ороберал «очки», ажу «брюки», щатаби «носки», «чулки», шарвал «шаровары», ц1адираби «весы» и некоторые другие. Например:

Ц1ороберал рарал ч1ах1иял чиязул ц1ун боан годек1ан ниж регъде. «Старыми людьми в очках полон был годекан к нашему приходу». Росолъ къвагъи бахъарабго, эмен, басриябго ажуги рогъ-он, рокъоса къват1еве векерун Ъвана. «Услышав стрельбу в селе, отец, надев старенькие брюки, выбежал из дома». Г1емерисеб мехалъ ричаринел чиязул ц1адираби жедего хайир ккенеб къаг1идаялъ ч1едарун рук1ина. «Часто у торговцев весы бывают настроены в свою пользу».

Второй уровень, неопределенная количественная множественностъ не составляет соотносительную пару единственного числа потому, что она представляет неисчисляемое имя существительное, которое количественно не делится: лъим «вода», ракъ «земля», сали «песок», маг1о «слезы», рахъ «молоко», ц1ам «соль», х1ур «пыль», нах «масло» и т. д. Например: Г1одде маг1о бук1ч1о к1удадал. «Плакать слез не было у дедушки». Нежер гъаразулъ дагъаб горони лъим гъеч1о, еб салулъе энеб бугелан абина г1алимзабаз. «В наших реках мало воды, ученые говорят, что она проходит сквозь песок». Дун

Общественные и гуманитарные науки

75

• ••

гьит1инаб мехалъ нежер росолъ гъабго-ункъо нагь бахъинеб машин бук1ана, гьанже цониги гьеч1о. «Когда я был маленьким, в нашем селе было три-четыре машинки для производства масла (сепараторы), а теперь ни одной нет».

Третьим уровнем количественных отношений является грамматическая множественность, которая составляет полноправную взаимосвязь и соотносительность: «единствен-

ность» - «множественность» в системе имени существительного: эхь «книга» - ахьал «книги», бер «глаз» - берал «глаза», рукъ «дом» - рукъзал «дома», гьудул «друг» - гьудулзаби «друзья», яс «девочка» - ясал «девочки», дурц «зять» - дурцал «зятья» и т. д. Например: Мах1муд

г1одовч1енебехъе рехун боан мужалатал гьеч1еб цо эхь. «В том месте, где Махмуд садится, брошена была одна книга без обложек».

Дица г1емерал ахьал ц1алуна, амма эл кина-зулго багьаяб бо цо аб кеч1. «Я прочитал множество книг, но всех их стоит одно это стихотворение». Дир гьудул Мух1амад дихъе кват1ун вегьа-на, гъаса гьан гьеч1оан дун унтун вук1и. «Мой друг Магомед ко мне поздно пришел, оказывается он не знал, что я болею». Гьудулзаби г1емеругег1ан лъиябук1ина. «Друзей чем больше, тем лучше». «Х1амаги дурцги цого жо», - елан батараб кици буго маарулазул. Дурцги х1амаго г1адин г1емерав х1алт1де ккенелан абураб калима ккена эб. «Эшак и зять - одно и то же», - такова поговорка у аварцев. Это изречение означает, что зять также должен много трудиться, как и эшак». Ясал россазе мут1иг1ал ругони, дурцалги васаллун лъугьина ясазул эбел-энсое. «Если девочки покорны своим мужьям, зятья тоже сыновьями становятся для родителей девочек».

Литература

1. Биккулов Ш. Ф. Связь понятийной категории количества с грамматической категорией числа в языках различных типов // Материалы международной научной конференции «Языки народов мира и Российской Федерации». Махачкала, 2003. C. 17-21. 2. Кацнельсон С. Д.Типология языка и речевое мышление. Л., 1972. C. 28-29.

3. Панфилов В. З. Взаимоотношение языка и мышления. М., 1982. 227 с. 4. Смирницкий А. И. Морфология английского языка. М., 1959. 56 с. 5. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Л., 1941. 439 с.

References

1. Bikkulov Sh. F. The connection of the conceptual category of quantity with the grammatical category of number in the languages of different types // Materials of the International scientific conference "Languages of the peoples of the world and the Russian Federation". Makhachkala, 2003. P. 17-21. 2. Katznelson S. D. The typology of language and verbal thinking. L., 1972. P. 28-29. 3. Panfilov V. Z. The relationship of language and thinking. M., 1982. 227 p.

4. Smirnitsky A. I. English morphology. M., 1959. 56 p. 5. Shahmatov A. A. Russian Syntax. L., 1941. 439 p.

Literatura

1. Bikkulov Sh. F. Svjaz' ponjatijnoj kategorii kolichestva s grammaticheskoj kategoriej chisla v jazykah razlichnyh tipov // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Jazyki narodov mira i Rossijskoj Federacii». Mahachkala, 2003.

5. 17-21. 2. Kacnel'son S. D. Tipologija jazyka i rechevoe myshlenie. L., 1972. S. 28-29. 3. Panfilov V. Z. Vzaimootno-shenie jazyka i myshlenija. M., 1982. 227 s. 4. Smirnickij A. I. Morfologija anglijskogo jazyka. M., 1959. 56 s.

5. Shahmatov A. A. Sintaksis russkogo jazyka. L., 1941. 439 s.

Статья поступила в редакцию 28.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.