УДК 811
КАТЕГОРИЯ КАУЗАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ
© Дадуева Елена Александровна
кандидат филологических наук, доцент, Бурятский институт инфокоммуникаций (филиал)
Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 64-69. E-mail: edadueva@yandex.ru.
Статья освещает некоторые вопросы теории каузативности в лингвистике. Понятийное содержание категории универсально для описания любого языка на разных уровнях языковой системы, поэтому данная тема находится уже долгое время под пристальным наблюдением лингвистов. Автор замечает, что в изучении каузативности имеется несколько направлений. С точки зрения семантики выделяются и изучаются фактитивные и пермиссивные каузативные конструкции, контактные и дистантные каузативы. В последнее время появляются и такие понятия, как социативная каузация, рассматривающая каузативность с использованием континуальной семантической шкалы. С целью выявления специфических средств выражения каузативности также подвергаются исследованиям лексические, морфологические и синтаксические каузативы. Однако все большую популярность сегодня приобретают исследования, касающиеся событийной структуры каузативной ситуации.
Ключевые слова: каузативность; каузативный глагол; каузативная конструкция; средства выражения; фактитивный каузатив; пермиссивный каузатив; социативный каузатив; ассистивность; надзор.
Каузативность уже долгое время остается актуальной проблемой лингвистики, что неудивительно, учитывая универсальность такой фундаментальной функционально-семантической категории, применимой для описания любого языка. Понятийное содержание находит в языке свое выражение и может быть положено в основу описания языковых явлений на разных уровнях языковой системы.
Что же в лингвистике называют каузативностью? В первую очередь, это выделение причинно-следственных отношений между различными фактами и объектами действительности. Почему, по какой причине возникло то или иное событие: Окно открыто. Кто его открыл? Человек открыл окно или ветер? Или были другие причины? Выстраивание подобных цепочек взаимосвязи определенных событий интерпретируется в лингвистике как выражение каузативных отношений. Большинство лингвистов определяют каузативность как выражение причинно-следственных отношений, в которых воздействие субъекта или события вызывает ответное действие, состояние или изменение качества другого субъекта. Как видим, главный акцент здесь делается на характер взаимодействия двух субъектов, участвующих в каузативном процессе, в результате которого возникает связь между действием одного субъекта и состоянием другого. Например: Дуновение ветра открыло окно — Окно открылось; Врач лечит больного — Больной выздоравливает. Также важным для понимания семантики каузативности представляется значения воздействия: «Значение воздействия субъектов, вызывающее изменения в предметах, предопределяющее появление новых ситуаций,
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЯЗЫК. ЛИТЕРАТУРА. КУЛЬТУРА
2020-1
называют в лингвистике каузативным» [12]. Именно воздействие способно изменять ситуацию. Семантика каузативности получает самое разнообразное выражение в языке. Каузативность как функционально-семантическая категория представляет огромный интерес с точки зрения больших объяснительных возможностей на разных уровнях: от семантики до грамматических свойств, функциональных особенностей и событийно-ролевой структуры.
Первоосновой для всего последующего изучения каузативности в языкознании явились работы В. П. Недялкова, Г. Г. Сильницкого [14]. Ими были предложены практически все основные понятия: фактитивная и пермиссивная каузация, дистантная и контактная каузация, которые остаются актуальными на протяжении многих лет и используются при изучения как русского, так и других языков [1,2, 4, 5, 17 и др.]. Данные типы каузаций связаны в основном с семантикой каузативных конструкций. Так, при фактитивной каузации основным источником воздействия является каузатор, а при пермиссивной каузации таким источником становится каузируемый субъект. При этом роль каузатора сводится лишь к допущению каузируемого действия. Например, сравните такие конструкции: Мама заставила сына гулять (фактитивная каузация) и Мама позволила сыну гулять (пермиссивная).
В языкознании также получает широкое обсуждение проблема семантико-синтаксических коррелятов контактных и дистантных каузативов. Как утверждал М. Шибатани, данные типы являются фундаментальными для описания каузативных конструкций [18, с. 96]. При контактной каузации каузатор действует самостоятельно без посредников, а при дистантной каузации воздействие по инициативе каузатора выполняет другое лицо, т. е. воздействие здесь опосредованное. Ср.: Мальчик накормил кота (контактная каузация), Мама попросила сына накормить кота (дистантная каузация). Предложенные оппозиции типов каузации имеют огромное значение в объяснении многих семантических, функциональных и грамматических особенностей каузативных конструкций в разных языках.
Также скажем, что современная лингвистика не ограничивается описанием только двойных коррелятов каузации. Существует направление, изучающее кау-зативность с точки зрения континуальной шкалы каузации. Континуальная шкала — это шкала перехода от контактной к дистантной каузации, между которыми находятся промежуточные типы — социативная каузация [18]. Социативная каузация реализуется в трех основных значениях — совместное действие, ассистив и надзор. Ср.: Мы с отцом рубим дрова (совместное действие), Я помогаю отцу рубить дрова (ассистив), Я смотрю, как отец рубит дрова (надзор). Исходя из этого, сегодня семантические типы каузации имеют более сложную структуру, изучение которых даст огромный объяснительный материал.
С точки зрения реализации каузативного значения на разных уровнях языковой системы в лингвистике предлагаются такие термины, как морфологический, лексический и синтаксический каузатив. Например, основным средством выражения каузативности в русском языке является лексический каузатив, предполагающий отсутствие регулярных каузативных аффиксов [2, 5, 6 и др.]. Ср.: убить, открыть, отправить и т. п., содержащие сему каузативного воздействия в своем означаемом. Морфологический каузатив характерен для языков, обладающих регулярными словообразовательными средствами выражения каузативности. Ср.
в бурятском языке: хараха 'смотреть' — хар-уул-ха показывать , орохо войти' — ор-уул-ха заставить войти, впустить' и т. п. [6]. Синтаксический (аналитический) каузатив предполагает использование в основном полипредикативных конструкций для выражения каузативной семантики. Это «каузативные конструкции, при образовании которых к значению исходного глагола добавляется значение каузации, которое привносит вспомогательный каузативный глагол» [4, с. 99]. Например: Родители заставили его вернуться домой; Учитель попросил детей сидеть тихо.
Каузативация (процесс образования каузативного глагола) рассматривается в лингвистике как актантная деривация, повышающая исходную синтаксическую валентность глагола на один актант [14, 2, 11 и др.]. Так, И. Б. Долинина отмечает, что каузативность — «валентностная» категория, которая охватывает и отражает «способы функционирования синтаксических и семантических валентностей глагола и всегда сопровождается изменением валентностной структуры предложения» [11, с. 66]. Ср.: Мальчик открывает окно — Окно открывается. Семантика каузативного глагола не замыкается на характеристике носителя действия, а «распределяется между двумя актантами, находящимися в отношениях взаимодействия [16, с. 5].
Сегодня каузативность рассматривается не просто как повышающая актант-ная деривация, а нечто большее. Современные теории событийной структуры трактуют каузативность как «преобразование, добавляющее в структуру глагола не только аргумент с ролью Агенса или Каузатора, но и подсобытие» [13, с. 57]. Считается, что значение каузативного глагола состоит из события, состоящего из двух подсобытий — каузирующего и каузируемого. Вспомним, что еще в 70-е годы логическое направление изучения каузативности называло каузативные глаголы глаголами «логического действия» или «межсобытийными» лексемами, указывающими на отношения между двумя событиями, или пропозициями [3, с. 148]. Как событийная деривация, каузация добавляет целое событие, каузи-руемое каузатором. Изменения событийной структуры приводят к смене всех его частей — от актантной структуры до семантических компонентов, в том числе изучение ролей основных участников каузативной конструкции (каузатора, ка-узирумого субъекта и объекта, помощника и др.).
Также отметим, что в наших работах мы стараемся следовать всем основным направлениям исследований по проблемам каузативности. Так, нами проанализированы все семантические типы каузативных глаголов в сопоставлении русского и бурятского языков, рассмотрены основные средства выражения на разных уровнях языковой системы [6, 7]. Отдельному анализу подвергнуты морфологические каузативы в бурятском языке [9], пермиссивные конструкции в бурятском и русском языках [8]. Социативная каузация как довольно перспективное направление в изучении каузативности также активно исследуется нами [10].
Таким образом, категория каузативности довольно широко исследуется в лингвистике. Ее универсальность позволяет рассматривать каузативность совершенно с разных точек зрения, каузативное значение можно найти на разных уровнях языковой системы, в различном языковом материале. Данную категорию можно изучать с точки зрения семантических особенностей, грамматических свойств, событийной структуры, даже как континуальную шкалу. Перспек-
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЯЗЫК. ЛИТЕРАТУРА. КУЛЬТУРА
2020-1
тивы исследований проблем каузативности достаточно широкие, безусловно, интересные и богатые на открытия.
Литература
1. Абдиев Т. Конструкции с каузативными глаголами в киргизском языке. Бишкек, 2009. 114 c.
2. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974.
3. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М., 1976. 383 с.
4. Баклагова Ю. В. Семантика контактных и дистантных каузативов // Вестник Ады-гейскогогосударственного университета. Сер. 2: Филология, искусствоведение. 2009. №1. С. 99-102.
5. Гордон Е. Я. Каузативные глаголы в современном русском языке: автореф. дис. ... канд. филол.наук. Душанбе, 1981. 191 с.
6. Дадуева Е. А. Функционально-семантическая категория каузативности в русском и бурятском языках. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. 128 с.
7. Дадуева Е. А. Каузативные аффиксы в бурятском языке // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. Улан-Удэ, 2014. № 1. С. 4-8
8. Дадуева Е. А. Каузативные глаголы с пермиссивным значением в бурятском и русском языках. Oriental Studies. 2019;41(1):99-107.
9. Дадуева Е. А. К вопросу о морфологических средствах выражения каузативных глаголов в бурятском языке // Вестник Северо-восточного федерального университета им. А. М. Амосова. 2019. №5 (73). С. 69-76.
10. Дадуева Е. А., Харанутова Д. Ш. Социативная каузация в бурятском языке // Oriental Studies. 2019. № 45 (5). С. 966-973.
11. Долинина И. Б. Маркировка субъектных отношений у валентностных категорий английского глагола // Категория субъекта и объекта в языках различных типов. Л.: Наука, 1982. С. 65-100.
12. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004. 544 с.
13. Иванов М. Ю. Каузативизация и предельность // Исследования по глагольной деривации: сб. ст. / отв. ред. В. А. Плунгян, С. Г. Татевосов. М.: Языки славянских культур, 2008. 384 с.
14. Недялков В. П., Сильницкий Г. Г. Типология морфологического и лексического каузативов // Типология каузативных конструкций. Л.: Наука, 1969. С. 20-50.
15. Типология каузативных конструкций // А. А. Холодович (ред.). Типология каузативных конструкций. Морфологический каузатив. Л.: Наука, 1969. 311 с.
16. Озюменко В. И. Семантика и актантная структура каузативных глаголов: дис. . канд. филол. наук. М., 1994. 175 с.
17. Чудинов А. П. Семантическое варьирование русского глагола. Свердловск, 1984. 72 с.
18. Shibatani M., Pardeshi P. The causative continuum // Typological Studies in Language, vol. 48 2002 P. 85-126.
E. A. ffadyeea. KaTeropna Kay3aTHBH0CTH b c0BpeMeHH0M a3HK03HaHHH
CATEGORY of CAUSATIVITY in MODERN LINGUISTICS
Elena A. Dadueva
Phd in Philology, Associate Professor
of the Buryat Institute of Infocommunications (branch)
of the Siberian State University of Telecommunications and Informatics
64, Klyuchevskaya Str., Ulan-Ude, 670000 Russia
The article highlights some issues of the theory of causativity in linguistics. The conceptual content of the category is universal for describing any language at different levels of the language system, so this topic has been under the close supervision of linguists for a long time. The author notes that there are several directions in the study of causation. From the point of view of semantics, factitive and permissive causative constructions, contact and distant causatives are distinguished and studied. Recently, concepts such as sociative causation, which considers causativity using a continuum scale, have also appeared. Lexical, morphological, and syntactic causatives are also studied in order to identify specific means of expressing causativity. However, research on the event structure of a causative situation is becoming increasingly popular.
Keywords: causativity; causative verb; means of expression; factitive causative; permissive causative; sociative causative.