Научная статья на тему 'Категория «Интересы» в конституциях Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея: сравнительный анализ'

Категория «Интересы» в конституциях Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
525
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРЕСЫ / НУЖДА / ПОТРЕБНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ / КОНСТИТУЦИЯ КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / INTERESTS / NEED / DEMAND / CONSTITUTIONAL LAW / SUBJECTS OF CONSTITUTIONAL LEGAL RELATIONS / CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF KOREA / CONSTITUTION OF THE DEMOCRATIC PEOPLE''S REPUBLIC OF KOREA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрковский А.В.

В статье рассматривается категория «интересы», применяющаяся в конституционном праве Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея. Для оценки рассматриваемой категории используются разнообразные методы и направления научного поиска в сравнительном правоведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The "interests" category in the Constitutions of North Korea and South Korea: comparative analysis

The article deals with the category of "interests" used in the Constitutional law of the Democratic People's Republic of Korea and the Republic of Korea. The author applies a variety of methods and approaches of scientific research in the comparative jurisprudence.

Текст научной работы на тему «Категория «Интересы» в конституциях Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея: сравнительный анализ»

УДК 342.4(519.3)(519.5)

Юрковский Алексей Владимирович

Yurkovski Alexey Vladimirovich

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин

Иркутского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

КАТЕГОРИЯ «ИНТЕРЕСЫ» В КОНСТИТУЦИЯХ КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

PhD in Law, Assistant Professor, Head of State and Legal Disciplines Department, Irkutsk Law Institute (branch) of Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation

THE "INTERESTS" CATEGORY IN THE CONSTITUTIONS OF NORTH KOREA AND SOUTH KOREA: COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация:

В статье рассматривается категория «интересы», применяющаяся в конституционном праве Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея. Для оценки рассматриваемой категории используются разнообразные методы и направления научного поиска в сравнительном правоведении.

Ключевые слова:

интересы, нужда, потребность, конституционное право, субъекты конституционно-правовых отношений, Конституция Республики Корея, Конституция Корейской Народно-Демократической Республики.

Summary:

The article deals with the category of "interests" used in the Constitutional law of the Democratic People's Republic of Korea and the Republic of Korea. The author applies a variety of methods and approaches of scientific research in the comparative jurisprudence.

Keywords:

interests, need, demand, constitutional law, subjects of constitutional legal relations, Constitution of the Republic of Korea, Constitution of the Democratic People's Republic of Korea.

Корейская Народно-Демократическая Республика

Категория «интересы» находит свое особое применение в конституционно-правовой практике Корейской Народно-Демократической Республики. Именно «интересы» человека являются центральной частью философии чучхе, созданной Ким Ир Сеном в середине ХХ в. «Впервые обосновав, что существенными чертами человека как общественного существа являются его самостоятельность, способность к творчеству и сознание, философия чучхе дала полное объяснение сущности человека, правильно раскрыла с философских позиций вопрос о месте и роли человека как хозяина, властелина и преобразователя природы и общества» [1, с. 3].

Интерпретация интересов в контексте идеологии чучхе осуществляется посредством противопоставления ее гуманистической философии, которая, по мнению представителей марксистского подхода в социологии, представляет собой мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистическая философия зародилась в Х1У-ХУ вв., получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII - начала XIX в. Идеология чучхе - это специфическая интерпретация марксистской философии. «По своему взгляду на человека философия чучхе в корне отличается от "гуманистической". Философия чучхе рассматривает человека как самостоятельное, творческое и сознательное общественное существо. В противоположность этому сторонники "гуманистической" философии, отрицая общественный характер человека, рассматривают его как существо, подчиненное инстинктам, как существо, оторванное от мира, обособленное и бессильное. Буржуазная "гуманистическая" философия, отрицающая научное понимание мира и его революционных перемен, проповедует пессимизм и крайний индивидуализм» [2, с. 4].

Категория «интересы» коррелирует с содержанием чучхейской идеологии и находит свое применение в практике правового регулирования. «Интересы» закрепляются в правовой материи и приобретают свойство законных.

В юридической науке существуют различные подходы к определению категории «законные интересы». Применительно к рассматриваемому эквиваленту в литературе встречаются следующие квалификационные признаки: «допускаемые законом стремления субъекта к достижению определенных благ» [3, с. 86], «юридически предусматриваемое стремление к получению тех благ, обладание которыми дозволено законодательством» [4], «отраженные в законе интересы»

[5, с. 19], «интересы, которые не нашли прямого выражения в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства» [6, с. 26].

Универсальную, по нашему представлению свойственную любым практикам конституционного строительства, характерную черту, присущую рассматриваемой категории «интересы», предлагает В.В. Субочев. Согласно его мнению, законные интересы - часть правовой жизни общества, которая, наряду с другими категориями, качественно характеризует последнюю. Вне правовой активности субъектов правоотношений, значительная часть которой - это форма реализации самих законных интересов, говорить о правовой жизни беспредметно [7, с. 362-380].

В Конституции Корейской Народно-Демократической Республики [8] категория «интересы» встречается 15 раз.

В тексте преамбулы Конституции Корейской Народно-Демократической Республики рассматриваемая категория звучит в абзаце, в торжественной форме провозглашающем статус Вождя корейского народа и утверждающем, что Товарищ Ким Ир Сен, наметив революционную линию, основанную на принципах чучхе, мудро руководил социалистической революцией и строительством нового общества на всех этапах, укрепил Республику и превратил ее в социалистическое государство, независимое в политике, самостоятельное в экономике и способное к самообороне, которое служит интересам народа.

В ст. 1 гл. I «Политика» Конституции фиксируется важнейшее учредительное положение, согласно которому Корейская Народно-Демократическая Республика - суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа.

Три раза категория «интересы» используется в п. 1, 2 ст. 8, где говорится, что общественный строй Корейской Народно-Демократической Республики - это строй, который служит интересам человека, при котором хозяевами всего являются трудящиеся народные массы и все в обществе служит их интересам; государство охраняет и защищает интересы рабочих, крестьян, военнослужащих, трудовой интеллигенции, всего трудового народа, которые свободны от эксплуатации и гнета и являются хозяевами государства и общества, уважает и защищает права человека.

В ст. 13 зафиксировано, что государство осуществляет свою деятельность в интересах народных масс и претворяет в жизнь в своей деятельности дух и метод Чхонсанри, суть которого состоит в том, что вышестоящие помогают нижестоящим, находят правильное решение вопросов, полагаясь на мнения народных масс, выдвигают на первый план политическую работу, работу с людьми и пробуждают их сознательный энтузиазм.

Категория «интересы» применяется для определения объекта конституционных гарантий, которые обеспечиваются государством. Так, в ст. 15 Конституции установлено, что Корейская Народно-Демократическая Республика защищает демократические национальные права корейцев, проживающих за рубежом, и их законные права и интересы, гарантированные международным правом. Равнозначная специфика присутствует в ст. 16 Конституции КНДР, где также отмечается, что Корейская Народно-Демократическая Республика обеспечивает законные права и интересы иностранных граждан, находящихся на ее территории.

Категория «интересы» выступает в качестве объекта, средством обеспечения которого является объективное право. Подтверждением данного тезиса может рассматриваться статья 18 Конституции, декларирующая положение, согласно которому законы Корейской Народно-Демократической Республики являются отражением воли и интересов трудового народа и основным инструментом управления государством.

Дважды категория «интересы» применяется в ст. 29 Конституции, согласно которой государство прилагает все усилия к тому, чтобы труд его граждан, не знающих безработицы, был плодотворным и приносящим радость, чтобы граждане проявляли в труде сознательный энтузиазм и творческую инициативу в интересах общества и коллектива, в собственных интересах. Примечательно, что в цитируемой норме отчетливо различаются субъекты интересов. Очевидно, что следует различать личные интересы отдельных участников общественных отношений, индивидов и коллективные интересы, интересы общества.

Особой категорией носителей интересов в КНДР признается трудовой народ. В ст. 59 Конституции установлено, что вооруженные силы Корейской Народно-Демократической Республики, претворяя в жизнь линию сонгунской революции, призваны защищать руководство революции, охранять интересы трудового народа, отстаивать социалистический строй и завоевания революции, защищать независимость, свободу Родины и мир от иностранной агрессии.

Если учесть, что в КНДР официально признана социальная дифференциация и не все граждане КНДР сопоставляются с понятием «трудовой народ», то с прикладной точки зрения возникает вопрос о неоднозначности толкования ст. 73 Конституции КНДР, где отмечается, что граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается передовой системой просвещения и различными государственными мероприятиями в области образования, проводимыми в интересах

народа. Остается невыясненным вопрос о том, весь ли народ КНДР рассматривается в фабуле цитируемой статьи либо только те граждане, которые соотносятся с понятием «трудовой народ».

В конституционном праве Корейской Народно-Демократической Республики категория «интересы» фигурирует как объект конституционных обязанностей. Так, в п. 2 ст. 81 Конституции КНДР регламентировано, что граждане обязаны дорожить интересами своих организаций и коллективов, проявлять высокий дух беззаветного служения обществу и народу.

Категория «интересы» применяется как объект направленности государственного управления. Например, в ст. 125 Конституции КНДР Кабинет министров имеет обязанность и полномочия по принятию мер по поддержанию общественного порядка, защите собственности и интересов государства, общественных и кооперативных организаций и обеспечению прав граждан. Другой пример связан с п. 8 ст. 147 Конституции КНДР, в котором местные народные комитеты имеют обязанности и полномочия по принятию мер по поддержанию общественного порядка, охране собственности и интересов государства, общественных и кооперативных организаций и обеспечению прав граждан на своей территории.

Для обеспечения верификации представленного исследования полагаем необходимым обратиться к поиску терминов, которые иногда в научной дискуссии рассматриваются как равнозначные, но, по нашему мнению, не совпадающие с исследуемой категорией в связи с тем, что имеют собственную смысловую нагрузку. Речь идет о категориях «нужда» и «потребность». Отметим, что в данном сегменте исследования цели сравнить предлагаемые понятия не ставится.

Категория «нужда» в тексте Конституции КНДР не применяется.

Категория «потребность» единожды встречается в тексте основного закона Корейской Народно-Демократической Республики. Присутствие рассматриваемой категории обнаруживается в ст. 55, где регламентируется положение, согласно которому государство стремится к массовому развитию физической культуры и спорта. Чтобы физическая культура вошла в быт каждого, оно надежно готовит весь народ к труду и обороне, способствует развитию спортивного мастерства в соответствии с потребностями страны и тенденциями развития современного спорта.

В конституционном праве КНДР категория «интересы» идеологически обусловливается принципами чучхе. Вместе с тем следует признать, что рассматриваемая категория применительно к использованию в правовой материи имеет специфическую юридико-техническую функцию. Очевидно, что конкретизировать объекты интересов чрезвычайно трудно относительно правового регулирования социальных отношений вообще и отношений, которые предполагаются конституцией любого конкретного государства, в частности. Таким образом, категория «интересы» представляет собой специализированное средство юридической техники, которое применяется в ситуациях, предполагающих конкретизацию правового регулирования в последующих источниках права, принимаемых в развитие конституции в контексте детализации национальной правовой политики, формируемой в соответствии с национальной конституционной идеологией.

Республика Корея

Конституция Республики Корея использует категорию «интересы» четыре раза.

В п. 2. ст. 46 установлено, что члены Национального собрания должны иметь в качестве приоритетных национальные интересы и выполнять свои обязанности в согласии с совестью.

В п. 1 ст. 50 регламентируется положение, в соответствии с которым сессии Национального собрания являются открытыми. Однако сессии могут быть закрытыми в интересах национальной безопасности в соответствии с решением большинства присутствующих членов Национального собрания или спикера.

В п. 1 ст. 76 установлено, что в случае возникновения внутренних беспорядков, внешней угрозы, природных катастроф или тяжелых финансовых и экономических кризисов Президент имеет право принимать необходимые финансовые и экономические меры или издавать указы, имеющие силу закона, но только в том случае, если это безотлагательно необходимо в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия и порядка или когда невозможен созыв Национального собрания.

В п. 4 ст. 123 регламентируется положение, в соответствии с которым с целью защиты интересов фермеров и рыбаков государство стремится к стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию рыболовства путем принятия мер по сбалансированию спроса и предложения этой продукции и улучшения системы ее продажи и распределения.

Категория «нужда» в Конституции Республики Корея не обнаружена, как не обнаружена и категория «потребность».

Анализ текста означенных статей Конституции Республики Корея позволяет сделать вывод о том, что субъектами обладания интересов выступают как индивидуальные, так и коллективные участники общественных отношений.

Особенно выделяются специализированные категории субъектов, которые с точки зрения национальной конституционной правовой политики нуждаются в специальной поддержке. Выделение таких категорий субъектов на конституционном уровне может быть признано как политическая легитимация интересов отдельных категорий общественных отношений. С точки зрения юридической техники такой способ может быть рассмотрен как исключение из общего правила.

Полагаем, использование категории «интересы» во взаимосвязи с конструкцией «национальная безопасность» также осуществляется исключительно с целью оптимизации юридико-технических средств, выделения терминов, которые не могут и не должны приобретать своего исчерпывающего осмысления непосредственно в тексте конституции.

Необходимо особым образом отметить, что в цитируемых текстах конституций Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея представлены переводные материалы, в которых присутствуют искомые термины. Принцип объективности предполагает обратиться к первоисточнику, в нашем случае к аутентичным текстам конституций КНДР и Республики Корея.

Для поиска требуемой информации необходимо проанализировать официальные тексты конституций Республики Корея ей) [9] и Корейской Народно-Демократической Респуб-

лики (г-У ей) [10].

Категории, которые соответствуют условиям поиска и сопоставления в корейском языке, звучат следующим образом: о|Ч - законные интересы, - нужда, - потребность.

Лингвистический подход к сопоставлению рассматриваемых понятий дает необычный результат. Полагаем, что корейский язык рассматривает понятия «нужда» и «потребность» как равнозначный конструкт. Вместе с тем очевидно, что категория «интересы» отличается от категорий «нужда» и «потребность», обладая собственным смысловым предназначением.

Термин «интересы» в конституционном праве как Корейской Народно-Демократической Республики, так и Республики Корея носит оценочный характер, то есть интерпретируется в зависимости от контекста. Содержание данного понятия детерминируется количественным и качественным составом субъектов обладания интересами, связано с особенностями как южно-, так и северокорейского общества. Также содержание данной категории в рассматриваемых государствах определяется в зависимости от национальной правовой политики, специфики обеспечения национальной и государственной безопасности, потребностей обеспечения стабильного и устойчивого развития сложившегося социального строя.

С точки зрения своего предназначения в тексте правовых предписаний, совместимости с другими категориями категория «интересы» представляет собой сложный конструкт. Существует множество типов или разновидностей интересов (общественные, личные, определенных социальных групп и т. д.), которые в свою очередь также, в силу отсутствия единого подхода к рассматриваемой категории, могут по-разному истолковываться в зависимости от обстоятельств. Данный тезис особенно отчетливо находит свое выражение в нормах конституционного права Корейской Народно-Демократической Республики.

В конституционном праве как Корейской Народно-Демократической Республики, так и Республики Корея категория «интересы» является юридическим конструктом, который рассматривается как средство правотворческой техники, заключающееся в моделировании, определенном логическом построении нормативного материала, одновременно выступающее методом познания и толкования норм права.

Ссылки:

1. Ким Ир Сен. О Чучхе в нашей революции : в 3 т. Пхеньян, 1980-1982. Т. 1. С. 3.

2. Там же. С. 4.

3. Кучинский В.А. Законные интересы личности: от Конституции к правореализующей деятельности // Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. М., 1982. С. 86.

4. Малеин Н.С. Охраняемый законом интерес // Советское государство и право. 1980. № 1. С. 34 ; Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. С. 139.

5. Ерошенко А.А. Судебная защита охраняемого законом интереса // Советская юстиция. 1977. № 13. С. 19.

6. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 26.

7. Субочев В.В. Законные интересы // Проблемы теории государства и права : учебник / под ред. А.В. Малько. М., 2012. С. 362-380.

8. Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики от 27.12.1972 // Конституции государств Азии. Т. 3. Дальний Восток. М., 2010. С. 267-296.

9. ЧФШЭД Эй = Конституция Республики Корея [Электронный ресурс]. URL: http://www.law.go.kr/lsEfIn-foP.do?lsiSeq=61603# (дата обращения: 20.03.2016).

10. г-у Эй = Конституция КНДР [Электронный ресурс]. URL: 1^:/^-book.unikorea.go.kr/?sub_num=53&state=view&idx=369 (дата обращения: 27.03.2016).

References:

1. Kim Il Sung 1980-1982, On Juche in our revolution: 3 vols., vol. 1, Pyongyang, p. 3.

2. Kim Il Sung 1980-1982, On Juche in our revolution: 3 vols., vol. 1, Pyongyang, p. 4.

3. Kuchinskiy, VA 1982, 'The legitimate interests of the individual, from the Constitution to law realizing activity', Theoretical issues of implementation of the Constitution of the USSR, Moscow, p. 86.

4. Malein, NS 1980, 'Interests protected by law', Soviet state and the right, no. 1, p. 34; Tikhomirov, YA 1982, The theory of law, Moscow, p. 139.

5. Eroshenko, AA 1977, 'Judicial protection of legally protected interest', Soviet justice, no. 13, p. 19.

6. Vitruk, NV 1979, Fundamentals of the legal status of the theory of the individual in socialist society, Moscow, p. 26.

7. Subochev, VV 2012, 'Legitimate interests', Problems of the theory of State and Law: Textbook, Moscow, p. 362-380.

8. 'The Socialist Constitution of the Democratic People's Republic of 27/12/1972' 2010, Asian Constitutions, vol. 3, Far East. Moscow, p. 267-296.

9. qs^ °l aa = Constitution of the Republic of Korea 2016, retrieved 20 March 2016, <http://www.law.go.kr/lsEfIn-foP.do?lsiSeq=61603#>.

10. M ëSR °l aa = DPRK Constitution 2016, retrieved 20 March 2016, <http://uni-book.unikorea.go.kr/?sub_num=53&state=view&idx=369>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.