Научная статья на тему 'Категория интереса как инструмент анализа общественного мнения в социально-политической сфере'

Категория интереса как инструмент анализа общественного мнения в социально-политической сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
277
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / ИНТЕРЕС К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бегинина Ирина Александровна

В статье на основе результатов социологического опроса определяется значение категории интереса для выявления особенностей общественного мнения населения Саратовской области в политической сфере, анализируется влияние социально-демографических, образовательных, экономических факторов, а также СМИ на степень интереса и сформированности потребностей регионального сообщества в социально-политической информации о деятельности российских органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория интереса как инструмент анализа общественного мнения в социально-политической сфере»

Специфика именно университетского отношения к интернационализации проявилась в понимании особенной важности этого процесса для развития научно-исследовательской деятельности и для реализации творческого потенциала сотрудников СГУ Это подтверждается и заявленными индивидуальными целями участия сотрудников СГУ в международных исследовательских проектах, где на первом месте по значимости выступают научные интересы. Такого мнения придерживаются три четверти сотрудников университета. На втором - получение ценного профессионального опыта (почти 61% опрошенных). Меркантильные интересы оказались на порядок менее значительными.

УДК 316.334.3

И.А. Бегинина

Саратовский государственный университет, кафедра социологии регионов E-mail: BegininaIA@info.sgu.ru

В статье на основе результатов социологического опроса определяется значение категории интереса для выявления особенностей общественного мнения населения Саратовской области в политической сфере, анализируется влияние социально-демографических, образовательных, экономических факторов, а также СМИ на степень интереса и сформированности потребностей регионального сообщества в социально-политической информации о деятельности российских органов власти. Ключевые слова: социально-политический интерес, интерес к деятельности органов власти, потребность в политической информации.

Category of the Interest as a Tool of Public Opinion Analyses in Socio-political Sphere

I.A. Beginina

In the article the meaning of the interest category is determined, which is very important for identification peculiarity of the Saratov region population public opinion in the political sphere. The article materials are based on the results of the sociological poll. The author analyses the influence of the mass-media, socio-demographic, educational and economic factors on the degree of the interest, how requirements of the regional community are formed, concerning socio-political information, about the Russian authority's activity. Key words: socio-political interest, interest to the authority activity, demand in political information.

Начало XXI века характеризуется возрастающей ролью политики. Она охватывает все сферы жизни общества, оказывает глубокое влияние на их функционирование. Политика является обла-

© И.А. Бегинина, 2009

На пути решения проблемы непрерывного образования в XXI веке лежат большие препятствия, которые возможно преодолеть, только объединив усилия всего сообщества. Необходимость в организации международного сотрудничества, которое следует полностью переосмыслить, относится также и к области образования. Важным аспектом международного сотрудничества выступают отношения равноправного партнерства, поскольку такого рода сотрудничество наиболее эффективно содействует взаимопониманию, развитию высокого чувства ответственности и солидарности с учетом всех наших духовных и культурных различий. Именно сотрудничество в области образования, языка и культуры будет творить мир в XXI веке.

стью общественной жизни, где концентрируются и осмысливаются все важнейшие общественные проблемы, интересы различных классов и социальных слоев, вырабатываются механизмы и способы их решения. В условиях нынешних преобразований в политической сфере проблема власти выдвигается на первое место. С приходом новых политических лидеров видоизменяются власть и направление её влияния1. Встаёт вопрос о будущем политической и социальной жизни общества. Меняется также роль человека в обществе и функционировании политической системы. Социальная адаптация людей к действительности происходит через коррекцию взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения в соответствии со стандартами новых политических взаимоотношений.

В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание», то есть политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.

По своему содержанию политическое сознание отражает все компоненты политической

КАТЕГОРИЯ ИНТЕРЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

И.А. Бегинина. Категория интереса как инструмент анализа общественного мнения

сферы общественной жизни. Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпартийных отношений и других политических процессах, так или иначе, обусловлены субъективными позициями элитарных и неэлитарных слоев.

Одним из важных компонентов политического сознания является интерес к политической информации. Эта категория отражает многоуровневую и неоднородную направленность индивидуальной или массовой ментальности людей, установку на активный поиск, усвоение и активное преобразование информации о политическом явлении или процессе. Интерес имеет ярко выраженную социальную природу, отражая свойства политики, социально-политические потребности социального субъекта (человека, группы, общества).

В ходе проведенного опроса саратовцев выяснилось, что более половины населения периодически интересуются происходящими политическими событиями (54,7%)2. Не интересуются, но информацию получают 24,8%. Постоянно

находятся в курсе событий 15,2% опрошенных. У этой категории, видимо, особенно развита потребность в транспарентности власти, так как именно от ее решений во многом зависят и безопасность, и законность, и экономическая стабильность общества. Совсем не заинтересованных оказалось 5,3%. Эта категория населения предельно дистанцировалась от органов власти, видимо, ощущая свою полную отчужденность от ее институтов.

Данные табл. 1 позволяют увидеть, что интерес к политической информации в наибольшей степени присутствует у представителей старшего поколения. Возможно, это связано с традициями, оставшимися с советских времен, когда политическая активность была обязательной для каждого. Однако, думается, что это может быть связано с более сильной зависимостью старшего поколения (пенсионеров) от государственной помощи. Чем моложе население, тем более оно дистанцировано от органов власти и тем менее им ощущается потребность в информации о деятельности властных структур.

Таблица 1

Заинтересованность в деятельности органов государственной власти представителей различных поколений,

% по поколениям

Заинтересованность в деятельности органов государственной власти Поколения В среднем по выборке

молодежь среднее поколение старшее

Да, постоянно нахожусь в курсе событий 9,91 10,87 29,00 15,19

Да, периодически интересуюсь происходящим 45,05 66,85 43,00 54,68

Нет, но информацию получаю 36,94 17,93 24,00 24,81

Совсем не интересуюсь 8,11 4,35 4,00 5,32

Итого 100,00 100,00 100,00 100,00

Анализ тендерного среза (табл. 2) демонстрирует, что у мужчин потребность в информации о деятельности властных структур несколько выше,

чем у женщин. Последние в большей степени ощущают свою отчужденность от власти, их потребность носит вынужденный характер.

Таблица 2

Влияние гендера на заинтересованность в деятельности органов государственной власти, % по полу

Заинтересованность в деятельности органов государственной власти Пол респондента В среднем по выборке

мужской женский

Да, постоянно нахожусь в курсе событий 16,13 14,35 15,19

Да, периодически интересуюсь происходящим 55,38 54,07 54,68

Нет, но информацию получаю 23,66 25,84 24,81

Совсем не интересуюсь 4,84 5,74 5,32

Итого 100,00 100,00 100,00

Постоянная заинтересованность в информации о деятельности органов власти особенно свойственна людям с высоким уровнем образования (табл. 3). Среди этих категорий населения данная потребность выражена у каждого третьего саратовца. При этом среди тех, у кого интерес к органам власти постоянен, доминируют горожане с высшим образованием (35%). На втором месте -население со средним специальным образованием

(20%), на третьем - со средним образованием (16,7%), на четвертом - люди, окончившие ПТУ (15%). Доля лиц с незаконченным средним образованием здесь составляет 8,3%; людей с незаконченным высшим образованием - 3,3%; тех, кто имеет научную степень или учится в аспирантуре, - 1,7%. Иными словами, степень развитости потребности в транспарентности власти прямо коррелирует с уровнем образования населения.

Таблица 3

Влияние уровня образования на проявление интереса к деятельности органов государственной власти,

% по образовательным категориям

Заинтересованность в деятельности органов государственной власти Уровень образования В среднем по выборке

неполное среднее среднее общее (1011 классов) среднее профессиональное (ФСУ, ПТУ, СПТУ) среднее техническое (техникум) незаконченное высшее высшее научное

Да, постоянно нахожусь в курсе событий 38,46 15,87 16,67 16,44 4,65 14,38 33,33 15,19

Да, периодически интересуюсь происходящим 15,38 38,10 59,26 53,42 55,81 63,70 66,67 54,68

Нет, но информацию получаю 38,46 33,33 22,22 26,03 37,21 17,12 0,00 24,81

Совсем не интересуюсь 7,69 12,70 1,85 4,11 2,33 4,79 0,00 5,32

Итого 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Среди тех, кто деятельностью органов власти интересуется периодически, доминируют саратовцы с высшим образованием (46%), со средним специальным образованием - 18%, окончивших ПТУ - 14,8%, имеющих незаконченное высшее образование и среднее - по 11%. В рамках этой категории населения потребность в транспарентности власти носит неустойчивый характер, хотя также прямо коррелирует с уровнем образования.

В образовательной структуре той категории населения, у которой потребность в информации о деятельности органов власти носит вынужденный характер, доминирует население с высшим образованием (25,5%), на втором месте - люди со средним образованием (21,4%); на третьем -со средним специальным образованием (19,4%), далее - соответственно, те, кто окончил ПТУ (12,2%), и те, кто имеет неполное среднее образование (5,1%).

Среди тех, у кого полностью отсутствует потребность в получении данной информации, доминирует население со средним образованием (38,1%), на втором месте - люди с высшим образованием (33,3%); на третьем - со средним специальным (14,3%). Доли лиц с неполным средним и неполным высшим образованием одинаковы - по 4,8%. Можно предположить, что здесь имеет место наибольшее отчуждение населения от власти, которое меньше зависит от уровня образования.

Вместе с тем, как показал анализ, самый высокий уровень интереса к деятельности властных структур одинаково присущ как самым бедным категориям населения, едва сводящим концы с концами, так и самым богатым, которые ни в чем себе не отказывают - по 33,3%. На втором месте - те, кому денег хватает только на питание (19%). На третьем месте - те, кому денег хватает на одежду и питание, но на крупные вещи приходится брать кредиты (15,1%). Близка по величине

к ним и доля тех, кому затруднительно покупать только действительно дорогие вещи, такие как, например, машина (13,8%).

Самую малую группу среди лиц, стабильно интересующихся политикой, образуют те, кто может без труда покупать вещи длительного пользования (8,8%). Среди всех категорий благосостояния доминирует нестабильный (периодический) интерес к деятельности органов власти. Именно так охарактеризовал свою потребность каждый второй представитель всех имущественных категорий. Каждый четвертый представитель всех этих категорий указал на вынужденный характер получаемой информации. Исключение составили лишь представители самых бедных и самых богатых слоев населения (соответственно 11% и 16,7 %). Совсем не интересуются деятельностью органов власти 11% самых бедных, 2% малоимущих, 5,6% околобедных, 10,3% средних, 3,5% богатых слоев населения. Достаточно неопределенный характер различий показывает, что степень развитости потребности в транспарентности власти практически не зависит от уровня материального благосостояния.

52,3% всех опрошенных хотели бы беспрепятственно получать достоверную информацию о деятельности органов государственной власти, треть опрошенных (31,1%) не имеет подобного желания, а 16,7% респондентов затруднились ответить. Таким образом, более половины населения Саратова обладает разной степенью интереса к сведениям такого рода.

Данные опроса показывают (табл. 4), что с интересом к деятельности органов государственной власти напрямую коррелирует желание получать данную информацию. Большинство из тех, кто постоянно или периодически отслеживают политическую ситуацию, выказали желание получать информацию о деятельности органов власти.

Дальнейший анализ данных подтвердил, что чем моложе саратовцы, тем меньше у них

И.А. Бегинина. Категория интереса как инструмент анализа общественного мнения

выражена потребность в получении информации о деятельности всех органов государственной власти (табл. 5). Если среди старшего поколения

эта потребность присутствует у 65%, то среди среднего поколения доля таковых - 51%, а среди молодежи - только 43%.

Таблица 4

Влияние заинтересованности в деятельности органов государственной власти на желание получать беспрепятственно и бесплатно любую информацию о деятельности всех органов государственной власти,

% по категориям заинтересованности

Заинтересованность в деятельности органов государственной власти Желание получать информацию Итого

Да Нет Затрудняюсь ответить

Да, постоянно нахожусь в курсе событий 75,00 16,67 8,33 100,00

Да, периодически интересуюсь происходящим 54,88 26,51 18,60 100,00

Нет, но информацию получаю 38,78 42,86 18,37 100,00

Совсем не интересуюсь 23,81 66,67 9,52 100,00

По выборке 52,28 31,22 16,50 100,00

Таблица 5

Поколенческие различия в желании получать беспрепятственно и бесплатно любую информацию о деятельности всех органов государственной власти, % по поколениям

Поколения Желание получать информацию о деятельности всех органов государственной власти Итого

Да Нет По ситуации Затрудняюсь ответить

Молодежь 43,16 37,89 0 18,95 100,00

Среднее 51,16 31,16 0,47 17,21 100,00

Старшее 64,71 22,35 0 12,94 100,00

В среднем по выборке 52,15 30,89 0,25 16,71 100,00

Анализ гендерных различий по критерию желания получать информацию о деятельности всех органов государственной власти (табл. 6)

также подтверждает, что среди мужчин уровень данной потребности несколько выше, чем у женщин.

Таблица 6

Желание получать беспрепятственно и бесплатно любую информацию о деятельности всех органов государственной власти среди мужчин и женщин, % по полу

Пол респондента Желание получать информацию

Да Нет По ситуации Затрудняюсь ответить Итого

Мужской 52,69 30,65 0,54 16,13 100,00

Женский 51,66 31,28 17,06 100,00

В целом по выборке 52,14 30,98 0,25 16,62 100,00

Средства массовой информации представляют собой один из важных институтов общества и канал информирования населения о деятельности органов власти, государства. Они взаимодействуют с основными социальными институтами, формируют общественное мнение, изменяют отношения между людьми, воздействуют самым непосредственным образом на укрепление государства и процесс его эффективного функционирования. Развитие общества и государства в значительной мере зависит от современных СМИ, той роли, которую они играют в обществе. СМИ позволяют «охватить» информацией практически все на-

селение за очень короткий промежуток времени. СМИ обычно контролируются государством, финансово-промышленными группами, различными компаниями, богатыми собственниками, общественно-политическими организациями и т.п. В демократических государствах средства массовой информации имеют различных собственников, в авторитарных - находятся под полным государственным контролем.

Среди основных источников информации о деятельности властных институтов выделяется телевидение. Именно оно выступает основным инструментом транспарентности власти для большинства населения Саратова (табл. 7).

Таблица 7

Источники получения информации, валидный процент по каждому политическому институту

О деятельности ТВ Радио Газеты Журнал Интернет Собственный опыт Не получаю Итого

Президента РФ 86,87 6,06 1,52 0,25 2,02 0,25 3,03 100,00

Правительства и министерств РФ 75,32 11,43 4,94 0,26 3,38 0,26 4,42 100,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственной думы 72,75 10,28 8,23 0,51 3,34 0,51 4,37 100,00

Совета Федерации 70,94 9,16 7,59 0,79 3,66 0,26 7,59 100,00

Губернатора области 58,61 10,28 20,57 0,00 2,06 0,26 8,23 100,00

Областной думы 51,17 12,99 21,04 1,04 3,12 0,52 10,13 100,00

Городской думы 54,31 9,40 23,24 0,26 1,83 0,52 10,44 100,00

Мэра города 51,82 9,11 21,88 0,00 2,60 0,78 13,80 100,00

Однако по мере перехода на региональный и муниципальный уровни власти увеличивается значимость печатных СМИ (газет). Более того, чем ниже уровень властных структур, тем больше доля тех, кто считает, что не получает значимой информации о деятельности политических институтов, и тех, кто полагается только на свой собственный опыт. Слабо выраженный индекс значимости Интернета как источника информации, видимо, объясняется низким уровнем компьютеризации региона.

Еще ниже оцениваются населением журналы как источник политической информации. Можно предположить, что это объясняется тем, что многие такие издания ориентированы не на политику, а на иные сферы жизнедеятельности. Кроме того, их ориентация на размещение рекламы снижает степень доверия к ним со стороны читателей. Молодежь, которая составляет самую значительную часть журнальной аудитории, меньше ориентирована на политику, что предопределяет редакционные стратегии. И, наконец, достаточно высокая стоимость журналов исключает из числа потенциальных читателей лиц с наиболее выраженной потребностью в транспарентности власти - старшее поколение, пенсионеров.

Большинство саратовцев считают информацию, получаемую по телевидению, полностью (7,8%) или в значительной степени достоверной (49,9%). Недостоверной в той или иной степени считают ее 11,9%. Однако каждый третий не смог оценить степень достоверности информации из данного источника. Степень достоверности информации, получаемой по радио, оценивается населением несколько ниже, затруднений при оценке достоверности опрошенные не испытывают.

По отношению к печатным СМИ различия в оценках более значительны. Только каждый третий саратовец (30,7%) полагает, что этой информации можно доверять в той или иной степени, 22,9% - больше склоняются к недоверию. Это в 2 раза больше, чем недоверие к телевидению. Степень доверия к информации, получаемой из Интернета, на занятиях в ходе получения или по-

вышения квалификации, еще ниже. А затруднений с оценкой степени этой достоверности - намного выше. Подобную ситуацию трудно объяснить с позиций возможной ангажированности источников информации. Возможно, рост недоверия населения к ним сопрягается с новизной информации, ее частным характером, спецификой преподнесения материала, а также тем, что эти источники меньше доступны саратовцам.

Только 40% опрошенных полагают, что имеют возможность получить полную и правдивую информацию о деятельности Президента РФ. Еще меньше доля тех, кто считает возможным получить такую информацию о деятельности федерального правительства, министерств и Государственной думы (по 30%), Совета Федерации (28%), губернатора (28,5%), городской администрации (28,7%), областной думы (26%). Противоположной точки зрения придерживается примерно 5-9% опрошенных, и почти каждый второй опрошенный саратовец полагает, что не вполне может получить информацию о деятельности данных структур

Для развития демократических институтов гражданского общества, устойчивого развития политической системы необходимо, чтобы граждане обладали информацией, могли принимать осмысленные решения на основе имеющихся у них данных, а также доверять органам государственной власти и их решениям. Сокрытие информации под видом ее секретности или затруднение к ней доступа сокращают возможность людей сознательно, полноценно участвовать в жизни общества. Кроме того, информационная прозрачность деятельности органов власти всех уровней, доступность для любого физического или юридического лица получения информации о принимаемых ими решениях, их деятельности являются необходимыми средствами эффективного функционирования органов власти.

Примечания

1 Аникин Л.С., Бегинин В.И., Дыльнов Г.В., Аракчеева М.Б. Социология власти и авторитета. Саратов, 1994.

А.А. Воронов. Региональная социальная политика: место и роль коммерческих банков

2 Социологическое исследование «Транспарентность власти и ее эффективности в общественном мнении населения региона» было проведено методом формализованного интервью в 2008 г. в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 год)» на 2008 г. и междисциплинарного проекта «Трансформации и перспективы институтов власти в сравнительной динамике» Саратовского МИОНа. Объем

вероятностной, квотно-стратифицированной выборки составил 400 респондентов - жителей г. Саратова. В качестве страт использовались такие критерии, как уровень образования, дохода и рода занятий и сферы деятельности. В качестве квот использовались такие маркеры, как пол, возраст, место жительства. Это позволило сформировать выборочную совокупность для получения репрезентативных данных с точностью до ±5%.

УДК [316.334.2:316.334.52](470+571)

РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: МЕСТО И РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

А.А.Воронов

Саратовский государственный университет, кафедра теории и истории социологии E-mail: DylnovGV@info.sgu.ru

Статья посвящена характеристике основного содержания, методов и способов реализации социальной политики на региональном уровне. Особое место отводится анализу участия в данном процессе коммерческих банков. Широко использован фактический материла по Саратовской области. Ключевые слова: коммерческие банки, социальная политика региона, кредиты, ипотека, благотворительность.

Regional social Policy: the Place and Role of Commercial Banks in This Process

A.A. Voronov

The article covers the characteristics of content, methods and ways of following regional social policy. Special attention is paid to the analysis of commercial banks participating in this process with the widely used facts about Saratov region.

Key words: commercial banks, regional social policy, loans, mortgage, charity.

Социальная политика является одним из направлений внутренней политики государства, поэтому для социологического анализа интересующей нас области политики нам необходимо более конкретное определение политики в целом. На наш взгляд, оно органически связано с социологическим представлением об обществе как структуре, состоящей из разнообразных социальных групп, каждая из которых обладает своими интересами, ценностями и потребностями, а также из институтов - формализованных и неформализованных.

Это позволяет нам сделать вывод о том, что социальная политика представляет совокупность форм и способов воздействия государства на социальную сферу с целью формирования механизмов, регулирующих направление развития социальных процессов в обществе. Данное нами определение

подчеркивает как конкретно обусловленный характер социальной деятельности государства, так и направленность на обеспечение динамичного развития общественной системы в целом.

Содержание современной социальной политики России, специфика задач, стоящих перед ней, приоритетные направления ее деятельности становятся более понятными при анализе функций социальной политики. Именно через функции выражается степень реализации задач, выдвигаемых социальной политикой. Указанная взаимозависимость вытекает из необходимости обеспечения ею двух основных взаимосвязанных тенденций общественного развития: социально гарантирующей и социально стимулирующей. При этом отметим, что под функциями социальной политики понимается реализация тенденций общественного развития, направленных на решение перспективных и текущих социальных задач.

В этой связи социальная политика представляет собой комплекс мероприятий, затрагивающих жизненные интересы каждой отдельной личности. Особое значение в условиях структурирования рыночных отношений принимает адаптационная функция социальной политики, понимаемая как формирование механизмов, способствующих безболезненному включению всех социальных групп населения в условия рыночных отношений.

Региональная политика государства представляет собой одно из направлений общегосударственной политики, связанное с выявлением характерных черт развития регионов и созданием механизма регулирования их взаимоотношений с федеральным центром. Политика региона - это деятельность органов власти субъектов Федерации по разработке и реализации концепций и направлений регионального развития. Региональная социальная политика, являющаяся составной частью политики региона, определяется как деятельность органов власти субъекта Федерации по формированию механизмов регуляции социаль-

© А.А. Воронов, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.