Научная статья на тему 'Категория интенсивности в текстах песен Б. Гребенщикова'

Категория интенсивности в текстах песен Б. Гребенщикова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
200
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ / ПОЭЗИЯ / НАРЕЧИЯ-ИНТЕНСИФИКАТОРЫ / ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ-ИНТЕНСИФИКАТЫ / ЭТАЛОННЫЕ ОБРАЗЫ / CATEGORY OF INTENSITY / POETRY / ADVERBS-INTENSIFIERS / ADJECTIVES-INTENSIFIERS / SAMPLE IMAGES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Усачева Ольга Александровна, Пологова Инга Дмитриевна

В статье рассматриваются особенности выражения категории интенсивности в текстах песен Б. Гребенщикова. Анализ состава наиболее продуктивных в авторском функционально-семантическом поле интенсивности языковых средств и особенностей их функционирования в изучаемых текстах позволил выявить важные компоненты картины мира поэта: тяготение к оценке явлений с позиций максимализма; стремление акцентировать красоту мира, выразить семантику «истинное состояние»; тенденцию к созданию особой мифопоэтической картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY OF INTENSITY IN THE TEXTS OF B. GREBENSHCHIKOV’S SONGS

The article examines the specifics of expressing the category of intensity in the texts of B. Grebenshchikov’s songs. Having analyzed the structure of the most productive linguistic means in the author’s functional-semantic intensity field and the specifics of their functioning in the texts under study the researcher identified the key components of poet’s worldview: tendency to maximalism when evaluating the phenomena; tendency to emphasize the beauty of the world, to express the semantics “true state”; tendency to create the special mytho-poetical worldview.

Текст научной работы на тему «Категория интенсивности в текстах песен Б. Гребенщикова»

Усачева Ольга Александровна, Пологова Инга Дмитриевна КАТЕГОРИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН Б. ГРЕБЕНЩИКОВА

В статье рассматриваются особенности выражения категории интенсивности в текстах песен Б. Гребенщикова. Анализ состава наиболее продуктивных в авторском функционально-семантическом поле интенсивности языковых средств и особенностей их функционирования в изучаемых текстах позволил выявить важные компоненты картины мира поэта: тяготение к оценке явлений с позиций максимализма; стремление акцентировать красоту мира, выразить семантику "истинное состояние"; тенденцию к созданию особой мифопоэтической картины мира.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/12-1752.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 1. C. 177-179. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

THE EXPERIENCE OF MODELING A FAMILY OF WORDS OF A POLYSEMANTIC WORD

Trifonova Nataliya Semenovna, Ph. D. in Philology Southern Federal University n_trifonova@aaanet. ru

The article examines one of the ways of representing a family of words that combines the traditional approaches in the form of word-formative chain or tree and the experience of applicative generating model. Particular attention is paid to the fact that the proposed derivational scheme allows taking into account the multiplane relationships within the family of words of a polysemantic word - the interaction of the original word polysemy and the polysemy of its derivatives.

Key words and phrases: derivative; family of words; graph; R-word; relator; applicative generating model (AGM); derivation step.

УДК 811.161.1

В статье рассматриваются особенности выражения категории интенсивности в текстах песен Б. Гребенщикова. Анализ состава наиболее продуктивных в авторском функционально-семантическом поле интенсивности языковых средств и особенностей их функционирования в изучаемых текстах позволил выявить важные компоненты картины мира поэта: тяготение к оценке явлений с позиций максимализма; стремление акцентировать красоту мира, выразить семантику «истинное состояние»; тенденцию к созданию особой мифопоэтической картины мира.

Ключевые слова и фразы: категория интенсивности; поэзия; наречия-интенсификаторы; прилагательные-интенсификаты; эталонные образы.

Усачева Ольга Александровна, к. филол. н., доцент Пологова Инга Дмитриевна

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева usachova-o@yandex. ги; merry-snail@yandex. ги

КАТЕГОРИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН Б. ГРЕБЕНЩИКОВА

Исследование выполнено при поддержке РГНФ и Правительства Самарской области (проект № 15-14-63002).

Категория интенсивности активно изучается современными лингвистами в разных аспектах: исследуется природа категории интенсивности, ее взаимосвязь со смежными категориями; детально изучаются отдельные средства выражения интенсивности, относящиеся к разным языковым уровням; рассматривается система способов и средств выражения интенсивности определенных признаков и действий; анализируется состав интенсификаторов и особенности их функционирования в различных дискурсах: художественном, публицистическом, рекламном, научном, разговорном, детском и др.

К одному из актуальных направлений исследования категории интенсивности можно отнести изучение индивидуальных особенностей концептуализации категории интенсивности в идиостилях писателей и поэтов. Категорию интенсивности отличает ярко выраженный субъективный характер. Как отмечают ученые, «большинство Magn 'ов - это не характеристики собственно признака или ситуации, а характеристики человека» [2, с. 260]; «языковые средства со значением интенсивности... выступают яркими "овнешнителями" эмоционального состояния говорящего, показателями особенностей индивидуального восприятия и интерпретации передаваемого пропозиционального содержания» [1, с. 4]. Картину мира автора отражает его выбор как определенных языковых средств репрезентации категории интенсивности, так и интенсифицируемых признаков.

Предметом нашего исследования являются особенности выражения категории интенсивности в произведениях рок-музыканта Бориса Гребенщикова. Материалом для исследования послужили тексты его песен 1973-2014 гг. Общее количество примеров - около 700 текстовых фрагментов.

Как показал анализ, ядро авторского функционально-семантического поля интенсивности в поэзии Б. Гребенщикова составляют наречия-интенсификаторы (так, слишком, совсем), используемые для усиления значения определяемого слова; прилагательные-интенсификаты (прекрасный, великий), указывающие на высокую степень проявления называемого ими признака, и эталонные сравнения типа ясный, как день.

В русском языке самыми распространенными интенсификаторами являются наречия, основное среди которых очень. В поэзии Б. Гребенщикова наречия также играют важную роль, однако лексема очень используется крайне редко. Доминирует в рассматриваемых текстах местоименное наречие-интенсификатор так. На наш взгляд, предпочтение слову так отдается по той причине, что оно более лаконично, чем очень, способствует созданию определенного ритма: при исполнении песен его легче акцентировать интонационно. Показательно, что лексема так, как правило, представлена в сочетаниях с двусложными словами: долго, много,

178

ISSN 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 1

смешно, давно и др. Также разговорный характер конструкций с наречием-интенсификатором так помогает автору достичь эффекта непринужденного общения со слушателями.

В большинстве случаев слово так усиливает временную и количественную семантику: Мы ждали так долго - Что может быть глупее, чем ждать? [5, с. 163]; Прости меня за то, что я пел так долго... [Там же, с. 174]; Здравствуй, я так давно не был рядом с тобой [Там же, с. 128]; Ночью так много правил, Но скоро рассвет [Там же, с. 208]; Я строил так много стен, я столько хотел сберечь [13]; Почему игра всегда в одни ворота, И почему в поле так много судей [5, с. 277]; А нам уже нужно так мало слов [Там же, с. 187]. Обращает на себя внимание частое использование местоименного наречия так для указания на высокую степень проявления желания: Я так хочу быть удивлен, Хочу быть восхищен [Там же, с. 315]; Ведь я не умел любить, Но так хотел быть любимым [Там же, с. 346]; Я так хотел бы опираться о платан [Там же, с. 239].

Другая особенность текстов Б. Гребенщикова заключается в широком использовании в них наречий с семантикой предельности (совсем, абсолютно) и чрезмерности (слишком, чересчур). Частотность в произведениях поэта таких наречий можно объяснить особенностями, характерными для рок-поэзии в целом. Как отмечает С. В. Свиридов, «рок-поэтика идет по пути заострения качеств и противоречий. Любой феномен она склонна брать в максимальных, крайних проявлениях» [3, с. 10].

Наречия совсем, абсолютно, как правило, подчеркивают у Гребенщикова предельную степень проявления эмоциональных и физических состояний человека. Например: И если верить в то, что завтра будет новый день, Тогда совсем легко [5, с. 47]; С тех пор, как они в Мавзолее, мама, Я остался совсем один [14]; Я куплю себе Arp и drum-machine, И буду писаться совсем один [5, с. 66]; И я стою, прислонясь к дверям, Совсем один, и смеюсь, смеюсь [Там же, с. 158]; Я проснулся после долгого сна Небритый без имени совсем ничей [8]; Из леса выходит старик - А глядишь - он совсем не старик, А напротив - совсем молодой Красавец Дубровский [5, с. 381]; Дирижер абсолютно глухой [15].

Наречия слишком, чересчур могут интенсифицировать состояния и качества человека, состояния окружающей среды, а также временные, пространственные, количественные признаки. Например: Я слишком вас люблю, И потому уйти я должен [5, с. 32]; Либо у тебя слишком мягкие манеры, Либо я действительно недотрога [10]; Не стой так близко ко мне, Воздух здесь слишком прозрачен [5, с. 250]; Летом в городе слишком жарко [Там же, с. 79]; Февральским утром я выйду слишком рано [Там же, с. 218]; Меня не волнуют измены, Я был слишком близко к земле [Там же]; Слишком много зеркал, недостаточно света [7]; Они говорят, что губы ее Стали сегодня, как ртуть; Что она ушла чересчур далеко [9].

В большинстве случаев усиление количественных, временных, пространственных признаков служит для указания на высокую степень проявления какого-либо эмоционального состояния человека. Проанализируем некоторые примеры: Слишком рано для цирка, Слишком поздно для начала похода к святой земле [5, с. 209]. Здесь дается весьма своеобразное описание некоего пограничного состояния человека. И в доме твоем слишком мало дверей, И все зеркала кривы [Там же, с. 236]. Интересно, что в разных вариантах исполнения песни Б. Гребенщиков может петь как слишком мало, так и слишком много. Следовательно, в этом контексте усиление прямо противоположных признаков играет одну и ту же роль: указывает на то, что лирический герой чувствует себя очень некомфортно в доме героини. У меня были проблемы; Я зашел чересчур далеко; Нижнее днище нижнего ада Мне казалось не так глубоко [11]. Усиление пространственного признака подчеркивает здесь высокую степень проявления негативного эмоционального состояния человека.

Важное место занимают в текстах песен Б. Гребенщикова прилагательные-интенсификаты. Как правило, они указывают на высокую степень проявления оценки, причем прямая оценка у Б. Гребенщикова почти всегда положительная (прекрасный, совершенный, великий). Это связано как с общим характером его творчества, так и с конкретными элементами авторской поэтики. Гребенщиков не позиционирует себя как обличителя социальных и политических проблем, в его дискографии можно найти лишь единичные песни, открыто говорящие о каких-либо неустройствах. Почти все темы, даже тема любви, обыгрываются в его песнях через метафизические вопросы и этими вопросами затмеваются. Отсюда возникает стремление увидеть красоту мира. Среди рассматриваемых прилагательных, безусловно, доминирует лексема прекрасный. Например: Ты рядом со мной, ты прекрасна, и ты не при чем [5, с. 60]; Прекрасна ты, достаточен я [Там же, с. 71]; Вот полночь бьет, И женщина прекрасна [Там же, с. 369]; Прекрасный дилетант На пути в гастроном - Того ли ты ждал, того ли ты ждал?.. [Там же, с. 108]; А он так юн и прекрасен собой, Что это похоже на сон [Там же, с. 81]; Но он окно, в котором прекрасен мир [Там же, с. 342]; Я просто пытался растить свой сад И не портить прекрасный вид [Там же, с. 135]; Ведь жизнь проста и прекрасна И всюду невидимый фронт [17]; Я хозяин этого прекрасного мира, Но мне некуда в нем идти [16].

Достаточно часто используется и оценочное прилагательное-интенсификат великий. О. Р. Темиршина выделяет в творчестве Б. Гребенщикова две изотопные группы образов: образы, объединенные общей семантикой «истинное состояние» (достижение человеком духовного совершенства), и образы, семантической основой которых служит «ложное состояние» (отсутствие устремленности к духовному совершенству) [4, с. 18]. Важно отметить, что прилагательное великий почти всегда служит для обозначения «истинного состояния». Например: Благоприятен брод через великую реку [5, с. 204]; Великая стройка, новый почин [Там же, с. 222]; Вечные сумерки времени с одной стороны, Великое утро с другой [Там же, с. 256]; Я вижу признаки великой весны [Там же, с. 258]; Нам выпала великая честь Жить в перемену времен [Там же, с. 319]; Крем и Карамель; Крем и Карамель. Так достигнут великий предел [6].

Отдельного рассмотрения заслуживает такое средство выражения категории интенсивности в текстах песен Б. Гребенщикова, как эталонные сравнения. Поэт использует как уже имеющиеся в языке модели (летит, как стрела; холодный, как лед), так и индивидуально-авторские конструкции (прекрасный, как Охтинский мост; простой, как река). Эталонные образы в анализируемых текстах крайне разнообразны и в большинстве своем очень конкретны. При этом зачастую за простым, на первый взгляд, образом скрывается сложная метафора. Приведем примеры: Мое место под солнцем жарко, как печь [5, с. 66]. Устойчивое выражение место под солнцем имеет положительную коннотацию, но здесь за счет добавления к нему характеристики жарко, как печь, указывающей на чрезмерность проявления признака, оно переосмысляется и приобретает негативное значение. Метафорически обозначается негативное эмоциональное состояние человека. Мы рвемся к теплу, как дети в зимнем лесу [Там же, с. 323]. Возможно, в данном контексте актуализируется английская идиома babes in the wood, обозначающая неопытных, доверчивых существ. Ее значение усиливается при помощи лексемы зимний.

Обращает на себя внимание парадоксальность большинства используемых Б. Гребенщиковым образов. Например: Ты неизбежна, словно риф в реке, Ты повергаешь всех во прах [Там же, с. 61]. Риф - реалия, присущая морскому дну. Использование образа «риф в реке» для выражения высокой степени проявления признака «неизбежный» нарушает линейность восприятия текста: фраза приобретает противоположные смыслы. Ты слишком далеко от меня, Слишком далеко от меня - Как воздух от огня, волна от воды, сердце от крови [12]. Значение высокой степени удаленности призваны подчеркнуть образы, свидетельствующие, напротив, о сущностной неразрывности явлений. В данном контексте речь идет о взаимоотношениях человека с Богом, и автор стремится подчеркнуть их сложность и парадоксальность.

Таким образом, категория интенсивности является значимым компонентом идиостиля Б. Гребенщикова. Выявленный нами состав преимущественно используемых поэтом средств выражения интенсивности различных признаков отражает особенности его мировосприятия. Широкое использование наречий с семантикой предельности и чрезмерности свидетельствует о тяготении поэта к оценке состояний человека с позиций максимализма. Доминирование прилагательных прекрасный и великий говорит о стремлении Б. Гребенщикова акцентировать красоту мира, выразить значимую для его творчества семантику «истинное состояние». Порождение необычных, нередко парадоксальных эталонных образов отражает тенденцию автора к созданию особой мифопоэтической картины мира, где кажущиеся алогичными в обычной системе мировосприятия образы оказываются вполне оправданными.

Список литературы

1. Иванча А. В. Адъективная интенсификация в неблизкородственных языках (на материале русского и английского языков): дисс. ... к. филол. н. Саратов, 2012. 319 с.

2. Кустова Г. И. Слова со значением высокой степени: семантические модели и семантические механизмы (Magn'ы-прилагательные) // Слово и язык: сборник статей к 80-летию акад. Ю. Д. Апресяна. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 256-268.

3. Свиридов С. В. Русский рок в контексте авторской песенности // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург, 2007. Вып. 9. С. 7-22.

4. Темиршина О. Р. Поэтическая семантика Б. Гребенщикова: дисс. ... к. филол. н. М., 2006. 202 с.

5. 14: полный сборник текстов песен «Аквариума» и БГ. М.: Experience, 1993. 398 с.

6. http://rockk.ru/text.php?readmore=1588 (дата обращения: 12.09.2016).

7. http://rockk.ru/text.php?readmore=1594 (дата обращения: 12.09.2016).

8. http://rockk.ru/text.php?readmore=1596 (дата обращения: 12.09.2016).

9. http://rockk.ru/text.php?readmore=1629 (дата обращения: 12.09.2016).

10. http://rockk.ru/text.php?readmore=1664 (дата обращения: 12.09.2016).

11. http://rockk.ru/text.php?readmore=1959 (дата обращения: 12.09.2016).

12. http://rockk.ru/text.php?readmore=1987 (дата обращения: 12.09.2016).

13. http://rockk.ru/text.php?readmore=2108 (дата обращения: 12.09.2016).

14. http://rockk.ru/text.php?readmore=2138 (дата обращения: 12.09.2016).

15. http://www.aquarium.ru/discography/salt.html#@01 (дата обращения: 12.09.2016).

16. http://www.aquarium.ru/discography/salt.html#@09 (дата обращения: 12.09.2016).

17. http://www.pesni.net/text/akvarium/kapitan-bellerofont (дата обращения: 12.09.2016).

CATEGORY OF INTENSITY IN THE TEXTS OF B. GREBENSHCHIKOV'S SONGS

Usacheva Ol'ga Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Pologova Inga Dmitrievna Samara National Research University named after Academician S. P. Korolev usachova-o@yandex. ru; merry-snail@yandex. ru

The article examines the specifics of expressing the category of intensity in the texts of B. Grebenshchikov's songs. Having analyzed the structure of the most productive linguistic means in the author's functional-semantic intensity field and the specifics of their functioning in the texts under study the researcher identified the key components of poet's worldview: tendency to maximalism when evaluating the phenomena; tendency to emphasize the beauty of the world, to express the semantics "true state"; tendency to create the special mytho-poetical worldview.

Key words and phrases: category of intensity; poetry; adverbs-intensifiers; adjectives-intensifiers; sample images.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.