Научная статья на тему 'Категории выразительности православного искусства как необходимое условие организации религиозно-культового пространства'

Категории выразительности православного искусства как необходимое условие организации религиозно-культового пространства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
236
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТОВОЕ ИСКУССТВО / КАТЕГОРИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / ИКОНОПИСЬ / ORTHODOX CULTURE / CULTIC ART / CATEGORIES OF EXPRESSIVENESS / TEMPLE ARCHITECTURE / ICONOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Митасова Светлана Алексеевна

Анализируются объем и содержание важнейших категорий выразительности православного церковного искусства, таких как сакральность, художественность, символичность, каноничность, имперсональность. Обосновывается необходимость их учета при организации религиозно-культового пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Categories of expressiveness of Orthodox art as a necessary condition of the organization of religio-cultic space

The article deals with the volume and the content of the major categories of expressiveness in the Orthodox Church art such as sacrality, artistry, symbolism, canonicity, impersonality. It is stated that all these categories should be taken in account when organizing a religio-cultic space.

Текст научной работы на тему «Категории выразительности православного искусства как необходимое условие организации религиозно-культового пространства»

культурология. Филология

УДК 247

С. А. Митасова

категории выразительности православного искусства как необходимое условие организации рЕлигиозно-культового пространства

Анализируются объем и содержание важнейших категорий выразительности православного церковного искусства, таких как сакральность, художественность, символичность, каноничность, имперсональность. Обосновывается необходимость их учета при организации религиозно-культового пространства.

Ключевые слова: православная культура, культовое искусство, категории выразительности, храмовое зодчество, иконопись.

Categories of expressiveness of Orthodox art as a necessary condition of the organization of religio-cultic space. SVETLANA A. MITASOVA (Siberian Federal University, Krasnoyarsk).

The article deals with the volume and the content of the major categories of expressiveness in the Orthodox Church art such as sacrality, artistry, symbolism, canonicity, impersonality. It is stated that all these categories should be taken in account when organizing a religio-cultic space.

Key words: orthodox culture, cultic art, categories of expressiveness, temple architecture, iconography.

Одним из критериев становления и развития православия в современной России, как и многие века назад, является количество возведенных храмов, написанных икон, богослужебных книг, церковной утвари. Однако большое число культовых объектов не означает наличия зрелой духовности в обществе, она не измеряется в единицах. Известен «Проект-200», который предполагает строительство двухсот модульных, идентичных храмов в Москве и который потом хотят распространить по всей России. Для массовости не существует запретных тем. С одной стороны, модульные храмы - это утилитарный подход к самому святому для верующего человека - «Дому Бога» на земле. С другой -строительство типовых храмов может быть неплохим решением проблемы для небогатых приходов, отдаленных сибирских поселений в плане простоты конструкций и дешевизны сооружений. В Сибири чрезвычайно распространен такой тип храма, как простая изба с врезанной луковичной главкой. Может быть, фасад храма не так важен, если община, молящаяся в нем, действительно «Церковь Христова»? Но история мировой культуры знает уникальные образцы произведений-шедевров, и большинство их имеет непосредственное отношение к религиозным учениям. Вопрос о выразительности культового искусства чрезвычайно важен в

современности, когда не существует единого стиля в храмовом зодчестве и иконописи.

Полагаем, следует обратиться к изначальным смыслам культовых произведений. В данной статье актуализируются категории выразительности культового искусства, которые изначально и неотъемлемо должны ему сопутствовать, чтобы оно выполняло свое наиважнейшее значение в культуре -способствовало общению человека с Богом.

Культовое произведение как форма религиозной культуры обладает такими категориями выразительности, как сакральность, художественность, символичность, каноничность, имперсональность.

Трепетное отношение, смешанное с благоговейным страхом верующих перед предметами культового искусства, связано со способностью этого искусства проявлять духовное, священное, которое может явиться как благом, так и злом для человека. С понятием «священный» тесно связано понятие «питеп», что в переводе с латинского означает «божественная сила», «бог».

Подробный анализ категории «священное» провел немецкий религиовед Р. Отто. Он называет опосредованные («непрямые» в обозначении автора) чувства, переживание которых способно привести к ощущению священного. Это чувства страшного, опасного, ужасного, грандиозного,

МИТАСОВА Светлана Алексеевна, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии (Сибирский федеральный университет, Красноярск). E-mail: mitasvet@mail.ru

© Митасова С.А., 2013

культурология. Филология

возвышенного, таинственного, чудесного, невыразимого, непознаваемого рационально, подлинно «таинственного» [5, с. 109-114]. Безусловно, священное - это трудноуловимое, мало поддающееся описанию чувство. Однако Отто выделяет такие средства прямого выражения священного в архитектуре, как темнота и безмолвие, ширь, пустота: «полумрак высоких залов, тени под кронами высоких деревьев, своеобразная жизнь и подвижность в таинственной игре полутонов всегда что-то говорили душе - этим пользовались строители храмов, мечетей и церквей» [5, с. 119].

Возможно утверждать, что в православном культовом искусстве также существуют приемы, способные пробудить в человеке «сакральный трепет». Например, храмы вплоть до начала XX в. были архитектурной доминантой любого города и поселка, иногда поражая своими размерами по сравнению с гражданской застройкой. Изменение масштабов церквей в современной культуре говорит об изменении системы ценностей. Современный человек растет «вширь», в горизонталь огромных просторов потребительской сферы, ему неинтересна высота, ему трудно оторвать глаза от заманивающих полок гипермаркетов, на которых так искусно разложены товары. Г ипермаркеты и супермаркеты - это современный «образ Рая на земле», и каждому хочется увести в тележке «кусочек Рая» в виде многочисленных благ цивилизации. Во внутреннем убранстве церквей ощущение «воспарения» дают высокие потолки, свод, барабан со световыми окнами; таинственность создается посредством мерцания свечей, отблесков золота икон.

В православной иконописи выделяются следующие средства выражения сакрального: 1) вневре-менность, или единовременность, означающая, что все события, изображенные на иконе, происходят одновременно; 2) бесстрастность ликов, лишенность внешних человеческих эмоций; 3) условность, т.е. изображается не сам предмет, а его идея; 4) обратная перспектива, которая имеет точки схода не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке; 5) передний и задний планы в иконах имеют не перспективное - изобразительное, а смысловое значение; 6) источником света являются сами фигуры и лики (светоносность), а цвет несет только символическую функцию; 7) активно используется золото - символ Божественного света, передающий сияние нетварного мира; 8) надпись имени изображенного, что равносильно его проявлению [1, с. 56-77].

Можно, конечно, возразить, что сейчас не всегда используются перечисленные средства выражения сакрального, потому что существует обряд освящения, и даже штампованные иконы массового

производства, которых сейчас большинство, могут быть священными. Сошлемся на слова протоиерея Николая Озолина: «Освящение не-иконы не сделает из нее икону... В древности действительно не существовало практики освящения икон. Об этом мы находим свидетельства VII Вселенского собора, где говорится, что иконы святы подобием изображения изображенному лицу и надписанием имени, которое подтверждает это подобие» [4]. Надобность в особом чине освящения появилась только тогда, поясняет протоиерей, когда сами изображения перестали быть «подобными» в исконно древнем понимании. То есть тогда, когда они перестали выражать очевидным образом святость изображенного лица. Верующие, по всей видимости озабоченные отсутствием очевидной святости изображения, стали приходить к священнослужителям с просьбой сделать что-нибудь для того, чтобы образ стал святым.

Священное произведение является напоминанием людям о божественном мире. Реликвия-святыня тем и ценна для верующих, что манифестирует собой память о трансцендентном мире, о возможности прикоснуться к этому миру. Необходимо заметить, что понятия «реликвия», «святыня» - аксиологические, ценность реликвии неоднозначна для разных историко-культурных периодов, о чем свидетельствует, например, массовое уничтожение православных храмов в 1930-х годах, в период господства идеологии атеизма.

Несомненно, важной категорией выразительности культового искусства является художественность, которая предполагает оригинальность замысла, композиционную внятность произведения, его общую выразительность, наличие в нем мастерства. Художественности присущи ориентация на определенный эстетический идеал, соответствие формы произведения его содержанию, внутренняя и внешняя гармония. Многое в создании и восприятии художественности определяют субъективные моменты, жестко не фиксируемые, -эстетическое чувство, вкус, ощущение меры. Емкую характеристику специфики художественной формы дал отечественный философ А.Ф. Лосев: «.художественное выражение, или форма, есть то выражение, которое выражает данную предметность целиком и в полной адеквации, так что в выраженном не больше и не меньше смысла, чем в выражаемом. Художественная форма рождается тогда, когда в предъявляемой смысловой предметности все понято и осознано так, как того требует она сама» [3, с. 45]. Явление Первообраза посредством культового искусства должно быть всегда художественно, так как оно символ мира иного, приготавливает человека к восприятию божественной

благодати. В этом случае художественная форма оказывается наиболее адекватной для воплощения смысловой значимости нездешнего мира, при этом не сами произведения есть «сосуд божественного», но они указывают на возможность соединения двух противоположных миров. Культовое искусство как бы отдергивает завесу между людьми и невидимым миром.

Культовое искусство являет образ нездешнего мира посредством символов, оно само - символ. Символичность является одним из мощнейших средств выразительности. Например, в центрической крестово-купольной системе древнерусского храма доминирующую роль играет геометрическая фигура круга. В индоевропейской культуре круг -универсальная символическая форма, отражающая атрибутивное свойство космоса - сохранять, поддерживать порядок, состояние организованности, собранности. О таком толковании заданной формы убедительно свидетельствует и славянское искусство орнаментики. При переходе от языческого круглого в плане «храма-космоса» к христианскому «храму - земное небо» круг остается одним из смысловых и пластических системообразующих начал. Круг является пластическим эквивалентом идеи соборности в ее космологическом выражении. Соборность как ценностная норма древнерусской культуры означала сплочение людей, основанное на христианской любви и привязанности к Отечеству, своей земле.

Однако символика христианского искусства формировалась не на пустом месте, а под влиянием древневосточной и греческой иконографии. Заимствуя символику других культур, христиане придавали своим символам универсальное значение. Например, оливковая ветвь была античным символом мира, а также атрибутом богини мудрости Афины. По ветхозаветному преданию, голубь принес оливковую ветвь Ною как знак того, что установлен мир между Богом и человеком. В светской культуре изображение голубя, держащего в клюве оливковую ветвь (автор П. Пикассо), стало общепризнанным символом мира. Для наиболее мощного рационально-чувственного воздействия на человека в культовом искусстве используются универсальные символы, однако важнейшим признаком религиозного символа является то, что он догматичен и замкнут, в его структуре отсутствует возможность индивидуальной интерпретации. Культовое искусство символически представляет религиозную картину мира. Интерьер храма в сочетании с иносказательной значимостью плана и внешнего декоративного оформления призваны славить Бога и Церковь, наглядно излагать священную историю и христианскую догматику.

Для того чтобы культовое искусство могло осуществиться как культурная форма, оно создается по канону - совокупности твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений. Каноничность - еще одна категория выразительности культового искусства православия. Канон выполняет «охранительную» роль, гарантируя единообразие принципов художественного творчества на всем протяжении существования канона. Каноничность культового искусства означает, что любые изменения в правилах изображения иконы или создания архитектурных произведений рассматриваются религиозными организациями как искажение истинной веры. Существуют канонические правила Вселенских и Поместных соборов и предписания Отцов Церкви, признающиеся всей Православной церковью за норму христианского учения и практики. При этом канон никак не стесняет творческие возможности иконописца, о чем ярко свидетельствует сопоставление ряда древних икон одного извода. Каждая рекомендация канона, каждая деталь иконы - утилитарны, так как они строго сопрягаются с представлениями иконописца о священном. Икона - это не портрет, она относится к сущности как ипостаси, поэтому немыслимо изображение на иконе живого человека, исключено всякое стремление к сходству с реально жившим человеком. Встречаются иконы, пытающиеся выразить не преображенного святого, а реальные земные черты. Например, иконы Сергия Радонежского и Серафима Саровского с узнаваемым их портретным сходством, и это не будет нарушением канонов. Однако писать святую Матрону Московскую с закрытыми глазами (женщина при жизни была слепой) или святую Катерину истерзанной недопустимо, так как икона являет преображенного человека. В иконографии принято изображение осуществивших переход в божественную сферу с символами своих мучений. Что касается каноничности храмов, то сейчас при проектировке архитекторы обращаются к эталонам древнерусского зодчества, а также образцам XIX - начала XX в.

Никакие суетные помехи не должны отвлекать предстоящего человека от созерцания иконы - она должна быть «прозрачным стеклом», не замутненным индивидуальностью художника, поэтому культовое искусство имперсоналистично, или анонимно. Мастера, создавая культовые произведения искусства, в идеале должны максимально отрешаться от собственной индивидуальности, мирская жизнь мешает слушать глас Божий, согласно которому происходит процесс творчества. Настоящее искусство без религиозного начала существовать

культурология. Филология

не может. Творчество по своей самой глубинной сути - религиозный акт. Когда нет взаимодействия человека с миром иным - божественным источником, это ремесленническая работа, может быть добротно выполненная, но не одухотворенная. Здесь есть очень важный синергийный нюанс творчества иконописца: несмотря на старания мастера, Бог может и не одухотворить материю дерева и красок. Результатом взаимного творчества человека и Бога служат особо чтимые иконы России. В массовой культуре иконы вроде бы тоже анонимны, но анонимность эта пустая, конвейерная, а не та, которая достигается художником в растворении себя в полноте Бытия в сотворчестве с Богом. Православный богослов русского зарубежья П.Н. Евдокимов, рассуждая о современном состоянии иконописи, писал, что «всеобщее обезличивание разрушает Единственное, Идею, Священное и заменяет их околдованностью бессодержательного вращения вокруг собственной пустоты» [2, с. 87].

Рассуждать абстрактно о каждой из категорий выразительности возможно и нужно для более глубокого понимания сути произведений, но их истинность проверяется только в культовом действе. Все средства выразительности культового искусства начинают взаимодействовать в литургии как важнейшем источнике молитвенной жизни каждого верующего. В православном культовом искусстве архитектура, художественное убранство и обрядовые действа, пение, чтение проповеди представляют единый символический комплекс, таким образом, социокультурный смысл культового искусства раскрывается в литургии (богослужении). Литургический синтез церковных искусств, центральный момент которого - таинство превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа, вкушаемые в качестве благодарственной жертвы, есть главная предпосылка, из которой только и можно понять любое произведение церковного искусства.

В момент совершения литургии, которая является, по сути, идеальной моделью со-бытия людей в православной культуре, весь ансамбль церковного искусства должен способствовать сплочению,

соборности человеческого и божественного миров. Если же при создании сакрального храмового пространства не учитывались главные средства выразительности церковного искусства, то верующим в религиозно-культовом пространстве будет труднее достигнуть единства с трансцендентным миром. Проведем грубую аналогию с театральной постановкой. Если зритель пришел смотреть оперу «Ромео и Джульетта», а вместо хрупкой девочки Джульетту играет грузная, пожилая женщина, натужно пытающаяся изобразить пылкие юношеские чувства, то катарсиса может не случиться, потому что в постановке не удалось добиться комплексности всех выразительных средств. Зритель не впадет в чарующее состояние иллюзии, а будет только раздражаться их несоответствием. В этом смысле культовое искусство играет очень важную социокультурную роль - во время церковного действа община верующих имеет возможность побыть в идеальном состоянии соучастия. Во всех людях, воспитанных в парадигме христианской культуры, живет это архетипическое воспоминание о вероятном единстве. Вот почему так важно обращать пристальное внимание на выразительные качества произведений церковного искусства и на их согласованность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.В. Зримая Истина. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование, 2003. 416 с.

2. Евдокимов П.Н. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин: Христианская жизнь, 2007. 380 с.

3. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Форма. Стиль. Выражение / сост. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1995. 944 с.

4. [Озолин Н.] Интервью с протоиереем Н. Озолиным (прот. Дудченко Андрей). URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/ meetings/1413/ (дата обращения: 30.05.2012).

5. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / пер. с нем. А.М. Руткевич. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.