Научная статья на тему 'Категории "противоречие" и "конфликт" в истории социально-политической мысли'

Категории "противоречие" и "конфликт" в истории социально-политической мысли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
794
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОРЕЧИЕ / CONTRADICTION / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / CONFLICT / СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / FUNCTIONAL CONFLICT / CONFLICTLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абгарян Р.Э.

В статье раскрывается сущность категорий «противоречие» и «конфликт» в истории социально-политической науки, изучаются особенности различных этапов формирования конфликтологии как направления современной политологии; проводится сравнительный анализ методологических основ конфликтологии, структурного функционализма и функционального конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of socio-political thought’s “conflict” and “conflict” categories

The article describes essence of the “conflict” and “contradiction” categories in the history of social-political thought; different conflict study stages formation characteristics as a part of the modern Political Science. The author makes a comparative analysis of methodological frameworks of the conflict study, structural functionalism and functional conflict.

Текст научной работы на тему «Категории "противоречие" и "конфликт" в истории социально-политической мысли»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 327.83 Р. Э. Абгарян

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры политологии ИМО и СПН МГЛУ;

e-mail: kafedra.politologia@yandex.ru

КАТЕГОРИИ «ПРОТИВОРЕЧИЕ» И «КОНФЛИКТ» В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В статье раскрывается сущность категорий «противоречие» и «конфликт» в истории социально-политической науки, изучаются особенности различных этапов формирования конфликтологии как направления современной политологии; проводится сравнительный анализ методологических основ конфликтологии, структурного функционализма и функционального конфликта.

Ключевые слова: противоречие; конфликт; конфликтология; структурный функционализм; функциональный конфликт.

R. E. Abgaryan

Ph. D. (Philosophy), Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Political Science

of the Institute of International Relations and Social-Political Science, MSLU;

e-mail: kafedra.politologia@yandex.ru

THE HISTORY OF SOCIO-POLITICAL THOUGHT'S "CONFLICT" AND "CONFLICT" CATEGORIES

The article describes essence of the "conflict" and "contradiction" categories in the history of social-political thought; different conflict study stages formation characteristics as a part of the modern Political Science. The author makes a comparative analysis of methodological frameworks of the conflict study, structural functionalism and functional conflict.

Key words: contradiction; conflict; conflictlogy; functional conflict.

Исследования сущности противоречия и конфликта имеют давнюю историю. Еще в VIII-IX вв. до н. э. в Древнем Китае философы обсуждали бинарность окружающего их мира, которая проявлялась в существовании двух первоначал - инь и ян - света и тьмы, солнца

и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского, неба и земли и т. п. Причем эти первоначала находились в постоянном взаимодействии и противоборстве: «ян, достигая предела, превращается в инь; инь, достигая предела, превращается в ян» [3, с. 6]. Это нашло свое отражение в гексаграммах «Ицзин», где целая черта (ян) и прерванная (инь), обретая характер космических сил и борясь друг с другом, создают и изменяют материальный мир, а также общество, культуру и мораль. Наиболее яркое свое воплощение эти идеи нашли в теоретических разработках школы иньянцзя, а также в творчестве Ван Чуна, Дун Чжуншу и других.

Выявление двойственного начала всего сущего характерно и для первых философских школ, например, Милетской. Анаксимандр (У11-У1 вв. до н. э.) утверждал, что всё возникает и умирает в результате развития апейрона - единого материального первоначала, порождающего противоположности. Благодаря вечному движению апейрона и образованию противоположностей одни миры рождаются, другие уничтожаются, так происходит вечный круговорот миров во Вселенной, который не нуждается ни в каком содействии Богов [1, с. 105].

Чуть позже другой великий греческий философ Гераклит вв.

до н. э.), которого современники называли «Гераклитом тёмным из Эфеса», сделал попытку не только вскрыть источник движения (борьбу противоположностей), но и доказать, что борьба противоположностей всеобща и имеет необходимый, то есть закономерный характер. В одном из фрагментов работы «О природе», дошедших до наших дней, Гераклит утверждает: «... всё происходит через борьбу и по необходимости» [там же, с. 360].

Идеи противоречивой сущности бытия, которая является источником движения, развития и носит закономерный характер, можно встретить также в трудах пифагорейцев, Сократа, Платона, Эпикура, Зенона и многих других древнегреческих и римских философов.

В Средние века существование противоположностей трактовалось в соответствии с библейскими заповедями и религиозной идеологией. Так свет и тень, день и ночь, праведное и лживое, мужское и женское, любовь и ненависть, жизнь и смерть - все эти начала нашли свое отражение в творчестве Ф. Аквинского, Э. Ротердамского, Н. Макиавелли, Ф. Бэкона и других великих мыслителей.

Учения древних и средневековых мыслителей о противоположностях, их взаимодействии и борьбе получили дальнейшее развитие в трудах Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), главным творческим достижением которого стала диалектика как учение (метод) о развитии природы, общества и сознания. В основе любого развития (движения) лежат три закона.

Первый закон диалектики - закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития (движения). Второй закон диалектики - переход количественных изменений в качественные - указывает на механизм развития (движения). Третий закон диалектики - отрицание отрицания - определяет направление развития (движения) от менее совершенного к более совершенному [6, с. 635].

Учение Гегеля о диалектике можно считать основой для появления целого направления современной политической мысли - конфликтологии.

Первый этап развития конфликтологии берет свое начало с середины XIX в. и связан с именами К. Маркса, М. Вебера и Г. Зиммеля, а также Г. Моски и В. Парето. Общим основанием теоретических изысканий этих ученых считается признание того, что противоречие и его апогей - конфликт - являются естественным проявлением функционирования и развития любых общественных отношений. Именно противоречия и конфликты обеспечивают прогрессивное движение общественной жизни, так как несовпадающие интересы различных групп, общностей и их организаций взаимно уравновешиваются в процессе возникновения и разрешения конфликтов, устанавливая тем самым динамичное равновесие сил в ходе общественного развития.

Второй этап становления конфликтологии (начало - середина XX в.) связан с формированием структурного функционализма, еще одного направления современной социально-политической мысли, трактующего противоречие и конфликт как аномалию, болезнь общества, которую необходимо преодолевать. Основоположник этого направления Т. Парсонс разрабатывает целый ряд мер, так называемых функциональных предпосылок, обеспечивающих сохранение стабильности общественной системы и предотвращающих появление конфликтов, которые, по мнению ученого, ведут к дезагрегации общества и всех его структур.

К таким предпосылкам Т. Парсонс относит:

1) удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части населения данного общества;

2) эффективную деятельность органов «социального контроля», воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами и ценностями;

3) совпадение индивидуальных мотиваций и общественных целей, следствием чего является неукоснительное выполнение индивидом предписанных ему обществом функций [4, с. 321].

Точку зрения Т. Парсонса разделял и профессор Гарвардского университета Э. Мэйо (1880-1949). Ученый считал конфликт опасной «социальной болезнью», которую нужно всячески избегать, стремясь к «социальному равновесию» и «состоянию сотрудничества» как главным условиям «общественного здоровья» [там же, с. 326].

Несмотря на серьезные теоретические изыскания представителей структурного функционализма, в 50-60-е гг. XX в. появляются новые концепции социально-политического конфликта. Наиболее значительный вклад в конфликтологию этого этапа внес Р. Дарендорф. В своей работе «Классовая структура и классовый конфликт», опубликованной в 1965 г., исследователь пишет: «Не наличие, а отсутствие конфликта является чем-то удивительным и ненормальным» [2, с. 191]. «Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку в них нет ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы» [4, с. 192]. В книге «Социальный конфликт в современности» автор четко определяет то противоречие (конфликт), которое будет главной движущей силой общественного развития на ближайшую перспективу, это - противоречие (конфликт) между равным правом на обладание вещами и благами и неравной возможностью доступа к ним [там же, с. 191-192].

Серьезный вклад в конфликтологию второго этапа внес американский социолог и экономист К. Боулдинг. В своей работе «Конфликт и защита. Общая теория» (1963) ученый писал, что «все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития, и именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении» [там же, с. 199].

Другой американский социолог А. Гоулднер (1920-1980) подверг резкой критике идеи бесконфликтного состояния общественного

развития. С его точки зрения, главная задача науки заключается в выявлении причин противоречий и конфликтов в обществе, а также в поиске путей преодоления кризисных ситуаций [5, с. 15].

Удачную попытку примирения позиций структурных функционалистов и конфликтологов предпринял американский ученый Л. Козер, который выдвинул и обосновал идею «функционального конфликта». В своей работе «Функции социального конфликта» (1956) исследователь утверждал, что социальные группы, как и общество в целом, не может существовать без конфликтов, но последние играют существенную роль в обеспечении общественного порядка и устойчивости всей социальной системы, так как представляют собой «страхующий клапан системы, позволяющий через реформы и интегративные усилия приводить в соответствие с изменившимися условиями весь социальный организм» [4, с. 201].

Третий этап развития конфликтологии начался в 70-80 гг. прошлого века и связан с новыми тенденциями в исследовании конфликтов. Классическая конфликтология стала считаться слишком абстрактной, так как часто не могла дать конкретных ответов на современные вызовы. Новые теории конфликтов, разрабатываемые П. Бурдье, Э. Гидденсом, Н. Флигстайном, основываются на принципах инсти-туционализма. Любой конфликт объясняется соперничеством старых и новых социальных институтов. Столкновение интересов различных претендентов и их групп за получение власти, статуса, ресурсов являет собой сущность любого современного конфликта.

Таким образом, категории «противоречие» и «конфликт» в истории социально-политической мысли не изменили своей сущности. Противоречие - это совокупность двух или более противоположностей, а конфликт - апогей развития противоречия, столкновение разнонаправленных сил (противоположностей) с целью реализации своих интересов в процессе противоборства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов : пер. с др.-греч. - М. : Книжный клуб, 2009. - 608 с.

2. Дмитриев А. В. Конфликтология : учеб. пособие. - М. : Гардарики, 2000. - 320 с.

3. Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов. - СПб. : Лань, 2003. - 512 с.

4. Киселев С. Г. Политология. - М. : Проспект, 2011. - 480 с.

5. Синчук Ю. В., Потапов А. С., Белозеров В. К. Конфликтология: теория и практика : учеб. пособие для студ., обуч. по специальностям «Политология», «Психология», «Психология и педагогика». - Ч. I. Научно-теоретическая база конфликтологии. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. -361 с.

6. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. -М. : Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.