Научная статья на тему 'Категории педагогической этики'

Категории педагогической этики Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
130
14
Поделиться
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ / ЧЕСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Карпенко Наталия Витальевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы педагогической этики, характеризующие нравственные основы профессионального труда педагога и отношений, складывающихся у него с воспитанниками, коллегами и родительской общественностью.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Категории педагогической этики»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ _ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ_

КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Карпенко Н.В.

Карпенко Наталия Витальевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 11 города Ейска муниципального образования

Ейский район, г. Ейск

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы педагогической этики, характеризующие нравственные основы профессионального труда педагога и отношений, складывающихся у него с воспитанниками, коллегами и родительской общественностью.

Ключевые слова: педагогическая этика, педагогический долг, честь, справедливость, моральные ценности.

Темпы современного социального развития общества требуют повышения качества и эффективности обучения и воспитания современного подрастающего поколения. Успешно решать эту задачу педагоги и все те, кто занят учебно-воспитательной работой, смогут лишь в том случае, если будут повышать уровень своей педагогической и нравственно-этической культуры. Все ли педагоги освоили сложную технику управления своими отношениями с педагогами в коллективе, с воспитанниками и их родителями (законными представителями)? Все ли способны наблюдать за собой и подчинять свои поступки не потоку нахлынувших эмоций, а усилиям ума и воли, выбирать из всех возможны путей решения назревающего или возникающего конфликта самый верный? Многие педагоги отмечают следующую тенденцию: имея многолетний опыт педагогической деятельности в системе образования, хорошую психолого-педагогическую подготовку в профессиональных учреждениях среднего и высшего образования, осознают недостаток знаний по педагогической этике. И это нередко приводит к конфликтным ситуациям в общении с современными родителями (законными представителями) воспитанников дошкольных учреждений и школы. И это нередко приводит к конфликтным ситуациям, усложняет педагогический процесс, снижает эффективность воспитательной работы с детьми. В материале постараемся рассмотреть необходимые критерии педагогической этики современного учителя школы, воспитателя дошкольного образовательного учреждения, да и любого педагога осуществляющего воспитательно-образовательную работу с детьми, с родителями (законными представителями), осуществляющего профессиональную деятельность в педагогическом коллективе.

Педагогическая этика - это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали.

Моральные ценности - это система представлений о добре и зле, справедливости, чести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей, социальной значимости их деятельности и отношений в обществе.

Профессиональный долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии сконцентрировано представление о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые

5

функции, правильно строить взаимоотношения с воспитанниками, их родителями, коллегами на работе, осознавать своё отношение к избранной профессии. Всякий, кто взял на себя труд педагога, независимо от своих склонностей, способностей и возможностей обязан выполнять определённые моральные предписания и требования. Одним из требований педагогического долга является постоянное пополнение своих знаний. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это является предпосылкой самосовершенствования и саморазвития. Долг побуждает педагога даже при незначительном объёме свободного времени постоянно пополнять свои знания. Повсеместное введение общественной аттестации активизировало процесс самообразования педагога.

Педагогический долг - всегда оказывать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность: работать, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

Справедливость - одно из самых общих понятий морального сознания и одна из самых важных категорий этики. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности). Категорией справедливости оцениваются такие действия и поступки педагога, такое отношение к детям и всем членам педагогического коллектива, из которых сознательно исключены предвзятость, волюнтаризм, неоправданное и незаслуженное предпочтение одних лиц другими. «Справедливый педагог» - это больше, чем похвала. Это оценка моральных и деловых качеств человека. Это уважение и признание ума и человечности, принципиальности и бескомпромиссности. Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. «Справедливость - это основа доверия ребёнка к воспитателю. Но нет какой - то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребёнка», - писал В.А. Сухомлинский. «Трудно представить что - либо другое, в большей мере уродующее душу ребёнка, чем эмоциональная толстокожесть, порождённая несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребёнок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это - самый главный источник озлобленности» [2]. Поэтому воспитатель всегда должен быть образцом справедливости во всех делах и поступках.

Честь и достоинство в педагогической этике - понятия, выражающие не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. В нашем обществе человек, тем более педагог, не может быть признан высоконравственным, если он оберегает только личную честь и не дорожит честью коллектива. В педагогической морали осуждается честолюбие и тщеславие. Это обусловлено в первую очередь тем, что педагогическая деятельность предполагает служение на общее благо. Честь педагога без общественного признания лишена смысла. Уважение педагогом личного достоинства ребёнка - важнейшее условие признания его собственного достоинства среди воспитанников и их родителей. Воспитатель обязан формировать у детей чувство чести и достоинства, проявлять максимум уважения к ним в сочетании с высокой требовательностью и доверием.

Педагогическая совесть - это глубокое, личное отношение к своему труду, самооценка, самоконтроль и самокритика своего поведения и педагогической деятельности. Педагогическая совесть велит воспитателю забывать о мелких обидах, причинённых детьми, и самым строгим судом судить себя за те изъяны в обучении и

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

6

воспитании, которые обнаруживаются в знаниях и поведении воспитанников. Она удерживает от антипедагогических действий, заставляет бросить домашние дела и идти в нерабочее время в детский сад, если этого требуют серьёзные обстоятельства. Педагогическая совесть стимулирует развитие особой педагогической интуиции. Педагогу чрезвычайно важно не только разумом, но и сердцем понимать свои промахи и ошибки. Специфика педагогического труда побуждает воспитателя быть под постоянным личным контролем, смотреть на себя со стороны глазами детей, их родителей. От того, как он будет работать, жить и учить жизни своих сегодняшних воспитанников, зависит, станет он для них маяком, по которому они будут сверять свой нравственный компас, или пройдёт через их жизнь серой и безымянной тенью. Поэтому любая сделка педагога с совестью - опасное явление не только для тех, кто его окружает, но и для всего общества.

Педагогическая деятельность воспитателя может быть успешной, если он пользуется высоким авторитетом среди детей, своих коллег и родителей. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К.Д. Ушинский, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Чтобы завоевать авторитет, необходимо обладать такими нравственными качествами педагога, как справедливость и честность, любовь к детям и понимание социальной ценности своей профессии, уважение личности ребёнка, сочетающиеся с требовательностью к нему, трудолюбие и высокая общественная активность, самокритичность и добросовестное выполнение своего профессионального долга. Педагогу следует постоянно помнить, что его авторитет держит пожизненный экзамен. Чтобы его не уронить, необходимо систематически заниматься самообразованием и самовоспитанием.

«То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и чёткое знание, уменье, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе - вот что увлекает ребят в наибольшей степени», -писал А.С. Макаренко.

Список литературы

1. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Мн. «Нар. света», 1977. 176 с.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. 258 с.

3. Якубсон Я.Г. О педагогической этике. Ленинград: Знание, 1973. 98 с.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Москва; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. 272 с. (Нормативно-правовая библиотека ДОУ).

5. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. 24 с.