Научная статья на тему 'Категории, нормы и методы исследования в психологии здоровья'

Категории, нормы и методы исследования в психологии здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3602
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRITERIA OF NORM / PSYCHOLOGY / STATISTICAL NORM / FUNCTIONAL NORM / IDEAL NORM / INDIVIDUAL NORM / MENTAL NORM / SOCIAL NORM / SCIENTIFIC EXPERIMENT / NATURAL EXPERIMENT / ASCERTAINING EXPERIMENT / LABORATORY EXPERIMENT / SUPERVISION / LONGITUDINAL SUPERVISION / DIAGNOSTIC METHODS / КРИТЕРИИ НОРМЫ / ПСИХОЛОГИЯ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ НОРМА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НОРМА / ИДЕАЛЬНАЯ НОРМА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НОРМА / ПСИХИЧЕСКАЯ НОРМА / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА / НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / НАБЛЮДЕНИЕ / ЛОНГИТЮДНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чапала Татьяна Владимировна

Современные научные знания психологии, активно развиваются, расширяя сферу применения, в обществе наблюдается большой интерес к новому направлению в психологии психологии здоровья. Многочисленными научными исследованиями доказано, что серьезные нарушения органики изменяют психический статус человека. В данной статье проводится обзор понятий и категорий составляющих предмет изучения психологии здоровья. Представлены критерии оценки понятий «норма», для ежедневной профессиональной практики психологов работающих в развивающемся направлении психологии психология здоровья. Даны определения основным категориям нормы статистическая норма, функциональная норма, социальная норма, идеальная норма, индивидуальная норма. Состояние физического здоровья человека определяется в медицине и психологии, при использовании методов позволяющих достоверно установить уровень функционирования организма. Этой цели служат различные диагностические методы. В статье дана характеристика основным методам, применяемым в психологии здоровья. Подробно рассмотрены психологические методы наблюдение и эксперимент, определены основные черты отличия методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY, STANDARDS AND RESEARCH METHODS IN HEALTH PSYCHOLOGY

Modern scientific knowledge of psychology is actively developing, expanding the scope of application in society there is a great interest in a new direction in psychology health psychology. Numerous scientific studies have shown that serious organic disorders change the mental status of a person. This article provides an overview of the concepts and categories of components of the subject of the study of health psychology. The article presents the criteria for evaluating the concepts of "norm" for the daily professional practice of psychologists working in the developing direction of psychology psychology of health. The definitions of the main categories of norms statistical norm, functional norm, social norm, ideal norm, individual norm are given. The state of physical health is determined in medicine and psychology, using methods to reliably establish the level of functioning of the body. Various diagnostic methods serve this purpose. The article describes the main methods used in health psychology. Psychological methods-observation and experiment are considered in detail, the main features of the methods ' difference are determined.

Текст научной работы на тему «Категории, нормы и методы исследования в психологии здоровья»

психологически науки

Чапала Татьяна Владимировна КАТЕГОРИИ, НОРМЫ И МЕТОДЫ ...

UDC 159.9:61

КАТЕГОРИИ, НОРМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

© 2017

Чапала Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Теоретической и прикладной психологии» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, cha_psy@mail.ru)

Аннотация. Современные научные знания психологии, активно развиваются, расширяя сферу применения, в обществе наблюдается большой интерес к новому направлению в психологии - психологии здоровья. Многочисленными научными исследованиями доказано, что серьезные нарушения органики изменяют психический статус человека. В данной статье проводится обзор понятий и категорий составляющих предмет изучения психологии здоровья. Представлены критерии оценки понятий «норма», для ежедневной профессиональной практики психологов работающих в развивающемся направлении психологии - психология здоровья. Даны определения основным категориям нормы - статистическая норма, функциональная норма, социальная норма, идеальная норма, индивидуальная норма. Состояние физического здоровья человека определяется в медицине и психологии, при использовании методов позволяющих достоверно установить уровень функционирования организма. Этой цели служат различные диагностические методы. В статье дана характеристика основным методам, применяемым в психологии здоровья. Подробно рассмотрены психологические методы - наблюдение и эксперимент, определены основные черты отличия методов.

Ключевые слова: критерии нормы, психология, статистическая норма, функциональная норма, идеальная норма, индивидуальная норма, психическая норма, социальная норма, научный эксперимент, естественный эксперимент, констатирующий эксперимент, лабораторный эксперимент, наблюдение, лонгитюдное наблюдение, диагностические методы.

CATEGORY, STANDARDS AND RESEARCH METHODS IN HEALTH PSYCHOLOGY

© 2017

Chapala Tatyana Vladimirovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of Theoretical and applied psychology Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, st. Belorusskaya, 14, cha_psy@mail.ru)

Abstract. Modern scientific knowledge of psychology is actively developing, expanding the scope of application in society there is a great interest in a new direction in psychology - health psychology. Numerous scientific studies have shown that serious organic disorders change the mental status of a person. This article provides an overview of the concepts and categories of components of the subject of the study of health psychology. The article presents the criteria for evaluating the concepts of "norm" for the daily professional practice of psychologists working in the developing direction of psychology -psychology of health. The definitions of the main categories of norms - statistical norm, functional norm, social norm, ideal norm, individual norm are given. The state of physical health is determined in medicine and psychology, using methods to reliably establish the level of functioning of the body. Various diagnostic methods serve this purpose. The article describes the main methods used in health psychology. Psychological methods-observation and experiment are considered in detail, the main features of the methods ' difference are determined.

Keywords: criteria of norm, psychology, statistical norm, functional norm, ideal norm, individual norm, mental norm, social norm, scientific experiment, natural experiment, ascertaining experiment, laboratory experiment, supervision, longitudinal supervision, diagnostic methods.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье предлагается рассматривать как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Согласно определения ВОЗ, термин «здоровье» включает в себя три компонента - физическое здоровье, психическое здоровье и социальное здоровье. За последние десятилетия в медицине, наряду с устоявшимся патоцентрическим подходом, в приоритете которого - борьба с болезнью, утвердился и сано-центрический подход, целью которого является направленность на здоровье и его обеспечение. В современные медицинские концепции интегрируется определение здоровья, оно дополняется способностью к адаптации, способностью сопротивляться и приспосабливаться, способностью к саморазвитию и самосохранению (Лищук В.А., 1994).

Многочисленными научными исследованиями доказано, что серьезные нарушения органики изменяют психический статус человека. Это приводит к изменениям личности и поведения. От тяжести заболевания, изменяется состояние психического и социального здоровья (Г.С. Никифоров, Л.И. Августова). Состояние физического здоровья человека определяется в медицине и психологии, при использовании методов позволяющих достоверно установить уровень функционирования организма. Этой цели служат различные диагностические методы - осмотры, лабораторные исследования от самых

простых (измерение температуры тела, артериального давления и т.п.) до высокотехнологичных (сканирование, ПЭТ и т.п.). Экспресс-методы помогают быстро выявить уровень физического здоровья, степень благополучия функционирования организма, к ним относятся: гемодинамическая диагностика; миокинетическая диагностика; опросник В. М. Русалова для определения формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ); опросники качества жизни; тесты оценки образа жизни; методы диагностики двигательной активности, состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оценки физических качеств и.т.п.

Психическое здоровье - рассматривается не только как стабильное адекватное функционирование всех основных психических функций составляющих психику человека, но и способность адаптироваться к окружающей среде. При оценке психического здоровья человека необходимо опираться на центральное понятие о норме психического развития, принимая во внимание психологический и биологический возраст. Специалисту, определяя критерии психического здоровья, психологического и социального благополучия, необходимо учитывать жизненный путь человека и его индивидуальные представления о здоровье. Это весьма сложный диагностический процесс, который требует большого профессионального и личного опыта. Для определения психического здоровья, можно рекомендовать применять подходы из клинической психологии, за образец оценки

Chapala Tatyana Vladimirovna psychological

CATEGORY, STANDARDS AND RESEARCH ... science

принимать критерии нормы и нормативов.

В клинической психологии термин норма - имеет два основных содержания:

- первое, статистическая норма, уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей, т.е. доказательно чаще встречающихся. Определяется статистическая норма - вычислением среднеарифметических значений каких-либо эмпирических данных (исследуемых свойств, явлений и т.п.). Например, большинство людей без страха пользуются кабиной лифта и не бояться темноты, следовательно, отсутствие таких страхов -это статистически нормально;

- второе, оценочное содержание нормы - «идеальная норма», где нормой считается идеальный образец состояния человека.

Идеальная норма, всегда обоснована с философской и мировоззренческой позиций, рассматривается как состояние «совершенства», к которому в разной мере стремятся все люди (например: стремление к счастью, стремление к любви, стремление к принятию и пониманию, и т.п.). Основное отличие идеальной нормы, заключается в применении субъективного произвольного установленного норматива. По соглашению лиц, обладающих правом устанавливать какие - либо нормативы (например: тренера, эксперты, государственные деятели и т.д.), определенный норматив принимается за образец. Выбранный норматив, выступает профессиональным средством оценки, упрощения и унификации многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности. В результате применения утвержденных экспертами нормативов, одни особенности личности признаются удовлетворительными, тогда как другие оказываются за гранью допустимого (например: курение, алкоголь, наркотики, гиподинамия и т.п.). Таким образом, оценочный компонент включается в понятие нормы, согласно которому, человек (состояние, функция и т.п.) проверяется на соответствие идеалу. Несоответствие признается отклонением от нормы.

Проблема нормы - норматива связана с проблемой выбора нормативной группы.

Нормативная группа - это группа людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве своеобразного стандарта. Стандарт позволяет измерить эффективность уровня функционирования организма и личности. Устанавливаются различные границы нормы в зависимости от нормативной группы, состав группы формируют специалисты, эксперты и т.п.

Нормативы входят в состав идеальной нормы, а также нормы функциональной, нормы социальной и нормы индивидуальной.

Под функциональной нормой, понимается оценка состояния человека с точки зрения реализации его возможности достижения определенной цели (например: нормативные требования для отбора перспективных юных пловцов и т.п.).

Норма социальная - предполагает контроль поведения человека, социальным окружением, необходимостью соответствовать установленному властью образцу (например: принят закон о запрете курения в определенных местах).

При оценке индивидуальной нормы, необходимо учитывать состояние человека и сравнивать его состояние не с другими людьми, а с состоянием в котором человек обычно пребывал раньше. Которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Норма индивидуальная - это идеальное, с точки зрения индивида. При оценке соответствий индивидуальной норме, учитываются мнения, желания, стремления установки самого человека.

Психологическое здоровье - это непрерывно возрастающее развитие личности. Динамически меняющееся состояние внутреннего благополучия, изменяет суть и 36

актуализацию индивидуальных, возрастных и психологических возможностей на разных этапах развития (В.Э. Пахальян, 2001г.). Для оценки психологического состояния личности, в зависимости от цели, задач, в арсенале психологов большое разнообразие методов.

Социальное здоровье - это общая направленность личности на общественно полезную деятельность. Восприятие социальной действительности через призму адекватности, искренний интерес к сообществу и окружающему миру, эффективное самоуправление и самосовершенствование с гармонично сочетающимся альтруизмом, эмпатией, ответственностью перед социумом.

К методикам диагностики социального здоровья личности относятся: методика оценки уровня развития адаптационных способностей личности (МЛО А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина); шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса в адаптации А.К. Осницкого; опросник уровня самораскрытия (опросник С. Джурарда в модификации Н.В. Амяга) и.т.п.

При определении биологической нормы, устанавливают объективные границы допустимых изменений структуры организма, функционирования без угрозы для сохранения жизни. При оценке психической нормы четких объективных границ, как в биологической норме, установить нельзя, здесь доминирует критерии оценки психического здоровья, применяемые в медицинской психологии.

Используемые в психологии здоровья методы исследований, в абсолютном большинстве, являются психологическими. Диагностические исследования, описанных выше видов здоровья, в психологии здоровья, представлены преимущественно психологическими методами. Психологические методы, в арсенале психологов специализирующихся в психологии здоровья, представлены в виде приемов и средств, при помощи которых проводятся исследования качеств, свойств личности, изучаются психические явления в развитии и изменении т.п.

В психологии здоровья эффективно используются различные методы естественнонаучные и психологические методы. Основные их них классифицируются на методы научного исследования и практические методы. Психологическими методами изучаются не только особенности человека, но и влияющие на него факторы и условия, изменяющие состояние различных видов здоровья. Многомерное изучение личности в психологии здоровья, позволяет определить и усилить адаптационный потенциал личности, используя актуализацию его личностных ресурсов. Применение психологических методов в практике, позволяет психологам получать разноплановую по структуре информацию о личности, о поведенческих и межличностных характеристиках, накапливать большой эмпирический материал и использовать его в построении научных концепций и теорий, а также при разработке практических рекомендаций с целью сохранения разных видов здоровья. Основными методами используемые в психологии здоровья, являются известные эмпирические методы применяемые в психологии, к ним относятся наблюдение и эксперимент и измерение. Дополнительно, также широко используются другие методы, которые в данной статье не рассматривается: библиографический метод, беседа (интервью), опрос и другие.

Метод наблюдения относится к эмпирическим методам исследований, связанных с идеографическим подходом к исследованию реальности, с тщательной фиксацией единичных фактов и явлений. Наблюдение, по степени активности исследователя в сборе эмпирического материала, относится к пассивным методам сбора данных.

В психологии здоровья, применения метода наблюдения позволяет не только рассмотреть реальные проявления особенностей психики клиента, но и раскрыть индивидуальные проявления психики в ситуациях свя-Scientific Vector of the Balkans. 2017. № 1

психологически науки

Чапала Татьяна Владимировна

КАТЕГОРИИ, НОРМЫ И МЕТОДЫ ...

занных с социальным взаимодействием. Умелое использование данного метода, позволяет сформулировать гипотезу решения проблемы сохранения здоровья и, составить план реализации здоровьесберегающих программ. Полученные методом наблюдения данные, являются основой для эмпирических обобщений и являются ценным материалом для построения гипотез, теорий и др.

.Как метод исследования, наблюдение, всегда целенаправленно и фиксируется восприятием. Люнгитюдный метод, применяемый при наблюдении, позволяет психологу понять и оценить мысли, чувства, поступки клиента в обычных жизненных ситуациях. Длительное наблюдение выявляет, что именно в мыслях поступках, разрушительно, что ведет к утрате здоровья, либо потенциально опасно, что создает угрозу для состояния здоровья. Подробный анализ эмпирических данных полученных на основе наблюдения за поведением клиента, позволяет психологу провести качественный анализ показателей. Только реальная картина происходящих изменений психической деятельности у клиента, позволяет составлять максимально эффективные программы психологического сопровождения, психологической коррекции, мероприятий по сохранению психического и физического здоровья. Применять психологическое воздействие, учитывая уникальную индивидуальность клиента, целенаправленно проводить коррекцию поведения при решении проблем, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.

Метод наблюдения может применяться не только психологом, но и родителем, воспитателем, человеком способным и имеющий возможность проводить наблюдение. При этом, как проблема, так и варианты ее решения могут меняться в зависимости от профессионального взгляда наблюдателя. Следовательно, предъявляемая клиентом проблема, может быть поверхностной, и существенно отличаться от того, что на самом деле требует серьезного внимания и обсуждения. Исследователю необходимо тщательно подойти к подготовке реализации метода, так как на результат наблюдения, существенно влияет процесс организации. В процессе наблюдения, могут быть выявлены факторы, влияющие на функционирование организма и изменяющие здоровье человека. Факторы, которые требуют глубокого анализа, возможно дополнительных консультаций, мнений специалистов другого профиля. В наблюдении психолог должен определить, на какие симптомы, состояния будет обращено его внимание, а что не является значимым, либо выходит за рамки его профессиональной компетенции.

Для упрощения задач, при наблюдении предлагается пользоваться следующей схемой:

1) Подробное описание событий, которые непосредственно предшествовали возникновению ситуации, либо проблемы.

2) Последовательное описание проблемной ситуации.

3) В порядке значимости, подробно описать последствия проблемы, с которыми сталкивается клиент.

В процессе описания жизненных обстоятельств, психолог можно обнаружить большое число факторов, влияющих на функционирование организма и изменяющих здоровье. В случае, когда наблюдение осуществляется не психологом, а людьми из окружения клиента (пациента), возникает возможность косвенной оценки мотивации и роли этих лиц в актуализации проблемы.

При очевидных преимуществах, метод наблюдения имеет недостатки, к ним относятся: ограниченность условий наблюдения (невозможность варьировать условия наблюдения), субъективизм наблюдателя (необъективность наблюдателя), сложность (практически невозможность) точного повторения.

Эксперимент, относится к активным методам сбора эмпирического материала. Планируя проведение эксперимента, заинтересованный исследователь организует экспериментальное воздействие на клиента.

Одновременно с воздействием, психолог, контролирует происходящие изменения состояния и/или поведения клиента. Главной отличительной чертой такого научного метода как эксперимент, является возможность моделирования. Это позволяет даже в искусственных условиях, воспроизводить и формировать явления реальности, устанавливая причинно-следственные зависимости между явлениями, и формировать новые, наиболее желательные навыки поведения. В психологию эксперимент был внедрен выдающимся немецким физиологом, врачом, психологом Вильгельмом Вундом.

В 1879г. в г. Лейпциге, он открыл лабораторию экспериментальной психологии, где с результатами его исследований знакомились великие русские ученые И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и другие. Психолог и философ Л. С. Рубинштейн, в своих работах, выделил два вида эксперимента - естественный и лабораторный.

Лабораторный эксперимент - проводится в специально созданных условиях (например: в научной лаборатории), где обеспечивается возможность взаимодействия клиента только с теми факторами, которые важны для экспериментального исследования. Примером психологического лабораторного эксперимента может служить широко известный «эксперимент Милгрэма». С. Милгрэм, своим экспериментом, попытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обычные люди другим, совершенно невинным людям, если причинение боли входит в их должностные обязанности? Это вопрос до сих пор так и остается открытым. Подробно эксперимент изложен в книге Стэнли Милгрэма «Obedience to Authority» и у других смелых ученых, решившихся повторивших этот эксперимента. Главным недостатком лабораторного эксперимента, является искусственный характер условий проводимого исследования.

Любая искусственность, применяемая в психологической практике, значительно влияет на течение исследуемых процессов, что приводит к различному роду искажениям, что в свою очередь, меняет результат исследования. В начале XX века, психологии как науке, необходим был метод, благодаря которому устраняется искусственность и погрешность эмпирических данных полученных в лабораторных условиях. В 1910 г. известным русским врачом и психологом А.Ф. Лазурским, была разработана методика естественного эксперимента, которая с большим успехом в наше время, применяется в практике психологов.

Естественный эксперимент проводится в условиях типичных для обычной жизни клиента. Отличительной особенностью естественного эксперимента, является проведение его в привычной для клиента среде. Исследование поведения клиента в естественной для него среде, позволяет психологу изучать изменения психических процессов, видеть динамику психических процессов в реальной жизни клиента. Соблюдая профессиональные нормы этики общения с клиентом, психолог имеет возможность оставить клиента в неведении о проведении эксперимента. Это позволяет наиболее эффективно, не искажая условия изучать течение психических процессов у клиента. Данная особенность естественного эксперимента как метода, является безусловным преимуществом перед остальными методами исследований. Разновидностью естественного эксперимента, являются констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент (обучающий, генетико-моделирующий, экспериментально-генетический).

В констатирующем эксперименте, исследователь устанавливает, подтверждает полученные эмпирические данные. Отличительной особенностью констатирующего эксперимента является, то, что он проходит без изменения и формирования новых свойств личности. Обычно констатирующий эксперимент, применяется для диагностики изучаемой проблемы, также для подтверждения или опровержения какого-либо изучаемого

Chapala Tatyana Vladimirovna

CATEGORY, STANDARDS AND RESEARCH ..

psychological science

свойства личности, конкретного факта и т.п.. В констатирующем эксперименте применяются разнообразные специфические психологические методики, которые позволяют констатировать реальное состояние изучаемых эмпирических данных.

Условия применения формирующего эксперимента, позволяют влиять на личность клиента, развивать и формировать новые свойства личности, которыми ранее не обладала. В ходе формирующего эксперимента, психологом создаются условия, позволяющие изучить все изменения психического и личностного развития клиента и результат воздействия.

«Психометрия» - как метод психологии был впервые применен при исследованиях величины внимания, известным немецким ученым Х.Вольфом, им была измерена величина внимания относительно продолжительности аргументации. Отличительным признаком психометрических методов является исследование разнообразных количественных показателей их стандартизация. Стандартизация в психологии - это технологически выверенная процедура измерения параметров, позволяющая отслеживать в динамике изменение психических процессов, индивидуальных различий и др. Основное назначение психометрических методов - это создание новых психодиагностических методик, способных с точностью измерять показатели при этом обладать репрезентативностью, высокой валидностью и надежностью.

Измерение - относится к эмпирическим методам, используемым в психологии. Это пассивный метод получения эмпирического материала. Применяя метод - измерение, исследователь пассивно фиксирует происходящий естественный процесс наблюдаемой закономерности, используя для этого принципы математического описания. Реализуется данный метод, с применением измерительных приборов, способных выявить особенность состояния исследуемого материала. Особенностью применения данного метода является отсутствие воздействия со стороны психолога на изучаемое явление, благодаря четкой планомерной регистрации объективных данных прибора. К основным видам измерений, которые исследуются в психологии, относятся психофизическое измерение и психометрическое измерение.

Психофизические измерения эмпирических величин, позволяют психологу точно соотносить показатели реакции на стимул. Исследуя какую-либо психическую функцию, например ощущение, исследователь регистрирует воздействие определенных стимулов. Затем, производит замер, посредством применения шкал измерения физических переменных с психологическими состояниями, и соотносит воздействие реальных физических стимулов с ощущениями, которые они вызывают у объекта исследования. Для понимания и простоты применения данного метода, введена многовариативная система шкалирования регистрируемых показателей. Измерительная процедура, соотносится с алгоритмом последовательных операций. К каждой исследуемой переменной может быть применено несколько измерений и соответственно меняются, подбираются альтернативные модели шкалирования.

К психометрическому измерению относят разнообразные замеры реальных показателей, к ним относят знания, умения, способности. Тесты, опросники, различные интеллектуальные задачи относятся к видам психометрического измерения. Овладение методами психофизического и психометрического измерения, самой измерительной процедурой, требует специальной подготовки специалиста и открывает новые возможности исследований, развития сферу профессиональной практики психолога и совершенствуя его мастерство.

Психологам, работающим в области психологии здоровья необходимо понимать, что человек - не абстрактная единица в которой унифицированы биологические, психологические, социальные свойства. Человек облада-

ет феноменологически индивидуальными, личностными особенностями, набором свойственных только ему черт, создающих неповторимую уникальность каждого, которую необходимо учитывать всем психологам, и знания реализовывать в психологической практике. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии //Ростов — на-Дону, « Феникс» - 2003. - с.

2. Киселева М.Г. Психологическая реабилитация детей с ВПС младенческого возраста в период хирургического лечения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 301-303.

3. Ковшова О.С. Артериальная гипертония подростков: психосоматический подход к диагностике и лечению /О.С. Ковшова - Самара: НВФ ООО «СМС», 2001. — с. 100

4. Копышева Е.Н., Пчелинцева Е.В. Медико-психологическое сопровождение детей психосоматического профиля в системе реабилитации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 189-192.

5. Соловьева С.Л. Задачи психологической реабилитации в клинике внутренних болезней// Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции «Биопсихосоциальный подход к проблеме нейрореабилитации». - Санкт-Петербург, май 2015.- с. 480.

6. Чапала Т.В. Исследование депрессии у пациентов с ише-мической болезнью сердца // Научно - методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — S28. — С. 31-35. — URL: http//e-koncept. ru/2015/75375. htm

7. Чапала Т.В. Психология здоровья как предмет исследования: Теоретический обзор// Актуальные проблемы и новые технологии медицинской (клинической) психологии и психотерапии/ Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, посвященной 25-летию факультета медицинской психологии СамГМУ. Самара 2016г. стр. 248-252.

38

Scientific Vector of the Balkans. 2017. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.