КАТЕГОРИИ МАТЕРИИ И ФОРМЫ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
А.А. Поляруш, канд. пед. наук
Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-1-18-20
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме творческого мышления, которая требует глубокого теоретико-методологического осмысления, открывающего широкие возможности преобразования окружающего мира при сохранении гармонии. Автор рассматривает творческое мышление как объективный процесс реализации философских категорий материи и формы, разработанных Аристотелем.
Ключевые слова: эйдос, субстанция, диалектика, материализм и идеализм, мышление, разум, «физикализм».
Современное человечество переживает самый пик цивилизационного изменения, или макросдвига, по выражению венгерского философа науки Эрвина Ласло в книге «К устойчивости мира курсом перемен» [1]. В самом названии книги заключён определённый оксюморон. Потребность в существенном изменении во всех сферах жизни, в осознании самого смысла существования человека стала очевидной: многие из наших устоявшихся ценностей, моральных принципов и поведенческих схем стали бесполезными и деструктивными.
Человечество осознаёт, что назрела острая необходимость радикально переоценить мировоззрение. Именно это является решающим фактором в трансформации мира, не знающего войн и техногенных катастроф.
Мы стоим сейчас на пороге эпохи, когда сможем преобразовывать мир всевозможными способами, которые не противоречат законам физики. И совершенно очевидно, что сами законы физики мы знаем далеко не так хорошо, как нам казалось. Природа неисчерпаема, она многообразна, и та область знания, куда проник человек, ничтожно мала. Законы познания мира как объективной реальности и его преобразования необходимо поставить на философскую (теоретическую) основу, что и будет гарантией разумного способа существования Человека на Земле.
В основе разумного преобразования мира лежит творческая деятельность человека. Здесь важно не путать творчество с креативом: дилетантские, а то и откровенно шарлатанские «методики» по формированию креативности наполнили интернет, уверяющие, что «нешаблонный», «нестандартный» взгляд на привычные вещи вырывает из хаоса сознания решение проблем. Творчество же - это создание нового на основе старого, это глубоко осознанный процесс, основанный на закономерностях мышления.
Теоретическая основа творчества заложена в философии Аристотеля. Для Аристотеля не существует отдельного мира идей (эйдосов, форм) вне конкретных вещей, как это было представлено в философии его учителя Платона. Идея формы восходит к платоновой концепции идеи, но форму Аристотель рассматривает абсолютно по-иному: в отличие от платоновых идей, форма не имеет самостоятельного существования, она существует только в вещи.
Аристотель вводит в философию понятия «материя» и «форма». Однако категория материи была введена в философию ещё древними мыслителями. Указание на материю как единственную или главную причину мироздания (субстанцию), как это было представлено у первых философов, Аристотелю представляется недостаточным, потому что не объясняет разнообра-
зия вещей. Поэтому философ вводит в свою систему категорию формы.
Идея (форма) вещи в онтологическом плане неразрывна с самой вещью. Материя - это субстрат, из которого происходит определённая вещь. Так, например, субстратом, материей украшения является алмаз, материей статуи - медь или мрамор.
Материя у Аристотеля - не живое, изменяющееся начало, самодвижущаяся природа, как это интерпретировалось первыми философами, а неподвижная, пассивная, неоформленная масса. В материи заложена потенциальная возможность принять определённую форму в процессе воздействия на неё, т.е. форма придает внешний образ, структурирует, упорядочивает ее.
Эти понятия (материя и форма) относительны, они связаны диалектическим единством противоположностей. В определённых условиях материя выступает как первичное, при изменении условий форма приобретает статус первичного, а материя ей подчиняется. Диалектику первичного и вторичного обосновал К. Маркс через единство прямой и обратной связей. Материя, в представлении Аристотеля, вечна и переходит из одного состояния в другое под воздействием формы, которая является движущим или действующим началом.
Исходя из критического отношения к традиции, где материя выступала активным началом, Аристотель приходит к гениальному тезису о первенстве разума перед материей. Многообразие форм, которые может принимать одна и та же материя, - есть не что иное, как результат творчества. Именно разум познаёт потенциальные возможности материи (материала), и на основе познанных свойств создаёт формы по своей идеальной конструкции.
Разрабатывая философскую систему, основанную на категориях материи и формы, Аристотель решительно отверг «фи-зикализм» первых философов, в котором за материей признавалось лишь вещество. Парадоксальным образом «физикализм» проявился намного позднее, в 18-19 в.в. Удар по этой парадигме был нанесён в
начале 20 в. с открытием законов квантовой механики. Гениальность и проницательность Аристотеля поражает: материя намного шире, чем только вещество: "есть материя - одна, воспринимаемая чувствами, другая - постигаемая умом; воспринимаемая чувствами, как, например, медь, дерево...» [2]. Это прямое указание на роль разума в процессе «оформления» материи в формы, т. е. на творческое мышление.
Творческое мышление - это всегда диалектическое мышление. Если современным состоянием общества востребовано творческое мышление, то необходимо формирование метода мышления. Гегель представляет мышление как творческий процесс.
Диалектически понимая онтологию, Аристотель утверждает первичность формы: "Материал, из которого состоит или возникает вещь ...не способен к оформлению и к изменению собственной своею силою". Именно поэтому "форма» стоит впереди материи ... и впереди того, что слагается из них двоих" [2]. Методологически это надо понимать, что, идеально конструируя вещь, необходимо предусмотреть, из какого материала будет изготовлена эта вещь (форма). Отсюда следует требование глубокого познания всей совокупности свойств материи, из которой предполагается изготовить вещь, превращая материю в форму.
Взаимная относительность материи и формы проявляется также и в том, что, по обратной связи, материя выступает функцией формы: "А у некоторых вещей, если они разные, материя с необходимостью должна быть другая, например, пила не может получиться из дерева, и дело тут не в движущей причине: ей не сделать пилу из шерсти или дерева" [2]. Г.В.Ф. Гегель, консолидируясь с Аристотелем, пишет: «.материя заключает в себе форму в скрытом виде и есть абсолютная восприимчивость к форме лишь потому, что абсолютно обладает внутри себя последней [3].
Другими словами, изобретая вещь, необходимо чётко осознавать пределы возможностей материала, из которого пла-
нируем смастерить эту вещь. Тут творчество обретает чётко очерченные границы, что отвечает рационализму, мышление приобретает целесообразность. Вместе с тем, здесь генерируется идея о необходимости максимально полно познать потенциально возможные качества материала. Так, если общество требует трансформацию энергетической платформы, то возникает объективная потребность изучить качественные возможности материи. Материя в форме вещества как энергоносителя уже себя исчерпала. Очевидно, что необходимо обратить внимание на другую
Если в реальной жизни индивид изменяет объекты природы, творит искусственные предметы - опосредованно - через орудия труда, то и в мышлении происходит то же самое - только идеально. Мыслить, поэтому, означает формировать, творить предметный мир идеально, в форме понятий. Мышление - это саморазвивающийся творческий процесс, основа всякого созидания и творчества. Поэтому выражение «творческое мышление» представляет собой определённую тавтологию. Философ Э.В. Ильенков назвал мышление истинно творческой деятельностью [4].
форму материи - поле.
Библиографический список
1. Ласло Э. К устойчивости мира курсом перемен. [электронная библиотека]. Литмир. URL: https://www.litmir.me/br/?b=597174&p=1 (дата обращения 10.11.2021).
2. Аристотель. Метафизика. Глава 10. [электронный ресурс]. Мифы Японии. URL: https://www.livelib.ru/book/264412/read-metafizika-aristotel/~72 (дата обращения 12.11.2021).
3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Том I. Объективная логика. М.: Мысль, 1970. - 1032 с.
4. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. «Политиздат». 1992. - 464 с.
CATEGORIES OF MATTER AND FORM IN THE PHILOSOPHY OF ARISTOTLE AS A THEORETICAL BASIS OF CREATIVE THINKING
A.A. Polyarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk Branch (Russia, Achinsk)
Abstract. The article is devoted to the topical problem of creative thinking, which requires deep theoretical and methodological comprehension, which will open up wide possibilities for transforming the world around us while maintaining harmony. The author considers creative thinking as an objective process of realizing the philosophical categories of matter and form, developed by Aristotle.
Keywords: eidos, substance, dialectics, materialism and idealism, thinking, reason, "physical-ism".