Научная статья на тему 'Категории фигуративного слоя и тектоническое построение в объектах А. Гауди'

Категории фигуративного слоя и тектоническое построение в объектах А. Гауди Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
214
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАУДИ АНТОНИО / ИСПАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ИСПАНСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ / ЛЕВИ АЛЬБЕРТ / ФИГУРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СЕГМЕНТЫ / CВЕРХСЕГМЕНТАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД / ДОМ ВИСЕНС / ДВОРЕЦ ГУЭЛЬ / ВИННЫЕ ПОГРЕБА ГУЭЛЯ / БЕЛЬЕСГУАРД / ПАРК ГУЭЛЬ / ДОМ БАТЛО / ДОМ МИЛА / АNTONIO GAUDI / SPANISH ARCHITECTURE / ALBERT LEVY / FIGURATIVE ANALYSIS / CREATIVE METHOD

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Игнатьева Вероника Олеговна

Проблема творческого метода Антонио Гауди, каталонского архитектора рубежа XIX и XX вв., исследуется с позиций семиотического подхода, предложенного Альбертом Леви. Согласно фигуративному прочтению, в семи объектах различного функционального назначения выделяются основные категории архитектурных элементов, тектонические сегменты и cверхсегментация. Определение закономерностей и особенностей тектонического построения позволяет выстроить схему эволюции принципов тектонического построения и вывести характеристики творческого метода архитектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGURATIVE LEVEL CATEGORIES AND GAUDI''S ARCHITECTONIC TECHNIQUE

Technical aspects of Antonio Gaudi’s work, the Catalan architect of the turn of the 19 th and the 20 th centuries, are investigated from viewpoint of the semiotic approach suggested by Albert Levy. According to a figurative perusal, the seven objects of different functional purposes include basic categories of architectural elements, tectonic segments and over-segmentation. A definition of regularities and special features of tectonic construction allows to design a scheme of architectonic evolution technique and characterize the creative method of the architect.

Текст научной работы на тему «Категории фигуративного слоя и тектоническое построение в объектах А. Гауди»

УДК 72.01

ИГНАТЬЕВА ВЕРОНИКА ОЛЕГОВНА, ст. преподаватель, aspirant@usaaa. ru

Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23

КАТЕГОРИИ ФИГУРАТИВНОГО СЛОЯ И ТЕКТОНИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ В ОБЪЕКТАХ А. ГАУДИ

Проблема творческого метода Антонио Гауди, каталонского архитектора рубежа XIX и XX вв., исследуется с позиций семиотического подхода, предложенного Альбертом Леви. Согласно фигуративному прочтению, в семи объектах различного функционального назначения выделяются основные категории архитектурных элементов, тектонические сегменты и сверхсегментация. Определение закономерностей и особенностей тектонического построения позволяет выстроить схему эволюции принципов тектонического построения и вывести характеристики творческого метода архитектора.

Ключевые слова: Гауди Антонио; испанская архитектура; испанские архитекторы; архитектурные памятники; Леви Альберт; фигуративный анализ; архитектурные элементы; тектонические сегменты; сверхсегментация; творческий метод; дом Висенс; дворец Гуэль; винные погреба Гуэля; Бельесгуард; парк Гуэль; дом Батло; дом Мила.

VERONIKA O. IGNAT'EVA, Assistant Professor, aspirant@usaaa. ru

Ural State Academy of Architecture and Arts,

23, Karl Libknekht Str., 620075, Ekaterinburg, Russia

FIGURATIVE LEVEL CATEGORIES AND GAUDI'S ARCHITECTONIC TECHNIQUE

Technical aspects of Antonio Gaudi’s work, the Catalan architect of the turn of the 19th and the 20th centuries, are investigated from viewpoint of the semiotic approach suggested by Albert Levy. According to a figurative perusal, the seven objects of different functional purposes include basic categories of architectural elements, tectonic segments and over-segmentation. A definition of regularities and special features of tectonic construction allows to design a scheme of architectonic evolution technique and characterize the creative method of the architect.

Keywords: АШтю Gaudi; Spanish architecture; Albert Levy; figurative analysis; creative method.

Исследование посвящено фигуративному прочтению плана выражения в семи объектах творческого наследия каталонского архитектора А. Гауди. В качестве метода исследования выбран подход Альберта Леви. А. Леви - известный французский семиотик, активный член Международной ассоциации семиотики пространства. Работал в 1990-2000-х гг. в Институте французского

© В.О. Игнатьева, 2013

урбанизма в Марн-ля-Валле (под Парижем) в Лаборатории градостроительных мутаций. В России были опубликованы его статьи по семиотике плана выражения архитектурных произведений Э.-Л. Булле и Ле Корбюзье [1, 2, 3, 4]. Предложенный им метод исследования позволяет анализировать план выражения архитектурного произведения в категориях фигуративного и пластического прочтения. Согласно А. Леви, фигуративный анализ состоит в выделении значимых архитектурных фигур, которые участвуют в создании пространства. А. Леви определяет четыре большие категории фигуративного выражения как группы основных архитектурных элементов: элементы ограждения (стена, колоннада, ограждение); элементы открытия (проем, проход); элементы перекрытия (крыша, купол); элементы соединения с землей (цоколь, основание). Эти архитектурные элементы могут быть разбиты далее на меньшие тектонические сегменты (или «тектонемы» по А. Леви): например, колонна может быть разбита на капитель, тело и основание. Эти элементы и их сегменты организованы в разные парадигматические системы относительно каждого стиля или тенденции. Более мелкой сегментацией («сверхсегментацией» по А. Леви) являются мотивы декора, светотень. Сверхсегментация может покрывать как отдельный элемент или сегмент, так и всю поверхность фасада. Речь идет не только о декоративных мотивах, отсылающих нас к истории стилей, но также и об освещении, игре светотени. Фигуративное прочтение включает в себя распознавание этих четырех групп элементов, их сегментов и сочетаний, их мотивов и архитектурных комбинаций, которые они могут составлять, разграничивая внутренние и наружные пространства. Пластический анализ по А. Леви состоит в выявлении единиц, составляющих вышеупомянутые сегменты. Пластические категории: материал, текстура, полихромия, моденатура (контур форм). По Леви, именно пластический анализ раскрывает специфику стилей, тенденций, собственный почерк каждого архитектора [1, с. 202].

В рамках настоящего исследования архитектонику избранных произведений А. Гауди мы анализируем исключительно в категориях фигуративного прочтения. В каждом объекте мы выделим принадлежности каждого из трех уровней фигуративного слоя, определим их характерные черты, а также принципы тектонического построения, что позволит вывести закономерности и особенности творческого метода архитектора.

Для фигуративного прочтения языка архитектуры А. Гауди выбраны семь ярких произведений каталонского мастера в рамках светской типологии: три частных жилых дома, коммерческое сооружение, общественный парк и два доходных дома. Первоначальной гипотезой исследования служит представление о том, что тектоника одних сооружений основана на традиционной иерархии всех трех категорий фигуративного слоя. Тектоника других сооружений базируется на трансформации привычных исторических представлений об иерархии архитектонических элементов и их визуальных и тектонических качеств.

Дом Висенс (1883-1888) отличается многоплановостью фасадной композиции, ажурностью фрагментов стен и богатством декора (рис. 1).

Рис. 1. Дом Висенс (1883-1888). Фото В.О. Игнатьевой

Подобная роскошь проистекает из свободного сочетания элементов испанской и арабской архитектуры. Объемно-пространственная композиция сложна и разнообразна, но остается в рамках традиционного метода построения. Ясно читаются четыре основные категории архитектурных элементов. Элементы ограждения: стены, галереи, башни, ограда. В них ясно прочитывается сегментация. Ограждение дома воспринимается как система плоскостей с нарастанием кверху: поверхность стены, башен и «перевернутых контрфорсов». Элементы открытия: дверные и оконные проемы. Проемы имеют традиционную тектонику: свод; с перемычками; с опиранием на ряд пилонов. Элементы покрытия: крыша, купол. Покрытие нависает над фасадными поверхностями в виде карнизов и фланкируется башнями. Элементы соединения с землей - цоколь. Соединение с землей посредством цоколя имеет продолжение в виде самостоятельного элемента бордюра, служащего основанием для ограды участка. Функцию сверхсегментации выполняет декоративное решение фризов, поясков, ограждений, ставен и решеток, а также накладных слоев фасадной поверхности, оформление углов и цоколя.

Дом Висенс являет собой образец традиционной иерархии архитектонических элементов и прочтения в категориях фигуративного анализа. Присутствуют все четыре основных элемента, где ограждения, открытия и покрытия представляют развитую объемно-пространственную композицию, а соединение с землей решено сдержанным образом. Каждую группу элементов составляют ясно читаемые тектонические сегменты. Сверхсегментация образована богатой палитрой многочисленных декоративных деталей и светотеневых контрастов.

Дворец Гуэль (1886-1888) также относится к постройкам, узнаваемым в контексте исторических стилей, где имеется привычная иерархия построения значимых архитектурных фигур (рис. 2).

Рис. 2. Дворец Гуэль (1886-1888). Фото В.О. Игнатьевой

Ограждающие конструкции - стены, галерея бельэтажа. Фасадная стена имеет единую поверхность, исключая объем галереи. Тектоническими сегментами являются кронштейны, на которые опирается галерея, небольшая колоннада под бельэтажем, зубцы стены и балюстрада парапета. Элементами открытия служат оконные проемы и входные порталы, образованные кате-нарными арками (catenaria, в переводе с испанского языка - «кривая провеса цепи»). Окна решены в различной конфигурации и расположены несимметричным образом относительно всего фасада. К элементам покрытия относятся плоская кровля, центральный конусовидный купол светового фонаря и разнообразные по геометрическим параметрам завершения кровли. Центральный купол построен как единое тело с проемами (по принципу оформления ростральной колонны) и окнами-люкарнами у основания. Венчается купол символическими элементами. Завершения имеют общее принципиальное деление: основное тело (усеченный конус или пирамида, цилиндр) и маковка, решенная индивидуальным образом. Периметральные завершения являются декоративными, остальные - функциональными (воздуховоды и дымовые трубы). Уровню сверхсегментации принадлежат декоративные мотивы решеток, ста-

вен и балконных ограждений, символический элемент «герба» между арками портала (изображение флага, короны и орла), оформление фриза и карниза. Функцию сверхсегментации элементов покрытия выполняют декоративные детали маковок завершений и символическая композиция, венчающая центральный купол. Четвертая основная категория архитектурных элементов -соединение с землей - не проявлена ввиду отсутствия цоколя. Вероятно, А. Гауди хотел таким образом выразить конструктивную силу и мощь дворца Гуэль, словно выросшего, как огромное и мощное дерево, которое невозможно ни опрокинуть, ни вырвать из земли.

Винные погреба Гуэля в Гаррафе (1895-1897) особо примечательны с точки зрения фигуративного прочтения. Исследуя их архитектонику в четырех больших категориях архитектурных элементов (ограждения, открытия, покрытия и соединения с землей), мы приходим к трудности их разграничения между собой. В основном объеме ограждение имеет вид наклонных стен (рис. 3).

Рис. 3. Винные погреба Гуэля (1895-1897). Фото В.О. Игнатьевой

Однако эти же наклонные поверхности являются и скатами кровли, спускающейся до самой земли. Роль элемента соединения с землей, соответственно, совпадает с ролью элемента покрытия. Таким образом, в основном объеме объединены функции тектонических элементов ограждения, покрытия и соединения с землей. Вычленение элементов открытия также имеет особый характер: заполнение арки над сквозным продольным проходом сочетает и элементы ограждения (простенки), и элементы открытия (проемы) (рис. 4).

Рис. 4. Винные погреба Гуэля. Фото В.О. Игнатьевой

Тектонические сегменты, составляющие указанные выше основные архитектурные элементы, требуют особой трактовки. Проем с наклонными опорами в верхнем уровне совмещает функцию ограждения (прообраз - колоннада) и конструкций покрытия (прообраз - стропила, несущие наклонные балки). Функцию сверхсегментации выполняют декоративное оформление завершений, скульптурные элементы (изображения фигур человека и птиц; вазоны), а также решения консольных элементов под нависающими объемами. Некоторые тектонические сегменты лишены над-сегментации (опоры в проеме наклонной стены не имеют декора).

Винные погреба Гуэля - сооружение, чья тектоника построена на слиянии функций разных элементов (один и тот же архитектурный элемент имеет значение ограждения, покрытия и соединения с землей). Тектонические сегменты принадлежат к разным категориям элементов (опоры оконного проема являются колоннами и стропилами). Сверхсегментация представлена немногочисленными отдельными элементами или отсутствует. Этими приемами А. Гауди выразил по-новому идею винных погребов (обычно заглубляемых в землю), превращая привычные крышу, стены и цоколь в наклонные стены, связанные с землей. А отдельные «точечные» оконные проемы в стенах выразили идею бутылок с вином, вынутых из стеллажей погребов.

Элементы ограждения - стены, венчаемые зубцами. Элементы открытия - оконные и дверные проемы различной конфигурации и сочетаний. Элементы покрытия значительно выступают над стенами и представляют собой развитую композицию из нескольких уровней: кругового обхода, четырехскатной кровли и высокой башни. Элементы соединения с землей не выделены в общем решении фасада, но примечателен прием их «имитации» за счет устройства двух каменных скамеек, фланкирующих входной портал (рис. 6).

Рис. 5. Бельесгуард (1900-1902) (Вся Барселона / авт.-сост. М. Милиан Местре. - Изд-во «Барселона» : Editorial Escudo de Oro, S.A., б.г. - 96 с.)

Верхняя вертикальная часть каждой скамьи («спинка») повторяет фасадную плоскость, а нижняя (сиденье) может быть трактована как бордюр, ограничивающий периметр стены. Таким образом, это два тектонических сегмента, сигнализирующих о намерении архитектора «посадить» объем сооружения на уровень земли. Функцию сверхсегментации выполняют стилевые и авторские элементы декора и символики, включая четырехрукий крест над шпилем башни.

Рис. 6. Бельесгуард. Входная группа.

(URL : photos. sochi. org. ru/ espagnya/barcelona/ gaudi/bellesguard/ img_8784a)

Особняк Бельесгуард и дворец Гуэль тяготеют к традиционному построению в категориях основных элементов, но отличаются отсутствием соединения с землей.

Объемно-пространственная композиция особенно развита в элементах открытия и покрытия. Тектоническая сегментация четко прослеживается в основных категориях элементов, традиционна в своем построении, в иерархии частей. Сверхсегментация сосредоточена в значимых фрагментах композиции, богато разработана, обильна в деталях, носит символичный характер, а отсутствие цоколя призвано выразить идею крепкой связи всего здания, напоминающего крепость, с землей.

Парк Гуэль (1900-1914) - общественное пространство, насыщенное различными архитектурными сооружениями, в их числе два входных павильона, главная лестница, колонный зал с 86 колоннами, площадь, четыре портика. С точки зрения фигуративного анализа наибольший интерес представляют так называемые дорический зал и греческий театр (площадь) над ним (рис. 7).

Рис. 7. Парк Гуэль (1900-1914). Дорический зал и греческий театр. Фото В.О. Игнатьевой

Элемент покрытия зала является элементом основания для площади. Тектонический сегмент элемента покрытия - антаблемент колоннады - является завершающим элементом ограждения театра. Примечательно, что этим элементом ограждения служит так называемая бесконечная скамья. Принимая во внимание тот факт, что площадь одной своей половиной опирается на массив горы, а другой - на дорический зал, заключаем, что греческий театр имеет два элемента соединения с землей - природный и рукотворный. Таким образом, одно сооружение целиком - дорический зал - является элементом соединения с землей для другого сооружения. В качестве сверхсегментации выступает авторская интерпретация ордерного декора (триглифов, эхина), а также скульптурное оформление водостоков и нижней поверхности покрытия (потолок).

Театр и зал парка Гуэль отличаются двойной функцией элементов. Один и тот же архитектурный элемент выполняет функцию покрытия для объекта № 1 и функцию ограждения и соединения с землей для объекта № 2. Тектонические сегменты имеют необычное строение и положение относительно друг друга (наклонное положение внешнего ряда колонн, их пропорции, венчание антаблемента бесконечной скамьей). Сверхсегментация пред-

ставлена авторской интерпретацией ордера, скульптурными элементами и символическими вставками - картинами.

Дом Батло (1904-1906) является примечательным объектом с точки зрения изучения в категориях фигуративных элементов (рис. 8).

Рис. 8. Дом Батло (1904-1906). Общий вид. Фото В.О. Игнатьевой

Колоннада первого этажа не имеет традиционной тектонической сегментации в виде базы и капители, что определяет характер здания, вырастающего непосредственно «из земли». Таким образом, колоннада, традиционно выполняющая функцию ограждения, обретает второе значение как элемент соединения с землей. Колоннада несет бельэтаж, где плавно переходит в конструкцию междуэтажного перекрытия: элемент ограждения становится элементом покрытия (рис. 9). В уровне бельэтажа база каждой колонны и ее тело являются единым тектоническим сегментом. Вопреки исторической традиции, тело колонны неоднородно и имеет утолщения. Мелкая капитель граничит с необычным сегментом - вертикальным продолжением конструкции ограждения (частью своеобразного антаблемента). Таким образом, становятся неразделимы функции капители (сегмент элемента ограждения) и балки (тек-тонема элемента перекрытия) - происходит слияние несущих и несомых тектонических элементов. Архитектоника эркера на третьем этаже - наглядный пример авторской теории А. Гауди, согласно которой «необоснована традиционная классификация конструкций на элементы несущие и поддерживаемые» [5, с. 138]. Слитность сегментов различных архитектурных элементов трансформирует привычное представление о тектонике. Здесь элемент покры-

тия эркера - это элемент ограждения балкона на четвертом этаже и одновременно часть стены. Видимые с земли элементы покрытия дома - «спина дракона» и башня. Башня «вырастает» из плоскости фасада, тем самым принимая на себя функцию ограждения или стены. «Спина дракона», воспринимаемая в ракурсе снизу в качестве единственного элемента покрытия, в действительности служит элементом ограждения для террасы или эксплуатируемой кровли. Сверхсегментацией служит ряд символических элементов: четырехрукий крест; декоративное решение карниза и гребня кровли; разработка элементов тела колонны и оконных ограждений; оформление ограждения балконов. Балконные элементы выполняют двойную функцию, поскольку являются ограждением (защита людей от падения на улицу), но также принадлежат уровню сверхсегментации (рассчитаны для восприятия с улицы: выступают как маски антропоморфных существ).

Рис. 9. Дом Батло. Бельэтаж. Фото В.О. Игнатьевой

Дом Батло характеризуется в трех категориях основных элементов при отсутствии четвертой категории. Один и тот же архитектурный элемент имеет значение ограждения, покрытия и соединения с землей. Объемнопространственная композиция развита среди элементов ограждения и покрытия. Для тектонической сегментации характерен ряд особенностей. Во-первых, отдельные архитектурные элементы лишены сегментации. Во-вторых, некоторые тектонемы (в одном элементе) визуально не разделены, едины. В-третьих, определенный элемент содержит в себе несколько тектонем, тогда как в каноническом представлении он един и неделим. В-четвертых, различные элементы имеют единые общие тектонемы (покрытие первого элемента является ограждением второго и третьего элементов). Сверхсегментация состоит из авторских

символических элементов. Кости или природные тектонические структуры -возможные символы живого духа или смерти, а также образы «неподкупности, чистоты, роскоши, защиты». Череп - атрибут средоточия интеллекта, духа, жизненной энергии и части тела, наиболее стойкой к разложению. Маска символизирует защиту от нападения. Хребет дракона служит указанием на святого Георгия - победителя змея (покровителя Каталонии), является символом противостояния Каталонии и Кастилии, а также отсылает к образу хранителя великого знания [6]. Таким образом, основное значение сверхсегментации дома Батло принадлежит био- и антропоморфности структуры, а также символической подоплеке художественного сюжета.

Дом Мила (1906-1910) - образец творческого кредо мастера и наглядное выражение принципов авторской теории. Элементы четырех основных категорий демонстрируют новые принципы архитектурного построения и сегментации (рис. 10).

Рис. 10. Дом Мила (1906-1910). Фото В.О. Игнатьевой

Элементами ограждения в предыдущих объектах служили отдельные стены фасадов, их колоннады и ограждения. В структуре дома Мила главенствует принципиально иной тектонический порядок. Элемент ограждения -единая фасадная поверхность, выходящая на две стороны перекрестка улиц. В эту пульсирующую поверхность включены разнообразные колонны и опоры, простенки, решетки ограждений и горизонтальные конструкции - карнизы, балки перекрытия шести этажей. В эту же категорию элементов ограждения включена и единая ограждающая поверхность аттикового этажа, дублирующая основную на незначительном удалении. На уровне сегментации наблюдается неразличимость тектонем, где колонна представляет собой еди-

ное тело, без капители и базы, слитное с горизонтальной конструкцией перекрытия снизу и сверху. Таким образом, воедино сплавлены несущие и несомые части конструкций. Конструкция междуэтажного перекрытия выступает вперед по отношению к поверхности простенков и опор и не имеет геометрической границы. Кроме того, каждый этаж отступает от края нижележащего этажа относительно условной отвесной линии. Следовательно, конструкция перекрытия каждого этажа является как элементом ограждения, так и условным элементом покрытия для нижележащего этажа. Элементы открытия -многочисленные оконные проемы, их совокупная площадь представляется большей, чем площадь простенков и опор. В уровне покрытия представлена любопытная пространственная иерархия элементов. Над карнизом фасада расставлены купола - элементы покрытия, за ними, на ширине кругового обхода, возвышается фасадная плоскость аттика - элемент ограждения. Стена аттика скрывает за собой террасу на кровле в несколько уровней. Венчает всю композицию ансамбль из скульптурных завершений вентиляционных шахт, дымоходов и лестниц. Таким образом, в верхнем ярусе, традиционно представляемом как уровень кровли, отмечается трансформация привычной иерархии элементов: элементы покрытия располагаются в нескольких уровнях, чередуясь с дополнительным уровнем ограждения. Элемент соединения с землей отсутствует в привычном представлении, его роль символически выполняет элемент ограждения - ряд опор первого этажа. Функцию сверхсегментации выполняют локальные образования: скульптурное решение ажурных решеток ограждения и завершений в уровне кровли, а также отдельные фрагменты декора карниза. Сверхсегментация дома тесно связана с символами горы и пещеры.

Г ора как универсальный символ и конкретный географический объект -гора Монсеррат. Пещера как духовный источник, символ рождения и возрождения, начала и средоточия жизни, но и загробного мира. Волнообразность в декоре отсылает к символике моря - первичного источника жизни, но также к образу превращения и возрождения [6].

Дом Мила подпадает под анализ в категориях трех основных элементов: ограждения, открытия и покрытия, с развитой объемно-пространственной композицией. Один тектонический элемент совмещает функции двух элементов различных категорий. Сегментация характеризуется слитностью, единством тектонем, невозможностью их выделения как внутри одного элемента, так и в пределах нескольких элементов. Сверхсегментация исключительно авторская.

Заключение

Иерархия основных элементов традиционна и ясно прочитывается в объемно-пространственной композиции дома Висенс, дворца Гуэль и особняка Бельесгуард. В других четырех сооружениях иерархия основных элементов нарушена. В погребах Гуэля, в доме Батло и в доме Мила замечено умножение количества значений, принадлежащих одному архитектурному элементу. В театре и зале парка Гуэль один архитектурный элемент выполняет одновременно две функции, поскольку принадлежит двум разным объектам.

Тектоническая сегментация имеет классическое построение в доме Ви-сенс, дворце Гуэль и особняке Бельесгуард. В погребах Гуэля и в парке Гуэль сегментация видоизменена в своем построении, в сочетаниях и ориентации тектонем. В доме Батло сегментация в одних элементах отсутствует, в других - не имеет разделения, в третьих - является авторской, в четвертых - выполняет единую функцию для двух разных архитектурных элементов. В построении дома Мила почти отсутствует сегментация: тектонические детали слитны внутри одного элемента, а также нескольких элементов.

Сверхсегментация обильна в тектонике дома Висенс, она символична и сгруппирована в значимых участках композиции дворца Гуэль и особняка Бельесгуард. Сверхсегментация скудно представлена в винных погребах Гуэля. В театре и зале парка Гуэль она является авторской интерпретацией ордера. В тектонике дома Батло и дома Мила сверхсегментация представлена авторским декором: многочисленным и символическим - в первом объекте, локальным и абстрактным, символическим - во втором.

Изучение семи объектов в хронологическом порядке согласно фигуративному прочтению (по А. Леви) позволяет выстроить схему эволюции принципов тектонического построения А. Гауди следующим образом. От традиционной, общепринятой иерархии к смешению функций, слиянию элементов и к их частичному редуцированию. От классической традиции сегментации -к слитности тектонем, к авторскому построению, к отсутствию сегментации. От множественной сверхсегментации в традиции исторической архитектуры -к локальной, символичной и абстрактной. В сверхсегментацию А. Гауди закладывает смыслообразы, ярко характеризующие художественную сторону его творчества.

Архитектурные сооружения А. Гауди демонстрируют преодоление ремесленного подхода к практической или технической трактовке функции или конструкции. Одной из особенностей творческого метода А. Гауди является скульптурный подход к проектированию и строительству, где каждый элемент конструкции и функции рассматривается как художественный, как искусство.

Библиографический список

1. Levy, A. E.L. Boullée et «l’architecture parlante»; Une sémiotique de l’expression architecturale / Albert Levy // The man and the city; spaces, forms, meanings: reports to the International Congress of the International Association for the Semiotics of Space. - Ekaterinburg ; Architecton, 1998. - V I. - P. 201-220.

2. Леви, А. Семиотика плана архитектурной выразительности; Э.Л. Булле (1728-1799) и «говорящая архитектура» / А. Леви, пер. с франц. А.А. Барабанова // ARCHITECTON; Известия вузов. - 1994. - № 3-4. - С. 37-44.

3. Levy, A. Purisme vs brutalisme. Fonctionnement du discours plastique chez Le Corbusier / Albert Levy // Figures architecturales. Formes urbaines ; Actes du congrès de Genève de l’Association internationale de sémiotique de l’espace. - Genève, 1994. - P. 469-491.

4. Леви, А. Пюризм против брутализма. Функционирование пластической речи у Ле Корбюзье / А. Леви // Семиотика пространства; сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства / под ред. А.А. Барабанова. - Екатеринбург ; Архитектон, 1999. - С. 171-192.

5. Martinell, C. Gaudí. Su vida, su teoria, su obra / Cesar Martinell y Brunet. - Barcelona ; Colegio de arquitectos de Cataluña y Baleares. Comision de cultura, 1967. - 528 p.

6. Игнатьева, В.О. Семантический анализ архитектуры жилых зданий А. Гауди / В.О. Игнатьева // Архитектон : Известия вузов. - 2012. - № 38 (Прил.). - Условия доступа : http://archvuz.ru/2012_22/84 (дата обращения 03.04.2013).

References

1. Levy, A. Boullée and «speaking architecture»: Semiotics of architecture’s expression. The man and the city: spaces, forms, meanings: reports to the International Congress of the International Association for the Semiotics of Space. Ekaterinburg: Architecton, 1998. V 1. Pp. 201-220.

2. Levy, A. Semiotika plana arkhitekturnoi vyrazitel'nosti: E.L. Bulle (1728-1799) i «govoryash-chaya arkhitektura» [Semiotics of architectural expression: E.L. Bulle (1728-1799) and «speaking architecture»]. Architecton: Proceedings of Higher Education. 1994. No. 3-4. Pp. 37-44. (transl. from French by A.A. Barabanov)

3. Levy, A. Purisme vs brutalisme. Fonctionnement du discours plastique chez Le Corbusier. Figures architecturales. Formes urbaines : Actes du congrès de Genève de l’Association internationale de sémiotique de l’espace. Genève, 1994. Pp. 469-491.

4. Levy, A. Pyurizm protiv brutalizma. Funktsionirovanie plasticheskoi rechi u Le Korbyuz'e [Purism against brutalism. Functioning of Le Corbusier’s plastic speech]. The Semiotics of Space: Proc. International Association for the Semiotics of Space. Ed. A. A. Barabanov. Ekaterinburg : Arkhitekton, 1999. Pp. 171-192. (rus)

5. Martinell, C., Gaudí, A. Su vida, su teoria, su obra. Cesar Martinell y Brunet. Barcelona : Colegio de arquitectos de Cataluña y Baleares. Comision de cultura, 1967. 528 p.

6. Ignat’eva, V.O. Semanticheskii analiz arkhitektury zhilykh zdanii A. Gaudi [Semantic analysis of residence buildings by A. Gaudi]. Architecton: Proceedings of Higher Education. 2012. No. 38. Access conditions : http://archvuz.ru/2012_22/84 (last visited on April 2013). (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.