Научная статья на тему 'Категорический императив профессиональной этики'

Категорический императив профессиональной этики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
535
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Ключевые слова
INTERREGIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE / COOPERATION OF CLUBS / PHILOSOPHICAL COMMUNITY / ETHICAL LEGACY OF PETER KROPOTKIN / FREEDOM OF THINKING / MORAL AND PHILOSOPHIC REVIEW OF LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малюкова О.В.

Interregional Conference "Ethics of Peter Alexseyevich Kropotkin and the Problem of Correlation of Morality and Law: Results and Perspectives" took place at the Kutafin Moscow State University (MSAL) on September 25-26, September 30, 2015. The Conference is the result of cooperation between the two clubs, namely, the Moscow-Petersburg Philosophical Club headed by the Director of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, Academician, Doctor of Philosophy, Professor Abdusalam Huseynov, and the philosophy and law club "The moral dimension of law" presided over by Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy and Social and Economic Disciplines of the Kutafin Moscow State Academy of Law (MSAL), Vyacheslav Artemov. The theme itself was initiated by Academician Abdusalam Huseynov, which could not but attract the attention of the philosophical community. The Conference was also influenced by the long-lasting cooperation with the Department of Ethics of the Faculty of Philosophy of the Lomonosov Moscow State University headed by Doctor of Philosophy, Professor Alexander Rasin. Our University hosted prominent scholars representing various branches of philosophy, ethics, law and other social sciences and humanities, experienced lecturers and authoritative public figures of Moscow and St. Petersburg. An atmosphere of creativity reigned in the main hall of the leading Russian law school. Vyacheslav Artemov opened and presided over the Conference sessions. The Vice-Rector for Research of the Kutafin Moscow State University (MSAL), Professor Vladimir Sinyukov made his opening speech that can be considered as an interesting report itself. In his opening speech Abdusalam Huseynov, having drawn attention to the fact of cooperation of clubs and sensitive theme of the discussion, showed his appreciation of the University Hosting the Conference for their freedom of thought and courage. It took one academician, twelve doctors, ten candidates, several young lecturers, graduate students and five students only three days to make 29 reports. The main purpose of the project to initiate joint search for philosophers, ethicists, sociologists, historians, lawyers and other professionals working in the direction of strengthening morality in law was successfully achieved. The club "The Moral Dimension of Law" is ready to engage more professors and lecturers, enter other research fields and carry out expert ethical review.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категорический императив профессиональной этики»

да

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

О. В. Малюкова*

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Категорическим императивом профессиональной этики выступает ответственность за жизнь и здоровье другого человека или целой группы людей. По этому принципу ответственности существует классическая группа профессий, для представителей которой ответственность за жизнь и здоровье другого человека представлена в чистом виде. Это профессия врача (медика), поскольку врач напрямую ответственен за жизнь и здоровье пациента, зачастую беспомощного, плохо информированного и неявно представляющего себе последствия врачебного вмешательства (или невмешательства) в ход течения заболевания. В качестве представителя второй профессии выступает педагог, работающий с детьми в возрасте до 18 лет. Дети не несут ответственности за собственную жизнь и здоровье, в этом качестве выступают родители и учителя (последним государство и родители напрямую делегируют ответственность за жизнь и здоровье ребенка). Третьей классической профессией является профессия юриста. Представители судебных и правоохранительных органов должны нести ответственность за жизнь, здоровье и будущее всех тех граждан, которые попали в поле зрения этих органов не только в качестве подозреваемых, обвиняемых или осужденных, но и в качестве свидетелей или потерпевших.

Данная триада профессий — врач, педагог, юрист — начала складываться еще в античности. Свое классическое выражение она получила в деятельности средневековых университетов, где, как известно, было 4 факультета — философский (аналог педагогического), медицинский, юридический и богословский. Профессия богослова имеет своей основной функцией заботу о душе и спасении человека. Понятие души выступает аналогом человеческой жизни. Вплоть до настоящего времени

основные конфессии крайне отрицательно относятся к возможностям прерывания жизни, это касается как эвтаназии, так и вопроса о преждевременном прерывании беременности. Только в последнее время появилась информация о том, что Папа Римский разрешил священникам прощать грехи, связанные с абортами. Правда, следует учитывать, что такие строгие запреты обычно касаются лиц данной конфессии и далеко не всегда распространяются на еретиков и иноверцев.

Итак, ответственность за жизнь и здоровье другого человека есть основное моральное требование для целого ряда профессий. Процесс формирования такой ответственности является делом особой социальной значимости. В качестве основной проблемы на этом пути выступает противоречие между чувством самосохранения и необходимостью или принципиальной перспективой пожертвовать собой ради другого человека или изменить свою жизнь по той же причине. Ибо человек — это единственное живое существо на нашей планете, который осознает уникальность своего индивидуального существования, свою смертность, а также обладает свободой выбора различных возможностей существования. При этом человек является существом биосоциальным, и далеко не всегда биологическое (например, нрав или норов) может сниматься или подавляться путем воспитания в социуме. Эти обстоятельства необходимо серьезным образом учитывать при выборе профессии.

Процесс формирования ответственности за другого человека происходит в образовательной среде, т.е. в ходе получения высшего или среднего профессионального образования. Современная образовательная парадигма предполагает формирование соответствующих профессиональных компетенций. Компетен-

© Малюкова О. В., 2016

* Малюкова О. В., доктор философских наук, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Межрегиональная научная конференция «Этика П. А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права»

ция включает в себя знания, навыки и умения (так называемый подход ЗУН в образовании). Однако понятие компетенции включает в себя нечто большее, чем знания и умения. Компе-тентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях. Главный признак ком-петентностного подхода — способность обучающегося к самообучению в дальнейшем. Основной результат обучения — готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации. Компетенция есть готовность человека к мобилизации знаний, умений для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Содержание и структура высшего и среднего профессионального образования в области педагогики, юриспруденции и медицины имеет своей конечной целью не только формирование профессионала, но и воспитание личности, глубоко чувствующей свою ответственность за другого человека. Идея ответственности встроена в само содержание основных и вспомогательных учебных дисциплин. В качестве основных дисциплин выступают психология и педагогика для педагогов, теория государства и права для юристов, лечебное дело для медиков. Кроме этого, параллельно, но в обязательном порядке изучаются правоведение и профессиональная этика применительно к получаемой профессии.

Профессиональная этика обозначает профессиональные моральные нормы — это в первую очередь «профессиональная этика юриста», «профессиональная этика педагога» и «профессиональная этика врача». Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика является неотъемлемой частью подготовки любого профессионала, особенно в вышеуказанных областях.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общих и частных требований общечеловеческой морали. Общие принципы профессиональной этики включают в себя профессиональную солидарность, профессиональное понимание своего долга и чести, а также профессиональную ответственность, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы профессиональной этики вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и достаточно часто выражаются в моральных кодексах — своеобразных требованиях по отношению к специалистам. В настоящее время такие кодексы стали крайне популярны для самых разнообразных профессий, для их создания и принятия формируются профессиональные сообщества. Такие мероприятия, во-первых, повышают сам статус профессии, а во-вторых, напоминают самим специалистам об их профессиональной ответственности. Ибо создание и тиражирование подобных моральных кодексов не в последнюю очередь фиксирует то обстоятельство, что в любой профессии высокого уровня ответственности дела складываются далеко не лучшим образом, имеют место взяточничество, коррупция, кумовство и т.д.

Традиционно профессиональная этика формировалась и функционировала лишь в тех видах профессиональной деятельности, в которых всегда явно наличествовала серьезная зависимость людей от действий профессионала. Именно в медицине, педагогике и юриспруденции действия профессионала или последствия этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества.

В настоящее время помимо традиционных видов профессиональной этики стали появляться относительно новые виды профессиональных кодексов, соответствующих как старым, так и новым видам человеческой деятельности. Данные профессиональные кодексы либо уже сформировались, либо находятся в процессе актуализации. Это явление можно наблюдать в следующих областях — инженерная деятельность, журналистская деятельность, экология, научные исследования во всех сферах, сфера бизнеса, управленческая деятельность, корпоративная культура, транспортная сфера, жизнь и деятельность военнослужащих. Существенное усложнение и дифференциация общественной жизни привели к возрастанию роли человеческого или субъективного фактора во многих сферах человеческой деятельности. Такое возрастание можно назвать аналогом известного «эффекта бабочки». Хорошо известно, что значительная часть техногенных катастроф связана именно с человеческим фактором, а именно с его безответственностью, малограмотностью, непрофессионализмом и т.д. В условиях информационной цивилизации некоторые виды деятельности резко усилили свое влияние на

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

общество, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Речь идет об управленческой деятельности и работе СМИ, их место и роль в жизни общества меняются на глазах.

Профессионализм, компетентность, ответственное отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида с позиций как профессиональной этики, так и общей теории морали. Содержание, смысл и оценка этих качеств в различных типах обществ и на различных этапах исторического развития совпадали далеко не всегда. Существуют формы социального неравенства видов труда, противоположность умственного и физического труда, выделяются привилегированные и непривилегированные профессии, престижные и непрестижные формы получения профессионального образования, выгодные и невыгодные виды предпринимательства. В наше время статус профессии существенно зависит от ее раскру-ченности в СМИ и т. д.

Итак, к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Существуют профессии, представители которых получают право распоряжаться жизнью других людей. Это врачи, учителя, работники правоохранительных органов, водители общественного транспорта, летчики гражданской авиации и др. Существуют профессии, в которых процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, требуя от них солидарного поведения. Это представители строительных специальностей, медицинские работники, военнослужащие и др. Существуют профессии, представители которых имеют право распоряжаться или управлять значительными материальными или культурными ценностями. Это управленцы всех видов, банковские служащие, музейные работники и др.

Профессиональная этика не фиксирует различия в степени моральности различных профессиональных групп и не является ее следствием. Любая этика есть дисциплина нормативная. В профессиональной этике проблемой является не фактический уровень моральности (к сожалению, довольно низкий), а само долженствование (как должно быть). Такое долженствование, если оно остается нереализованным, может каким-либо образом, и даже достаточно существенным, воспрепятствовать полноценному исполнению профессиональных обязанностей.

Профессиональные виды этики фиксируют специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. В результате складываются профессиональные моральные нормы, которые представляют собой руководящие начала, правила, образцы, эталоны поведения личности на основе профессионально-гуманистических идеалов.

В настоящее время профессиональная этика развивается как обобщение реальных поведенческих практик представителей каждой профессии. Эти обобщения воплощены как в практических кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствует о формировании теоретического уровня профессиональной морали. Основными видами сформированной профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, юриста, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

Основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общих моральных норм в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности. Знание профессиональной этики не может дать готовые рецепты на все случаи жизни, но может научить культуре профессионального мышления, а также дать надежные ориентиры для решения профессиональных проблем в стандартных и нестандартных ситуациях.

Одним из наиболее характерных видов профессиональной этики, имеющим особую социальную значимость, является этика юриста.

Профессиональная этика юриста, или юридическая этика, является специфической формой проявления морали в целом. Речь идет о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики.

Межрегиональная научная конференция «Этика П. А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права»

Понятие профессиональной этики юриста характеризуется следующими признаками: это одна из отраслей профессиональной этики;

— предметом изучения является профессиональная мораль юриста;

— профессиональная этика юриста есть совокупность нравственного сознания, профессиональных практик и отношений;

— профессиональная этика определяет и профессиональный труд, и внеслужебное поведение юристов;

— профессионально-нравственное сознание включает в себя как нравственные принципы и нормы общепринятые, но действующие специфично в условиях юридического труда, так и особые нравственные нормы, порождаемые своеобразием ситуаций в практике профессионального труда и внеслужебного поведения юристов;

— особые нормы профессиональной морали юриста не могут противоречить системе общих нравственных принципов или ограничивать их действие;

— принципы и нормы профессиональной морали юристов в совокупности с правовыми принципами и нормами определяют содержание профессионального долга юристов и регулируют их отношения с гражданами, между собой и с обществом в целом. Таким образом, профессиональная этика юриста представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих свое проявление в поведении представителей определенной социальной группы общества — юристов. Наряду с общими нормами моральных отношений в любой профессиональной деятельности, юридическая этика формулирует дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия профессии юриста.

Общественная полезность и характер деятельности профессиональных юристов, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, важность сферы их деятельности (цель, средства и конечный результат) предполагают специфически профессиональные нравственные требования. Особенность профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах:

1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в макси-

мальной степени обязательными и определенными.

2. Моральные нормы юриста юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством.

3. Нормы и принципы профессиональной этики юриста носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения.

4. Действия профессиональных юристов при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими человеческое достоинство и вместе с тем непримиримыми к нарушителям законности.

5. Отношения профессиональных юристов с гражданами требуют индивидуального подхода и внутренней культуры и такта.

6. При применении права юристами необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.

Из всех этих особенностей складывается во всей полноте профессиональная этика юриста, его нравственная культура в целом. Целями и задачами юристов являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие; охрана общественного порядка; оказание помощи гражданам, должностным лицам, частным и государственным предприятиям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Исходя из этого, формируется определенная социальная программа, которая должна быть выполнена в процессе профессиональной деятельности.

Однако в целом ряде случаев полученный результат может содержать нечто такое, что заранее не было предусмотрено, более того, результат может оказаться как позитивным, так и негативным. Такие отклонения между целью и результатом объясняются следующими причинами:

— противоречивость взаимодействия материальных и духовных сторон в профессиональной деятельности юристов, когда существуют заметные расхождения интересов и целей различных участников;

— недостаточность экономических средств, необходимых для решения задач;

— недобросовестность юристов для достижения результата, преобладание либерализма и благодушия или излишней подозрительности и придирчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.