Научная статья на тему 'Категорический императив Иммануила Канта'

Категорический императив Иммануила Канта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11723
997
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
максима / категорический императив / гипотетический императив / моральный закон / автономность. / the categorical imperative / the maxim / the hypothetical imperative / the moral law / autonomy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джиджавадзе Л. Г.

В статье раскрывается сущность термина «категорический императив», выявляются его характерные черты и связь с понятием «свобода». Дается формулировка морального закона, наиболее подходящая, по авторской точке зрения, современному обществу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the term "categorical imperative", identifies its characteristic features and connection with the concept of "freedom". The most suitable formulation of the moral law for modern society is given according with the author's point of view

Текст научной работы на тему «Категорический императив Иммануила Канта»

ФИЛОСОФСКИЕ НА УКИ

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ИММАНУИЛА КАНТА

Джиджавадзе Л. Г., студент 1 курса юридического факультета, Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова,

г. Ярославль.

Научный руководитель: Кудрина С. А.,

канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры философии, Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова,

г. Ярославль.

Аннотация: В статье раскрывается сущность термина «категорический императив», выявляются его характерные черты и связь с понятием «свобода». Дается формулировка морального закона, наиболее подходящая, по авторской точке зрения, современному обществу.

Ключевые слова: максима, категорический императив, гипотетический императив, моральный закон, автономность.

Summary: The article reveals the essence of the term "categorical imperative", identifies its characteristic features and connection with the concept of "freedom". The most suitable formulation of the moral law for modern society is given according with the author's point of view.

Keywords: the categorical imperative, the maxim, the hypothetical imperative, the moral law, autonomy.

Одним из базовых понятий немецкой философии является категорический императив Иммануила Канта, суть которого изложена в его труде «Критика чистого разума». Кант делит практические принципы на максимы (субъективные) и императивы (объективные). Императив, в свою очередь, он подразделяет на категорический и гипотетический. Категорический императив - это абсолютный моральный закон, который не сопряжен ни с какой целью, и, в отличие от гипотетического, выступает как совет предосторожности и может существовать только в определенных условиях [1, с. 810, 811].

Категорический императив строится по формуле: должен, потому что должен. Данная формула придает ему всеобщий, устойчивый и неизменный характер, который позволяет существовать моральному закону в любых ситуациях. Поэтому человек должен помнить, что его субъективные максимы не могут быть всеобщими, и его задача упорядочить их и сделать максимально близкими к категорическому императиву. Моральный закон один, но существует несколько его формулировок. Представляется, что для современного общества более полезной будет следующая трактовка: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». В погоне за выгодой человек часто забывает, что кроме его максимы есть

максимы других. А реализуя свою субъективную цель, он может предать, обмануть и обидеть других, используя их. Например: человек может поссорить друзей, сказав им неправду в своих интересах. Чтобы этого не произошло, он должен следовать категорическому императиву, о чем и свидетельствуют две другие формулировки, которые призывают нас поступать так, чтобы субъективное волеизъявление стало объективным законом.

Эти три способа внешнего выражения закона подчеркивают его многогранный смысл, обращая внимание на отдельные аспекты. Существование этих формулировок отражает такой важный принцип морального закона, как его автономность. Ее смысл заключается в том, что категорический императив предписывает нам сама воля, при этом, не требуя обоснования его обязательности. Но императив был бы бесполезен, если бы ни одно важное условие - свобода. Именно она, как говорит Кант, открывает путь автономии. Свобода делает нашу волю «законодательной» и не зависящей от внешних факторов, позволяя ей самоопределяться, основываясь на форме закона, а не его содержании [2, с. 113 - 116]. Доказательством этому выступает такое чувство, как «угрызение совести». Например: мальчик увидел, как его друг украл кошелек у девочки, но не сказал никому, потому что тот его об этом попросил. И как бы в этой ситуации не убеждал себя человек, что не мог предать друга, несмотря на эти обстоятельства, его все равно будет мучить совесть, потому воля обладает свободой. Из всего вышесказанного, можно сформулировать следующее определение: категорический императив - это абсолютный, объективный, всеобщий моральный закон, необходимым условием которого является свобода, а основным принципом автономность, обеспечивающая его устойчивый и неизменный характер.

Итак, подводя итог, хочется отметить, что роль категорического императива в нашей жизни велика, потому что он учит нас поступать правильно в любых ситуациях. Кроме того, позволяет нам уважительно относиться к другим людям и является, в какой-то мере, нашим внутренним регулятором поведения. Каждый человек, в идеале, должен следовать этому моральному закону, важность которого можно сравнить с высказыванием Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе», - и с золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Список использованных источников:

1. Кант и обоснование трансцендентальной философии. // Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. Т. 3. С-Петербург: Пневма, 2002, С. 779 - 826.

2. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2000. 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.