Вестник ПСТГУ
Серия I: Богословие. Философия.
Религиоведение.
2021. Вып. 97. С. 105-120
Б01: 10.15382Миг1202197.105-120
Прилуцкий Александр Михайлович, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой истории религий и теологии РГПУ им. А. И. Герцена Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, к. 20 [email protected] ОИСГО: 0000-0002-7013-9935
Соколов Роман Александрович, д-р ист. наук, директор Института истории и социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Гороховая ул., 18; профессор кафедры истории России ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых Российская Федерация, 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87 [email protected] ОИСГО: 0000-0002-3206-7635
Категориальная семиотика
ВАКЦИНОФОБСКОГО ДИСКУРСА КОНСПИРОЛОГИЧЕСКОГО МИФА
А. М. Прилуцкий, Р. А. Соколов
Аннотация: Под вакцинофобским дискурсом в статье понимается совокупность не имеющих доказательной базы нарративов, демонизирующих последствия использования в медицинских целях биологических препаратов, направленных на формирование у человека иммунитета к инфекционным заболеваниям. Кон-спирологическая герменевтика современной эпидемической ситуации формирует новые мифологемы, в том числе возникающие в результате конвергенции мифологемы вредной вакцинации и мифологемы эсхатологического чипиро-вания. На основе конспирологической вакцинофобии ХУ111—ХХ вв. формируется новый извод медицинской конспирологии, в котором вакцинация наряду с трансплантологией и другими современными медицинскими технологиями включается в мифо-теологическую эсхатологию. В статье рассмотрена семантическая структура мифологемы чипирования, которая образуется следующими концептами: тотальное распространение «чипирования» (вариант «чипиза-ция») как эсхатологическое предзнаменование наряду с войнами и различными бедствиями, всё, маркированное «чипом», становится ритуально нечистым и потенциально опасным, «чипированные» люди становятся легко внушаемыми и легко управляемыми, чип находится в семиотических отношениях с «печатью антихриста». В современном вакцинофобском дискурсе мифологемы чипирования представлены в нескольких вариантах: 1) мифологема так называемого жидкого чипа, который будет вводиться в тело человека под видом вакцины
© Прилуцкий А. М., Соколов Р. А., 2021.
Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 97. С. 105—120.
от коронавирусной инфекции; 2) мифологема «наночипа», которая принципиально не отличается от мифологемы «жидкого чипа», по сути является ее семиотическим удвоением; 3) мифологемы принудительного чипирования, находящиеся в явных смысловых отношениях с теологемой «печать антихриста». Кроме мифологем, связанных с чипированием, в современном вакцинофобском дискурсе нами были выявлены следующие устойчивые семантические комплексы различной степени мифологизации: «заражение через дезинфекцию», «тайный сбор биологического материала», комплекс конспирологических мифологем злонамеренного сокрытия способов простого и безопасного лечения коронавирусной инфекции, связь вакцинации с «тайной евгеникой».
Ключевые слова: эсхатология, конспирология, медицинский миф, фундаментализм, семиотика, чипирование, технофобия.
Противоэпидемиологические мероприятия, обусловленные эпидемией коронавирусной инфекции, оказывают значительное влияние на динамику религиозной ситуации в регионах. Осмысление новой социальной реальности, порожденной эпидемией, зачастую приводит к задействованию герменевтических механизмов формирования конспирологического мифа, при этом «классические» конспирологические мифологемы трансформируются в плане семантики и семиотики под влиянием современной эпидемической ситуации.
Конспирологическая герменевтика социально значимых событий часто запускает информационные каскады, благодаря которым она транслируется в новые социальные страты: в результате «возрастающего информационного давления» в теорию заговора начинают верить люди, обладающие высоким порогом восприятия. Одновременно с повышением информационного давления, обусловленного развитием информационного каскада, нарастает и «репутационное давление», в результате которого «люди соглашаются с конспирологическими объяснениями» сложных социальных процессов, для того чтобы заслужить одобрение знакомых, разделяющих конспирологические взгляды. Информационный каскад, таким образом, приводит к формированию репутационного каскада1.
Конспирологическая герменевтика современной эпидемической ситуации формирует новые мифологемы, в частности обусловленные процессами конвергенции мифологемы вредной вакцинации и мифологемы эсхатологического чи-пирования: таково происхождение концептов жидкого чипа и наночипа, которые ранее в дискурсе не фиксировались. На основе конспирологической вакцинофо-бии XVIII—XX вв., в большинстве случаев не носившей религиозного (эсхатологического) характера2, формируется новый извод медицинской конспирологии, в котором вакцинация наряду с трансплантологией и другими современными медицинскими технологиями3 включается в мифотеологическую эсхатологию.
1 См.: Sunstein C. R. Conspiracy Theories and Other Dangerous Ideas. N. Y., 2014.
2 При этом пропаганда оспопрививания периодически провоцировала некоторый рост эсхатологического напряжения, который не приводил к эскалации социального протеста, сколько-нибудь сопоставимого с «чумными» и «холерными» бунтами.
3 Резник О. Н., Прилуцкий А. М., Лебедев В. Ю., Михель Д. В. Неприятие обществом проблемы посмертного донорства органов: причины и структура мортальных страхов // Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2019. № 21 (1). С. 169—179.
Очевидно, что популярность конспирологического мифа коренится не только в специфике современной социальной ситуации, но и в глубинных архетипах общественного сознания, делающих востребованными мировоззренческие установки неоархаики. При этом эпидемия коронавируса и ее последствия акцентировали и ряд проблемных моментов, связанных с динамикой религиозной ситуации в целом. Это вопрос доверия «официальным» церковным информационным ресурсам на фоне роста критического отношения к информационным ресурсам вообще, усиление эсхатологического напряжения в условиях активной цифровизации жизни, проблемы, обусловленные влиянием меняющегося качества повседневной жизни на собственно религиозную сферу, реальные и мнимые противоречия в оценке ситуации, присутствующие в публичных выступлениях иерархов и т. д.
Современный конспирологический миф формируется вне строгой конфессиональной и юрисдикционной привязки: его дискурсы оказываются востребованными прихожанами Русской Православной Церкви и неканонических юрис-дикций, существует межюрисдикционная и межконфессиональная миграция сюжетов и нарративов, при том что в целом конспирология наиболее популярна среди лиц, ориентирующихся на фундаменталистский паттерн.
Типология вакцинофобского мифа
Под вакцинофобским мифом мы будем понимать совокупность не имеющих доказательной базы нарративов, демонизирующих последствия использования в медицинских целях биологических препаратов, направленных на формирование у человека иммунитета к инфекционным заболеваниям. Разумеется, критическое отношение к использованию конкретных вакцин, основанное на соображениях медицинского характера и подкрепленное научной аргументацией, к вакцинофобии отношения не имеет: вакцинофобский миф имеет весьма косвенное отношение к научной медицине, даже если оперирует медицинскими терминами и понятиями. Будучи частью медицинской конспирологии4, вак-цинофобский миф в соответствии с заданными прагматическими установками формирует парамедицинский дискурс, ориентированный на массового потребителя информации, не имеющего элементарной компетентности в медицинских и биологических вопросах, в рамках этого дискурса медицинские термины и понятия используются преимущественно в качестве семиотических маркеров «научности» для придания авторитетности вакцинофобским установкам. Как справедливо отмечают исследователи, сегодня вакцинофобский дискурс в значительной степени поддерживается публикациями в сети интернет, в которых целенаправленно воспроизводится вакцинофобская мифология путем трансляции традиционных вакцинофобских мифологем и конструирования новых5. Поскольку в обществе сохраняется определенный пиетет перед «наукой», ис-
4 Прилуцкий А. М. Семиотика модальностей современного конспирологического мифа в дискурсах маргинального православия // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. № 82. С. 94-107.
5 Berman D. M., Dees P. Vaccines and the Internet // Vaccinophobia and Vaccine Controversies of the 21st Century. N. Y., 2013. P. 399-419.
пользование научной и квазинаучной терминологии способствует в известных кругах приданию любому тексту видимости достоверного, надежного источника информации.
Контент-анализ текстов, содержащих вакцинофобские мифологемы, позволяет сделать вывод, что вакцинофобский миф существует в двух основных изводах, которые мы можем определить как «эсхатологический» и «неэсхатологический».
Эсхатологический вакцинофобский миф, наиболее распространенный в фундаменталистских и псевдофундаменталистских субкультурах6, но не ограниченный ими, интерпретирует последствия применения вакцин в апокалиптическом контексте, а сами вакцины тем самым семиотически включаются в семантическое поле начертания зверя (печати антихриста) — исключительно продуктивного эсхатологического концепта, известного по книге Откровения и активно используемого в различных эсхатологических субкультурах. При этом эсхатологический вакцинофобский миф имеет различные градации по степени радикальности выводов, однако все они объединены общим посылом, согласно которому вакцинация — в духовном отношении опасная технология, причем эта опасность проявляется именно в эсхатологической и сотериологической перспективах7. Анализируя эсхатологический вакцинофобский миф, следует учитывать, что «во всем контексте библейского повествования эпидемии неразрывно связаны с существованием человечества — начиная с момента зарождения социума и до его эсхатологического конца. В 16-й главе книги Откровения (Апокалипсис Иоанна Богослова), ангелы выльют на Землю семь чаш гнева Божьего, некоторые из них, как можно предположить, являются источником инфекционных болезней»8.
Неэсхатологический вакцинофобский миф в плане семантики и семиотики значительно проще эсхатологического. Его базовые мифологемы восходят к популярным идеологемам заразных бунтов XIX в., согласно которым врачи, чиновники, «господа», инородцы etc., но прежде всего именно врачи, побуждаемые какой-то тягой к вредительству и неясными корыстными соображениями, морят народ, травят колодцы, способствуют распространению заразы и т. п.9 Следует отметить, что современные вакцинофобские демотиваторы, изображающие антропоморфных монстров — «потенциальный продукт вакцинации», в плане структурной семиотики близки вакцинофобским мифологемам периода раннего оспопрививания: на тот момент в обществе распространялись слухи, что поскольку для производства вакцины используется биологическое вещество,
6 Головушкин Д. А. Современный православный фундаментализм or псевдофундаментализм? // Известия Иркутского государственного университета. Сер. «Политология. Религиоведение». 2018. Т. 25. С. 92-102.
7 Так, например, примером относительно «мягкой формы» может служить идеология так называемого Собора православных мирян: реальность коронавирусной инфекции не отвергается, но при этом вакцинирование метафорически объявляется «антипричастием».
8 Huremovic D. Brief History of Pandemics (Pandemics Throughout History) // Psychiatry of Pandemics. 2019. May 16. P. 9.
9 Чагадаева О. Нас морить хотят! Убьем доктора! // Родина. 2019. № 3. С. 106.
полученное от коров, у вакцинированных неизбежно вырастут рога10. Иррациональность отмеченных идеологем не является совершенной, правильнее сказать, что мы имеем дело с особым типом конспирологической рациональности, формируемой соответствующей аксиоматикой и проявляющейся в отказе от линейной концепции общественно-политических процессов11, противопоставлении профанных и «тайных» объяснений, что парадигматически отличается от привычных нам форм рациональности, восходящей к схоластической традиции «систематизации средневекового рационализма»12.
Если европейское антипрививочное движение XIX в., боровшееся с законами об обязательной вакцинации (оспопрививании), часто претендовало на «научный» характер с нечастыми апелляциями к религиозно маркируемым мифологемам, то дискурсы отечественной вакцинофобии с самого начала носили мифологический характер и формировались в рамках медицинского конспиро-логического мифа. Его основными посылами были (1) демонизация врача как вредного и потенциально опасного преступника, (2) представление о болезни как результате преступной деятельности врачей-отравителей, (3) страх перед медицинскими технологиями и лечением в больнице, (4) предположение о наличии у врачей неких тайных интересов «морить пациентов».
Зачастую при формировании антипрививочной мифологии активно используется прием псевдотипизации: обобщения делаются на основании отдельных случаев, в частности, профессиональные ошибки отдельных врачей интерпретировались как целенаправленное вредительство. Данное явление, вообще свойственное для конспирологического дискурса, ранее нами было разобрано на примерах политической истории начала ХХ в.13
Сегодня неэсхатологическая вакцинофобия наиболее популярна среди протестантов-фундаменталистов, которые активно транслируют идеологическую мифологему о продвижении американским предпринимателем и филантропом Билом Гейтсом вакцинации из каких-то коварных соображений (хотя в дискурсе и фиксируются герменемы, приписывающие ему свойства и атрибуты антихриста14, они не получают развития и более напоминают семиотические фикции). Кроме того, инструментом заговора часто объявляется American Medical Association, тайная деятельность которой направлена на извлечение баснословных прибылей из целенаправленного и «задокументированного» ухудшения здоровья людей15.
10 Andrade G. Medical conspiracy theories: cognitive science and implications for ethics // Medicine, Health Care and Philosophy Medicine, Health Care and Philosophy. 2020. Vol. 23. P. 510.
11 Кадурина Н. В. Конспирологические подходы к репрезентации политических процессов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 6. С. 26.
12 Шмонин Д. В. В тени Ренессанса. СПб., 2006. С. 16-17.
13 Прилуцкий А. М., Головушкин Д. А., Воронцов А. В. Мифологема ритуального цареубийства в контексте современного конспирологического мифа // Социологические исследования. 2018. № 10 (414). С. 122-129.
14 Is Bill Gates Our Savior or the Antichrist? URL: https://oildefon.medium.com/is-bill-gates-our-savior-or-the-antichrist-2476c7180df2 (дата обращения: 02.01.2021).
15 См., напр., провокативную публикацию Юстаса Маллинса: Mullins E. Murder By Injection The Story of the Medical Conspiracy Against America. Staunton, 1988. P. 5.
Сюжеты вакцинофобской конспирологии
Наиболее устойчивыми сюжетами вакцинофобской конспирологии, представленными на англоязычных сайтах, являются:
1) сокрытие информации о вреде вакцинирования;
2) корыстные мотивы производителей вакцин;
3) сговор медицинских и фармацевтических корпораций;
4) правительственная поддержка и защита интересов производителей вакцин16.
Как мы видим, религиозные мотивы отсутствуют, конспирологический дискурс развивается в рамках неэсхатологической вакцинофобии.
Разумеется, существуют и комбинированные варианты, согласно которым тайная вредоносная деятельность вовлеченных в заговор политиков, медиков, ученых-генетиков, вирусологов, фармацевтов и т. д. не только преследует сиюминутные корыстные цели, но и имеет эсхатологическое значение: она подготавливает мир к воцарению антихриста17.
Несмотря на наличие конспирологических коннотаций в ранних формах медицинского конспирологического мифа, его дискурсы были телесно-ориентированы. Вред от прививок ограничен исключительно негативным влиянием на здоровье человека, религиозное значение минимально (иногда фиксируются фаталистические идеологемы, интерпретирующие любые медицинские мероприятия как противление воле Божией, впрочем, подобным же образом интерпретировались и все крупные бедствия и катастрофы от пожаров до нашествия вредных насекомых). Опасность прививок состоит в том, что при их помощи распространяется болезнь, а тело человека отравляется вредными компонентами прививок. Мотивы участников конспирологического заговора четко не определены, хотя и допускается их объяснение экономической заинтересованностью. Впрочем, последняя стратегия так и не сформировалась в этиологию: она скорее интуитивно угадывается, нежели четко артикулируется.
Современные изводы нерелигиозной (неэсхатологической) вакцинофоб-ской мифологии апеллируют к тем же мифологемам, однако конспирологиче-ские мифологемы получили развитие, которое следует оценить как качественное. В герменевтике на первое место выходят экономические объяснения: вакцинация интерпретируется, прежде всего, как доходное для медицинских и фармацевтических корпораций мероприятие18, причем здоровье людей, страдающих от опасных и некачественных вакцин, приносится в жертву экономическим интересам фармацевтов и медиков. Таким образом, на смену не вполне ясной
16 Kata A. A Postmodern Pandora's box: Anti-vaccination misinformation on the Internet // Vaccine. 2010. Vol. 28. P. 1712-1713.
17 Отцы-афониты: что сегодня происходит в Mipc!!! «вирус» для начертания и прихода антихриста!!! Старец Рафаил и иеросхим. Онуфрш. URL: https://3rm.info/main/79505-otcy-afonity-chto-segodnja-proishodit-v-mire-virus-dlja-nachertanya-i-prihoda-antihrista-starec-rafail-i-ieroshimonufrij-video.html (дата обращения: 02.01.2021).
18 На раннем этапе подобная этиология присутствовала, однако в неразработанном виде: «Полиция, доктора и попы подкуплены "англичанкой" морить народ» (см.: Чагадаева О. Указ. соч. С. 106).
этиологии ранней неэсхатологической вакцинофобской мифологии приходит более рациональное экономическое объяснение, сформировавшееся в контексте возникшего «рынка вакцин», на котором конкурирующие производители борются за расширение сбыта. Крайнюю степень развития конспирологических мотивов мы находим в мифологеме о целенаправленном сокращении населения Земли в интересах так называемого «золотого миллиарда» — в этом случае вакцинирование интерпретируется как тайная технология регулирования численности населения Земли. При этом наиболее распространены два герменевтических нарратива: вакцина интерпретируется как тайный инструмент подавления репродуктивных способностей вакцинируемого или же как отрава, медленно его убивающая19. В обоих случаях религиозный компонент присутствует исключительно на уровне возможных коннотаций, допускающих наличие у заговорщиков и религиозных мотивов, однако непосредственного развития в дискурсе он не получает или же получает минимальное.
Дискурс-анализ нарративов эсхатологического вакцинофобского мифа позволяет сделать вывод о том, что в его формировании принимают участие три типа мифологем, а именно мифологемы медицинского мифа, мифологемы «чи-пирования» и теологема «печати антихриста», представленная набором вариантов, таких как «метка зверя», «эсхатологическая печать», «предпечать» и классическая форма «начертание зверя», которые были проанализированы с использованием инструментария категориальной семиотики.
С точки зрения категориальной семиотики выделяются три уровня значений: категориальный, гиперкатегориальный и субкатегориальный20. Основным значением знака является категориальное значение (значение категориального уровня, содержащее видовые признаки), его можно определить как обобщенное значение, которое не зависит от специфических условий коммуникативных отношений; это «видовое понятие, оно образуется при пересечении объемов нескольких родовых понятий и, в свою очередь, включает в себя подвидовые понятия»21. В основе субкатегориального значения — категоризация более низкого уровня, позволяющая формализовать такие компоненты значения, которые оказываются несущественными для категориального значения. Гиперкатегориальное значение формируется смыслами, возникающими в результате абстрагирования наиболее высокого уровня. Применительно к религиозным символам на этом уровне чаще всего формируются мистические значения и коннотации.
При этом мифологемы медицинского мифа (прежде всего вакцинофобские и трансплантологические22) и «чипирования» формируют категориальный уро-
19 Коронавирусная война... Вакцинация прокладывает путь глобальной цифровой идентификации (Комментарий публикаторов). URL: https://3rm.info/main/80962-koronavirusnaja-vojna-vakcinacya-prokladyvaet-put-globalnoj-cifrovoj-identifikacii-video.html (дата обращения: 02.01.2021).
20 Подробнее об этом см.: Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. Современное «царебожни-чество»: история семиосферы и категориальная семиотика концептов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 4—1. C. 22—38.
21 Савицкий В. М. Основы общей теории идиоматики. М.: Гнозис, 2006. С. 80.
22 Лебедев В. Ю. Трансплантологические мифы и эрозия приватности // Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2019. Т. 21. № S. С. 184.
вень семиотики, а теологема печати и ее мифотеологический извод «предпечати антихриста» — гиперкатегориальный. Субкатегориальный уровень, как это часто бывает в современных эсхатологических нарративах, остается малоразрабо-танным, что позволяет использовать мифологические концепты независимо от конкретики, обусловленной типом используемой вакцины, ее происхождением, болезни, в отношении которой ведется профилактика, и т. п. Это, безусловно, усиливает эффект речевого воздействия. Исследование, проведенное западными учеными, показало, что поскольку основными каналами распространения вакцинофобской конспирологии являются социальные сети, конспирологиче-ская герменевтика в большей степени востребована молодыми людьми и представителями среднего возраста, тогда как пожилые люди с их традиционным доверием телевидению в меньшей степени разделяют конспирологические убеж-дения23. В российском контексте аналогичные исследования не проводились.
Мифологемы дискурса эсхатологической вакцинофобии
Мифологемы медицинского мифа в дискурсах эсхатологической вакцино-фобии формируют представления о том, что медицинские технологии и, прежде всего, вакцинация являются инструментом конспирологического заговора, например, «люди никак не могут понять, что нынешняя вакцинация — это не вакцинация вообще. Она не имеет никакого отношения даже к тем прививкам, которые старшее поколение получало от государства»24. Современный медицинский конспирологический миф отличается исключительной продуктивностью и способностью порождать сложные, синкретические конструкции, в которых медицинские мифологемы развивают конспирологическую герменевтику, используемую для демонизации современных технологий мобильной связи: «Знаю, что КОВИД-19 и любые микробы и болезнетворные бактерии, взаимодействующие с системой 5G, приведут человечество к смерти. Обратите внимание на Москву. Демонтируйте все установки 5G в Москве, Питере и во всех крупных городах. Через эти установки хотят привести к панике, хаосу и смерти всего живого, что есть в мире»25. Полагаем, что именно конспирологическая герменевтика с ее специфической этиологией обеспечивает взаимодействие медицинских и тех-нофобских мифологем.
Мифологемы «чипирования» («чипизации»), также являющиеся продуктом технофобской конспирологии, играют исключительно важную роль в дискурсах эсхатологической вакцинофобии. Популярность и регулярная воспроизводимость данных мифологем в текстах, транслирующих вакцинофобскую идеологию, позволяют сделать вывод о том, что в рамках вакцинофобского дискурса
23 Allington D., Dufly B., Wessely S., Dhavan N., Rubin J. Health-protective behaviour, social media usage and conspiracy belief during the COVID-19 public health emergency // Psychological Medicine. 2020. Vol. 1-7. P. 1-7.
24 «Отвакцинированные» (Примечание редакции). URL: https://3rm.info/main/81076-otvakcinirovannye-rezhisser-robert-de-niro-video.html (дата обращения: 02.01.2021).
25 Вторая волна коронавируса и угроза 5G... Кто познал любовь христову? Схиигумен Сергий после суда. URL: https://3rm.info/main/81073-vtoraja-volna-koronavirusa-i-ugroza-5g-kto-poznal-ljubov-hristovu-shiigumen-sergij-posle-suda-video.html (дата обращения: 02.01.2021).
сформировался особый субдискурс «эсхатологического чипирования». Его смысловое ядро формируется текстами, транслирующими следующие идеи:
1. Тотальное распространение «чипирования» является эсхатологическим предзнаменованием, наряду с войнами и различными бедствиями: «Война приближается очень быстро, что перед войной Богородица будет являться во сне и предупреждать о ней, а также предупреждать о начале массовой чипизации. Одним из признаков этого будет запрет на продажу продуктов питания несовершеннолетним. Чипировать будут и насильственно»26.
2. Всё, маркированное «чипом», становится ритуально нечистым и потенциально опасным, поэтому, например, нельзя молиться перед иконами, маркированными «чипом», а тот, кто прочитает «чипированную» библиотечную книгу «с первого листа до последнего, тот сразу же сбеснуется»27.
3. «Чипированные» люди становятся легко внушаемыми и легко управляемыми.
4. Чип находится в семиотических отношениях с «печатью антихриста», являясь то ли ее метафорой, то ли символом: «Чипирование — это тот процесс, который предсказан в 13-й главе Апокалипсиса»28.
Смысловая многоплановость мифологемы чипирования, ее выраженная продуктивность и мощный эмотивный потенциал, позволяющий выстраивать смысловые связи с целым набором конспирологических концептов, проявляется в эсхатологических нарративах, подобных приведенному ниже. «Следующим шагом в направлении контроля над людьми конечно же является их тотальная чипизация. Как же можно прочипировать всех и каждого? Очень просто — с помощью вакцинации, путем введения нановакцин, содержащих наночипы. Сфабрикованная, как считают многие специалисты, масштабная пандемия гриппа является прекрасным поводом для глобальной вакцинации нановакцинами... В ряде штатов уже проходит чипирование. Все подобные новшества в США, как правило, начинаются и затем в ускоренном порядке распространяются по миру с задержкой в год-два. Следует ожидать, что на очереди Европа и Россия. В ближайшее время под международным давлением и при срежиссированном очередном теракте в РФ и во благо ее "безопасности" процесс чипизации активно начнет внедряться в тело Святой Руси. Сегодня микрочипы действуют с помощью направляемых на них высокочастотных радиоволн. Через спутник чипированное лицо может быть отслежено в любой точке земного шара.»29
Вхождение концепта эсхатологического чипирования в семантическое поле мифологемы «электронный концлагерь антихриста», активное воспроизведение теологемы «печать антихриста», мифотеологемы «эсхатологические эшелоны» и подобных им позволяют сделать вывод, что данный концепт в современ-
26 Печать. URL: https://studopedia.su/12_46301_pishcha-voda.html (дата обращения: 02.01.2021).
27 Как создается система управления и тотального контроля царства антихриста в России. URL: https://protivkart.ru/video/2865-kak-sozdaetsja-sistema-upravlenya-i-totalnogo-kontrolja-carstva-antihrista-v-rossii.html (дата обращения: 02.01.2021).
28 Рисковать не стоит... Возможно ли чипирование при вакцинации? URL: https://3rm. info/main/80613-riskovat-ne-stoit-vozmozhno-li-chipirovanie-pri-vakcinacii.html (дата обращения: 02.01.2021).
29 Против метки. URL: http://protivmetki.narod.ru/ (дата обращения: 02.01.2021).
ном эсхатологическом дискурсе семиотизируется в качестве эсхатологического символа. Эта семиотизация обеспечивается взаимодействием собственно эсхатологического и технофобского дискурсов, благодаря чему свойственный для архаического мировосприятия страх перед новыми технологиями30, несущими в себе вызов для архаического уклада жизни, претерпевает эсхатологическую интерпретацию: страх перед новыми технологиями становится страхом перед грядущими эсхатологическими бедствиями и потрясениями. Для анализа данного символа нами использован инструментарий категориальной семиотики.
С точки зрения категориальной семиотики значение данного символа раскрывается преимущественно на категориальном и гиперкатегориальном уровнях, при этом категориальное значение может быть определено как «попадание под власть антихриста», а гиперкатегориальное — как «отступничество от Бога, вечная погибель». Субкатегориальное значение, как это характерно для современной эсхатологической семиотики, остается малоразработанным, что позволяет, в свою очередь, распространить эсхатологическую герменевтику на неограниченный спектр «сомнительных» товаров и услуг: электронную связь, приборы и оборудование, медицинские технологии, банковские карты, биометрические документы и т. д.
В рамках анализируемого нами вакцинофобского дискурса мифологемы чипирования представлены в нескольких вариантах.
1. Мифологема так называемого жидкого чипа, который будет вводиться в тело, — быстро обнаруживает "корона-вирус". Этот жидкий чип пока применяется при лабораторных тестах для выявления "корона-вируса"... Свяжите эти два процесса: жидкий чип, который обнаруживает "корона-вирус", и вакцинация от "корона-вируса" — получите быстрое и поголовное введение печати антихриста!!!»31 Возникновение данного варианта мифологемы чипирования обусловлено исключительно прагматикой конспирологического дискурса, постоянно нуждающегося в усилении воздействия на реципиентов. «Жидкий чип» позволяет соединить эсхатологические концепты различного генезиса в рамках единого нарратива. Так, данный концепт позволяет сколько-нибудь осмысленно прояснить «технические» аспекты мифологической ситуации: очевидно ведь, что «традиционную» микросхему невозможно имплантировать при помощи прозрачного шприца, оснащенного тонкой иглой. Кроме того, концепт «жидкий чип» усиливает силу воздействия технофобского мифа, поскольку коннотатив-но связан с семантическим полем, которое можно условно обозначить как «последние достижения демонизированной науки». Здесь действует общая закономерность — чем «новее» и «прогрессивнее» технология, тем она опаснее: «.а вы стойте на том, чему научены, того и держитесь, от всего нового уклоняйтесь»32.
30 Волков В. Н. Архаика русской культуры и модернизация российского общества // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 11. С. 30—33.
31 Отцы-афониты: Жидкий чип + вакцинация = печать антихриста!!! URL: https://3rm. info/main/79414-otcy-afonity-zhidHj-chip-vakcinacija-pechat-antihrista-video.html (дата обращения: 02.01.2021).
32 Еще один мощнейший удар экуменистов по русской церкви... Синод РПЦ изменил правила крещения и поминовения. URL: https://3rm.info/main/78386-esche-odin-udar-jekume-
2. Мифологема особо вредного «наночипа» принципиально не отличается от мифологемы «жидкого чипа», по сути, является ее семиотическим удвоением. В основе лежат технофобские представления о сущности нанотехнологий в целом.
3. Мифологемы принудительного чипирования, находящиеся в явных смысловых отношениях с теологемой «печать антихриста». Предполагается, что обязательный характер вакцинирования/чипирования, «гонения» на всех, кто постарается уклониться от этого и т. д., свидетельствуют об эсхатологическом значении чипирования. Поскольку данный мифологический комплекс еще находится в стадии становления, в дискурсе представлены вариативные формы — «печать», «предпечать», «метка» и т. д.
Кроме мифологем, связанных с чипированием, в современном вакцино-фобском дискурсе нами были выявлены следующие устойчивые семантические комплексы различной степени мифологизации:
1) «Заражение через дезинфекцию». Например: «Одним из косвенных доказательств того, что заражение через "дезинфекцию" в принципе может иметь место, служит то, что во всех крупных монастырях нашей Церкви (не только в РФ, но и, например, на Украине) повальный "коронавирусный" "мор" наступал вскоре после соответствующей обработки территории и помещений. Так было, например, в Киево-Печерской лавре, которая долго сопротивлялась "коронавирусной" истерии и не закрывалась для прихожан и паломников, или в Оптиной пустыни, где до "обработки" и "тестов" имели место всего несколько отдельных случаев заражения в нетяжелой форме, а после них "вирус" был выявлен у 40 человек»33. Таким образом, формируется инверсивная семиотика — символ борьбы с инфекционным заболеванием трансформируется в символ его распространения;
2) «Тайный сбор биологического материала». Например: «Сбор ДНК, пробы крови. Для чего всё это затеяно? Мой БИОМАТЕРИАЛ34 будут тестить какими-то микрофлюидными ЧИПАМИ? Где гарантии, что при сборе ПРОБ мне не занесут какую-то бяку? Может, пробу снимут ПИСТОЛЕТОМ (как тест на МАНТУ), и при этом что-нибудь "ВЖИВЯТ"? Или просто "ОЦИФРУЮТ" мой биоматериал (хрен редьки не слаще). Не верю в бескорыстную "ОЗАБОЧЕННОСТЬ" нынешней "ЭЛИТЫ". Благими намерениями...»35 Данные мифологемы используются преимущественно для усиления воздействия конспирологического дискурса, поскольку позволяют использовать «конспирологический потенциал» эсхатологической герменевтики технологий, обрабатывающих биометрические данные. Страх перед биометрией носит выраженный эсхатологический характер и распространяется как на сами технологии, так и на их продукты;
3) Комплекс конспирологических мифологем злонамеренного сокрытия способов простого и безопасного лечения коронавирусной инфекции, делаю-
nistov-po-russkoj-cerkvi-sinod-rpc-izmenil-pravila-kreschenya-i-pominovenya.html#sel=7:1,8:7 (дата обращения: 02.01.2021).
33 Коронобесы и предатели в рясах. URL: http://amin.su/content/analitika/9/6580/ (дата обращения: 02.01.2021).
34 Здесь и далее сохранена графическая специфика оригинала.
35 Микрофлюидные ЧИПЫ (отдай свой ДНК кому попало, оно нам надо...?) URL: https:// www.youtube.com/watch?v=WuU8OJkv-KY (дата обращения: 02.01.2021).
щих вакцины в принципе ненужными. К таковым способам относится, например, вдыхание паров водки36. Интересно, что данные мифологемы позволяют осуществить семиотическую мимикрию — придать тексту псевдонаучный вид, что обеспечивается апелляцией к реальным и мнимым высказываниям ученых, авторитетных врачей, использованием научной терминологии. Таким образом обеспечивается эффект завышенной валидности;
4) Связь вакцинации с «тайной евгеникой». Данный мифологический комплекс используется для символического включения концепта вакцинации в семантическое поле немецкого нацизма для его полнейшей дискредитации37. Эта мифологема не имеет самостоятельного значения и является слабо разработанной. Используется в качестве дополнительного инструмента увеличения эмо-тивности дискурса.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что в настоящее время происходит формирование сложного мифологического комплекса, в рамках которого задействованные мифологемы формируют коннотации, напрямую не связанные с семантическим полем медицинской конспирологии. В целом можно утверждать, что современный извод медицинского конспироло-гического мифа развивается как в рамках нерелигиозной конспирологии, так и в формате ее эсхатологической версии. При этом различие часто коренится не в самом наборе мифологем, но их интерпретации, причем не только на уровне значений, но и коннотаций.
Источники
Вторая волна коронавируса и угроза 5G... Кто познал любовь христову? Схиигумен Сергий после суда. URL: https://3rm.info/main/81073-vtoraja-volna-koronavirusa-i-ugroza-5g-kto-poznal-ljubov-hristovu-shiigumen-sergij-posle-suda-video.html (дата обращения: 02.01.2021).
Еще один мощнейший удар экуменистов по русской церкви... Синод РПЦ изменил правила крещения и поминовения. URL: https://3rm.info/main/78386-esche-odin-udar-jekumenistov-po-russkoj-cerkvi-sinod-rpc-izmenil-pravila-kreschenija-i-pominovenija. html#sel=7:1,8:7 (дата обращения: 02.01.2021). Как создается система управления и тотального контроля царства антихриста в России. URL: https://protivkart.ru/video/2865-kak-sozdaetsja-sistema-upravlenja-i-totalnogo-kont-rolja-carstva-antihrista-v-rossii.html (дата обращения: 02.01.2021). Коронавирус лечится за один день... Вакцинация не нужна! Всё гениальное — просто! Просим распространять. (Примечание редакции) URL: https://3rm.info/main/80027-koronavirus-lechitsja-za-odin-den-vakcinacja-ne-nuzhna-vse-genialnoe-prosto-prosim-rasprostranjat-video.html (дата обращения: 02.01.2021).
36 Коронавирус лечится за один день... Вакцинация не нужна! Всё гениальное просто! Просим распространять. (Примечание редакции) URL: https://3rm.info/main/80027-koronavirus-lechitsja-za-odin-den-vakcinacja-ne-nuzhna-vse-genialnoe-prosto-prosim-rasprostranjat-video. html (дата обращения: 02.01.2021).
37 Стратегический план власти — цифровой концлагерь для россиян (см. комментарий публикаторов). URL: https://3rm.info/main/80650-strategicheskj-plan-vlasti-cifrovoj-konclager-dlja-rossjan-ochetverikova-video.html (дата обращения: 02.01.2021).
Коронавирусная война... Вакцинация прокладывает путь глобальной цифровой идентификации (Комментарий публикаторов). URL: https://3rm.info/main/80962-koronavirasnaja-vojna-vakcinacija-proHadyvaet-put-globalnoj-cifrovoj-identifikacii-video. html (дата обращения: 02.01.2021).
Коронобесы и предатели в рясах. URL: http://amin.su/content/analitika/9/6580/(дата обращения: 02.01.2021).
Микрофлюидные ЧИПЫ (отдай свой ДНК кому попало, оно нам надо...?) URL: https:// www.youtube.com/watch?v=WuU8OJkv-KY (дата обращения: 02.01.2021).
«Отвакцинированные» (Примечание редакции). URL: https://3rm.info/main/81076-otvakcinirovannye-rezhisser-robert-de-niro-video.html (дата обращения: 02.01.2021).
Отцы-афониты: Жидкий чип + вакцинация = печать антихриста!!! URL: https://3rm.info/ main/79414-otcy-afonity-zhidMj-chip-vakcinacija-pechat-antihrista-video.html (дата обращения: 02.01.2021).
Отцы-афониты: что сегодня происходит в мiре!!! «вирус» для начертания и прихода антихриста!!! Старец Рафаил и иеросхим. Онуфрш. URL: https://3rm.info/main/79505-otcy-afonity-chto-segodnja-proishodit-v-mire-virus-dlja-nachertanya-i-prihoda-antihrista-starec-rafail-i-ieroshimonufrij-video.html (дата обращения: 02.01.2021).
Печать. URL: https://studopedia.su/12_46301_pishcha-voda.html (дата обращения: 02.01.2021).
Против метки. URL: http://protivmetki.narod.ru/ (дата обращения: 02.01.2021).
Рисковать не стоит... Возможно ли чипирование при вакцинации? URL: https://3rm.info/ main/80613-riskovat-ne-stoit-vozmozhno-li-chipirovanie-pri-vakcinacii.html (дата обращения: 02.01.2021).
Стратегический план власти — цифровой концлагерь для россиян (см. комментарий публикаторов). URL: https://3rm.info/main/80650-strategicheskij-plan-vlasti-cifrovoj-konclager-dlja-rossijan-ochetverikova-video.html (дата обращения: 02.01.2021).
Is Bill Gates Our Savior or the Antichrist? URL: https://oildefon.medium.com/is-bill-gates-our-savior-or-the-antichrist-2476c7180df2 (дата обращения: 02.01.2021).
Список литературы
Волков В. Н. Архаика русской культуры и модернизация российского общества // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 11. С. 30—33.
Головушкин Д. А. Современный православный фундаментализм or псевдофундаментализм? // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Политология. Религиоведение. 2018. Т. 25. С. 92-102.
Кадурина Н. В. Конспирологические подходы к репрезентации политических процессов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 6. С. 26.
Лебедев В. Ю. Трансплантологические мифы и эрозия приватности // Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2019. Т. 21. № S. С. 184.
Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. Современное «царебожничество»: история семиосферы и категориальная семиотика концептов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 41. С. 22-38.
Прилуцкий А. М. Семиотика модальностей современного конспирологического мифа в дискурсах маргинального православия // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. № 82. С. 94-107.
Прилуцкий А. М., Головушкин Д. А., Воронцов А. В. Мифологема ритуального цареубийства в контексте современного конспирологического мифа // Социологические исследования. 2018. № 10 (414). С. 122-129.
Резник О. Н., Прилуцкий А. М., Лебедев В. Ю., Михель Д. В. Неприятие обществом проблемы посмертного донорства органов: причины и структура мортальных страхов // Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2019. № 21 (1). С. 169-179.
Савицкий В. М. Основы общей теории идиоматики. М.: Гнозис, 2006.
Чагадаева О. Нас морить хотят! Убьем доктора! // Родина. 2019. № 3. С. 102-106.
Шмонин Д. В. В тени Ренессанса. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
Allington D., Duffy B., Wessely S., Dhavan N., Rubin J. Health-protective behaviour, social media usage and conspiracy belief during the COVID-19 public health emergency // Psychological Medicine. 2020. Vol. 1-7. P. 1-7.
Andrade G. Medical conspiracy theories: cognitive science and implications for ethics // Medicine, Health Care and Philosophy Medicine, Health Care and Philosophy. 2020. Vol. 23. P. 505-518.
Berman D. M., Dees P. Vaccines and the Internet // Vaccinophobia and Vaccine Controversies of the 21st Century. N. Y.: Springer, 2013. P. 399-419.
Huremovid D. Brief History of Pandemics (Pandemics Throughout History) // Psychiatry of Pandemics. 2019. May 16. P. 7-35.
Kata A. A Postmodern Pandora's box: Anti-vaccination misinformation on the Internet // Vaccine. 2010. Vol. 28. P. 1709-1716.
Mullins E. Murder by Injection The Story of the Medical Conspiracy Against America. Staunton: The National Council for Medical Research, 1988.
Sunstein C. R. Conspiracy Theories and Other Dangerous Ideas. N. Y.: Simon & Schuster, 2014.
Aleksandr Priluckij, Doctor of Sciences in Philosophy, Russian State Pedagogical University 48/20 Naberezhnaya reki Moiki, St. Petersburg 119186, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-7013-9935
Roman Sokolov, Doctor of Sciences in Philosophy Russian State Pedagogical University 18 Gorokhovaya, St. Petersburg 119186, Russian Federation; Professor Department of Russian History Vladimir State University, 87 Gorkogo Str., Vladimir 600000, Russian Federation romansokolow@mail. ru ORCID: 0000-0002-3206-7635
Categorical Semiotics of the Vaccinophobic Discourse of the Conspirological Myth
A. Priluckij, R. Sokolov
Abstract: In this article, the vaccinophobic myth is understood as a set of narratives that have no evidence base and demonise the consequences of the use of biological drugs for medical purposes aimed at the formation of immunity to infectious diseases in humans. The conspiracy hermeneutics of the modern pandemic situation forms new
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.
2021. Vol. 97. P. 105-120
DOI: 10.15382/sturI202197.105-120
mythologemes, including those arising as a result ofthe convergence ofthe mythologeme of harmful vaccination and the mythologeme of eschatological chipping: this is the origin ofthe concepts of a liquid chip and a nanochip, which were not previously recorded in the studied discourse. One of the basic mythologemes of the modern medical vaccinophobic myth is the mythologeme of chipping. The article examines its semantic structure. It comprises the following conceptions: total use of chips is an eschatological omen; everything marked with a "chip" becomes ritually impure and potentially dangerous; people marked with a chip become easily suggestible and generally easy to control; the chip is in a semiotic relationship with the "seal ofthe Antichrist", being either its metaphor or its symbol. Within the framework of the vaccinophobic discourse, the mythologemes of chipping are presented in several versions, namely: (1) mythologeme "Liquid Chip" injected into the human body under the guise of a vaccine against coronavirus infection; (2) the mythologeme "Nanochip" does not differ significantly from the mythologeme "Liquid Chip" and is, in fact, its semiotic duplication; (3) mythologemes of forced chipping which are in an explicit semantic relationship with the theologeme "Seal of the Antichrist". In addition to the mythologemes associated with chipping, in the modern vaccinophobic discourse we have identified the following stable semantic complexes of varying degrees of mythologisation. These are "infection through disinfection"; "secret collection of biological material"; a complex of conspiracy mythologemes of malicious concealment of ways of simple and safe treatment of Coronavirus infection; connection of vaccination with "secret eugenics". This mythological complex is used to symbolically include the concept of vaccination in the semantic field of German Nazism for its complete discrediting.
Keywords: eschatology, conspiracy, medical myth, fundamentalism, semiotics, chipping, technophobia.
References
Allington D., Duffy B., Wessely S., Dhavan N., Rubin J. (2020) "Health-protective behaviour, social media usage and conspiracy belief during the COVID-19 public health emergency". Psychological Medicine, vol. 1—7, pp. 1—7.
Andrade Gabriel (2020) "Medical conspiracy theories: cognitive science and implications for ethics". Medicine, Health Care and Philosophy Medicine, Health Care and Philosophy, vol. 23, pp. 505-518.
Berman D. M., Dees P. (2013) "Vaccines and the Internet". Vaccinophobia and Vaccine Controversies of the 21st Century, N. Y.: Springer, pp. 399-419.
Chagadaeva O. (2019) "Nas morit' hotiat! Ub'em doktora!" ["They want to kill us! Let's kill the doctor!"]. Rodina, vol. 3, pp. 102-106 (in Russian).
Golovushkin D. A. (2018) "Sovremennyi pravoslavnyi fundamentalizm or psevdofundamenta-lizm?" [Modern Orthodox fundamentalism or pseudo-fundamentalism?]. Izvestiia Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politologiia. Religiovedenie, vol. 25, pp. 92-102 (in Russian).
Huremovid Damir (2019) "Brief History of Pandemics (Pandemics Throughout History)". Psychiatry of Pandemics, 2019 May 16, pp 7-35.
Kadurina N. V. (2013) "Konspirologicheskie podkhody k reprezentatsii politicheskikh protsessov" [Conspirological approaches to the interpretation of political processes]. Sovremennye issledovaniia sotsial'nykhproblem (elektronnyi nauchnyi zhurnal), vol. 6, p. 26 (in Russian).
Kata A. A. (2010) "Postmodern Pandora's box: Anti-vaccination misinformation on the Internet". Vaccine, vol. 28 , pp. 1709-1716.
Lebedev V. Iu. (2019) "Transplantologicheskie mify i eroziia privatnosti" [Transplantological myths and erosion of privacy]. Vestnik transplantology i iskusstvennykh organov, vol. 21, p. 184 (in Russian).
Mullins E. (1988) Murder By Injection The Story of the Medical Conspiracy Against America. Staunton: The National Council for Medical Research.
Prilutskiy A. M. (2019) "Semiotika modal'nostei sovremennogo konspirologicheskogo mifa v dis-kursah marginal'nogo pravoslaviia" [Semiotics of modalities of the present-day conspirologi-cal myth in discourses of marginal Orthodoxy]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya I: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie, vol. 82, pp. 94—107 (in Russian).
Prilutskiy A. M., Golovushkin D. A., Vorontsov A. V. (2018) "Mifologema ritual'nogo tsareubiistva v kontekste sovremennogo konspirologicheskogo mifa" [The mythologem of ritual regicide in the context of modern conspirological myth]. Sotsiologicheskie issledovaniia, vol. 10 (414), pp. 122-129 (in Russian).
Reznik O. N., Prilutskiy A. M., Lebedev V. Iu., Mikhel' D. V. (2019) "Nepriiatie obshchestvom problemy posmertnogo donorstva organov: prichiny i struktura mortal'nykh strakhov" [Deflection of deceased organ donation by society: reasons and structure of mortal fears]. Vestnik transplantology i iskusstvennykh organov, vol. 21 (1), pp. 169-179 (in Russian).
Savitskii V. M. (2006) Osnovy obshchei teorii idiomatiki [Foundations of the general theory of idioms]. Moscow (in Russian).
Shmonin D. V. (2007) V teni Renessansa [In the shadow of the Renaissance]. St. Petersburg (in Russian).
Sunstein Cass R. (2014) Conspiracy Theories and Other Dangerous Ideas. N. Y.: Simon & Schuster.
Volkov V. N. (2013) "Arkhaika russkoi kul'tury i modernizatsiia rossiiskogo obshchestva" [The archaism of Russian culture and the modernisation of Russian society]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta, vol.11, pp. 30-33 (in Russian).