Научная статья на тему 'Катализаторы и ингибиторы политической карьеры в России'

Катализаторы и ингибиторы политической карьеры в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КАРЬЕРНЫЕ ЛИФТЫ / СКОРОСТЬ КАРЬЕРЫ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КАТАЛИЗАТОРЫ КАРЬЕРЫ / ИНГИБИТОРЫ КАРЬЕРЫ / POLITICAL ELITE / POLITICAL MOBILITY / CAREER ELEVATORS / CAREER SPEED / BIOGRAPHICAL ANALYSIS / CAREER CATALYSTS / CAREER INHIBITORS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лавров И. А.

Изучение основных принципов формирования политической элиты в России является краеугольным камнем для понимания будущей стратегии страны и вектора ее развития, так как стратегия развития будет зависеть от тех людей, которые встанут у руля управления страной. Уже сейчас наблюдается динамичный процесс «омоложения» власти, представители поколения Х активно шагают по политической карьерной лестнице и получают высокие должности. Анализ карьерного бэкграунда «молодых» политиков, основных лифтов политической карьеры, ее катализаторов и ингибиторов, скорости профессионального становления отражен в проведенном нами исследовании. Исследование проводилось на основе биографий 370 государственных служащих, которые на 1 марта 2019 г. занимали должности заместителей министров или заместителей руководителей федеральных ведомств. Биографии взяты из открытых источников и оцифрованы в базу данных. В ходе исследования изучены карьерные траектории политиков, на основе которых можно выделить ключевые институты формирования политической элиты и политические карьерные лифты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATALYSTS AND INHIBITORS OF POLITICAL CAREER IN RUSSIA

Studying the basic principles of the political elite formation in Russia is the cornerstone for understanding the country’s future strategy and its development vector, since the development strategy will depend on those people who will be at the helm of the country’s governance. There is already a dynamic process of rejuvenating the authorities, representatives of Generation X are actively striding along the political career ladder and gain high positions. The analysis of the career background of “young” politicians, the main political career elevators, its catalysts and inhibitors, and the speed of professional formation has been reflected in our research. The research was carried out on the base of biographies of 370 civil servants who, as of March 1, 2019, held the posts of deputy ministers or deputy heads of federal departments. Biographies were taken from open sources and were digitized in a database. The study examined the career paths of politicians, on the base of which it is possible to allocate the key institutions of the political elite formation and political career elevators.

Текст научной работы на тему «Катализаторы и ингибиторы политической карьеры в России»

УДК 316.444.5

Лавров Иван Андреевич

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3567-4502 e-mail: spu_lavrov@mail.ru

Lavrov Ivan

Postgraduate student, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-3567-4502 e-mail: spu_lavrov@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2019-12-193-199

КАТАЛИЗАТОРЫ И ИНГИБИТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ В РОССИИ

Аннотация. Изучение основных принципов формирования политической элиты в России является краеугольным камнем для понимания будущей стратегии страны и вектора ее развития, так как стратегия развития будет зависеть от тех людей, которые встанут у руля управления страной. Уже сейчас наблюдается динамичный процесс «омоложения» власти, представители поколения Х активно шагают по политической карьерной лестнице и получают высокие должности. Анализ карьерного бэкграунда «молодых» политиков, основных лифтов политической карьеры, ее катализаторов и ингибиторов, скорости профессионального становления отражен в проведенном нами исследовании. Исследование проводилось на основе биографий 370 государственных служащих, которые на 1 марта 2019 г. занимали должности заместителей министров или заместителей руководителей федеральных ведомств. Биографии взяты из открытых источников и оцифрованы в базу данных. В ходе исследования изучены карьерные траектории политиков, на основе которых можно выделить ключевые институты формирования политической элиты и политические карьерные лифты. Ключевые слова: политическая элита, политическая мобильность, карьерные лифты, скорость карьеры, биографический анализ, катализаторы карьеры, ингибиторы карьеры.

Цитирование: Лавров И.А. Катализаторы и ингибиторы политической карьеры в России//Вестник университета. 2019. № 12. С. 193-199.

CATALYSTS AND INHIBITORS OF POLITICAL CAREER IN RUSSIA

Abstract. Studying the basic principles of the political elite formation in Russia is the cornerstone for understanding the country s future strategy and its development vector, since the development strategy will depend on those people who will be at the helm of the country's governance. There is already a dynamic process of rejuvenating the authorities, representatives of Generation X are actively striding along the political career ladder and gain high positions. The analysis of the career background of "young " politicians, the main political career elevators, its catalysts and inhibitors, and the speed ofprofessional formation has been reflected in our research. The research was carried out on the base of biographies of 370 civil servants who, as of March 1, 2019, held the posts of deputy ministers or deputy heads offederal departments. Biographies were taken from open sources and were digitized in a database. The study examined the career paths of politicians, on the base of which it is possible to allocate the key institutions of the political elite formation and political career elevators.

Keywords: political elite, political mobility, career elevators, career speed, biographical analysis, career catalysts, career inhibitors.

For citation: Lavrov I.A. Catalysts and inhibitors of political career in Russia (2019) Vestnik universiteta, I. 12, pp. 193-199. doi: 10.26425/1816-4277-2019-12-193-199

Тренды формирования политической элиты страны находятся на пике своей актуальности и к ним проявляется повышенный интерес как российских исследователей, так и зарубежных. Страну ожидает важнейшее политическое событие XXI в.: в 2024 г. в России пройдут восьмые выборы Президента Российской Федерации (далее - РФ). Согласно пункту 3 статьи 81 Конституции РФ, действующий Президент РФ В. В. Путин не сможет баллотироваться на должность Президента, так как одно и то же лицо не может занимать должность

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31467.

Acknowledgements. The research was carried out with the financial support of the RFBR and ANO EISI in the framework of the scientific project No. 19-011-31467.

© Лавров И.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Президента РФ более двух сроков подряд [1]. Независимо от итогового выбора граждан, в элитных кругах произойдут перемены, так как в связи с этим событием Правительство РФ также ожидает ротация. Политическая элита страны берет однозначный курс на омоложение своих рядов, подготовку молодых специалистов для высших управленческих должностей. Уже сегодня можно наблюдать динамику, при которой высокие управленческие должности получают молодые специалисты, так называемые технократы [4]. Такую тенденцию видно невооруженным взглядом, и ее в своих трудах отмечают многие деятели политических и социологических исследований, такие как Д. Волков, А. Колесников [3]. На эту тематику пишут свои работы и молодые ученые, например, А. А. Фомин, рассматривавший эту тенденцию на региональном уровне [7].

Однако, описывая эти процессы, авторы научных разработок не уделяют должного внимания тем институтам политического рекрутмента и механизмам отбора, с помощью которых молодые чиновники добиваются столь высоких карьерных позиций. В основном анализируется функционал и компетенции чиновников, дается прогноз на дальнейшее развитие событий в управленческой системе, но то, какой карьерный путь проделали чиновники, что именно для одних являлось трамплином, а для других барьером, упускается из виду. Мы считаем, что именно в карьерных траекториях, в институтах и механизмах отбора и подготовки кроется понимание существующих трендов формирования политической элиты и особенностей политической мобильности.

Анализу карьерных траекторий и было посвящено наше исследование. Для анализа были отобраны чиновники, являвшиеся заместителями министров или заместителями руководителей федеральных ведомств. Такой выбор объекта исследования обоснован следующими обстоятельствами. Для изучения существующих трендов формирования политической элиты важно понимать, что людей, занимающих должности в государственных властных институтах, нужно классифицировать в зависимости от способа получения государственной должности. Опираясь на труды О. В. Крыштановской, можно выделить две группы: бюрократы - люди, которые были назначены на свою должность; электократы - люди, которые получили свою должность благодаря механизму выборов [6]. Важнейшим отличием здесь является способ легитимации власти. Под легитимацией власти понимается признание законности прав человека на властные полномочия. Признание полномочий бюрократа осуществляется вышестоящим начальником, который назначил его на должность. Вновь назначенный бюрократ попадает в иерархическую структуру, в которой занимает свою позицию и выполняет свои функции. Электократ же подтверждает свое право на полномочия голосами своих избирателей. Бюрократы могут занимать свои должности сколь угодно долго, в отличие от электократов, которые были избраны лишь на определенный срок. Подобная разница позволяет бюрократам строить свою карьеру внутри государственных институтов власти, удерживать свои позиции, идти на повышение, строить систему связей, которая будет являться их конкурентным преимуществом. В это же время электократам необходимо постоянно переизбираться, вести борьбу за голоса избирателей, быть публичными и нести ответственность перед своим электоратом. Все это делает карьеру бюрократа гораздо устойчивее, что является основополагающим фактором для понимания трендов формирования политической элиты. Основными бюрократическими институтами государственной власти в России являются федеральные министерства и иные федеральные ведомства, входящие в состав Правительства РФ. Поэтому должности именно этих ведомств были подвергнуты нашему анализу.

Должность заместителя первого лица ведомства была выбрана для исследования, так как мы считаем, что на данный момент это наиболее перспективный пласт чиновников, чей карьерный путь к 2024 г. потенциально может увенчаться назначением на высшие управленческие чины в Российской Федерации.

Исходя из такого выбора объекта исследования, нами был проведен биографический анализ на основе 370 биографий чиновников, составленных при помощи открытых источников (официальные сайты министерств и ведомств и средства массовой информации) [8]. 370 заместителей министров и заместителей руководителей федеральных ведомств являются генеральной совокупностью по состоянию на 1 марта 2019 г. Биографии были оцифрованы в базу данных, которая содержит основные демографические, образовательные, карьерные и административные индикаторы.

Необходимо понимать, что не все заместители первых лиц ведомств являются перспективными. Для одних это действительно лишь точка на траектории их карьерного роста, но для других эта должность может являться шагом назад или предельной точкой политической карьеры без перспектив развития. Одним из основных и очевидных индикаторов карьерного потенциала является возраст чиновника. Поэтому кроме биографического нами был проведен еще и когортный анализ. Для анализа были выделены четыре поколенные группы:

- чиновники, родившиеся до 1959 г.;

- чиновники, родившиеся в период с 1960 г. по 1969 г.;

- чиновники, родившиеся в период с 1970 г. по 1980 г.;

- чиновники, родившиеся позднее 1981 г.

Тренд на омоложение власти подтверждается: 44,6 % заместителей первых лиц федеральных ведомств моложе 50 лет, а 7,3 % моложе 40 лет (табл. 1).

Таблица 1

Поколенное распределение заместителей первых лиц федеральных ведомств

Поколения Численность группы, чел. Доля от общего кол-ва заместителей первых лиц федеральных ведомств, %

Поколение 1950-х гг. 71 19,2

Поколение 1960-х гг. 116 31,3

Поколение 1970-х гг. 138 37,3

Поколение 1980-х гг. 27 7,3

Нет информации о возрасте 18 4,9

Всего 370 100,0

Составлено автором по материалам исследования

Эта тенденция становится еще более осязаемой, если обратить внимание на то, что федеральные ведомства не однородны, они выполняют разные функции и подотчетны разным структурам. Для большего понимания процесса омоложения федеральных ведомств большую роль играет как раз то, кто осуществляет руководство ими. Всеми федеральными ведомствами осуществляет руководство либо Правительство РФ, либо Президент РФ. Ведомства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, занимаются деятельностью в экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества, среди них: Министерство финансов РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство здравоохранения РФ и прочие. А вот ведомства, руководство которыми осуществляет Президент РФ, ведут силовую, правоохранительную и международную деятельность. Среди таких ведомств: ФСБ России, Министерство обороны РФ, МВД России, МЧС России, ФСО России, Росгвардия, МИД России и другие. Ведомства, руководство которыми осуществляет Президент РФ, отличаются и иной системой карьерного продвижения. Так как сфера деятельности таких ведомств преимущественно силовая и дипломатическая, то для продвижения по карьерной лестнице там необходима выслуга лет, получение служебных званий и чинов. В связи с этим карьера там ощутимо медленнее. Средний возраст заместителя первого лица в ведомствах, руководство которыми осуществляет Президент РФ, - 57 лет, в то время как в ведомствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, - 51 год. Основная масса «молодых» чиновников-технократов приходится как раз на ведомства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ: 86,9 % чиновников поколения 1970-х гг. проходят государственную службу именно в таких ведомствах, где их доля от общего количества заместителей первых лиц достигает 43,5 %, а доля поколения 1980-х гг. - 9,1%. Чиновники именно этих категорий и являются потенциальной управленческой элитой России недалекого будущего.

Для более глубокого анализа карьерных лифтов и институтов подготовки политической элиты страны необходимо понять, каким образом возможно определить, какой институт послужил во благо политической карьере, а какой нет. Для этого в исследование был введен индикатор скорости карьеры. Под скоростью карьеры мы понимаем количество лет, потребовавшееся чиновнику для получения должности заместителя первого лица федерального ведомства, с момента начала его трудовой деятельности. В процессе политической мобильности многие чиновники несколько раз становились заместителями первого лица ведомства, кто-то после этого шел на повышение или понижение, а к текущему моменту возвращался на должность этого же уровня, кто-то испытывал горизонтальную мобильность, переходя из одного ведомства в другое без изменения уровня должности. Поэтому за конечную точку в отсчете скорости карьеры мы принимаем год, когда нынешний заместитель первого лица федерального ведомства получил подобную должность впервые.

Таким образом, мы высчитали скорость карьеры для всех, для кого это было возможно. У некоторых заместителей первых лиц федеральных ведомств в открытых источниках была скудная биография, или она могла отсутствовать вовсе, поэтому скорость карьеры была рассчитана для 302 чиновников (81,6%). Исходя из средних величин скоростей карьеры чиновников, имевших образовательный или профессиональный опыт деятельности в определенных институтах, можно сделать вывод, какие из этих институтов, по аналогии с химическими процессами, можно назвать катализаторами политической карьеры, а какие ингибиторами. Катализаторами будут называться институты, ускоряющие процесс политической карьеры, а ингибиторами - замедляющие.

Средняя скорость карьеры для всех заместителей первых лиц федеральных ведомств - 22,3 года. Но, как мы уже отмечали ранее, из-за специфики государственной службы в ведомствах, руководство которыми осуществляет Президент РФ, скорость карьеры медленнее. Это доказывается следующими цифрами: средняя скорость карьеры у представителей ведомств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, -21 год, а у представителей ведомств, руководство которыми осуществляет Президент РФ, - 27 лет. Эта информация позволяет выделить наиболее сильные ингибиторы для политической карьеры:

- опыт работы в силовых или правоохранительных ведомствах. Такой опыт имеют 126 чиновников (34 %). И далеко не все они продолжили свою карьеру в ведомствах, руководство которыми осуществляет Президент РФ: 58 из них (46 %) замещают должности в ведомствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ. Но в любом случае, как уже было сказано ранее, жесткая субординационная, иерархическая система в силовых ведомствах, противоречит быстрому карьерному росту. Скорость карьеры чиновников, имевших опыт работы в подобных институтах, - 26 лет, а не имевших - 21 год;

- военная служба по призыву. Такой опыт из всего списка заместителей первых лиц всех федеральных ведомств имеют всего 48 человек (13 %). И объяснение этого ингибитора не сильно отличается от объяснения предыдущего. Большинство чиновников, имевших опыт военной службы по призыву, продолжали свою карьеру в силовых или правоохранительных ведомствах. Скорость карьеры чиновников, имевших опыт военной службы по призыву, - 28 лет, а не имевших - 19 лет. Стоит отметить, что сама военная служба по призыву не входила в диапазон трудовой деятельности, использовавшейся для расчета скорости карьеры.

Одним из первых и наиболее важных шагов в становлении личности государственного служащего уровня заместителя министра как профессионала является получение первого высшего образования. При этом как от выбора вуза, так и от выбора специальности образования может зависеть скорость политической карьеры. В исследовании были выделены вузы, являющиеся основными поставщиками политических кадров в стране. Одними из лидеров по этому показателю являются: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (далее - МГУ) и Московский государственный институт международных отношений (далее - МГИМО). Это говорит лишь об устойчивости этих вузов в качестве «кузницы» политических кадров, но катализаторами политической карьеры они не являются. Средние скорости политической карьеры выпускников МГУ - 20 лет, а МГИМО - 26 лет. Среди вузов, в которых первое высшее образование получили более четырех заместителей первых лиц федеральных ведомств, катализаторами политической карьеры можно назвать следующие:

- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - РАНХиГС). Скорость политической карьеры выпускников - 11,5 лет;

- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Скорость политической карьеры выпускников - 12 лет;

- Московский государственный юридический университет (МГЮА). Скорость политической карьеры выпускников - 13 лет.

Выбор специальности и направления первого высшего образования также влияет на скорость карьеры. Катализаторами политической карьеры будут являться управленческие и юридические программы высшего образования, средняя скорость карьеры выпускников - 19 лет. Ингибитором является военный профиль образования, скорость карьеры - 29 лет. Подобный факт, говорит о том, что во власти, в первую очередь, востребованы специалисты общего профиля. В федеральных ведомствах нужны квалифицированные управленцы, менеджеры, способные независимо от сферы деятельности ведомства увеличить эффективность его работы и максимизировать плодотворность его деятельности. Юристы также относятся к специалистам общего профиля и их труд необходим всем ведомствам без исключения.

Заканчивая тему с образованием, хочется отметить отрицательное влияние на скорость карьеры наличие ученых степеней. Возможно, это объясняется тем, что дальнейшее обучение и написание кандидатских и докторских диссертаций отнимает большое количество времени, которое другие чиновники посвящали карьере. Скорость карьеры чиновников без ученой степени - 20 лет, кандидатов наук - 21 год и докторов наук - 27 лет.

Что касается опыта профессиональной деятельности, то можно выделить следующие катализаторы и ингибиторы политической карьеры:

- опыт работы в аппарате Правительства РФ. Если чиновник имел опыт работы в данном политическом институте, то его карьерный рост до позиции заместителя первого лица федерального ведомства был быстрее, чем у его коллег. У имевших опыт работы в правительственном аппарате скорость - 20 лет, у не имевших -22,5 лет. Работа в аппарате Правительства подразумевает получение знаний о работе всей системы исполнительной власти и приобретение важных профессиональных знакомств и контактов вышестоящего уровня. С подобным ресурсом карьера в конкретных ведомствах исполнительной власти может идти в ускоренном темпе;

- опыт работы в частном бизнесе. У чиновников, имевших опыт частной предпринимательской деятельности, карьерный рост в политических институтах идет быстрее. Это можно объяснить тем, что наличие опыта в предпринимательской деятельности и опыт работы в отраслях экономики - востребованные компетенции, обеспечивающие быстрый карьерный рост, в омолаживающихся экономических ведомствах, таких как Министерство экономического развития РФ и Министерство промышленности и торговли РФ. У имевших опыт частного предпринимательства скорость карьеры равна 21 год, у не имевших - 23 года;

- опыт работы в парламентах любых уровней. У чиновников, являвшихся представителями электокра-тии, карьерный рост в бюрократических политических ведомствах снижен. Скорость карьеры бывших элек-тократов - 25 лет, а никогда не являвшихся ими - 22 года. Вполне возможно, что объяснение такого явления вновь кроется в постоянной групповой борьбе бюрократов и электократов. Бюрократы воспринимают политические институты как свою территорию, на которую претендуют люди, считающие легитимность своих прав на властные полномочия - легитимностью высшего порядка, так как они являлись народными избранниками [5]. Из-за этого карьера бывших электократов внутри бюрократических ведомств может складываться медленнее;

- опыт работы или учебы за границей. Подобный международный опыт в текущих реалиях является ингибитором для политической карьеры. У учившихся или стажировавшихся за границей скорость карьеры - 24 года, а у не имевших такого опыта - 22 года. Всего опыт такого рода имеет 41 чиновник (11 %), 12 из них - представители МИД России, где очень медленная скорость карьеры. Но даже если их отбросить и оставить 29 чиновников, которые не замещают должности в дипломатических ведомствах, то все равно, скорость карьеры у имевших опыт работы или учебы за границей будет медленнее, чем у тех, кто такого опыта не имеет. Можно предположить, что власть интересуют люди, сформировавшиеся, социализировавшиеся, обученные и получившие профессиональный опыт в России. Международный опыт, без объективной необходимости, например, как в дипломатических ведомствах, не приветствуется.

Кроме всего вышеперечисленного особого внимания заслуживает один институт, который является сильнейшим катализатором политической карьеры. Речь идет о программе Кадрового резерва под патронажем Президента РФ. Участники этой программы получали должность заместителя первого лица федерального ведомства за 18 лет, а те, кто в программу отобран не был, строили свою карьеру 23 года. Программа кадрового резерва была создана в 2009 г., согласно указу Президента РФ. Резервы управленческих кадров формируются с целью повышения качества кадрового состава системы государственного управления и местного самоуправления, включая организации федерального, регионального и местного подчинения, а также с целью раскрытия потенциала наиболее перспективных и талантливых руководителей [2]. Программа кадрового резерва под патронажем Президента РФ существует и по сей день, выполняя свои основные задачи и увеличивая скорость политической карьеры лучших чиновников.

В ходе работы нами был разработан классификатор, позволяющий сгруппировать чиновников по их скорости карьеры. Было выделено три группы:

- высокоскоростные чиновники. Ими считаются те, чей карьерный путь от начала трудовой деятельности до должности заместителя первого лица федерального ведомства занял менее 10 лет включительно;

- среднескоростные чиновники. Ими считаются те, чей карьерный путь от начала трудовой деятельности до должности заместителя первого лица федерального ведомства занял от 11 до 20 лет включительно;

- низкоскоростные чиновники. Ими считаются те, чей карьерный путь от начала трудовой деятельности до должности заместителя первого лица федерального ведомства занял более 20 лет.

Такая классификация нам была необходима для понимания соотношения выделенных групп к друг другу и выделения высокоскоростных чиновников для более детального анализа. По итогам проведения распределения по обозначенным группам были получены следующие результаты (табл. 2). Численность высокоскоростных чиновников крайне мала. Их всего 13 человек, что составляет 4,3 % от общего количества заместителей первых лиц федеральных ведомств. Эта группа была рассмотрена более подробно, был составлен портрет высокоскоростного чиновника для определения общих факторов, влияющий на высокую скорость карьеры.

Таблица 2

Распределение заместителей первых лиц федеральных ведомств по скорости их карьеры

Высокоскоростная группа Среднескоростная группа Низкоскоростная группа

Численность группы, чел. Доля группы, % Численность группы, чел. Доля группы, % Численность группы, чел. Доля группы, %

13 4,3 120 39,7 169 56,0

Составлено автором по материалам исследования

Больше половины (61,5 %) высокоскоростных чиновников - представители поколения 1980-х гг., 23 % представители поколения 1970-х гг. и лишь 15,5 % остаются на долю представителей поколений 1960-х гг. и 1950-х гг. Такое распределение еще раз подтверждает наличие тренда на омоложение власти и привлечения к властным кругам молодых специалистов. Все 13 высокоскоростных чиновника представители мужского пола и все 13 замещают должности в правительственных ведомствах. 7 из них (53,8 %) - представители ведомств экономического блока (таких как Минпромторг России и Минэкономразвития России), что говорит о приоритетном спросе на молодых чиновников именно в этой сфере. 77 % получали первое высшее образование в Москве независимо от своего места рождения, а география их рождения разнообразна. Больше трети (39 %) связаны с РАНХиГС и его филиалами, в нем они получали либо высшее образование, либо проходили курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т. п.

Подводя итоги раздела нашего исследования, посвященного изучению карьерных траекторий политиков и скорости их карьеры, можно сделать следующие выводы. Власть берет ярко выраженный курс на омоложение своих рядов. Как уже говорилось ранее, ведомства, руководство которыми осуществляет Президент РФ (силовые, правоохранительные и дипломатические), стоит рассматривать отдельно, в связи с вялотекущей политической мобильностью и протяженными карьерными лестницами. В ведомствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, занимающихся экономической и социальной деятельностью, доля представителей молодых для политики поколений 1970-х и 1980-х гг. среди заместителей первых лиц достигла значения уже более 50 %. При этом стоит отметить, что политическая мобильность представителей этих поколений, их скорость продвижения по карьерной лестнице гораздо выше, чем средняя у представителей более возрастных поколений. Средняя скорость карьеры для поколений 1970-х и 1980-х гг. - 16 лет, в то время как, скорость для поколений 1960-х и 1950-х гг. - 27 лет.

Это говорит о мобилизации молодых поколений в политическом процессе и наличии курса на их быстрый политический рост. В первую очередь, их карьера форсируется таким государственным институтом формирования политической элиты, как Кадровый резерв под патронажем Президента РФ. Внутри этого института молодых политиков отбирают, обучают, курируют их деятельность и в случае успешного прохождения назначают на высокие государственные должности. Кроме этого, у власти есть спрос на наличие частного предпринимательского опыта у чиновников. За счет подобных людей ведут активное омоложение своего состава ведомства экономического блока, где их стремительно назначают их на высокие позиции. Треть (29,6 %) представителей самого молодого политического поколения 1980-х гг. дослужились до должности заместителя первого лица федерального ведомства менее чем за 10 лет. Высокоскоростных чиновников отличает наличие образования в РАНХиГС, его имеют 39 % чиновников этой группы, что говорит о роли данного образовательного учреждения как катализатора современной и будущей политической карьеры.

Можно с уверенностью говорить, что карьерамногих из вышеперечисленных людей только начинается,

и именно они получат в свои руки руль управления страной в ближайшем будущем.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=100043,0&rnd=0.5526487244179885#05867214737725459 (дата обращения: 09.10.2019).

2. Общая концепция формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации (одобрена Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, протокол от 29.11.2017 г. № 5) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306332/ (дата обращения: 09.10.2019).

3. Волков, Д., Колесников, А. «Дети» Путина: кто будет править Россией после 2024 года? // Московский центр Карнеги. -2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://carnegie.ru/2019/10/03/ru-pub-79975 (дата обращения: 09.10.2019).

4. Гэлбрейт, Дж. К. Новое индустриальное общество. - М.: Прогресс, 1969. - 480 с.

5. Крыштановская, О. В. Анатомия российской элиты. - М.: Захаров, 2005. - 384 с.

6. Крыштановская, О. В. Современные концепции политической элиты и российская практика//Мир России. Социология. Этнология. - 2004. - № 4. - С. 3-39.

7. Фомин, А. А. Тенденции формирования и трансформации российской элиты на примере смен глав субъектов РФ в 20172018 гг.//Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. - 2018. - № 15. - С. 191-194.

8. Правительство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/ministries (дата обращения: 09.10.2019).

References

1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakon-ami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) [Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote dated December 12, 1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30,.2008 No. 6-FCL, dated December 30,2008 № 7-FCL dated February 5,2014 № 2-FCL, dated July 21, 2014 № 11-FCL)], SPS "Konsult-antPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=100043, 0&rnd=0.5526487244179885#05867214737725459 (accessed 09.10.2019).

2. Obshchaya kontseptsiya formirovaniya i ispol'zovaniya rezervov upravlencheskikh kadrov v Rossiiskoi Federatsii (odobrena Komissiei pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po voprosam gosudarstvennoi sluzhby i rezerva upravlencheskikh kadrov, pro-tokol ot 29 noyabrya 2017 g. № 5) [General concept of the formation and use of reserves of managerial personnel in the Russian Federation (approved by the Commission under the President of the Russian Federation on public service and the reserve of managerial personnel, minutes № 5 dated November 29, 2017)], SPS "KonsultantPlyus" Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_306332/ (accessed 09.10.2019).

3. Volkov D., Kolesnikov A. "Deti" Putina: kto budet pravit' Rossiei posle 2024 goda? [Putin's "children": who will rule Russia after 2024?], Moskovskii tsentr Karnegi, 2019. Available at: https://carnegie.ru/2019/10/03/ru-pub-79975 (accessed 09.10.2019).

4. Galbraith J. K. Novoe industrial'noe obshchestvo [New Industrial Society], Moscow: Progress, 1969, 480 p.

5. Kryshtanovskaya O. V. Anatomiya rossiiskoi elity [Anatomy of the Russian elite], Moscow: Zakharov, 2005, 384 p.

6. Kryshtanovskaya O. V. Sovremennye konceptsii politicheskoi elity i rossiiskaya praktika [Modern concepts of the political elite and Russian practice], Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya [Universe of Russia. Sociology. Ethnology], 2004, I. 4, pp. 3-39.

7. Fomin A. A. Tendentsii formirovaniya i transformatsii rossiiskoi elity na primere smen glav sub"ektov RF v 2017-2018 gg. [Trends in the formation and transformation of the Russian elite as an example of changes in the heads of constituent entities of the Russian Federation in 2017-2018], Trudy molodykh uchenykh Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta [Papers of young scientists of the Altai State University], 2018, I. 15, pp. 191-194.

8. Pravitel'stvo Rossii [The Russian Government]. Available at: http://government.ru/ministries (accessed 09.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.