Научная статья на тему 'КАСТОМАЙЗИНГ ОДЕЖДЫ КАК ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ЭКОДИЗАЙНЕ КОСТЮМА'

КАСТОМАЙЗИНГ ОДЕЖДЫ КАК ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ЭКОДИЗАЙНЕ КОСТЮМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экодизайн костюма / основы проектной деятельности / выполнение проекта в материале кастомайзинг / осознанное потребление / costume design / basics of design activity / customizing / conscious consumption

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрохина Т.А.

В статье рассматриваются проектные технологии осознанного потребления: кастомайзинг в экодизайне костюма как проектная технология, отвечающая тенденции осознанного потребления. Обозначены основные приѐмы использования способов переработки. Выявлена роль кастомайзинга и других для поиска инновационных идей и формирование креативной личности дизайнера. Приведены примеры реализации приѐмов кастомайзинга в ходе освоения дисциплин «Основы проектной деятельности», «Выполнение проекта в материале».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLOTHING CUSTOMIZING AS A PROJECT TECHNOLOGY IN COSTUME ECODESIGN

The article deals with design technologies of conscious consumption: costume design customizing as a ecodesign technology responding to the tendency of conscious consumption. The article outlines the main techniques of using the methods of processing the role of castomizing and others in the search for innovative ideas and formation of designer's creative personality. Examples of implementation of castomizing techniques in the course of study of discipline "Basics of Design Activity" are given.

Текст научной работы на тему «КАСТОМАЙЗИНГ ОДЕЖДЫ КАК ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ЭКОДИЗАЙНЕ КОСТЮМА»

DOI

CLOTHING CUSTOMIZING AS A PROJECT TECHNOLOGY IN COSTUME ECODESIGN

Mitrokhina T.A.

Abstract: The article deals with design technologies of conscious consumption: costume design customizing as a ecodesign technology responding to the tendency of conscious consumption. The article outlines the main techniques of using the methods of processing the role of castomizing and others in the search for innovative ideas and formation of designer's creative personality. Examples of implementation of castomizing techniques in the course of study of discipline "Basics of Design Activity" are given.

Key words: costume design, basics of design activity, customizing, conscious consumption.

УДК 7.012/687.01

КАСТОМАЙЗИНГ ОДЕЖДЫ КАК ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ЭКОДИЗАЙНЕ КОСТЮМА

Член Союза Дизайнеров России Митрохина Т.А.

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты,326500, г. Шахты Ростовской области, Россия

Аннотация: в статье рассматриваются проектные технологии осознанного потребления: кастомайзинг в экодизайне костюма как проектная технология, отвечающая тенденции осознанного потребления. Обозначены основные приёмы использования способов переработки. Выявлена роль кастомайзинга и других для поиска инновационных идей и формирование креативной личности дизайнера. Приведены примеры реализации приёмов кастомайзинга в ходе освоения дисциплин «Основы проектной деятельности», «Выполнение проекта в материале».

Ключевые слова: экодизайн костюма, основы проектной деятельности, выполнение проекта в материале кастомайзинг, осознанное потребление.

Современная ситуация в мире, произошедшая за эти два года (пандемия, локдаун, самоизоляция), нанесла серьезный удар по модной индустрии. Это не могло не отразиться и на творчестве студентов. Дистанционное образование, закрытые магазины дали определенный толчок к переосмыслению личного отношения к потреблению вещей, активному использованию экодизайна, кастомайзинга в проектировании коллекций одежды. «Кастомайзинг — декорирование и переделка уже готовых вещей в соответствии с пожеланиями их владельца» [1]. Дизайнеры, обучающиеся на кафедре «Конструирование, технологии и дизайн» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты имеют богатый опыт использования различных приёмов данной проектной технологии. Ранее это были отдельные случаи, вызванные различными личными причинами, чаще всего связанными с ограниченными материальными или временными ресурсами для разработки проекта, с созданием авторских материалов и фактур для достижения необходимого результата. В результате этих усилий получались достаточно интересные коллекции, номинированные на различные конкурсы молодых дизайнеров.

В основном использовались следующие приёмы кастомайзинга:

- переработка вещей из секонд-хенда с использованием различных приёмов дизайна: наслоение нескольких вещей с минимальными изменениями, относящимися к мелким деталям и небольшому по массе декору;

- переработка новых недорогих материалов с целью создания авторской фактуры (фигурная стрижка искусственного меха, отделка прозрачных материалов крупной фактурной вышивкой, наслоение двух и более материалов с фигурным прорезанием верхнего слоя ткани, нанесение рисунка на пластик и др.);

- значительная переделка старой одежды с изменением манеры ношения и комплектации предметов (превращение скучного старого жакета в люксовую вещь; ношеного ватника в корсет и т.п.) [2];

- переработка новой одежды или аксессуаров определённого назначения помогает использовать готовые крой, фактуру, цветовую гамму, при этом создаётся абсолютно другая вещь нового назначения, формы (платье из шарфов с аппликацией и вышивкой; одежда для дома превращается в куртку, пальто);

- использование винтажных тканей, пластиковых сервировочных скатертей, ажурных вязанных вручную элементов, дорожек и многое другое. Например, коллекция Ю. Адамовой, выполненная частично из бабушкиного рукодельного наследия, отмечена на таких конкурсах, как «Don Fashion Week -Ростов-на-Дону»; XI Всероссийский конкурс молодых дизайнеров одежды «Модные & дерзкие» - 1

место; XIII Международный конкурс молодых дизайнеров Благотворительного фонда «Русский Силуэт» в городе Омске. Коллекция Ю. Адамомой «Как курица лапой» представлена на рис. 1; - переработка неликвидных остатков швейных предприятий.

Рис. 1. Коллекция женской одежды «Как курица лапой», автор Адамова Ю. студентка 3 курса кафедры «КТиД» 2021-2022г. Руководитель - доцент Митрохина Т.А.

С точки зрения использование проектной технологии кастомайзинга ими более востребовано, с другой стороны, незнание основ инженерного проектирования и изготовления предметов одежды даёт простор творчеству. В данном случае незнание законов способствует расширению творческого кругозора и креативности студентов, примеры росписи акрилом для ткани (джинсовой куртки и нарядного ансамбля), использование пластиковых пакетов, бельевой веревки, а также элементов детского конструктора в качестве декора представлены на рис. 2, 3.

а) б)

Рис. 2. Модели студентов 1 курса кафедры «КТиД» 2022г., а) Модели Д. Грабарь, гр. ДМ-ТЬ11, б) Ансамбль Меркулова Т., Сторожева Т. гр. ДМ-ТЬ11, руководитель - доцент Митрохина Т.А.

Интересен опыт применения авторской технологии окрашивания в дизайне костюма на основе кастомайзинга. Для выполнения проекта авторы Д. Грушевская, Л. Соловьева использовали комплект мужской одежды: мужскую рубашку и трое брюк из денима, которые были трансформированы и окрашены по творческому замыслу авторов проекта с применением нескольких методик (рис. 3).

Рис. 3. Примеры моделей, фрагменты моделей разработок студентов-дизайнеров 1 курса кафедры «КТиД» 2022г.: Ветрук Д., Варданян А., руководитель - доцент Митрохина Т.А.

Рис. 4. Комплект одежды для молодёжных тематических вечеринок, разработанный студентами-дизайнерами 1 курса кафедры «КТиД» 2022 г. Грушевская Д., Соловьева Л., руководитель - доцент Митрохина Т.А.

Изучение и применение метода кастомайзинга в рамках этической и экологической моды является актуальным направлением в дизайне костюма. Кастомайзинг одежды как проектная технология в экодизайне костюма позволяет формировать личностные и социальные качества студента, его ценностные ориентиры.

Список литературы

1. Кастомайзинг. - URL: https://www.elle.ru/encyclopedia/kastomayzing/ (Дата обращения 10.11.2021).

2. Климова Л.А., Глинская Е.В. Создание новых форм в дизайне костюма за счёт преодоления естественной пластики материала /Личность. Коммуникации. Практика. Сборник научных статей / Под. ред. Л.А. Мирской. - Ростов н/Д.: Наука-Спектр, 2020. - С. 94 - 101.

3. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Издательство: Д. Аронов, 2014. - 175 с.

DOI

«UPCYCLING» IN THE FASHION INDUSTRY S. Y. Toshcheva1, O. R. Andrianova2

USPTU, Ufa State Petroleum Technical University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa

Annotation. The article deals with the problem of excess production and the use of the "upcycling" method in the fashion industry in order to reduce the harmful impact of garment production on the environment. The ability to implement the "upcycling" method in the conditions of industrial clothing production is also considered.

Keywords: fashion, "upcycling", ecology, conscious consumption, recycling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.