Научная статья на тему 'Каспийский регион в процессах глобализации'

Каспийский регион в процессах глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
148
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каспийский регион в процессах глобализации»

14. Маркедонов С.М. Сирийский кризис и «черкесский вопрос» / Шр^/и'шш. kavkazoved.info/news/2012/06/28/sirijskij-krizis-i-cherkesskij-vopros.html

15. Нефляшева Н Сирийские черкесы и проблема репатриации / http://kavpolit. com/sirijskie-cherkesy-i-problema-repatriacii

16. «Патриоты Черкесии»: Очернение репатриантов Адыгеи - акция против приема черкесов Сирии. Вниманию черкесского общества! / http://www.natpress.ru/ index.php?newsid=7206

17. Право на землю, а не финансовые компенсации: Из выступлений черкесских лидеров в Госдуме. - http://www.regnum.ru/news/1405809.html

18. Приймак А. Россия спасет черкесов от смерти? - http://www.georgia-times.info/interview/69849.html?mode=print

19. Резолюция митинга в поддержку соотечественников и граждан Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике. - http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/216627

20. Российская газета. - 27.07.2010.

21. Сирийские адыги попросили у Тхакушинова убежища. - http://club-rf.ru/news/adygeya/siriyskie-adygi-poprosili-u-thakushinova-ubezhishcha/

22. Сирийские черкесы добиваются ускоренной репатриации в Россию. Из Сирии в Россию продолжается репатриация этнических черкесов, покинувших Россию в XIX веке в результате Кавказской войны, сообщает sk-news.ru со ссылкой на NovostiNK.ru. - http://dobrososedstvo.info/dobro/ru/information/ ^121^27171

23. Сирийские черкесы и проблема репатриации. - http://kchrline.ru/?p=713

24. Тлисова Ф. Сирийский кризис и ответственность России / http://www.golos-ameriki.ru/ content/world-syria-refugees-situation/1583815.html

25. Тлисова Ф. Черкесские беженцы из Сирии просят убежища в России: В Москве изучением вопроса занимается Совет Федерации / http:/www.golos-ameriki.ru/content/syrian-refugees-russia-2012-04-24-148766065/664670.html

26. Чалый О. Служба занятости Майкопа помогает переселенцам из Сирии найти работу, отправляя в центр репатриации своих специалистов / ^Шр://^'^^. kavkaz-uzel.ru/articles/216866/

27. Черкесские общественные организации создали комиссию по вопросам репатриации черкесов Сирии. - http://www.krasnodar.kavkaz-uzel.ru/articles/ 198567

«Каспийский регион: Политика, экономика, культура», Астрахань, 2013 г., № 2, с. 19-34.

А. Степкина, (г. Астрахань, АГУ) КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН В ПРОЦЕССАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Каспийский регион на протяжении веков играл важную роль

в военно-политических и социально-экономических процессах,

происходивших на всем Центрально-Евразийском геополитическом пространстве. Он находится на перекрестке евразийских сухопутных и морских транспортных путей, начиная с XVIII в. он является одним из объектов острого соперничества государств, стремящихся установить здесь свое господство.

Важность Каспийского бассейна состоит не только в том, что этот регион - источник масштабных, но пока еще не до конца разработанных запасов природных ресурсов. Важно и то, что он по причине своей тысячелетней функции звена, связующего по обоим векторам (Север-Юг, Восток-Запад), связывает два континента -Европу и Азию. После распада Советского Союза регион становится частью новой геополитической игры в мировой политике, одним из основных факторов которой выступают нефтегазовые ресурсы. По потенциальным запасам нефти и газа Каспийский бассейн может быть поставлен в ряд крупнейших мировых центров добычи углеводородного сырья, его транспортировки. В современных условиях сюда стремятся глобальные игроки мировой экономики, усиливаются и нарастают тенденция проникновения и рост влияния основных международных центров силы в данном регионе.

Важнейшим геополитическим последствием проникновения в исследуемый регион мировых глобализационных процессов стало усиление политического и коммерческого противоборства за контроль над обширными энергетическими ресурсами Каспия восьми государств Центральной Азии: Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана (субрегион Центральная Азия) и Азербайджана, Грузии, Армении (субрегион Южный Кавказ).

Вместе с традиционными игроками - Россией, США, Великобританией, Турцией и Ираном - все большую активность на Каспии проявляют Франция, Китай, Пакистан, Саудовская Аравия, Япония и ряд других государств, что создает геополитическую нестабильность в системе современных международных отношений. В борьбе за Каспий решается судьба нового мирового порядка, так как контроль над ним позволит контролировать Кавказ, Центральную Азию и Средний Восток со всеми вытекающими геостратегическими преимуществами.

Политика России на Каспии на протяжении многих лет в большей степени проявлялась геополитическими целями, нежели необходимостью решения неотложных экономических задач. Большое значение приобрели такие сферы, как транспортировка

углеводородного сырья региона на внешние рынки, сохранение биоресурсов. Особую группу жизненно важных и национальных интересов России в Каспийском бассейне образуют проблемы, связанные с национальной и повседневной безопасностью государства в целом, входящих в регион и прилегающих к нему российских территорий, а также самого региона в системе региональных и международных отношений.

Россия наращивает в Прикаспии свое военное присутствие, которое должно стать существенным фактором обеспечения ее политических и экономических интересов. Она заинтересована в том, чтобы максимально использовать природные богатства территории в целях собственного развития, повысить свой политический вес в мире и получить определенные экономические выгоды от транспортировки через свою территорию нефти и газа, а также других товаров.

В начале XXI в. отчетливее стала проявляться новая тенденция в политике России на Каспии, которая направлена на решение наиболее важных проблем, таких как правовой статус Каспия, военная составляющая, борьба с терроризмом и браконьерством, вопросы экологии и транспорта, социально-экономическое развитие прикаспийских субъектов РФ и налаживание двустороннего сотрудничества с прикаспийскими государствами. В постсоветский период в геополитике России на Каспии четко прослеживаются два этапа. На первом из них (1990-е годы) политика России выражалась прежде всего в стремлении сохранить тот политико-правовой статус Каспийского моря, который в свое время был скреплен договорами Российской империи, а затем Советского Союза с Ираном. При этом Россия начала отстаивать собственную концепцию жизненных интересов, обосновывающую сохранение доминирующей геоэкономической позиции в Каспийском регионе и всяческое препятствование проникновению туда западного капитала.

Однако с активизацией отстаивания Россией своих позиций на южных рубежах увеличилось стремление новых прикаспийских государств к сотрудничеству с западными державами. Такая стратегия, помимо прочего, сулит для стран Прикаспия увеличение притока значительных иностранных инвестиций. Понятно то, что эти страны не в состоянии собственными силами (как с экономической, так и с экологической точек зрения) эффективно осваивать новые месторождения нефти. В геополитическом плане позиции

России в Каспийском регионе во многом определяются характером ее взаимоотношений с Казахстаном и Азербайджаном.

Казахстан достаточно сильно связан с Россией, также он связан с Турцией и другими тюркоязычными странами этнически и культурно. Его стратегическим партнером в Каспийском бассейне в нефтегазовой отрасли стал Азербайджан. Туркменистан в геополитическом плане тоже тяготеет к Турции. Между Туркменистаном и Азербайджаном существуют спорные вопросы, осложняющие их взаимоотношения. Баку подвергается мощнейшему давлению США, поэтому его решения чаще всего склоняются в пользу Турции. Азербайджан хотел бы занять доминирующее положение во всем регионе Прикаспия. США и Турция уже достигли определенных выгод, склонив Азербайджан проложить нефтепровод из Баку в Джейхан - основной терминал для энергетических ресурсов бассейна Каспийского моря.

В новом раскладе политических сил и интересов позиция России оказалась уязвимой и ослабленной. Ее границы отодвинулись на несколько сотен километров, и Астраханская область стала пограничной территорией. Астраханская область является российским форпостом на пути «из варяг в персы», ее называют каспийской столицей России. Здесь немало сделано для выстраивания дружественных связей с прикаспийскими государствами.

Развитие сотрудничества области с Республикой Казахстан осуществляется на основе программы «О приграничном сотрудничестве Российской Федерации и Республики Казахстан на 19992007 гг.» от 24 сентября 1999 г. Сотрудничество осуществляется в различных сферах: строительной, пищевой, судостроении, в медицине, культуре и образовании, в создании совместных предприятий среднего и малого бизнеса в приграничных районах. Являясь приморскими территориями, наша область и западные области Казахстана большое внимание уделяют совместной работе, направленной на охрану окружающей среды, сохранение и рациональное использование уникальных биоресурсов Каспийского бассейна. Астраханские и казахстанские рыбоводные и рыбоохранные организации сотрудничают в вопросах искусственного воспроизведения осетровых, товарного выращивания рыбы, борьбы с браконьерством.

Взаимоотношения Астраханской области и Туркменистана начали развиваться не так давно, но уже достигли определенных результатов. В Астрахани ремонтируется туркменский флот, выполнено несколько заказов по созданию инфраструктуры для раз-

работки месторождений туркменского шельфа, заканчивается строительство бурового комплекса.

Налажены и многопрофильные отношения с Ираном. В первую очередь с точки зрения обеспечения международного транспортного коридора «Север-Юг». На территории Астраханской области работают 149 компаний с иранским капиталом. В Астрахани функционирует генеральное консульство Ирана.

Почти половина внешнеторгового оборота Астраханской области приходится на страны Прикаспия. Только за последний год объем торговли с Азербайджаном вырос на 85%, с Туркменистаном - в полтора раза, с Ираном - на треть. С Казахстаном Россия находится в Едином экономическом пространстве, и астраханцы прогнозируют двойное увеличение объемов торговли с этой республикой.

За последнее десятилетие Астраханской областью заключено около 30 межрегиональных соглашений и протоколов с приграничными областями Казахстана (Атырауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской) и провинциями Ирана (Гиляном, Мазан-дараном, Гулистаном, Хормозганом), а также с различными правительственными структурами Азербайджана. Для активизации внешнеэкономической деятельности и расширения межрегиональных контактов на территории области создан и функционирует Международный совет торгово-промышленных палат «Деловой Каспий». Активно действует Ассоциация университетов прикаспийских государств, работающая на создание единого научно-образовательного пространства Каспийского региона.

Главной задачей регионального уровня является углубление интеграции в экономическом плане, активизация двусторонних отношений с прикаспийскими государствами, налаживание социально-культурных отношений, все это создает основу для выстраивания отношений на государственном уровне и выполнения тех задач, которые сегодня решает Россия в данном регионе. Россия выступает с инициативой о создании на постоянной основе межправительственного Каспийского центра, который занимался бы мониторингом природной среды Каспия. Эту инициативу поддержали Казахстан и Азербайджан. Иран данный вопрос изучает. Туркменистан готов его рассмотреть после принятия Конвенции о статусе Каспия. Администрация Астраханской области настаивает на том, что данный центр нужно создать именно в Астрахани на базе астраханских научных организаций, имеющих многолетний

опыт подобной работы, богатую информационную базу и необходимый интеллектуальный потенциал.

Наряду с Россией важными игроками в исследуемом нами регионе стали США, государства Европейского союза, Большого Среднего Востока и Китай. США направлены на экономическую интеграцию и военно-политическую переориентацию стран Каспийского региона и являются элементами одной стратегии. Эффективным механизмом проникновения в Прикаспий является использование неразвитости государственных институтов власти и наличие неурегулированных конфликтов, а также политическая нестабильность. Как считают в США, серьезной причиной для присутствия на Каспии является их стремление проводить здесь демократизацию и рыночные преобразования. Региональные конфликты, политическая нестабильность и отсутствие регионального сотрудничества играют важную роль, позволяющую США эффективно влиять и управлять ситуацией в Прикаспии.

Для реализации своих планов США стремятся использовать многостороннее сотрудничество и международные организации, с помощью которых они развивают двусторонние и многосторонние контакты с государствами Прикаспия. Для США Каспий стал в последнее время регионом огромного геополитического значения, о чем свидетельствуют его выделение в отдельное направление внешней политики США, создание специального отдела по региону, рабочей группы, учреждение поста специального советника президента по вопросам энергетики Каспия. Контроль над ним позволил бы достигнуть глобального доминирования в Пятиморье (Черное, Средиземное, Каспийское, Персидский залив с примыкающим к нему Аравийским морем) и на всем континенте. Американцы предполагают установить контроль над углеводородными запасами Прикаспия, а также не допустить, чтобы его ресурсы попали в распоряжение стран - конкурентов США.

В общем смысле Соединенные Штаты Америки видят в нефти Каспия дополнительный источник энергии, которую можно будет использовать в случае, если поставки из стран Персидского залива окажутся под угрозой. Американские интересы во многом определяются и стремлением сохранить влияние на своих союзников, прежде всего Западную Европу и Японию. США заинтересованы в том, чтобы не дать России приобрести стабильные позиции в регионе.

В отличие от США Европейские страны имеют только экономические интересы в Прикаспии. Главной целью европейских

стран является обеспечение собственной энергетической безопасности, другой - сохранение и развитие собственной нефтедобывающей отрасли за счет работы своих нефтяных компаний на более богатых месторождениях за пределами страны.

Для Ирана в данном регионе считается главным не допустить усиления влияния прозападных сил, способных лишить его доступа к важному со стратегической и экономической точки зрения региону, основное внимание в своей политике Тегеран уделяет России. Иран пытается усилить свое влияние в Прикаспии, стремится достигнуть соглашения о совместном использовании Каспия и его ресурсов между всеми государствами региона на равной основе. Поддерживая развитие международного сотрудничества в Каспийском регионе, освоение его энергетических и биологических ресурсов иранская сторона твердо выступает против какого-либо военного присутствия внерегиональных стран.

Турция использует свое особое геостратегическое положение государства, находящегося и в Европе, и в Азии. Во внешней политике Турции можно проследить новые тенденции, способные повлиять на геополитическую конфигурацию на Каспии, например сближение Турции с Ираном и активизация турецко-российских отношений в 2010 г. Своеобразным конкурентом Турции в сфере идеологического влияния на страны Каспийского региона, наряду с Ираном, выступает и Пакистан, проявляющий повышенный интерес к энергоресурсам бассейна Каспийского моря. Пакистан заинтересован в том, чтобы определенная часть энергоресурсов этого региона транспортировалась через его территорию. К тому же Пакистан обладает возможностями влиять на политическую и военную стабильность в регионе, примыкающем к Каспию, прежде всего в Центральной Азии.

В отличие от Турции интересы Китая в регионе Прикаспия связаны с тем, что Пекин опасается установления геополитического контроля США и приближения зоны его влияния непосредственно к своим границам. Еще одной причиной является то, что за последние годы в Китае вырос объем импорта нефти и нефтепродуктов и он пытается обеспечить себе доступ к запасам нефти и газа Каспия. Геоэкономические и геополитические интересы Китая в этом регионе будут только усиливаться, особенно в восточной части. Политика Китая давно вышла не только за рамки приграничной Шанхайской пятерки (КНР, Россия, Казахстан, Киргиз-стан, Таджикистан) в Центральной Азии, но и перешагнула Каспийское море. Заинтересованность Китая в хозяйственных мирных

связях (и, соответственно, в безопасности) Каспийского региона вполне естественна, а инициативы в данном плане разнообразны. Этим определяются предпринимаемые КНР шаги навстречу региональному сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом. Китай активно работает в сфере торгово-экономических связей с Казахстаном, к примеру, товарооборот между этими странами составляет более 10 млрд долл.

Прикаспийские государства беспокоит проблема использования их территорий другими странами при возникновении крупных конфликтов.

Одной из наиболее важных проблем, касающихся судьбы Каспийского региона, является проблема демилитаризации. Наращивание всеми прикаспийскими государствами своей военно-морской мощи выступает одним из дестабилизирующих факторов. Россия выступает против демилитаризации, так как обеспокоена угрозой для этого региона со стороны международного терроризма и религиозного экстремизма, а также региональных и локальных конфликтов.

Экономическая и политическая проблематика региона в настоящее время сводится к проблеме делимитации Каспийского моря между прибрежными государствами. Освоение месторождений углеводородов на шельфе моря и прилегающих участках суши, транспортное использование акватории моря и его берегов и эксплуатация биоресурсов Каспийского моря невозможны без международно признанного разделения его вод и шельфа между прибрежными государствами. Политические и экономические интересы стран региона по вопросам делимитации существенно расходятся. Это определяется факторами формирования государственности у новых независимых государств и необходимостью иметь надежную финансовую базу, а также неодинаковыми внешнеполитическими приоритетами и разным видением способов обеспечения национальной безопасности.

Казахстан, согласившись на раздел Каспия на основе модифицированной срединной линии, настаивает на выделении морской зоны исключительной национальной юрисдикции и дополнительно рыболовной зоны. Россия поддерживает позицию Казахстана в отношении разграничения дна и предлагает ограничиться 15-мильной зоной национальной юрисдикции для каждого государства, оставив середину моря и его водную толщу в общем пользовании.

Азербайджан, Казахстан и Россия достигли единства в отношении подписания двусторонних и трехсторонних соглашений о разграничении дна Каспийского моря. Вне этого процесса остались Иран и Туркменистан.

Туркменистан готов принять позицию трех государств, но этому препятствует конфликт с Азербайджаном по месторождениям Азери и Чираг, которые каждая сторона считает своими, причем Азербайджан уже начал их освоение.

Иран не имеет в своей части моря существенных запасов углеводородов, и поэтому эта страна выступает за сохранение принципа общего моря и раздел Каспия на пять равных секторов. Иран также предлагает установить вдоль срединной линии 20-мильную зону для общей хозяйственной деятельности и свободного судоходства, он не против 10-мильной прибрежной зоны национальной юрисдикции. По потенциальным запасам нефти и газа Каспийский нефтегазовый бассейн может быть поставлен в ряд крупнейших мировых центров добычи углеводородного сырья. Это важнейший геоэкономический фактор, оказывающий существенное влияние на расклад геополитических сил в Каспийском регионе, также он определяется и тем, что Каспий может стать основным поставщиком газа в Европу.

Обозначим факторы, которые оказывают влияние на формирование правоохранительной политики государств Прикаспийского региона:

- геополитический - выход к морю, наличие портов, площадь и границы государств, их географическое расположение у Каспийского моря;

- сырьевой - наличие или отсутствие запасов нефти и газа в предполагаемой части Каспия одного из пяти государств;

- экологический - уникальные биоресурсы, флора и фауна Каспия, проблема их сохранения и использования;

- юридический - создание универсальных правоохранительных механизмов, регулирующих территориальные споры прикаспийских государств.

Стоит также не забывать, что Каспийский регион фактически образует единое геополитическое пространство с Центральной Азией и Кавказом, что определяется некоей идентичностью политико-правовых, культурных и других процессов в этих системах. Иран и Россия, а также новые прикаспийские государства - Азербайджан, Казахстан и Туркменистан - вынуждены решать проблему международно-правового статуса Каспийского моря и регио-

нальной безопасности, искать новые пути межгосударственного экономического сотрудничества, развития транспортной инфраструктуры и трубопроводного транспорта, вопросы окружающей среды и биоресурсов.

«Тысячелетия вокруг Каспия», Астрахань, 2013 г., с. 99-107.

Д. Александров,

начальник сектора центральноазиатских

исследований

И. Ипполитов,

научный сотрудник (РИСИ);

Д. Попов,

руководитель Уральского регионального ИАЦ РИСИ «МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. КАЗАХСТАН

Долгосрочные политические цели США в Центральной Азии состоят в отрыве региона от России, Китая и Ирана и расширении здесь собственного влияния; в экономической сфере - в переориентации региона на Южную Азию и получении доступа к каспийским углеводородам; в военной - в формировании собственной военной инфраструктуры вблизи внутриконтинентальных границ крупных геополитических игроков - России, Китая, Индии и Ирана.

Каждая американская администрация, выдвигая свои проекты, так или иначе стремится к решению этих задач. Действующая администрация Барака Обамы, сохраняя общий вектор и преемственность американской политики, сконцентрировала усилия на реализации трех ключевых программ - Северной сети поставок (Northern Distribution Network, NDN), Новом шёлковом пути (New Silk Road, NSR) и Центральноазиатской антинаркотической инициативе (Central Asia Counternarcotics Initiative, CACI).

По многим позициям эти концепты входят в противоречие с национальными интересами России и Китая. Наряду с безопасным снабжением группировки в Афганистане Северная сеть поставок все чаще рассматривается в Вашингтоне как платформа для дальнейшего продвижения в Центральную Азию. Сеть заметно расширяет американское присутствие в регионе. Так, решение подклю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.