Научная статья на тему 'Каспар Нетшер'

Каспар Нетшер Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
150
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каспар Нетшер»

124 Персоналии

КАСПАР НЕТШЕР

БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.

Дата рождения: 1639

Место рождения: Гейдельберг

Дата смерти: 15 января 1684

Место смерти: Гаага

Учеба: Хендрик Костер, Герард Терборх

Жанры: Портретный, исторический, мифологический, религиозный, бытовой

Известные работы: «Кружевница» (1662 г., Собрание Уоллеса, Лондон), «Точильщик, прядильщица и мальчик» (1662 - 1664, Музей искусств, Филадельфия), «Дама у окна» (1666 г., Музей фон дер Хейдт, Вупперталь), «Портрет пожилой дамы» (1670 г., Картинная галерея, Кассель), «Пастух и пастушка» (1683, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг)

Каспар Нетшер Автопортрет 1660 - 1684 гг. Дерево, масло Рейксмюсеум, Амстердам

Осенью 2012 года на французском аукционе France - Chartres, Galerie de Chartres Sarl Международным институтом антиквариата было приобретено полотно, атрибутированное итальянской школой XVII века. Привязки к конкретному имени художника не было, как и не было определенности с сюжетом. Картина имела довольно обобщенное название «Легенда Дианы».

В центре композиции действительно изображена богиня охоты Диана, которую легко узнать по украшению в волосах в виде полумесяца. Она нагнулась к полуобнаженной героине, сидящей на земле, на переднем плане. Однако в античной мифологии отсутствуют сюжеты, описывающие любовные свя-

зи юной и целомудренной Дианы со своими нимфами, чего не скажешь о Юпитере, который, приняв образ Дианы, соблазнил одну из ее нимф - Каллисто. Данный сюжет описывается в «Метаморфозах» древнеримского поэта Овидия («Мет.», 2:442 - 453). Каллисто - нимфа Дианы,

Каспар Нетшер, последователь Юпитер и Каллисто Голландия, XVII в. Холст, масло. 53*39,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-3447

давшая обет безбрачия. Верховный бог римлян Юпитер влюбился в нее, но, поняв, что целомудрие нимфы не позволит ему добиться успеха, принимает образ Дианы, которой Каллисто отказать не может. Вскоре беременность нимфы стала заметна. В гневе Диана превращает ее в медведицу. Но Юпитер вознес Каллисто на небо, превратив в созвездие Большой Медведицы.

Таким образом, данный сюжет можно атрибутировать как сцену соблазнения Каллисто Юпитером. К данному сюжету в разное время обращались многие живописцы: Доссо Досси (1528 г., Вилла Боргезе, Рим), Питер Пауль Рубенс (1613 г., Государственный музей, Кассель), Карел Филипс Спиеринкс (нач. XVII в., Музей искусств, Филадельфия), Якопо Амигони (ок. 1739 года, ГЭ, Санкт-Петербург), Франсуа Буше (1744 г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва) и др. Интересную трактовку данного сюжета дал итальянский мастер XVII века Пьетро Либери (1605 - 1687). Его картина «Юпитер и Каллисто» проходила на аукционе Christie's 25 апреля 2008 года в Лондоне. Эстимейт работы составил 69,160 - 88,920 $, а итоговая сумма, за которую полотно была продано, - 225,680 $.

Подобно композиции из Большого собрания изящных искусств ASG,

Пьетро Либери

Юпитер и Каллисто

Холст, масло. 117*170 см

25 апреля 2008 г., Лондон,

аукцион Christie's, лот 102

225,680 $ (эстимейт 69,160 - 88,920 $)

Алессандро Варотари Адам и Ева Италия, XVII в. Холст, масло. 99*140 см БСИИ ASG, инв. № 04-2922

Каллисто полулежит на земле, опираясь на левую руку. Над ней мы видим Юпитера в образе Дианы с полумесяцем в волосах. Он дотрагивается до лица нимфы. В левой части - амур с орлом - символом Юпитера, олицетворяющим силу и мудрость верховного бога. На картине из собрания ASG амур с орлом изображен справа, держащим у лица маску как знак произошедшего преображения или метаморфозы.

Пьетро Либери, или Либертино, работал, в основном, в Италии. Его учителем был Алессандро Варотари, чья картина «Адам и Ева» находится в собрании ASG.

Путешествовал Либери и в Португалию, Испанию и на юг Франции. Нет никаких свидетельств о пребывании мастера в Голландии. Однако именно в этой стране было исполнено полотно также на сюжет «Юпитер и Каллисто», столь близкое к картине Либери. Автором ее являлся Каспар Нетшер (1639 -1684) - выдающийся голландский живописец, в первую очередь известный свои-

ми портретными изображениями. Данное полот-

Гравюра Яна Верколье с картина Каспара Нетшера Юпитер и Калисто Последняя треть XVII века Меццо-тинто 38,5*30 см

Гравюрный кабинет, Берлин

но, местонахождение которого на сегодняшний день не известно, было повторено затем много раз учениками и последователями мастера. О том, что картина была написана именно Нетшером, достоверно известно благодаря гравюре с нее, исполненной Яном Верколье (1650 - 1693). Исходя из дат жизни этих двух живописцев, можно сделать предположение, что картина «Юпитер и Каллисто» была написана Нетшером в 1660 - 1680-е годы. В это же время жил и Либери, а потому вопрос о его взаимовлиянии с Нетшером остается открытым.

Кроме Берлина гравюра того же Верколье с картины Нетшера хранится в Рейксмюсеуме Амстердама. О судьбе живописного полотна Нетшера ничего не известно. По гравюрам мы можем составить представление о его композиции, внешнем облике главных персонажей, пейзаже на заднем плане. Однако богатого и изысканного колорита, присущего в целом Золотому веку голландского искусства - XVII столетию - и Каспару Нетшеру в частности, мы не увидим.

Нетшер прожил недолгую жизнь, всего 45 лет. По одной из версий он

Пир ыекуеетБ

№2 (18) 2017

родился в Гейдельберге, а по другой - в Праге. Его отец - Иоганн Нет-шер - был скульптором из Штутгарта. Он женился на Элизабет Веттер - дочери мэра Гейдельбер-га против воли ее отца. Когда Каспару было два года, его отец умер в Польше. Во время гражданской войны в Гейдельберге мать Нетше-ра с четырьмя детьми бежала из города и остановилась в Арнеме, где маленький Каспар был усыновлен богатым врачом Туллекенсом. Отчим видел в своем сыне врача, но, заметив у него склонность к рисованию, отдал его на обучение в мастерскую Хендрика Костера, а затем к Герарду Терборху в Девен-тер. Очень быстро Нетшер становится лучшим учеником Терборха, его ассистентом, а также моделью для нескольких полотен. По достижении совершеннолетия Нетшер работает по заказам арт-дилеров и копит деньги для путешествия по Европе в целях совершенствования своего мастерства. В 1658 году он отправился на корабле в Бордо, чтобы оттуда по суше добраться до Италии. В Бордо он знакомится с математиком и проектировщиком фонтанов Ходайном и женится на его дочери Маргарет. Данное обстоятельство изменило планы художника, в Италию он так и не попал. В этот период художник писал много интерьерных сцен. Не большие по формату, сегодня они высоко ценятся за уровень исполнения и точность в передаче фактуры (особенно тканей). После рождения сына в 1662 году, опасаясь гонений на протестантов, Нетшер возвращается в северную Гаагу. Здесь он с успехом занимается портретной живописью. Козимо III Медичи покупает четыре его работы. В этот период Нетшер, вероятно, работал с такими именитыми мастерами, как Франц ван Мирис Старший (1635 - 1681), Герард Дау (1613 - 1675) и Геррит де Хох. Тогда же он создает свое самое знаменитое полотно «Дама у окна» (1666 г., Музей фон дер Хейдт, Вуп-перталь).

Высокое покровительство художнику оказывал Вильгельм III, благо-

Каспар Нетшер Дама у окна 1666 г.

Музей фон дер Хейдт, Вупперталь

даря чему финансовое положение Нетшера поправилось, и он стал часто писать представителей высшего сословия. Он изображал их в интерьерах, предметы для которых отбирал с особой тщательностью и вкусом. Дамы на его картинах одеты в роскошные платья, отливающие блеском глянцевого атласа. Современники особенно ценили Нетшера за его тонкий легкий штрих, яркий, но не «кричащий» колорит и деликатную свето-тене-вую моделировку. Художник был в зените славы, когда его сразила подагра, но даже будучи прикованным к постели он продолжал работать и умер в 1684 году в Гааге. Художниками стали и сыновья Нетшера - Константин (1668 - 1722) и Теодор (1661 - 1732).

По уровню живописного мастерства, гармонии колорита и тонкости тонировок Нетшер уступал как своему современнику Францу ван Мирису, так и учителю Герарду Терборху, мужской портрет которого хранится в Большом собрании изящных искусств ASG.

Есть в собрании и работа Яна Верколье, который сделал гравюру с утраченной работы Нетшера «Юпитер и Каллисто».

Нам сложно судить о том, как обстояли дела с колоритом в рабо-

Герард Терборх Мужской портрет Голландия, XVII в. Холст, масло. 42*29 см БСИИ ASG, инв. № 02-2040

Ян Верколье Мужской портрет Голландия, 1670 г. Холст, масло. 60*48 см БСИИ ASG, инв. № 02-4279

те Нетшера «Юпитер и Каллисто». Не позволяет нам этого сделать и гравюра Верколье. Однако до наших дней сохранилось несколько работ, повторяющих данную композицию и исполненных учениками и последователями мастера. Среди общего их числа лучшей можно на-

звать работу мастерской Нетшера, проходившую на аукционе Trinity International Auctions & Appraisals 6 октября 2007 года. Картина была продана за $16,730.

Первоначально данное полотно находилось в галерее Нортон в

Каспар Нетшер, мастерская Юпитер и Каллисто Холст, масло. 52*42 см 6 октября 2007 г., аукцион Trinity International Auctions & Appraisals (США), лот 0023 $ 16,730

Шильдик с картины мастерской Каспара Нетшера «Юпитер и Калисто»

Фрагмент гравюры Яна Верколье с картины Каспара Нетшера «Юпитер и Калисто» Фрагмент включает изображение двух собак в правой части гравюры Гравюрный кабинет, Берлин

Каспар Нетшер, последователь Юпитер и Каллисто Холст, масло. 84,5*111 см 18 ноября 2015 г., Лондон, аукцион Christie's, лот 457 2,658 $ (эстимейт 2,276 - 3,792 $)

Нью-Йорке, затем проходило на аукционе Sotheby's (17 января 1996 г., лот 87), где было куплено Уолтером Лангером, и вновь было выставлено на торги в 2007 году. К нижней части картинной рамы прикреплен шиль-дик с названием работы, именем художника и годами его жизни. И хотя, в соответствии с надписью, автором работы указан сам Нетшер, эксперты аукциона отнесли ее к мастерской живописца. Действительно, несмотря на высокий уровень живописи, данная композиция отличается в деталях

от гравюры Верколье, изготовленной непосредственно с картины самого Нетшера. Например, у левой кромки картины мы не видим пса, который присутствует на гравюре Верколье, но уже справа, поскольку исполнена она в зеркальном отражении.

Примером работы «Юпитер и Каллисто» последователя Каспара Нетшера может служить полотно, проходившее на аукционе Christie's в Лондоне 18 ноября 2015 года.

По сравнению с картиной мастерской Нетшера, данная работа,

безусловно, слабее по уровню исполнения. Здесь в левой части присутствует изображение пса, хотя и в ракурсе, отличном от гравюры. Изменен был и формат композиции (84,5*111 см). Мы не знаем размеры полотна самого Нетшера, хотя, как известно, художник писал, в основном, небольшие картины. Не была, по-видимому, исключением и «Юпитер и Каллисто». Подтверждением этому может служить работа мастерской Нетшера, размер которой равен 52*42 см, а также близкая ей

Пир искусств

№2 (18) 2017

N

по формату картина последователя живописца из Большого собрания изящных искусств ASG - 53*39,5 см.

Как уже говорилось выше, французские эксперты атрибутировали ее как работу итальянской школы XVII века. Однако на основе сопоставительного анализа и очевидной близости данного полотна композиции Нетшера можно сделать вывод о ее принадлежности голландской школе того же столетия. В данной работе, так же как и на картине мастерской живописца, мы не видим собаки у левой кромки, а у Каллисто в колчане всего две стрелы. Однако уровень исполнения композиции не позволяет отнести ее к мастерской Нет-шера, картины которой отличались высоким классом техники рисунка и насыщенностью колористической палитры. Работали над картиной из собрания ASG два живописца, причем «поля работы» каждого легко разграничить. Фигура Каллисто на переднем плане написана более ма-

Фрагменты картины «Юпитер и Каллисто» последователя Каспара Нетшера БСИИ ASG, инв. № 04-3447

стеровитым художником. Об этом свидетельствует тщательная проработка ее темных волос и хорошее знание анатомических особенностей при передаче строения руки и ступней. Как известно, живопись Каспара Нетшера особенно высоко ценилась за фактурные эффекты при изображении шелков и восточных ковров, не многие могли соперничать с ним в этой области. Последователь Нет-

Фрагменты картины «Юпитер и Каллисто» последователя Каспара Нетшера БСИИ ASG, инв. № 04-3447

шера из собрания ASG также проявил себя талантливым продолжателем традиций мастера, что особенно ярко проявляется в изображении красной драпировки с множеством складок и платья глубокого оттенка синего цвета, украшенного золотым шитьем.

Что касается фигуры Юпитера-Дианы, ее золотистого платья и высоко развевающейся драпировки, амура с маской, бурой трафаретной зелени деревьев в правой части, а также горного пейзажа с довольно обобщенным рисунком кучевых облаков, то здесь мы не увидим столь высокого владения живописными приемами. В целом подобная практика, когда над одной композицией работали сразу несколько живописцев, была довольно распространенным явлением не только в среде подмастерья именитых живописцев. Выдающиеся художники также часто творили в тандеме, каждый работая над теми частями или элементами композиции, где их талант проявлялся ярче всего.

À?

Каспар Нетшер Вертумн и Помона 1681 г.

Государственный музей Берлина

Каспар Нетшер

Дама с фруктами и служанка

Glynn Vivian Art Gallery

Каспар Нетшер, несмотря на то, что являлся признанным мастером портретного жанра, не раз обращался к сюжетам из «Метаморфоз» Овидия. В 1681 году он пишет «Вертумна и Помону», где бог садов и фруктовых деревьев соблазняет красавицу Помону, приняв образ старухи.

При изображении мифологических и жанровых сцен весьма характерным для художника яв-

ляется и построение композиции, когда один из персонажей возвышается над героем, сидящим на земле. Часто он склоняется к нему, приближаясь лицом или дотрагиваясь руками. В качестве примера можно привести работы «Пастух и пастушка» (1683, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг) и «Дама с фруктами и служанка» (Glynn Vivian Art Gallery).

Аналогичный композиционный строй был применен Нетшером и в работе «Юпитер и Каллисто». Тот факт, что авторская версия данной композиции не сохранилась, затрудняет проведение более глубокого искусствоведческого анализа полотен его мастерской и последователей. Однако именно благодаря им сегодня мы имеем возможность расширить рамки представлений о творчестве этого талантливого живописца.

Список использованной литературы:

1. Caspar Netscher [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.artuk.org/discover/artworks/search/ actor:netscher-caspar-16391684/page/3 (дата обращения 12.04.2017)

2. Нетшер Каспар (Netscher Caspar) (1639 - 1684) - нидерландский художник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post145889693/(дата обращения 12.04.2017)

3. Netscher (Dutch) Jupiter & Callisto Oil Painting [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://new. liveauctioneers.com/item/4184021 (дата обращения 12.04.2017)

4. Trinity Sells American, Russian & Old Masters Art [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. antiquesandthearts.com/trinity-sells-american-russian-old-masters-art/ (дата обращения 13.04.2017)

5. Jupiter und Callisto [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://skd-online collection.skd.museum/de/contents/showArtist?id=569753 (дата обращения 14.04.2017)

6. Pietro Liberi (Padua 1605-1687 Venice) Jupiter in the guise of Diana and the nymph Callisto [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.christies.com/lotfinder/paintings/pietro-liberi-jupiter-in-the-guise-of-5063520-details.aspx (дата обращения 14.04.2017)

7. After Caspar Netscher Jupiter and Callisto [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.christies. com/lotfinder/Lot/after-caspar-netscher-jupiter-and-callisto-5947055-details.aspx (дата обращения 15.04.2017)

Пир ыекуеетБ

№2 (18) 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.