Научная статья на тему 'КАРТЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ В АТЛАСЕ РЕСУРСОВ АВСТРАЛИИ'

КАРТЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ В АТЛАСЕ РЕСУРСОВ АВСТРАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАРТЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ В АТЛАСЕ РЕСУРСОВ АВСТРАЛИИ»

РЕЦЕНЗИИ, ИНФОРМАЦИИ

Е. Л. ВОЛКОВА, И. Г. ФЕДОРОВА КАРТЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ В АТЛАСЕ РЕСУРСОВ АВСТРАЛИИ

В шестом томе Атласа ресурсов Австралии, изданном в 1990 г., помещены новые карты растительности м. 1 : 5 ООО ООО, составленные коллективом исследователей под руководством известных ботанико-географов Д. Карнахана и Ф. Бюлле-на.1 Пояснительный текст в атласе написан Д. Карнаханом и Т. Девесоном. Карт две: одна из них - карта современной растительности, вторая - естественной (восстановленной). При их составлении использовано свыше 1500 опубликованных и неопубликованных работ, отчетов и карт.

Легенды к картам основаны на структурно-флористической классификации растительности, широко используемой геоботаниками австралийской школы (Specht, 1970; Beard, Webb, 1974) в последние десятилетия при картографировании растительности отдельных регионов страны.

Вопросы классификации растительности Австралии рассматриваются в первой главе атласа. Из структурных признаков учитываются главным образом высота доминирующих видов и сомкнутость крон. Классификационные построения структурных форм растительности приводятся в двумерной таблице (иллюстрированном ключе), содержащей 8 классов форм роста и 4 класса сомкнутости крон (проективного покрытия).

Все разнообразие структурных форм показано на рисунках („секционных диаграммах"), где изображены формы роста, высота доминантов и сомкнутость крон. Кроме того, дана характеристика нижних ярусов. Здесь же приводятся буквенные и цифровые коды, используемые в легендах и на картах, а также названия структурных форм.

Выделены следующие формы роста растений (в м): 1) высокие деревья (> 30); 2) средние деревья (10-30); 3) низкие деревья (< 10); 4) высокие кустарники (> 2); 5) низкие кустарники (< 2); 6) хаммоковые злаки; 7) туссоковые злаки; 8) другие травянистые растения.

Классы сомкнутости, принятые в классификации (в %): сомкнутость <10, 1030,30-70, >70.

Травянистые растения разделены на три группы. Хаммоковые (жесткие кочко-образующие) злаки - spinifex - широко распространены во внутренней части материка, среди них наиболее характерны виды Triodia и Plectrachne. Иногда растительность с доминированием этих видов исследователи сравнивают с центральноазиат-скими степями, находя физиономическое сходство с последними. Вторая группа -туссоковые (дерновинные) злаки и виды, по форме роста похожие на злаки, например осоковые. Третья группа представлена травянистыми видами других семейств.

Такой подход к классификации растительности на первый взгляд кажется формальным, хотя вполне может быть оправдан сложностью и оригинальностью растительности Австралии, где в различных типах растительности (от влажных лесов до полупустынь) доминируют преимущественно виды двух родов - Acacio и Eucalyptus. Этот подход нашел применение и при построении легенд к картам растительности Австралии.

Созданию новой карты современной растительности на весь материк способствовало эффективное использование в последнее десятилетие данных космической

4tlas of Australian Resources. 3rd ser. Vol. 6. Vegetation. Canberra, 1990. 64 p.

съемки. Для составления карты современной растительности Австралии 1:5 ООО ООО было использовано 450 цветных изображений Ландсат м. 1:1 ООО ООО. Фрагменты из шести этих изображений воспроизведены в атласе для показа разнообразия растительности континента и наглядного изложения методики выделения картируемых единиц на спектрозональных космических снимках. Так, некоторые широко распространенные типы растительности четко дешифрируются по цвету изображения: сомкнутые влажные леса имеют ярко-красную окраску, склерофильные леса -темно-коричневую, сухие злаковники - бледно-голубую, орошаемые пастбища -розовую. Однако авторы отмечают, что не все типы растительности легко распознаются на снимках, особенно большие трудности вызывает разграничение естественной и нарушенной растительности.

Помимо дешифрирования космических снимков, для составления карты широко использовалась наземная информация. Это старые опубликованные, а также рукописные карты растительности, почв, использования земель, новые данные полевых исследований, а для культурной растительности - статистические данные сельскохозяйственных ведомств.

Представленная в атласе карта современной растительности показывает состояние растительного покрова Австралии на середину 80-х гг. Легенда к ней представлена в оригинальной кодовой форме и основана на рассмотренной выше классификации. Первая буква кода (строчная латинская буква) обозначает флористический тип, т. е. родовое название преобладающего в первом ярусе дерева или кустарника. В случае, когда два рода имеют равное обилие, приводятся двег буквы, причем первая присваивается роду, имеющему незначительное превышение обилия. Например, cw - Casuarina + Acacia. Следующий знак кода означает форму роста и показывается прописной латинской бувой: Т - высокие деревья; М -средние деревья; S - высокие кустарники и т. д. Затем в коде следуют цифры, означающие сомкнутость крон деревьев и кустарников. Так, цифра 4 (максимальная) показывает сомкнутость > 70 %, 3 - 30-70, 2 - 10-30, 1 - < 10 %. Если сомкнутость верхнего яруса < 10 %, в коде также указывается флористический тип и форма роста нижнего яруса.

Для примера приведем следующий полный код:

eLltH

Верхний ярус Нижний ярус

Род Форма роста Сомкнутость Род Форма роста

е L 1 t Н

Расшифровка этого кода: низкие эвкалиптовые редколесья с хаммоковым злаковым покровом из видов рода Triodia.

Цвета используются для показа принятых в классификации форм роста, а интенсивность или оттенок цвета - сомкнутости крон верхнего яруса. При изображении выделов растительности с разреженным древесным ярусом (сомкнутость < 30 %) фоновым является цвет травяного яруса, на который наносится сетка или значки соответствующего верхнего яруса. При таком подходе цвета несут меньшую информацию, чем буквенно-цифровые коды.

Кроме того, в легенде и на карте самостоятельными цветами без кодов отражены такие категории, как литоральные комплексы, садоводческие и урбанистические комплексы, а также территории, где отсутствует какая-либо растительность (озера и засоленные низины). Специальными значками показаны летние и зимние посевы сельскохозяйственных культур.

Чтение самой карты довольно сложно, так как каждый контур требует расшифровки кола, а цвета мало облегчают этот процесс, иногда и затрудняют его из-за того, что оттенками одного цвета показываются разные типы растительности. Например, темно-зеленым цветом изображены сомкнутые средневысотные леса, а слабым тоном того же цвета - редколесья с деревьями средней высоты.

Самым существенным недостатком и легенды, и классификации является, на наш взгляд, ее „неэкологи чность". При доминировании в большинстве типов

растительности двух родов (Eucalyptus и Acacia) экологические особенности распределения растительности имеют существенное значение. Кроме того, отсутствие экологических критериев в классификации затрудняет сравнение выделенных структурно-флористических типов с общепринятыми для других континентов типами растительности (например, с такими как саван» ы, пустыни и др.). Отчасти это объясняется большим своеобразием растительности Австралии, для которой можно установить лишь физиономические аналоги с растительностью других континентов.

Коротко остановимся на показе неоднородной растительности. Примером может быть растительность песчаных дюн во внутренней части Австралии. Здесь существенно различается растительность гребней, склонов и междюнных пространств. Преобладает по площади растительность нижних частей склонов и междюнных пространств. Она и приводится в коде. При этом весь код подчеркивается линией, что означает неоднородность растительного покрова. Большой неоднородностью отличается также растительный покров побережий. Здесь сочетаются мангровые заросли, низкие кустарники, травяные и галофитные сообщества. На таких территориях трудно выделить преобладающие структурно-флористические типы, поэтому эта растительность картируется как „литоральный комплекс". Такой же подход используется и для некоторых категорий культурной растительности, например „садовых комплексов".

Карта естественной (восстановленной) растительности составлена по тому же принципу, что и вышеописанная. Она представляет собой реконструкцию возможного состояния растительного покрова Австралии накануне европейской колонизации, начавшейся в 1788 г. Для ее составления использовались многочисленные исторические материалы, старые карты растительности и почв. В основу была положена более ранняя карта естественной растительности, составленная Карнаха-ном в 1976 г. (Carnahan, 1976а, 1976b, 1981), а также некоторые новые региональные карты восстановленной растительности.

Анализ этих двух карт дает возможность проследить изменения в растительном покрове за период в 200 лет. Красочная диаграмма, приведенная в тексте атласа, показывает количественные (площадные) изменения основных типов растительности.

Лесные массивы в целом сократились на 40 %. Большая часть площадей, прежде занятых лесами, используется для сельского хозяйства. Например, дождевые леса на приморских низменностях практически полностью уничтожены для посадок сахарного тростника; почти все разреженные леса из Acacia harpophylla сведены под пастбища и пашни. В настоящее время площади, используемые для сельского и лесного хозяйства, составляют 70 % от всей территории континента. Большие изменения со времен заселения Австралии европейцами претерпела и редко-лесная растительность, так как эти территории были основными для возделывания пшеницы. Часть редколесий сильно деградировала в результате пастбищной нагрузки. Зато вдвое увеличились площади под наиболее открытыми редколесьями с покровом из туссоковых злаков. Это произошло главным образом из-за сведения лесов и наиболее сомкнутых редколесий. За два столетия произошли значительные трансформации и с кустарниковой растительностью. Особенно это коснулось зарослей высоких кустарников - малли (из видов эвкалипта) и мульга (из видов акации). Площади под ними сократились на 35 %.

В связи с уменьшением площадей, занятых древесными и кустарниковыми типами, значительно возросли площади под травяными ценозами. Появились вторичные туссоковые злаковники. За 200 лет площади туссоковых пастбищ возросли вдвое. Кроме того, возникли новые структурные формы - сеяные пастбища, составляющие около 5 % территории Австралии.

Помимо основных двух карт в пояснительном тексте атласа приводится 39 аналитических карт, сопровождающих описание структурно-флористических типов растительности, как естественных, так и вторичных. Они отражают современное распределение каждого из этих типов, а также все исторические изменения их ареалов (как сокращение, так и увеличение). На специальной обобщающей карте

показаны изменения растительного покрова всего континента. Наиболее значительные из них, связанные с потерей биомассы, произошли при трансформации лесов в травяные ценозы или пастбища.

Карты растительности проанализированы в атласе не только с помощью наглядных аналитических карт, но и в содержательной текстовой части и диаграммах. Высококачественные цветные фотографии (их около 100) демонстрируют разнообразие австралийской растительности от влажных тропических лесов до пустынь.

В тексте атласа и на прилагаемых картах получили отображение новейшие сведения о растительности Австралии. Эта работа с большой детальностью показывает современное состояние растительного покрова континента, а также ставит задачи его охраны и восстановления. В целом, атлас выполнен на высоком научном и техническом уровне как с точки зрения содержания, так и прекрасного качества печати. Он представляет собой один из лучших образцов тематического научно-популярного атласа.

ЛИТЕРАТУРА

Beard J. S., Webb M. J. The vegetation survey of Western Australia. University of Western Australia Press : Nedlands, 1974. - Camahan J. A. Natural vegetation: Map and accompanying booklet commentary//Atlas of Australian Resources. 2nd Ser. Canberra, 1976a. - (Camahan J. А.) Корнахан Д. А. Проблемы картографирования растительности Австралии // Геоботаническое картографирование 1976. Л., 1976b. С. 32—36. — (Camahan J. А.) Корнахан Д. А. Новая карта растительности Австралии // Геоботаническое картографирование 1981. Л., 1981. С. 22-25. — Specht R. Z. Vegetation // G. W. Zeeper (Ed.). The Australia environment. 4th ed. Melbourne, 1970. P. 44-67.

ЛИТЕРАТУРА

Beard J. S., Webb M. J. The vegetation survey of Western Australia. University of Western

Australia Press : Nedlands, 1974. Carnahan J. A. Natural vegetation: Map and accompanying booklet commentary //Atlas of

Australian Resources. 2nd Ser. Canberra, 1976a. (Carnahan J. А.) Карнахан Д. А. Проблемы картографирования растительности Австралии // Геоботаническое картографирование 1976. Л., 1976b. С. 32—36. https://doi.org/10.31111/geobotmap/1976.32 (Camahan J. А.) Карнахан Д. А. Новая карта растительности Австралии // Геоботаническое картографирование 1981. Л., 1981. С. 22—25. https://doi.org/10.31111/geobotmap/1981.22 SpechtR. Z. Vegetation // G. W. Zeeper (Ed.). The Australia environment. 4th ed. Melbourne, 1970. P. 44—67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.