Научная статья на тему 'Картографирование историко-культурного наследия'

Картографирование историко-культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Колганова Е.Ю.

The protection of cultural property in a modern world becomes more and more composite and acute problem. The studied objects can be rated on set of metrics: to location, size (expansion, square, size, height, depth), form (common outlines, oblongness, tortuosity), density (thickness, the concentration) down to engineering calculations can be defined territory, in limits it is necessary by which one to save or to reconstruct the characteristic environment, bound with historical building, natural appearance of territory, architectural and planned in exposure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAPPING OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE

The protection of cultural property in a modern world becomes more and more composite and acute problem. The studied objects can be rated on set of metrics: to location, size (expansion, square, size, height, depth), form (common outlines, oblongness, tortuosity), density (thickness, the concentration) down to engineering calculations can be defined territory, in limits it is necessary by which one to save or to reconstruct the characteristic environment, bound with historical building, natural appearance of territory, architectural and planned in exposure.

Текст научной работы на тему «Картографирование историко-культурного наследия»

УДК 528.94 Е.Ю. Колганова ИрГТУ, Иркутск

КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

E.U. Kolganova

Irkutsk State Technical University (ISTU), 83 Lermontova Ul., Irkutsk, 664074, Russian Federation

MAPPING OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE

The protection of cultural property in a modern world becomes more and more composite and acute problem. The studied objects can be rated on set of metrics: to location, size (expansion, square, size, height, depth), form (common outlines, oblongness, tortuosity), density (thickness, the concentration) down to engineering calculations - can be defined territory, in limits it is necessary by which one to save or to reconstruct the characteristic environment, bound with historical building, natural appearance of territory, architectural and planned in exposure.

Охрана культурного достояния в современном мире становится все более сложной и острой проблемой. Эта проблема требует постоянного внимания. Без преувеличения можно сказать, что об уровне развития культуры того или иного народа следует судить по тому, как он относится к своему культурному наследию, знает ли он о нем вообще. В изучении историко-культурного наследия важную роль играют карты. Еще в начале XX века известный ученый Н.Н. Баранский называл карты стимулом к заполнению пустых мест. То есть тогда уже было ясно, что процесс создания карты может стать стимулом к более пристальному изучению территории. При подготовке к созданию карты принцип достоверности наносимой на нее информации требует разностороннего глубокого краеведческого исследования. Таким образом, составление карты активизирует всестороннее изучение историко-культурного наследия (Берлянт, 2003).

Созданная же карта сама по себе становится источником получения ценной информации. Изучаемые объекты могут быть оценены по множеству показателей: местоположению, размеру (протяженность, площади, объема, высоты, глубины), форме (общие очертания, вытянутость, извилистость), плотности (густота, концентрация) вплоть до инженерных расчетов - может быть определена территория, в пределах которой необходимо сохранить или воссоздать характерную среду, связанную с исторической застройкой, природным обликом территории, архитектурно-планировочной экспозицией. В зависимости от территориального охвата, детальности, назначения исследований их можно проводить на разных уровнях, соответствующих масштабам карт.

Для показа объектов историко-культурного наследия на карте города будут использованы условные знаки. Использование условных знаков - основное

свойство, отличающее карту от многих других графических моделей, таких, например, как аэро- и космические снимки, панорамы, пейзажи.

Картографические условные знаки - это графические символы, с помощью которых на карте показывают (обозначают) вид объектов, их местоположение, форму, размеры, качественные и количественные характеристики.

На карте будут использованы три основных группы условных обозначений:

- Ввнемасштабные, или точечные, которые применяют для показа объектов, локализованных в пунктах; внемасштабность знаков проявляется в том, что их размеры на карте всегда значительно превосходят истинные размеры объектов на местности; при помощи точечных знаков на карте будет показано местоположение того или иного объекта историко-культурного наследия;

- Линейные, которые будут использованы для отображения линейных объектов: рек, дорог, границ. Они масштабны по длине, но внемасштабны по ширине;

- Площадные будут использоваться для изображения объектов, сохраняющих на карте свои очертания, такие как лесные массивы, озера.

Цвет на карте - одно из самых эффективных графических средств. Он существенно расширяет изобразительные возможности значковых, линейных и площадных обозначений, позволяет передать качественные и количественные характеристики объектов, усиливает различимость знаков, наглядность и читаемость карт, ее информативность, использует эффект цветовой и световой пластики, наконец украшает карту, повышает ее эстетические свойства.

При помощи цвета на карте историко-культурного наследия можно будет отобразить количественные данные, например, время возникновения памятников либо показать качественные характеристики, классифицировав памятники на восстановленные, впервые появившиеся или утраченные.

При помощи формы значка и штриховки мы сможем показать, к какому типу и виду относится объект.

Пиктограммами, значками напоминающие изображаемый объект, будут показаны церкви, часовни, усадьбы, общественные здания, жилые дома. Такие обозначения очень наглядны и чаще всего их используют на популярных туристических, рекламных, пропагандистских картах.

Дополнительно можно будет создать мелкомасштабную карту-схему, на которой при помощи точечного способа будет показана концентрация объектов историко-культурного наследия по районам города. Точечный способ нагляден и удобен для количественных определений. Точечные карты хорошо передают реальные особенности размещения объектов, их количество, локализацию, группировку.

При помощи качественного фона можно будет показать на карте особо охраняемые исторические зоны (кварталы) города (Берлянт, 2003).

На карте будут использованы знаки движения. Эти знаки используют для показа пространственных перемещений каких-либо явлений или объектов. С помощью знаков движения, а именно векторов движения на карте будут показаны тематические маршруты, например, «Иркутск -православный», «Иркутск - купеческий», «Иркутск - литературный».

В карте целесообразно будет применить создание специальных дизайнерских значков. Ими можно будет показать объекты или места, связанные с именами выдающихся людей, живших или посетивших наш город или, например, показать, к какому стилю архитектуры относится объект (древнерусский стиль, византийский, классицизм, барокко, готика, эклектика). Использование в картографии принципов художественного дизайна облегчает восприятие карт, способствует развитию хорошего эстетического вкуса, а в конечном счете повышает эффективность использования карт и атласов в науке, практике, образовании.

К дополнительным данным можно будет отнести фотографии наиболее интересных объектов, лиц, оставивших заметный след в истории города, диаграммы, графики (изменения количества памятников архитектуры по годам), текстовые и цифровые данные, которые не принадлежат непосредственно картографическому изображению, но тематически связаны с содержанием карты, дополняют и поясняют ее.

Таким образом, используемые картографические изображения помогут наиболее наглядно и выразительно показать важные и интересные объекты историко-культурного наследия города.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Берлянт А.М. Картоведение / А.М. Берлянт. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 477 с.

2. Берлянт А.М. А.А. Лютый и картографирование наследия России / А.М. Берлянт. - М.: Институт Наследия, 2003. - 182 с.

© ЕЮ. Колганова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.