Научная статья на тему 'Картографирование экологических правонарушений'

Картографирование экологических правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТОГРАФИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / OFFENCES / CARTOGRAPHIC METHOD / ENVIRONMENTAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубина Е.А.

Рассмотрены состояние экологической преступности, основные причины совершения экологических преступлений и их общественная опасность, возможность применения картографического метода при изучении распространения различных видов экологических преступлений по регионам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mapping of environmental offences

The actual situation with environmental offences is discussed including the principal causes of environmental crimes and the risk they pose to the public. Possible application of the cartographic method for studying regional aspects of different environmental crimes is analyzed.

Текст научной работы на тему «Картографирование экологических правонарушений»

УДК 528.946+349.6

Е.А. Рубина1

КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Рассмотрены состояние экологической преступности, основные причины совершения экологических преступлений и их общественная опасность, возможность применения картографического метода при изучении распространения различных видов экологических преступлений по регионам.

Ключевые слова: картографирование, экология, правонарушения.

Введение. Об ухудшающейся экологической ситуации в мире начали говорить с середины прошлого века. В Стокгольмской декларации (1972), принятой на конференции ООН по окружающей среде, когда была создана специальная Программа по защите окружающей среды (ЮНЕП) отмечалось: "...наступил такой момент в истории, когда мы должны регулировать свою деятельность во всем мире, проявляя более тщательную заботу в отношении последствий этой деятельности для окружающей среды." [7]. О продолжении ухудшения состояния окружающей природной среды в мире и в нашей стране постоянно пишут в прессе, в интернете, в учебной и научной литературе, говорят по телевидению.

Среди причин, негативно влияющих на состояние окружающей среды, которые обычно географы не затрагивают, необходимо рассмотреть нарушения природоохранных требований, содержащихся в федеральных и региональных законах и иных правовых документах, т.е. экологические правонарушения, среди которых наибольшую опасность составляют экологические преступления.

Общественная опасность экологических преступлений не сводится только к отдельным вредным последствиям или к сумме причиненного экологического и экономического вреда, а также вреда здоровью людей, хотя эта составная часть общественной опасности наиболее очевидна и ощутима. Но загрязнение окружающей среды постоянно увеличивается, а отрицательные последствия этого представляют реальную угрозу национальной безопасности, так как ухудшение качества среды обитания ведет к увеличению заболеваемости, снижению продолжительности жизни, смертности и ухудшению генофонда населения. Экологическая преступность постепенно приобретает черты социального фактора, который может серьезно повлиять на экологическую безопасность государства и населения [1].

Постановка проблемы. Ежегодно правоохранительные и судебные органы собирают и обрабатывают статистические данные по разным показателям, утверждаемым Федеральной службой государственной статистики. Вся количественная характеристика

общей и отраслевой преступности представляется в табличной форме для дальнейшей обработки и получения либо новых статистических данных путем сравнительного анализа, либо количественной характеристики определенных явлений и процессов. Но для наглядного отображения проблемы влияния преступного поведения на состояние окружающей природной среды этого недостаточно.

Область применения картографического метода исследования чрезвычайно широка — от исследования природных явлений до отображения сложных общественных процессов и их прогнозов. Проблема ухудшения состояния окружающей природной среды и оценка масштаба влияния на этот процесс противоправных действий, а также географическое распространение этих воздействий не получили пока наглядного отображения в виде картографирования юридической ответственности за экологические преступления.

В статье сделана попытка перевести статистические показатели в картографическое изображение, что позволит наглядно представить состояние экологической преступности в стране.

Материалы и методы исследований. Материалами для исследования послужили статистические данные Главного информационно-аналитического центра МВД России об общей и экологической преступности, данные судебного департамента при Верховном суде РФ о числе возбужденных и переданных в судебные органы дел и о числе осужденных лиц, а также материалы прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, государственные доклады о состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации, ежегодно представляемые Министерством природных ресурсов и экологии.

При проведении исследования использованы две группы методов, относящихся к юриспруденции и географии:

сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление юридических явлений и процессов и позволяет сопоставить разные нормы в пределах экологического права и их применение. Статистико-правовой

1 Государственный университет по землеустройству, юридический факультет, методист, канд. геогр. н.; e-mail: kartaelena@mail.ru

метод отражает состояние и тенденции развития правовых реалий;

территориальный подход позволяет учесть пространственные различия ландшафтов, размещения экономических, социальных, рекреационных, экологических объектов. Традиционный исторический метод дает возможность раскрыть временной аспект социально-экономического развития. Использование социального подхода особенно актуально, так как необходимо оценить условия, уровень, образ и качество жизни населения, сопутствующие совершению экологических преступлений;

картографический метод исследования основан на получении необходимой информации с помощью карт.

Результаты исследований и их обсуждение. При анализе неблагоприятных ситуаций важно определить, являются ли они следствием регулярной производственной и любой хозяйственной деятельности или техногенных аварий и катастроф, или неправомерных действий по отношению к природной среде как среде обитания всех биологических видов. Так как в процессе деятельности человек не может не воздействовать на окружающую природную среду, то проблема заключается в том, чтобы при использовании природных ресурсов, их переработке и возвращении в нее загрязняющих веществ, а также при оказании на окружающую среду иных отрицательных воздействий определить их научно обоснованные пределы. При этом должны быть установлены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а их соблюдение не должно приводить к деградации экосистем.

Работа предприятий, экологически вредно воздействующих на окружающую природную среду, требует затрат, постоянно возрастающих для ее охраны. Эти затраты всегда значительны, поэтому для многих собственников обременительны. Большинство производственных предприятий включает расходы на природоохранные цели в себестоимость продукции, тем самым уклоняясь от осуществления реальной охраны окружающей природной среды и исполнения экологических норм. Руководители предприятий, предприниматели часто оправдывают ненадлежащее выполнение разработки, финансирования и реализации мероприятий по охране природы необходимостью избежать банкротства, сохранить рабочие места, снизить себестоимость выпускаемой продукции.

Конечно, в стране проводится экологический мониторинг и контроль за состоянием окружающей природной среды, создаются и расширяются особо охраняемые природные территории, тем не менее экологическая ситуация не становится лучше.

Информация, имеющаяся в органах, которые осуществляют мониторинг и контроль в области охраны окружающей среды, свидетельствует о массовых нарушениях природоохранных требований, поэтому можно говорить о серьезной общественной опасности экологических правонарушений в связи с их широким распространением.

К основным и наиболее часто регистрируемым нарушениями в различных сферах природопользования и охраны окружающей среды относятся:

— в области использования и охраны земель — захламление и загрязнение земель, самовольное занятие земель природоохранного назначения;

— в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр — самовольное пользование участками недр, нарушение условий лицензий, самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, отсутствие геологической документации;

— в области рационального использования и охраны водных объектов — нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и иных сооружений, превышение нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты, захват или пользование водными объектами без специального разрешения;

— в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов — незаконная порубка лесов; нарушение правил пожарной безопасности в лесах; повреждение лесов сточными водами, промышленными отходами, химическими и радиоактивными веществами; самовольный захват лесных участков;

— в области охраны атмосферного воздуха — несоблюдение нормативов выброса загрязняющих веществ в атмосферу, осуществление деятельности без разрешительных документов, ненадлежащее осуществление производственного контроля, невыполнение предписаний госконтроля;

— в области использования и охраны биологических ресурсов — отсутствие у пользователей лицензий на пользование животным миром, несоблюдение правил охоты и рыболовства;

— в области обращения с отходами — нарушение требований по обращению с отходами, ненадлежащее осуществление производственного контроля, невыполнение предписаний госконтроля;

— в области охраны окружающей среды — нарушение природоохранных требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции и эксплуатации предприятий и объектов, негативно воздействующих на окружающую среду;

— в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий — незаконное строительство, браконьерство и незаконный лов рыбы, самовольная рубка леса, несоблюдение пожарной безопасности;

— на море и континентальном шельфе — несоблюдение требований по охране живых ресурсов и сохранению их биологического разнообразия, сокрытие от учета фактического вылова, видового состава водных биоресурсов, загрязнение морских вод в результате несанкционированного сброса сточных вод и отходов в море.

Основное число правонарушений выявляется и регистрируется специализированными государственными органами. Это в первую очередь федеральные службы, которые являются органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю

и надзору: Росприроднадзор, Ростехнадзор, Россель-хознадзор и др. Дела об административных правонарушениях возбуждаются также органами полиции, пограничными органами и органами прокуратуры. В ходе проверок они выявляют десятки и сотни тысяч нарушений — например, в 2011 г. ими было возбуждено свыше 440 тыс. дел об административных правонарушениях.

Нарушители подвергаются административным штрафам, им предъявляют иски за ущерб, нанесенный незаконными действиями; материалы по нарушениям, содержащим признаки преступления, передаются в органы дознания и следствия для решения вопроса об уголовном преследовании.

Экологические преступления отличаются от административных экологических нарушений степенью общественной опасности. В Уголовном кодексе РФ дается определение преступления: ".виновно совершенное общественно опасное деяние". В Российской юридической энциклопедии экологические преступления определены следующим образом: "виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, посягающие на общественные отношения по сохранению качественно благоприятной окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения" [6].

Количественная характеристика общественной опасности экологических преступлений проявляется в динамике экологической преступности. Сравнительный анализ за 15 лет показал, что криминогенная ситуация в экологической сфере лишь ухудшается. Из года в год растут абсолютное число экологических преступлений и их удельный вес в общем числе всех преступлений в стране (рис. 1).

Экологическая преступность порождается целым комплексом причин — как общих, так и специфических. Общие причины коренятся в сфере противоречий, возникающих при взаимодействии человека и природы. Это, во-первых, противоречия между потребностями общества и все увеличивающимися возможностями использования природных ресурсов; между формами собственности на природные ресурсы и сложившимися способами их освоения; между разными целями у природопользователей и природоохранных органов. Во-вторых, уровень преступности, как правило, достаточно точно отражает состояние социально-экономической ситуации. В условиях неблагоприятного социально-экономического развития возникают предпосылки для неправомерного и нередко преступного экологического поведения, что и происходило в 1990-х гг., когда переход от административной к рыночной экономике привел к тому, что население страны, озабоченное насущными проблемами выживания, было мало озабочено проблемами охраны природы и вынужденно шло на такие преступления, как браконьерство, нарушение режима особо охраняемых природных территорий, самовольный захват земельных участков и др. Незаконное завладение природными ресурсами пред-

Годы

Рис. 1. Удельный вес экологических преступлений в общем числе зарегистрированных преступлений с 1997 по 2012 г.

ставлялось тогда возможностью компенсировать потерянные источники дохода.

Рассматривая общие причины экологической преступности, следует также обратить внимание на пробелы в общественном экологическом сознании: ложное мнение о неисчерпаемости природных ресурсов; ориентация на сомнительные (нередко ложные) цели и приоритеты в сфере взаимодействия человека и природы; несоблюдение норм экологического законодательства.

Специфические причины можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся причины, приводящие к резкому различию числа регистрируемых преступлений, связанных с незаконной добычей природных ресурсов или браконьерством, и числа преступлений, связанных с загрязнением окружающей природной среды.

Рассмотрим причины первой группы. К наиболее распространенным экологическим преступлениям относятся незаконные добыча (вылов) водных биологических ресурсов, охота, рубка лесных насаждений, т.е. различные виды браконьерства, выявление и расследование которых не вызывает таких затруднений у правоохранительных органов, как расследование загрязнений окружающей среды. Эти преступления составляют свыше 90% от общего числа всех экологических преступлений.

Незаконная добыча водных биоресурсов — одно из наиболее распространенных экологических преступлений. Удельный вес этих преступлений в среднем за 15 лет (1997—2012) составляет 43,5%, за этот период число зарегистрированных преступлений выросло в 4 раза.

В последние годы в водных бассейнах нашей страны произошло резкое сокращение запасов ценных промысловых рыб и других водных животных. Огромный вред состоянию рыбных запасов наносит их незаконный вылов, который в некоторых регионах страны приобрел промышленный размах. Водное браконьерство приобрело массовый организованный характер с элементами незаконного предпринимательства, носит хорошо организованный криминальный характер и справедливо рассматривается в качестве одного из

высокодоходных экологических преступлений. Преступления в рыбной отрасли стали транснациональными.

Другое наиболее распространенное преступление — незаконная рубка лесных насаждений. Удельный вес этих преступлений еще выше и составляет 48%. За 15 лет их число выросло в 9 раз. Лесные массивы становятся объектами преступной деятельности, связанной не только с незаконными рубками и хищениями древесины, но с целью сокрытия незаконных рубок совершаются и другие преступления — умышленные поджоги. Поджоги совершаются и с целью изменения статуса лесного участка для перевода его в другую категорию, а в случае лесного пожара очень редко возбуждаются уголовные дела.

Лес притягивает внимание организованной преступности, которая стремится контролировать лесозаготовки и транспортировку леса, в том числе незаконный экспорт. Ежегодный ущерб, причиняемый экономике страны только криминальными лесозаготовками, исчисляется миллиардами рублей.

О проникновении организованной преступности в сферу охраны природных ресурсов свидетельствуют многочисленные факты незаконного перемещения через таможенную границу России редких видов флоры и фауны. Незаконная торговля объектами растительного и животного мира неизменно связана с развитием международной преступности, мошенничеством, коррупцией.

Экологические преступления, представленные незаконным захватом природных ресурсов, тесно связаны с экономической преступностью. Эта связь определяется общностью интересов получения нелегальных прибылей, особенно когда речь идет о редких и дорогостоящих природных объектах (драгоценные камни и металлы, редкие и исчезающие виды животных и растений, отдельные виды морепродуктов и т.д.).

При анализе экологической преступности в сфере загрязнения окружающей среды отчетливо видно незначительное число уголовных дел, возбужденных по преступлениям, связанным с нарушениями определенных правил и требований, приведших к загрязнению окружающей природной среды. Например, по статьям Уголовного кодекса о загрязнении вод и атмосферного воздуха за последние 6 лет было зарегистрировано 155 и 100 преступлений, а осуждено всего 13 и 8 лиц соответственно.

Это можно объяснить тем, что, во-первых, основная масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ приходится на производственные, сельскохозяйственные и коммунально-бытовые предприятия, в отношении которых природоохранная деятельность регламентируется, как правило, с помощью мер экономической ответственности (выплата обязательных платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ) и административной ответственности, а уголовная ответственность применяется только к физическим лицам; во-вторых, расследование и рассмотрение уголовных дел часто требуют специальных знаний в области эколо-

гии. Проведение в этих случаях экспертиз с привлечением соответствующих специалистов обязательно [5]. По делам о преступных нарушениях правил охраны окружающей среды назначаются следующие судебные экспертизы: судебно-медицинская экспертиза, которая может помочь в обнаружении причины заболевания людей, установлении причин смерти и в решении вопроса об опасности для их здоровья сброса (выброса) вредных веществ; объектами судебно-ветеринарной экспертизы становятся трупы павших животных, загрязненные пастбища, водопои, корма, изделия и продукты животного происхождения; судебно-технологи-ческая экспертиза помогает выявить на действующем промышленном предприятии нарушения технологического процесса, которые могут вызвать загрязнение воздуха и водоемов, установить характер и размер ущерба, причиненного рыбному хозяйству в результате загрязнения водоема, причины и обстоятельства гибели рыбы и планктона (для определения перспектив восстановления кормовых организмов в водоеме результативна ихтиологическая экспертиза); судебно-техническая экспертиза нужна для выяснения причин выхода из строя очистных сооружений, установления технических недостатков в работе канализационных сетей, установок для улавливания вредных веществ, а также для определения круга лиц, ответственных за допущенное нарушение установленных правил. При расследовании уголовных дел об экологических преступлениях нередко возникает необходимость применить специальные познания, относящиеся к нескольким отраслям знаний, тогда назначаются комплексные экспертизы.

В-третьих, чтобы привлечь виновного к уголовной ответственности и определить меру справедливого наказания, необходимо точно установить и указать, какой уголовно-правовой запрет нарушен и состав какого преступления это нарушение содержит. Для этого необходимо квалифицировать преступление, т.е. решить, под какую из действующих уголовно-правовых норм подпадает деяние, каковы признаки преступления, в частности событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления), а также характер и размер вреда, причиненного преступлением.

В-четвертых, в суды передаются дела только об оконченных преступлениях. Особенность экологических преступлений заключается в том, что наличие причинной связи между нарушением определенных правил и наступившим общественно опасным последствием — обязательное условие для привлечения к уголовной ответственности. Доказывание причинно-следственной связи в преступлениях, связанных с загрязнением природы, осложнено тем, что многие природные компоненты (воздух, водные ресурсы) обладают высокой степенью подвижности, а соответственно изменяемости их химического состава. Поэтому сначала необходимо установить взаимосвязь между действиями лица и фактическим загрязнением, а за-

тем доказать, что именно это загрязнение привело к наступлению последствий, предусмотренных соответствующей статьей Уголовного кодекса. Кроме того, последствия загрязнения нередко проявляются не сразу, а по истечении значительного времени (так называемые отдаленные последствия). В этом случае почти невозможно доказать связь между ними и деянием лица, допустившего загрязнение, поскольку со временем концентрация поступившего вещества снижается, значительно рассеивается и частично, а иногда и полностью исчезает. Всем указанным обусловлено малое число возбуждаемых уголовных дел по статьям о загрязнении вод и атмосферы, порче земель, хотя реальное число таких преступлений намного выше. В суды поступает примерно половина дел по экологическим преступлениям. Например, в 2011 г. всего в РФ было возбуждено 29 151 дело по экологическим преступлениям, а в суды поступило лишь 13 238 дел.

Ко второй группе можно отнести причины совершения преступлений должностными лицами и лицами, не занимающими должностного положения.

Рассматривая вторую группу причин, следует определить, насколько влияет должностное положение на совершение противоправных действий; какие именно преступления совершаются должностными лицами, а какие — лицами, не занимающими должностного положения.

Преступления, связанные с загрязнением природной среды при нарушении определенных требований и правил, в основном совершаются юридическими лицами (организациями по добыче полезных ископаемых, строительству и эксплуатации различных сооружений, по переработке сырья и производству продукции, по транспортировке экологически опасных грузов), когда руководители, должностные лица или работники по незнанию или самонадеянно рассчитывают на недостаточные основания наступления вредных последствий или с пренебрежением относятся к требованиям экологического законодательства.

Но так как по российскому законодательству юридические лица (учреждения, организации и т.д.) не могут признаваться субъектами преступления, то руководитель предприятия или организации должен был предвидеть наступление негативных последствий. Важно также отметить, что к уголовной ответственности могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции, так и другие работники предприятий и производственных объектов, эксплуатирующих водоочистное, очистное и иное оборудование. При этом установить вину конкретного физического лица сложно, поскольку она обусловлена халатностью, недобросовестностью, незнанием, ошибками и других работников производства или непредусмотрительностью и ошибками проектировщиков оборудования, машин и механизмов, или отсутствием должной отладки технологической цепи производства. Поэтому уголовной ответственности за экологическое преступление должно

подлежать не только конкретное физическое лицо, но и юридическое лицо [3].

В 1978 г. Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям европейских государств признать уголовную ответственность юридических лиц за экологические преступления, а также встать на путь признания юридических лиц субъектами уголовной ответственности за экологические преступления. Эта рекомендация уже реализована, например, в Нидерландах, Португалии, Финляндии, Дании, Бельгии и других государствах.

Этот опыт было бы полезно изучить и применительно к Российской Федерации (в середине 1990-х гг. при подготовке Уголовного кодекса предусматривалось введение уголовной ответственности юридических лиц за отдельные виды и группы преступлений, в том числе и за экологические преступления). Рассмотрение хозяйствующего субъекта субъектом экологического преступления повысило бы эффективность охраны экологической безопасности России, так как производственная деятельность юридических лиц наносит окружающей среде такой экологический вред, устранение которого требует больших финансовых и материальных затрат. С учетом этого уголовная ответственность юридических лиц по экологическим преступлениям необходима хотя бы потому, что физическое лицо не может возместить столь огромный ущерб, причиняемый окружающей среде.

Уровень экологической преступности заметно различается по территории страны и зависит от при-родно-ресурсного потенциала и возможности его использования, от уровня социально-экономического развития. Экологическая ситуация, сложившаяся на территории России, оценивается как напряженная, а в отдельных регионах — как острая [4].

Например, кризисное состояние окружающей среды на Урале, в Кузбассе, в заполярных районах европейской части РФ и Восточной Сибири и в других регионах непосредственно связано с тем, что человек в течение достаточно длительного времени занимался хозяйственной деятельностью, игнорируя экологические требования. В таких районах складывается неблагоприятная экологическая и экономическая обстановка, которая ведет к экологическому кризису. Еще в первой половине 1990-х гг. было принято несколько постановлений Правительства о мерах по государственной поддержке социально-экономического развития, оздоровлению окружающей среды и населения городов Нижний Тагил (Свердловская область), Братск (Иркутская область), Череповец (Вологодская область). Были разработаны соответствующие программы неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды (например, программа "Экология города Братска"). Но ни одна программа не была полностью реализована. Почти через 20 лет Братск и Нижний Тагил по-прежнему характеризуются очень высоким уровнем загрязнения воздуха, Череповец — высоким [2].

Картографический анализ распространения различных видов преступлений по регионам страны может показать определенную зависимость между определенным видом преступной деятельности и наличием в регионе запасов того или иного природного ресурса, между промышленным освоением и сверхнормативным загрязнением природной среды. Картографирование этих взаимосвязей наглядно проиллюстрирует складывающуюся ситуацию, а на общем фоне числа зарегистрированных экологических преступлений в каждом регионе выделятся преобладающие преступления, создающие угрозу либо истощения природных ресурсов и снижения биоразнообразия, либо загрязнения водных ресурсов, воздуха и земли.

На фрагменте карты "Экологическая преступность в России" (рис. 2) основным фоном показан удельный вес экологических преступлений в каждом регионе. По статистическим данным за ряд лет удалось построить примерную динамику преступлений

по регионам — к сожалению, в значительной степени это рост числа преступлений. Круговыми диаграммами показана структура экологической преступности. На них хорошо видно, что к преобладающим видам преступлений относятся рыбное и лесное браконьерство. Не столь явное распространение преступных загрязнений окружающей среды требует комплексного географического анализа и детального районирования.

Выводы:

— изучение экологических отношений, приводящих к преступному загрязнению, с помощью районирования и картографирования представляет большой интерес, как чисто научный, так и практический, а также служит наглядным отображением существующих реалий и основой для принятия решений по снижению негативного воздействия на природную среду, в том числе путем предупреждения противоправных действий.

Рис. 2. Фрагмент карты «Экологическая преступность в России»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2009 году". URL: www.mnr.gov.ru/

2. Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2011 году". URL: www.mnr.gov.ru/

3. Жевлаков Э.Н. К вопросу об ответственности юридических лиц за совершение экологических преступлений // Государство и право. 2002. № 1. С. 10—15.

4. Кочуров Б.И., Антипова А.В., Костовска С.К., Лоб-ковский В.А. Районирование территории России по экологической и социально-экономической ситуации // География и природные ресурсы. 2002. № 2. С. 5—11.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" // Бюлл. Верх. суда РФ 2012. № 12.

6. Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М.: Изд. дом ИНФРА-М, 1999. С. 621.

7. Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде, 16 июня 1972 года. Принявший орган: Организация Объединенных наций // Государственная Дума Российской Федерации. Аналитический вестник. Вып. 2 Охрана окружающей среды и проблемы устойчивого развития. М., 2002.

Поступила в редакцию 11.10.2013

E.A. Rubina

MAPPING OF ENVIRONMENTAL OFFENCES

The actual situation with environmental offences is discussed including the principal causes of environmental crimes and the risk they pose to the public. Possible application of the cartographic method for studying regional aspects of different environmental crimes is analyzed. Key words: cartographic method, environmental science, offences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.