Научная статья на тему 'КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВОЙ ПЛОТНОСТИ ПТИЦ И МЛЕКОПИТАЮЩИХ В ЗОНАХ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В ДОЛИНЕ р. ВОЛГИ ВБЛИЗИ г. САРАТОВА'

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВОЙ ПЛОТНОСТИ ПТИЦ И МЛЕКОПИТАЮЩИХ В ЗОНАХ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В ДОЛИНЕ р. ВОЛГИ ВБЛИЗИ г. САРАТОВА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
52
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
долина Волги / железнодорожный мост / нефтепровод / газопровод / картографическое моделирование / плотность птиц и млекопитающих / valley of Volga / railway bridge / oil pipeline / gas pipeline / cartographic design / density of birds and mammals

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — А. В. Беляченко, Г. В. Шляхтин, Е. Ю. Мосолова

В долине Волги вблизи Саратова проводилось картографическое моделирование распределения видовой плотности птиц и млекопитающих в зонах строительства, реконструкции и эксплуатации железнодорожного моста, нефтепровода и газопровода. Установлено, что эксплуатация транспортных систем не влияет на фоновые значения плотностей, но сильно изменяет пространственное размещение положительных и отрицательных аномалий плотностей животных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — А. В. Беляченко, Г. В. Шляхтин, Е. Ю. Мосолова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARTOGRAPHIC DESIGN OF DISTRIBUTION OF SPECIES DENSITY OF BIRDS AND MAMMALS IN ZONES OF BUILDING AND EXPLOITATION OF TRANSPORT SYSTEMS IN VALLEY VOLGA NEAR SARATOV

In the valley of Volga near Saratov the cartographic design of distribution of species density of birds and mammals was conducted in the zones of building, reconstruction and exploitation of railway bridge, oil pipeline and gas pipeline. It is set that exploitation of transport systems does not influence on the base-line values of density, but strongly changes the spatial placing of positive and negative anomalies of density of animals

Текст научной работы на тему «КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВОЙ ПЛОТНОСТИ ПТИЦ И МЛЕКОПИТАЮЩИХ В ЗОНАХ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В ДОЛИНЕ р. ВОЛГИ ВБЛИЗИ г. САРАТОВА»

находится нижнее озеро длиной 150 м, бессточное, имеющее глубину 3 - 4 м и температуру +17,8°С. Благодаря такому температурному режиму, в озере заметны признаки жизни - многочисленные ручейники. Таким образом, чем выше находится озеро на лестнице каров, тем оно моложе и, соответственно, в меньше степени деградировано. И наоборот, чем ниже расположено озеро, тем оно имеет более почтенный возраст и большую степень деградации. Все это наглядно можно увидеть на примере Западного Азгекского цирка. В связи со значительной деградацией оледенения в бассейне реки Азгек новые озера образовываться не будут, а оставшиеся будут развиваться эволюционным путем.

Литература

1. Ефремов Ю.В., Белоусов А.В., Бок А.Н. Озера Тебердинского заповедника и сопредельных территорий (Экологические и рекреационные аспекты) // Труды Тебердинского государственного природного биосферного заповедника. Вып.61. Кисловодск: МИЛ, 2016. 182 с.

2. Ефремов Ю.В., Салпагаров Д.С. Озера Тебердинского заповедника и сопредельных территорий // Труды Тебердинского государственного природного биосферного заповедника. Вып. 24. Ставрополь: Кавказский край, 2001. 112 с.

УДК: 556.55-047.58

DOI: 10.24411/9999-002А-2018-10007

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВОЙ ПЛОТНОСТИ ПТИЦ И МЛЕКОПИТАЮЩИХ В ЗОНАХ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В ДОЛИНЕ р. ВОЛГИ ВБЛИЗИ г. САРАТОВА А.В. Беляченко, Г.В. Шляхтин, Е.Ю. Мосолова Саратовский национальный исследовательский университет, Саратов, Россия

е-mail:biofac@sgu.ru

Аннотация. В долине Волги вблизи Саратова проводилось картографическое моделирование распределения видовой плотности птиц и млекопитающих в зонах строительства, реконструкции и эксплуатации железнодорожного моста, нефтепровода и газопровода. Установлено, что эксплуатация транспортных систем не влияет на фоновые значения плотностей, но сильно изменяет пространственное размещение положительных и отрицательных аномалий плотностей животных. Ключевые слова: долина Волги, железнодорожный мост, нефтепровод, газопровод, картографическое моделирование, плотность птиц и млекопитающих

CARTOGRAPHIC DESIGN OF DISTRIBUTION OF SPECIES DENSITY OF BIRDS AND MAMMALS IN ZONES OF BUILDING AND EXPLOITATION OF TRANSPORT SYSTEMS IN VALLEY VOLGA NEAR SARATOV A.V.Belaychenko, G.V. Shlayktin, E.J. Mosolova

Saratov national research university, Saratov, Russia е-mail:biofac@sgu.ru

Annotation. In the valley of Volga near Saratov the cartographic design of distribution of species density of birds and mammals was conducted in the zones of building, reconstruction and exploitation of railway bridge, oil pipeline and gas pipeline. It is set that exploitation of transport systems does not influence on the base-line values of density, but strongly changes the spatial placing of positive and negative anomalies of density of animals.

Key words: valley of Volga, railway bridge, oil pipeline, gas pipeline, cartographic design, density of birds and mammals

Масштабное строительство и дальнейшая эксплуатация транспортных систем (ТС), в том числе железнодорожных мостов (ЖДМ), нефте- и газопроводов (НП и ГП), неизбежно оказывает воздействие на окружающую среду. На примерах реконструкции ЖДМ, строительства перехода НП "Самара-Тихорецк" и модернизации перехода ГП "Средняя Азия-Центр" через р. Волгу были разработаны теоретические основы и практические методы построения прогностических моделей возможных трансформаций естественных и нарушенных экосистем Саратовской области. Одним из самых широко применяемых и надежных показателей изменения состояния экосистем является динамика видового разнообразия позвоночных животных. Особенно показательной в этом отношении выступает динамика видового состава различных эколого-таксономических групп организмов, по разному реагирующих на внешние факторы: например, виды-эврибионты и стенобионты, редкие уязвимые и синантропные животные. Проследив пространственно-временные изменения видового разнообразия сообществ птиц и млекопитающих, становится возможным дать прогноз основных трендов трансформаций экосистем в целом.

Объективной фактической базой такого рода исследований является знание детального распределения видового разнообразия позвоночных животных в районе предполагаемого воздействия ТС на природные системы. С другой стороны, очень ценный прогностический материал для конкретного строительного участка можно получить, исследуя изменения видового разнообразия относительно фонового регионального уровня на давно построенных и эксплуатируемых аналогичных объектах, находящихся в районе исследования.

Полевые материалы, использованные в исследованиях, собирались традиционными методами в результате стационарных и экспедиционных исследований. Пространственное размещение наземных позвоночных животных в зонах строительства изучалось с помощью математико-картографического моделирования [1]. В качестве оценки видового богатства позвоночных животных применялся известный показатель: количество видов на квадратный километр местообитания или видовая плотность. В результате математического преобразования каждой исходной поверхности видовой плотности были получены два изображения: фоновой поверхности, которая показывает размещение главных, наиболее заметных ее пространственных неоднородностей, и остаточной поверхности, где проявляются второстепенные детали изменений видовой плотности. На остаточной поверхности выделяются как отрицательные, так и положительные аномалии видовой плотности, которые показывают, насколько остаточная поверхность отличается от фоновой в каждой конкретной точке пространства. По распределению видовых аномалий возможно судить о состоянии природной среды на конкретных участках строительных зон ЖДМ, переходов НП и ГП [2-4].

Было установлено, что на региональном уровне эксплуатация ТС практически не влияет на распределение фоновых плотностей птиц и млекопитающих [4,5]. Реконструкция ЖДМ, строительство переходов НП и ГП через р. Волгу окажет воздействие прежде всего на более мелкие детали распределения положительных и отрицательных аномалий. Возможны два типа негативного долговременного влияния на компоненты пойменных экосистем: непосредственное, когда отдельные виды животных могут быть уничтожены в зоне строительства или эксплуатации ТС, и опосредованное, когда в результате изменений среды обитания подвижные животные покидают участки, где действуют лимитирующие факторы. В отличие от растений, позвоночные животные минимизируют негативные воздействия, адаптируясь к новым особенностям среды обитания с помощью сложного поведения, или избегают их, перемещаясь в новые местообитания. Последнее явление лежит в основе наиболее вероятного прогноза изменения структуры фаунистических аномалий в зонах строительства и реконструкции ТС. Одним из самых важных опосредованных факторов, влияющих на популяции животных, будет беспокойство - шумовое, ольфакторное и визуальное. Оно действует сильнее всего на размножение птиц и млекопитающих, заставляя их менять места

гнездования, выведения потомства, брачных игр или токования. Большую роль играет также изменение трофического поведения: перемещение мест сбора корма или охоты. Особенностью фактора беспокойства является то, что животные при прекращении его действия в районе строительства ТС сразу возвращаются во временно оставленную экологическую нишу.

Литература

1. Берлянт А.М. Картографический метод исследования. М.: Изд-во МГУ, 1988. 252 с.

2. Беляченко А.В. Пространственное распределение аномалий плотности видов птиц и млекопитающих в бассейнах рек южной части Приволжской возвышенности // Поволжский экологический журнал. 2008. № 3. С. 167-177.

3. Беляченко А.В. Пространственная связь аномалий плотности видов птиц и млекопитающих с энтропией ландшафтов бассейнов рек южной части Приволжской возвышенности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Химия. Биология. Экология. 2010. Т. 10. № 2. С. 43-52.

4. Беляченко А.В., Шляхтин Г.В., Мосолова Е.Ю., Березуцкий М.А., Машурчак Н.В., Баталов А.Е. Оценка видового разнообразия птиц и млекопитающих и прогноз его изменения в зоне строительства магистрального газопровода в южной части Приволжской возвышенности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Химия. Биология. Экология. 2012. Т. 12. № 1. С. 88-97.

5. Шляхтин Г.В., Аникин В.В., Беляченко А.В., Мосолова Е.Ю., Табачишин В.Г. Современное состояние биоразнообразия животного мира Саратовской области Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Химия. Биология. Экология. 2014. Т. 14. № 1. С. 103-112.

УДК 598.2+574.42

DOI: 10.24411/9999-002А-2018-10008

ВЫПАСНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛЕСНЫХ ЭКОСИСТЕМ

И ГНЕЗДЯЩИЕСЯ ПТИЦЫ 1 2 Е.В. Быков , С.А. Головатюк

1 Институт экологии Волжского бассейна, Тольятти, Россия

2 Национальный парк «Самарская Лука», Жигулевск, Россия

e-mail: bikov347@yandex.ru, nonpsl@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируется воздействие выпаса на параметры гнездящихся лесных птиц. Определена степень чувствительности к выпасу разных экологических групп гнездящихся птиц. Ключевые слова: птицы, лес, выпас, гнездование, численность.

PASTURABLE TRANSFORMATION FOREST ECOSYSTEMS

AND NEST BIRD E.V. Bikov1, S.A.Golovatyuk2

'Institute of Ecology of the Volga River Basin of the Russian Academy of Sciences, Togliatti, Russia 2«Samarskaya Luka» national Park, Zhigulevsk, Russia e-mail: bikov347@yandex.ru, nonpsl@yandex.ru

Annotation. The influence of pasture on parameters of forest nest birds is analyzed. The degree of sensitivity of different ecological groups of nest birds to pasture is defined. Key words: birds, forest, pasture, nesting, quantity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.