Историческая информатика
Правильная ссылка на статью:
Владимиров В.Н., Крупочкин Е.П. — Картографический Web-ресурс «Транссибирская магистраль»: источники и технология разработки // Историческая информатика. - 2021. - № 4. DOI: 10.7256/2585-7797.2021.4.36885 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=36885
Картографический Web-ресурс «Транссибирская магистраль»: источники и технология разработки
Владимиров Владимир Николаевич
доктор исторических наук
профессор, заведующий кафедрой, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"' 656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 61, ауд. 312
И vvladimirov@icloud.com
Крупочкин Евгений Петрович
кандидат географических наук
доцент, кафедра экономической географии и картографии, Алтайский государственный университет 656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Проспект Ленина, 61, ауд. 502М
И krupochkin@mail.ru Статья из рубрики "Геоинформационные системы и 3Р-реконструкции"
DOI:
10.7256/2585-7797.2021.4.36885
Дата направления статьи в редакцию:
11-11-2021
Дата публикации:
18-11-2021
Аннотация: В статье рассматривается создание тематического ресурса по истории Транссибирской железной дороги с использованием современного Web-ГИС инструментария, что позволит аккумулировать собранную в ходе исследований источниковую информацию и представить в доступном для исследователей виде. С перечисленными материалами онлайн-ГИС позволяет работать в нескольких режимах -интерактивном, табличном (с описанием источниковой базы), а также в режимах редактирования информации в базе облачного хранилища либо в ограниченном режиме ввода или загрузки данных. ГИС-проект представлен набором векторных и растровых данных, трансформированных для работы в современной системе координат: исторические карты и схемы, космические снимки в виде мозаик и фрагментов изображений, полученных через доступные геосервисы (Google, Yandex, Bing). Доступны также цифровые слои, сгенерированные и отредактированные на основе
ш
оцифровки исторических и современных карт разных масштабов. Одновременно с работой над web-ресурсом ведется работа, направленная на создание настольных ГИС, посвященных Транссибу. Разработка и запуск web-ГИС «Транссибирская магистраль» дает ее пользователям целый ряд новых возможностей для пользователей, включая наличие обобщенной информационно-картографической базы данных по истории строительства и эксплуатации Транссиба, предоставление возможности работы с материалами проекта одновременно нескольким пользователям, возможность поиска необходимой информации в ГИС по метаданным и т.д.
Ключевые слова: Транссиб, Великий сибирский путь, ГИ С-технологии, история строительства, технология web-ГИС, пространственные исторические данные, исторические карты, данные, ресурс, анализ
Исследование проводится в рамках научного проекта «Роль Транссибирской магистрали в развитии инфраструктуры, экономики и социально-демографического потенциала восточных районов позднеимперской России», поддержанного в 2021 г. Русским географическим обществом (РГО).
Введение
Транссибирская магистраль всегда, начиная со времени своего строительства, играла огромную роль в экономике и инфраструктуре страны. История ее строительства и многолетнего функционирования является неотъемлемой частью истории России и вызывает огромный интерес и в настоящее время Описанию истории строительства Великого сибирского пути и его ответвлений - Байкало-Амурской магистрали (БАМ), Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), Кругобайкальской железной дороги (КБЖ Д) и т. д. посвящено большое количество научных исторических работ и
электронных ресурсов (см., например, [2]), освещение которых не входит в задачи настоящей статьи.
Объектом нашего интереса являются картографические источники, которые могут быть использованы для представления истории строительства Транссиба. Между тем, среди большого многообразия фондов и хранилищ, в особенности архивных картографических источников (проект архивных карт и информационных ресурсов по архивным
крупномасштабным многолистным картам раздел по историческим ГИС в Российском
государственном архиве древних актов Национальный атлас России, раздел
«История» - Российская Империя в начале XX века-^51 и др.), трудно отыскать источник, в достаточной степени описывающий этапы строительства Великого сибирского пути с картографическим представлением в информационной среде, тем более в ГИС.
Указанные обстоятельства делают необходимым разработку соответствующего ресурса с использованием современного Web-ГИС инструментария, что обеспечивает решение нескольких задач:
1. Аккумулирование картографических и иных данных на основе единой системы управления ресурсами.
2. Возможность работы с проектом одновременно несколькими пользователями.
3. Возможность внесения как картографических, так и описательных архивных данных и сведений, включая фотоматериалы, схемы, чертежи и рукописи.
4. Возможность дальнейшего встраивания данного картографического ресурса в сайт проекта (находится в разработке).
5. Возможность поиска и свободного доступа к метаданным растровых и векторных моделей и др.
Используемые методы и материалы
В качестве основы создания такого ресурса, ввиду открытости исходного кода и удобного функционала, мы считаем целесообразным использование российской онлайн-
платформы NextGIS Web-^. Согласно терминологии разработчиков, Веб ГИС - это система, предназначенная для хранения пространственных данных и управления ими через веб-интерфейс или API. Она сочетает два вида технологий:
- технологию цифровой картографии или web-картографии;
- инновационную технологию интеграции и публикации пространственных (в том числе исторических) данных и карт в сети Интернет.
По существу, Web-ГИС система - это геоинформационная система, работающая в сети, с помощью которой обычные пользователи могут просматривать, редактировать и анализировать пространственно-координированные данные с помощью обычных веб-браузеров. Основными задачами веб-картографии являются облегчение работы с пространственной информацией в сети, поиск необходимых данных, визуализация актуальных данных с результатами запросов и др.
В отношении поставленных в проекте задач мы рассматриваем данную технологию финальной части исследований как инструмент представления, аккумулирования и визуализации источниковой (в том числе картографической) информации, собранной и обработанной в ходе реализуемого проекта (рис. 1).
Рис. 1. Технологическая схема создания и использования исторической web-ГИС на
платформе NextGIS Web
Подготовительный этап включает работу с историческими картами и современными пространственными данными. Так, например, при анализе доступных картографических источников наиболее ценными и пригодными к использованию оказались следующие (рис. 2).
Наименование карты Представление Выходные данные
Карта лнщщ китайской восточной железной дороги п 1_ ч Год ячдйндя )900р качество сканированной копии не позволяет распознать row автора
Великий сибирский путь от Петербурга до Владивостока на карте Российской Империи 'S—. ^ -—t — JPS Составитель: H.A. Петровский, год тданти 190?
Карта-схем а линий Великого сибирского пути (оезЮКВД) ' у * г ' ^fet i № tM 4 T Сведения не установлены
Карта отдельных направлении (линий) Великого сибирского пути . ,v ; if Год издании 1903, авторы не установлены Карта сшита из отдельных фрагментов
Самаро-Златоуетовская железная дорога _ '"V " I -F- - V - , j_.f^S^^ Г Год издания 1900. Железная дорога нанесена на картографически то основу" АА. Ильина
Карта следования скорых поездов от Москвы до Дальнего и обратно 4 ^____ Ig 4 v i T] - ^ _ ' I Составила н чертила: Алъдона Забелло Год издания 1903
Грузовые потоки УссурыйсКин железной дороги Год издания 1933
Рис. 2. Характеристика основных картографических источников, отражающих состояние Транссибирской магистрали (Великого сибирского пути)
Источники: Транссибирская магистраль: web-энциклопедия: раздел «Исторические карты». - Режим доступа [URL]: https://transsib.ru/history.htm -Дата обращения: 11 сентября 2021
Транссиб: история строительства // Инновационный дайджест. - Режим доступа [URL]: http://www.rzd-expo.ru/history/transsib_history_of_creation/ - Дата обращения 11
сентября 2021
Примечание : место издания (издательство) по приведенным источникам не установлены
ГИС-проект представлен набором векторных и растровых данных, трансформированных для работы в современной системе координат на основе датума (эллипсоида) WGS-84. К ним относятся, прежде всего, исторические карты и схемы, космические снимки в виде мозаик и фрагментов изображений, полученных через доступные геосервисы (Google, Yandex, Bing), а также цифровые слои, сгенерированные и отредактированные на основе оцифровки исторических и современных карт разных масштабов.
На рис. 3 представлен фрагмент ГИС-проекта с визуализацией Транссиба, включающего наборы слоев, подготовленных в ходе его выполнения:
■ современное положение магистрали (соответствует оцифровке в масштабе 1: 2500 000 на период 2000-х годов);
■ Транссибирская магистраль с основными и дополнительными ветками (ответвлениями), идущими от основной магистрали, соединяющими крупные и мелкие сортировочные узлы и станции (соответствует данным на основе OSM с оцифровкой в масштабе 1:1000000 -1:200 000);
■ участки БАМа и станции;
■ участок «Владивосток-Первая Речка» (информация предоставлена Т. Я. Валетовым [1]);
■ участок «Владивосток-Омск» (информация предоставлена Т. Я. Валетовым-Ш) с промежуточными станциями;
■ Кругобайкальская железная дорога (КБЖД);
■ Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД);
■ слои крупных и мелких населенных пунктов;
■ исторические слои Российской Империи с делением на уезды, губернии и регионы -XIX в. (составлены авторами);
■ наборы исторических карт XIX века (см. рис. 2);
■ элементы современной цифровой топоосновы, космические снимки и др.
Рис. 3. Фрагмент настольной исторической ГИС «Транссибирская магистраль»
Примечание: на рисунке показаны набор участки магистрали, современные населенн железнодорожные станции - обозначены цифровые модели рельефа, деление на информация.
ы пространственных исторических данных: ые пункты (города) - показаны пунсонами, треугольниками, в проекте присутствуют уезды и губернии и др. дополнительная
Следующий этап работы включал создание группы основных и дочерних ресурсов непосредственно в среде WEB-ГИС, настройку доступа к пространственным данным картографического сервера и загрузку самих данных (рис. 4).
Г- г- 1 ■ ■> ч ^ч ■■ ||| !■ нама'д-ц
){ ЙМЯВДНаЦС
Основная группа ресурсов
(Ьмнеихвкс Осисвмиг^тз рсстрсос
ГИРГРСЗе 1
Д-1ЧС1-Ч* (ЖСУРЫЛ
— - Т№1
¡В км*
т НСИЕМ СМгршл^пгь г АЛШПЕЦЯЩ- У X
В Ивдлыырш Р|яртдорае шшжфэтср / V.
Гйо^Иеу««
Ш ичр-даиысв»*» ГурМКДОфВД Чшщ^ищ.
ЗР1, Ос-дач» Ч«-«Ё на ШИЧКЩ&ТТр К / X
Рис. 4. Группа ресурсов в облачном хранилище исторической WEB-ГИС «Транссиб»
Группа ресурсов включает: цифровые пространственные данные в виде векторных слоев, соответствующих разным этапам строительства и ввода в эксплуатацию Великого сибирского пути; раздел «История в картах» (наборы наиболее интересных картографических материалов и исторических карт); станции и населенные пункты, а также цифровые модели местности и 3D-модели.
Заключительной частью создания web-ресурса являлось администрирование и запуск интерактивной карты (см. рис. 1, 4). Здесь следует отметить, что система запущена в тестовом режиме. Глубокий анализ источников показал возможность и целесообразность внесения в базу данных разрабатываемой системы архивных материалов (фотографии, карты, схемы и другие документы), что представляет важную визуализационную часть ретроспективного анализа.
Рис. 5. Пример визуализации данных на интерактивной карте исторической web-ГИС
«Транссиб»
Характеристика основных этапов строительства Великого сибирского пути
(Транссиба).
Официальной датой начала строительства самой длинной в мире железной дороги стало 31 мая 1891 года, когда наследник престола цесаревич Николай Александрович торжественно заложил первый камень новой дороги во Владивостоке. Проект предполагал строительство не единой ветки сразу, а ведения железной дороги навстречу (на соединение), из Владивостока с одной стороны и из Челябинска - с другой. Параллельно должны были возводиться и участки дороги в европейской части России, а также ответвлений к городам по пути следования [7].
В 1892 году была предложена очередность проходки трассы, поделенной на шесть участков. Первый этап - проектирование и строительство Западно-Сибирского участка от Челябинска до Оби (1418 км), Средне-Сибирского от Оби до Иркутска (1871 км), а также Южно-Уссурийского от Владивостока до ст. Графской (408 км). Второй этап включал в себя дорогу от ст. Мысовой на восточном берегу Байкала до Сретенска на р. Шилке (1104 км) и Северно-Уссурийский участок от Графской до Хабаровска (361 км). И в последнюю очередь, как самая труднопроходимая, Кругобайкальская дорога от ст. Байкал в истоке Ангары до Мысовой (261 км) и не менее сложная Амурская дорога от
Сретенска до Хабаровска (2130 км)
Началось строительство Великого Сибирского пути на восток от Челябинска и уже через два года первый поезд был в Омске, еще через год - на станции Кривощеково перед Обью (будущий Новосибирск), почти одновременно, благодаря тому, что от Оби до Красноярска работы велись сразу на четырех участках, встречали первый поезд в Красноярске, а в 1898 году, на два года раньше первоначально обозначенного срока, -в Иркутске. В конце 1898 г. рельсы дотянули до Байкала. Однако, перед Кругобайкальской дорогой произошла остановка на целых шесть лет. 16 (29) октября 1905 г. в постоянную эксплуатацию, наконец, была введена знаменитая Кругобайкальская дорога (КБЖД, см. рис. 6А)
Важным историческим объектом является первый (восточно-сибирский) участок «Владивосток-Первая Речка» (рис. 6Б). Дело в том, что часто упускается из вида строительство и запуск депо, но это является историческим свидетельством готовности железной дороги к использованию. Особенно в начальный период эксплуатации дорога нуждалась в частом ремонте. Это относится и к железнодорожным составам. Первоначально для обслуживания Транссиба предполагалось использованием депо во Владивостоке, однако рост перевозок потребовал развития дороги и ее хозяйственной части. Ремонтную базу перенесли на соседнюю станцию Первая Речка, в 1909 г. здесь начало работу паровозное депо. Позже, в 1930-е годы, развернулось масштабное техническое перевооружение. Если до этого нужно было поддерживать в работоспособном состоянии лишь часть паровозов - локомотивы из Первой Речки также ремонтировали в Уссурийске, то теперь депо должно было готовить к работе весь имевшийся парк. А он увеличился за счёт техники с Китайско-Восточной железной дороги, большинство которой нуждалось в капитальном и восстановительном ремонте.
А
Б
Рис. 6. Транссибирская магистраль: А - Кругобайкальская железная дорога - КБЖД; Б -ветка восточной части Транссиба «Владивосток - Первая Речка» (фрагмент ГИС-проекта)
Впоследствии перевозки за несколько лет работы Транссиба возросли настолько, что дорога перестала справляться с ними. Срочно потребовались вторые пути и перевод дороги из временного состояния в постоянное. При П.А. Столыпине запустили сквозной ход магистрали, как и проектировалось с самого начала, на российскую территорию. Укладка пути на Амурской дороге, на самом последнем прогоне русского Транссиба, была закончена в 1915 году. Начальник строительства самого восточного, окончательного участка Амурской дороги, А.В. Ливеровский забил последний, серебряный костыль.
Все описанные выше события являются важными вехами в истории строительства и эксплуатации Транссиба. При этом характерной особенностью создаваемого авторами технологии и web-ресурса по тематике проекта, является возможность проследить на интерактивной карте все рассмотренные выше этапы строительства, посмотреть в базе данных архивные документы с привязкой к интерактивной карте.
Одновременно с работой над web-ресурсом ведется параллельная работа c настольными ГИС, посвященными Транссибу. Это дает возможность аккумулирования и верификации разновременных и разнотипных источников, их объединения и соотнесения с использованием оверлейных функций. В ходе сравнительного анализа картографических источников выявлены существенные разночтения в точности и достоверности анализируемых материалов.
Так, например, сравнительный анализ нескольких веток (ГИ С-слоев), показывающих участок Кругобайкальской железной дороги (рис. 6А), позволил выявить несоответствия открытых и доступных картографических источников с пространственными данными (прежде всего, электронными картами и космическими снимками), используемыми авторами проекта. На картах мелкого и обзорного масштабов (1:10 000 000 - 1: 1 000 000) магистраль сильно генерализована, при этом присутствуют искажения рельефа, фактически он сдвинут. Таким образом, при использовании мелкомасштабных тематических карт (заимствованных, например, из атласов) можно говорить лишь о схематичном изображении участков Транссиба, хотя в плане соотнесения местности и ландшафту достоверность вполне соблюдена. Однако о точности соответствия реальным координатам и степени кривизны самих участков говорить нельзя. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование разномасштабных карт при оцифровке отдельных веток магистрали недопустимо, приоритет следует делать на технологии оцифровки и геометрической/топологической коррекции путей на основе баз геопространственных данных (карты и снимки Bing, OSM, Yandex и др.) либо с использованием топографических карт масштаба 1:500 000 - 1:50 000.
Разработка ГИС-проектов и аккумулирование разновременных пространственно-временных данных позволили сделать вывод о том, что существенных изменений на отдельных участках железной дороги с начала строительства до запуска ее в полную эксплуатацию не происходило. Наиболее существенные различия выявлены на участках «Сохондо-Чита», в районе поселка Свободный, «Хабаровск-Вяземский», а также в районе г. Уссурийска. Эти изменения были вызваны в основном достройкой дополнительных веток или запасных путей, а также заменой старых путей и прокладкой новых практически в тех же местах либо недалеко от них.
Заключение
Проведенный анализ картографических источников и исторических геоинформационных систем, доступных для пользователей в сети Интернет по тематике Великого сибирского пути (Транссиба), свидетельствует об недостатке обобщённых и систематизированных данных. Тем более нет ни одного информационно-картографического ресурса или онлайн-ГИС по данной проблематике.
Технология разработки web-ГИС ресурса, апробированная авторами проекта, обладает рядом возможностей:
- поддержка загрузки и визуализации данных в виде слоёв растрового и векторного формата;
- удобство редактирования данных через режиме обычной настольной ГИС;
- возможности ввода и редактирования новых публикация старых карт без математической через алгоритмы математической обработки;
протоколы обмена (импорта-экспорта) в
атрибутов, геокодирование новых данных; основы (или имеющих неточную основу)
- возможность добавления в облачную базу фотографий и др. архивных документов.
Разработка и запуск web-ГИС «Транссибирская магистраль» дает целый ряд новых возможностей для пользователей, в том числе:
- наличие обобщенной информационно-картографической базы данных по истории строительства и эксплуатации Транссиба;
- предоставление возможности работы с материалами проекта одновременно нескольким пользователям (это позволяет дополнять и обновлять базу пространственных исторических данных разными участниками проекта независимо друг от друга);
- предоставление доступа к атрибутивным таблицам для внесения как картографических, так и описательных архивных материалов - схем, фото- и видеоматериалов, рукописей, газетных статей и т. п.;
- создание 3D-моделей отдельных участков магистрали;
- интеграция данного картографического ресурса в сайт проекта (находится в разработке);
- возможность поиска необходимой информации в ГИС по метаданным.
В настоящее время в МГУ имени М.В.Ломоносова и Алтайском государственном университете ведется доработка настольных ГИ С (ввод данных, верификация, редактирование геометрии и атрибутов), а также наполнение контентом основного web-ресурса (исторической web-ГИС «Транссиб»). До конца текущего года планируется запуск сайта, посвященного тематике рассмотренного проекта, одним из разделов которого станет описанный авторами данной статьи web-продукт:
Адрес ресурса: https ://transsib.nextgis.com/resource/1/display?panel = layers
Библиография
1. Валетов Т.Я. — Применение открытых картографических сервисов (Google, Яндекс, OSM) при создании исторических ГИС: разработка цифровой карты Транссибирской магистрали // Историческая информатика. - 2021. - № 3. - С. 19-37. DOI:
10.7256/2585-7797.2021.3.36547 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php? id = 36547
2. Транссиб. История до 1917. Библиография. Сост. С.К. Канн // Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН: сайт. URL: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/transsib/ (дата обращения: 20.10.2021)
3. Архивные карты и информационные ресурсы. - Режим доступа [URL]: http://boxpis.ru/svg/?page_id = 261 Дата обращения: 11 сентября 2021
4. Российский государственный архив древних актов РГАДА. - Режим доступа [URL]: http://rgada.info/index.php?page = 14 - Дата обращения: 11 сентября 2021 г.
5. Национальный атлас России. Том 4. - Режим доступа [URL]: http://национальныйатлас.рф/cd4/territory.html - Дата обращения: 11 сентября 2021 г.
6. NextGIS Web: документация и техподдержка. - Режим доступа [URL]: https://docs.nextgis.ru/docs_ngcom/source/description.html - Дата обращения: 11 сентября 2021 г.
7. Великий сибирский путь. Как строился Транссиб? //Исторический порта ИСТОРИЯ.РФ - Режим доступа [URL]: https://histrf.ru/read/artides/vieNkii-sibirskii-put-kak-stroilsia-transsib - Дата обращения: 11 сентября 2021 г.
8. Транссиб: история строительства // Инновационный дайджест. - Режим доступа [URL]: http://www.rzd-expo.ru/history/transsib_history_of_creation/ - Дата обращения 11 сентября 2021 г.
9. Транссибирская магистраль: web-энциклопедия: раздел «Исторические карты». -Режим доступа [URL]: https://transsib.ru/history.htm -Дата обращения: 11 сентября 2021 г.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Статья посвящена характеристике новой веб-ГИС - геоинформационной системе, публикуемой на специальной веб-платформе, которая базируется на геосервере НекстГИС.
Создание веб-ГИС - одно из современных перспективных направлений развития геоинформатики в целом и исторической геоинформатики в частности. Поэтому изложение опыта работы автора(ов) в парадигме одного из популярных технологических решений, платформы NextGIS Web, представляется актуальным.
В основе методологии исследования лежит картографический метод, реализованный с помощью информационных технологий: сначала при создании десктопной ГИС, а затем при размещении подготовленных геоданных на облачной платформе, доступной в сети Интернет. Не следует забывать, что этой технической работе предшествует большая подготовительная работа с целым комплексом источников - критика и анализ как с точки зрения источниковедения, так и с точки зрения картографии. В статье описанию этого этапа уделено необходимое место.
Н аучная новизна работы заключается в создании веб-ресурса, интегрирующего разного рода и качества исторические источники, которые при совместном использовании дают качественно новое представление о важнейшем транспортном узле Российской империи. П ерекрестная проверка сведений различных источников, положенных на карту, является еще одним элементом источниковедческой критики комплекса использованных
документов.
Работа написана доступным для читателя языком. В тексте замечена незначительная опечатка: на рис. 2 вместо "КЖВД" нужно читать "КВЖД" (Китайско-Восточная железная дорога). Помимо введения и заключения в статье выделено две части. Первая посвящена методам и источникам.
Поскольку в центре внимания статьи находится веб-ГИС, несколько стилистических замечаний уместно сделать в ее адрес, при чем их следствием может быть корректировка не текста статьи, а самой веб-ГИС. Название слоям на карте желательно дать по общему шаблону. В предложенном варианте кириллическое название слоя «Транссиб 1903» соседствует с названиями, использующими латинские буквы, (например, «Gtopo color»), что создает двусмысленность в прочтении названия слоя «ВАМ», хотя из контекста, конечно, ясно, что речь идет о Байкало-Амурской магистрали, то есть здесь использованы латинские буквы.
Подобную стилистическую обработку желательно предпринять и для названия полей отображаемых слоев. Например, в слое «City_200» рядом с полем «Eng_Name» присутствует поле «Год_о». Судя по всему, это результат обрезки заголовков полей в shape-файле настольной ГИС, загруженном затем «в облако». Но ведь инструменты администрирования на геосервере НекстГИС позволяют давать названия для слоев карты поверх заголовков из shape-файла. Желательно этим воспользоваться. Вторая часть статьи содержит характеристику основных этапов строительства Великого сибирского пути. Здесь можно видеть результат, который дает применение описанной методики, для исследования Транссиба. Важным результатом, полученным в этой части работы, является обнаружение некоторого несоответствия исторических карт пространственным данным (таким как космические снимки). Выявлена сильная генерализация магистрали на мелкомасштабных картах, повлекшая фактически сдвиг трассы относительно природных объектов.
В статье не ставится задача исчерпывающего анализа исторической проблематики, связанной с Транссибом, поэтому библиография представлена основными работами. В выводах обозначены основные элементы технического решения и перспективы развития проекта. Работа представляет интерес для широкого круга читателей журнала, интересующихся как исторической географией железнодорожного транспорта Российской империи, так и современными технологиями публикации картографических и сопряженных с ними источников.