Научная статья на тему 'Картографические методы поддержки программ доступности объектов городской инфраструктуры Республики Казахстан'

Картографические методы поддержки программ доступности объектов городской инфраструктуры Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
164
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ КАРТА / БАЗЫ ДАННЫХ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / DIGITAL MAP / DATABASES / PEOPLE WITH LIMITED MOBILITY / UNIVERSAL DESIGN

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рычкова Дарья Николаевна, Пошивайло Ярослава Георгиевна

В статье рассматриваются картографические методы поддержки программы доступности Республики Казахстан и проблемы создания безбарьерной среды в столице. Выполнен анализ основных законодательных документов, по вопросам создания доступной среды в республике. Исследована существующая карта доступности на территорию республики. Выявлены основные принципы создания цифровых карт доступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARTOGRAPHIC METHODS TO SUPPORT PROGRAMS OF AVAILABILITY OF URBAN INFRASTRUCTURE IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article discusses cartographic methods supporting programs of availability in the Republic of Kazakhstan and problems of creating barrier-free environment in the capital. The analysis of the main legislative documents on the issues of creating an accessible environment in the Republic was carried out. An existing map of accessibility to the territory of the Republic was studied. The basic principles of creating of digital accessibility maps were revealed.

Текст научной работы на тему «Картографические методы поддержки программ доступности объектов городской инфраструктуры Республики Казахстан»

УДК 528.9

КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Дарья Николаевна Рычкова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры космической и физической геодезии, тел. (777)474-76-23, e-mail: [email protected]

Ярослава Георгиевна Пошивайло

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры картографии и геоинформатики, тел. (383)361-06-35, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются картографические методы поддержки программы доступности Республики Казахстан и проблемы создания безбарьерной среды в столице. Выполнен анализ основных законодательных документов, по вопросам создания доступной среды в республике. Исследована существующая карта доступности на территорию республики. Выявлены основные принципы создания цифровых карт доступности.

Ключевые слова: доступная среда, цифровая карта, базы данных, маломобильные группы населения, универсальный дизайн.

CARTOGRAPHIC METHODS TO SUPPORT PROGRAMS OF AVAILABILITY OF URBAN INFRASTRUCTURE IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Darya N. Rychkova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk,

630108, Russia, Graduate, Department of Space and Physical Geodesy, phone: (777)474-76-23, e-mail: [email protected]

Yaroslava G. Poshivailo

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St, Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D., Associate Professor, Department of Cartography and Geoinformatics, phone: (383)361-06-35, e-mail: [email protected]

The article discusses cartographic methods supporting programs of availability in the Republic of Kazakhstan and problems of creating barrier-free environment in the capital. The analysis of the main legislative documents on the issues of creating an accessible environment in the Republic was carried out. An existing map of accessibility to the territory of the Republic was studied. The basic principles of creating of digital accessibility maps were revealed.

Key words: accessible environment, digital map, databases, people with limited mobility, universal design.

Актуальность осуществления программ по обеспечению доступности элементов городской инфраструктуры обусловлена принятием Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в 2008 г. Ключевым принципом Кон-

венции является обеспечение людей с инвалидностью, наравне с другими гражданами, доступом к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также другим объектам и услугам.

Доступность - это не только обустройство окружающей среды: установка пандусов, лифтов, обустройство тротуаров, дорог и общественного транспорта, но и адаптация социальных и информационных служб, содействие занятости инвалидов.

Конвенцией о правах инвалидов обозначен принципиальный подход к созданию доступной среды жизнедеятельности. Он определен как принцип «универсального дизайна», который означает «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна» [1].

Перечислим основные принципы универсального дизайна:

- равенство в использовании людьми с разными физическими возможностями;

- исключение выделения какой-либо группы или навешивания ярлыков;

- соответствие множеству индивидуальных предпочтений и способностей;

- легко воспринимаемая информация.

К маломобильным группам населения, помимо инвалидов, относится еще достаточно большое количество социальных групп - лица преклонного возраста, временно нетрудоспособные, беременные женщины, люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста (Межгосударственные строительные нормы - МСН 3.02-05-2003), поэтому все, что является удобным для инвалидов, также будет удобным и для граждан без физических ограничений.

Особое место среди методов, применяемых для анализа степени доступности элементов городской инфраструктуры, занимает картографический метод. Карты, как визуальный продукт, иллюстрируют пространственное расположение объектов городской среды, степень их адаптации под нужды людей с инвалидностью, оптимальную траекторию передвижения. Картографические методы отображения открывают новые формы восприятия города, посредством его виртуального прочтения с помощью систем условных знаков, новых фотореалистичных моделей представления действительности (GoogleEarth), динамических значков, 3Б изображений, звукового представления или тактильной рельефной графики [2]. Геоинформационные модели позволяют анализировать, планировать и прогнозировать доступность городской инфраструктуры. Картографический образ города влияет на развитие реального города. Применение картографического метода исследования способствует принятию решений по повышению уровня жизни маломобильных людей в урбанизированной среде.

Целью исследовательской работы является анализ основных принципов и методов картографирования доступности объектов городского пространства в Республике Казахстан.

Для изучения данного вопроса авторами были рассмотрены основные документы, регламентирующие мероприятия по обеспечению безбарьерной среды в Республике Казахстан и интернет-ресурс с разработанной картой доступности:

1. План мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012-2018 годы [3].

2. Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов» от 13 апреля 2005 г.

3. Портал «Доступная среда».

Законом «О социальной защите инвалидов» определены основные направления по поддержке людей с инвалидностью:

- профилактика инвалидности;

- социальная защита и реабилитация инвалидов;

- интеграция инвалидов в общество.

В настоящее время в Казахстане насчитывается порядка 36200 социально значимых объектов, которые наиболее часто посещаются инвалидами. Такие объекты подлежат паспортизации. Паспортизация подразумевает визуальное обследование объектов на предмет доступности для людей с инвалидностью и регистрацию параметров исследуемых объектов в паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры. Согласно последним статистическим данным, с начала 2017 года в Астане было паспортизировано более 705 объектов, из которых 474 уже адаптировали для инвалидов [4].

В процессе выполнения Третьего этапа (2016-2018 годы) Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан выполнены работы по адаптации улично-дорожной сети города: 1061 табло горения на 135 светофорных перекрестках, 84 светомодуля для пешеходов, 70 дорожных знаков «Инвалид». Проведены работы по замене 25 остановочных павильонов на крытые утепленные павильоны с укладкой наземных тактильных плит. Оборудовано 36 мест для парковки личного транспорта лиц с ограниченными возможностями. Из 1025 автобусов 609 оборудованы откидным устройством (трапом) для удобства посадки и высадки инвалидов колясочников [5].

В целях информирования людей о доступности социально значимых объектов Республики Казахстан в рамках программы Доступная среда разработана интерактивная карта. По городу Астана на данной карте доступности имеются данные о 708 объектах.

Объекты на карте объединены по 67 категориям: университеты, сады, аптеки, гостиницы и т.п., и содержат информацию о доступности по нескольким критериям (рис. 1).

Рис.1. Фрагмент легенды карты портала «Доступная среда»

Анализ данной карты доступности выявил, что на ней не показана информация первостепенной значимости: обустройство тротуаров средствами тактильной навигации для свободного передвижения, регулируемые перекрестки с звуковыми светофорами, остановочные пункты и маршруты движения оборудованного общественного транспорта и т. д. Карта не может использоваться для планирования оптимального маршрута передвижения по городу. Элементы социальной и транспортной инфраструктуры представлены не в полном объеме, схематически или не изображены совсем, как показано на рис. 2.

Рис.2. Интерактивная карта доступности Казахстана

Авторами был сделан вывод о недостаточной информативности существующих карт, информацию можно получить только об объекте, который помечен значком доступности.

Что уже сделано в Республике Казахстан? В крупных городах устанавливаются пандусы, утепленные остановочные павильоны с укладкой наземных тактильных плит, специальное оборудование в санитарно-гигиенических комнатах, звонки вызова сотрудников для сопровождения, тактильные информаци-

онные стенды и таблички, принимаются меры по адаптации улично-дорожной сети города, развивается служба инватакси. Создаются такие социальные проекты как:

1) «Пандус-Ок» - создание доступной среды для маломобильных групп населения;

2) «Приобщение молодежи с ограниченными возможностями занятию доступными видами спорта»;

4) «Труд всем» - целью проекта является повышение трудовой активности среди людей с ограниченными возможностями;

5) «Благородная помощь отважных людей» [5].

В небольших населенных пунктах, доступных объектов гораздо меньше.

В целом можно говорить о частичной доступности элементов инфраструктуры для маломобильных групп населения, хотя реализация Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов вошла в завершающую стадию.

В рамках проведения исследования авторами изучается процесс создания карт доступности в геоинформационных системах, включающий следующие этапы:

1) сбор данных и формирование базы данных;

2) анализ факторов, определяющих степень генерализации;

3) разработка системы условных обозначений;

4) формирование рабочего набора для хранения и печати.

Формирование базы данных - сложный процесс, объединяющей анализ

разносторонней геопространственной и атрибутивной информации, полученной из различных источников, представленных в таблице.

Структура базы данных карты доступности

Раздел Источник данных Набор объектов Атрибутивная информация

Объекты городской инфраструктуры Данные дистанционного зондирования, справочная информация Здания, сооружения, сеть улиц и проездов Расположение объекта, название улиц, категория объекта: медицинские, учебные, торгово-развлекательные

Природная среда Данные дистанционного зондирования Ландшафтные объекты, естественная растительность, зеленые насаждения Расположение объекта

Общественный транспорт Справочная информация Маршруты движения транспорта Номера маршрутов, положение остановок, адаптированность транспорта

Доступ к объектам городской инфраструктуры Наземная съемка ОРБ-приемником, справочная информация Элементы материально-технического оснащения объектов Оборудованность объекта: звуковые светофоры и тактильное покрытие, пандусы, лифты, подъемники, средства визуальной и звуковой информации

При создании специальных карт доступности должны учитываться индивидуальные запросы людей с ограниченными возможностями - доступность входной зоны объекта, наличие пандусов, поручней, кнопок вызова помощи, тактильной плитки, возможность прокладки маршрута, наличие средств адаптированного транспорта, санитарно-гигиенических помещений и т.д.

Сбор данных для таких карт доступности, учитывая специфику показываемых объектов и услуг, включает наземные исследования с использованием GPS-приемников, получение информации по материалам дистанционного зондирования и использование справочной информации.

Развитие методов космической навигации и дистанционного зондирования, привело к появлению новых возможностей в картографировании. Аэрокосмические снимки дают актуальное, генерализованное, интегрированное изображение объектов земной поверхности, служащее растровой картографической основой для создания цифровых тематических карт.

Использование данных дистанционного зондирования в тематическом картографировании позволяет получить растрово-векторную основу, наполненную семантической и позиционной информацией.

В процессе сбора данных из материалов дистанционного зондирования, было выявлено, что использование аэрокосмоснимков не может полностью решить поставленную задачу при создании карт доступности. Наиболее важные количественные и качественные характеристики объектов инфраструктуры для оценки степени их доступности неразличимы по снимкам (наличие остановок, пандусов, тактильного покрытия, качество покрытия дорог, звуковые сигнализаторы для пешеходов, обустроенность входных групп зданий и т.п.). Большая часть информации может быть получена только полевым обследованием объектов с уточнением всех интересующих параметров и наземной GPS-съемкой.

Визуально отобразить такие параметры позволяют картографические средства - условные знаки. Разработка условных знаков для карт доступной среды является важной задачей, и требует всестороннего исследования.

Кроме того, что карта должна содержать необходимую информацию для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с осложнениями по зрению или слуху, она должна легко читаться и восприниматься слабовидящими пользователями. Такие пользователи предъявляют запросы, характеризующие специфические требования к графическому оформлению карты. Выбор и разработка условных знаков должны опираться на картографические, физиологические и психологические исследования. Необходимо проанализировать и выбрать наиболее эффективные графические средства, фигуры и знаки, различающиеся по форме, размерам, цветовым тонам [6].

Здесь имеет место технология динамического когнитивного картографирования, основанная на формальном представлении знаний об особенностях визуального восприятия информации пользователями различных категорий. Одним из ключевых компонентов технологии является специализированная онтология пользовательского представления, описывающая визуальные картографические стереотипы для различных категорий пользователей [7].

Разработка системы условных знаков основана на принципах теории мимесиса или подражания. Воссоздание окружающего мира средствами языка карты во многом основано на подражании действительности: цвет знаков повторяет или близок к цвету реальных объектов (зеленый цвет для изображения растительности, голубой - гидрографии). Узнавание реальных объектов на картах - не примитивный процесс, он включает механизм памяти, ассоциативности, сопоставления, оценки [8]. Изображение объектов действительности с помощью условных знаков отображает семантические зависимости картографического изображения и объекта окружающей действительности.

На выбор способа и полноты изображения элементов на карте влияют следующие факторы:

1) тематика и масштаб карты;

2) структура картографируемого явления, процесса;

3) вид исходных данных;

4) пространственное размещение явления [9].

Тематика карты - «доступность элементов городской инфраструктуры» -определяет следующие первостепенные объекты для отображения:

- объекты социальной инфраструктуры с полным или частичным доступом для маломобильных групп населения;

- тротуары, оснащенные тактильной плиткой и пологими съездами;

- маршруты общественного транспорта, адаптированного для людей с инвалидностью;

- доступность остановочных пунктов общественного транспорта;

- звуковые светофоры;

- наличие разметки пешеходного перехода;

- зоны для парковки автомобиля инвалида.

При уменьшении масштаба карты уменьшается и площадь карты, что влечет за собой невозможность детального отображения всех данных. Объекты при уменьшении масштаба теряют геометрическую точность и достоверность. В геоинформационных системах поддерживаются мультимасштабные карты -динамические карты, которые отображают данные по-разному в разных диапазонах масштабов, таким образом необходима разработка сразу нескольких наборов условных знаков для карт доступности, в зависимости от масштаба.

Анализ картографического обеспечения Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан показал, что на данный момент материально-техническое оснащение и картографическое отображение данной информации не синхронизированы.

Приоритетность на государственном уровне программ доступности и информационного обеспечения населения повышает роль картографического метода при отображении элементов городской инфраструктуры. При создании карт доступности используются современные методы картографирования и универсальные способы визуализации исследуемых объектов.

Положительным эффектом от создания карты доступности левобережья города Астана является ускорение процесса интеграции и социализации людей с инвалидностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Конвенция о правах инвалидов / Резолюция 61/106 76-го пленарного заседания сессии Генеральной Ассамблеи. - 2006. - 32 с.

2. Современное состояние и перспективы развития тактильной картографии Пошивайло Я.Г., Дмитриев Д.В., Лесневский Ю.Ю. Материалы Международной конференции ИнтерКарто/ИнтерГИС. 2014. Т. 23. С. 607.

3. Информационно-правовая система «Эдшет» [Электронный ресурс]: сайт/. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz (дата обращения: 16.01.2018).

4. Официальный интернет-ресурс акимата города Астаны [Электронный ресурс]: сайт/. - Режим доступа: http://astana.gov.kz (дата обращения: 16.01.2018).

5. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан [Электронный ресурс]: сайт/. - Режим доступа: http://www.enbek.gov.kz (дата обращения: 18.01.2018).

6. Пошивайло Я. Г., Андрюхина Ю. Н. Исследование особенностей восприятия тактильных условных знаков школьниками с ограничением зрительной функции // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 2. - С. 78-83.

7. Шишаев М. Г., Порядин Т. А. Проблема формирования эффективных картографических интерфейсов информационных систем для задач управления территориями // Труды Кольского научного центра Российской академии наук. - 2013. - Вып. 5 (18). - С. 69-76.

8. Создание атласа «Улицы Новосибирска для автомобилистов и пешеходов» / В. А. Середович [и др.] // ГЕ0-Сибирь-2005. Науч. конгр. : сб. материалов в 7 т. (Новосибирск, 25-29 апреля 2005 г.). - Новосибирск : СГГА, 2005. Т. 1, ч. 1. - С. 234-237.

9. Дышлюк С. С., Женибекова А. Б. К вопросу формализации способов отображения в среде ГИС // Вестник СГГА. - 2016. - Вып. 1 (1). - С. 184-188.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Д. Н. Рычкова, Я. Г. Пошивайло, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.