Научная статья на тему 'Картины с выставки "Человек. Война. Победа": особенности претворения метода реализма'

Картины с выставки "Человек. Война. Победа": особенности претворения метода реализма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
128
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ / РАБОТЫ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ 1940-Х ГГ. О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ / КУКРЫНИКСЫ / Ю. НЕПРИНЦЕВ / А. ЛАКТИОНОВ / И. РЕПИН / SOCIALIST REALISM / SOVIET PAINTERS' WORKS OF THE 1940S / THE GREAT PATRIOTIC WAR / KUKRYNIKSY / YU. NEPRINTSEV / A. LAKTIONOV / I. REPIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Парфентьева Наталья Владимировна, Разуев Анатолий Владимирович

В статье освещается выставка в Зале искусств Южно-Уральского государственного университета, посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Уникальность выставки в том, что впервые за 17 лет существования Зал не смог пригласить зрителей на ее открытие из-за пандемии коронавируса. И все же выставка состоялась, но не в реальном, а в виртуальном пространстве. В качестве центрального экспоната представлена копия картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» из коллекции Художественного музея университета. Однако новый формат позволил расширить и обогатить смысловое поле экспозиции. В дополнение к работе Непринцева в виртуальном пространстве были представлены репрезентативные произведения советских художников 1940-х гг., которые стали символами Победы: «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», созданное М. Куприяновым, П. Крыловым и Н. Соколовым (Кукрыниксами) из коллекции Челябинского государственного музея изобразительных искусств и «Письмо с фронта» А. Лактионова (Третьяковская галерея). Работы Кукрыниксов, Непринцева и Лактинонова раскрывают важнейшие грани концепции выставки «Человек. Война. Победа»: предчувствие победы и уверенность в ней в тылу и на фронте, что привело к победному завершение страшной войны. В статье авторами выявляются черты стиля социалистического реализма, объединяющие все экспонируемые произведения: правдивое изображение события, его осмысление в духе социального равенства и справедливости, народность, типизация образов, оптимизм, конкретность, опора на традиции русской школы живописи, в особенности В. Сурикова и И. Репина. Специально исследованы заимствования Ю. Непринцевым некоторых художественных приемов И. Репина, использованных им в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Парфентьева Наталья Владимировна, Разуев Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAINTINGS FROM THE EXHIBITION “HUMAN. WAR. VICTORY”: PECULIARITIES OF THE REALISM METHOD TRANSFORMING

The authors of the article cover an exhibition located in the Hall of Arts of the South Ural State University. It is dedicated to the 75th anniversary of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War. The uniqueness of the exhibition is the impossibility of inviting viewers to its opening due to the coronavirus pandemic. The Hall was deserted for the first time during its 17-year-old existence. Nevertheless,theexhibitionwasheld,but notinreal,butin virtual space.Acopyofthepainting“Rest after the Battle. Vasily Terkin” by Yu. Neprintsev from the collection of the University’s Art Museum is presented as a central exhibit. However, the new format made it possible to expand and enrich the semantic field of the exposition. In virtual space in addition to Neprintsev’s work the exhibit included a representative collection of Soviet artists of the 1940s. Their works became symbols of Victory: “The signing of the Act of Unconditional Surrender of Germany”, created by M. Kupriyanov, P. Krylov and N. Sokolov (Kukryniksy) from the collection of the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts and “Letter from the Front” by A. Laktionov (Tretyakovskaya Gallery in Moscow). The Kukryniksy’s, Neprintsev’s and Laktinonov’s works reveal the most important facets of the exhibition “Human. War. Victory». Its concept is a premonition of victory and confidence in it in the rear and at the front, which led to the victorious end of the terrible war. The authors have revealed the features of the style of socialist realism that unite all the exhibited works: a true image of the event, its interpretation in the spirit of social equality and justice, nationality, typification of images, optimism, concreteness, reliance on the traditions of the Russian school of painting, especially of V. Surikov and I. Repin . Borrowings by Yu. Neprintsev of some I. Repin’s artistic techniques from the painting “The Cossacks write a letter to the Turkish Sultan” made by Yu. Neprintsev are specially investigated.

Текст научной работы на тему «Картины с выставки "Человек. Война. Победа": особенности претворения метода реализма»

УДК 75.03 ББК 85.143 (2) 6

DOI: 10.14529^200311

картины с выставки «человек. война. победа»: особенности претворения метода реализма

Н. В. Парфентьева, А. В. Разуев,

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация

В статье освещается выставка в Зале искусств Южно-Уральского государственного университета, посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Уникальность выставки в том, что впервые за 17 лет существования Зал не смог пригласить зрителей на ее открытие из-за пандемии коронавируса. И все же выставка состоялась, но не в реальном, а в виртуальном пространстве. В качестве центрального экспоната представлена копия картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» из коллекции Художественного музея университета. Однако новый формат позволил расширить и обогатить смысловое поле экспозиции. В дополнение к работе Непринцева в виртуальном пространстве были представлены репрезентативные произведения советских художников 1940-х гг., которые стали символами Победы: «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», созданное М. Куприяновым, П. Крыловым и Н. Соколовым (Кукрыниксами) из коллекции Челябинского государственного музея изобразительных искусств и «Письмо с фронта» А. Лактионова (Третьяковская галерея). Работы Кукрыниксов, Непринцева и Лактинонова раскрывают важнейшие грани концепции выставки «Человек. Война. Победа»: предчувствие победы и уверенность в ней в тылу и на фронте, что привело к победному завершение страшной войны. В статье авторами выявляются черты стиля социалистического реализма, объединяющие все экспонируемые произведения: правдивое изображение события, его осмысление в духе социального равенства и справедливости, народность, типизация образов, оптимизм, конкретность, опора на традиции русской школы живописи, в особенности В. Сурикова и И. Репина. Специально исследованы заимствования Ю. Непринцевым некоторых художественных приемов И. Репина, использованных им в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Ключевые слова: социалистический реализм, работы советских художников 1940-х гг. о Великой Отечественной войне, Кукрыниксы, Ю. Непринцев, А. Лактионов, И. Репин.

В Южно-Уральском государственном университета в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне открылась выставка «Человек. Война. Победа». Она разместилась в Зале искусств Художественного музея университета. Открытый в 2003 г., выставочный зал на протяжении 17 лет организовал 136 выставок, посетителями которых стали более 120 тысяч студентов, преподавателей, гостей университета, школьников и жителей города и области. Среди осуществленных экспозиций важнейшими стали те, на которых демонстрировались произведения из ведущих художественных музеев России и Южного Урала. Они дали студенчеству возможность видеть художественные полотна, вошедшие в сокровищницу национального и мирового наследия. Типологически эти выставки определяются как академические и относятся к наиболее значительным достижениям работы Зала искусств. Представленные на них произведения отличаются значительной исторической, культурной и художественной ценностью. Как правило они имеют особую временную дистанцию и принадлежат крупным музеям России.

Наиболее ярким примером такой академической выставки в стенах университетского Зала искусств стала экспозиция картины А. М. Васнецова «Горное озеро на Урале» из собрания Государственного Русского музея (2005). Организация этой выставки была частью программы ГРМ «Россия» и проходила в сотрудничестве с Челябинским государственным

музеем изобразительных искусств. Из его коллекции в университете экспонировались работы выдающихся русских художников: К. Лебедева, М. Клодта, В. Поленова В. Васнецова, С. Жуковского. К открытию выставки было также приурочено учреждение в университете образовательного центра «Виртуальный филиал Государственного Русского Музея». Это позволило студентам получить доступ к виртуальным экскурсиям по залам крупнейшего центра русского искусства. Современные компьютерные технологии прочно вошли в жизнь университетского Зала искусств1.

Акция Государственного Русского музея была посвящена 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Спустя 15 лет возможности Виртуального музея оказались как никогда востребованными в условиях охватившей страну и мир пандемии коронавируса. Уникальность представленной в Зале искусств выставки 75-летию Победы народа в Великой Отечественной войне «Человек. Война. Победа» в том, что она состоялась в режиме не только реальной, но и виртуальной демонстрации экспонатов, отражающих память о героическом подвиге народа, о несгибаемой воле воинов, о трагизме потерь в войне и радости Победы. Концепция экспозиции учитывала особые обстоятельства социального дистанцирования и самоизоляции, которые не позволили участникам проекта и зрителям встретиться в выставочном Зале искусств.

1 Подробнее о его работе см.: [6—8; 10—13].

Пространство выставки решено было перенести в виртуальную реальность, расширив и дополнив его. Это позволило представить вниманию зрителей не только экспонаты Художественного музея ЮУрГУ, реально присутствующие в Зале, но и провести виртуальные экскурсии по материалам Челябинского музея изобразительных искусств, Третьяковской галереи, Виртуального филиала Государственного Русского Музея. Благодаря современным компьютерным технологиям экспозиция смогла включить наиболее известные произведения о Великой Отечественной войне выдающихся советских художников из ведущих художественных музеев России и Южного Урала.

Остановимся на ключевых моментах виртуального формата выставки. Она открывается уникальным произведением, имеющим мировую известность. В коллекции Челябинского государственного музея изобразительных искусств хранится знаменитое произведение о Победе над гитлеровской Германией, известное по множеству копий, представленное в учебниках и монографических исследованиях по истории. Это — масштабное (3x4 м) полотно «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», созданное М. Куприяновым, П. Крыловым и Н. Соколовым (Кукрыниксами) в 1945—1946 гг. Представители великой русской школы, наследники Репина и Сурикова, они использовали портретные зарисовки участников события, этюды с натуры в Германии, рассказы очевидцев и документальные фотографии. Благодаря такому подходу, творческий коллектив советских графиков и живописцев убедительно запечатлел событие, положившее конец Великой Отечественной войне.

Центральной в произведении предстоит фигура командующего Первым Белорусским фронтом маршала Георгия Жукова, воплощающего образ

народа-победителя. Именно под его командованием советская армия разгромила цитадель фашизма и взяла столицу Германии — Берлин. Монументальная фигура Жукова возвышается над участниками исторического события. Навстречу движется начальник штаба Верховного командования вооруженными силами Германии фельдмаршал Кейтель. Он в парадной форме, рука в перчатке сжимает фельдмаршальский жезл, монокль придает ему вид офицера «старой школы». Несмотря на всю внешнюю помпезность, в его облике (чуть склоненная голова, неустойчивая, усталая походка) чувствуется надлом и неуверенность. Два образа — победитель и побежденный — составляют смысловой центр события. Кульминационная драматургическая точка картины — это встреча взглядов Жукова и Кейтеля.

Во взгляде Жукова, устремленного на врага, отражены благородный гнев, величественность и сила. Этот сын русских крестьян, ставший маршалом, выступает здесь от имени народа-победителя, который принес неисчислимые жертвы на алтарь Победы. Недобрый взгляд Кейтеля, представителя немецкого юнкерства, наполнен холодом, отстраненностью и обреченностью. Он пытается сохранить позу аристократа, играет роль фельдмаршала, но внутренне сломлен и опустошен. Союзники сдержаны и исполнены достоинства, но представлены лицами явно второго плана, доминирует фигура Жукова. Так авторы подчеркнули главенствующую роль СССР в победе над фашистской Германией, олицетворением которой стал герой из народа маршал Жуков. Благодаря типизации образов Жукова и Кейтеля, психологической наполненности их противостояния, авторам удалось избежать того холодного официоза и парадности, идеологической перегруженности, которыми порой грешили работы художников со-

М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов (Кукрыниксы). Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. 1945—1946 гг. Холст, масло. 300x400 см. Челябинский государственный музей изобразительных искусств

циалистического реализма. Это картина навсегда вошла в историю живописи как высокий пример отражения великого исторического события с большой художественной силой, правдивостью и чувством гордости за Победу своего Отечества.

Картина поступила в Челябинский музей изобразительных искусств в 1951 г. Она стала достоянием города, благодарностью за особые заслуги, которые внес Челябинск — Танкоград в Победу над фашизмом. На выставке в Зале искусств ЮУрГУ картина представлена виртуально.

Если работа Кукрыниксов относится к жанру исторической картины и вселяет гордость за подвиг народа-победителя, но два других произведения контрастируют в жанровом отношении. Они относятся к типу работы на бытовой сюжет и отражают эпоху военного времени с задушевной человечностью и любовью, с сочувствием радостям и тревогам простых людей. Именно поэтому они снискали всенародное признание.

С известным полотном о Великой Отечественной войне можно познакомиться как в реальном, так и в виртуальном пространстве выставки. Оно демонстрируется в университетском Зале искусств. Это — широко известное и любимое народом «хрестоматийное» произведение. Накануне 75-летия Победы коллекция университета пополнилась копией картины Юрия Непринцева «Отдых после боя» (1951). Копия датирована 1968 г. После большой подготовительной работы по ее сохранению и оформлению (куратор выставки А. В. Разуев) эта высокохудожественная копия (холст, масло, 150x220) стала ключевым экспонатом выставки.

В июне 1941 года художник Юрий Непринцев (1909—1996), аспирант Ленинградской академии

художеств, записался добровольцем на фронт. В 1942 г., будучи командиром взвода морской пехоты, он впервые услышал поэму Александра Твардовского «Василий Тёркин». Идея написать картину, посвященную рядовому бойцу, вынесшему на своих плечах все тяготы войны и сохранившему светлое и озорное отношение к жизни, родилась уже тогда. Без таких Тёркиных, которые «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», готовых рассмешить товарищей небылицей, весело поддеть или подбодрить шуткой, труднее было бы одержать Победу в войне.

Привалясь к стволу сосны Не щадя махорки, На войне насчет войны Вёл беседу Тёркин. Балагуру смотрят в рот, Слово ловят жадно Хорошо, когда кто врёт Весело и складно [9, с. 9

12].

Вот как сам художник охарактеризовал свою работу: «Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих веселого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий фронтовой друг — Василий Тёркин» [3, с. 53—85].

Напряжённая работа автора над картиной продолжалась с 1949 по 1951 г. и увенчалась большим успехом. Показанная на Всесоюзной художественной выставке в Москве, она получила высокую оценку зрителей и специалистов. В 1952 г. за картину

Ю. Непринцев. Отдых после боя. 1951. Холст, масло. 192x300 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С. Бицираев. Портрет Ю. М. Непринцева

«Отдых после боя» Юрий Непринцев был удостоен Сталинской премии первой степени.

Оригинал картины «Отдых после боя» был подарен руководителю Китайской Народной Республики Мао Цзэдуну. В 1953 г. Непринцев пишет вторую авторскую версию картины для Кавалергардского зала Большого Кремлёвского дворца, а в 1955 г. — третью версию для Государственной Третьяковской галереи. Именно этот вариант картины неоднократно экспонировался на крупнейших художественных выставках [2].

Автор досконально проработал фигуры солдат, вплоть до мельчайших подробностей, чтобы добиться максимальной реалистичности образов. Героев освещает мягкий свет солнца. Художник намеренно отказался от игры света и тени, дабы не привнести в свое произведение ненужную театральность. Окружающий пейзаж—это заснеженный лес ранней весной, когда уже чувствуется ее приближение. Центр картины, занятый бойцами, выделяет цветовое пятно — ярко-красный кисет в руках рассказчика. Боец что-то весело говорит присутствующим. Солдаты смеются, смех «взорвавшись» в центре, «затихает» к краям картины. В белых масхалатах на полотне угадываются разведчики. У одного из танкистов из-под шлема просматривается окровавленный бинт. У многих солдат висит за спиной или на плече оружие. Вдали в березняке спрятаны танки, судя по пушечным стволам и башням, «тридцатьчетверки».

Оптимизм картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» безусловно отвечает методу социалистического реализма, в котором идеологически обусловленный образ выдается за действительный (вспомним, как у В. Маяковского: «Отечество славлю, которое есть, Но трижды — которое будет»). Художественный образ был призван вселять надежду «на светлое будущее».

Ближайший пример такого оптимизма — картина А. Лактионова «Письмо с фронта» (1947) [5]. Погожее, солнечное лето, состояние тихой радости, семья —раненый фронтовик, дети, усталая женщина и самый солнечный персонаж картины—улыбчивая девушка — слушают, как мальчик читает письмо с фронта. Сценка разворачивается на фоне лучезарного летнего пейзажа с монастырским двориком.

Работа покоряет достоверностью и любовью, которую художник испытывает к своим героям. Однако комиссия из представителей власти не хотела видеть полотно Лактионова на выставке 1948 г. в Третьяковской галерее. Не понравились бедный быт, облупленная стена, щели в полу, стоптанная обувь, тот самый реализм, который подвергся критике. Но «Письмо с фронта» навсегда останется шедевром русской живописи. Его появление перед широкой аудиторией на Всесоюзной выставке в Третьяковской галерее принесло художнику высшую награду того времени — народную любовь, а затем и Сталинскую премию первой степени. Главным достижением художника стало умение передать в обыденном высокую поэзию и светлое предчувствие победы.

Ю. Непринцев, как и А. Лактионов, — представитель Петербургской школы живописи. Оба были учениками И. Бродского, который, в свою очередь, учился у И. Репина. Известно, что Непринцев высоко ценил творчество ключевой фигуры русского реализма: «Репин захватывает своим неповторимым умением предельно выразить через состояния и переживания героев большую мысль, актуальное социальное и философское содержание. И основное в его работах — не эффектный артистичный мазок, не мастеровитость исполнения (при всей своей внешней выразительности они подчас бывают холодными), а большое умное мастерство, подчиненное единой цели: с предельной силой через раскрытие психологического состояния героев выразить основную мысль, идейный замысел» [4, с. 14—16].

А. Лактионов. Письмо с фронта. 1947. Холст, масло. 225x155 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эти слова напрямую можно отнести и к творчеству самого Непринцева, воспринявшего традиции И. Репина. В картине «Отдых после боя» заметно влияние его работы «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Кажется, что через 60 лет после написания «Запорожцев», Ю. Непринцев поставил перед собой сходную задачу, но уже на документальном материале, основанном на личных впечатлениях.

В обеих картинах изображены более двадцати воинов, эмоционально вовлеченных в некое единство. У Репина в композиционном центре по перу писаря словно стекает на бумагу главный герой картины — «смех». В работе Непринцева источник смеха — Теркин. Он не собирает бойцов, они сами подтягиваются к нему, попадая в орбиту его лукавой удали. Целая гамма чувств передана мастером. Одни бойцы скептически прислушиваются, другие сдержанно усмехаются, третьи с улыбкой ожидают каждое слово, четвертые с детской непосредственностью отдаются во власть смеха. У Непринцева воинов объединяет не гомерический хохот, а смех и удаль, которые не дают упасть духом.

Влияние «Запорожцев» также прослеживается в виде визуальных реминисценций. Художник сознательно вызывает в памяти ассоциации с репинским полотном. Это — особый художественный прием, заключающийся как в использовании общей структуры, так и отдельных элементов картины Репина. Реминисценции Непринцева носят творческий и интеллектуальный характер. Так, выделены фигуры в белом: в рубахе и бурке — у Репина, в маскхалатах — у Непринцева. Они «облегчают» правую часть картины и символизируют правое дело (прим. 1).

Отметим также близкие позы персонажей, отклонившихся в сторону зрителя на переднем плане, и над ним — композиционно схожие фигуры ата-

Прим. 1. Фрагменты картин И. Репина

мана — у Репина, и автоматчика — у Непринцева (прим. 2).

Также обращает на себя внимание жест казака, опустившего кулак на спину товарища. У Неприн-цева близкий к этому жест объединяет персонажей, что также подсказано решением Репина (прим. 3).

Картины обоих авторов оживляют также кисти рук, наполненные движением, что придает персонажам живость и естественность.

Особое достоинство работы Ю. Непринцева в том, что он сказал новое слово в искусстве, представив психологическое многообразие чувств и переживаний человека в «непарадной» трактовке темы войны. В отношении композиции рассматриваемое полотно сложнее репинских «запорожцев», ближе к произведениям В. Сурикова, рассчитано на более искушенного зрителя. Веришь, что эти солдаты, объединённые борьбой против захватчиков, победят страшного врага. Возможно, тайна всенародной любви к работе Ю. Непринцева кроется в жизнерадостности, которая вызывает светлое чувство гордости за свой народ-победитель, лишенный жестокости и надменности.

Итак, новый виртуальный формат выставки университетского Зала искусств позволил расширить и обогатить смысловое поле экспозиции. В дополнении к работе Ю. Непринцева были задействованы в виртуальном пространстве те произведения советских художников 1940-х гг., которые стали символами Победы. Работы Кукрыниксов, Ю. Непринцева и А. Лактинонова раскрывают важнейшие грани концепции выставки «Человек. Война. Победа»: предчувствие победы и уверенность в ней в тылу и на фронте, победное завершение страшной войны. Все работы советских художников выполнены в стиле высокого реализма [1]. Их объединяют такие черты, как правдивое изображение события, его осмысление в духе социального равенства и

и Ю. Непринцева «Отдых после боя»

Прим. 2. Фрагменты картин И. Репина «Запорожцы» и Ю. Непринцева «Отдых после боя»

Прим. 3. Фрагменты картин И. Репина «За

справедливости, народность, типизация образов, оптимизм, конкретность, опора на традиции русской школы живописи, в особенности В. Сурикова и И. Репина. Работы наполнены силой, любовью к своему народу и выполнены с удивительным ху-

цы» и Ю. Непринцева «Отдых после боя»

дожественным мастерством. Виртуальный формат экспонирования дал уникальную возможность демонстрации и аналитического сопоставления работ, навсегда вошедших в сокровищницу национального и мирового наследия.

Литература

1. Морозов, А. И. Соцреализм и реализм /А. И. Морозов. — Москва : Галарт, 2007 — 271 с.

2. Мямлин, И. Г. Юрий Непринцев /И. Г. Мямлин. — Ленинград : Искусство, 1976. — 181 с.

3. Непринцев, Ю. М. Как я работал над картиной «Отдых после боя» /Ю. М. Непринцев //Из творческого опыта. — Вып. 1. — Москва : Сов. художник, 1955. — С. 53—85.

4. Непринцев, Ю. М. Сила психологического проникновения / Ю. М. Непринцев // Художник. — 1969. — № 6. — С. 14—16.

5. Николаева, Е. В. Александр Иванович Лактионов / Е. В. Николаева, И. Г. Мямлин. — Ленинград : Художник РСФСР, 1978. —176 с.

6. Парфентьева, Н. В. Высокое искусство в культурной жизни университета / Н. В. Парфентьева, С. Д. Ворошин // Вестник Южно-Уральского государ-ственногоуниверситета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2019. — Т. 19, № 1. — С. 66—76.

7. Парфентьева, Н. В. К разработке концепции выставочной и образовательной деятельности университетского зала искусств / Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев // Вестник Южно-Уральского государ-ственногоуниверситета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — 2009. — Вып. 12. — С. 57—63.

8. Парфентьева, Н. В. Основные направления деятельности университетского музея искусств и их

научно-методическое обеспечение /Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев //ВестникЮжно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — 2009. — Вып. 13. — С. 48—51.

9. Твардовский, А. Т. Василий Теркин: поэма / А. Т. Твардовский // День Победы. Классика военной литературы. — Москва : Эксмо, 2015. — 256 с.

10. Parfentieva, N. V. "Madonna of Demidovs" and "Madonna ofStroganovs": to the question of the sociocul-tural space forming / N. V. Parfentieva, N. P. Parfentiev, S. D. Voroshin // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019. — V. 13, № 7. — P. 1216—1239.

11. Parfentieva, N. V. University Art Museum: the Basic Directions of Activity and Their Scientific and Teaching Aids / N. V. Parfentieva, N. P. Parfentiev // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010. — V. 3 (3). — P. 413—421.

12. Voroshin, S. D. Development of the Students'Cultural Identity in the Course of Exhibition Activities of the University Art Museum Aids / S. D. Voroshin // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2017. — Vol. 7. — P. 1083—1089.

13. Voroshin, S. D. On the Problem of the Studentship's Cultural Identity Development / S. D. Voroshin // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2017. — Vol. 9. — P. 1450—1458.

Поступила в редакцию 15 июня 2020 г.

ПАРФЕНТЬЕВА Наталья Владимировна, профессор кафедры теологии, культуры и искусства, ЮжноУральский государственный университет, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск, Российская Федерация). E-mail: parfentevnp@susu.ac.ru

РАЗУЕВ Анатолий Владимирович, заведующий Художественным музеем ЮУрГУ, старший преподаватель кафедры «Теология, культура и искусство», член Ассоциации искусствоведов, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск, Российская Федерация). E-mail: prof-zuev@yandex.ru

DOI: 10.14529/ssh200311

paintings from the exhibition "human. war. victory": peculiarities of the realism method transforming

N. V. Parfentieva, parfentevanv@susu.ru,

A. V. Razuev, prof-zuev@yandex.ru,

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The authors of the article cover an exhibition located in the Hall of Arts of the South Ural State University. It is dedicated to the 75th anniversary of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War. The uniqueness of the exhibition is the impossibility of inviting viewers to its opening due to the coronavirus pandemic. The Hall was deserted for the first time during its 17-year-old existence. Nevertheless, the exhibition was held, but not in real, but in virtual space. A copy of the painting "Rest after the Battle. Vasily Terkin" by Yu. Neprintsev from the collection of the University's Art Museum is presented as a central exhibit. However, the new format made it possible to expand and enrich the semantic field of the exposition. In virtual space in addition to Neprintsev's work the exhibit included a representative collection of Soviet artists of the 1940s. Their works became symbols of Victory: "The signing of the Act of Unconditional Surrender of Germany", created by M. Kupriyanov, P. Krylov and N. Sokolov (Kukryniksy) from the collection of the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts and "Letter from the Front" by A. Laktionov (Tretyakovskaya Gallery in Moscow). The Kukryniksy's, Neprintsev's and Laktinonov's works reveal the most important facets of the exhibition "Human. War. Victory». Its concept is a premonition of victory and confidence in it in the rear and at the front, which led to the victorious end of the terrible war. The authors have revealed the features of the style of socialist realism that unite all the exhibited works: a true image of the event, its interpretation in the spirit of social equality and justice, nationality, typification of images, optimism, concreteness,

reliance on the traditions of the Russian school of painting, especially of V. Surikov and I. Repin . Borrowings by Yu. Neprintsev of some I. Repin's artistic techniques from the painting "The Cossacks write a letter to the Turkish Sultan" made by Yu. Neprintsev are specially investigated.

Keywords: socialist realism, Soviet painters' works of the 1940s, The Great Patriotic War, Kukryniksy, Yu. Neprintsev, A. Laktionov, I. Repin.

References

1. Morozov A. I. Sotsrealizm i realizm [Socialist Realism and Realism]. Moscow, 2007, 271 p.

2. Myamlin I. G. Yuriy Neprintsev [Yuri Neprintsev]. Leningrad, 1976, 181 p.

3. Neprintsev Yu. M. Kak ya rabotal nad kartinoy «Otdykh posle boya» [How I worked on the painting "Rest after the Battle."]. Iz tvorcheskogo opyta [From creative experience]. Moscow, 1955. Issue 1, pp. 53—85.

4. Neprintsev Yu. M. Sila psikhologicheskogo proniknoveniya [The power of psychological penetration]. Khudozhnik [Artist]. 1969, № 6, pp. 14—16.

5. Nikolayeva Ye. V., Myamlin I. G. Aleksandr Ivanovich Laktionov [Alexander Ivanovich Laktionov]. Leningrad, 1978, 176 p.

6. Parfent'yeva N. V., Voroshin S. D. Vysokoye iskusstvo v kul'turnoy zhizni universiteta [Art in the cultural life of the university]. Vestnik Uzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities], 2019, v. 19, № 1, pp. 66—76.

7. Parfent'yeva N. V., Parfent'yev N. P. K razrabotke kontseptsii vystavochnoy i obrazovatel'noy deyatel'nosti universitet-skogo zala iskusstv [To the development of the concept of exhibition and educational activities of the University Hall of Arts]. Vestnik Uzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities], 2009. Issue 12, pp. 57—63.

8. Parfent'yeva N. V. Parfent'yev N. P. Osnovnyye napravleniya deyatel'nosti universitetskogo muzeya iskusstv i ikh nauchno-metodicheskoye obespecheniye [The basic directions of University Art Museum and their scientific and methodical maintenance]. [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities], 2009. Issue 13, pp.48-51.

9. Tvardovskiy A. T. Vasiliy Terkin: poema [Vasily Terkin: poem]. Den' Pobedy. Klassika voyennoy literatury [Victory Day. Classic of literature about the war.]. Moscow, 2015. 256 p.

10. Parfentieva N.V., Parfentiev N. P., Voroshin S. D. "Madonna of Demidovs" and "Madonna of Stroganovs": to the question of the sociocultural space forming // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019, v. 13, № 7, pp. 1216-1239.

11. Parfentieva N.V., Parfentiev N. P. University Art Museum: the Basic Directions of Activity and Their Scientific and Teaching Aids // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010. — V. 3 (3), pp. 413—421.

12. Voroshin S. D. Development of the Students' Cultural Identity in the Course of Exhibition Activities of the University Art Museum Aids // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2017. V.7, pp. 1083-1089.

13. Voroshin S. D. On the Problem of the Studentship's Cultural Identity Development // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2017. V.9, pp. 1450-1458.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Парфентьева, Н. В. Картины с выставки «Человек. Война. Победа»: особенности претворения метода реализма / Н. В. Парфентьева, А. В. Разуев // Вестник ЮУрГУ Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2020. — Т. 20, № 3. — С. 79—86. DOI: 10.14529А^00311

Received June 15, 2020

FOR CITATION

Parfentieva N. V., Razuev A. V. Paintings from the exhibition "Human. War. Victory": peculiarities of the realism method transforming. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the ^manities. 2020, vol. 20, no. 3, pp. 79—86. (in Russ.). DOI: 10.14529/ ssh200311

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.