Научная статья на тему 'КАРТИНА МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА'

КАРТИНА МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
249
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / ТВОРЕЦ / КАРТИНА МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА / АНТИРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭКСПРЕССИОНИЗМ / PICTURE OF THE WORLD / CREATOR / PICTURE OF THE WORLD IN THE ARTIST'S WORK / ANTI-RATIONALITY / EXPRESSIONISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фэн Цзунжэнь

В последнее время исследователи разных областей научного знания активно обратились к анализу общественного развития в рамках картины мира как его специфического конструкта, механизма взаимодействия человека и социума. Теоретическими основами изысканий современных учёных в области исследований являются работы классиков философии, социологии, естественных наук и др. В. фон Гумбольдт создал концепцию картины мира, на основе введения таких понятий, как «внутренняя форма» и «дух народа». В настоящее время в науке нет общепринятого определения понятия «картина мира», что объясняется динамичностью современной действительности, многозначностью самого понятия, её противоречивостью. Картина мира в статье понимается как обобщённый образ окружающей действительности, созданный в процессе восприятия мира человеком и существующий в форме научных знаний, концепций, законов и обыденного сознания. Картина мира - это объективный мир, гносеологический конструкт В статье даётся оценка различных подходов к исследованию картины мира в современном научном знании: философского, социологического, естественно-научного и др. Выделяются уровни картины мира: научный и обыденный, описываются их особенности. Анализ концепта «картина мира» в трудах современных учёных является теоретико-методологическим основанием исследования картины мира в художественном творчестве, имеющей свою специфику и рефлексирующей мир в сознании творца. Создание картины мира в художественном творчестве - это осмысление окружающего мира в индивидуальном сознании. Концепт «картина мира в творчестве художника» раскрывается на примере анализа произведений китайского живописца Хай Жи Ханя, члена союза китайских художников, преподавателя педагогического университета Внутренней Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PICTURE OF THE WORLD IN THE ARTIST’S WORK

Recently, scientists from different fields of scientific knowledge have actively turned to the analysis of social development within the framework of the picture of the world as its specific construct, the mechanism of interaction between man and society. The theoretical foundations of the research of modern scientists in the field of research are the work of the classics of philosophy, sociology, natural sciences, etc. V. von Humboldt created the concept of a picture of the world, based on the introduction of such concepts as “internal form" and “spirit of the people".There is no universally accepted definition of the concept of “picture of the world" in science, which is explained by the dynamism of modern reality, the polysemy of the concept itself, and its inconsistency. The picture of the world is understood as a generalized image of the surrounding reality, created in the process of human perception of the world and existing in the form of scientific knowledge, concepts, laws, and everyday consciousness. The picture of the world is an objective world of two, an epistemological construct. The article assesses various approaches to the study of the picture of the world in modern scientific knowledge: philosophical, sociological, natural - scientific, etc. The levels of the picture of the world are distinguished: scientific and ordinary, their features are described. The analysis of the concept "picture of the world" in the works of modern scientists is the theoretical and methodological basis for the study of the picture of the world in art, which has its specificity and reflects the world in the minds of the creator. Creating a picture of the world in artistic creativity represents an understanding of the world around us in individual consciousness. The concept of "a picture of the world in the artist’s work" is revealed by the example of an analysis of the works of a Chinese painter Hai Zhi Han, a member of the Union of Chinese artists, a teacher at the Inner Mongolia Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «КАРТИНА МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА»

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

УДК 708

DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-5-79-84

Фэн Цзунжэнь,

Хулунбуирский университет (г. Хулунбуир, КНР), e-mail: fengzr@mail.ru

Картина мира в творчестве художника

В последнее время исследователи разных областей научного знания активно обратились к анализу общественного развития в рамках картины мира как его специфического конструкта, механизма взаимодействия человека и социума. Теоретическими основами изысканий современных учёных в области исследований являются работы классиков философии, социологии, естественных наук и др. В. фон Гумбольдт создал концепцию картины мира, на основе введения таких понятий, как «внутренняя форма» и «дух народа». В настоящее время в науке нет общепринятого определения понятия «картина мира», что объясняется динамичностью современной действительности, многозначностью самого понятия, её противоречивостью. Картина мира в статье понимается как обобщённый образ окружающей действительности, созданный в процессе восприятия мира человеком и существующий в форме научных знаний, концепций, законов и обыденного сознания. Картина мира - это объективный мир, гносеологический конструкт. В статье даётся оценка различных подходов к исследованию картины мира в современном научном знании: философского, социологического, естественно-научного и др. Выделяются уровни картины мира: научный и обыденный, описываются их особенности. Анализ концепта «картина мира» в трудах современных учёных является теоретико-методологическим основанием исследования картины мира в художественном творчестве, имеющей свою специфику и рефлексирующей мир в сознании творца. Создание картины мира в художественном творчестве - это осмысление окружающего мира в индивидуальном сознании. Концепт «картина мира в творчестве художника» раскрывается на примере анализа произведений китайского живописца Хай Жи Ханя, члена союза китайских художников, преподавателя педагогического университета Внутренней Монголии.

Ключевые слова: картина мира, творец, картина мира в творчестве художника, антирациональность, экспрессионизм

Recently, scientists from different fields of scientific knowledge have actively turned to the analysis of social development within the framework of the picture of the world as its specific construct, the mechanism of interaction between man and society. The theoretical foundations of the research of modern scientists in the field of research are the work of the classics of philosophy, sociology, natural sciences, etc. V. von Humboldt created the concept of a picture of the world, based on the introduction of such concepts as "internal form" and "spirit of the people".There is no universally accepted definition of the concept of "picture of the world" in science, which is explained by the dynamism of modern reality, the polysemy of the concept itself, and its inconsistency. The picture of the world is understood as a generalized image of the surrounding reality, created in the process of human perception of the world and existing in the form of scientific knowledge, concepts, laws, and everyday consciousness. The picture of the world is an objective world of two, an epistemological construct. The article assesses various approaches to the study of the picture of the world in modern scientific knowledge: philosophical, sociological, natural - scientific, etc. The levels of the picture of the world are distinguished: scientific and ordinary, their features are described. The analysis of the concept "picture of the world" in the works of modern scientists is the theoretical and methodological basis for the study of the picture of the world in art, which has its specificity and reflects the world in the minds of the creator. Creating a picture of the world in artistic creativity represents an understanding of the world around us in individual consciousness. The concept of "a picture of the world in the artist's work" is revealed by the example of an analysis of the works of a Chinese painter Hai Zhi Han, a member of the Union of Chinese artists, a teacher at the Inner Mongolia Pedagogical University.

Keywords: picture of the world, creator, picture of the world in the artist's work, anti-rationality, expressionism

Введение. Понятие «картина мира» ляется отражением всех процессов, явле-сегодня активно используется в различных ний, имеющих место в социуме. Картина сферах научного знания. Картина мира яв- мира, создаваемая самим человеком, де-

Feng Zongren,

Hulunbuir University (Hulunbuir, China), e-mail: fengzr@mail.ru

Picture of the World in the Artist's Work

© Фэн Цзунжэнь, 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

терминирует его отношение к окружающему социальному пространству, формирует мировоззрение, ценностные ориентации, традиции. Каждая эпоха создаёт свою картину мира, куда вписывается сам человек и как объект, и как субъект социальных отношений, технологии, обеспечивающие его жизнедеятельность во всех сферах, в его творческой и познавательной деятельности. По своему содержанию картина мира есть совокупность представлений о мире, его устройстве, законах и движущих силах развития, создаваемых на каждом этапе развития социума и зависимых от уровня развития научного знания, существующих средств и методов познания. Как модель действительности понимал картину мира Л. Витгенштейн, с именем которого связывают введение в научное знание данной категории. Учёный обращал внимание на метафоричность и синонимичность термина «образ мира» [2]. Актуальность исследования картины мира, её различных видов детерминируется тем фактом, что существующие картины мира во многом помогают понять проблемы развития общества, дать им оценку в рамках существующих парадигм, разработать прогнозы. Значимым является исследование картин мира не только в рамках эволюции общественных отношений, но и в контексте развития самого научного знания. Так, в частности С. И. Григорьев рассматривает современное состояние, её дискуссионные позиции в рамках существующих картин мира1. Важным аспектом исследования картины мира является её восприятие в творчестве художника как особой формы отражения действительности. Все перечисленные аспекты актуализируют исследование концепта «картина мира», создание картины миры в творчестве художника.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют: социально-конструктивистский подход, позволяющий рассматривать картину мира как своеобразный конструкт, созданный в процессе миропонимания человеком окружающего природного и социального пространства; культурологический подход, использованный в процессе анализа творчества китайского живописца Хай Жи Хань и давший возможность описать индивидуальную картину мира, выделить её особенности. Картина мира была рассмотрена как динамическое образование, взаимодей-

1 Григорьев С. И., Растов Ю. Е. Основы современной социологии: учеб. пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. - 136 с.

ствующее с человеком через познание объективной реальности в рамках диалектического подхода.

Результаты исследования и их обсуждение. Картина мира - сложное, многоуровневое, многоаспектное образование, имеющее огромный познавательный, прогностический потенциал, и это порождает различные трактовки в её понимании. Так, в частности В. С. Жидкова трактует картину мира в рамках структурного подхода, выделяя такие её составляющие элементы, как: «...мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом» [5, с. 56]. В определении картины мира в исследованиях Г. В. Драча сделан акцент на представлениях человека о своем месте в окружающем мире. А. Гуревич рассматривает картину мира как «сетку координат» [3], благодаря которой человек воспринимает окружающий мир и формирует индивидуальный субъективный образ мира [7, с. 134].

В приведённых определениях картина мира понимается как технология, обеспечивающая жизнедеятельность человека в социальном и природном пространстве.

М. Хайдеггер определяет картину мира как механизм воспроизводства личностью окружающего её мира, основой которого является индивидуальный опыт человека, представления, мотивы, ценности, существующие в виде образов, символов, моделей. «Картина мира, сущностно понятая, означает, таким образом, не картину, изображающую мир, а мир, понятый как картина. Сущее в целом берётся теперь так, что оно только тогда становится сущим, когда поставлено представляющим и устанавливающим его человеком. Где дело доходит до картины мира, там выносится кардинальное решение относительно сущего в целом. Бытие сущего ищут и находят в представленности сущего» [5, с. 104].

В работе «Бытие и сознание. Человек и мир» С. Л. Рубинштейн актуализирует мысль о том, что «центральной составной частью картины мира» [8, с. 123] является мировосприятие. Как результат мировосприятия рассматривает картину мира М. М. Бахтин [1]. Согласно позиции учёного, человек, воспринимая окружающий его мир, создаёт картину мира. Этой же позиции придерживается и И. В. Егоров, рассматривая мировосприятие как инструмент, который формирует картину мира [4]. Складывается своеобразная цепочка: бытие - мировоспри-

Linguistic and Conceptual Worldview

ятие человеком бытия - создание картины мира - восприятие картины мира человеком и формирование отношение к окружающему пространству, определение своего места в нём. В процессе познания объективной реальности создаётся образ мира, существующий в различных формах общественного сознания.

Долгое время среди учёных существовала позиция, согласно которой, есть единая картина мира, рефлексирующая в своём содержании совокупность различных образов, законов, теорий, обыденных представлений. В действительности же, эта позиция оказалась нежизнеспособной. В рамках единой картины мира могут существовать и существуют самые различные представления о мире, законах его эволюции, в частности религиозные, обыденные, научные и др. Е. С. Кубрякова отмечает, что «человеческое знание и процессы познания слишком сложны, чтобы обеспечить их описание в рамках какой-либо одной науки» [6]. Кроме того, следует обратить внимание при анализе картины мира на следующий момент: основным принципом существования любой картины мира является плюрализм.

О значимости картины мира в жизнедеятельности человека и общества писал Э. Фромм, указывая на то, что «без определённым образом организованной и внутренне связанной картины мира, нашего места в ней люди просто растерялись бы и не были бы способны к целенаправленным и последовательным действиям, ибо без неё невозможно было бы ориентироваться... Знаменательно, что не было обнаружено ни одной культуры, в которой не существовала бы такая система ориентаций» [11, с. 142-143].

Отдельные учёные считают, что картина мира есть совокупность различных типов картин (научной, философской, социологической, художественной, религиозной и т. д.). Другая группа исследователей придерживается точки зрения, согласно которой, существуют различные картины мира, фиксирующие разные стороны как объективного, так и субъективного бытия, существующие независимо друг от друга, в то же время, находясь во взаимодействии. В данном случае, если опираться на концепцию В. С. Степина о типах картин мира, то речь идёт о третьем этапе, где создаётся картина отдельной реальности в строго определённой области [9].

Humanitarian Vector. 2020. Vol. 15, N 5 ^

Многоаспектность картины мира обусловливает наличие различных подходов к её трактовке, содержанию, функциональным особенностям: философский, социологический, экологический, культурологический в рамках различных областей знания и др. Существование этих подходов детерминировано профессиональной сферой ученого, его мировоззрением, принадлежностью к тому или иному научному сообществу, существующей научной парадигмой, а также уровнем развития научного знания. Так, в рамках философского знания картина мира понимается как отражение взаимоотношения между человеком и окружающей его действительности и как способ её восприятия человеком в различных аспектах: онтологическом, гносеологическом, эстетическом, этическом, логическом и др. Философская картина мира - это теоретическая модель бытия, включающая человека в различных видах его жизнедеятельности. Философская картина мира описывает мир, используя различные философские категории (материя, движение, сознание, пространство, время и др.), законы, закономерности, парадигмы.

В естественно-научном знании картина мира понимается как общее знание о природе, взаимодействии человека с природным пространством, которое формируется на основе фундаментальных открытий.

Картина мира в социологии - это отражение социальной жизни общества, объективных законов её развития, через деятельность людей в классических, неклассических и постнеклассических социологических концепциях и теориях.

В рамках социологической науки выделяется ряд картин мира, соответствующих этапам развития общества. В частности С. И. Григорьев, характеризуя развитие социологии, обращает внимание на пять картин мира, которые создаются в социологическом знании, детерминируя её развитие в будущем. Проблемы современной социологии он связывает с существующими картинами мира, обращая внимание на то, предыдущая картина мира не исчезает, а сохраняется в изменённом виде в предшествующих картинах мира. С. И. Григорьев выделяет следующие картины мира: схоластическую, механистическую, статистическую, системную, диатропическую, синергетическую.

В основе содержания схоластической картины мира лежит представление о том, что мир - это шифр, текст, который подда-

ется прочтению и расшифровке; в основе механистической - природа и общество -это механизм, машина, все детали которой выполняют строго предназначенные для них функции; в основе статистической -общество и природа есть баланс, равнодействующая различных сил (природных, культурных, экономических, политических, социально-бытовых, общественных и лич-ностно-индивидуальных, групповых); в основе системной - природа и общество -организованные системы, подсистемы, состоящие из элементов, способных к изменению, но обеспечивающих целостность и жизнестойкость как подсистем, так и больших систем; в основе диатропической - реальность представляет собой ярмарку, сад, где возникающие флуктуации, объединения сил, образующие ряды тропов, признаков сущего, позволяют видеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво; в основе синер-гетической - реальность есть результат согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого1.

Исследователями выделяются два уровня создания картины мира: теоретический, который создаётся учёными, и в данном случае речь идёт о научной картине мира. Содержание научной картины мира носит объективный характер, не зависит от субъекта познания. В. С. Степин описывает формирования научной картины мира как процесс «синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях их исторического развития. В этом значении её именуют научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества» [10, с. 11].

Научная картина мира была объектом научных исследований в научном творчестве таких учёных, как Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулман, Дж. Холтон, В. С. Степин и др. По мнению В. С. Степина, научная картина мира является основанием науки. «В качестве важнейших компонентов, образующих основания науки можно выделить: 1) научную картину мира; 2) идеалы и нормы научного познания; 3) философские основания науки» [5, с. 188].

Обыденная картина мира создаётся людьми в процессе повседневной жизни, отражает её и формирует жизненную стратегию личности.

1 Григорьев С. И., Растов Ю. Е. Основы современной социологии: учеб. пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. - С. 50-51.

Обсуждение проблем концептуализации понятия «картина мира» открывает широкие возможности для описания картины мира, создаваемой в творчестве художника как отражение реальности в субъективном образе творца. Картина мира в творчестве художника формируется на личностном уровне, детерминирована его мировоззрением, ценностями, трендами развития эпохи. Картина мира в творчестве художника обеспечивает взаимодействие человека с миром на двух уровнях: личность творца и его связь с существующей реальностью; индивид и воспринимаемый мир через созданный творцом образ, который он отвергает или принимает. В данном аспекте важным становится исследование точек соприкосновения мира, творца и личности, что можно проследить на примере художественного творчества Хай Жи Ханя.

Хай Жи Хань (1958) - полумонах, монгол местности Джурад во внутренней Монголии [13]. Он является заместителем профессора в Педагогическом университете Внутренней Монголии, членом Союза китайских художников. После окончания университета в 1982 году работал в Пекинском национальном Дворце культуры, в 1983 году был переведён на факультет искусств Педагогического университета Внутренней Монголии, став преподавателем.

Картина мира в творчестве Хай Жи Ханя весьма необычна. Ни в западных, ни в китайских традиционных художественных трудах нет такого построения. Это определяет высокий уровень сложности понимания его творчества [15]. Может показаться, что его творчество по сути весьма простое, не имеет глубоких идей, и не несёт никакой философской нагрузки. Однако это не так. Его творчество основывается на первоначале жизни. Произведения последних лет эволюционировали от настенных изображений секты Мантры и посвящены «другому миру», существующего за пределами человеческого мира [12]. Образы художника далеки от социума, близки к природе и первобытности, указывают на тесную связь между человеком и природой, призывая людей любить природу.

В творчестве Хай Жи Ханя явно выражены оттенки антирациональности и антисовременности [13]. Оно отражает своего рода душевные переживания современного человека, получающего удобства от современности и в то же время страдающего в этом современном обществе.

Хай Жи Хань отказался от современной цивилизации, вернувшись к природе. Будучи одним из потомков охотничьего кочевого народа, он направил своё внимание на первобытную форму существования в гармонии с природой, обратившись к историческим фактам суровых условий существования низших слоёв монгольского народа.

Если рассматривать экспрессионизм Хай Жи Ханя, то можно отметить, что он высказывает идею о том, что столкновение миров абсолютно сходно со столкновением форм идеологии [13]. Данная идея напрямую повлияла на политику принятия собственной национальной культуры, при необходимости отказа от западной культуры.

Творчество Хай Жи Ханя не является традиционным [14]. Выбираемые им для описания объекты, в основном, являются сценами монгольского жития, хорошо знакомые художнику. В его произведениях сделан упор на силу воздействия людей и животных. Простым и естественным стилем автор выражает особенности степной культуры, особые жизненные порывы, а также сложные чувства, связанные с религиозными идеалами и воспоминаниями из детства. Через соединение цветовых оттенков на большой площади он создаёт масштабные формы,

демонстрируя своего рода величественный и простой стиль написания картин, абсолютно не соответствующий вкусам мелкой городской буржуазии [12]. В период урбанизации Хай Жи Хань отображает в творчестве уникальную местную культуру, связанную с темой степной жизни, зачастую оказывая своими картинами сильное эмоциональное воздействие на городских жителей.

Заключение. Картина мира представляет собой обобщенный образ окружающей действительности, созданный в процессе восприятия мира человеком и существующий в форме научных знаний, концепций, законов и обыденного сознания. Основными уровнями картины мира являются научный и обыденный. Картина мира в художественном творчестве и рефлексирующая мир в сознании творца - осмысление окружающего мира в индивидуальном сознании. В основе картины мира в творчестве художника Хай Жи Ханя лежит понимание о первоначале жизни, «другом мире», существующем за пределами человеческого мира. Мир, представленный в творчестве художника далёк от социума, близок к природе и первобытности, к степной культуре, но не теряющий связи с существующей реальностью.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат URL: http://www.philosophy.ru/library/witt/01/01.html (дата обращения: 07.05.2020). Текст: электронный

3. Гуревич П. С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994. 314 с.

4. Егоров И. В. Гражданское мировосприятие и мировоззрение личности: сходство, различия, диагностика // Проблемы психолого-педагогической антропологии: сб. науч. ст. СПб.: НИЦ АРТ, 2015. С. 54-62.

5. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003. 464 с.

6. Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний о языке // Структуры представления знаний. М.: ИНИОН РАН, 1994. С. 2-29.

7. Лугаськова И. П. Индивидуальная картина мира автора как отображение художественной картины мира эпохи // Ценности и смыслы. 2017. № 5. С. 131-141.

8. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

9. Степин B. C. Научное познание ценностей техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 12-18.

10. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.

11. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. 384 с.

12. Су Хе. Искусство. Китай. Пекин: Науч.-иссл. ин-т, 2013. 47 с.

13. Цзя Фанчжоу. Оригинальное искусство экспрессионизма Хай Жи Ханя. Пекин, 1999. 113 с.

14. Чжан Лиюнь. Художественные особенности живописи внутренней монгольской народной культуры. Цзинин, Внутренняя Монголия, 2014. 69 с.

15. Чжан Цзин. Внутренняя Монголия. Искусство. Внутренняя Монголия: Ин-т искусств, 2002. 98 с.

Статья поступила в редакцию 10.05.2020; принята к публикации 30.05.2020.

Сведения об авторе

Фэн Цзунжэнь, доктор культурологии, Хулунбуирский университет; КНР, Внутренняя Монголия, г Ху-лунбуир, район Хайлар; e-mail: fengzr@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-5382-9758.

Библиографическое описание статьи-

Фэн Цзунжэнь. Картина мира в творчестве художника // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 5. С. 7984. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-5-79-84.

References

1. Bakhtin, M. M. Aesthetics of verbal creativity. M: Iskusstvo, 1986. (In Rus.)

2. Wittgenstein, L. Logical and philosophical treatise. Web. 07.05.2020. http://www.philosophy.ru/ library/ witt/01/01.html/ (In Rus.)

3. Gurevich, P. S. The philosophy of culture. M: Aspekt-press, 1994. (In Rus.)

4. Egorov, I. V. Civil perception of the world and personality: similarities, differences, diagnostics. Problems of psychological and pedagogical anthropology. SPb: OOO "NIC ART", 2015: 54-62. (In Rus.)

5. Zhidkov, V. S., Sokolov, K. B. Art and picture of the world. SPb: Aletejya, 2003. (In Rus.)

6. Kubryakova, E. S. Language Submission Issues. Struktury predstavleniya znany. M: INION RAN, 1994: 2-29. (In Rus.)

7. Lugas'kova, I. P. An individual picture of the author's world as a reflection of the artistic picture of the world of the era. Tsennosti i smysly, no. 5, pp. 131-141, 2017. (In Rus.)

8. Rubinstein, S. L. Being and consciousness. Man and the world. SPb: Piter, 2003. (In Rus.)

9. Stepin, B. C. Scientific knowledge of the values of technological civilization. Question of philosophy, no. 10, pp. 12-18, 1989. (In Rus.)

10. Stepin, V. S. Theoretical knowledge. M: Progress-Traditsiya, 2003. (In Rus.)

11. Fromm, E. To have or to be. M: Progress, 1990. (In Rus.)

12. Su He. Art. China. Pekin: Nauchno-issledovatel'skiy institut, 2013.

13. Czya Fanchzhou. Original art of expressionism by Hai Zhi Han. Pekin, 1999. (In Rus.)

14. Chzhan Liyun'. Artistic features of painting of the internal Mongolian folk culture. Czinin, Vnutrennyaya Mongoliya, 2014. (In Rus.)

15. Chzhan Czin. Inner Mongolia. Art. Vnutrennyaya Mongoliya: Institut iskusstv, 2002. (In Rus.)

Received: May 10, 2020; accepted for publication May 30, 2020

Information about author

Feng Zongren, Doctor of Cultural Studies, Hulunbuir University; China, Inner Mongolia, Hulunbuir, Hailar District; e-mail: fengzr@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-5382-9758.

Reference to the article_

Feng Zongren. Picture of the World in the Artist's Work // Humanitarian Vector. 2020. Vol. 15, No. 5. PP. 79-84. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-5-79-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.