Научная статья на тему 'Картина мира подростка из дисфункциональной семьи'

Картина мира подростка из дисфункциональной семьи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
233
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLD VIEW / КАРТИНА МИРА / КАРТИНА МИРА КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ / PICTURE OF THE WORLD / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / DYSFUNCTIONAL FAMILY / TEENS / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волкова С.В.

В статье выявляются особенности понятия «картина мира», его структурные компоненты. Изучение теоретических материалов позволяет сделать следующий вывод: многозначность понятия «картина мира» свидетельствует о целостном, динамическом новообразовании психики в единстве таких компонентов, как обобщённость образа предметного мира, система представлений о Другом, себе, собственной деятельности. Общность компонентов позволяет детерминировать восприятие личностью окружающей среды, что регулирует её поведение и деятельность. Преобладание факторов дисфункциональности в окружающей действительности в различной степени влияет на всех её участников, но особенно на детей и подростков. В структуре картины мира можно выявить множество личностно-значимых образов и символов, и таким образом определить позитивные и деформированные психологические ресурсы, что особенно важно для подростков из дисфункциональных семей. Анализ сформированной субъективной «картины мира» предполагает теоретико-прикладную направленность при реализации профилактической и коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD VIEW OF A TEENAGER FROM A DYSFUNCTIONAL FAMILY

The article presents a generalized description of a concept of “picture of the world” provided its structural components and factors of formation. The polysemy of this notion evidence holistic and, at the same time, dynamic growth of the psyche. Structural components of the picture of the world govern the behavior and activities of individuals. In the structure of the picture of the world the author reveals many personally significant images and symbols. One''s picture of the world is a set of views of the world in general and it plays a determining role in the development of a personality. Education and development of the picture of the world occurs in the child through exposure to the contemporary reality, through his relationship to the world. The work is based on theoretical and applied research. One can notice that the violation of the ties produces deformation of a younger person by denial, incomplete perception of the actual information transmitted from adults. Dysfunctional environment in varying degrees, affect all its members, and violations of a narrower, namely, family interaction, aggravated by changes in the emotional and personal sphere of a teenager. These features allow making a conclusion about the adverse forecast of the process of formation of the psychologically healthy picture of the world in adolescents living in dysfunctional environments. The analysis forms a subjective picture of the world, allows to identify an effective strategy of preventive and corrective work.

Текст научной работы на тему «Картина мира подростка из дисфункциональной семьи»

Библиографический список

1. Петров С.А. Анализ состояния мошенничества в России. Российский следователь 2009; 13: 34 - 36; Намсараев И.А. Анализ статистических данных МВД России, связанных с мошенничеством при проведении операций с платежными картами. Educatio. 2015; 3 (10)-1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-statisticheskih-dannyh-mvd-rossii-svyazannyh-s-moshennichestvom-pri-provedenii-operatsiy-s-platezhnymi-kartami

2. Собольников В.В. Основы общей юридической психологии: учебное пособие. Мин. обр. и науки РФ. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2015.

3. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника. Томск: ТГУ, 1989.

4. Юридический энциклопедический словарь. Под общей редакцией В.Е. Крутских. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2000.

5. Собольников В.В. Основы криминальной психологии: учебное пособие. 2-е изд., перераб., доп. Москва: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2016.

6. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Ответственный редактор Томсинов В.А. Москва: Зерцало, 1998.

7. Стрижев Е.Ю. Нравственно-психологические детерминанты мошенничества. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Москва: Академии управления МВД России, 2011.

References

1. Petrov S.A. Analiz sostoyaniya moshennichestva v Rossii. Rossijskij sledovatel' 2009; 13: 34 - 36; Namsaraev I.A. Analiz statisticheskih dannyh MVD Rossii, svyazannyh s moshennichestvom pri provedenii operacij s platezhnymi kartami. Educatio. 2015; 3 (10)-1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-statisticheskih-dannyh-mvd-rossii-svyazannyh-s-moshennichestvom-pri-provedenii-opera-tsiy-s-platezhnymi-kartami

2. Sobol'nikov V.V. Osnovy obschejyuridicheskojpsihologii: uchebnoe posobie. Min. obr. i nauki RF. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2015.

3. Antonyan Yu.M., Golubev V.P., Kudryakov Yu.N. Lichnost'korystnogo prestupnika. Tomsk: TGU, 1989.

4. Yuridicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Pod obschej redakciej V.E. Krutskih. 3-e izd., pererab. i dop. Moskva: INFRA-M, 2000.

5. Sobol'nikov V.V. Osnovykriminal'nojpsihologii: uchebnoe posobie. 2-e izd., pererab., dop. Moskva: Vuzovskij uchebnik; INFRA-M, 2016.

6. Shihancov G.G. Yuridicheskaya psihologiya. Otvetstvennyj redaktor Tomsinov V.A. Moskva: Zercalo, 1998.

7. Strizhev E.Yu. Nravstvenno-psihologicheskie determinanty moshennichestva. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva: Akademii upravleniya MVD Rossii, 2011.

Статья поступила в редакцию 31.05.16

УДК 159.923

Volkova S.V., senior teacher, Novosibirsk State Pedagogical University, Kuibyshev branch (Kuibyshev, Russia),

E-mail: s-v-volkova@list.ru

WORLD VIEW OF A TEENAGER FROM A DYSFUNCTIONAL FAMILY. The article presents a generalized description of a concept of "picture of the world" provided its structural components and factors of formation. The polysemy of this notion evidence holistic and, at the same time, dynamic growth of the psyche. Structural components of the picture of the world govern the behavior and activities of individuals. In the structure of the picture of the world the author reveals many personally significant images and symbols. One's picture of the world is a set of views of the world in general and it plays a determining role in the development of a personality. Education and development of the picture of the world occurs in the child through exposure to the contemporary reality, through his relationship to the world. The work is based on theoretical and applied research. One can notice that the violation of the ties produces deformation of a younger person by denial, incomplete perception of the actual information transmitted from adults. Dysfunctional environment in varying degrees, affect all its members, and violations of a narrower, namely, family interaction, aggravated by changes in the emotional and personal sphere of a teenager. These features allow making a conclusion about the adverse forecast of the process of formation of the psychologically healthy picture of the world in adolescents living in dysfunctional environments. The analysis forms a subjective picture of the world, allows to identify an effective strategy of preventive and corrective work.

Key words: world view, picture of the world, dysfunctional family, teens.

С.В. Волкова, ст. преп. каф. психологии, Новосибирский государственный педагогический университет

Куйбышевский филиал, г. Куйбышев, E-mail: s-v-volkova@list.ru

КАРТИНА МИРА ПОДРОСТКА ИЗ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ

В статье выявляются особенности понятия «картина мира», его структурные компоненты. Изучение теоретических материалов позволяет сделать следующий вывод: многозначность понятия «картина мира» свидетельствует о целостном, динамическом новообразовании психики в единстве таких компонентов, как обобщённость образа предметного мира, система представлений о Другом, себе, собственной деятельности. Общность компонентов позволяет детерминировать восприятие личностью окружающей среды, что регулирует её поведение и деятельность. Преобладание факторов дисфункционально-сти в окружающей действительности в различной степени влияет на всех её участников, но особенно - на детей и подростков. В структуре картины мира можно выявить множество личностно-значимых образов и символов, и таким образом определить позитивные и деформированные психологические ресурсы, что особенно важно для подростков из дисфункциональных семей. Анализ сформированной субъективной «картины мира» предполагает теоретико-прикладную направленность при реализации профилактической и коррекционной работы.

Ключевые слова: картина мира, картина мира как мировоззрение, дисфункциональная семья, подросток.

Проблеме зависимого поведения в настоящее время уделяется достаточное внимание как в прикладном, так и теоретико-исследовательском направлении (Ю.А. Клейберг, Ц.П. Короленко, Т.В. Дмитриева, В.В. Шабалина, В.Д. Менделевич, С.А. Кулаков, Н.Л. Васильева, М. Биттии др.). Можно заметить взаимосвязь развития человеческого общества и соответственное наполнение картины мира - от мифологической, религиозной, философской - до научной.

Наблюдается противоречие между достаточной изученностью проблемы поведения зависимой и со-зависимой взрослой личности при ограниченном теоретическом анализе особенностей со-зависимых детей. И наоборот, наряду с определёнными

прикладными исследованиями особенностей детской и подростковой картины мира присутствует неопределённость в изучении картины мира взрослого человека. Употребление психоактивных веществ значительно искажает личность употребляющего, и опосредованно оказывает негативное воздействие на всех участников семейной системы. При этом проблема семейного алкоголизма вызывает особую тревогу. Семейная дисфункцио-нальность утяжеляет личностные и поведенческие нарушения участников системы. Полифакторная природа зависимого поведения подразумевает био-психо-социо-духовные факторы формирования и его реабилитации. Комплексность компонентов зависимости обуславливает дисфункциональность семьи на всех

уровнях. Окружающий мир воспринимается на эмоциональном уровне как враждебный, невраждебный и дружелюбный. То, как его воспринимают и продуцируют родители, накладывает отпечаток на типическое поведение детей, подчиняя таким образом желаемое будущее. Чем больше функций выполняет семья, тем насыщеннее система внутри- и межсемейных отношений. Однако поведенческие схемы дисфункциональной семьи не могут способствовать целостности восприятия жизненного опыта, и, как следствие, целостности личности ребёнка. Дезадаптация детей, обусловленная проблемами семьи, утяжеляет личностные и поведенческие особенности. Ребёнок, проживающий в дисфункциональной семье, искажённо воспринимает себя, других людей и окружающий мир в целом. Картина мира формируется под влиянием микро-, мезо-, макро- факторов, что может как интегрировать её целостность, так и нарушать процесс развития. «Детская картина мира - особая система значений, представлений, отношений ребёнка к окружающей среде, другим людям и себе самому в определенной социальной ситуации развития» [1, с. 283].

Картина мира, как многомерность представлений, может быть определена у любого индивида, вступающего во взаимодействие с окружающей реальностью. Термин «картина мира» является основополагающей категорией современной науки. Начиная с культурной антропологии, философии, психологии, лингвистики, понятие картины миры дополняется и уточняется (Г. Герц, М. Планк, Жд. Брунер, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Дж. Келли, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов, Н.А. Кон-дратова, В.И. Постовалова, В.В. Абраменкова, и др). Для понимания сложившейся системы «картины мира» были использованы «схема сознания», «субъективная картина мира», «личностные конструкты», «образ мира», «внутренний мир человека». При этом преобладание интеллектуального компонента (Ж. Пиаже, Дж. Келли) не всегда способствует комплексному транслированию детского опыта вовне, что ограничивает картину мира. Особую методологическую значимость имеет введение А.Н. Леонтьевым понятия «построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» [2, с. 254]. Таким образом, понятие образа мира интегрирует предметный мир и познанные межпредметные связи. Реальность картины мира при этом наполняется актуальными образами, значениями. Содержательная часть образа мира в данной позиции соответствует картине мира как совокупности представлений личности о себе, мире вокруг, при интерпретации и оценивании происходящего. В сознаваемую картину мира индивида, по мнению А.Н. Леонтьева, включены три слоя сознания, а именно - чувственная ткань сознания (чувственные переживания), значения (знаковые системы: традиции, ритуалы, предметы духовной и материальной культуры, образы и нормы поведения, язык), личностный смысл (индивидуальные особенности отражения объективного содержания конкретных понятий, явлений и событий). Каждое воспринимаемое и осознаваемое событие в жизни является предпосылкой для изменения индивидуальной картины мира, а значит, жизненных планов и методов их исполнения.

Исходя из этого тезиса, можно предположить, что психологические новообразования в результате кризисов жизни позволяют создавать и дифференцировать собственную картину жизни. Например, кризис 3 - 4 лет создаёт «Я» вместо манипуляций и ожидания Взрослого. Для подростков новообразованием является чувство взрослости, становление мировоззрения и картина мира дополняется личным опытом их приобретения.

Многозначность понятия картины мира предполагает её многомерность, что наиболее полно отражено в работах С.Д. Смирнова [3]. Представляется возможным отметить применение структуры картины мира С.Д. Смирнова относительно дисфункциональной семьи. Синтетический и целостный характер блоков картины мира нарушается в результате ограниченности жизненного опыта данной семьи. Ребёнок не получает разнообразных осязательных, вкусовых, обонятельных образов, что может дополнено избытком негативных слуховых и зрительных. При дефицитарности амодального блока образа внешнего

Библиографический список

мира страдает наполненность амодального блока образа «Я». Е.Ю. Артемьева предложила выделение трех уровней, которые организуют субъективный опыт человека. С её точки зрения, субъективный опыт - это структуры «организующие и хранящие историю субъективных деятельностей», т.е. «следы всех деятельностей». В основе формирования субъективного опыта лежит система знаний, получаемых человеком в процессе обучения и практической деятельности. Это и есть «образ мира», содержанием которого является смысл и значение этого знания для субъекта. Понятие «картина мира» образуется сложным синтезом комплексов - образов, отражающих актуальную ситуацию, таким образом, разделяя понятие «Образ мира» и термин «Картина мира») [4]. Картина мира образует и регулирует процессы жизнедеятельности личности в социуме, опосредованно оказывает влияние на него, при этом смысловое содержание картины мира и образа мира различны.

В.П. Серкин наполняет модель структуры образа мира тройным содержанием: 1) описание образа мира как существующей системы значений человека (содержательная, продуктивная модель); 2) описание функций образа мира (процессуальная, продуктивная, целевая модель); 3) описание генеза образа мира (модель развития, модель консервации) [5].

Представляется интересным анализ современных исследователей картины мира, например, особенностей строения картины мира девиантных подростков, исследование Образа «Я» в картине мире подростков [6], а также изучение мировоззрения подростков провинции России [7].

Итак, элементы картины мира передаются от взрослого к ребёнку в период пренатального развития через ощущения, эмоциональное отношение. Факторами формирования образа, а впоследствии, картины мира выступают те невербальные, экстравербальные и вербальные проявления, которые воспринимает ребёнок. Ограниченность лексического запаса участников дисфункциональной семьи сказывается на продуктивности трансляции вербального опыта, но может быть компенсировано негативным наглядным жизненным опытом. Картина мира ребёнка в дисфункциональной семье приобретает ряд специфических особенностей, а именно: предметный мир упрощается, но при этом остаётся эмоционально окрашен, в оценке событий жизни преобладают пессимизм, депрессивность; восприятие Другого характеризуется дистанцированностью взаимоотношений.

Картина мира как образование выступает «как активно конструирующее начало построения ребёнком пространства собственных отношений с окружающим миром как определенных ожиданий и требований к нему. Это модель отношений с окружающей действительностью, с предметным миром и другими людьми выстраивается ребёнком в соответствии с его ожиданиями, определяющими вероятностный характер тех или иных событий и явлений жизни, поведения людей» [8, с.26].

Картина мира как составляющая целостной интегративной структуры образа мира включает совокупность представлений - смысловых отношений в системе следующих пространств: физическое пространство отношений к окружающей среде, социальное пространство отношений к другим людям (взрослым и сверстникам), моральное пространство норм и ценностей, личностное пространство отношения к себе, к своему будущему и пр. Целесообразно рассмотреть жизненное пространство личности, предложенное Н.А. Кондратовой, применимо к субъекту именно в рамках дисфункциональной среды [9].

Таким образом, картина мира открывается перед нами как система «пространств», включающая основные стороны взаимодействия субъекта с миром. Субъективность картины мира позволяет говорить о сверх-уникальности переживаемого человеком опыта, что при необходимости может быть использовано как внутриличностный ресурс. Пластичность психики подростков из дисфункциональных семей сочетается с динамичностью восприятия новой информации, что позволяет эффективно использовать особенности их картины мира в профилактической и кор-рекционной работе.

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие. Москва, 2008.

2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Москва, 1983; Т. 2.

3. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. Вестник Московского университета. Сер.14: Психология. 1981; 2.

4. Нарышкин А.В. Картина мира в современных исследованиях. Вопросы психологии. 2005; 1: 45 - 48.

5. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учебное пособие для вузов. Москва, 2008.

6. Молоденова С.В. Образ Я в картине мира подростков. Сборник статей по материалам научно-практической конференции. Новосибирск, 2013; 10 (34).

7. Обухов A.C., Корепанова И.А. Мировоззрение подростков провинций России. На пороге взросления: сборник научных статей. Москва, 2011 .

8. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие. Москва, 2008.

9. Кондратова H.A. Субъективная репрезентация жизненного пространства личности. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2009.

References

1. Abramenkova V.V. Social'naya psihologiya detstva: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.

2. Leont'ev A.N. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya: v 2-h t. Moskva, 1983; T. 2.

3. Smirnov S.D. Mir obrazov i obraz mira. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser.14: Psihologiya. 1981; 2.

4. Naryshkin A.V. Kartina mira v sovremennyh issledovaniyah. Voprosypsihologii. 2005; 1: 45 - 48.

5. Serkin V.P. Metodypsihologiisub'ektivnojsemantikiipsihosemantiki: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 2008.

6. Molodenova S.V. Obraz Ya v kartine mira podrostkov. Sbornik statej po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2013; 10 (34).

7. Obuhov A.C., Korepanova I.A. Mirovozzrenie podrostkov provincij Rossii. Na poroge vzrosleniya: sbornik nauchnyh statej. Moskva, 2011 .

8. Abramenkova V.V. Social'naya psihologiya detstva: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.

9. Kondratova H.A. Sub'ektivnaya reprezentaciya zhiznennogo prostranstva lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2009.

Статья поступила в редакцию 07.06.16

УДК 159

Kulkina I.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Public Law, North-Caucasian Social Institute; Department of Forensic Medicine and the Right Course with DPO, Stavropol State Medical University, Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: iri4451@yandex.ru

Farsiyants S.A., 2nd year student of Medical Faculty, Stavropol State Medical University, Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: farssonet9@gmail.com

LEGAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROVIDING AND RESISTING TO PROVIDE THE FIRST AID. The article reveals the specifics of legal and psychological aspects when doctors provide or refuse to provide the first aid. An important question is raised about a responsibility and punishment, which applies specifically to healthcare workers. According to the modern Russian legislation, the medical care is provided not by a doctor but by a medical institution. Help can be provided by a doctor only during working hours at a hospital or medical center. As soon as a doctor leaves his office, from the point of view of the legislation, he is no longer a doctor, and becomes an ordinary citizen, like everyone who is not entitled to treating people, he may only give the first aid. Outside a hospital, a doctor has no rights to treat people. In some foreign countries, the law lets providing the first aid only to those people, who have studied at certified aid courses. The World Health Organization recommends to indemnify people who are eager to give medical help to a person, who needs medical assistance, in order to stimulate and increase motivation to start the necessary medical measures.

Key words: first medical aid, responsibility for possible damage to a patient, psychological and moral exhaustion among doctors.

И.В. Кулькина, канд. юрид. наук, доц. каф. государственного права, Северо-Кавказский социальный институт, ст. преп. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО, Ставропольский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Ставрополь, E-mail: iri4451@yandex.ru

С.А. Фарсиянц, студентка 2 курса лечебного факультета, Ставропольский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Ставрополь, E-mail: farssonet9@gmail.com

ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ И НЕОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В статье раскрываются особенности правовых и психологических аспектов оказания и факторы неоказания первой медицинской помощи. Поднимается немаловажный вопрос об ответственности и наказании, которые применяются именно к медицинскому работнику. На сегодняшний день, согласно действующему в России законодательству, медицинскую помощь оказывает не врач, а медицинское учреждение. Помощь может быть оказана врачом только в часы его работы в больнице или поликлинике. Как только врач выходит на улицу, с точки зрения законодательства, он перестаёт быть врачом, а становится обычным гражданином, как и все, который не имеет права ни на что, кроме оказания первой помощи. Вне больницы, он не имеет право лечить людей. Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует освобождать от ответственности людей, которые оказывают пострадавшему помощь, дабы стимулировать и увеличить мотивацию к началу и проведению данного необходимого мероприятия.

Ключевые слова: первая медицинская помощь, ответственность за возможный вред пациенту, психологическое и моральное истощение врача.

Вопросам оказания первой медицинской помощи в нашей стране на данный момент стало оказываться достаточно много внимания, так как выживание пациента намного увеличивается при выполнении этих мероприятий. На данный момент в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию [1, с. 105 - 109]. Однако стоит отметить, что первая помощь до прибытия бригады скорой помощи практически не оказывается.

Существуют следующие основные факторы неоказания первой неквалифицированной помощи: низкий уровень медицинской подготовки населения; недостатки в нормативной базе; недостаточность оснащения; боязнь потенциального участника оказания помощи возможных судебных последствий. Данная проблема существует не только во время оказания помощи неквалифицированными людьми, но и специалистами с медицинским образованием. Никто не хочет нести ответственность за возможный вред пациенту.

Согласно ст. 71 ФЗ № 323: «Лица, завершившие освоение образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа об образовании и о квалификации дают клятву врача следующего содержания:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.