Научная статья на тему 'Картина мира как основа этнического самосознания'

Картина мира как основа этнического самосознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
429
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / ETHNIC WORLD PICTURE / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD / ЭТНОС / ETHNOS / ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / ETHNIC COMMUNITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Домашев А.Н.

Данная статья посвящена рассмотрению формирования этнической картины мира и его роли в самосознании этноса. Для этого в начале статьи дано определение картины мира как комплекса представлений отдельно взятого этноса о мире, человеке, обществе и взаимоотношениях их друг с другом. Далее дано описания создания картины мира. Автором статьи замечено, что при её формировании человек создает свой внутренний образ внешнего мира. В начале создания этого образа точкой отсчета является его автор. В центре фиксируется видение реальности создателем картины. Затем им описываются основные черты изображаемых объектов в соответствии с различными параметрами: пространственными, временными, количественными, этическими и другими. Структурированные и соотнесенные объекты получают специальную окраску их значимость для творца образа. В итоге получается картина мира человека система образов, мир понятий в виде картины. Автор статьи рассматривает также средства формирования мира: естественные языки, их вариативность в зависимости от различных условий протекания процесса, различные способы описания мира, символический язык изображения, парасимвол как образ основной темы. Кроме того, в статье приведена характеристика картины мира: она репрезентует мифологию автора, в соответствии с чем задается значимость объектов изображения. В связи с этим делается вывод, что картина мира человека симулятивна. Также констатируется, что отражение в ней создателя и его позиции наиболее интересны для исследователя. Далее проанализировано появление языковой картины мира. Она складывается прежде других из этнической картины и закрепляет общественно-исторический опыт этноса. Она формируется естественными языками и в итоге способна представить глобальный суъективно-этнический образ объективного мира. Сравнивая с этнической картиной мира языковую, автор статьи замечает, что последняя с течением времени изменяется не так быстро, как первая, но долго хранит следы прошлых мнений и в связи с этим формирует отношение человека к миру. В заключение статья разбирает значение картины мира для этноса. Автор заключает, что картина мира лежит в основе общественного сознания, отражает специфику этноса, его существования и взаимоотношений с миром. Также она полагает начало адаптации человека к миру. Структурирование в картине мира гармонизирует взаимоотношения мира, общества и человека, картина мира аккумулирует способы взаимодействия этноса с миром и социализирует членов этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PICTURE OF THE WORLD AS A BASIS OF ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS

In the article the consideration of the structure of the ethnic picture of the world and its role in the self-awareness of the ethnos is presented. The article gives a definition of the world picture as a set of representations of a single ethnos about the world, man, society and their mutual relations. Further descriptions of creating a picture of the world are given. The author of the article notes that when it forms a person creates his own internal image of the external world. At the beginning of the creation of this image, the point of reference is its author. In the center, the creator of the picture creates a vision of reality. Then the man describes the main features of the depicted objects in accordance with various parameters: spatial, temporal, quantitative, ethical, and others. Structured and related objects receive a special coloring their significance for the creator of the image. The result is the man's picture of the world a system of images, a world of concepts in the form of a picture. The author studies the means of forming the world: natural languages, their variability depending on various conditions of the process, different ways of describing the world, the symbolic language of the image, the parasymbol as the image of the main theme. In addition, the article gives a description of the world's paintings: it represents the mythology of the author, in accordance with which the significance of the objects of the image is given. In this regard, it is concluded that the picture of the human world is simulative. It is stated that the reflection in it of the creator and his position is most interesting for the researcher. The appearance of the language picture of the world is analyzed. It is formed before others from the ethnic picture and consolidates the socio-historical experience of the ethnos. It is formed by natural languages and as a result is able to represent the global, subjective-ethnic image of the objective world. Comparing the ethnic picture of the world with the linguistic picture of the world, the author of the articles notes, that the latter, with the passage of time, is not as fast as the first, but for a long time preserves the traces of past opinions and, in this connection, forms the attitude of man to the world. In conclusion, the article analyzes the significance of the world picture for the ethnos. The author concludes that the picture of the world lies at the basis of public consciousness, reflects the specifics of the ethnos, its existence and relations with the world. It also begins the adaptation of man to the world. Structuring in the world's paintings harmonizes the interrelations of the world, society and man, the picture of the world accumulates ways of interaction of the ethnos with the world and socializes the members of the ethnos.

Текст научной работы на тему «Картина мира как основа этнического самосознания»

5. Компенсаторной функции мифа в последнее время исследователи отводят значительную роль. Миф выступает как средство утешения, замещения и восполнения недостающего, он обнадеживает индивида и тем самым создает, пусть ненадолго, состояние психологического комфорта. Сильное эмоциональное воздействие увеличивает компенсаторную способность мифа, при этом происходит отождествление реального и воображаемого, желаемого и действительного. Ограниченность человеческих возможностей и непрочность собственного существования, постоянно находящегося во власти непонятных человеку сил, страх перед необъяснимым и таинственным в мире природы, осознание конечности земного бытия и неизвестность посмертного - все эти факторы приводили к необходимости адаптации к окружающей действительности через создание мифов. Интерес к мифу обостряется в переломные моменты истории, в эпохи кризисов и потрясений, и это происходило, наряду с другими причинами, и потому, что с помощью мифологии человек пытался сделать жизнь более приемлемой, обжить непонятный мир, сконструировать более привлекательное и светлое будущее.

Мифологические рудименты в сознании современного человека носят бессознательный характер и проявляются не в суждениях, а, скорее, в аффективно-интуитивных реакциях, в способе и характере символизации окружающего мира.

Мифологический пласт культуры детерминирует собой не только цепочку специфических реакций, но и является ре-

Библиографический список

зервуаром мифопоэтических представлений и образов, истоком «космического» мышления с ярко выраженным личностным отношением к реальности, когда универсум наделяется чертами одушевленного существа, предстает не объектом, а субъектом; отсюда же проистекает ощущение глубинного родства и единства человека с космосом. Мифологический модус человеческого опыта, хранящийся и в бессознательных слоях психики, становится источником креативных находок, нетривиальных ассоциаций и аналогий. Эти атрибутивные формы мировосприятия и поведения, трансформируясь в различные мифологемы, приобретают новые конфигурации в сочетании с образами обыденного сознания, сформированного не в последнюю очередь техногенной цивилизацией.

Таким образом, миф - субъективный взгляд членов этнической общности на явления, имеющие особую значимость для данного этноса, отличающийся эмоциональной окраской и преследующий цели практического характера. В системе жизненных сил культуры миф отвечает за создание устойчивых установок внелогического характера. Ослабление мифа как компонента знаково-символического комплекса жизненных сил этнической культуры влечет ряд негативных последствий. Они связаны с тем, что смысловые установки этноса не получают внутренней, глубинной «подпитки» гештальтов мифа, что ведет к потере ориентиров социальной общности, к возникновению страха перед действительностью и сферой сверхъестественного, массовым комплексам и истериям.

1. Хюбнер К. Критика научного разума. Перевод с немецкого Москва, 1994.

2. Horne D. The great museum. The re-presentation of history. London & Sydney, 1984.

3. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Москва, 1992.

4. Элиаде М. Аспекты мифа. Перевод с французского В. Большакова. Москва: Инвест - ППП, СТ ППП, 1996.

5. Sorel G. Uber die Gewalt, ubers. V. L. Oppenheimer. Frankfurt, 1969.

6. Мифологии древнего мира. Перевод с английского Предисл. И.М. Дьяконова. Москва: Наука, 1977.

7. Воеводина Л.Н. Мифология и культура: учебное пособие. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

References

1. Hyubner K. Kritika nauchnogo razuma. Perevod s nemeckogo Moskva, 1994.

2. Horne D. The great museum. The re-presentation of history. London & Sydney, 1984.

3. Ferro M. Kak rasskazyvayut istoriyu detyam vraznyh stranah mira. Moskva, 1992.

4. 'Eliade M. Aspektymifa. Perevod s francuzskogo V. Bol'shakova. Moskva: Invest - PPP, ST PPP, 1996.

5. Sorel G. Uber die Gewalt, ubers. V. L. Oppenheimer. Frankfurt, 1969.

6. Mifologiidrevnego mira. Perevod s anglijskogo Predisl. I.M. D'yakonova. Moskva: Nauka, 1977.

7. Voevodina L.N. Mifologiya ikul'tura: uchebnoe posobie. Moskva: Institut obschegumanitarnyh issledovanij, 2002.

Статья поступила в редакцию 13.06.17

УДК 159.922.4

Domashev A.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: domasnev.a1960@gmail.com

PICTURE OF THE WORLD AS A BASIS OF ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS. In the article the consideration of the structure of the ethnic picture of the world and its role in the self-awareness of the ethnos is presented. The article gives a definition of the world picture as a set of representations of a single ethnos about the world, man, society and their mutual relations. Further descriptions of creating a picture of the world are given. The author of the article notes that when it forms a person creates his own internal image of the external world. At the beginning of the creation of this image, the point of reference is its author. In the center, the creator of the picture creates a vision of reality. Then the man describes the main features of the depicted objects in accordance with various parameters: spatial, temporal, quantitative, ethical, and others. Structured and related objects receive a special coloring - their significance for the creator of the image. The result is the man's picture of the world - a system of images, a world of concepts in the form of a picture. The author studies the means of forming the world: natural languages, their variability depending on various conditions of the process, different ways of describing the world, the symbolic language of the image, the parasymbol as the image of the main theme. In addition, the article gives a description of the world's paintings: it represents the mythology of the author, in accordance with which the significance of the objects of the image is given. In this regard, it is concluded that the picture of the human world is simulative. It is stated that the reflection in it of the creator and his position is most interesting for the researcher. The appearance of the language picture of the world is analyzed. It is formed before others from the ethnic picture and consolidates the socio-historical experience of the ethnos. It is formed by natural languages and as a result is able to represent the global, subjective-ethnic image of the objective world. Comparing the ethnic picture of the world with the linguistic picture of the world, the author of the articles notes, that the latter, with the passage of time, is not as fast as the first, but for a long time preserves the traces of past opinions and, in this connection, forms the attitude of man to the world. In conclusion, the article analyzes the significance of the world picture for the ethnos. The author concludes that the picture of the world lies at the basis of public consciousness, reflects the specifics of the ethnos, its existence and relations with the world. It also begins the adaptation of man to the world. Structuring in the world's paintings harmonizes the interrelations of the world, society and man, the picture of the world accumulates ways of interaction of the ethnos with the world and socializes the members of the ethnos.

Key words: ethnic world picture, language picture of the world, ethnos, ethnic community.

А.Н. Домашев, канд. филос. наук, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул, Е-mail: domasnev.a1960@gmail.com

КАРТИНА МИРА КАК ОСНОВА ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

Данная статья посвящена рассмотрению формирования этнической картины мира и его роли в самосознании этноса. Для этого в начале статьи дано определение картины мира как комплекса представлений отдельно взятого этноса о мире, человеке, обществе и взаимоотношениях их друг с другом.

Далее дано описания создания картины мира. Автором статьи замечено, что при её формировании человек создает свой внутренний образ внешнего мира. В начале создания этого образа точкой отсчета является его автор. В центре фиксируется видение реальности создателем картины. Затем им описываются основные черты изображаемых объектов в соответствии с различными параметрами: пространственными, временными, количественными, этическими и другими. Структурированные и соотнесенные объекты получают специальную окраску - их значимость для творца образа. В итоге получается картина мира человека - система образов, мир понятий в виде картины. Автор статьи рассматривает также средства формирования мира: естественные языки, их вариативность в зависимости от различных условий протекания процесса, различные способы описания мира, символический язык изображения, парасимвол как образ основной темы. Кроме того, в статье приведена характеристика картины мира: она репрезентует мифологию автора, в соответствии с чем задается значимость объектов изображения. В связи с этим делается вывод, что картина мира человека симулятивна. Также констатируется, что отражение в ней создателя и его позиции наиболее интересны для исследователя.

Далее проанализировано появление языковой картины мира. Она складывается прежде других из этнической картины и закрепляет общественно-исторический опыт этноса. Она формируется естественными языками и в итоге способна представить глобальный суъективно-этнический образ объективного мира. Сравнивая с этнической картиной мира языковую, автор статьи замечает, что последняя с течением времени изменяется не так быстро, как первая, но долго хранит следы прошлых мнений и в связи с этим формирует отношение человека к миру.

В заключение статья разбирает значение картины мира для этноса. Автор заключает, что картина мира лежит в основе общественного сознания, отражает специфику этноса, его существования и взаимоотношений с миром. Также она полагает начало адаптации человека к миру. Структурирование в картине мира гармонизирует взаимоотношения мира, общества и человека, картина мира аккумулирует способы взаимодействия этноса с миром и социализирует членов этноса.

Ключевые слова: этническая картина мира, языковая картина мира, этнос, этническая общность.

Этническая картина мира - целостный комплекс представлений о мире, основанный на 1) бессознательных комплексах, складывающихся в процессе адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде; 2) ценностных доминантах. Концепция «картины мира» была сформулирована Р. Редфилдом. По его определению, «картина мира» - это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире [1, с. 87]. Картина мира включает взгляд члена этноса на внешний мир. Это как бы комплекс ответов, даваемых той или иной культурой на извечные вопросы бытия: кто такой я и кто такие мы? Среди кого я существую? Каково мое отношение к тем или иным вещам? По определению, данному в 70-е гг. XX в. К. Гирцем, «картина мира» представляет собой присущую носителю данной культуры «картину того, как существуют вещи... его концепцию природы, себя и общества» [1, с. 88]. Этническая картина мира формирует такой образ окружающего мира, где все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком, так что каждое человеческое действие является компонентом общей структуры. Этнос адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире как бы дает свое название, определяет свое место в мироздании. Это представление о бытии, присущее членам этноса проявляется через поступки людей, через их объяснения своих поступков. Картина мира складывается как ответ на практические потребности человека, как необходимая когнитивная основа его адаптации к миру. Прагматический эгоцентризм структурирует деятельность таким образом, чтобы она оптимально выстраивалась в когнитивном поле человека, была максимально удобной. Необозримые пространства, трудовую и интеллектуальную деятельность, бурю своих чувств человек измеряет через себя самого, принимая все в себя и распространяя себя на окружающий мир. Картина мира отличается значительной прагматичностью. Её критерием выступает не формально-логическая непротиворечивость, а сама по себе целостность и универсальность модели, её способность служить объясняющей матрицей для структурирования опыта.

Картина - это модель, образ, интерпретация того, что, с одной стороны, внешне по отношению к миру и человеку, а с другой стороны, особым образом их включает. Это образ мира, объективно пребывающего и в разной степени «переносимого» субъектом в содержание картины. Образ, создаваемый человеком в картине, это образ, в котором отражен не только (и в ряде случаев не столько!) объект отражения - мир - сколько сам субъект, создатель образа. В качестве субъекта деятельности здесь выступает этнос, объекта - внешний мир, результата - картина, образ. Как в произведении живописи искусствоведу всегда более интересно проявление в картине своеобразия художественного метода, авторской манеры изображения, так и в данном случае исследователя картины мира интересует прежде всего проявленность в результате (картине мира) своеобразия субъектности

этноса [2]. Изучающего картину мира, воплощенную в языковых структурах, интересует не мир, но этнос, отражённый в образах этого мира. Субъект деятельности избирает средства создания образа. Произвольность выбора средств изображения варьируется в зависимости от природы отражаемого объекта, целепола-гания при создании образа, результативностью коммуникации через посредство создаваемого образа. Когда обнаруживается когнитивная и коммуникативная недостаточность данного средства выразительности, субъект избирает средства другой семиотической системы - других естественных языков, таких как, музыка, живопись, язык жестов и пр. Если мир - это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира - результат переработки информации о среде и человеке. Картина мира не есть простой набор «фотографий» предметов, процессов, свойств и т.д., ибо включает в себя не только отраженные объекты, но и позицию отражающего субъекта, его отношение к этим объектам, причем позиция субъекта - такая же реальность, как и сами объекты. Более того, поскольку отражение мира человеком не пассивное, а деятельностное, отношение к объектам не только порождается этими объектами, но и способно изменить их (через деятельность).

Совокупность предметных образно-наглядных эталонных представлений о предметах, явлениях, с которыми человек на протяжении жизни встречается чаще, чем с другими, в целом формирует некоторую стабильную картину отражения объективной действительности. Явления и предметы внешнего мира представлены в человеческом сознании в форме внутреннего образа. В центре каждой картины мира как определенного (сакрального, научного, художественного, операционально-практического или технологического и т. д.) описания, изображения той или иной реальности, лежит совокупность априорных онтологических допущений о том, что есть описываемая реальность в отношении к тому, кто её описывает. По мнению А.Н. Леонтьева, существует особое «пятое квазиизмерение», в котором представлена человеку окружающая его действительность: это - «смысловое поле», система значений [3]. Тогда картина мира - это система образов. М. Хайдеггер в статье «Время картины мира» писал, что при слове «картина» мы думаем, прежде всего, об отображении чего-либо, «картина мира, сущностно понятая, означает не картину, изображающую мир, а мир, понятый как картина» [4, с. 49]. Как изображение она предполагает не буквальную копию с оригинала, а фиксацию черт, которые мы считаем наиболее существенными, значимыми. А это означает, что мы имеем дело с определенной конструкцией, создание которой предполагает некоторую точку отсчета, а именно автора или зрителя, и известную степень дистанции от объектов, изображенных на картине. Картина мира может быть представлена с помощью пространственных (верх - низ, правый - левый, восток - запад, далекий -близкий), временных (день - ночь, зима - лето), количественных, этических и других параметров. Этническая картина мира не

создает какую-то иную, неповторимую картину мира, отличную от объективно существующей, а привносит в нее лишь специфическую окраску, обусловленную этнической значимостью предметов, явлений, процессов, избирательным отношением к ним, которое порождается спецификой деятельности и образа жизни данного этноса.

Интегральный образ реальности в обыденном сознании, прежде всего, включает повторяющиеся представления как повседневной эмпирической практики, так и символической вселенной. Каждый тип культуры вырабатывает свой символический язык и свой «образ мира», в котором получают значения элементы этого языка. О. Шпенглер даже предложил термин парасимвол для характеристики культуры в пространственной протяжённости. Парасимвол понимается как некий образ, являющийся основной темой для культуры. Так, символом египетской культуры является дорога, так как её представители видят себя идущими по предначертанному пути, парасимвол арабской культуры - мир-пещера, идея такого мировосприятия выразилась в изобретении арки и купола; парасимвол русской культуры - бесконечная равнина [3].

Любая картина мира в своем истоке является мифичной (т. е. исходит из некоторых нерефлектируемых очевидных установок, опосредована горизонтом жизненного мира) и репрезентирует некоторую мифологию. В этом причина амбивалентности: подлинности и одновременно неподлинности, или аутентичности, симулятивности всякого представления, изображения реальности. То, что в картине мира является определяющим, те основные характеристики, которые придают ей специфичность, в свою очередь определяется интерпретативным выбором автора картины - что считать важным, а что - нет, задается его (автора) первичной мифической интуицией как истоком понимания мира, латентно содержащим все возможные смысловые линии реализации этого понимания [5].

Картина мира, которую можно назвать знанием о мире, лежит в основе индивидуального и общественного сознания. Язык же выполняет требования познавательного процесса. Поэтому на основе этнической картины мира складывается языковая картина мира. Языковая картина мира не стоит в ряду со специальными картинами мира (химической, физической и др.), она им предшествует и формирует их, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку, в котором закрепляется обшественно-исторический опыт - как общечеловеческий, так и национальный. Языковая картина мира - это картина мира, формируемая средствами естественного языка как определенного типа семиотических систем. Именно языковая картина мира способна представить глобальный образ мира, так как естественный язык является универсальной семиотической системой, опосредующей действие других семиотических систем. Интерес к языковой картине мира обнаруживается еще в работах В. фон Гумбольдта, который писал, что «различные языки являются для нации органами их оригинального мышления и восприятия» [6, с. 324]. Своеобразие «конструируемой» картины мира определяется тем, что в ней опредмечивается индивидуальный, групповой и национальный (этнический) вербальный и невербальный опыт. Люди с помощью языка создают свой особый мир, отличный от того, который их окружает. Картина мира говорящего, действительно, существенно отличается от объективного описания свойств, предметов, явлений, от научных представлений о них, ибо она есть субъективный образ объективного мира. Языковая картина мира у каждого народа своя: каждый народ по-своему видит один и тот же предмет, по-своему вычленяет те или иные его признаки, по-своему отражает их в словах и других языковых единицах. Одним из классических примеров, демонстрирующих лексические различия языков, являются соотносительные названия подснежника у русских, французов, англичан и немцев. В названии русского слова подснежник ярко выражен временной признак - раннее появление цветка сразу после таяния снега, буквально - «цветок под снегом»; во французском слове perce-neige, буквально - «просверливающий снег», тоже

Библиографический список

запечатлен временной признак, с той же ассоциацией со снегом, но с дополнением активного, олицетворенного признака - просверливающий снег; в английском соответствии snowdrop, буквально «снежная капля», при том же временном признаке, с той же ассоциацией со снегом, выражен дополнительный образ не субъектного, а объектного, предметного, характера - снежная капля, и, наконец, в немецком слове Schnee Glockchen, буквально «снежный колокольчик», снова при одном и том же, временном, признаке, выраженном посредством ассоциации со снегом, дополнительно использован, как и в английском языке, признак формы - сходство с колокольчиком [7]. Таким образом, явно прослеживаются особенности восприятия одного и того же цветкового растения представителями разных индоевропейских языков. Этнос, создавший язык, сформировавший и выразивший в языковых структурах определенный образ мира, находится под влиянием этого образа, являясь объектом его обратного активного воздействия. Языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру (природе, животным, самому себе как элементу мира). Она задает нормы поведения человека в мире, определяет его отношение к миру.

Поскольку познание мира человеком не свободно от ошибок и заблуждений, его концептуальная картина мира постоянно меняется, «перерисовывается», тогда как языковая картина мира еще долгое время хранит следы этих ошибок и заблуждений. В лингвистике существует направление, которое изучает языковую картину мира через устойчивые образные выражения (идиомы) [см., напр., 7]. В образных фразеологических сочетаниях, как в зеркале, отражается самобытный взгляд народа на мир и его оценка. «В образном зеркале идиом» отражены такие фрагменты мира, как внутренние и внешние свойства человека (душа нараспашку, от горшка два вершка), физическое состояние и действия человека (голова раскалывается, на всех парах), деятельность человека (бросить тень, внести свою лепту), его поведение (коптить небо), речевая деятельность (язык подвешен, придержать язык), бедность и богатство (биться как рыба об лёд, грести деньги лопатой), труд и безделье (не разгибать спины, сидеть сложа руки) и т. п. Идиомы отражают социальные явления (пригвоздить к позорному столбу, не чета), исторические события (Мамаево побоище, как швед под Полтавой), поверья и гаданья (на седьмом небе, гадать на кофейной гуще), мир времени и пространства (в долгий ящик, как сельди в бочке).

Итак, картина мира отображает специфику этноса и его бытия, взаимоотношения его с миром, условия его существования. Языковая картина мира эксплицирует различные картины мира человека и отображает общую этническую картину мира. Во-первых, картина мира упорядочивает представления этнической общности о мире, структурирует их, выстраивает различные элементы в определенную иерархию и тем самым обеспечивает реализацию функции этнической культуры по гармонизации отношений человека с самим собой и окружающим миром. Во-вторых, так как картина мира основана на индивидуальном опыте каждого субъекта, который её формирует, то только она содержит индивидуальный для каждого этноса набор моделей поведения. Из этого следует, что картина мира выполняет функцию аккумуляции способов взаимодействия этноса с окружающим природным и социальным миром. В-третьих, картина мира служит средством социализации членов этноса. Включение в единое смысловое поле, в первую очередь посредством картины мира, зафиксированной в языке, позволяет членам этноса овладеть нормами, необходимыми для жизнедеятельности в данной конкретной социальной общности. Единство картины мира позволяет членам этноса понимать смысл поступков друг друга, прогнозировать поведение социального окружения и эффективно взаимодействовать. В целом, можно сделать вывод, что картина мира выступает основным каналом аккумуляция способов взаимодействия этноса с окружающим природным и социальным миром, выполняет функцию социализации и коммуникативную функцию.

1. Лурье С.В. Историческая этнология: учебное пособие для вузов. Москва: Аспект-Пресс, 1997.

2. Резанова З.И. Языковая картина мира: взгляд на явление сквозь призму термина-метафоры картины. Картина мира: модели, методы, концепты. Материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых учёных «Картина мира: язык, философия, наука», 1-3 ноября 2001 г. = Под общей редакцией проф. З.И. Резановой. Томск: Издание ТГУ, 2002: 121 - 137.

3. Маслова В.А. Лингвокультурология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр Академия, 2001.

4. Хайдеггер М. Время картины мира. Время и бытие: статьи и выступления. Перевод с немецкого, комм. В.В. Бибихина. Москва: Республика, 1993: 41 - 63.

5. Осаченко Ю. С. Миф и мифология: «возможные миры» и их картины. Картина мира: модели, методы, концепты. Материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука», 1-3 ноября 2001 г. Под общей редакцией проф. З.И. Резановой. Томск: Издание ТГУ, 2002: 23 - 29.

6. Гумбольдт В. фон. О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие. Избранные труды по языкознанию. Москва, 1984: 324 - 326.

7. Блинова О.И. Язык как средство образного отражения мира. Картина мира: модели, методы, концепты. Материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука», 1-3 ноября 2001 г. Под общей редакцией проф. З.И. Резановой. Томск: Издание ТГУ, 2002: 57 - 68.

References

1. Lur'e S.V. Istoricheskaya 'etnologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Aspekt-Press, 1997.

2. Rezanova Z.I. Yazykovaya kartina mira: vzglyad na yavlenie skvoz' prizmu termina-metafory kartiny. Kartina mira: modeli, metody, koncepty. Materialy Vserossijskoj mezhdisciplinarnoj shkoly molodyh uchenyh «Kartina mira: yazyk, filosofiya, nauka», 1-3 noyabrya 2001 g. = Pod obschej redakciej prof. Z.I. Rezanovoj. Tomsk: Izdanie TGU, 2002: 121 - 137.

3. Maslova V.A. Lingvokul'turologiya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr Akademiya, 2001.

4. Hajdegger M. Vremya kartiny mira. Vremya i bytie: stat'i i vystupleniya. Perevod s nemeckogo, komm. V.V. Bibihina. Moskva: Respublika, 1993: 41 - 63.

5. Osachenko Yu. S. Mif i mifologiya: «vozmozhnye miry» i ih kartiny. Kartina mira: modeli, metody, koncepty. Materialy Vserossijskoj mezhdisciplinarnoj shkoly molodyh uchenyh «Kartina mira: yazyk, filosofiya, nauka», 1-3 noyabrya 2001 g. Pod obschej redakciej prof. Z.I. Rezanovoj. Tomsk: Izdanie TGU, 2002: 23 - 29.

6. Gumbol'dt V. fon. O vliyanii razlichnogo haraktera yazykov na literaturu i duhovnoe razvitie. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu. Moskva, 1984: 324 - 326.

7. Blinova O.I. Yazyk kak sredstvo obraznogo otrazheniya mira. Kartina mira: modeli, metody, koncepty. Materialy Vserossijskoj mezhdisciplinarnoj shkoly molodyh uchenyh «Kartina mira: yazyk, filosofiya, nauka», 1-3 noyabrya 2001 g. Pod obschej redakciej prof. Z.I. Rezanovoj. Tomsk: Izdanie TGU, 2002: 57 - 68.

Статья поступила в редакцию 15.07.17

УДК 159.9.07

Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru

Sultanova A.N., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Novosibirsk State Medical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: sultanova.aklima@yandex.ru

Zybina L.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and History of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: lyzybina@yandex.ru

SOCIAL BEHAVIOR AND PSYCHOEMOTICAL STATUS OF FOREIGN STUDENTS IN THE RUSSIAN UNIVERSITY. Some aspects of social behavior and psychoemotional state of migrant students studying in the Russian university are investigated. 52 students from China, 30 students from distant and nearby cities of the Russian Federation, and 28 migrant students from Central Asia (Tajikistan, Kazakhstan) are examined. All students live in the hostel of the university, everyone knows Russian. The study was conducted in Russian. The age of the subjects is 18-21. The influence of ethnic features on the psychoemotional state, ethnic cohesion, behavior in the group, plans for the future of students from China, Central Asia and Russia is shown. The features of the picture of the world of students from different countries are revealed, which probably affect the style of communication in the group and the general ability to adapt in new cultural and climatic conditions.

Key words: Chinese students, students from Central Asia, adaptation to training in higher education school, ethnic cohesion.

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail: mba3@ngs.ru

А.Н. Султанова, канд. мед. наук, доц. ФГБУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», г. Новосибирск, E-mail: sultanova.aklima@yandex.ru

Л.Н. Зыбина, канд. психол. наук, доц. каф. общей психологии и истории психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: lyzybina@yandex.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Исследованы некоторые аспекты социального поведения и психоэмоционального состояния студентов-мигрантов, обучающихся в Российском вузе. Обследованы 52 студента из Китая, 30 студентов из дальних и близлежащих городов Российской Федерации, 28 студентов-мигрантов из Средней Азии (Таджикистан, Казахстан). Все студенты проживают в общежитии вуза, все знают русский язык. Исследование проводилось на русском языке. Возраст испытуемых 18 - 21 год. Показано влияние этнических особенностей на психоэмоциональное состояние, этническую сплоченность, поведение в группе, планы на будущее студентов из Китая, Средней Азии и России. Выявлены особенности картины мира студентов из разных стран, которые, вероятно, накладывают отпечаток на стиль общения в группе и на общую способность к адаптации в новых культурных и климатических условиях.

Ключевые слова: китайские студенты, студенты из Средней Азии, адаптация к обучению в вузе, этническая сплоченность.

В Новосибирском государственном педагогическом университете обучаются студенты из Республик Средней Азии и из Китая, что обусловлено общемировым миграционным трендом. Как было показано нами ранее, мигрирующее население испытывает трудности при социальной адаптации на новой, не схожей по культуре и быту, территории, и эти трудности могут усугубляться

в условиях информационных нагрузок студенческой жизни [1; 2]. Это касается не только иностранцев, проходящих обучение на территории Российской Федерации, но и иногородних студентов, имеющих российское гражданство.

Студенческий возраст - это период кристаллизации «картины мира», при котором становление образа мира у человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.