Научная статья на тему 'Карташев А. В. Кадры для военно-воздушных сил России: история обучения и воспитания. Ставрополь, 2011. 478 с. '

Карташев А. В. Кадры для военно-воздушных сил России: история обучения и воспитания. Ставрополь, 2011. 478 с. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Норенко Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Карташев А. В. Кадры для военно-воздушных сил России: история обучения и воспитания. Ставрополь, 2011. 478 с. »

Карташев А.В. Кадры для военно-воздушных сил России: история обучения и воспитания.

Ставрополь, 2011. 478 с.

Реформа Вооруженных Сил в России, проводимая в наши дни, вызывала и продолжает вызывать в обществе многочисленные споры. Особенно остро обсуждается вопрос реорганизации системы военного образования. В числе первых подверглись сокращению за счет укрупнения военно-учебные заведения Военно-воздушных сил, взрастившие асов Первой и Второй мировой войн, покорителей арктических воздушных трасс и космических орбит. Россия утратила гордость ВВС - детище профессора Н.Е. Жуковского - Военно-воздушную инженерную академию его имени, Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, старейшие инженерные училища в Тамбове, Иркутске и Ставрополе.

После катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем, унесшей жизни более 40 человек, актуально зазвучал вопрос о профессионализме гражданских летчиков и качестве их подготовки.

Разумеется, в современных военно-политических и экономических условиях содержать армию и флот в прежних структуре и количестве нет необходимости. Вместе с тем к вековому опыту обучения военных авиаторов в нашей стране следует подходить с особым уважением, для чего его необходимо обобщать и пропагандировать в целях сохранения боевых традиций и преемственности в обучении слушателей и кур-сайтов. Именно этой проблеме и посвящено исследование сотрудника Ставропольского авиационного училища, полковника запаса Андрея Владимировича Карташева.

Работа построена по хронологическому принципу. Во вступлении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования, приведена историография проблемы, определены цель, хронологические и территориальные рамки, методологическая основа, указана источниковая база. Первый раздел посвящен становлению системы подготовки военных авиационных специалистов в России и ее развитию в Советской республике в период до 1941 г. Во втором разделе анализируется опыт подготовки военных

авиаторов в годы Великой Отечественной войны, в третьем - совершенствование системы подготовки военных авиационных специалистов в СССР в послевоенные годы (1945 - 1960), в четвертом - развитие системы военного образования ВВС в период трансформации социалистического общества (1961 - 1991). В заключении сформулирована концепция истории подготовки военных авиационных специалистов в России, обоснованы рекомендации по совершенствованию системы подготовки военных авиационных специалистов на современном этапе.

В работе достаточно подробно проведен анализ всех основных элементов системы подготовки офицерских кадров для ВВС: вузовская сеть и ее емкость, система комплектования, организация учебного процесса, содержание и сроки подготовки, воспитательная работа со слушателями и курсантами и другие моменты. Излагая материал в хронологической последовательности, автор показывает преемственность в подготовке авиационных специалистов в критические моменты российской истории.

Для разработки концепции истории подготовки военных авиационных специалистов автор использовал широкий спектр документальных материалов из государственных, ведомственных и вузовских архивов. Особый колорит и ценность работе придает опора на мемуары и воспоминания бывших военачальников и курсантов летных школ, посвященных не только учебному процессу и качеству подготовки выпускников, но и бытовым вопросам.

В книге объективно и беспристрастно показывается состояние учебно-воспитательного процесса в военных академиях, летных и инженерно-технических училищах со всеми трудностями и издержками, успехами и неудачами. Отдельное внимание уделено процессу становления и развитию научных школ ведущих вузов, вкладу военных ученых-авиаторов в развитие аэронавигации, штурманской службы и ряда других специальных авиационных дисциплин, а также военной педагогики и военной науки в целом.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней на основе новых архивных материалов и исторических фактов сформулирована современная концепция трансформации системы подготовки военных авиационных специалистов в России, введен в научный оборот значительный массив новых архивных документов и материалов, осуществлено их научное осмысление, впервые комплексно проанализирован процесс развития системы подготовки всех основных категорий военных авиаторов.

В первом разделе «Возникновение и развитие системы подготовки военных авиационных специалистов в России (1910 - 1940)» вскрыты военно-политические, технические и экономические предпосылки создания и развития авиационных военно-учебных заведений в дореволюционной России, показаны мероприятия по их реорганизации в годы Гражданской войны и дальнейшее развитие до 1940 г., освещены вопросы организации и содержания учебного процесса и воспитательной работы в авиационных школах.

Во втором разделе «Подготовка военных авиаторов в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945)», состоящем из пяти параграфов, детально, по трем периодам войны освещается процесс подготовки летных кадров, отдельно анализируется учебно-воспитательный процесс в военных академиях ВВС и военно-учебных заведениях инженерно-технического профиля.

В третьем разделе «Совершенствование системы подготовки военных авиационных специалистов в СССР в первые послевоенные годы (1945 - 1960)» раскрыта работа по переводу системы подготовки военных авиационных специалистов на мирное положение, показаны дальнейшее развитие сети учебных заведений ВВС, организация учебного процесса и содержание подготовки офицерских кадров. В связи с тем, что в рамках данного периода бурно развивается реактивная авиационная техника, отдельное внимание уделяется анализу организации научной работы и подготовке научно-педагогических кадров в вузах ВВС. Показательным в послевоенных условиях является анализ опыта воспитательной работы в военно-учебных заведениях различного профиля.

В четвертом разделе «Развитие системы военного образования ВВС на завершающем этапе трансформации советского общества (1961 - 1991)», состоящей из четырех параграфов, дана оценка изменению сети и емкости авиационных военно-учебных заведений, условий их комплектования, раскрыты сущность преобразований учебно-воспитательного процесса, показан механизм возникновения новой специальности (офицера по управлению воздушным движением) и организации подготовки по ней, дан анализ воспитательной работе и состоянию воинской дисциплины в вузах ВВС.

В заключении сделаны выводы по исследованию, сформулирована современная концепция истории подготовки военных авиационных специалистов в России в 1910 - 1991 гг., показаны основные тенденции развития системы подготовки кадров для ВВС.

К главным достоинствам работы следует отнести изложение исторических известных и вновь открывшихся фактов с позиции нового методологического подхода, а также комплексный характер исследования, что позволило получить более адекватные научные результаты. Следует отметить также широкий круг архивных источников, использованных в работе. Материал изложен в строгой логической последовательности, ясным понятным языком, что делает книгу доступной для широкого круга читателей - специалистов и любителей истории авиации и профессионального образования.

Вместе с тем исследованию присущ ряд недостатков, которые необходимо учесть автору в его дальнейшей работе. В частности, книга содержит значительный объем материала, подтверждающего ранее известные факты. Кроме того, не вполне понятно, какие архивные документы вводятся в научный оборот впервые.

В целом монография А.В. Карташева «Кадры для Военно-воздушных сил России: история обучения и воспитания» представляет серьезную научную и практическую ценность. Она может быть востребована при проведении исследований по актуальным проблемам профессионального образования и его истории, а также в практической деятельности органов управления военным образованием и в учебном процессе вузов ВВС.

_Р.С. Норенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.