Научная статья на тему 'Карта сможет ли она оставаться такой, как она есть?'

Карта сможет ли она оставаться такой, как она есть? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Карта сможет ли она оставаться такой, как она есть?»

УДК 528.92:004 Эрик Тайле

Геодезия и геобазовая информация Земли Бранденбурга, Потсдам, Г ермания КАРТА - СМОЖЕТ ЛИ ОНА ОСТАВАТЬСЯ ТАКОЙ, КАК ОНА ЕСТЬ?

Около 30 лет тому назад начата перемена традиционной картографии к цифровой. Первые результаты цифровой картографии в изготовлении карт были неудовлетворительными и были раскритикованными приверженцами традиционной картографии. После первоначальных трудов сегодня имеются все возможности.

Перемена к цифровой картографии закончена. Традиционные изготовления больше не спрашиваются, картографические деятельности, которые ценились не только у картографов и других специалистов, были автоматизированы. Ручное изготовление карт (черчение и гравирование) больше не существует. Картографы, которые были равнодушными к этому перемену, сегодня не имеют больше работы.

Какие успехи принесли нам эти новые технологии? Изготовление карт из основных цифровых данных требует меньше затрат, стало проще и быстрее. К этим картам без проблем добавляется тематику.

Только, карты остались по их составлению всё ещё старыми. В изменяющихся технологических условиях лейтмотив составления карт является как гравюры на меди - только сегодня можно сказать "цифровой гравюры на меди".

Составление экранных карт

Карты на экранах различаются во многом от карт на бумаге. Они подлежат специфическими реструкциями, как например, разрешающая способность экрана (установка изображения) и формат экрана. От них зависят условные знаки и возможности составления карт. Требуются другие, новые условные знаки. Существуют возможности изображения, которых на бумаге нет, как например, интерактивность (междеятельность) или не резкость. Составление таких карт должно соответствовать требованиям времени (ориентироваться в новых условиях). Кроме того, картографы вынуждены сформулировать новые директивы составления и оформления карт. При этом нужно учитывать следующие аспекты и вопросы:

Содержание: Карты не имеют больше функцию накопителя

информации, прежде всего они применяют задание визуализации цифровой информации. Разделение накопителя информации от визуализации является одной из важнейших критерий при составлении современных карт на экранах. С этим связаны следующие вопросы:

- Какие содержания требуются сегодня в картах?

- Какие содержания излишни (избыточны или настоятельная информация) и можно удалить из карт или подключить интерактивно.

Графическое изображение: Графическое изображение экранно-

цифровых карт нужно приспосабливать к экрану компьютеров. Сегодняшнее составление именно топографических карт ориентируется всё ещё на

историческую гравюру на меди. При этом доминировали линии и геометрические формы. Компьютерный экран сегодня даёт возможность и требует по всем правилам другую визуализацию.

- Цвет: Сочетание красок имеет всё больше значение. При различных возможностях издании карт на различных экранах нужно учитывать цветовой менеджмент. Как велики должны быть цветовые контрасты? Как сильно различение цветов?

- Форма / величина картографических знаков: Цифровые карты на экранах требуют меньше филигранных, за то больше комплексных форм и чётко различающихся по величины условных знаков.

- Шрифт: Какие шрифты подходящие? Существуют ли шрифты, специально для изображения на экране?

- Новые возможности изображения: Как можно новые возможности изображения (нерезкость для, например, нетвёрдой информации, мигающие сигнатуры) целесообразно использовать?

Качество: Как можно оценивать цифровые карты на экранах? Какие критерии нужно для оценки карт привлекать при сравнении: актуальность, хорошее составление, польза и т.д.? Как можно эти критерии измерить?

CROSS-MEDIA-PUBLISHING (CMP) - Издание поперёк средств информации

С 90Ь1х годов, с победного шествия интернета, возникло необходимость предлагать карты в печатном и экранном виде. При этом сильно различаются формы выдачи: цифровые карты превращают электронным путём во-первых, в печатные продукты (карты), во-вторых, в мультимедийные, интерактивные интернет-карты и, в-третьих, геоданные появляются минимальным "каркасным" графиком на экранах сотовых телефонов. Цель метода „create once, publish many“ состоит в том, уменьшить затрат времени подготовки различных картографических продуктов, которые все выводятся из одной и той же модели геоданных.

Какие последствия имеет Cross Media Publishing (CMP) для составления и оформления карт?

Оформление карт зависело в первую очередь от масштаба и назначения карты. Требования бумаги, традиционного средства издания, действовали едино. С применением новых методов создания и воспроизведения оказывают влияние на процесс составления и оформления карт еще и другие критерии.

- С одной стороны предполагается, что создались технические условия для непрерывного технологического процесса, как например, технические стандарты для геоданных и интерфейсы.

- С другой стороны нуждаемся в специфических картографических моделях, которые учитывают особенности соответственного средства информации. Для большого разнообразия всевозможных средств информации следовало бы развивать и установить специальные методы картографического изображения. Эти методы нужно интегрировать в

интеллигентные инструменты для адаптаций средств информации, которые насколько это возможно могли бы вывести специфичные изображения из геоданных и при этом сводиться трудоёмкость мануального приспособления на средства информации. Эти образцы позже могут быть частью функциональности софтвары для специального отраслевого применения.

Множество картографических изображении на экране

Разнообразие картографических изображении на экране обхватывает все стандартные карты (топографические и тематические), все тесно связаны с картами изображения, абстрактные топограммы и натуралистические мультимедийные изображения. Благодаря мультимедийной и интернет-техники картографические изображения становятся всё значительнее.

Значительное различие между картами на экране и на бумаге состоит в разделении способов накопления и изображения. Из-за этого экранная карта приобретает всё больше возможности для изображений и дополнительной ценности для пользователей. Она принесёт следующие преимущества:

- Легкое интерактивное создание карты, например, чтобы вызвать интерес пользователей; из-за этого они являются эффициентным средством образования и рекламы.

- Индивидуальное оформление карт, чтобы пользователь лучше воспринимал бы для собственной потребности релевантные информации (например, через перспективную проекцию, отборного размещения шрифтов и/или диференцированной генерализации).

- Толерантность к высшей геометрической точности, без передачи искажения пространства пользователю. Сигнатуры передают информацию связанные объектами.

- Применение дополнительных переменных, как например, "нерезкость" для классификации сигнатуров (часы открытия музеев, визуализация качеств данных, разница между релевантными и нерелевантными информациями).

В связи с новыми методами изображении имеют картографы различные задачи:

- Способствовать развитию сознания для новых стилей изображения между создателями и пользователями.

- Анализировать экономичность новых форм изображения.

- Определить типологию для новых картографических изображений.

Использование и оформление карт

Оформление карт является одним из важнейших процессов при создании картографических продуктов из абстрактных геоинформаций, накопленных в базах данных. Определяющим для картографического оформления должен быть, в первую очередь, пользователь со своими потребностями и различными отраслями его действия.

Исходя из этих соображений, вытекают следующие комплексы и вопросы:

1. Абстрактные геоинформации, накопленные в базах данных, являются базисом для возведения картографических продуктов (-> облагораживание данных) и определяют степень содержания карты. С этим связанно следующие вопросы:

- Какие геоинформации накапливаются в базах данных? Удовлетворяет это содержание потребности пользователей?

- Кто извлекает выгоду из геоданных или карт?

- Как можно влиять на базы данных, их содержание, модель данных, интерфейс, и.п., чтобы удовлетворять как можно больше пользователей?

- Какое влияние имеют финансовые условия?

2. Целенаправленное на пользователя оформление карт, помогает облагораживать данные. Относящиеся данные к целенаправленному оформлению карт должны отвечать на следующие вопросы:

- Какие потребности у пользователей?

- Как карта может лучше поддерживать его действие, которое произойдёт в определённом контексте.

- Дают ли единые определения оформления карт направленные на содержание, отношение к задаче и потребность преимущества для пользователя? Как эти определения должны быть построены и применены?

- Как можно обучать пользователи с общением таких новых картографических изображений?

- Какое влияние имеют финансовые условия?

Представленные темы не являются полными и систематичными. Это и не было целью изложения. Хотелось бы, чтобы перечисленные вопросы и инициативы были бы предпосылками, чтобы довести до конца дискуссию о соответствующих требованиях в оформлении карт.

© Эрик Тайле, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.