Научная статья на тему 'КАРШЕРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ'

КАРШЕРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / КАРШЕРИНГ / ПРАВО НА ВОЖДЕНИЕ / ДОГОВОР / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА / INTANGIBLE GOODS / CARSHARING / RIGHT TO DRIVE / CONTRACT / VEHICLE / VALUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чаркин Александр Владимирович

Данная статья посвящена исследованию проблемы ограничения права на вождение автомобиля посредством института каршеринга. В статье приводится краткий обзор особенностей относительно новых правоотношений, складывающихся вокруг каршеринга. Дан развернутый анализ, объясняющий наличие определенных ограничений, делающих невозможным воспользоваться правом на вождение автомобиля в рамках услуги каршеринга. На основе этого делаются выводы и прогнозируются возможные перспективы и тенденции дальнейшего развития института каршеринга в гражданских правоотношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARSHARING AS AN IMPLEMENT FOR RESTRICTING THE RIGHT TO DRIVE A CAR

This article is devoted to the research of the problem of limiting the right to drive a car through the institute of carsharing. The article provides a brief overview of the peculiarities of relatively new legal relations that are emerging around carsharing. A detailed analysis is given explaining the existence of certain restrictions that make it impossible to use the right to drive a car within the framework of the car sharing service. On the basis of this, conclusions are drawn and possible prospects and tendencies of further development of the carsharing institute in civil relations are predicted.

Текст научной работы на тему «КАРШЕРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ»

российской юстиции

УДК 347.121.4

Чаркин Александр Владимирович МГЮУ им. О. Е. Кутафина Институт Частного Права Россия, Москва alexandr charkin@mail.ru Charkin Alexander Kutafin Moscow Law University Institute of Private Law Russia, Moscow

КАРШЕРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА

ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ Аннотация: данная статья посвящена исследованию проблемы ограничения права на вождение автомобиля посредством института каршеринга. В статье приводится краткий обзор особенностей относительно новых правоотношений, складывающихся вокруг каршеринга. Дан развернутый анализ, объясняющий наличие определенных ограничений, делающих невозможным воспользоваться правом на вождение автомобиля в рамках услуги каршеринга. На основе этого делаются выводы и прогнозируются возможные перспективы и тенденции дальнейшего развития института каршеринга в гражданских правоотношениях. Ключевые слова: нематериальные блага, каршеринг, право на вождение, договор, транспортное средство, стоимостная оценка.

CARSHARING AS AN IMPLEMENT FOR RESTRICTING THE RIGHT TO DRIVE A CAR Annotation: this article is devoted to the research of the problem of limiting the right to drive a car through the institute of carsharing. The article provides a brief overview of the peculiarities of relatively new legal relations that are emerging around carsharing. A detailed analysis is given explaining the existence of certain restrictions

ВОПРОСЫ

российской юстиции

that make it impossible to use the right to drive a car within the framework of the car sharing service. On the basis of this, conclusions are drawn and possible prospects and tendencies of further development of the carsharing institute in civil relations are predicted.

Key words: intangible goods, carsharing, right to drive, contract, vehicle, valuation.

Нематериальные блага — это неразрывно связанные с личностью неотчуждаемые и непередаваемые иным способом объекты гражданских прав, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, которые не связаны с имущественными отношениями, не имеют стоимостной оценки, не обладают свойством товарности [2, с. 266]. В ст. 150 ГК РФ дается открытый перечень нематериальных благ [4], поскольку согласно ст. 55 Конституции РФ перечисление основных прав и свобод не должно означать отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина [7].

В данной работе в качестве нематериального блага мной рассматривается право человека на вождение автомобиля, в частности посредством каршеринга. Нематериальный характер данного блага выражается в том, что право на вождение как таковое носит внеэкономический характер, не подлежит стоимостной оценке, не обладает свойством товарности.

Под каршерингом понимается вид краткосрочного пользования автомобилем с поминутной тарификацией, использующийся как правило для непродолжительных поездок внутри города. Согласно исследованию Сбербанка, объем рынка каршеринговых услуг достигает 7 млрд. рублей. Институт каршерина уверенно развивается: в современном мире даже во дворе мы можем увидеть автомобили Яндекс.Драйв, YouDrive, BelkaCar, Делимобиль и Карусель, что явно показывает большой спрос на эти услуги среди населения. Более того - в 2021 году планируется выход на рынок «Народного Каршеринга», который является проектом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Как и любые другие новые правовые отношения - отношения связанные с каршерингом не регулировались до недавнего времени. Пока готовятся различные законопроекты [3], считаю необходимым сделать обзор правовых проблем, связанных с каршерингом.

При формировании сферы каршеринговых услуг у молодых водителей вызывали возмущения условия компаний - так, в «Яндекс.Драйв» минимальный порог вхождения для автолюбителя составляет 21 год по возрасту и 2 года стажа [10], что отражает среднюю ситуацию требований к возрасту и стажу по рынку. Право на вождение, по сути, принадлежит гражданину бессрочно в течение всей его жизни. Это вызывает непонимание, ведь каждый гражданин имеет данное право с рождения, однако может им воспользоваться в силу закона с 18 лет. Так почему воспользоваться каршерингом могут только в 21 год и со стажем в 2 года? Почему каршеринг выступает инструментом ограничения нематериального блага человека - права на вождение автомобиля? Именно поэтому в силу ч. 1 ст. 426 ГК РФ [4] граждане полагали, что так как договор носит публичный характер, то он должен быть заключен с каждым, кто обратился к компании для его заключения без оказания предпочтения одному лицу перед другим лицом в отношении заключения такого договора. Однако из преамбул договора следует, что он заключается сторонами в соответствии с положениями ст. 421 и 428 ГК РФ [5].

Данный факт установил Мещанский районный суд города Москвы -приведенный договор не является договором проката и публичной офертой [8], в соответствии со ст. 421 ГК РФ арендодатель свободен в заключении договора, клиент же в случае присоединения к договору однозначно определил и оценил свою возможность и необходимость заключения договора (присоединения к нему), а договор является договором присоединения, поскольку его условия определены арендодателем и принимаются клиентом только посредством присоединения к договору в целом, на основании ст. 428 ГК РФ [4].

Исходя из этого решения мы можем иметь представление о правовой позиции суда по «каршеринговым» правоотношениям. Конечно, правовая

определенность не может не радовать и определенно вносит ясность в толкование смысла договора, заключаемого между пользователем и компанией. Все же, нельзя не упомянуть что в настоящее время можно выделить два подхода к каршеринговым отношениям. Первый, утверждающий, что возникающие отношения следует толковать в соответствии со ст. 642 ГК РФ, то есть как договор аренды транспортного средства без экипажа, ввиду существенного сходства рассматриваемых отношений и договора по признаку передачи за плату во временное владение и пользование транспортного средства без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации [4]. И второй, обращающий наше внимание на то, что пока характер отношений не установлен, к ним применяются общие положения закона «О защите прав потребителей» (ст. 815, п. 2 и п. 3 ст. 17 Закона) [6], что может свидетельствовать о том, что данные отношения носят характер услуги.

Ещё одной проблемой мне видится сбор персональных данных потребителей каршеринговых услуг, поскольку, не получив одобрение от службы каршеринга клиент передает свои персональные данные оператору. В таком случае на оператора не распространяются действия закона о защите персональных данных, ведь до одобрения оператора потребитель еще не стал «арендатором». В случае если оператор откажет в аренде, судьба персональных данных граждан неизвестна. Таким образом, в отношении персональных данных гражданина, оператор может передать иным лицам или уничтожить их. Для тех, кому не одобрили регистрацию в системе каршеринга, единственный способ защиты своих персональных данных остается письменный отзыв своих данных и в данном случае оператор не вправе отказать субъекту этих данных [9, с. 447].

Таким образом, анализ практики применения норм гражданского права в сфере каршеринга позволяет мне прийти к выводу, что на данный момент не сложилось определенного единого понимания природы исследуемых мной правовых отношений, в законодательстве отсутствуют специальные нормы о договоре каршеринга, не выработана единая позиция в судебной практике по спорным вопросам о правовой природе заключаемого договора, его содержании,

хотя такая необходимость уже явно прослеживается. В настоящее время договор каршеринга невозможно отнести в чистом виде ни к одному из поименованных в законе видов договоров аренды либо к договору оказания возмездных услуг [1, c. 30].

Новые правовые отношения всегда являются маленькой встряской для общества, в котором они образуются. Ничего страшного в этом нет - без обновления уже существующих институтов и создания новых мы бы не далеко ушли от Законов 12 таблиц. Конечно, вопрос о необходимости вмешательства законодателя все ещё открыт - так ли нам нужно плодить новые нормы и законы, когда у нас есть уже существующие статьи Гражданского Кодекса, регулирующие те же самые общественные отношения? Естественно, законодатель вправе сам решать, какого подхода ему следует придерживаться -оставлять без внимания новую, на первый взгляд, важную и актуальную конструкцию значит допустить большое упущение, возможно задушив на корню целый институт правоотношений, но и идти на поводу у крупных компаний, продвигающих выгодную им позицию, неправильно и странно.

Список литературы:

1. Аюшеева И.З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринг. Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. М.: МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2019. N 2.C. 25-32.

2. Аюшеева И.З., Богданова Е.Е. Гражданское право: учебник в 2 т. М.: Проспект, 2020. Т. 1. - 440 с.

3. Газета.ги. Аварии и неисправные машины: власти хотят разобраться с каршерингом. [Электронный ресурс] // URL: https://www.gazeta.ru/social/2020/09/09/13244690.shtml?updated.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

ВОПРОСЫ

российской юстиции

5. Делимобиль. Договор аренды транспортного средства (утвержден Приказом N ДД- 28 от 18 ноября 2019 года, в ред. Приказа N ДД-54 от 2 ноября 2020 года). [Электронный ресурс] // URL: https://delimobil.ru/terms/vehicle-rental-contract.

6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140

7. Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. N 144.

8. Решение Мещанского районного суда от 12 сентября 2019 года N 021003/2019.

9. Трегубов В. Н. Интеллектуальные системы поддержки совместного использования автомобилей в городе. Организация и безопасность дорожного движения: материалы X Международной научно-практической конференции: в 2 т. Тюмень: ТИУ, 2017. Т. 1. С. 446-450.

10. ЯндексДрайв. Машины на каждый день. [Электронный ресурс] // URL: https://yand ex.ru/drive/msk/cars/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.