Научная статья на тему 'КАРШЕРИНГ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ, ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

КАРШЕРИНГ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ, ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВЫСОКАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ЛИЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ / ТАКСИ / КАРШЕРИНГ / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / HIGH POPULATION / PRIVATE CAR / TAXI / CAR SHARING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрин А.Б., Ростова Д.В., Кирова И.В.

Рассматривая историю возникновения каршеринга в мире, авторы анализируют причины, текущие тенденции и перспективы развития краткосрочной аренды автомобилей в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAR SHARING: DEVELOPMENT DYNAMICS, CURRENT TRENDS AND PROSPECTS

Authors consider emergence of car sharing industry and analyze causes, current trends and development prospects of short-term car rental in Moscow.

Текст научной работы на тему «КАРШЕРИНГ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ, ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 656.131.7

Кудрин А.Б. студент 3 курса факультет автомобильного транспорта

Ростова Д.В. студент магистратуры 1 курса факультет автомобильного транспорта

Кирова И.В. доцент

кафедра экономических теорий Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет (МАДИ)

Россия, г. Москва

КАРШЕРИНГ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ, ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Рассматривая историю возникновения каршеринга в мире, авторы анализируют причины, текущие тенденции и перспективы развития краткосрочной аренды автомобилей в Москве.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, высокая численность населения, личный автомобиль, такси, каршеринг.

KudrinA.B.

student, 3 course, Faculty of Motor Transport

Postova D.V.

graduate student, 1 course, Faculty of Motor Transport

Kirova I. V.

Associated Professor of the Department of economic theories Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)

Russia, Moscow CAR SHARING: DEVELOPMENT DYNAMICS, CURRENT TRENDS AND PROSPECTS

Abstract. Authors consider emergence of car sharing industry and analyze causes, current trends and development prospects of short-term car rental in Moscow.

Keywords: transport infrastructure, high population, private car, taxi, car sharing.

Москва является крупнейшим городом России, с постоянным населением на 1января 2018г. более 12,5 млн. человек. [12] Прирост официально зарегистрированного населения в последнее десятилетие составляет от 120 до 300 тыс. чел. ежегодно. При этом фактически ежедневно в Москве находится около 25 млн. чел, а в той или иной степени в жизнь московской агломерации втянуто целых 40 млн. чел. [6]

Ежегодно число водителей, имеющих личный автомобиль, растёт пропорционально увеличению количества жителей столицы, что существенно повышает нагрузку на транспортную сеть мегаполиса. На сегодняшний день актуальной проблемой является перегрузка автомобильных дорог. Возможным решением этой проблемы, по мнению многих аналитиков дорожного движения, является каршеринг - вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной тарификацией, реализуемый через мобильное приложение [2; 3; 4; 5].

Чтобы начать пользоваться каршерингом, клиенту необходимо зарегистрироваться в сервисе и скачать мобильное приложение для смартфона. С его помощью на карте можно найти поблизости свободный автомобиль и забронировать его. Затем у клиента обычно есть 20 минут, чтобы добраться до машины. Начиная с 21-ой минуты, автоматически включается тариф «Парковка». Тариф «Аренда» действует с момента отключения сигнализации автомобиля. Доступ в машину осуществляется или с помощью того же мобильного приложения, или с помощью смарт-карты, выдаваемой при регистрации в офисе каршеринговой компании. Плата за аренду автомобиля автоматически списывается с банковской карты после завершения аренды. Таким образом, общение с сотрудниками компании сведено к минимуму. Однако в случае возникновения проблем, вы всегда можете связаться с операторами по телефону или через интернет.

Впервые программу каршеринга попытались реализовать в 1948г. в Цюрихе. Проект просуществовал пару лет. В последующие 50 лет локальные каршеринг-сервисы открывались как в Европе, так и в Северной Америке. Эти небольшие компании или «клубы» не приносили особого дохода своим владельцам и создавались, скорее, для удобства их участников. Кстати, в Великобритании каршеринг-сервисы до сих пор называются «автоклубы» (car clubs). Новейшая история каршеринга начинается с 2000 года, когда одновременно были созданы две крупные компании, процветающие и по сей день. В США появился ZipCar, а в Великобритании - City Car Club. Каршеринг ZipCar сейчас является одним из крупнейших сервисов поминутной аренды в мире. Это дочернее предприятие Avis Budget Group. По данным на сентябрь 2016 года, Zipcar зарегистрировала миллион пользователей. Суммарная численность автопарка составляет 10 000 машин в 500 городах и 9 странах (США, Великобритания, Австрия, Бельгия, Канада, Франция, Германия, Испания и Турция). [9]

В настоящее время во всех крупнейших мегаполисах мира прослеживается следующая тенденция: аренда автомобиля стремительно становится выгоднее владения им. Ежегодно мировой рынок каршеринга растет на 34%. К 2024г. такими темпами он достигнет объема 16,5 млрд. долл. Но уже сейчас этот сегмент выглядит солидно: каршерингом в США в 2016г. пользовались 5% взрослого населения, а всего в мире, по данным Frost &Sullivan, в 2016г. в почасовом прокате находились 150 тыс. автомобилей, которыми пользовались 10 млн чел. [11]

Москва стала первым городом на территории РФ, развивающим каршеринг. Власти Москвы ввели платную парковку в 2013 году. В том же году в Москве появился первый сервис каршеринга — Anytime. Но по-настоящему рынок стал развиваться осенью 2015 года, когда при поддержке столичных властей был запущен проект «Московский каршеринг», в рамках которого компании смогли приобретать льготные разрешения на парковку в столице. В августе 2015 года правительство Москвы выпустило постановление, снизив плату за парковку для каршеринговых компаний до 60 тыс. руб. за три года. [1] В 2018 году цена такого разрешения для владельцев сервисов составляла уже 24 тыс. руб. в год для одной машины. Обычному владельцу автомобиля годовой абонемент в 2018г. обходился в сумму до 300 тыс. руб. При стоимости парковки 100-200 руб. в час для личного автомобиля сутки парковки будут стоить 2,4-4,8 тыс. руб., а для оператора каршеринговой машины — всего 65-82 руб. в сутки. При этом для пользователей сервисов парковка бесплатна. [7; 10]

Стремительному развитию услуг каршеринга в Москве способствовала высокая численность населения в совокупности с высокой плотностью, а также тот факт, что изначально процент людей с правами и навыком вождения автомобиля был достаточно высок. Осенью 2015г. на рынок каршеринговых услуг в Москве вышла компания «Делимобиль» (старт со 100 автомобилей, первоначальная зона действия сервиса - пределы ТТК). Компания быстро заключила договор с мэрией Москвы о льготной парковке в платных зонах, ее автомобилям выделили места в крупнейших столичных аэропортах.

Стандартами московского каршеринга с момента создания являются: экологический класс автомобиля не ниже Евро 4; оборудование автомобиля системой GPS/ГЛОНАСС; наличие полиса ОСАГО; возраст авто не более 1 года на момент подачи заявления о предоставлении льготы; наличие цветографической окраски в соответствии с утвержденным брендированием; предоставление услуги в режиме 24часа / 7 суток в неделю; круглосуточный колл-центр; наличие программного обеспечения для бронирования авто в свободном доступе. [8]

Уже в первые месяцы после запуска программы в Москве каршеринг показал себя востребованной услугой. Всего за первые 9 месяцев работы были достигнуты показатели, схожие с городами, где каршеринг развивается уже несколько лет. При этом стоимость пользования каршерингом в Москве доступнее по сравнению с крупными европейскими городами (рис.1). [8]

Берлин 20,2

Вена 20,2

Милан 20,2

Рим 20,2

Лондон 24,9

Москва 7,5

0 5 10 15 20 25 30

Рис.1. Стоимость краткосрочной аренды легкового автомобиля в

крупнейших городах мира, руб./ мин. по курсу на июнь 2016г.

К началу 2019г. в Москве сконцентрировано около 85% российского автопарка "прокатных" автомобилей и работает 16 фирм, предоставляющих услуги каршеринга. На рис.2 представлены данные о доле сервисов каршеринга в Москве по количеству автомобилей в сентябре 2018г. [10]

■ Delimobil

■ Yandex.Drive

■ BelkaCar

■ Anytime

■ YouDrive

■ TimCar

■ MatreshCar

■ EasyCar

■ Carenda

■ Car5

■ Прочие сервисы

Рис.2. Доля сервисов каршеринга в Москве по числу автомобилей

(сен. 2018г.)

В середине сентября 2018г. на один каршеринговый автомобиль приходилось 1082 пользователя, ежедневно 11,5 тыс. автомобилей совершали около 60 тыс. поездок. За 8, 5 месяцев (с января по 20 сентября) 2018г. жители и гости Москвы совершили более 12 млн поездок, что более чем в 2 раза больше по сравнению с 2017 г. На рис.3 представлены данные о динамике автопарка каршеринга в Москве с сентября 2015 по декабрь 2018 года. [10]

1% 1% 1% 4%

Ж

4000 2000 0

сент 2015г. дек 2015г. дек 2016г. дек. 2017г. сент. 2018г. дек. 2018

(прогноз)

Рис.3. Рост численности автопарка московского каршеринга с сент. 2015г. по сент. 2018 г.

Аналитики JPMorgan считают московский рынок каршеринга одним из наиболее динамичных и перспективных в мире. В своем исследовании JPMorgan указывает, что московское правительство ставит своей целью увеличить парк каршеринговых автомобилей до 25 тыс. машин. В этом случае на каждый автомобиль будет приходиться примерно 500 жителей, что будет сопоставимо с показателями лидеров в этой сфере — Торонто (один автомобиль на 498 жителей, по оценке на конец второго квартала 2017 года), Мадрида (500), Штутгарта (515) и Нью-Йорка (525). [10]

Так почему же столичный мегаполис стал наиболее быстроразвивающейся площадкой для каршеринга в мире по количеству пользователей? Изначально каршеринг предполагался временная как замена личному автомобилю тем, кто ещё не приобрёл свой автомобиль или тем, кто считает, что содержание личного автомобиля (эксплуатация, ремонт, хранение, парковка и т.п.) обходится дороже аренды. При этом срок эксплуатации личного автомобиля в России несколько отличается от стран Европы, США и Азии. Так, в России одним автомобилем в среднем владеют 3-4 года, в то время как в США, Германии и Японии - 5-7 лет. Связать это можно с увеличением расходов на ремонт и обслуживание старого автомобиля, так и с частой сменой потребностей. [10]

По данным департамента транспорта Москвы, 64% зарегистрированных пользователей московского каршеринга имеют личный автомобиль и 39% водителей, имеющих личный автомобиль, для передвижений по городу готовы отказаться от него в пользу каршеринга. Такая ситуация не только в Москве. В мире 75% пользователей каршеринга имеют хотя бы один личный автомобиль, но им все равно удобно время от времени брать в прокат машины. [11]

Во многих городах мира, как и в Москве, каршеринг вдвое дешевле такси (табл.1). Средний пользователь таких сервисов, по данным самих компаний, просто предпочитает самостоятельное вождение извозу и при этом хочет сэкономить.

Таблица 1.

Сравнительный анализ каршеринга и услуг такси в Москве (июнь

2016г.) [8]

Такси Каршеринг

Средняя цена (руб./мин.) 15 7,5

Среднее время поездки (мин.) 25 38

Средняя дистанция поездки (км.) 15 15

С лета 2017 года в московском каршеринге стали появляться премиальные автомобили. YouDrive предложил свои клиентам арендовать Mercedes A-Class, а также Smart Cabrio и Smart Turbo. BelkaCar в начале августа запустила премиальный каршеринг BelkaBlack с седанами Mercedez-Benz CLA 200 Urban. В перспективе появление люксовых автомобилей обещают Делимобиль и AniTime. Стоимость минуты аренды машин премиум-класса в 2-2,5 раза выше, чем бюджетных авто. Арендовать их могут клиенты в возрасте от 25 лет, со стажем не менее 5 лет. [9]

Кроме этого, в 2017 году представители правительства Москвы заявили о готовности субсидировать лизинговые или кредитные платежи операторам каршеринга. Подтолкнет операторов к увеличению числа машин и потребительский спрос, который, по мнению большинства аналитиков, год от года будет лишь расти. По мере роста количества платных парковок в других российских городах спрос на услуги каршеринга распространится и в регионы. [7]

Совокупный парк каршеринга в Москве достигнет 30 тыс. машин к 2025 году. Переполненный московский рынок заставляет компании уже сегодня выходить в другие города. Санкт-Петербург, скорее всего, станет вторым рынком в России для каршеринга после Москвы. Как только там начнет расширяться зона платной парковки, в городе поднимется спрос на арендные автомобили. Еще один перспективный рынок — Сочи. Там основная аудитория — отдыхающие. В остальных регионах каршеринг не сможет развиваться теми же темпами, пока цена на поездку не станет дешевле поездки на такси. [10]

От развития каршеринга выигрывают все: и автомобилисты, и пешеходы, и транспортная инфраструктура города. Каршеринг позволяет разгрузить дороги и парковочное пространство: один автомобиль каршеринга может заменить десять личных. В Москве около 4 млн. автомобилей, благодаря каршерингу их количество может сократиться в 2-3,5 раза,

прогнозируют эксперты. Пересаживаясь на каршеринговую машину, автомобилист может сэкономить от 4 до 10% своих затрат, а также имеет возможность выбора из автомобилей разного класса в зависимости от необходимости. [10]

К тому же каршеринг в крупных мегаполисах мира — это не только поездка от дома до работы. В Великобритании рядом с крупными торговыми центрами Costco, B&Q и IKEA фирма Hertz сдает напрокат небольшие фургоны. Их можно взять в аренду по часам, чтобы самому доставить покупки до дома. Подобные фургоны стоят и рядом с магазинами Leroy Merlin и IKEA в других странах ЕС. Причем перевозить грузы можно и между странами, так как машины Hertz подключены к IoT-платформе при помощи телематических сим-карт Orange. [11]

В России пока что такого нет, но каршеринг уже сейчас некоторые небольшие компании используют для коммерческих целей (для перевозки небольших грузов или же для курьерской доставки). Для малого бизнеса это выгодно из-за отсутствия налогов, бесплатной парковки, экономии на покупке и эксплуатации автомобиля. В качестве примера предприятия, которому выгодна аренда коммерческого автомобиля Александр Ладыгин, генеральный директор онлайн-сервиса аренды автомобилей по схеме peer-to-peer Rent A Ride, приводит небольшую видеостудию. Таким компаниям обычно нужны малые коммерческие автомобили (Light Commercial Vehicle, LCV), которые есть на российском рынке каршеринга. Если съемочная группа перевозит оборудование один-два дня в неделю (очень редко такие компании используют машины чаще), получается 75 съемочных дней в год. Аренда Peugeut Partner на все эти дни обойдется в 150 тыс. руб. Если же машину покупать, то при цене 1,1 млн руб. она за год потеряет в стоимости около 120 тыс. руб. При этом расходы на техобслуживание, страховку, транспортный налог, сезонную резину составят порядка 130 тыс. руб. Это без учета платы по кредиту, то есть машина предполагает единовременные затраты в 1,1 млн руб. [11]

Но массового полноценного коммерческого каршеринга в России пока нет. Каршеринг эффективен как комплекс услуг: бесплатные парковки, обслуживание, бензин. А льготы в Москве (да и других российских городах) в сфере каршеринга распространяются только на легковушки. Пока что департамент транспорта правительства Москвы для коммерческих перевозок таких льгот не предоставляет, поэтому предприниматели за все платят сами. Более того, по российскому законодательству для каршеринга запрещены перевозки в целях коммерческой деятельности. Кроме того, существуют требования по габариту каршерингового автомобиля и его возрасту, парковочное разрешение на каршеринговый автомобиль более чем на год получить невозможно. Это обычная практика во всем мире, так как власти городов заинтересованы в том, чтобы каршеринг был экологичным видом транспорта и использовался жителями для обычных поездок.

На сегодняшний день спрос на коммерческий каршеринг не исследован,

а вложения высоки. Единственное, что может появиться при ныне существующем законодательстве — грузовые перевозки для частных лиц по примеру фургонов у магазинов в ЕС. При внесении некоторых изменений в законодательные акты по регулированию услуг каршеринга вполне вероятно, что в короткие сроки появятся полугрузовые каршеринговые автомобили. Так, например, компания You Drive заинтересована в развитии коммерческого каршеринга и ее аналитики пытаются оценить его рынок, но пока ориентируются только на b2c-сектор. Сектор b2b с арендой фур для перевозок, считают в YouDrive, возможен, но потребует отдельной разработки программного обеспечения и четкого регулирования. [11]

Использованные источники:

1. Постановление Правительства Москвы от 19 августа 2015 г. N 523-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. N 32-ПП, от 17 мая 2013 г. N 289-ПП"/портал «ГАРАНТ.РУ» - URL: http://www.garantru/products/ipo/prime/doc/71067288/ (дата обращения 09.01.2019г.)

2. Глаголева, С.В. Каршеринг как замена личного автомобиля / Глаголева С.В., Коршиков Д.А. // В сборнике: Наука и социум. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Ответственный редактор Е.Л. Сорокина. - 2018. - С. 51-56.

3. Жидкова, М.А. Анализ и перспективы развития мобильных сервисов на рынке таксомоторных перевозок / М.А. Жидкова // Автотранспортное предприятие. - 2016. - № 3. - С. 3-6.

4. Малиновский, М.П. Каршеринг: проблемы участников и сторонних лиц / Малиновский М.П., Аракелян Т.К. // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2018. - № 3 (17). - С. 2.

5. Улицкая, Н.М. Каршеринг: история возникновения, тенденции развития и особенности в современной России / Н.М. Улицкая, Т.А. Медведева // Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта: сборник научных трудов. - М.: МАДИ, 2017. -С. 123-130.

6. Собянин: Население Москвы не двенадцать с половиной миллионов / Информационный портал РФ. - URL: https://infoportalru.ru/sobyanin-naselenie-moskvy-ne-dvenadcat-s-polovinoj-millionov.html (дата обращения 09.01.2019г.)

7. Аналитики PwC предсказали трехкратный рост парка каршеринга в Москве / РБК: бизнес. - 13 сентября 2018г. - URL: https://www.rbc.ru/ business/13/09/2018/5b9a22fe9a79476e965bef0b (дата обращения 09.01.2019г.)

8. Каршеринг 2016: публичная презентация. - URL: http://transport.mos.ru/common/upload/docs/1473085733 Karshering 2016 publi chnaya prezentatsiya.pdf (дата обращения 09.01.2019г.)

9. Каршеринг в России. История, компании, условия / Портал про аренду автомобилей RENTCARUS. - URL: https://rentcarus.ru/karshering-v-rossii/ (дата обращения 09.01.2019г.)

10. Как рынок каршеринга в Москве оказался самым быстрорастущим / РБК: Технологии и медиа. - URL: https://www.rbc.ru/technology_ and_ media/27/09/2018/5bab94a69a79474169e307c 1 (дата обращения 09.01.2019г.)

11. Каршеринг с коммерческой жилкой / РБК: Коммерческий транспорт. -Вып. № 8,9. - 9 октября 2017г. - URL: http://www.rbcplus.ru/news/59daa785 7a8aa95e61a58689?ruid=uUjlA1v8AJqaFrFcA14LAg (дата обращения 09.01.2019г.)

12. Оценка численности населения Москвы на 1.01.2018г. / Мосгорстат -URL:

http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/moscow/ru/statistics/population / (дата обращения 09.01.2019г.)

УДК 336

Кузнецова Е.А. студент 4 курса

факультет «Корпоративной экономики и предпринимательства»

Новосибирский Государственный Университет

Экономики и Управления научный руководитель: Немцева Ю.В., к. э.н.

доцент

Россия, г. Новосибирск СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАКОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПАО «ВИМ-АВИА»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: в следствие экономической и политической нестабильности в стране, за последние 5 лет многие авиакомпании были вынуждены объявить о банкротстве и уйти с рынка. Кризис отрасли пассажирских авиаперевозок затронул даже такие крупные компании как «ВИМ-Авиа» и «Трансаэро». В связи с чем, возникает всё большая и большая потребность в выборе наиболее качественной и эффективной методики анализа финансового состояния авиакомпаний в целях раннего обнаружения и предотвращения кризиса.

Ключевые слова: финансы, методики анализа, финансовое состояние, банкротство, коэффициенты

Kuznetsova E.A. student

4 course, faculty «Corporate economics and entrepreneurship» Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk Academic adviser: Nemtseva Y.V. c.e.s., assistant professor Russia, Novosibirsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.