Научная статья на тему 'Карпов Юрий Юрьевич (1956-2015)'

Карпов Юрий Юрьевич (1956-2015) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
354
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ КАРПОВ / МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК / КАВКАЗОВЕДЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КУЛЬТУРА ГОРЦЕВ / YURY YURYEVICH KARPOV / PETER THE GREAT MUSEUM OF ANTHROPOLOGY AND ETHNOGRAPHY (THE KUNSTKAMERA) / CAUCASIAN STUDIES / SOCIOCULTURAL STUDIES / CULTURE OF HIGHLANDERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шереметьев Денис Александрович

Некролог посвящен памяти известного российского кавказоковеда, доктора исторических наук Юрия Юрьевича Карпова (1956-2015). Ю.Ю. Карпов получил образование на кафедре этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «“Вольные” общества Северного Кавказа в XVIII первой половине XIX в. (к вопросу о роли патриархально-родовых и общинных институтов в процессе формирования раннеклассовых отношений)». В 1999 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа XIX-XX веков». Написал свыше 200 работ, в том числе четыре монографии (одна из них в соавторстве). В центре научных интересов Юрия Юрьевича находились традиционные социальные институты и их трансформация в современных условиях. С 1984 г. и до конца своих дней Ю.Ю. Карпов проработал в Музее антропологии и этнографии (Кунсткамера); был одним из лидеров социокультурных исследований в кавказоведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Karpov Yury Yuryevich (1956-2015)

This Obituary is dedicated to the memory of the prominent Russian ethnographer, an expert on the Caucasus, Doctor of Historical Sciences Yury Yuryevich Karpov (1956-2015). Yu.Yu. Karpov graduated from the Department of Ethnography and Anthropology, History Faculty of Leningrad State University. In 1984 he defended his thesis on “‘Free’ societies of the North Caucasus in 18 first half of 19th century (to the question of the role of patriarchal-patrimonial and communal institutes in the course of early class relations formation)”. In 1999 he defended his doctoral thesis on “Male unions in the sociocultural tradition of the Caucasian highlanders of 19-20 centuries”. Yu.Yu. Karpov is the author of over 200 papers, including four monographs (one of them co-authored). At the center of his scholarly interests were traditional social institutions and their transformation under modern conditions. Since 1984 and until the end of his days Yu.Yu. Karpov worked at the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera). He was one of the leaders in sociocultural studies in the Caucasian Ethnography.

Текст научной работы на тему «Карпов Юрий Юрьевич (1956-2015)»

Карпов

Юрий

Юрьевич

(1956-2015)

Д.А. Шереметьев

Ю.Ю. Карпов в аварском селении Хотода, 2004 г. Фото Е.Л. Капустиной

Аннотация. Некролог посвящен памяти известного российского кавказоковеда, доктора исторических наук Юрия Юрьевича Карпова (1956-2015). Ю.Ю. Карпов получил образование на кафедре этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «"Вольные" общества Северного Кавказа в XVIII -первой половине XIX в. (к вопросу о роли патриархально-родовых и общинных институтов в процессе формирования раннеклассовых отношений)». В 1999 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа Х!Х-ХХ веков». Написал свыше 200 работ, в том числе четыре монографии (одна из них в соавторстве). В центре научных интересов Юрия Юрьевича находились традиционные социальные институты и их трансформация в современных условиях. С 1984 г. и до конца своих дней Ю.Ю. Карпов проработал в Музее антропологии и этнографии (Кунсткамера); был одним из лидеров социокультурных исследований в кавказоведении.

Ключевые слова: Юрий Юрьевич Карпов, Музей антропологии и этнографии Российской академии наук, кавказоведение, социокультурные исследования, культура горцев.

Шереметьев Денис Александрович, ведущий научный сотрудник, хранитель Оружейной кладовой, Российский этнографический музей, 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1, denis_sheremetev@mail.ru.

Karpov Yury Yuryevich

(1956-2015)

D.A. Sheremetev

Abstract. This Obituary is dedicated to the memory of the prominent Russian ethnographer, an expert on the Caucasus, Doctor of Historical Sciences Yury Yuryevich Karpov (1956-2015). Yu.Yu. Karpov graduated from the Department of Ethnography and Anthropology, History Faculty of Leningrad State University. In 1984 he defended his thesis on "'Free' societies of the North Caucasus in 18 - first half of 19th century (to the question of the role of patriarchal-patrimonial and communal institutes in the course of early class relations formation)". In 1999 he defended his doctoral thesis on "Male unions in the sociocultural tradition of the Caucasian highlanders of 19-20 centuries". Yu.Yu. Karpov is the author of over 200 papers, including four monographs (one of them co-authored). At the center of his scholarly interests were traditional social institutions and their transformation under modern conditions. Since 1984 and until the end of his days Yu.Yu. Karpov worked at the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera). He was one of the leaders in sociocultural studies in the Caucasian Ethnography.

Keywords: Yury Yuryevich Karpov, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera), Caucasian studies, sociocultural studies, culture of highlanders.

Sheremetev Denis A., Leading Research Fellow, custodian of Armory, The Russian Museum of Ethnography, 4/1, Inzhenernaya st., St. Petersburg, Russia, 191186, denis_sheremetev@mail.ru.

1 сентября 2015 г. ушел из жизни заведующий отделом этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии Российской академии наук, доктор исторических наук Юрий Юрьевич Карпов. Мы вспоминаем нашего коллегу.

Юрий Юрьевич родился в Ленинграде 6 июня 1956 г. С 1973 по 1978 г. учился на кафедре этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. В 1978-1980 гг. служил в рядах Советской армии. В 1981 г. поступил в аспирантуру Ленинградской части Института этнологии Академии наук СССР и в 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «"Вольные" общества Северного Кавказа в XVIII - первой половине XIX в. (к вопросу о роли патриархально-родовых и общинных институтов в процессе формирования раннеклассовых отношений)». В том же 1984 г. Юрий Юрьевич пришел в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), где проработал всю жизнь на различных должностях. В 1998 г. в МАЭ РАН из состава отдела этнографии народов Средней Азии, Кавказа и Казахстана была выделена группа этнографии Кавказа, с 2002 г. ставшая отделом этнографии Кавказа. Ю.Ю. Карпов возглавлял новое подразделение с момента его образования и до конца своих дней. В 1999 г. Юрий Юрьевич защитил докторскую диссертацию на тему «Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа Х!Х-ХХ веков».

В 2004 г. Юрий Юрьевич был приглашен работать по совместительству в Российский этнографический музей - ведущим научным сотрудником отдела проблем современной этнографии, межнациональных отношений и этнографического музееведения. В 2005-2009 гг. он читал спецкурс «Феноменология кавказской культуры» на кафедре Центральной Азии и Кавказа Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

После ученого остаются его труды. Юрий Юрьевич написал и издал четыре монографии (одну из них - в соавторстве). В 1996 г. увидела свет первая и самая тонкая из его книг - «Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа». Взгляд на кавказские реалии через призму специфически мужского мировоззрения оказался по-хорошему непривычным. Подробно разработанная в этнографии тема мужских союзов традиционно связывалась с изучением универсальных истоков человеческого общества и в целом с архаизирующим взглядом на культуру. Юрию Юрьевичу удалось показать мужские союзы не только как традиционный институт, воплощавший основополагающие культурные ценности, но как институт, меняющийся во времени, играющий важную роль в ходе кардинальных общественных трансформаций. Следует отметить, что книга вышла в сложное и трагическое время военных действий в Чеченской Республике, что могло бы спровоцировать автора на актуальные и неизбежно односторонние оценки, однако в монографии представлена взвешенная научная позиция, что, несомненно, добавляет ей убедительности.

Удачно найденный подход - освещение кавказского материала с позиции мужского начала - требовал не только продолжения, но и, в некотором смысле, гармонизации. В 2001 г. Юрий Юрьевич выпускает книгу «Женское пространство в культуре народов Кавказа». Очевидно, что в кавказских культурах, с их подчеркнутой мужественностью и воинственностью, женщина играет роль второго плана, уступая, в соответствии с культурной нормой, авансцену отцу, мужу и сыну. Эта общая установка сказывается в том числе и на доступности тех или иных сведений для исследователя. Любой внешний наблюдатель, попадая в кавказскую среду, сталкивается в первую очередь с фигурой мужчины, ответственного за внешние контакты, в то время как женский мир остается зачастую сокрытым, непроговари-ваемым, незаметным. В этих условиях постановку темы о специфическом женском пространстве можно было бы счесть невыигрышной, однако автор сумел разглядеть в «неприметном» и «безвидном» поистине субстанциальное значение. Своей монографией Юрий Юрьевич показал, что разговор о женской субкультуре в демонстративно мужском мире не только возможен, но и необходим.

Следующим шагом в раскрытии научной позиции Ю.Ю. Карпова стала выпущенная в 2007 г. монография «Взгляд на горцев. Взгляд с гор: Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана». Как следует из названия, в центре внимания автора на этот раз оказались отношения горцев с "не-горцами". Противопоставление в данном случае использовано не только для описания отношений разных субъектов, но также как методический прием, позволяющий выделить и рельефно очертить специфический горский образ жизни. Толстый том в 650 страниц содержит разнородные сюжеты, множество ценных интерпретаций (например, образ горского поселения как гигантских каменных сот) и соображений (закономерность возникновения личного лидерства в горской среде и одновременно его ограниченность в политической сфере). Отдельно следует упомянуть удачно найденное определение, описывающую базовую структуру горского мира: метафору «"верхние" и "нижние"» уже можно встретить в работах других ученых, причем иногда без ссылок на Ю.Ю. Карпова. Обычно так происходит, когда сказанное воспринимают не как сформулированный коллегой концепт, но как констатацию очевидного. Видеть очевидное и делать очевидное доступным для других людей, пожалуй, - одна из сложнейших задач, стоящих перед ученым.

В 2011 г. Ю.Ю. Карпов и Е.Л. Капустина издали книгу под названием «Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX - начале XXI в.: их социальные и этнокультурные последствия и перспективы». В сочинении рассматриваются вопросы миграции, трансформации жизненного уклада горцев, изменения их идентичности и в целом - проблемы модернизации. Если первые две монографии Юрия Юрьевича посвящены основополагающим категориям «мужского» и «женского» внутри горской культуры, третья монография представляет собой попытку описать культуру горцев в целом, то в «Горцах после гор» внимание авторов сосредоточено на том, как самодостаточная культура горцев размыкается под напором внешнего мира, открывается навстречу изменениям, что-то безвозвратно теряя по пути и что-то обретая. На фоне предыдущих книг последняя монография выглядит прощанием

с уютным для исследователя миром прошлого, отделенного от нынешнего дня безопасным барьером инаковости. Обращение к современной проблематике содержит в себе известный риск, но логика последовательного разворачивания научного взгляда на культуру горцев требует подобного шага.

Конечно, прошло слишком мало времени, чтобы давать какую-то оценку заслугам Юрия Юрьевича как ученого, но если ставить такую задачу, то на сегодняшний день мы можем высказать несколько общих соображений - корпус сочинений, включающий помимо монографий более двух сотен статей, очерков, тезисов и рецензий, позволяет это сделать.

Можно утверждать, что Юрий Юрьевич сформировал определенное направление в кавказоведении. В самом общем виде область его научных интересов можно обозначить как «традиционные социальные институты и их трансформация в современных условиях» - классическая тема для советской этнографии. Однако подходы, представленные в сочинениях Юрия Юрьевича, существенно отличаются от установок его старших коллег. Очевидным образом акценты в исследовательской позиции Ю.Ю. Карпова смещены из области социологии в область культурологии. При этом Юрий Юрьевич не только не порывает с советским наследием, но, напротив, последовательно выстраивает такое научное пространство, в котором достижения предыдущих поколений исследователей могли бы быть актуализированы. В целом Юрий Юрьевич следует социокультурному подходу - этот термин часто появляется в его текстах - достаточно вспомнить название сборника статей «Северный Кавказ: Человек в системе социокультурных связей» (2004), в котором Юрий Юрьевич выступил не только как ответственный редактор, но и как один из основных авторов. В рамках выбранной парадигмы Ю.Ю. Карпов последовательно и целенаправленно разворачивал перед читателем широкую и одновременно цельную картину кавказских реалий. К точке зрения Юрия Юрьевича, наверное, можно относиться по-разному, но обозначенное его работами научное направление следует признать состоявшимся.

Соотнесение работ Ю.Ю. Карпова с советским наследием, кажется, позволяет уловить особенности не только его метода, но и его стиля. Для книг Юрия Юрьевича характерна сдержанная авторская позиция, как бы скрытая за обширными цитатами и множеством ссылок. Возможно, таким образом Юрий Юрьевич пытался уйти от излишней дидактичности предшествующей эпохи: в отсутствие жестких схем, однозначных оценок и броских эпитетов становится слышным голос самой кавказской жизни, которую обычно воспринимают как материал для изучения. Можно сказать, что некоторая часть реальности, невыраженная до того, обрела себя в трудах Юрия Юрьевича.

Жизнь в науке имеет разные измерения. Помимо написания собственных текстов Юрий Юрьевич 17 лет руководил научным отделом. Одной из особенностей работы

в гуманитарной сфере является высокая степень индивидуализации процесса. На практике это означает, что руководитель должен не только предлагать общие для всего коллектива проекты, но и вдохновлять людей, вести их за собой. На протяжении многих лет Юрий Юрьевич вкладывал свою энергию в отдел, которым руководил.

Потрясающую работоспособность Ю.Ю. Карпова отмечают многие коллеги: в разные годы он состоял в ученых и диссертационных советах, был членом различных редколлегий, ответственным редактором многочисленных изданий. Надо сказать, что к исполнению своих обязанностей Юрий Юрьевич относился добросовестно -даже отзывы на студенческие работы он писал вполне содержательно. Отдельно следует отметить большие усилия по организации и проведению ежегодных Лавровских (среднеазиатско-кавказских) чтений, включавшие в себя также подготовку к изданию статей по кавказской тематике для Лавровских сборников.

Вся эта малозаметная для постороннего глаза деятельность, во-первых, совершенно необходима для обеспечения нормального течения научного процесса, а во-вторых, забирает иногда непропорционально много времени и сил. Юрий Юрьевич был не из тех людей, которые себя берегут.

Юрий Юрьевич умел быть благодарным. Вспоминая своих учителей и старших коллег, он всегда подчеркивал их научные заслуги и те человеческие качества, которые мы связываем с понятием личность. Особую роль в судьбе Юрия Юрьевича сыграли Рудольф Фердинандович Итс и Леонид Иванович Лавров. Р.Ф. Итс, воссоздавший на историческом факультете Ленинградского государственного университета кафедру этнографии и антропологии и возглавлявший в 1982-1990 гг. Ленинградскую часть института этнографии АН СССР, был для Юрия Юрьевича учителем в самом высоком смысле этого слова. Как писал сам Юрий Юрьевич, Рудольф Фердинандович «привил своим ученикам нечто такое, что сделало большинство из них ЭТНОГРАФАМИ». Именно так - заглавными буквами - Юрий Юрьевич обозначил «нечто такое», что по большому счету не может быть сформулировано: ощущение подлинного, настоящего человека и ученого. Л.И. Лавров, один из ведущих кавказоведов страны, возглавлявший в 1970-1980 гг. группу Средней Азии, Казахстана и Кавказа в Ленинградской части Института этнографии, принял Юрия Юрьевича на работу, был его научным руководителем в аспирантуре, определил научную тему, которой Юрий Юрьевич занимался долгие годы - мужские союзы на Кавказе.

Личное уважение к своим предшественникам у Юрия Юрьевича было неразрывно связано с пониманием науки как непрерывной традиции, которую необходимо поддерживать. Ведь внимание, которое проявляли к самому Юрию Юрьевичу старшие товарищи, было вниманием не просто к конкретной персоне, но к молодому и талантливому коллеге. Можно смело сказать, что отношение Юрия Юрьевича к другим людям было сформировано именно в этой парадигме. Он неоднократно делал доклады и писал статьи, посвященные памяти Л.И. Лаврова и А.В. Гадло, отредактировал и написал предисловие с комментариями к «Путешествию по

Кавказу в 1770-1773 гг.» И.А. Гильденштедта, опубликовал архивные материалы П.Г. Буткова, в том числе «Известия о бывшем в Кавказских горах лжепророке Мансуре» 1806 г., которое сам Ю.Ю. Карпов назвал «первым монографическим исследованием чеченцев».

Пониманием правильной, настоящей жизни в науке, которое он получил из рук предшественников, Юрий Юрьевич щедро делился с молодыми учеными, вступавшими на научное поприще. Он всегда готов был помочь коллеге в его работе, поиске, стремлении к научной истине. Молодому человеку, который еще не очень хорошо понимает истинную ценность того, что он делает, слишком легко принять первые, может быть, не вполне удачные шаги за собственную несостоятельность, слишком легко отказаться от пути, на котором обнаруживаются непредвиденные сложности. Поддержка со стороны маститого ученого в этой ситуации способна подтолкнуть в правильном направлении. Короткий разговор может восприниматься как проявление внимания, а спустя десять или двадцать лет оказывается, что это человеческое и одновременно научное участие в значительной степени определило судьбу собеседника.

Юрий Юрьевич выстраивал преемственность не в рамках отдельно взятой научной школы, но в рамках большой науки, помогая другим людям встраиваться в общий поток знания и понимания.

Этнографы используют словечко «полевик» для обозначения ученого, активно работающего в экспедициях, «в поле». Юрий Юрьевич был блестящим полевиком. Много лет подряд он обследовал Западный и Юго-Западный Дагестан, горную часть Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, горные районы Восточной Грузии. Успешность работы в поле определяется по большому счету умением общаться с людьми. Уважение к другому человеку и чувство собственного достоинства сделали Юрия Юрьевича своим для очень многих жителей Кавказа.

Из экспедиций Юрий Юрьевич привозил не только уникальные полевые материалы, легшие в основу его статей и монографий, но и предметные коллекции для Музея антропологии и этнографии. 260 экспонатов и более 800 фотографий пополнили собрание Музея благодаря Юрию Юрьевичу.

Скончался Юрий Юрьевич скоропостижно. Во время прощания гроб с телом покойного стоял в зале Кунсткамеры, помнившем великих ученых прошлого. Имя Ю.Ю. Карпова вписано в книгу русской академической науки.

При подготовке некролога использованы материалы из готовящегося к публикации издания: Карпов Ю.Ю. Биобиблиографический указатель трудов / сост. М.С.-Г. Албогачиева. - СПб.: МАЭ РАН, 2016. - 76 с. }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.