Научная статья на тему '"КАРНАВАЛ" РОБЕРТА ШУМАНА В ОРКЕСТРОВКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ'

"КАРНАВАЛ" РОБЕРТА ШУМАНА В ОРКЕСТРОВКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
410
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Р.ШУМАН / ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ "КАРНАВАЛ" / ПАРТИТУРА / СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР / БАЛЕТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Любимов Д.В.

Статья посвящена истории оркестровки «Карнавала» Роберта Шумана, выполненной в 1902 году группой отечественных композиторов. В их версии партитура стала включать в себя 21 номер (вместо 20 миниатюр Шумана). Некоторые текстовые изменения коснулись структурной, тональной, темповой, ритмической и фактурной организации. В статье освещаются особенности работы композиторов с оригинальным материалом и приёмы оркестрового письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARNAVAL BY ROBERT SCHUMANN ORCHESTED BY RUSSIAN COMPOSERS

The article is devoted to the history of the orchestration of “Carnaval” by Robert Schumann, performed in 1902 by a group of Russian composers. In their version, the score began to include 21 numbers (instead of 20 Schumann miniatures). Some textual changes affected the structural, tonal, tempo, rhythmic and textural organization. The article highlights the features of composers’ work with original material and methods of orchestral writing.

Текст научной работы на тему «"КАРНАВАЛ" РОБЕРТА ШУМАНА В ОРКЕСТРОВКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

УДК 786.2:785.1:782.91

Данила Вадимович Любимов

Аспирант Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: lyubimov.dania@yandex.ru. ORCID: 0000-0001-9103-1563. SPIN-код: 2514-0600

«КАРНАВАЛ» РОБЕРТА ШУМАНА В ОРКЕСТРОВКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Статья посвящена истории оркестровки «Карнавала» Роберта Шумана, выполненной в 1902 году группой отечественных композиторов. В их версии партитура стала включать в себя 21 номер (вместо 20 миниатюр Шумана). Некоторые текстовые изменения коснулись структурной, тональной, темповой, ритмической и фактурной организации. В статье освещаются особенности работы композиторов с оригинальным материалом и приёмы оркестрового письма.

Ключевые слова: Р. Шуман, фортепианный цикл «Карнавал», партитура, симфонический оркестр, балет

Для цитирования: Любимов Д. В. «Карнавал» Роберта Шумана в оркестровке русских композиторов // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2022. -Вып. 30. - С. 30-41.

Об истории оркестрованного «Карнавала» известно немногое. Как сообщают композиторы-текстологи, редакторы партитуры «Карнавал» И. Н. Иордан и Г. В. Киркор, замысел инструментовки фортепианного цикла Шумана принадлежал Антону Григорьевичу Рубинштейну. На этот факт указывают пианистка и ученица композитора С. А. Малозёмова, а также оперная певица Н. А. Ирецкая. Пианист-виртуоз, поклонник творчества Шумана, Рубинштейн часто включал его сочинения в концертный репертуар своих гастрольных турне по Европе и России. Кроме того, он уделял особое внимание музыке немецкого композитора в рамках учебно-педагогической и концертно-просветительской деятельности.

Одним из творческих желаний Рубинштейна было создание оркестрового переложения всех пьес «Карнавала», однако смерть помешала выполнить инструментовку музыки этого фортепианного цикла. Спустя восемь лет, в 1902 году, мечту Рубинштейна осуществила группа ком-

позиторов петербургской школы во главе с Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым и А. К. Лядовым. Оркестровка «Карнавала» была посвящена памяти Рубинштейна. Об организации репетиций симфонического «Карнавала» читаем в письме Глазунова к В. В. Стасову от 15 апреля 1902 года: «Дорогой Владимир Васильевич! Поздравляю Вас с светлым праздником, желаю всего хорошего и при этом сообщаю Вам, что репетиции Карнавала будут проходить [во] вторник, среду и пятницу в 2 часа в Большом зале Консерватории. Вход с переулка со стороны Торговой улицы. Любящий Вас А. Глазунов» [1, 230].

Примечательно, что премьерное исполнение инструментованного «Карнавала» оказалось связано с жанром балета. 20 апреля 1902 года в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории состоялся Благотворительный концерт, на котором в формате балетного представления были исполнены «Карнавал» (музыка Шумана) и «Костюмированный бал» (музыка Рубинштейна) в инструментовке отечествен-

ных композиторов (хореограф Н. Г. Легат, дирижёр Н. С. Кленовский). И. Иордан и Г. Киркор в предисловии к партитуре «Карнавала» указывают 20 апреля как дату премьерного исполнения. В. М. Красовская представляет иную хронологию событий.

В книге «Русский балетный театр начала ХХ века. Хореографы» историк балетного искусства пишет: «20 апреля 1902 года „Петербургская газета" уведомила читателей, что для вечера, устраиваемого в пользу школы имени А. Г. Рубинштейна, недавно открытой на родине этого великого художника в с. Выхватинцах, придумана небывалая программа при участии таких композиторов, как гг. Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов и др. Устроительницы вечера, проф. консерватории г-жи Малозёмо-ва и Ирецкая... затеяли осуществить мысль Рубинштейна увидеть знаменитый „Карнавал" Шумана в лицах и на сцене. С этой целью упомянутые выше композиторы взялись оркестровать фортепианное произведение Шумана, и артисты и артистки нашей балетной труппы исполнят танцы, входящие в состав „Карнавала" Шумана» [2, 429].

О другой дате премьеры свидетельствуют известия «Петербургской газеты», № 113 от 1902 года: «Вечер состоялся 26 апреля в Большом зале Консерватории, но имена постановщика и исполнителей не сохранились. Очевидно, однако, что танцы эти не были связаны сюжетом, а представляли собой отдельные номера, иногда возникавшие по ходу музыки» [цит. по: 2, 429]. Сегодня трудно сказать, когда именно состоялась премьера балетного «Карнавала» -20 или 26 апреля 1902 года. Точная датировка требует дальнейшего исследования. Отметим, что «Карнавал» не ограничивается постановочной жизнью в балете. В одном из писем Глазунов упоминает о концертном исполнении оркестровой версии1.

Обратимся к инструментовке фортепианного цикла Р. Шумана «Карнавал». Пар-

титура [4] создана для большого симфонического оркестра парного расширенного состава (с включением флейты пикколо). Многочисленная группа ударных инструментов представлена литаврами, треугольником, бубном, малым барабаном, тарелками, большим барабаном, там-тамом, колокольчиками. Арфа и орган дополняют состав оркестра. В отдельных номерах состав варьируется от камерного (соло кларнета, арфа и струнные) до полного. Заметные изменения, отличающие оркестровую версию отечественных композиторов от оригинала Шумана, коснулись структурной, тональной, темповой, ритмической и фактурной организации.

Оркестровый «Карнавал» содержит 21 пьесу (вместо 20 миниатюр Шумана [3]): Intermezzo из «Valse allemande» (по партитуре № 16) - «Paganini» - стало самостоятельной пьесой (по партитуре № 17), завершающейся репризой «Valse allemande». Неожиданным можно назвать намерение Глазунова оркестровать «Sphinxes» - комбинацию звуков-букв, расположенных между 8 и 9 номерами цикла. Ключ к пониманию идеи произведения представлен тремя вариантами (Es - c - h - a, As - c - h, A - Es - c - h) в записи бревисами. В первой музыкальной головоломке содержится монограмма фамилии Schumann, две других отсылают к чешскому городу Asch (Аш), в котором проживала муза Шумана - Эр-нестина фон Фрикен. Композитор не предназначал «Sphinxes» для исполнения, однако многие пианисты их озвучивают2. В партитуре «Карнавала» после музыки «Réplique» (№ 8) следует оркестровый вариант «Sphinxes», выполненный Глазуновым без обозначения номера.

В соответствии с замыслом Шумана отечественные музыканты сохранили жанровую основу, представив сочинение как программную оркестровую сюиту. Приведём имя каждого композитора и инструментованную пьесу.

Композитор Название пьесы

А. К. Глазунов «Préambule» (№ 1)

«Pierrot» (№ 2) «Eusebius» (№ 5) «Sphinxes» «Chopin» (№ 12) «Pause» (№ 20)

«Marche des "Davidsbundler" contre les Philistins» (№ 21) - совместно с В. А. Калафати

Н. А. Римский-Корсаков «Florestan» (№ 6)

А. К. Лядов «A. S. C. H. S. C. H. A. (Lettres dansantes)» (№ 10)

«Valse allemande» (№ 16)

«Paganini» (№ 17)

Н. Н. Черепнин «Papillons» (№ 9)

В. А. Калафати «Coquette» (№ 7)

«Réplique» (№ 8)

«Chiarina» (№ 11)

«Marche des "Davidsbundler" contre les Philistins» (№ 21) - совместно

с А. К. Глазуновым

Н. С. Кленовский «Arlequin» (№ 3)

«Promenade» (№ 19)

А. С. Аренский «Pantalon et Colombine» (№ 15)

А. А. Винклер «Estrella» (№ 13)

И. И. Витоль «Reconnaissance» (№ 14)

А. Петров «Valse noble» (№ 4)

Н. А. Соколов «Aveu» (№ 18)

Среди всех композиторов, оркестровавших «Карнавал», особого внимания заслуживает имя Глазунова. Он не только инструментовал количественно больше пьес, нежели его коллеги, но также реализовал свой предыдущий опыт работы над оркестровкой симфонической сюиты «Шопени-ана» (op. 46) из произведений Ф. Шопена.

Тональные изменения в «Карнавале» «позволили» себе Глазунов и Калафати. Открывающая цикл «Préambule» (№ 1) и заключительный «Marche des „Davidsbundler" contre les Philistins» (№ 21) были транспонированы из исходной As-dur в B-dur (оркестровка первой пьесы принадлежит Глазунову, вторая выполнена им совместно с Калафати). Замена исходной тональности на B-dur, вероятно, была вы-

звана техническими возможностями инструментов.

Темповые обозначения в партитуре сохранены, кроме нескольких инструментовок Глазунова. В первом разделе «Préambule» (№ l) темп Quasi maestoso заменен композитором на Moderato Maestoso, а темп второго раздела Piu moto - на Piu mosso. В «Eusebius» (№ 5) шумановское Adagio «превращается» в Andante. В инструментовках некоторых пьес также находим изменения обозначения метронома. Например, в пьесе Шумана «Florestan» (№ 6) половинная с точкой равна 69, а в оркестровке Римского-Корсакова она же равна 80.

Нотный текст пьес Шумана не претерпел серьёзных изменений. Только Римский-Корсаков и Глазунов дописали

новые контрапункты. Римский-Корсаков в пьесе «Florestan» (№ 6) остроумно вводит имитации мотива в партии фагота, тогда как у Шумана нет этого элемента фактуры. Интерес вызывает выбор тембра фагота, который у венских классиков имел комическое амплуа.

Глазунов поступил более кардинально, прибегнув к сокращению музыкального текста некоторых пьес. К примеру, в репризе простой трёхчастной формы «Pierrot» (№ 2) он сократил четырёхкратное проведение основных мотивов до двухкратного, что усилило эффект контрастного вторжения аккордов коды.

Наибольшие изменения затронули фактуру «Карнавала». Переводя фортепианное изложение на язык оркестра, отечественные композиторы использовали богатый арсенал его регистровых, тембровых и динамических возможностей. Как это нередко бывает в циклических произведениях, состав оркестра варьируется в зависимости от музыкального образа той или иной пьесы. В партитуре «Карнавала» встречаются миниатюры, где задействован полный состав основных групп оркестра (№ 1, 6-9, 11, 17, 19-21), а также есть отступления от полного состава в сторону его сокращения вплоть до камерного варианта (№ 12 с солирующим кларнетом и арфой). Интересным образом выглядит состав «Sphinxes» (об этом чуть позже).

Особое внимание в инструментовке цикла уделено деревянным духовым инструментам, что можно объяснить характеристичностью их тембров, которые подходят для создания различных портретных зарисовок цикла Шумана (преимущественно камерных форм). В большинстве случаев именно им поручены главные мелодические проведения:первый кларнет и первая флейта (№ 5), кларнет соло (№ 12), первая флейта и первый гобой в октаву (№ 14). Например, Арлекина Шуман наделяет индивидуальным лейтритмом (восьмая и шестнадцатая под одним ребром),

неизменным на протяжении всей пьесы. В теме выделяются два мотива: короткие стремительные скачки на квинту и дециму в диапазоне - и октавное нисходящее завершение (f - es - d - c - b). Кленовский учитывает обилие скачков на широкие интервалы в своей оркестровке «Arlequin» (№ 3). Он распределяет эти мотивы между тембрами следующих инструментов: восходящие мотивы у первых скрипок и флейт на p, а нисходящий у всех деревянных (без флейт), двух валторн и квинтета струнных на ff. Так оркестровыми средствами подчёркивается контраст тематических элементов (см. пример l).

В пьесе «Eusebius» (№ 5) фраза основной темы переходит от кларнета соло к флейте соло, в «Coquette» (№ 7) и «A. S. C. H. S. C. H. A. (Lettres dansantes)» (№ l0) к двум флейтам3 и двум кларнетам4 постепенно присоединяются два гобоя и два фагота5. Диалог деревянных и струнных инструментов встречается в «Pierrot» (№ 2) и в «Papillons» (№ 9).

Медная группа имеет традиционный для большого симфонического оркестра состав: четыре валторны in F6, две трубы in B, три тромбона и туба. Преимущественно, медные инструменты задействованы в оркестровых туттийных разделах (№ i, i9-2i).

Эффектные и красочные акценты достигаются отечественными композиторами за счёт мощного арсенала ударной груп -пы7: литавры (№ l-3, 6-8, l3, l9-2l), треугольник (№ i и 2i, а также в № 3, i9-20), бубен (единожды в № 3), малый барабан (№ l9), тарелки (№ l, 3, «Sphinxes», № l9-2l), большой барабан (№ i-3, i9-2i), там-там («Sphinxes»), колокольчики (№ 9 и i7).

Перейдём к примеру. В пьесе «Paganini» (№ i7) Шуман пытался посредством имитации характерных приёмов звукоизвлече-ния воссоздать на рояле скрипичную игру (переброс со струны на струну, широкие скачки, штрихи staccato и molto staccato). Оркестровка Лядова предназначена для парного расширенного состава: три флей-

ты (с флейтой пикколо), два гобоя, два кларнета in B, два фагота, четыре валторны, колокольчики и струнные. Основную музыкальную тему инструментального характера ведут все деревянные на staccato. Вначале участвуют только первая и вторая валторны, чуть позже присоединяются остальные инструменты. Колокольчики подражают хрустальному звучанию скрипки Паганини, вызывая в памяти знаменитый финал Второго скрипичного концерта «La campanella». Отметим, что колокольчики также излагают основную тему совместно с деревянными и струнными семействами (вначале без контрабасов, а затем они подключаются на divisi). Тембры колокольчиков и струнных маркируют контур мелодии, и благодаря им отчетливо узнаются опорные звуки темы (две мелодические секвенции: as - f- d - f- g - es - c и далее) (см. пример 2).

Из дополнительных инструментов в партитуре участвует арфа («Sphinxes» и № l2). В «Sphinxes» в партии арфы, настроенной по звукам уменьшенного септаккорда (C, Dis, Es, Fis, Ges, A, His), выдерживается приём glissando вверх-вниз (позже на ad libitum на pp). Следует подчеркнуть, что Глазунов не просто оркеструет бревисы «Sphinxes», а создаёт оркестровую фантазию с таинственной музыкальной образностью. Для этого он использует необычный состав оркестра: нет гобоев, фаготов, контрабасов, зато имеется полная медная группа (с сурдинами). Из ударных присутствуют тарелки (tremolo палочками), там-там, а также арфа (glissando) и орган с тремя мануалами. В струнной группе указано точное количество инструментов (девять скрипок, три альта, три виолончели), звуки которых образуют гармоническую вертикаль уменьшенного септаккорда в высоком регистре (игра флажолетами). Флейты и кларнеты исполняют хроматические пассажи. В партиях медных инструментов с сурдинами выписаны звуковые комбинации

«Sphinxes». Для усиления фантастического колорита Глазунов применяет нарастания и спады звучности от pp до f, темповые изменения (см. пример 3).

В пьесе «Chopin» (№ 12) «арию» солирующего кларнета сопровождают арфа и струнные инструменты. Арфа озвучивает арпеджированные пассажи на фоне строгого и сдержанного аккомпанемента струнных (гармоническая вертикаль). Музицирование камерного состава определяет умиротворённое настроение миниатюры. Оркестровка этой пьесы, выполненная Глазуновым, усиливает характерные черты романтического портрета Шопена. Отметим, что в отличие от фортепианного оригинала, Глазунов позволяет себе поставить знак репризы, повторяя музыку оркестровой композиции дважды (см. пример 4).

Из струнных инструментов мелодическую партию исполняют первые скрипки и альты (№ 15), первые и вторые скрипки (№ 11, 17 с колокольчиками). Аккомпанирующая роль поручена альтам, виолончелям и контрабасам (№ 16). Встречаются тембровые миксты, когда первые и вторые скрипки вместе с деревянными инструментами излагают мелодию (№ 3, 4). Также все струнные нередко задействованы в tutti, где в их партиях выстраивается гармоническая аккордовая вертикаль (№ 1, 19, 21).

Может показаться, что оркестровая версия «Карнавала» во многом теряет связь со стилем Шумана. «Иноземное» переложение Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, Аренского и других композиторов нивелирует интимный характер звучания, предполагавшийся автором музыки. Возможно, сам музыкальный материал, написанный изначально для фортепиано, вызывает определённые трудности при его оркестровке. Но на наш взгляд, благодаря этой тщательной и бережно выполненной работе русских композиторов «Карнавал» Шумана приобрёл оркестровое звучание, что в дальнейшем послужило основой для его сценического воплощения. Рождение

небалетных образов Шумана на балетной сцене получило неординарную постановочную судьбу: первоначально в хореографическом экспромте выдающегося балетмейстера XX столетия М. М. Фокина (20 февраля 1910, зал А. И. Павловой, бал

ПРИМЕЧАНИЯ

«Сатирикон», Санкт-Петербург), позже в антрепризе Русского балета С. П. Дягилева в Берлине (20 мая 1910, Theater des Westens) и Париже (4 июня 1910, Grand Opéra). Затем одноименный балет украсил сцену Мариинского театра.

1 Этот концерт прошёл 24 июля 1902 года в рамках седьмого Русского музыкального вечера в Павловске (редакторы партитуры И. Иордан и Г. Кирков указывают на 23 июля того же года). Программа концерта, кроме инструментованного «Карнавала» Р. Шумана, включала следующие произведения: Четвертая симфония Es-dur (op. 48) А. К. Глазунова, Увертюра М. Н. Бариновой, «Huldigungsmarsch» («Триумфальный марш») Р. Вагнера и «Концертная фантазия» (op. 56) для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Из письма Глазунова к Римскому-Корсакову мы узнаём, что Глазунова не устраивала оркестровка пьесы «Promenade» Н. С. Кленовского. Глазунов попросил Римского-Корсакова переделать её и прислать новый вариант. Однако Римский-Корсаков просьбу не выполнил. По словам Глазунова, на концерте «пришлось играть пошлость Кленовского» [1, 234].

2 Назовём известных зарубежных и отечественных пианистов, которые исполняли «Сфинксы»: С. В. Рахманинов, С. Барер, Р. Джаноли, А. Корто, Д. Катчен, К. А. Герштейн, Э. Г. Гилельс, В. С. Горовиц, Т. Д. Гутман, В. В. Софроницкий, П. Г. Егоров, И. В. Лебедев, Д. Л. Мацуев и многие другие.

3 Одна флейта участвует только в пьесе «Promenade» (№ 19).

4 В партитуре строй кларнетов in B. Исключение составляет пьеса «Reconnaissance» (№ 14), в которой задействованы кларнеты in A (инструментовка И. И. Витоля). Замена строя обусловлена тональностью средней части (H-dur). Один кларнет in B участвует только в пьесе «Chopin» (№ 12), что продиктовано особенностями камерного состава оркестра (кларнет, арфа, струнные).

5 В «Sphinxes» и «Chopin» (№ 12) гобои и фаготы отсутствуют. Один гобой встречается в пьесе «Eusebius» (№ 5).

6 В некоторых пьесах композиторы свободно обращаются с валторнами в составе медной группы: в пьесах «Pantalon et Colombine» (№ 15) и «Aveu» (№ 18) Аренский и Соколов используют две валторны, в пьесе «Eusebius» (№ 5) Глазунов вводит одну валторну, а в оркестровке Глазунова «Chopin» (№ 12) этот инструмент отсутствует.

7 В танцевальных пьесах (№ 4, 10, 14, 16, 18) и пьесах-портретах (№ 5, 11, 12, 15) ударные инструменты не используются.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. Избранное / сост., вступ. ст. и примеч. М. А. Га-ниной. Москва : Музгиз, 1958. 550 с. : нот., ил.

2. Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века. Хореографы. Изд. 2-е, испр. Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2009. 656 с. : ил. (Мир культуры, истории и философии).

3. Шуман Р. Карнавал: Маленькие сцены, написанные на 4 ноты : для ф.-п. : соч. 9 / ред. А. Б. Гольденвейзера. Москва : Музгиз, 1956. 42 с.

4. Шуман Р. Карнавал : соч. 9 : партитура. В инструментовке русских композиторов для симфонического оркестра / ред. И. Иордан и Г. Киркора. Москва : Музгиз, 1956. 140 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Пример 1. «Arlequin» (инструментовка Н. Кленовского)

Пример 2. «Paganini» (инструментовка А. Лядова)

Пример 3. «Sphinxes» (инструментовка А. Глазунова)

Пример 4. «Chopin» (инструментовка А. Глазунова)

Danila V. Lyubimov

Vaganova Ballet Academy, St. Petersburg, Russia. E-mail: lyubimov.dania@yandex.ru. ORCID: 0000-0001-9103-1563. SPIN-код: 2514-0600

CARNAVAL BY ROBERT SCHUMANN ORCHESTED BY RUSSIAN COMPOSERS

Abstract. The article is devoted to the history of the orchestration of "Carnaval" by Robert Schumann, performed in 1902 by a group of Russian composers. In their version, the score began to include 21 numbers (instead of 20 Schumann miniatures). Some textual changes affected the structural, tonal, tempo, rhythmic and textural organization. The article highlights the features of composers' work with original material and methods of orchestral writing.

Keywords: R. Schumann; piano cycle "Carnaval"; partitura; symphony orchestra; ballet

For citation: Lyubimov D. V. «Karnaval» Roberta Shumanavorkestrovkerusskikh kompozitorov [Carnaval by Robert Schumann orchested by Russian composers], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2022, iss. 30, pp. 30-41. (in Russ.).

REFERENCES

1. Glazunov A. K. Pis'ma, stat'i, vospominaniya. Izbrannoe [Letters, articles, memoirs. Favorites], Moscow, Muzgiz, 1958, 550 p. (in Russ.).

2. Krasovskaya V. M. Russkiy baletnyy teatr nachala XX veka. Khoreografy [Russian Ballet Theater of the early twentieth century. Choreographers], 2nd ed., rev. St. Petersburg, Lan', Planeta muzyki, 2009, 656 p. (in Russ.).

3. Shumann R. Karnaval: Malen'kie stseny, napisannye na 4 noty : dlya f.-p. : soch. 9 [Carnaval: Small scenes written in 4 notes: for pianoforte: Op. 9], Moscow, Muzgiz, 1956. 42 p. (in Russ.).

4. Shumann R. Karnaval : soch. 9 : partitura. Vinstrumentovke russkikh kompozitorov dlya simfonicheskogo orkes-tra [Carnaval: Op. 9: score. In the instrumentation of Russian composers for symphony orchestra], Moscow, Muzgiz, 1956, 140 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.