Научная статья на тему 'Карманные кражи: история и реальность'

Карманные кражи: история и реальность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1689
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРМАННЫЕ КРАЖИ / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / РЕЦИДИВ / RELAPSE / КАРМАННЫЕ ВОРЫ / PICKPOCKETS / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / WARNING / PICK-POCKETING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов А.В., Хазов Е.Н.

Рассматривается краткий исторический аспект и современное состояние борьбы с карманными кражами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданов А.В., Хазов Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pickpocketing: history and reality

The article considers a brief historical aspect and the modem state of struggle with pocket thefts.

Текст научной работы на тему «Карманные кражи: история и реальность»

_ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ_^

КАРМАННЫЕ КРАЖИ: ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

А.В. Богданов,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры ОРД Московского университета МВД России;

Е.Н. Хазов,

начальник кафедры конституционного и муниципального права,

доктор юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.14 — административное право,

административный процесс E-mail: oper-ord@maij.ru

Аннотация. Рассматривается краткий исторический аспект и современное состояние борьбы с карманными кражами.

Ключевые слова: карманные кражи, квалификация, рецидив, карманные воры, предупреждение.

PICKPOCKETING: HISTORY AND REALITY

A.V. Bogdanov,

candidate of legal Sciences, associate professor of quickly search activity of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

E.N. Hazov,

chief of chair of the constitutional and municipal law, doctor of jurisprudence, professor

Annotation. The article considers a brief historical aspect and the modern state of struggle with pocket thefts. Key words: pick-pocketing, qualification, relapse, the pickpockets, warning.

Среди преступлений против личной собственности граждан значительную общественную опасность представляют карманные кражи.

Карманные кражи (от англ. picking pockets — брать, щипать карманы, карманник) распространены в Англии и вследствие этого занимают в структуре хищений чужого имущества не последнее место.

Историю совершения карманные краж можно считать историей возникновения карманов в одежде. Можно считать, что «карманное движение» или «мастеров карманной тяги» как вида преступной деятельности в России стало активизироваться с возведением новых и расширением старых городов. Развитие торговли, транспорта и различных промыслов не только подстегивало активность карманников, но и способствовало разделению воров на специализации. Одни промышляли на торгах и ярмарках, другие — на улицах, третьи — кормились от пассажиров и путешественников, на вокзалах, в церквях, а также в толпе во время похоронных процессий и публичных казней.

Термин «карманные кражи» в русской юридической литературе появился сравнительно недавно — в середине XIX столетия. До этого времени в отечественном уголовном праве тайное похищение имено-

валось «татьбой».

От других представителей преступного мира дореволюционной России карманных воров отличало своеобразие и глубина асоциальных традиций, уходящих в прошлое, жесткая кастовость и воровской профессионализм. Карманные воры, как правило, специализировались на своем «ремесле» и поэтому редко совершали другие преступления. Это — высшая каста преступного мира, самые квалифицированные воры, самые уважаемые в преступной среде.

Исследуя в начале века обычаи и нравы сахалинской каторги и ее обитателей, известный журналист того времени В.М. Дорошевич приводит слова одного маститого карманного вора, незаконно обвиненного в убийстве: «Помилуйте! Зачем я стану убивать, когда я прирожденный карманник! Вы всю Россию насквозь пройдите, спросите, может ли карманник человека убить... Да вам всякий в глаза расхохочется»1.

Особые трудности для полиции царской России представляло разоблачение так называемых «мар-вихеров» — международных карманных воров, считавшихся элитой преступного мира. Воры этой категории имели, как правило, несколько фамилий, свободно объяснялись на многих языках и крали ис-

^^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^

ключительно у богатых. Именно поэтому полиция разных стран вела с ними активную борьбу, объединяя свои усилия, создавая специальные дактилоскопические картотеки на «марвихеров».

Секреты воровского ремесла передавались преступниками из поколения в поколение. Причем в России «преподавание» воровского ремесла отличалось практическим уклоном. Например, в Англии и Франции основам карманного дела обучались на специальных манекенах, в одежде которых было множество разнообразных карманов, а также маленькие колокольчики. Верхом мастерства считалось умение расстегнуть и застегнуть одежду с молниеносной быстротой и так, чтобы ни они, ни манекен не пошевелились, а колокольчики не зазвенели. И если небезызвестный Картуш, оставивший яркий след в истории преступного мира Франции, пользовался только манекенами в обучении своих учеников2, «профессора» воровского мира России показывали «тут же на площади, с какой ловкостью надо это сделать: вынимали у проходящих из карманов табакерку, нюхали табак и клали ее снова в карман проходящего, а тот шел, ничего не замечания»3.

На начальном этапе своего существования Советскому государству пришлось выдержать бешеный натиск не только со стороны своих внешних и внутренних политических врагов, но и со стороны во много раз разросшегося за счет недобитых банд, беспризорности, а также амнистированных Керенским в марте 1917 г. уголовников преступного мира («птенцы Керенского», как их называли). Значительную часть представляли карманные воры.

В начале 20-х годов ХХ века распространенность карманных краж достигла значительных размеров. Однако до 1925 года организованной, целенаправленной борьбы с карманниками не велось — у государства на это не хватало ни времени, ни сил. «Карманные кражи раскрываются тогда, — писал И.Н. Якимов, — когда потерпевший сам удерживает вора»4.

Следует отметить, что с большим размахом действовали карманные воры в условиях НЭПа, пополнив свой арсенал новыми видами и способами краж. В частности, появилась совершенно новая категория карманников — «банковские воры», действовавшие группой в два-три человека. Изысканно одетые, они приходили в помещение банка, высматривая получателя кредитов, и начинали «работу»5. Кража обычно совершалась с помощью разреза дна портфеля бритвой.

Другая категория воров («хевра»), тоже действуя группой, орудовали в многолюдных местах. Эти преступники искусно организовали имитированные скандалы или драки («понты»). Пока часть воров делала «понт», их сообщники очищали карманы любопытных. В настоящее время такой способ совершения преступления называется «работой на публику».

С построением социализма в нашей стране произошли заметные изменения в структуре преступности. Не минули они и карманные кражи. Во-первых,

сократилось количество самих преступлений. Во-вторых, под воздействием социально-экономических факторов и, безусловно, благодаря активизации работы набирающих силу и опыт подразделений уголовного розыска, стали распадаться наиболее устойчивые и опасные воровские сообщества, ликвидироваться возможные притоны и «малины». Утратили значение центры преступного мира, такие традиционно подвластные влиянию уголовщины места, как московские Хитров и Сенной рынки, Марьина Роща и др. Напрочь исчезли наиболее изощренные разновидности карманных краж: «уличение в измене», «банковские покупки», кражи с использованием дрессированных собак и т.п.

В конце Великой Отечественной войны и особенно в первые послевоенные годы уровень карманных краж вновь резко возрос. Карманники, оказавшись в условиях, характерных для восстановительного периода, как бы ожили. Однако былого размаха, присущего их деятельности в 20-30-х годах, достичь было им уже не суждено. Карманные кражи — это преимущественно городские преступления.

Несомненно, успешная борьба с карманные кражами напрямую зависит от опыта и профессионализма оперативного сотрудника, его умений, знаний и навыков по выявлению в общей массе людей воров-карманников, его профессионализм и способность организовать умелое наблюдение за ними6.

Исходя из оценок ряда зарубежных и отечественных специалистов, соотношение зарегистрированных к совершенным преступлениям выражается как 1 к 75, т.е. на одно зарегистрированное преступлений приходится 75 незарегистрированных7.

Как правило, граждане сами не обращаются в полицию, когда замечают факт пропажи из сумки, кармана какой-то вещи: телефона, кошелька, бумажника или еще чего-нибудь. Чаще всего они думают, что просто оставили или выронили где-то. Граждане не хотят тратить свое время, писать заявления в органы внутренних дел. В основном потому, что не верят, что вора поймают.

Таким образом, половину всех зарегистрированных преступлений в России (46,7%) составляет хищение чужого имущества совершенного путем: кра-жи-992,6 тыс.(-7,0%), грабежа — 92,1 тыс. (-16,3%), разбоя — 16,4 тыс. (-11,8%), кража совершаемая из одежды, сумки или другой ручной клади, находящихся при потерпевшем 48,533 (-7,3%). Почти каждая четвертая кража (26,7%), была совершена с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 463,7 тыс. (-0,5%) преступлений, в том числе: 204,6 тыс. (-2,7%) краж, 51,9 тыс. (-15,7%) грабежей, 6,: тыс. (-13,6%) разбойных нападений 8.

На самом деле в год совершается 750 тыс. карманных краж! Хотя регистрируется, и мы об этом говорили выше, 48 тыс. таких преступлений. Еще один немаловажный момент — увеличение населе-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ния столицы и недавно самой территории, приезжих, а именно они и совершают основной массив краж. Ежедневно в г. Москве обворовывают 20 квартир, а около 30 москвичей и приезжих лишаются телефонов, кошельков, бумажников, платежных карт и т.д. За год в столице регистрируется порядка 10 тыс. карманных краж. Данное преступление имеет высокую степень латентности, так как незаметно для граждан9.

В целом мир карманников сегодня крайне разнообразен, в столице орудуют все категории: есть и профессионалы (как свои, так и приезжие), и дилетанты, и «гопота» (в большинстве случаев).

Жертвой карманников хотя бы раз в жизни становится каждый четвертый житель столицы.

Когда речь заходит о карманных ворах, то обычно в памяти всплывает фильм «Место встречи изменить нельзя», вор-карманник Кирпич, которому оперативный сотрудник Жеглов подбрасывает в карман улику и затем изымает в присутствии понятых. Фильм оставил не закрытым вопрос на многие поколения вперед с моральной точки зрения, а воры остаются на свободе.

В УУР ГУ МВД России по г. Москве карманными кражами занимается 15 отдел по организации работы и раскрытию карманных краж.

Проблема карманные краж требует своего дальнейшего научного осмысления и практического разрешения. Ведь именно с изменениями, произошедшими во всех сферах общества, изменяются и совершенствуются методы воровской тактики и их квалификации. Как правило, эта квалификация зависит от национальности воров.

В зависимости от собственной квалификации одни из них ищут свои жертвы в транспорте, в торговых точках. Другие, профессионалы более высокого порядка, «работают» в кафе, ресторанах. В основном — это уроженцы Республики Грузия, абхазцы — высокопрофессиональные воры «присядочники». Но в основном епархия грузин и абхазцев — это рестораны, кафе и не только, они воруют на транспорте, в маршрутках, такси, являются «барсеточниками». В ресторане или кафе они подсаживаются рядом, за соседний столик и из кармана пиджака, который граждане, как правило, вешают на спинку стула, вытаскивают бумажник. Либо из портфеля, который также граждане имеют привычку ставить на пол. Они могут и подменить портфель, могут пододвинуть к себе, достать оттуда бумажник и поставить его обратно.

Естественно, чтобы зайти в ресторан, надо иметь определенный «прикид». Поэтому внешний вид «присядочника» — это хороший дорогой костюм, очки в позолоченной оправе, дорогие часы, дорогой портфель, дорогая обувь и т.д. Для «присядочников» очень важно знание психологии. Кражи они совершают во время бизнес-ланчей, когда происходит скопление людей в ресторанах и кафе, или вечером после рабочего дня, когда люди пришли отдохнуть, поужинать, пообщаться.

Как правило, «присядочник» работает с напарником. Кто может подумать, что этот с виду преуспевающий джентельмэн — просто карманник.

Есть карманники, которые воруют ключи от машин около крупных торговых центров, рынков, на парковках с последующим их угоном. В основном такими видами краж занимаются представители грузинской диаспоры, мингрелы. Поэтому нельзя оставлять ключи в карманах верхней одежды и в сумках. При большом скоплении народа всегда необходимо контролировать их, обращать внимание на лиц, толкнувших человека либо стоящих очень плотно.

При выявлении карманных воров сыскная практика обогащается примерами, когда для достижения правоохранительной цели приходится подниматься на пик физических и интеллектуальных нагрузок, далеко выходя за рамки типовых, десятилетиями и веками отточенных оперативных ходов. Древняя поговорка «Сыщика ноги кормят», возникшая со времен «гонения следа», борьбы с «ведомыми лихими людьми» и последующего — филерского ремесла, расцветшего в конце XIX — начале ХХ века, и в настоящее время личный сыск — все это присуще оперативным сотрудникам в раскрытии карманных краж.

Повышенная опасность рассматриваемого вида преступлений и, следовательно, необходимость самого серьезного отношения к организации их предупреждения и раскрытия обусловлены не только тем, что для них характерен высокий уровень специального рецидива, но и, главным образом, большой распространенностью карманных краж и четко просматриваемой тенденцией сохранения преступного профессионализма среди карманных воров.

В оперативной работе часто возникают разыскные ситуации, в том числе при выявлении карманных воров, граничащие с тупиковыми, выход из которых целиком зависит от смекалки, сообразительности и психологической подготовки оперативного сотрудника. Раскрытие карманных краж — трудоемкий и кропотливый процесс, имеющий много специфических особенностей.

'Дорошевич В.М. Сахалин (каторга). Т.1. М., 1903. С. 63. 2 Образцов М.С. Знаменитые преступления и уголовные процессы. М., 1905. С. 74.

3Белгориц-Котляровский Л. О воровстве — краже по русскому праву. Киев, 1880. С. 160.

4Якимов И.Н. Карманные кражи // Вестник. 1925. № 9-10. С. 51. 5Кренев С.Н. Банковцы // Вестник. 1925. № 7. С. 38. 6Кто спасает чужие карманы // Газета «Щит и меч». 2013. № 44(1396). 28 ноября. С. 4.

'Богданов А.В., Завьялов И.А., Хазов Е.Н. Карманные кражи в России (современное состоя-ние, тенденции и перспективы противодействия) // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10. С. 39.

8О состоянии преступности в России (январь-декабрь 2013 г.) ФКУ ГИАЦ МВД России, М., 2014 г.

9Кто спасает чужие карманы // Газета «Щит и меч». 2013. № 44(1396). 28 ноября. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.