Научная статья на тему 'Карл Олсон, Сандра Мизел Ложь да Винчи'

Карл Олсон, Сандра Мизел Ложь да Винчи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — И Г.

Олсон К., Мизел С. Ложь да Винчи: Разоблачение мифов «Кода да Винчи». СПб., 2006. 346 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Карл Олсон, Сандра Мизел Ложь да Винчи»

Карл Олсон, Сандра Мизел ЛОЖЬ ДА ВИНЧИ*

Роман американского писателя Дэна Брауна «Код да Винчи» и одноименный фильм по этому роману вызвали негодование мировой религиозной общественности. Так, преподобный Фрэнсис К. Джордж, архиепископ Чикаго, полагает, что название книги К. Олсона и С. Мизел говорит само за себя: «Лживость книги Брауна вполне банальна. Он рассматривает христианское вероучение как сумму слов и документов, пренебрегая свидетельствами и коллективной памятью сообщества, созданного на земле Христом, - Церкви» (с. 5).

Профессор истории Сент-Луисского университета Джеймс Хичкок в предисловии к книге К. Олсона и С. Мизел отмечает, что роман Дэна Брауна «Код да Винчи» есть не что иное, «как нападение на основы исторического христианства, нападение, которое прошло бы незамеченным, если бы приняло форму исторического или богословского трактата» (с. 7). Карл Олсон и Сандра Мизел, заключает историк, «проделали великолепную и скрупулезную работу по разоблачению мошеннической сути "Кода да Винчи". Не только христиане, но и все разумные люди должны быть им за это признательны» (с. 10).

К. Олсон и С. Мизел называют пять главных проблем, сопряженных с опусом Дэна Брауна:

1) Роман претендует на историческую точность и якобы базируется на фактах, но эти претензии зачастую безосновательны (с. 32).

2) Автор постоянно ошибается, путает людей, место действия и события (с. 32).

чи». -82

* Олсон К., Мизел С. Ложь да Винчи: Разоблачение мифов «Кода да Вин-СПб., 2006. - 346 с.

Ложь да Винчи

3) Роман пропагандирует идеи радикального феминизма в духе неогностицизма (с. 35).

4) В романе некорректно и нечестно представлены христианство и традиционные христианские взгляды на Бога, Иисуса и Библию (с. 36).

5) Роман пропагандирует релятивистское, равнодушное отношение к истине и религии (с. 37).

Сознательно или случайно, Дэн Браун создал роман, который «сплавляет взрывчатую смесь разнообразных компонентов в модный постмодернистский миф. Играя на предвзятых мнениях и слабостях читателей, он настаивает на том, что история непознаваема, но в то же время предлагает свою версию событий, основывающуюся якобы на фактах и научных исследованиях» (с. 44).

Книга американских журналистов Карла Олсона и Сандры Мизел «Ложь да Винчи» состоит из десяти глав.

В главе «Гностицизм» говорится, что Дэн Браун вплетает в свой роман элементы, заимствованные из древней системы верований, создавая «современный сюжет об убийстве, интригах и заговорах» (с. 46). Гностицизм - часть мира альтернативной веры, стремящейся вывернуть наизнанку все основные принципы ортодоксальной христианской веры. «Иисус гностиков - это фантом, дух, который иногда вселяется в тело, чье ученье так смутно, что мало кто способен его понять» (с. 75). Вот таков источник «Кода да Винчи», считают авторы.

В главе «Магдалина» показано, что Дэн Браун рисует Марию Магдалину как воплощение «святой женственности», но это давно уже стало общим местом в сочинениях неогностиков, феминисток и тех, кто «жаждет переписать историю ранней церкви на основе гностических писаний» (с. 99).

В главе «Христос и "Код"» К. Олсон и С. Мизел пишут, что если изображение Христа в «Коде да Винчи» истинно, то христиане могут спрятать свои библии в кладовку и играть в гольф по воскресеньям.

Глава «Константин, язычество и Никея» рассказывает о том, что Дэн Браун вывел в своем романе образ императора Константина Великого как жадного до власти государя макиавеллиевского толка, исказив роль Константина на Первом Никейском соборе и его отношение к христианству.

83

Карл Олсон, Сандра Мизел

Говоря о мифах, касающихся Святого Грааля, в пятой главе своей книги, К. Олсон и С. Мизел полагают, что Дэн Браун извращает представление древних о женском теле как о сосуде, желая доказать, что сосуд символизирует женское тело, и он дает этому вместилищу имя «Святой Грааль».

В главе «Тамплиеры в реальности» авторы реферируемой книги показывают, что в романе «Код да Винчи» Дэн Браун искажает историю тамплиеров и коверкает процесс их падения, а в главе «Миф о тамплиерах» К. Олсон и С. Мизел утверждают, что новая волна «тамплиерской» мифологии особенно высоко поднялась во Франции и Англии (с. 248).

Дэн Браун верит в миф о мистическом Приорате Сиона, т. е. о блефе, «придуманном французом по имени Пьер Плантар» и его единомышленниками (с. 262). Дэн Браун уверяет читателей в реальности этого тайного общества и в истинности его претензий на французский королевский трон, пишут авторы.

Наконец, в главах «Искусствоведческие ошибки "Кода да Винчи"» и «Еще об ошибках и несколько мыслей напоследок» авторы реферируемой книги перечисляют ошибки, допущенные Дэном Брауном в описании картин Леонардо да Винчи, Шартрского собора, в изложении инквизиторской охоты на ведьм, доктрины первородного греха и христианской практики, верований. Словом, роман Дэна Брауна «Код да Винчи» - это «постмодернистский миф, написанный в стиле криминального чтива» (с. 333).

И.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.