Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»
УДК 929:62
КАРЛ БЕНЦ: ИНЖЕНЕР ИЛИ МЕХАНИК?
Г. П. Ковалев Научный руководитель - С. В. Засекова
Новосибирский государственный технический университет Российская Федерация, 630073, г. Новосибирск, просп. К. Маркса, 20 E-mail: [email protected]
Биография создателя первого автомобиля Карла Бенца проанализирована позиций отношения понятий инженер и механик. Через этапы становления личности показано влияние семьи и эпохи.
Ключевые слова: Карл Бенц, инженерное мышление, изобретатель, механика, инженерия. KARL BENZ: ENGINEER OR MECHANIC?
G. P. Kovalev Scientific Supervisor - S. V. Zasekova
Novosibirsk State Technical University 20, K. Marx Av., Novosibirsk, 630073, Russian Federation E-mail: [email protected]
Biography of the first car creator Karl Benz is analyzed from relationship of the engineer and mechanic concepts position. Through the stages of personality development it is showed the influence of family and age.
Keywords: Karl Benz, engineering thinking, inventor, mechanics, engineering.
Началом автомобилестроения считается век XIX, когда Карл Фридрих Бенц (Carl Friedrich Benz) немецкий инженер создал первый успешный двигатель внутреннего сгорания автомобиля. Его патент Motor Car № 1 за 1885 г. рассматривается как первый автомобиль. Однако в биографической литературе Карла Бенца называют то инженером, то механиком. Для современного человека понятия инженер и механик часто синонимы, но история и смысловое содержание понятий позволяет однозначно определить, кем же, все-таки, был Карл Бенц, инженером или механиком.
История механических знаний относится к глубокой древности, а термин «механика» применялся в античном мире. Происходит «механика» от древнегреческого слова mechane, которым называли все искусно придуманное, понимая при этом механическое искусство. Слово «инженер» произошло от латинского ingeniare - «творить», «создавать», «внедрять». Слово mechane первоначально обозначало название подъемных машин и механизмов позволяющих посредством силы поднимать тяжести на высоту и различные метательные машины. Механиками в античности называли всех, кто занимался изобретением «хитроумных» машин и механизмов [1, с.7]. А вот инженерами первоначально называли людей, руководящих созданием военных машин и сложных фортификационных сооружений. И разница между понятиями состояла в том, что «механикус» делал «искусные игрушки» своими руками, что в Древнем мире считалось неприличным для свободного человека, потому что физическим трудом занимались только рабы. Инженеры же, обладали особыми привилегиями: входили в состав римских легионов, получали повышенную зарплату, были освобождены от труда и сторожевой службы. Инженер не прикладывал физических усилий, он только руководил созданием машин и сооружений и был очень уважаемым человеком. Такой смысл понятий в целом сохранился и в XIX веке. Поэтому, для того чтобы стать инженером, нужно было, как минимум иметь хорошее образование, которое в XIX веке мог получить не каждый.
Карл Бенц, не являлся по рождению аристократом. Он родился 25 ноября 1844 г. в Карлсруэ в семье рабочего - машиниста паровоза. Но убеждение матери, что необходимо хорошее образование, позволило ему после окончания начальной школы в 1853 г., поступить в технический лицей,
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
потом в университет Карлсруэ и в возрасте 19 лет 9 июля 1864 г. получить диплом инженера [2]. Обладая, как пишут биографы Бенца «выдающимися способностями» в области физики и химии, имея хорошо развитое во время учебы техническое мышление, Бенц в 1871 г. Бенц основывает свою первую компанию в Мангейме. В мастерской компании он занимался разработкой двигателей внутреннего сгорания, самобеглой коляской. Разработка первого двигателя заняла более шести лет. Свой патент на двухтактный бензиновый двигатель Карл Бенц получил 31 декабря 1878 г. [4]. В последующие три года им были запатентованы система зажигания с питанием от батареи, свеча зажигания, акселератор, карбюратор, радиатор водяной системы охлаждения двигателя и несколько позже сцепление и коробка передач. Бенц наряду с совершенствованием конструкции мотора занимался созданием первого автомобиля [3]. Упорство, инициатива и целеустремленность позволили Бенцу преодолевать трудности. Днем он работал в своих мастерских, а по ночам экспериментировал в сарае возле своего дома. Результатом было создание трехколесного автомобиля с 4-тактным двигателем в его мастерской. В литературе можно встретить упоминание о 411 претенденте, которые не были признаны изобретателями автомобиля. Но первыми считаются Готлиб Даймлер и Карл Бенц. При жизни они так и не познакомились [5]. Но Бенц сам спроектировал и разработал все узлы своего автомобиля и сам пришел к решению многих технических проблем. Бенц непрерывно работал над своим новым проектом, включая тестовые пробеги автомобилей [4].
Жизненный путь Карла Бенца - это путь студента технаря до владельца собственной автомобильной фирмы. И его биография показывает, что он никогда не стеснялся работать руками. В этом смысле он был гениальным механиком: знания физики и математики помогали ему создавать «хитроумные игрушки». Бенц непрерывно работал над своими автомобилями, включая и тестовые пробеги. Эти «игрушки» он, пусть и с трудностями, но внедрял в производство. Как показала его жизнь, он часто ошибался именно в инженерном плане - Карл Бенц не считал, что автомобиль должен быть непременно быстрым, отдавая предпочтение в первую очередь практичности - т. е., легкости, экономичности и надежности. Его консерватизм привел к задержке улучшения скоростных качеств автомобилей. Но любовь публики к гонкам заставила его пересмотреть свои взгляды на скоростные качества выпускаемых автомобилей [2]. Но, все же, Карл Бенц - гений инженерного дела. Он сумел в середине XIX века уловить идеи моторизации общества и создать мощный и компактный двигатель, который дал цивилизации новый массовый вид наземного транспорта.
Библиографические ссылки
1. История механики с древнейших времен до конца XVIII в. / отв. ред. А. Т. Григорьян, И. Б. Погребысский. М. : Наука, 1971. 298 с.
2. Бенц К. Механик, который не любил паровозы [Электронный ресурс]. URL: http://www.kolesa.ru/article/karl-benc-mehanik-kotoryj-ne-ljubil-parovozy-2015-09-26 (дата обращения: 02.20.2016).
3. Karl Benz [Электронный ресурс]. URL: http://www.karlbenz.com/ (дата обращения: 02.20.2016).
4. Карл Бенц [Электронный ресурс]. URL: http://avtomob.info/Personality/KarlBenz.html (дата обращения: 02.20.2016).
5. Фирсов А. В. Немецкий конструктор Готтлиб Даймлер: к вопросу о его приоритете в создании бензинового двигателя внутреннего сгорания и автомобиля // Питання юторп науки i техшки. 2013. №. 3. С. 29-35.
© Ковалев Г. П., 2016