Научная статья на тему 'Карипразин (реагила) - новый атипичный антипсихотик с уникальным спектром психотропной активности'

Карипразин (реагила) - новый атипичный антипсихотик с уникальным спектром психотропной активности Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
2935
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Карипразин (реагила) - новый атипичный антипсихотик с уникальным спектром психотропной активности»

|информация|

УДК 615.214.2

КАРИПРАЗИН (РЕАГИЛА) - НОВЫЙ АТИПИЧНЫМ АНТИПСИХОТИК С УНИКАЛЬНЫМ СПЕКТРОМ ПСИХОТРОПНОЙ АКТИВНОСТИ

Новый антипсихотик карипразин (реагила) в марте 2019 года был зарегистрирован в Российской Федерации для лечения шизофрении у взрослых пациентов. Ранее было получено разрешение FDA (Федерального агентства по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов) на использование карипразина для лечения шизофрении и биполярного расстройства (депрессивной, маниакальной фаз и смешанных состояний). Препарат вышел на рынок США под торговым названием влайлар (Vlaylar). Положительное заключение о регистрации карипразина также было выдано Комитетом по лекарственным препаратам для медицинского применения Европейского агентства лекарственных средств (EMA). Как и в России, в странах ЕС препарат доступен для применения под торговым названием реагила (Reagila).

Карипразин обладает частичным агонизмом к D2 и DS-рецепторам с преимущественным воздействием на D3 и частичным агонизмом к 5-HT1A-рецепторам, что отличает его от других антипси-хотиков [3]. Профиль его рецепторной активности является в определенной степени уникальным: сродство карипразина к D3-рецепторам до 10 раз выше, чем у других атипичных антипсихотических препаратов. Данная особенность позволяет говорить о специфическом спектре психотропной активности данного лекарственного средства, который дает возможность не только купировать позитивную психопатологическую симптоматику, но и воздействовать на негативные расстройства и когнитивный дефицит [1-3]. Использование карипразина (реагилы) в клинической практике открывает перспективы влияния на всю гамму клинических нарушений при шизофрении: помимо

галлюцинаторно-бредовых расстройств, также на аффективные проявления в рамках сложных психопатологических образований (тем более, учитывая исследования, позволившие в США зарегистрировать препарат для лечения биполярного расстройства), нарушения базовых когнитивных функций (память, внимание, скорость обработки информации, вербальная беглость, исполнительная функция) и негативную симптоматику (апато-абули-ческие расстройства, снижение экспрессивности). Последняя терапевтическая цель (купирование негативных расстройств), достижение которой для карипразина имеет доказанную эффективность, во многом специфична для данного лекарственного средства, делая его препаратом выбора у больных шизофренией с выраженной и доминирующей негативной симптоматикой [2, 3].

Карипразин в большинстве случаев хорошо переносится [1]. Из побочных эффектов клиническое значение имеют экстрапирамидная симптоматика (ЭПС) и акатизия, причем их выраженность, как правило, меньше или, по крайней мере, не превышает уровня данных побочных эффектов у других антипсихотиков второго поколения. Частота регистрации метаболических нарушений, увеличения уровня пролактина или удлинения интервала QT при применении карипразина, согласно данным проведенных клинических исследований, невелика, а в случаях развития - их выраженность не достигает клинической значимости.

В целом появление в арсенале психиатров нового атипичного антипсихотика карипразина (реагилы) создает дополнительные возможности терапии пациентов с шизофренией в том числе с выраженной и доминирующей негативной симптоматикой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Citrome L. Cariprazine in schizophrenia: clinical efficacy, tolerability, and place in therapy // Adv. Ther. 2013. Vol. 30, N 2. P. 114-126.

2. Krause M, Zhu Y, Huhn M, Schneider-Thoma J, Bighelli I, Nikolakopoulou A, Leucht S. Antipsychotic drugs for patients with schizophrenia and predominant or prominent negative symptoms: a systematic review and meta-analysis // Eur. Arch. Psychiatry Clin Neurosci. 2018. Vol. 268, N 7. P. 625-639.

3. Nemeth G, Laszlovszky I, Czobor P, Szalai E, Szatmari B, Harsanyi J, Barabassy A, Debelle M, Durgam S, Bitter I, Marder S, Fleischhacker WW. Cariprazine versus risperidone monotherapy for treatment of predominant negative symptoms in patients with schizophrenia: a randomised, double-blind, controlled trial // Lancet. 2017. Vol. 389. N 10074. P. 1103-1113.

Шмуклер А. Б., доктор медицинских наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.