Научная статья на тему 'Карьерные требования и ожидания студентов старших курсов САФ'

Карьерные требования и ожидания студентов старших курсов САФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЭБИ-БУМЕРЫ / ПОКОЛЕНИЕ X / GENERATION X / ПОКОЛЕНИЕ Y / GENERATION Y / BABY-BOOMER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Труфанова Дарья Николаевна

Статья посвящена анализу наиболее важных карьерных требований при трудоустройстве для студентов третьего и четвертого курсов Сибирско-американского факультета. В целях данного анализа был проведен опрос студентов в два этапа. В конце подведены итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career Requirements and Expectations of SASM Junior and Senior Students

The article is the analysis of the essential career requirement in hiring the third and fourth-year students at the Siberian-American School of Management (SASM). To complete the analysis, the author did double debriefing her peers and came up with her findings.

Текст научной работы на тему «Карьерные требования и ожидания студентов старших курсов САФ»

УДК 331.104

КАРЬЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ САФ

© Труфанова Д. Н., 2015

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Статья посвящена анализу наиболее важных карьерных требований при трудоустройстве для студентов третьего и четвертого курсов Сибирско-американского факультета. В целях данного анализа был проведен опрос студентов в два этапа. В конце подведены итоги.

Ключевые слова: бэби-бумеры, поколение X, поколение Y.

Стать высококвалифицированным специалистом мечтает каждый, но стать профессионалом в сфере менеджмента дано не всем. В городе Иркутске по данной специальности открыты факультеты в разных вузах, обучение в которых отличается как по стоимости, так и по форме преподавания. Стоимость обучения на Сибирско-американском факультете является самым дорогим в городе (варьируется от 86 000 руб. до 186 400 руб. в год в зависимости от года обучения), по сравнению с такими ведущими вузами, как БГУЭП (69 500 руб. в

год), ИрГУПС (66 000 руб. в год) и ИрГТУ (63 370 руб. в год). Высокая стоимость обучения на САФ соответствует получаемому на факультете образованию: на занятиях студенты рассматривают реальные примеры из жизни, кейсы с проблемами различных организаций, которые необходимо решать при помощи собственных подходов и применяя знания, полученные в процессе обучения. Благодаря стилю преподавания, студенты САФ — это, прежде всего, творцы, которые способны справиться с трудностями, подстраиваясь под меняющийся мир. В процессе

128 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2015

обучения у студентов формируется такой тип мышления, с которым будет легко в будущем приспособиться к любой ситуации и найти выход из нее, работая в реальных условиях и реальных компаниях. Именно благодаря этому работодатели в большей степени заинтересованы в выпускниках Сибирско-американского факультета.

Студентами Сибирско-американского факультета, прежде всего, являются личности с хорошим представлением о бизнесе и о том, как все работает, так как родители многих студентов имеют свое дело, либо занимают высокие руководящие должности в крупных компаниях. Поэтому многие из студентов уже имеют сложившиеся представления о том, как зарабатывать, как стать успешным и какие усилия стоит для этого приложить.

Для того чтобы выявить, какие критерии при дальнейшем трудоустройстве важны для студента САФ, было проведено исследование, включающее в себя два этапа: подготовка анкеты и проведение опроса.

На первом этапе группе из семи человек был предложен вопрос «Какие условия для вас являются наиболее важными при трудоустройстве?». На основе ответов на данный вопрос, была составлена анкета, содержащая четырнадцать ответов, предложенных группой. Условия, которые были отмечены в качестве важных: шесть человек группы написали о том, что для них важна высокая заработная плата. Также пять респондентов отметили важность самореализации, стабильность, повышение квалификации и возможности трудоустройства без опыта работы. Четверо не прочь ездить в командировки по России, а так же заграницу. Для троих студентов важно наличие дружного коллектива и возможность посещать различные тренинги. Возможность применять иностранный язык в процессе работы отметило толь-

ко два человека из группы. Такие критерии, как работа в коллективе со сходным мышлением, наличие новейшего оборудования, должность выше, чем у выпускников других вузов указали по одному человеку.

Во время второго этапа анкеты были розданы студентам третьего и четвертого курсов. Всего было опрошено 40 человек. Студентам нужно было выбрать от 1 до 14 критериев, которые на их взгляд наиболее важны при трудоустройстве.

На основе данного опроса была выявлена следующая последовательность требований, наиболее значимых для обучающихся на Сибирско-американском факультете. Из данных в таблице (табл. 1) можно заметить, что наиболее важными аспектами для трудоустройства являются высокая заработная плата, возможность самореализации и развития, повышение профессионального уровня, а так же возможность ездить в командировки.

Таблица 1

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Критерий Количество респондентов

Высокая заработная плата 33

Возможность самореализации 31

Повышение квалификации 27

Возможность ездить в командировки, как по России, так и по зарубежным странам 27

Если говорить о процентном соотношении, то по диаграмме (рис. 1) мы видим, что большинство, как уже было отмечено ранее, назвали уровень высокой заработной платы наиболее важным условием при трудоустройстве.

Рис. 1. Диаграмма требований студентов САФ при трудоустройстве

№ 1 • 2015

Бизнес-образование в экономике знаний 129

Минимальное количество голосов получили такие варианты, как «коллектив со схожим видом мышления» и «наличие нового оборудование, если такое потребуется». Это обусловлено тем, что на факультете студенты с первого курса учатся работать в разных коллективах, с людьми, придерживающимися разных взглядов на происходящее. Поэтому и работать комфортнее там, где мышление разное, так как каждый смотрит со своей стороны и предлагает свои варианты по решению проблем, либо предлагает свои методы для оптимизации рабочих процессов. В таких условиях и рождаются гениальные идеи.

Несколько респондентов дали свои варианты, которых, по их мнению, не хватало в опроснике. Ими были отмечены:

• более свободный график работы;

• возможность применения своих знаний в создании собственного дела;

• возможность управления проектами, которые в полной мере отображают потенциал;

• возможность воплощения своих идей в фирме работодателя;

• желание работать в своей компании со своей командой.

Это позволяет предположить, что студенты САФ имеют различные, не ограниченные общим шаблоном, взгляды на удачный карьерный старт. Однако стоит уделить внимание и тому, что большее количество опрошенных считает, что оплата за проделанную работу должна быть высокой. Многие объясняют это тем, что достаточно дорогое обучение на факультете рано или поздно должно окупиться. Но при этом многие даже не задумывались о том, что чтобы прийти к успеху нужно проделать большую работу. Двенадцать процентов, отвечающие за самореализацию, указывают на то, что студенты не готовы стоять на месте, а хотят развиваться как в профессиональном направлении, так и расти в личностных качествах. Дружный коллектив так же важен, так как только при хороших взаимоотношениях возможно развитие компании.

Если вспомнить о поколениях бэби-бумеров, X и Y, то можно увидеть, как требования к работе меняются из поколения в поколение. Бэби-бумеры — это те, кто был рожден в 1943-1963 года. Для них важны такие качества как заинтересованность в личностном росте, коллективизм, командный дух [1].

К поколению X относятся те, кто был рожден с 1965 по 1982 гг. [2]. Им присущи такие требования к работе, как готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов. Они более нацелены на самостоятельную и упорную работу. Так же им присуща работа на одном месте на протяжении многих лет и, как правило, в одном направлении профессиональной деятельности.

Рожденные после 1981 называются поколением Y, или поколением «next» [3]. Согласно общероссийской статистике, для данного поколения при устройстве на работу одним из важных факторов является начинание карьеры не с самых низов, а с более верхних должностей, а так же получение денежного вознаграждения сразу же после проделанной работы. Помимо перечисленного, этому поколению приписывают интерес к получению новых знаний и саморазвитию [4].

Важно отметить, что в настоящее время студенты Сибирско-американского факультета представляют своего рода микс поколений, в котором сочетаются наиболее выгодные карьерные требования к месту работы. ■

1.URL: http://www.rabota.ru/rabotodateljam/podbor_ per-sonala/ who_i s_mi ster_.html.

2.URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

3.URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.

4.URL: https://www.google.com/url.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

URL: https://www.google.com/url. URL: http://www.rabota.ru/rabotodateljam/podbor_ personala/who_is_mister_.html.

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.

Career Requirements and Expectations of SASM Junior and Senior Students

© Trufanova D., 2015

The article is the analysis of the essential career requirement in hiring the third and fourth-year students at the Siberian-American School of Management (SASM). To complete the analysis, the author did double debriefing her peers and came up with her findings.

Keywords: baby-boomer, generation X, generation Y.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.