Научная статья на тему 'Карьерные траектории членов высшего руководства КПСС в 1953-1985 гг'

Карьерные траектории членов высшего руководства КПСС в 1953-1985 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
475
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ОПЫТ РАБОТЫ / ДОЛЖНОСТИ / ПОСЛЕСТАЛИНСКИЙ ПЕРИОД / ПОЛИТБЮРО / ПРЕЗИДИУМ / СЕКРЕТАРИАТ / ЦК КПСС / CAREER TRAJECTORIES / PROFESSIONAL EXPERIENCE / POSTS / POST-STALIN PERIOD / POLITBURO / PRESIDIUM / SECRETARIAT / CPSU CENTRAL COMMITTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрамов Андрей Владимирович

В статье проведен комплексный анализ карьерных траекторий членов высшего руководства КПСС послесталинского периода (1953-1985 гг.), рассмотрена их специфика, выявлены закономерности достижения вершин политической власти. Автор делает вывод, что в достижении вершин политической власти наибольшее значение имела карьера в партийных структурах, которая часто дополнялась работой в государственных органах и общественных организациях, что во многих случаях способствовало успеху в политической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career Trajectories of the CPSU Leadership in 1953-1985

The article contains a comprehensive analysis of the career trajectories of the members of the CPSU leadership in the post-Stalin period (1953-1985): their specificity is examined, the patterns of achievement of political power are revealed. The author concludes that in reaching the peaks of political power, the most important role was played by a career in party structures, which was often supplemented by work in state structures and public organizations, which in many cases contributed to the success in political activity.

Текст научной работы на тему «Карьерные траектории членов высшего руководства КПСС в 1953-1985 гг»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2017. № 4

ИЗ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

А.В. Абрамов

КАРЬЕРНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ЧЛЕНОВ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА КПСС В 1953-1985 гг.

В статье проведен комплексный анализ карьерных траекторий членов высшего руководства КПСС послесталинского периода (1953—1985 гг.), рассмотрена их специфика, выявлены закономерности достижения вершин политической власти. Автор делает вывод, что в достижении вершин политической власти наибольшее значение имела карьера в партийных структурах, которая часто дополнялась работой в государственных органах и общественных организациях, что во многих случаях способствовало успеху в политической деятельности.

Ключевые слова: карьерные траектории, опыт работы, должности, после-сталинский период, Политбюро, Президиум, Секретариат, ЦК КПСС.

The article contains a comprehensive analysis of the career trajectories of the members of the CPSU leadership in the post-Stalin period (1953—1985): their specificity is examined, the patterns of achievement of political power are revealed. The author concludes that in reaching the peaks of political power, the most important role was played by a career in party structures, which was often supplemented by work in state structures and public organizations, which in many cases contributed to the success in political activity.

Key words: career trajectories, professional experience, posts, the post-Stalin period, the Politburo, the Presidium, the Secretariat, the CPSU Central Committee.

Полноценное исследование высшего руководства Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) послесталинского периода (1953—1985 гг.) невозможно без анализа карьерных траекторий его членов. Лишь проследив, какой трудовой путь до попадания на вершину политической власти проходили партийные лидеры, на каких должностях они находились на момент включения в состав партийного «ареопага», можно понять особенности их взглядов и практические действия в политике.

Предметом рассмотрения в данной статье являются карьерные траектории членов высшего руководства КПСС послеста-линского периода. В состав высшего руководства КПСС, являю-

щегося объектом проведенного исследования, включаются члены и кандидаты в члены Политбюро (Президиума) и секретари Центрального Комитета (ЦК). Высшее руководство КПСС являлось верхушкой политической элиты Советского Союза, которая «представляла собой партийную элиту, институционализированную в руководящих парторганах и функционировавшую как персональное и организационное воплощение партии»1. Всего в состав высшего партийного руководства в послесталинский период входило 78 чел.

В отечественной и зарубежной историографии карьерные траектории членов Политбюро (Президиума) и Секретариата ЦК рассматриваемого периода изучены недостаточно. Как в работах, охватывающих тот или иной этап послесталинского тридцатиле-тия2, так и в обзорных работах по советской истории3, авторы сосредотачиваются в основном на анализе биографий отдельных наиболее видных лидеров и не рассматривают партийное руководство в целом. Исключение составляют работы историков Д. Лейна и К. Росса4, а также Э. Модсли и С. Уайта5. Однако

1 Берёзкина О.С. Политические элиты: что и как мы изучаем? М.: ТЕИС, 2003. С. 141.

2 Авторханов А.Г. Технология власти. М.: Посев, 2007; Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964—1994. М.: Международные отношения, 1996; Буровский А.М. Брежнев без лжи. Да здравствует «застой»! М.: Алгоритм, 2013; Ванюков Д.А. Эпоха застоя. М.: Мир книги, 2008; Он же. Хрущёвская оттепель. М.: Мир книги, 2007; Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945—1985. М.: Астрель, 2007; Попов Г.Х. Реформирование не-реформируемого. Попытка Алексея Косыгина. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009; Попов Г.Х., Аджубей Н.А. Пять выборов Никиты Хрущёва. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2008; Пыжиков А.В. Хрущёвская «оттепель». М.: Олма-Пресс, 2002; Сушков А.В. Президиум ЦК КПСС в 1957—1964 гг.: личности и власть. Екатеринбург: УрО РАН, 2009; Чураков Д.О. СССР при Брежневе. Правда о великой эпохе. М.: Вече, 2014; Шубин А.В. Золотая осень, или период застоя СССР в 1975—1985 гг. М.: Вече, 2008.

3 Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 т. М.: Международные отношения, 1990. Т. 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущёв. 1941—1964; Браун А. Взлет и падение коммунизма. М.: РОССПЭН, 2014; Вдовин А.И. История СССР от Ленина до Горбачёва. М.: Вече, 2014; Верт Н. История Советского государства. М.: Весь мир, 2006; Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: Советская Россия, 1991; Грациози А. История СССР. М.: РОССПЭН, 2016; Даниелс Р.В. Взлет и падение коммунизма в России. 1917—1991. М.: РОССПЭН, 2011; История Коммунистической партии Советского Союза / Отв. ред. А.Б. Безбородов; науч. ред. Н.В. Елисеева. М.: РОССПЭН, 2013; Левин М. Советский век. М.: Европа, 2008.

4 Лейн Д., Росс К. Политбюро ЦК КПСС 1966-1991 гг. // Кентавр. 1994. № 4. С. 129-142; № 5. С. 98-104.

5 Модсли Э., Уайт С. Советская элита от Ленина до Горбачёва. Центральный комитет и его члены, 1917-1991 гг. М.: РОССПЭН, 2011.

Д. Лейн и К. Росс не анализируют отдельно карьерные траектории высшего руководства КПСС всего периода 1953—1985 гг., уделяя внимание лишь членам Политбюро, начиная с 1966 г. В свою очередь Э. Модсли и С. Уайт приводят данные о ЦК в целом, не выделяя высшее партийное руководство. Несомненно заслуживают внимания работы отечественного социолога О.В. Крыштановской, в которых автор, анализирующий советскую и постсоветскую элиты, рассматривает и карьерные траектории высших руководителей КПСС6. Однако исследование О.В. Крыштановской касается лишь брежневского и горбачёвского времени, а не всего послесталин-ского периода в целом. В силу этого проведение комплексного анализа малоизученных особенностей карьерных траекторий членов высшего руководства КПСС периода 1953—1985 гг. представляется актуальным для современного понимания строения и функционирования власти в исследуемый период.

При проведении исследования использованы исторический и институциональный подходы, основные положения классических и современных теорий элит, утверждающих ведущую роль политической элиты в принятии общезначимых решений и обосновывающих необходимость ее специального анализа.

В качестве источников были использованы биографические справочники под авторством В.И. Ивкина7 и А.Д. Чернева8. Их данные позволили собрать воедино и проанализировать информацию о карьерном пути партийных лидеров 1953—1985 гг.

Прежде чем рассматривать опыт работы партийных руководителей, следует обратить внимание на данные об их участии в Революции 1917 г., Гражданской и Великой Отечественной войнах (табл. 1).

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что лишь 9 представителей высшего партийного руководства рассматриваемого периода9 участвовали в Революции 1917 г. Однако

6 Крыштановская О.В. Политическая элита в годы перестройки // Политические процессы в условиях перестройки. Вып. 1. М.: Институт социологии АН СССР, 1991. С. 24—25, 29—31; Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005. С. 104, 112-113.

7 Ивкин В.И. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991. Историко-биографический справочник. М.: РОССПЭН, 1999.

8 Чернев А.Д. 229 кремлёвских вождей. Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК Коммунистической партии в лицах и цифрах. Справочник. М.: Родина; Рус-сика, 1996.

9 К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, Л.М. Каганович, О.В. Куусинен, А.И. Микоян, В.М. Молотов, А.Я. Пельше, Н.С. Хрущёв, Н.М. Шверник.

43 чел. принимали непосредственное участие в Гражданской или Великой Отечественной войнах, т.е. в военных конфликтах, ставших испытанием на прочность власти Компартии, исход которых определил судьбу Советского государства. Этот опыт значительно повлиял на дальнейшую карьеру, взгляды, характер политической деятельности руководителей КПСС.

Таблица 1

Участие в Революции 1917 г., Гражданской и Великой Отечественной войнах (чел.)10

Тип вооружённого конфликта Кол-во чел.

Революция 1917 г. 9

Гражданская война 18

Великая Отечественная война 25

Всего 37

Не менее значим и опыт работы представителей высшего руководства КПСС на ответственных управляющих должностях до попадания в партийный «ареопаг» (табл. 2).

Работа в партийных органах была, безусловно, главным фактором попадания в состав Политбюро (Президиума) и Секретариата: 69 из 78 партийных руководителей послесталинского периода имели опыт работы в партийных комитетах разных уровней11. Наиболее длительным этот опыт был у К.У. Черненко (36 лет) и у Е.К. Лигачёва (31 год). Столь большой срок работы в партийных учреждениях до вхождения данных лидеров в состав высшего руководства партии обусловлен довольно поздним попаданием их на вершину партийной иерархии: К.У. Черненко — в 65 лет, Е.К. Лигачёва — в 63 года. В то же время наименьший опыт работы в партийных органах был у А.Н. Косыгина, М.Г. Первухина и А.Н. Шелепина (менее 1 г.). Связано это было, прежде всего, с тем, что эти партийные руководители долгие годы проработали не в партийных структурах, а в органах государственного управления, в промышленности (А.Н. Косыгин, М.Г. Первухин) и в комсомоле (А.Н. Ше-лепин).

Таблица 2

Опыт работы в разных сферах до избрания в Политбюро (Президиум) и Секретариат (чел.)12

Сфера деятельности Кол-во чел.

Партия 69

Промышленность 39

Органы государственного управления 32

Комсомол 28

Советы 21

Преподавание 16

Государственная безопасность 10

Пресса 10

Сельское хозяйство 10

Профессиональная служба в армии и на флоте 9

Профсоюзы 8

Дипломатическая работа 6

Наука 5

Кооперация 4

Транспорт 4

Коминтерн 2

Прокуратура 1

Из 78 партийных лидеров 39 чел. имели опыт работы в про-мышленности13. Наибольший опыт работы в промышленности имели Н.И. Рыжков, И.В. Спиридонов (по 25 лет) и В.И. Долгих (20 лет), наименьший — Е.К. Лигачёв и В.М. Чебриков (1 г.). Говоря о первых трех упомянутых лидерах, стоит отметить, что они с молодых лет строили свою карьеру в промышленности, смогли занять должности руководителей предприятий, после чего и были

приглашены на работу в политические структуры. С другой стороны, Е.К. Лигачёв сделал карьеру в партийном аппарате, а В.М. Чебри-ков более трех десятилетий проработал в партийных и чекистских органах. В целом популярность работы в промышленности может быть объяснена, как и в случае с доминированием в партийной среде лидеров с техническим образованием, потребностями экономического развития страны, непосредственным контролем партии экономики страны.

32 партийных лидера имели опыт работы в республиканских и союзных органах государственного управления14. Дольше всего в государственных органах проработали Н.А. Тихонов (28 лет), Д.Ф. Устинов (24 г.) и Т.Я. Киселёв (21 г.). Успешность их деятельности в государственных структурах во многом предопределила их восхождение на вершину партийной иерархии.

Опыт работы на комсомольских должностях имели 28 партийных руководителей15. Лидерами по длительности работы в комсомольских органах можно назвать А.Н. Шелепина (18 лет), Э.А. Шеварднадзе (13 лет) и П.М. Машерова (11 лет), которые на определенном этапе своей карьеры возглавляли комсомольские организации республиканского и всесоюзного уровней. Комсомольская работа служила значимым трамплином для дальнейшей карьеры.

Опыт работы на советских должностях был у 21 партийного лидера рассматриваемого периода16. Причина меньшей «популярности» советской работы (по сравнению с работой в партийных структурах и органах госуправления), на наш взгляд, состоит в том, что Советы и их исполкомы были «приводным ремнем» партийных органов и не имели самостоятельного политического значения. Их административно-управленческая роль сильно уступала по значению ключевым министерствам и ведомствам. Однако здесь же следует отметить, что членство в Центральном Исполнительном Комитете (ЦИК) и Верховном Совете СССР было непременным атрибутом почти всех членов Политбюро (Президиума) и Секретариата, и часто служило своеобразной ступенькой на пути в члены ЦК партии. Это было связано с задачей легитимации партийной власти, которую выполняли Советы.

14 В среднем опыт работы в этой сфере составлял 8 лет.

15 В среднем опыт работы в этой сфере составлял 5 лет.

16 В среднем опыт работы в советских органах составлял 3 г. Наибольший стаж советской работы был у О.В. Куусинена (12 лет) и Ш.Р. Рашидова (9 лет), наименьший — у Н.И. Беляева, Л.И. Брежнева, Л.Н. Ефремова, И.В. Капитонова, А.Н. Косыгина, Н.Н. Шаталина, Н.М. Шверника (1 г.).

Преподавательской работой до избрания в состав высшего партийного руководства занимались 16 чел.17, причем очевидно, что опыт преподавания мог быть лишь дополнением к опыту партийной и государственной работы, которая была реальным залогом успешного продвижения по иерархической лестнице. По 10 партийных лидеров имели опыт работы в органах государственной безопасности18, в органах прессы19 и в сельском хозяйстве20. Обычно служба в чекистских структурах не была сама по себе залогом попадания на вершину политической власти, свидетельством чему является тот факт, что только 3 чел. (Л.П. Берия, С.Д. Игнатьев, В.М. Чебриков) вошли в партийный «ареопаг», являясь руководителями органов советской государственной безопасности.

Опыт работы в органах прессы являлся дополнением к партийной и государственной деятельности, причем в ряде случаев (М.В. Зимянин, В.И. Поляков, П.Н. Поспелов, Д.Т. Шепилов) такой опыт напрямую приводил к вхождению в состав высшего партийного руководства. Малая распространенность опыта работы в сельском хозяйстве свидетельствует, что, хотя руководство партии придавало стратегическое значение этой отрасли экономики, сельскохозяйственное направление было не самым перспективным в плане карьерного роста и неизбежно должно было дополняться опытом работы в других сферах21.

Опыт профессиональной армейской службы был у 9 партийных руководителей22. Наибольший опыт службы в Вооруженных Силах был у А.А. Гречко (54 г.) и Г.К. Жукова (41 г.). Как известно,

17 Средняя продолжительность работы в этой сфере составляла 3 г. Дольше всего на преподавательской работе находились Т.Я. Киселёв, В.Н. Титов (по 8 лет) и А.Я. Пельше (6 лет). Наименьший опыт был у Л.И. Брежнева, П.Н. Демичева, Л.Ф. Ильичёва (1 г.).

18 Средняя продолжительность службы в органах госбезопасности — 9 лет. Наибольший стаж чекистской работы был у Г.А. Алиева (27 лет), наименьший — у К.Е. Ворошилова (менее 1 г.).

19 В среднем опыт работы в данной сфере составлял 9 лет. Дольше всего в прессе проработали Л.Ф. Ильичёв (14 лет) и П.Н. Поспелов (13 лет). Меньше 1 г. в этой сфере проработали В.М. Молотов и М.Г. Первухин.

20 В среднем опыт работы в данной сфере составлял 4 г. Наибольший опыт работы в сельском хозяйстве был у А.И. Кириченко (12 лет), наименьший — у В.В. Гришина (1 г.).

21 Однако сам факт владения сельскохозяйственной тематикой мог сыграть важную роль в восхождении того или иного лидера на вершину партийной иерархии, о чем говорят примеры Л.И. Брежнева, М.С. Горбачёва, А.И. Кириченко, Ф.Д. Кулакова, В.И. Полякова.

22 Л.И. Брежнев, К.Е. Ворошилов, А.А. Гречко, Г.К. Жуков, В.П. Мжаванадзе, Н.А. Мухитдинов, А.Я. Пельше, П.К. Пономаренко, Д.Т. Шепилов. В среднем длительность профессиональной армейской службы составляла 19 лет.

А.А. Гречко и Г.К. Жуков всю свою жизнь посвятили армейской карьере и оба были влиятельными министрами обороны СССР, что и стало причиной их избрания в Политбюро (Президиум). Наименьший армейский опыт был у Л.И. Брежнева и Д.Т. Шепи-лова (6 и 5 лет соответственно), что было обусловлено невоенным характером их карьеры. Опыт профессиональной службы в Вооруженных Силах мог играть важную роль в дальнейшем продвижении во власть, однако почти во всех случаях он неизбежно дополнялся длительным опытом работы в партийных структурах. В целом можно констатировать, что высшее партийное руководство рассматриваемого периода не носило военизированного характера, хотя наличие у его участников высоких воинских званий23 было важным показателем их особого положения на политическом «олимпе».

Причина небольшого числа прошедших через работу в проф-союзах24, как и в случае с Советами, состоит в том, что профсоюзы не играли самостоятельной, независимой роли, и работа в них могла стать тупиковым путем для тех, кто желал подняться по властной лестнице25.

Шестеро партийных руководителей имели опыт дипломатической работы26, однако практически во всех случаях (кроме А.А. Громыко) он неизбежно дополнялся длительным опытом работы в партийных и комсомольских структурах. Более того, в ряде случаев работа в ранге посла была свидетельством заката управленческой карьеры или временного ее отката27.

23 Три генерал-майора (Г.А. Алиев, А.И. Кириченко, Д.Т. Шепилов), 4 генерал-лейтенанта (В.П. Мжаванадзе, М.Г. Первухин, П.К. Пономаренко, Н.С. Хрущёв), 2 генерала армии (Ю.В. Андропов, В.М. Чебриков).

24 В.В. Гришин, С.Д. Игнатьев, Л.М. Каганович, В.В. Кузнецов, А.И. Микоян, П.Н. Поспелов, Ш.Р. Рашидов, Н.М. Шверник. В среднем срок работы в данной сфере составлял 4 г. Наибольшим опытом профсоюзной работы обладал В.В. Кузнецов (9 лет), наименьшим — А.И. Микоян (менее 1 г.).

25 Хотя для В.В. Гришина и В.В. Кузнецова руководство советскими профсоюзами стало «трамплином» для вхождения в состав высшего руководства партии.

26 Ю.В. Андропов, В.И. Воротников, А.А. Громыко, М.В. Зимянин, Л.Ф. Ильичёв, К.В. Русаков. Средний опыт работы в дипломатических структурах — 10 лет. Наибольшим опытом работы в данной сфере обладал А.А. Громыко (34 г.), наименьшим — В.И. Воротников (3 г.).

27 Свидетельством завершения политической карьеры работа в ранге посла стала для А.Б. Аристова, М.Г. Первухина, П.К. Пономаренко. Перевод на дипломатическую работу М.В. Зимянина и В.В. Кузнецова стал свидетельством их поражения в аппаратной борьбе, развернувшейся после смерти И.В. Сталина. Однако для некоторых лидеров (к примеру, для Ю.В. Андропова и К.В. Русакова) опыт руководства советскими посольствами становился хорошим подспорьем для успешной карьеры в сфере международной деятельности партии.

В науке до попадания в партийный «ареопаг» работали лишь 5 партийных лидеров28. Наука не являлась «кузницей» политических кадров и не предоставляла особых возможностей для карьерного роста в политике. Лишь 8 членов партийного руководства имели ученые степени29.

Незначительное число партийных лидеров имели опыт работы в кооперации и на транспорте30. Важно отметить, что опыт работы в кооперативных структурах имел А.Н. Косыгин, что, возможно, оказало влияние на становление этого деятеля, на формулировку им принципов экономической реформы 1965 г.

Два представителя послесталинского высшего партийного руководства имели опыт работы в структуре Исполнительного Комитета Коммунистического интернационала (ИККИ): О.В. Куусинен в 1921—1939 гг. был членом Президиума и секретарем ИККИ, а Б.Н. Пономарёв в 1937—1943 гг. был помощником генерального секретаря ИККИ Г. Димитрова. Работа в ИККИ предопределила дальнейшую карьеру обоих лидеров, занявших с 1950-х гг. важные позиции в руководстве идеологической работой и международной политикой КПСС.

Лишь один партийный руководитель — Д.Т. Шепилов — имел опыт работы в органах прокуратуры, очевидно проигрывавших в качестве старта карьеры армии и органам госбезопасности.

Важно отметить, что до восхождения на политический «олимп» будущие партийные лидеры активно меняли сферы деятельности. Самый разнообразный опыт работы был у М.В. Зимянина и Б.Н. Пономарёва (сменили по семь сфер деятельности). Возможно, именно подобное разнообразие опыта работы, когда названные лидеры не успевали обрасти крепкими связями и сформировать свою команду, не позволило М.В. Зимянину и Б.Н. Пономарёву оказаться на ведущих позициях в высшем руководстве партии. В то же время, к примеру, А.А. Гречко и Г.К. Жуков всю жизнь посвятили армейской службе, что в итоге позволило им достичь вершин военной иерархии и войти в состав Политбюро (Президиума), правда, в первом случае лишь на три года, во втором —

28 А.А. Громыко, Д.А. Кунаев, Б.Н. Пономарёв, П.Н. Поспелов, Д.Т. Шепи-лов. В среднем срок работы в этой сфере составлял 4 г. Наибольший опыт научной работы был у Д.Т. Шепилова (6 лет), у остальных руководителей — по 3 г.

29 А.Б. Аристов, А.А. Громыко, В.И. Долгих, Л.Ф. Ильичёв, В.В. Кузнецов, Д.А. Кунаев, В.Н. Титов, Н.А. Тихонов.

30 Средний срок работы в кооперации составлял 6 лет, на транспорте — 4 г. Наибольшим опытом работы в кооперации обладал Н.И. Беляев (15 лет), на транспорте — М.В. Зимянин (5 лет). Наименьший опыт в кооперации был у Н.А. Мухитдинова (1 г.), на транспорте — у В.В. Гришина (2 г.).

на один. В свою очередь, чисто партийным характером отличалась карьера Я.Э. Калнберзина и Г.М. Маленкова, что предопределило их успешное восхождение на политический «олимп».

Таким образом, подавляющее большинство партийных лидеров послесталинского периода имело за плечами многолетний опыт работы в партийных органах, и именно этот фактор был решающим для попадания на вершину партийной иерархии. Очень важным был опыт работы в промышленности и в государственных (связанных с управлением экономикой) органах. Можно предположить, что работа в других сферах не была сама по себе решающим фактором, способствовавшим продвижению в политике, поскольку должна была неизбежно дополняться работой в партийном или государственном аппарате. Слишком частая смена деятельности была, скорее, помехой для карьерного роста.

Ограниченный объем статьи не позволяет представить все вехи карьерного пути лидеров КПСС, поэтому подробно рассмотрим карьерный путь лидеров, прошедших через наиболее популярные, как было показано выше, сферы деятельности: партию, промышленность, органы государственного управления, комсомол и Советы.

Наиболее распространенный опыт работы в партийных структурах сам по себе не являлся залогом начала успешной политической карьеры: лишь 7 руководителей начали свой трудовой путь с работы в партийных органах. В то же время впоследствии именно работа в партийных структурах стала самым распространенным путем попадания на политический «олимп»: для 51 из 69 лидеров с партийным опытом работы именно работа в органах Компартии непосредственно предшествовала избранию в руководящие органы ЦК.

Чаще всего на партийную работу переходили после работы в промышленности, в комсомоле или в образовательных структурах, реже всего — после работы в сельском хозяйстве, в дипломатических структурах или на транспорте. У 33 руководителей партийный опыт на время прерывался работой в других сферах (порой неоднократно): чаще всего в органах государственного управления, в Советах и в органах прессы. Подобное чередование сфер деятельности говорит о том, что партийная карьера часто дополнялась работой в управленческих структурах иного профиля, что должно было способствовать повышению компетентности руководителя.

В свою очередь, работа в промышленности часто становилась хорошим стартом для управленческой карьеры: для 30 из 39 руководителей с опытом работы в индустрии именно данная сфера стала отсчетом их карьеры. Этот факт отражал общий тренд со-

ветской эпохи на поддержку выходцев из среды работников промышленности. Однако ни один представитель промышленного сектора не был непосредственно избран в состав высшего партийного руководства в рассматриваемый период. После работы в промышленности будущие лидеры правящей партии чаще всего переходили на работу в партийные структуры, в органы государственного управления, а также в комсомол.

Работа в органах государственного управления, как и в партийных структурах, в большинстве случаев не была стартовой в карьере. Чаще всего на работу в органы государственного управления переходили люди с опытом работы в Компартии, промышленности и Советах, реже всего — из госбезопасности, кооперации, профсоюзов и образовательных структур. Далеко не всегда работа в государственном аппарате служила гарантией избрания в руководящие органы ЦК: лишь 12 из 32 руководителей с опытом работы в сфере государственного управления вошли в состав партийного «ареопага», находясь на государственных должностях. Половина из них затем перешла на работу в партийные структуры, что и придало динамизм их карьере.

Из 28 лидеров с опытом комсомольской работы только для 12 из них непосредственно комсомол стал стартовой «площадкой» для карьеры. Часто в комсомольские структуры переходили после работы в промышленности и сельском хозяйстве, что характеризует ВЛКСМ как хорошо налаженный социальный лифт для рабочей и сельской молодежи. Непосредственно комсомол не являлся прямой дорогой к вершинам политической власти, большинство будущих партийных лидеров переходило затем на работу в партию или в промышленность.

Работа в Советах являлась промежуточным звеном в управленческой карьере партийных руководителей. Чаще всего на советскую работу приходили выходцы из партийных структур, и туда же, на партийную работу, в большинстве своем уходили после работы в советской сфере. Лишь 1 из 21 лидера с опытом работы в Советах данный путь вывел на политический «олимп».

Под углом зрения взаимоотношений партии и Советов представляют интерес данные о роли членства в ЦИК и Верховном Совете СССР в политической карьере представителей высшего партийного руководства послесталинского периода. Как уже отмечалось выше, почти все представители высшего партийного руководства (кроме В.И. Полякова) были членами союзного ЦИК и Верховного Совета, однако более интересен здесь другой момент. Нами выявлена следующая закономерность: 58 из 78 партийных лидеров послесталинского периода становились де-

путатами советского представительного органа до избрания в состав ЦК партии31. В среднем между вхождением в советский пар-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32

ламент и высший партийный комитет проходило четыре года32. Таким образом, более чем в двух третях случаев членство в ЦИК и Верховном Совете СССР было очень важной ступенькой на пути к вершине партийной власти. Выборы в советский парламент были своеобразным фильтром, пройдя через который, можно было получить шанс на попадание в состав правящей элиты. Обязательность членства в союзном ЦИК и Верховном Совете партийных лидеров подтверждает, что, хотя Советы не играли существенной практической роли в политике, их легитимирующее значение было очень велико.

Учитывая особую роль советского парламента как «трамплина» для попадания в состав партийной элиты, интересен вопрос, на каких должностях работали будущие представители послеста-линского высшего руководства КПСС на момент избрания в ЦИК или Верховный Совет СССР33 (табл. 3).

Исходя из приведенных данных, можно заключить, что среди вновь избранных депутатов преобладали партийные руководящие работники (39 чел.), прежде всего, регионального и республиканского уровня. В то же время взятые вместе руководители государственных и советских органов, общественных организаций, дипломатических и хозяйственных структур составляли лишь треть прошедших парламентское «сито» будущих лидеров партии. В данном случае подтверждается важность партийного опыта работы для попадания на верхнюю ступень властной иерархии.

Посты, на которых находились будущие партийные лидеры на момент включения в состав высшего партийного руководства34 (табл. 4).

31 Однако 19 партийных руководителей вошли в состав ЦК партии до избрания в ЦИК или Верховный Совет СССР: М.Д. Багиров, Л.П. Берия, К.Е. Ворошилов, Л.Ф. Ильичёв, К.Ф. Катушев, А.Н. Косыгин, Е.К. Лигачёв, А.И. Микоян, В.М. Молотов, М.Г. Первухин, Б.Н. Пономарёв, П.Н. Поспелов, Г.В. Романов, А.Н. Рудаков, Н.С. Хрущёв, В.М. Чебриков, К.У. Черненко, Н.Н. Шаталин, А.Н. Ше-лепин.

32 Самый длинный период союзного депутатства до избрания в состав ЦК был у А.Я. Пельше (15 лет), Ю.В. Андропова, Ф.Д. Кулакова и П.М. Машерова (по 11 лет). Самый короткий — у К.Е. Воротникова, М.С. Горбачёва, Л.М. Кагановича, Я.П. Рябова и Н.М. Шверника (1 г.).

33 Речь идет о 58 партийных руководителях, избранных в советский парламент до вхождения в состав ЦК партии.

34 Должности рассматриваются на момент избрания как в состав высшего партийного руководства в целом, так и на момент избрания отдельно в Секретариат и отдельно в Политбюро (Президиум). В табл. 5 учитывается 36 человек, или изначально избранных секретарями ЦК и лишь затем попавших в состав Политбюро

Таблица 3

Должности на момент избрания в ЦИК / Верховный Совет СССР (чел.)35

Должность Кол-во чел.

Первый секретарь / секретарь / руководящий работник регионального парткома36 25

Первый секретарь / секретарь ЦК Компартии союзной республики 8

Руководящий работник ЦК партии 5

Руководитель / первый заместитель руководителя союзного ведомства 3

Председатель исполкома регионального Совета 3

Первый секретарь ЦК ЛКСМ союзной республики 2

Руководящий профсоюзный работник 2

Военачальник 2

Председатель совнархоза 2

Руководитель предприятия 2

Дипломат 1

Секретарь ИККИ 1

Заместитель председателя Совмина союзной республики 1

Первый секретарь райкома / горкома 1

Всего 58

(Президиума), или избранных секретарями ЦК и не вошедших в Политбюро (Президиум). В табл. 6 нами учитывается 42 человека, восемь из которых стали секретарями ЦК уже после избрания в Политбюро (Президиум). Должности на момент избрания в Оргбюро ЦК партии, существовавшее в 1919-1952 гг., не учитываются.

35 Подсчеты произведены автором по: Ивкин В.И. Указ. соч. С. 188-623; Чернев А.Д. Указ. соч. С. 89-322.

36 В данной работе разделены региональный и республиканский уровни партийно-государственного руководства. Под региональным уровнем подразумевается уровень областей / краев / автономных республик, под республиканским — союзных республик.

Таблица 4

Должности на момент включения в состав высшего руководства КПСС (чел.)37

Должность Кол-во чел.

Первый секретарь / секретарь регионального парткома 18

Первый секретарь / секретарь ЦК Компартии союзной республики 17

Руководящий работник ЦК партии 15

Руководитель союзного ведомства 10

Первый заместитель / заместитель Председателя Совмина СССР 5

Председатель Совмина союзной республики 5

Главный редактор / заместитель главного редактора органа печати 4

Председатель ВЦСПС 2

Председатель Комитета партийного контроля при ЦК партии 1

Председатель Президиума Верховного Совета союзной республики 1

Всего 78

Исходя из данных табл. 4, можно сделать вывод, что при введении в состав высшего руководства партии предпочтение отдавалось представителям партийного аппарата (51 человек), прежде всего, руководящим работникам регионального и республиканского уровня. Эти данные прямо соотносятся с данными о вновь избранных депутатах советского парламента, приведенными выше, что в очередной раз подтверждает приоритетность партийного «канала» при рекрутировании верхушки политической элиты. В свою очередь, вторым по популярности «каналом» рекрутирования были органы государственного управления, руководители которых были в немалом количестве (20 человек) представлены в партийном «ареопаге». Другие сферы деятельности не могли дать серьезной гарантии восхождения на верхнюю ступень властной лестницы.

Представляют интерес данные, позволяющие рассмотреть характер должностей партийных руководителей на момент включения в Политбюро (Президиум) и Секретариат по отдельности (табл. 5).

Таблица 5

Должности на момент избрания в состав Секретариата (чел.)38

Должность Кол-во чел.

Руководящий работник ЦК партии 13

Первый секретарь / секретарь регионального парткома 13

Главный редактор / заместитель главного редактора органа печати 4

Руководитель союзного ведомства 2

Первый секретарь / секретарь ЦК Компартии союзной республики 2

Первый заместитель / заместитель Председателя Совмина СССР 1

Председатель Совмина союзной республики 1

Всего 36

Как можно видеть, секретарями ЦК избирались, в первую очередь, руководящие работники центрального и регионального аппарата партии (26 чел.). Избрание руководителей органов печати было вызвано тем, что именно печать выполняла в советское время важнейшую идеологическую функцию, курировавшуюся Секретариатом. Малое представительство выходцев из государственного аппарата (3 чел.) в секретарском корпусе объясняется тем, что работа в органах государственного управления была во многом отдельным, параллельным партийному каналом рекрутирования и практически не выводила к должностям секретарей ЦК.

Несколько иная картина наблюдается в случае с Политбюро (Президиумом) (табл. 6).

Исходя из представленных данных, можно заключить, что в Политбюро (Президиум) гораздо чаще, чем в состав Секретариата, избирались лидеры республиканских Компартий, а также руководители органов государственного управления (16 чел.). Кроме того, пусть и в очень малом количестве, в состав Политбюро (Президиума) включались руководители советских органов и профсоюзов, что повышало его репрезентативность по сравнению с Секретариатом. Такое положение можно объяснить тем, что именно Политбюро (Президиум) являлось главным источником полити-

ческих решений, предполагавших необходимость согласования общественных интересов.

Таблица 6

Должности на момент избрания в состав Политбюро (Президиума) (чел.)39

Должность Кол-во чел.

Первый секретарь / секретарь ЦК Компартии союзной республики 15

Руководитель союзного ведомства 8

Первый секретарь / секретарь регионального парткома 5

Первый заместитель / заместитель Председателя Совмина СССР 4

Председатель Совмина союзной республики 4

Руководящий работник ЦК партии 2

Председатель ВЦСПС 2

Председатель Комитета партийного контроля при ЦК партии 1

Председатель Президиума Верховного Совета союзной республики 1

Всего 42

Итак, во-первых, большинство участников послесталинского партийного «ареопага» до попадания на вершину политической власти имели большой опыт работы в структурах КПСС, что говорит о ведущем значении этого канала в рекрутировании высшей политической элиты. Работа в других сферах, за исключением государственного управления и управления промышленностью, не была залогом восшествия на политический «олимп» и почти всегда дополнялась многолетней партийной работой.

Во-вторых, некоторые сферы деятельности являлись предпочтительными для старта карьеры: к примеру, работа в промышленности и комсомоле. В то же время работа собственно в партийных и государственных структурах являлась промежуточным или заключительным этапом карьеры руководителя, агрегирующим его прежний опыт работы. Порой работа в сфере партийно-государственного управления могла прерываться на определенный период, что, однако, во многих случаях способствовало повыше-

нию компетенции партийного лидера. В подавляющем большинстве случаев работа именно в партийных структурах становилась «стержневой» для руководителя, главным залогом его успешной карьеры.

В-третьих, анализ биографий партийных лидеров показал, что избрание в ЦИК или Верховный Совет СССР было в большинстве случаев обязательной ступенью на пути к попаданию в ЦК партии, своеобразным «отборочным этапом» для будущих участников партийного «ареопага». Такой подход к рекрутированию высшего руководства КПСС свидетельствовал о стремлении укрепить легитимность правления коммунистов.

В целом главное участие в формировании составов руководящих органов ЦК принимали представители центрального, республиканского и регионального партийного аппарата, а также государственной бюрократии. Факт существования подобной коалиции неизбежно влиял на особенности функционирования Политбюро (Президиума) и Секретариата, де-факто руководивших внутренней и внешней политикой страны.

Список литературы

Авторханов А.Г. Технология власти. М.: Посев, 2007.

Берёзкина О.С. Политические элиты: что и как мы изучаем? М.: ТЕИС, 2003.

Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 т. М.: Международные отношения, 1990. Т. 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущёв. 1941-1964.

Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994. М.: Международные отношения, 1996.

Браун А. Взлет и падение коммунизма. М.: РОССПЭН, 2014.

Буровский А.М. Брежнев без лжи. Да здравствует «застой»! М.: Алгоритм, 2013.

ВанюковД.А. Эпоха застоя. М.: Мир книги, 2008.

Ванюков Д.А. Хрущёвская оттепель. М.: Мир книги, 2007.

Вдовин А.И. История СССР от Ленина до Горбачёва. М.: Вече, 2014.

Верт Н. История Советского государства. М.: Весь мир, 2006.

Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: Советская Россия, 1991.

Грациози А. История СССР. М.: РОССПЭН, 2016.

Даниелс Р.В. Взлет и падение коммунизма в России. 1917-1991. М.: РОССПЭН, 2011.

Ивкин В.И. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991. Историко-биографический справочник. М.: РОССПЭН, 1999.

История Коммунистической партии Советского Союза / Отв. ред. А.Б. Безбородов; науч. ред. Н.В. Елисеева. М.: РОССПЭН, 2013.

Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005. Крыштановская О.В. Политическая элита в годы перестройки // Политические процессы в условиях перестройки. Вып. 1. М.: Институт социологии АН СССР, 1991. С. 3-33.

Кукушкин Ю.С., Чистяков О.В. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987.

Левин М. Советский век. М.: Европа, 2008.

Лейн Д., Росс К. Политбюро ЦК КПСС 1966-1991 гг. // Кентавр. 1994. № 4. С. 129-142; № 5. С. 98-104.

Модсли Э., Уайт С. Советская элита от Ленина до Горбачёва. Центральный комитет и его члены, 1917-1991 гг. М.: РОССПЭН, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945-1985. М.: Астрель, 2007.

Попов Г.Х. Реформирование нереформируемого. Попытка Алексея Косыгина. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009.

Попов Г.Х., Аджубей Н.А. Пять выборов Никиты Хрущёва. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2008. Пыжиков А.В. Хрущёвская «оттепель». М.: Олма-Пресс, 2002. Сушков А.В. Президиум ЦК КПСС в 1957-1964 гг.: личности и власть. Екатеринбург: УрО РАН, 2009.

Чернев А.Д. 229 кремлёвских вождей. Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК Коммунистической партии в лицах и цифрах. Справочник. М.: Родина; Руссика, 1996.

Чураков Д.О. СССР при Брежневе. Правда о великой эпохе. М.: Вече, 2014.

Шубин А.В. Золотая осень, или период застоя СССР в 1975-1985 гг. М.: Вече, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.